Когда можно получить страховую пенсию
Перейти к содержимому

Когда можно получить страховую пенсию

  • автор:

Как оформить пенсию по возрасту

Каждый россиянин имеет право на пенсию по старости. В зависимости от того, сколько и где он проработал, сумма ежемесячной выплаты может сильно отличаться. Разберемся в «лабиринтах» пенсионной системы и узнаем, какие нужны документы для оформления пенсии.

Основы пенсионного обеспечения в России

Пенсия по возрасту бывает страховой и социальной. Последнюю получают те, кто не заработал право на первую.

Страховая пенсия по возрасту (СПВ) — основной способ финансовой поддержки пожилых людей. Право на нее получает каждый гражданин, если выполнил три условия:

  • достиг определенного возраста;
  • заработал необходимый страховой стаж (то же, что и трудовой);
  • за время работы накопил установленную сумму пенсионных баллов.

Для социальной пенсии достаточно выполнить первое условие. Но имейте в виду, что значение возрастных показателей различается.

Возраст для выхода на пенсию

После завершения пенсионной реформы (согласно 350-ФЗ ) для большинства граждан и гражданок России он составит 65 и 60 лет соответственно.

Поскольку пенсионный возраст (ПВ) повышается постепенно, то до наступления 2028 года он будет ниже. Например, в 2024 году для мужчин показатель составит 63 года, а для женщин — 58 лет.

Из-за особенностей реформы в текущем (2023) году никто из россиян не выйдет на Право на социальную выплату наступает только с 70 лет у мужчин и с 65 — у женщин.

Страховой стаж

Для тех, кто вышел на СПВ в 2022 году, необходимый страховой стаж составлял 13 лет. Но уже с 2024 года он увеличится на два года (до 15 лет).

Если гражданин беспрерывно работал с ранних лет и накопил стаж в 42 года (мужчина) или 37 лет (женщина) до наступления Пенсионные баллы

Правильнее называть их индивидуальными пенсионными коэффициентами (ИПК). Именно они отвечают за повышение страховой части пенсии. Они имеют определенную стоимость, и их количество напрямую зависит от страхового стажа пенсионера.

В 2024 году минимальное значение ИПК для выхода на пенсию составит 28,2. А с 2026 года показатель достигнет итогового значения — 30 баллов.

Стоимость ИПК ежегодно индексируется. Благодаря этому пенсии увеличиваются, не позволяя инфляции снизить их платежеспособность. В 2023 году стоимость одного балла составляет 123,76 руб.

Узнать, сколько у вас накопилось ИПК, можно в личном кабинете на портале «Госуслуге» или на сайте СФР.

Как рассчитать пенсию по возрасту

Формула расчета пенсии по возрасту такова:

где ФЧ — фиксированная часть, СК — стоимость ИПК, НЧ — накопительная часть.

Размер ФЧ ежегодно индексируется. В 2023 году он составляет 7567,33 руб.

Подробнее разобраться в том, что такое накопительная часть пенсии, вы сможете, прочитав другую нашу статью. Там же вы найдете пример расчета.

Выплата накопительной пенсии в 2023 году

Кому положена досрочная пенсия

Некоторые россияне могут выйти заслуженный отдых раньше. Речь о тех людях, чья работа которых была связана с повышенными рисками, суровыми и сложными условиями труда и жизни.

  1. Служащие, медработники и педагоги. Понятие выслуги лет характерно для военнослужащих, но и среди гражданских профессий есть немало похожих. Среди них летчики, государственные и муниципальные чиновники, учителя, врачи и др.
  2. Люди, которые долгое время работали во вредных условиях. Некоторые работники предприятий химической, металлургической, добывающей промышленности и ряда других сфер подвергают здоровье опасности. Поэтому они могут выйти на СПВ на пятнадцать лет раньше. Для этого нужно проработать в таких условиях 10 или 7,5 лет соответственно (для мужчин и женщин).
  3. Жители Крайнего Севера или приравненной к нему местности, которые проработали там в течение 15 и 20 лет соответственно. В этом случае сотрудник становится пенсионером на пять лет раньше.
  4. Сотрудники компаний, которые лишились работы в связи с сокращением штатов или ликвидации фирмы менее, чем за два года до наступления ПВ, могут смело подавать заявление в СФР. То же касается безработных — при условии, что на момент подачи заявления предпенсионер числился на учете в службе занятости и имел необходимый трудовой стаж и сумму ИПК.
  5. Многодетные матери получают право на СПВ раньше. Срок льготы зависит от того, сколько детей они воспитали: троих — в 57 лет, четверых — в 55 лет, пятерых и более — в 50 лет.
  6. Родители, воспитывающие ребенка-инвалида, вправе уйти с работы на десять лет раньше.

Ушли на пенсию, но еще полны сил? Если у вас есть дополнительный источник дохода, то было бы недальновидно не откладывать пенсию на будущее (путешествия, внуков, недвижимость).

Совкомбанк предлагает вклады для пенсионеров сроком от 3 месяцев до 3 лет со ставкой до 11%. На сайте можно ознакомиться с условиями, рассчитать доходность и оставить заявку.

Как получить пенсионное удостоверение

Этот документ закрепляет право получать пенсию. Чтобы его получить, придется немного походить по инстанциям. Но следует признать, сегодня эта процедура намного проще, чем еще пятнадцать лет назад.

Нужно собрать комплект документов и передать их в филиал Социального фонда России (СФР, до недавнего времени — ПФР) по месту постоянной регистрации. Это можно сделать одним из трех способов. Каким воспользоваться, решайте сами.

  1. Лично посетить филиал СФР. Предпочтительнее, если вы выходите на заслуженный отдых досрочно. Сотрудники фонда проконсультируют, какие дополнительные бумаги нужно представить в вашем конкретном случае.
  2. Обратиться в МФЦ. Можно посетить любое отделение, но лучше — по месту прописки.
  3. Воспользоваться сайтом «Госуслуги». Самый простой вариант — не нужно никуда идти на этапе подачи документов. Достаточно лишь отсканировать их или сфотографировать на смартфон, если камера дает возможность получить фотографии приемлемого качества.

Если у вас уже есть учетная запись на «Госуслугах», то просто введите в поисковой строке фразу «назначение пенсии». Система предложит вам заполнить анкету и приложить электронные копии документов.

Если личного кабинета на портале у вас пока нет, то придется его создать. Процедура займет 15-20 минут. Следуйте указаниям системы, и у вас все получится.

И не забудьте подумать о том, куда государство будет перечислять вам деньги!

Удобно, когда все средства приходят на одну карту, и Халва предлагает такую возможность! Если у вас уже есть Халва на базе платежной системы «Мир», вы можете предоставить ее реквизиты для получения субсидий, пенсии и других соцвыплат. А если ваша карта работает на базе Visa и Mastercard, то вы можете открыть виртуальную Халву с национальной платежной системой и получать максимум выгоды.

Какие нужны документы для оформления пенсии

  • заявление о назначении пенсии;
  • гражданский паспорт РФ;
  • оригинал или заверенная копия трудовой книжки;
  • СНИЛС.

Эти документы нужны обязательно. Желательно еще предоставить справку о размере зарплаты на последнем месте работы. Но если ваш работодатель добросовестно отчислял страховые взносы, то эти данные должны оказаться в СФР по умолчанию.

Тем, у кого есть право на повышенную или досрочную СПВ, следует представить подтверждающие бумаги. Например, справку из медучреждения о том, что воспитанник заявителя инвалид с детства.

В отдельных ситуациях сотрудники СФР могут дополнительно попросить:

  • трудовые договора или договора ГПХ;
  • зарплатные ведомости организации, в которой вы были трудоустроены, или копии лицевых счетов из архивов;
  • выписки из приказов о вашем назначении на должность или увольнении;
  • другие справки.

Сколько ждать

СФР рассмотрит ваше заявление в течение десяти рабочих дней. Если у сотрудников будут какие-то вопросы, они вас известят. Возможно, придется донести еще какую-нибудь справку. Но будьте спокойны — даже если процедура займет много времени, выплаты начислят со дня подачи заявления.

А если вы обратились в течение одного месяца после ухода с работы, вам назначат пенсию со дня увольнения.

Единовременная выплата средств пенсионных накоплений

Единовременная выплата средств пенсионных накоплений – выплата средств пенсионных накоплений застрахованным лицам, устанавливаемая в соответствии с порядком и условиями, определенными Федеральным законом от 30.11.2011 № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» и от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии».

Порядок обращения за получением средств пенсионных накоплений в виде единовременной выплаты, а также порядок осуществления этой выплаты установлен Постановлением Правительства РФ от 21.12.2009 N 1048 «Об утверждении Правил единовременной выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, средств пенсионных накоплений застрахованным лицам».

Кто может получить единовременную выплату

Единовременная выплата осуществляется следующим категориям застрахованных лиц:

  • лицам, которые не приобрели право на получение накопительной пенсии в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», — по достижении возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины);
  • лицам, размер накопительной пенсии которых в случае ее назначения составил бы 5 % и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленного в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и размера накопительной пенсии, рассчитанного в соответствии с Федеральным законом от 28.21.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», рассчитанных на дату назначения накопительной пенсии — по достижении возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), а лицам, указанным в части 2 статьи 6 Федерального закона от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», — по достижении возраста или наступлении срока, определяемых в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 г., и при соблюдении условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (наличие необходимого страхового стажа и(или) стажа на соответствующих видах работ, установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента).

Единовременная выплата не осуществляется лицам, которым ранее была установлена накопительная пенсия.

Как обратиться за единовременной выплатой

Застрахованное лицо вправе обратиться за получением единовременной выплаты путем подачи «Заявления о назначении накопительной пенсии».

ВНИМАНИЕ! В заявлении о назначении накопительной пенсии в разделе 5 предусмотрено предупреждение застрахованного лица о наличии выполнения условий, при которых возможно получение единовременной выплаты средств пенсионных накоплений. Таким образом, на основании заявления о назначении накопительной пенсии устанавливается либо единовременной выплата (при выполнении определённых условий) либо накопительная пенсия, выплачиваемая ежемесячно и пожизненно.

Способы подачи заявления и перечень документов, необходимых для обращения, указаны в разделе Выплаты по договору

Порядок установления и сроки осуществления единовременной выплаты

Заявление о назначении накопительной пенсии рассматривается не позднее 10 рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми документами либо со дня поступления документов (сведений), запрошенных страховщиком в государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных им организациях.

Единовременная выплата устанавливается за счет средств пенсионных накоплений, отраженных на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день, с которого она ему назначается, в размере не менее суммы гарантируемых средств**

Выплата средств пенсионных накоплений в размере, установленном решением об осуществлении единовременной выплаты, производится Фондом в срок, не превышающий 1 месяца со дня принятия этого решения.

В случае, если после вынесения решения об осуществлении единовременной выплаты на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица будут отражены средства пенсионных накоплений*, производится доплата к единовременной выплате. Решение о доплате к единовременной выплате выносится Фондом в срок, не позднее 1 сентября года, следующего за годом обращения застрахованного лица за единовременной выплатой. Для получения доплаты к единовременной выплате не требуется обращение в Фонд.

Копия решения об осуществлении единовременной выплаты/о доплате к единовременной выплате/об отказе в осуществлении единовременной выплаты направляется застрахованному лицу в срок не более 5 рабочих дней со дня принятия решения.

В случае получения средств пенсионных накоплений в виде единовременной выплаты, застрахованное лицо вправе вновь обратиться за единовременной выплатой не ранее чем через 5 лет со дня предыдущего обращения.

* пункт 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2009 № 1048 «Об утверждении Правил единовременной выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, средств пенсионных накоплений застрахованным лицам»,

** Федеральный закон от 28.12.2013 № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений».

Пример расчета размера процентного соотношения накопительной пенсии к страховой пенсии для установления единовременной выплаты средств пенсионных накоплений

Сумма средств пенсионных накоплений (ПН) на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица составляет 80 000,00 рублей

Страховая пенсия по старости (СП) застрахованного лица установлена в размере 9 340,00 рублей в месяц. Страховая пенсия по старости назначена застрахованному лицу в 2023 году (условий для изменения ожидаемого периода выплат нет).

Вопрос: может ли застрахованное лицо получить единовременную выплату средств пенсионных накоплений?

Расчет осуществляется согласно статье 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» и подпункту б) пункта 2(1) Постановления Правительства РФ от 21.12.2009 № 1048 «Об утверждении Правил единовременной выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, средств пенсионных накоплений застрахованным лицам»:

1. Определяем расчетный размер накопительной пенсии (НП):

НП = ПН/Т, где
Т – ожидаемый период выплаты накопительной пенсии (в 2023 году он составляет 264 месяца).

НП = 80 000,00/264 = 303,03 рублей в месяц

2. Определяем совокупный размер пенсии (П):

П = 9 340,00 + 303,03 = 9 643,03 рублей в месяц

3. Определяем долю (Д) накопительной пенсии в совокупном размере пенсии:

Д = 303,03/9 643,03*100% = 3,14%

Ответ: так как расчетный размер накопительной пенсии составил менее 5% от суммы размера страховой пенсии по старости и размера накопительной пенсии, застрахованному лицу будет назначена единовременная выплата средств пенсионных накоплений.

ВНИМАНИЕ! Для застрахованных лиц, указанных в части 1 статьи 30, статье 31, части 1 статьи 32, части 2 статьи 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», расчет Т (ожидаемый период выплаты накопительной пенсии) осуществляется с учетом пункта 3 статьи 7 и пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии».

Страховая пенсия: кто имеет право, как оформить

Свинья-копилка

Давайте признаем: большинство людей не очень-то интересуется пенсией. Если до преклонных лет еще далеко, это кажется делом будущим, которое всегда можно отложить на потом. При этом каждому хочется в старости иметь достаточно средств к существованию, чтобы меньше зависеть от превратностей судьбы. А вот добиться этого можно, если принять нужные меры уже сейчас, не дожидаясь наступления пенсионного возраста. Будущим пенсионерам как минимум полезно понять, как устроена пенсионная система, какие нюансы есть в современном законодательстве. Наиболее частые вопросы: что такое накопительная, страховая и социальная пенсия, в чем отличие между ними, как оформить документы. В этой статье мы подробно разберем все, что вам нужно об этом знать.

Три уровня пенсионной системы

Пенсионная система в России состоит из 3 уровней: обязательное пенсионное страхование, а также государственное и негосударственное пенсионное обеспечение. Рассмотрим их подробнее.

Система обязательного пенсионного страхования (ОПС). Ее составляющие части, в свою очередь – это страховая и накопительная пенсии. О них мы поговорим позднее.

Государственное обеспечение. Пенсии формируются за счет денег из федерального бюджета. Они выплачиваются военным, космонавтам, летчикам при выслуге лет или нанесении вреда их здоровью (инвалидности). Также ежемесячная компенсация этого вида может назначаться:

  • людям, пострадавшим в природных катастрофах, и их семьям;
  • социально незащищенным нетрудоспособным неработающим гражданам, которые не могут получать страховую пенсию по ряду причин.

Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО). Это негосударственная пенсия, которая складывается из:

  • самостоятельных взносов вкладчика,
  • взносов работодателя;
  • дохода, который был получен от инвестиций.

Кто начисляет пенсию в случае с НПО? Это делает негосударственный пенсионный фонд (НПФ), с которым будущий пенсионер добровольно заключил договор. Он же будет выплачивать негосударственную пенсию по достижении возраста, указанного в договоре НПО.

Виды денежных выплат в системе ОПС

Виды денежных выплат в системе ОПС

Дадим для начала простое определение термина «страховая пенсия». Под этими словами понимается денежная выплата, которая выступает компенсацией:

  • собственной зарплаты получателя, зарабатываемой им во время активной трудовой жизни;
  • дохода, которого лишилась семья из-за гибели лица, имеющего страховку.

Выплату страховой пенсии производит Пенсионный фонд России – ежемесячно, равными платежами и в течение всей жизни получателя. Ее размер ежегодно индексируется на государственном уровне. Страховая пенсия может быть нескольких видов: по старости, инвалидности и утере кормильца.

До 2002 года устройство пенсионной системы было таким, что размер будущей пенсии работника не зависел от его зарплаты: важен был только трудовой стаж. А с 2002 года пенсии разделили на страховую и накопительную. И в страховую часть работодатели стали отчислять взносы в размере 16% от зарплаты сотрудника. Эти деньги не поступают на личный пенсионный счет работника, а идут на выплату пенсий тем, кто свое уже отработал. Но в обмен на них работник получает так называемые пенсионные коэффициенты, также известные как пенсионные баллы. Чем больше зарплата и чем дольше трудовой стаж, тем больше коэффициентов (баллов) на счету. А при выходе на пенсию накопленные коэффициенты пересчитываются в рубли – так и получается размер страховой пенсии.

КСТАТИ Начиная с 2015 года работодатели отчисляют в страховую часть пенсии 22% от зарплаты работника. Это связано с так называемой «заморозкой пенсионных накоплений». На размер будущей страховой части пенсионных выплат работника это, впрочем, никак не влияет.

Но влияет на размер накопительной. Итак, второй вид пенсий в ОПС – накопительная пенсия. В отличие от страховой суммы эти деньги копятся на личном пенсионном счете и выплачиваются по достижении пенсионного возраста либо всей суммой единовременно, либо ежемесячно и по частям. Такие накопления есть не у всех россиян, а лишь у тех, кто:

  • 1967 года рождения или моложе;
  • получал официальный доход в любой период с 2002 по 2013 годы;
  • не обращался к работодателям с просьбой перевести все пенсионные взносы целиком в страховую часть.

Также пенсионные накопления могут быть у:

  • тех, кто родился до 1967 года и добровольно участвовал в программе государственного софинансирования пенсионных накоплений;
  • женщин 1957–1966 года рождения и мужчины 1953–1966 года рождения, которые с 2002 по 2004 год уплачивали страховые взносы на накопительную пенсию;
  • матерей, использовавших средства материнского (семейного) капитала для формирования накопительной пенсии.

В случае с накопительной пенсией сроки ее назначения не изменились – это по-прежнему 55 лет для женщин и 60 – для мужчин. Она также выплачивается ежемесячно, но выплаты может производить как ПФР, так и НПФ – это зависит от того, в какой организации формировались пенсионные накопления. Продолжительность выплаты накопительной пенсии тоже может быть различной:

  • пожизненная, как в случае со страховой частью,
  • срочная (например, в течение 10 лет после выхода на пенсию),
  • единовременная.

КСТАТИ Сейчас, пока действует «заморозка» пенсионных накоплений, их размер может прирастать только за счет дохода от вложения средств. И тут уже все зависит от того, насколько успешно конкретная частная или государственная управляющая компания будет инвестировать ваши накопления.

Когда назначается страховая пенсия

В связи с недавними изменениями в законодательстве многие люди задаются вопросом, как получить страховую пенсию и имеют ли они на это право. Расскажем, кто получает страховую пенсию сегодня и какие условия для этого нужно выполнить. Общие требования для денежной выплаты по старости (без учета льгот) такие.

Достижение возраста 60 лет для женщин и 65 – для мужчин. Эти значения были установлены в 2019 году в ходе пенсионной реформы. Сейчас они определяются по переходным положениям, обозначенным в приложении 6 к Закону № 400-ФЗ. Возрастные границы повышаются разными темпами для каждой категории людей и достигнут требуемого уровня в 2034 году. В общей сложности переходный период составляет 10 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Для наглядности ниже представлена таблица, которая позволит вам понять, какими темпами будет идти повышение пенсионного возраста.

Федеральный закон от 17 февраля 2023 г. N 17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области»

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное и дополнительное социальное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области по состоянию на день принятия в Российскую Федерацию указанных республик и областей и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (30 сентября 2022 года) или постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики в период с 11 мая 2014 года по 29 сентября 2022 года, на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 24 февраля по 29 сентября 2022 года и выехавших в эти периоды за пределы данных территорий в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, и особенности организации индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.

2. С 1 марта 2023 года на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона могут издаваться разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 2. Особенности установления, пересмотра и выплаты пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии

1. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства вправе обратиться за установлением, пересмотром в соответствии с законодательством Российской Федерации пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии. При обращении за установлением, пересмотром пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии, в период с 1 марта 2023 года по 29 февраля 2024 года такие пенсии и (или) выплаты устанавливаются, пересматриваются с 1 марта 2023 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату, за исключением назначения, перерасчета размера дополнительного социального обеспечения.

2. Постоянное проживание гражданина Российской Федерации по состоянию на 30 сентября 2022 года на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области подтверждается отметкой в паспорте гражданина Российской Федерации о регистрации по месту жительства на соответствующей территории по состоянию на указанную дату либо свидетельством о регистрации по месту жительства (для несовершеннолетних граждан), выданным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (его территориальным органом).

3. Постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории Донецкой Народной Республики или Луганской Народной Республики в период с 11 мая 2014 года по 29 сентября 2022 года, на территории Запорожской области или Херсонской области в период с 24 февраля по 29 сентября 2022 года, выехавшего в эти периоды за пределы указанных территорий в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, подтверждается отметкой в паспорте гражданина Российской Федерации о регистрации по месту жительства на соответствующей территории, свидетельством о регистрации по месту жительства (для несовершеннолетних граждан), выданным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (его территориальным органом), либо иным документом, выданным этим федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), при наличии в его распоряжении соответствующих документов (сведений).

4. Для установления, пересмотра пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии, документы, составленные на украинском языке, принимаются без перевода на русский язык.

5. При установлении, пересмотре и выплате пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии, учитывается льготный статус граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, подтверждаемый правоустанавливающими документами, в том числе документами об установлении инвалидности, выданными на территории Украины до 30 сентября 2022 года, на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 11 мая 2014 года по 28 февраля 2023 года, на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года по 28 февраля 2023 года.

6. Из пенсии, назначенной гражданину Российской Федерации, иностранному гражданину, лицу без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации, удержания излишне выплаченных сумм пенсии, которые производились на основании решений органов, осуществлявших пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, не производятся.

7. Доставка пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии, производится в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях». По желанию пенсионера пенсии и (или) иные выплаты, устанавливаемые к пенсии, могут вручаться непосредственно в кассе уполномоченного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение соответственно на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области. Указанные кассы создаются в порядке, установленном Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Статья 3. Пересмотр пенсий, ежемесячных пенсионных выплат, установленных в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области

1. Пенсии, ежемесячные пенсионные выплаты, установленные гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, подлежат пересмотру в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Пересмотр пенсии, ежемесячной пенсионной выплаты осуществляется на основании соответствующего заявления, документов, прилагаемых к заявлению, сведений, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе содержащихся в выплатном деле.

3. Пересмотр пенсии, ежемесячной пенсионной выплаты осуществляется со дня обращения за таким пересмотром (за исключением случаев обращения за пересмотром в период, указанный в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона), но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Выплата пенсий после их пересмотра производится с учетом сумм пенсии, ежемесячной пенсионной выплаты, ранее выплаченных за период с даты осуществления такого пересмотра по дату, на которую была выплачена пенсия или ежемесячная пенсионная выплата, в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.

5. Если при пересмотре пенсии, ежемесячной пенсионной выплаты размер пенсии, исчисленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, — суммарный размер указанных пенсий), не достигнет размера пенсии, ежемесячной пенсионной выплаты, выплачиваемых по состоянию на дату, предшествующую дате осуществления такого пересмотра, к назначаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации пенсии устанавливается доплата, которая определяется как разница между размером пенсии или ежемесячной пенсионной выплаты, выплачиваемых по состоянию на дату, предшествующую дате осуществления такого пересмотра, и размером пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение нескольких пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, — суммарным размером указанных пенсий), определенным при пересмотре в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. При установлении одновременно нескольких пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации доплата устанавливается к страховой пенсии либо пенсии по государственному пенсионному обеспечению, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». При установлении одновременно страховой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, предусмотренной указанным Федеральным законом, доплата устанавливается к страховой пенсии.

7. Доплата, установленная к страховой пенсии, подлежит ежегодной индексации в порядке, предусмотренном для индексации размера страховой пенсии. Доплата, установленная к пенсии по государственному пенсионному обеспечению, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», индексируется в порядке, предусмотренном статьей 25 указанного Федерального закона.

8. В случае представления пенсионером документов, поступления документов (сведений), подтверждающих обстоятельства, имевшие место до даты осуществления пересмотра пенсии, ежемесячной пенсионной выплаты, влекущие увеличение размера пенсии, перерасчет размера пенсии осуществляется в порядке, аналогичном порядку перерасчета размера страховой пенсии, предусмотренному частью 7 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При этом размер доплаты определяется заново в порядке, предусмотренном частью 5 настоящей статьи.

Статья 4. Перерасчет размеров пенсий, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Размеры пенсий, установленных гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат перерасчету в соответствии с положениями настоящего Федерального закона на основании заявлений пенсионеров о перерасчете размера пенсии, документов, представленных с заявлением, сведений, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

2. Перерасчет размера пенсии осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление о перерасчете размера пенсии. При этом в случае обращения за перерасчетом размера пенсии в период с 1 марта 2023 года по 29 февраля 2024 года перерасчет размера пенсии осуществляется с 1 марта 2023 года.

3. В случае представления пенсионером документов, поступления документов (сведений), подтверждающих обстоятельства, имевшие место до даты перерасчета размера пенсии, влекущие увеличение размера пенсии в связи с применением положений настоящего Федерального закона, перерасчет размера пенсии осуществляется в порядке, аналогичном порядку перерасчета размера страховой пенсии, предусмотренному частью 7 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Статья 5. Порядок исчисления страхового (трудового) стажа при установлении, пересмотре пенсий, стажа (выслуги лет) при установлении дополнительного социального обеспечения

1. Периоды работы, иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при установлении, пересмотре пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, периоды работы, включаемые в стаж (выслугу лет), дающий указанным гражданам право на дополнительное социальное обеспечение, имевшие место на территории Украины по 29 сентября 2022 года, на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 11 мая 2014 года по 31 декабря 2022 года, на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 30 сентября по 31 декабря 2022 года, а в организациях, которые до 1 января 2026 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, до 1 января 2026 года, приравниваются соответственно к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ, к периодам работы, включаемым в стаж (выслугу лет), дающий право на дополнительное социальное обеспечение.

2. Периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, в том числе содержащимися в выплатном деле.

Статья 6. Особенности исчисления размера страховой пенсии

1. Гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, которые являлись получателями пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, при исчислении размера страховой пенсии может быть учтен среднемесячный заработок за 2000 — 2001 годы либо среднемесячный заработок за любые периоды работы и (или) иной деятельности до 1 января 2002 года, из которого исчислена пенсия в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, на основании документов выплатного дела.

2. В случае, если среднемесячный заработок (доход) указан в национальной денежной единице Украины — гривнах, он пересчитывается в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на 1 января 2002 года (56,6723 рубля за 10 украинских гривен). Среднемесячный заработок (доход) за период с апреля по ноябрь 1992 года включительно, указанный в переходной денежной единице — купонах, при установлении, пересмотре пенсий пересчитывается в рубли по курсу 1:1.

3. Среднемесячный заработок (доход), предусмотренный настоящей статьей, подтверждается документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. При этом свидетельскими показаниями такой заработок граждан не подтверждается.

4. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при установлении, пересмотре пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, определяется:

1) за периоды работы по трудовому договору, имевшие место на территориях Донецкой области Украины и Луганской области Украины в период с 1 января 2002 года по 10 мая 2014 года, на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики в период с 11 мая 2014 года по 31 декабря 2022 года, исходя из предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленной с 1 января 2022 года, индивидуальной части тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 40 183 рублей;

2) за периоды работы по трудовому договору, имевшие место на территории Украины в период с 1 января 2002 года по 29 сентября 2022 года, на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 30 сентября по 31 декабря 2022 года, исходя из предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленной с 1 января 2022 года, индивидуальной части тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 37 315 рублей.

5. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при установлении, пересмотре пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за периоды работы по трудовому договору, имевшие место на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в организациях, которые до 1 января 2026 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, до 1 января 2026 года, определяется:

1) на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики исходя из предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленной с 1 января 2022 года, и индивидуальной части тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 40 183 рублей;

2) на территориях Запорожской области и Херсонской области исходя из предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленной с 1 января 2022 года, и индивидуальной части тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 37 315 рублей.

6. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при установлении, пересмотре пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также за периоды деятельности, в течение которых граждане самостоятельно обеспечивали себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями), имевшие место на территории Украины в период с 1 января 2002 года по 29 сентября 2022 года, на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики в период с 11 мая 2014 года по 31 декабря 2022 года, на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 30 сентября по 31 декабря 2022 года, определяется исходя из предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленной с 1 января 2022 года, фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предусмотренного для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, на 2022 год.

7. Порядок определения сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предусмотренный частями 4 — 6 настоящей статьи, не применяется к периодам работы в организациях (у страхователей), к периодам деятельности граждан, самостоятельно обеспечивавших себя работой, за которые уплачивались взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных частями 4 — 6 настоящей статьи, сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование определяется в порядке, предусмотренном частями 4 — 6 настоящей статьи, за один из таких периодов по наиболее выгодному для гражданина варианту.

9. Сумма расчетного пенсионного капитала, сформированного из сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, определенных в соответствии с частями 4 — 6 настоящей статьи, с учетом которой исчисляется размер страховой пенсии, не индексируется.

10. При отнесении населенного пункта к сельской местности для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности, предусмотренного частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», до внесения соответствующих изменений в общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления учитываются сельские населенные пункты, признаваемые таковыми в соответствии с нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области по состоянию на 30 сентября 2022 года.

Статья 7. Особенности установления дополнительного социального обеспечения

1. Гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, к пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, дополнительное социальное обеспечение, предусмотренное Федеральным законом от 10 мая 2010 года N 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» и Федеральным законом от 27 ноября 2001 года N 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», назначается на основании соответствующего заявления в сроки, установленные указанными федеральными законами.

2. Размеры дополнительного социального обеспечения, установленного гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 года N 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» и Федеральным законом от 27 ноября 2001 года N 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат перерасчету с учетом положений настоящего Федерального закона на основании соответствующего заявления в сроки, установленные указанными федеральными законами.

Статья 8. Особенности подтверждения периодов работы и (или) иной деятельности и заработка

1. В случае, если гражданин, указанный в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, не имеет возможности подтвердить периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области или Украины до 1 января 2023 года, и размер заработка за периоды работы, имевшие место на соответствующей территории до 1 января 2002 года, документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, в том числе в случае невозможности проведения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, проверки обоснованности выдачи документов, представленных для подтверждения таких периодов и размера заработка, достоверности содержащихся в них сведений, такие периоды и размер заработка могут быть установлены на основании решения межведомственной комиссии по заявлению гражданина, поданному в межведомственную комиссию или орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, для последующего направления в межведомственную комиссию. Характер работы межведомственной комиссией не подтверждается.

2. Межведомственная комиссия создается на основании решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации — Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области в каждом из указанных субъектов Российской Федерации и осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.

3. В случае, если гражданин, указанный в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, не имеет возможности подтвердить периоды работы, имевшие место на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области или Украины до 1 января 2023 года, и размер заработка за эти периоды работы, с учетом которых устанавливается дополнительное социальное обеспечение, документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, в том числе в случае невозможности проведения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, проверки обоснованности выдачи документов, представленных для подтверждения таких периодов и размера заработка, достоверности содержащихся в них сведений, такие периоды работы и размер заработка могут быть установлены на основании решения межведомственной комиссии по заявлению гражданина, поданному в межведомственную комиссию или орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, для последующего направления в межведомственную комиссию. Характер работы межведомственной комиссией не подтверждается.

4. Установление межведомственной комиссией периодов работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой (трудовой) стаж, а также периодов работы, с учетом которых устанавливается дополнительное социальное обеспечение, осуществляется на основании:

1) документа, содержащего сведения из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета Украины за период до 30 сентября 2022 года, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области за период до 1 января 2023 года;

2) расчетной книжки (расчетного листа), оформленной в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда;

3) документа о доходах физического лица, выданного работодателем;

4) документа, содержащего сведения о периодах работы и (или) иной деятельности и (или) о заработке гражданина, выданного организацией на основании имеющихся в ее распоряжении документов иной организации, не являющейся правопреемником организации, создавшей указанный документ;

5) документа, содержащего сведения о периодах работы и (или) иной деятельности и (или) о заработке гражданина, имеющегося в наличии у государственной службы занятости населения, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, территориальных органов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, органов социальной защиты и иных органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области;

6) документа, подтверждающего уплату налоговых платежей и (или) уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Украины за период до 30 сентября 2022 года, в Пенсионный фонд Донецкой Народной Республики, Пенсионный фонд Луганской Народной Республики, Пенсионный фонд Запорожской области, Пенсионный фонд Херсонской области за период до 1 января 2023 года;

7) документа, содержащего сведения о периодах осуществления иной деятельности, выданного налоговым органом Российской Федерации, имеющим в распоряжении документы налогового органа Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики;

8) иного документа, содержащего сведения о периодах работы и (или) иной деятельности, который может быть учтен межведомственной комиссией в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

5. При отсутствии у гражданина, указанного в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, документов, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, могут устанавливаться межведомственной комиссией на основании показаний двух и более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе и располагающих документами о своей работе у того же работодателя и в тот же период, что и гражданин, в отношении которого они дают свидетельские показания.

6. Установление межведомственной комиссией размера заработка и заработка, с учетом которого устанавливается дополнительное социальное обеспечение, осуществляется на основании:

1) документа, содержащего сведения о заработке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета Украины за период до 30 сентября 2022 года, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области за период до 1 января 2023 года;

2) документа, содержащего сведения о размере заработка гражданина, выданного организацией на основании имеющихся в ее распоряжении документов иной организации, в том числе не являющейся правопреемником организации, создавшей указанный документ;

3) расчетной книжки (расчетного листа), оформленной в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда;

4) документа о доходах физического лица, выданного работодателем;

5) иного документа, содержащего сведения о размере заработка гражданина, который может быть учтен межведомственной комиссией в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

7. Продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, устанавливаемых межведомственной комиссией в соответствии с частями 4 и 5 настоящей статьи и необходимых для исчисления страхового (трудового) стажа, не может превышать в общей сложности 15 лет страхового стажа.

Статья 9. Регистрация граждан в системе индивидуального (персонифицированного) учета

1. Открытие индивидуального лицевого счета застрахованного лица осуществляется в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» при поступлении в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в том числе от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (его территориального органа), либо органа, предоставляющего государственные (муниципальные) услуги, следующих сведений о физическом лице:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии);

2) дата рождения;

3) место рождения;

5) адрес места жительства, места пребывания или места фактического проживания;

6) сведения о документе, удостоверяющем личность;

2. Сведения, указанные в части 1 настоящей статьи, передаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (его территориальным органом), либо органом, предоставляющим государственные (муниципальные) услуги, Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации по форме, определяемой Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в течение десяти дней со дня обращения в указанные органы физического лица за предоставлением государственной (муниципальной) услуги.

3. Документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, выдается застрахованному лицу в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования».

Статья 10. Особенности представления сведений для индивидуального (персонифицированного) учета

1. В 2023 году страхователи (работодатели), осуществляющие свою деятельность на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, вне зависимости от численности работающих у них застрахованных лиц вправе представлять в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации единую форму сведений на бумажном носителе, предусмотренную пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования».

2. В 2023 году к страхователям (работодателям), осуществляющим свою деятельность на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования», и штрафы, предусмотренные статьей 26 30 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации не применяются (не взыскиваются), а должностные лица указанных страхователей (работодателей) не привлекаются к административной ответственности за нарушения порядка и сроков представления сведений (документов) в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного и обязательного социального страхования.

3. Страхователи (работодатели), осуществляющие свою деятельность на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, не позднее 31 декабря 2026 года обязаны представить в соответствующий территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведения обо всех включаемых в страховой (трудовой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности в отношении всех работающих у них граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за отчетные периоды по 31 декабря 2022 года.

4. Граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями), представляют в соответствующий территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в отношении себя сведения о включаемых в страховой (трудовой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности в срок, указанный в части 3 настоящей статьи.

5. Формы и форматы сведений, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и порядок их заполнения определяются Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

6. Сведения о включаемых в страховой (трудовой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности, представленные в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи, а также сведения о сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, определенной в порядке, предусмотренном статьей 6 настоящего Федерального закона, отражаются Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, открытом в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона.

Статья 11. Установление и выплата пенсий, ежемесячных пенсионных выплат, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, и их финансовое обеспечение

1. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, которые в период с 1 января 2023 года по 31 декабря 2027 года достигнут возраста, дающего право на назначение пенсии по старости (по возрасту) в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области по состоянию на 31 декабря 2022 года, при соблюдении других условий, необходимых для назначения указанной пенсии, до возникновения права на пенсию по законодательству Российской Федерации имеют право на установление пенсии, ежемесячной пенсионной выплаты на условиях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, действующим с 1 января 2023 года.

2. Установление и выплата пенсий, ежемесячных пенсионных выплат, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, осуществляются Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в случае, если полномочия соответственно Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области по установлению и выплате пенсий, ежемесячных пенсионных выплат переданы Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании соглашений, заключаемых между высшим исполнительным органом указанных субъектов Российской Федерации и Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

3. Исполнение переданных Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации полномочий, указанных в части 2 настоящей статьи, осуществляется за счет предоставляемых бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации средств бюджета соответственно Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств соответственно Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в форме субвенций.

Статья 12. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2023 года.

2. Действие положений статей 9 и 10 настоящего Федерального закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *