Поворот налево
Поворот налево явно сложнее поворота направо, так как в этом случае необходимо контролировать транспорт, приближающийся к перекрестку со всех четырех сторон. Давайте сразу начнем раскладывать траекторию движения на три этапа.
Первый этап
Первый этап подготовки к повороту налево заключается в выборе крайнего левого положения. И уже на этом этапе возникают некоторые сложности.
Когда дорога имеет разметку на полосы движения, а также линию, разделяющую встречные потоки, то достаточно лишь вплотную прижаться к «осевой» линии, и это будет крайним левым положением (рис. 12).
Рис. 12. Крайнее левое положение при наличии дорожной разметки
А если дорожной разметки нет? Например, дорогу только что покрыли свежим асфальтом и разметку нанести еще не успели.
В таком случае надо «пошире открыть глаза», мысленно разделить дорогу на две равные половины и занять то положение, которое явно покажет всем остальным водителям Ваши намерения (рис. 13). Если в это время на Вашем автомобиле будут включены еще и указатели поворота налево, то всем станет понятно, что Вы собираетесь делать в дальнейшем.
Рис. 13. Крайнее левое положение на «голой» дороге
Второй этап
Траектория поворота налево через воображаемый центр перекрестка обеспечивает не только безопасность маневра, но и в полной мере отвечает требованиям ПДД.
Если поворот осуществляется через центр перекрестка, то получается, что Вы постоянно находитесь на своей правой стороне дороги, как до начала поворота, так и после него (рис. 14).
Рис. 14. Центр перекрестка как элемент траектории поворота налево
Приближаясь к центру перекрестка, Вам надо окончательно утвердиться в правильности выбора траектории движения относительно этого центра. А зависит траектория от. направления движения встречных машин!
Если встречный транспорт движется прямо или направо, то это никаким образом не влияет на траекторию движения Вашего автомобиля (рис. 15). Вы обязаны лишь уступить дорогу встречным машинам, для чего можно просто снизить скорость движения или полностью остановиться около воображаемого центра перекрестка. Но в любом случае следует сохранить траекторию, изображенную на рисунке 14.
Рис. 15. Где «уступить дорогу»?
А если встречная машина тоже хочет повернуть налево? К сожалению, ситуация с одновременным поворотом налево (и разворотом) в ПДД совсем не рассмотрена. Поэтому на дороге водители обычно руководствуются неписаным правилом: «При одновременном повороте налево – оставляй центр перекрестка между бортами машин».
На больших перекрестках обычно это правый борт (рис. 16), а на маленьких – левый (рис. 17).
Получается, что центр перекрестка является той точкой, которая позволяет водителю выбрать безопасную траекторию поворота налево на любом перекрестке.
Рис. 16. Одновременный поворот налево на больших перекрестках
Рис. 17. Одновременный поворот налево на маленьких перекрестках
А как найти этот «центр» на реальном перекрестке? Ведь на асфальте не будет нарисовано никакой «жирной кляксы»!
Поверьте, найти центр несложно. Летом на сухом асфальте центр перекрестка явно просматривается в виде светло-серой «подушечки» специфической формы (рис. 18 и 19). Поскольку колеса машин на поворотах «чертят» черной резиной по асфальту, то нетронутый центр своей формой еще и подскажет Вам, с какой стороны на этом перекрестке принято его объезжать.
Рис. 18. Центр большого перекрестка
Рис. 19. Центр маленького перекрестка
А как найти этот «центр» на реальном перекрестке? Ведь на асфальте не будет нарисовано никакой «жирной кляксы»!
Поверьте, найти центр несложно. Летом на сухом асфальте центр перекрестка явно просматривается в виде светло-серой «подушечки» специфической формы (рис. 18 и 19). Поскольку колеса машин на поворотах «чертят» черной резиной по асфальту, то нетронутый центр своей формой еще и подскажет Вам, с какой стороны на этом перекрестке принято его объезжать.
Зимой центр перекрестка виден еще лучше, чем летом, там лежит нетронутый снег, чуть более чистый, чем вокруг. Во время дождя центр перекрестка тоже неплохо виден – он блестит.
На рисунке 18 изображен центр большого перекрестка, на котором при одновременном повороте налево водители встречных машин немного не доезжают до центра.
На небольших перекрестках, когда водители переезжают центр, образуется другая «подушечка», по форме близкая к обычному кругу (рис. 19).
Поворот налево через воображаемый центр перекрестка обеспечивает безопасность маневра.
Итак, центр перекрестка мы нашли, разобрались, с какой стороны будем его объезжать, уступили при необходимости встречному транспорту, а что дальше? Дальше надо выезжать с перекрестка.
Третий этап
И опять выход из поворота сложнее, чем при повороте направо.
Приближаясь к перекрестку, желательно спланировать все три этапа поворота. Но, как Вы только что узнали, в зависимости от ситуации в конкретном случае возможна корректировка траектории движения около центра перекрестка. Выбор траектории движения на выходе из поворота тоже зависит от конкретных условий.
Если дорога, на которую Вы поворачиваете, имеет в данном направлении не более двух полос, то выход из поворота заключается лишь в выборе плавной траектории движения, заканчивающейся на одной из этих полос (рис. 20 и 21).
Рис. 20. Одна полоса движения
Рис. 21. Две полосы движения
Другое дело, если дорога имеет три и более полос движения в данном направлении. В этом случае, еще не доезжая до центра перекрестка, Вам следует заранее выбрать Вашу личную полосу и направить свой автомобиль по понятной другим водителям плавной траектории именно на эту полосу (рис. 22).
Рис. 22. Поворот налево на дорогу с тремя полосами
Выезд с перекрестка при повороте налево разрешен на любую полосу той дороги, на которую Вы поворачиваете, но при этом нельзя забывать, что движение по крайней левой полосе имеет ряд ограничений (см. п. 9.4 ПДД).
Правильный выбор полосы, еще до того как Вы на нее выедете, очень важен. Ошибка с выбором полосы движения приводит к последующим вынужденным перестроениям, что не доставляет удовольствия ни «новичкам», ни «старичкам».
К сожалению, в статистике дорожно-транспортных происшествий есть одно неофициальное выражение: «При повороте налево водитель срезал угол» (рис. 23).
Рис. 23. Водитель «срезал» угол
Некоторые водители из понятных только им соображений не доезжают до центра перекрестка, «срезая» большую часть пути практически по прямой линии. При этом вероятность закончить поворот у них уменьшается ровно на 50%.
Если сегодня другие водители успели увидеть такого «шустрика» и увернулись от него, то завтра водителю какого-нибудь грузовика будет лень нажимать на тормоз и он «воспитает» нарушителя (рис. 23).
Это был пример сознательного нарушения ПДД, но есть и другие водители, которые не совсем осознают, что они делают.
То, что изображено на рисунке 24 красным цветом, не придумано, это можно увидеть на реальной дороге!
Рис. 24. Классическая ошибка «новичка»
Происходят такие «чудеса» тогда, когда «новичок» в движении пытается «выждать» встречную машину. Вместо того чтобы спокойно остановиться у центра перекрестка и там ожидать встречный транспорт, неопытный водитель, сам того не осознавая, продолжает «ползти» дальше мимо центра перекрестка. А потом (можно смеяться или плакать) выделывает такие «кренделя», что не каждый профессионал сможет их повторить.
Вывод будет очень простой – траекторию, выбранную в соответствии с ПДД и логикой, надо удерживать на протяжении всего маневра, независимо от возможных остановок на пути движения.
Отклонение от траектории движения, определенной спецификой конкретного места на дороге является одним из первых признаков предстоящей аварии.
Как правильно разъехаться на перекрестке при повороте на лево?
У нас в стране установлено правостороннее движение (пункт 1.4 Правил), поэтому разъезжаться левыми бортами безопасней, чем правыми. При таком разъезде лучше обзор встречного потока. А при разъезде правыми бортами часто встречная полоса закрыта автомобилем, поворачивающим налево с встречной полосы.
Как разъезжаться на перекрестке при левом повороте?
«Мы рекомендуем на перекрёстках разъезжаться левыми сторонами транспортных средств. Потому что при разъезде правыми сторонами, водители закрывают друг другу обзор, из-за этого они выезжают на полосу, предназначенную для встречного движения.8 июл. 2021 г.
Кто должен уступить при одновременном повороте?
Правило «помехи справа» в ПДД формулируется в виде пункта 8.9 — «когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа».10 мар. 2020 г.
Как правильно сделать поворот налево?
Водители обязаны при повороте налево следовать по желтой траектории (2), так как у нас установлено правостороннее движение. Поворот налево оба водителя должны осуществлять по красной траектории (1), так как в этом случае не создаются помехи друг другу.25 июл. 2017 г.
Какую полосу занимать при повороте на лево?
Таким образом, поворачивать налево водитель может из крайнего левого в любой ряд при условии соблюдения ПДД, а при наличии слева попутных трамвайных путей и отсутствии знаков движения и разметки движения по полосам – с трамвайных путей в любой ряд.14 сент. 2020 г.
Ещё раз про одновременный поворот налево на перекрестке
Я получал водительское удостоверение более десяти лет назад, и не знаю, чему сейчас учат в автошколах, но достали уже эти «отличники», которые норовят научить меня правильно ездить.
Намедни опять была ситуация, в которой я, проезжая перекрёсток и поворачивая налево, хотел как обычно разъехаться с встречным водителем правым бортом, а тот, видите ли, ехал по правилам, и хотел проехать меня левым бортом. В итоге я чуть в него не въехал. Засим последовала бурная полемика с демонстрацией своих дипломов из автошколы и явным высмеиванием моей полной безграмотности.
Уважаемые водители!! Уважаемые преподаватели автошкол!!
При одновременном повороте налево на перекрестке ПДД не дают ответ на вопрос «кто из водителей имеет преимущество?». Но существует одно неписаное правило – водители сами нашли решение такой проблемы: на больших перекрестках разъезжаются правыми бортами относительно центра, на маленьких перекрестках – левыми бортами.
Но это, так называемое правило, нельзя воспринимать буквально. Если с разъездом на больших перекрестках вопросов не возникает, то на маленьких перекрестках это правило может поставить водителей в тупик.
Все дело в том, что на очень маленьких перекрестках одновременный разъезд без того, чтобы не причинить неудобства оппоненту, и не нарушив при этом Правила, почти невозможен. Опять же, понятие «маленький перекресток» довольно расплывчато, и понимается людьми по-разному. Что значит «маленький» и насколько перекресток должен быть маленький?
Большинство современных перекрестков двухполосных дорог (одна полоса ваша, другая навстречу) при одновременном повороте налево позволяют беспрепятственно разъехаться правыми бортами. При этом на выезде с перекрестка левые колеса автомобиля на встречную полосу не выезжают, т.е. за нарушение можно не переживать.
На очень маленьких перекрестках (ширина примерно две длины автомобиля) без нарушения Правил можно разъехаться «налево» двумя путями: первый – названный выше случай разъезд левыми бортами, второй способ – уступить первоочередное право проезда перекрестка своему оппоненту. В таком случае, на маленьком перекрестке (на очень маленьком) первым налево поворачивает ваш оппонент, а ваш авто поворачивает следом, уже после того, как проезд освободится. Если же ваш оппонент уступит первую очередь проезда вам, например, моргнет фарами, или махнет рукой, значит, вы проезжаете перекресток первым.
Центр перекрестка, также как и его категорию (большой он или маленький) определить обычно бывает нетрудно, ну а встречный автомобиль, поворачивая вместе с вами, подскажет вам нужную траекторию.
Я очень Вас прошу, не нужно показывать на дороге какой Вы умный. Не нужно никого учить. Будьте разумными и адекватными. Спасибо за внимание. Накипело.
Как правильно разъехаться со встречным автомобилем на перекрестке при одновременном повороте налево
Очень частая ситуация на дороге – два автомобиля напротив на перекрестке равнозначных дорог намерены совершить одновременный поворот налево.
Каждый водитель, намеревающийся на перекрестке равнозначных дорог повернуть налево, задумывается над вопросом – как правильно разъехаться со встречным авто, которое также включило поворот налево. Разъехаться по левым бортам или правым? Объехать такой встречный автомобиль вокруг центра перекрестка или проехать налево перед ним.
Почему же возникает такое мнение? Ведь должно быть четкое правило, а не действовать по собственному усмотрению. А возникает это мнение потому, что данный вопрос не урегулирован правилами дорожного движения. Вернее сказать – полностью проигнорирован.
Какие варианты может выбрать водитель
Поэтому решение по выбору одного из двух вариантов остается за водителями. Водители самостоятельно должны выбрать один из двух вариантов:
1) одновременный разъезд по правым бортам (центр перекрестка остается справа);
2) одновременный разъезд левыми бортами (с объездом остающегося слева центра перекрестка).
При этом во время движения нет времени на длительные размышления, все должно решаться мгновенно. В то же время, ваше решение должно совпадать с решением водителя встречного автомобиля. То есть, в этом случае главное “договориться” одинаково объезжать центр перекрестка. Не совпадение решений обоих водителей часто приводит к ДТП. Такие ДТП в данной дорожной обстановке являются массовыми.
Как правильно и как удобно
За водителем возложена лишь обязанность соблюдать требования п.10.1 ПДД «Перед началом движения, перестройкой и любым изменением направления движения водитель должен убедиться, что это будет безопасно и не создаст препятствий или опасности другим участникам движения».
Учитывая, что в Украине движение правостороннее, то правильным вариантом является объезжать центр перекрестка и разъезжаться левыми бортами. В то же время проще, удобнее и безопаснее разъехаться по правым бортам. Однако не на всех перекрестках это можно сделать. При разъезде по правым бортам на малом перекрестке вы можете оказаться на полосе встречного движения.
При повороте налево траекторию движения на перекрестке нужно строить так, чтобы во время или после поворота не оказаться на полосе встречного движения. Особенно на малых перекрестках. При столкновении на полосе встречного движения будет признан виновным водитель, который будет не на своей полосе движения.
Как все происходит фактически
Обычно все происходит следующим образом: на больших перекрестках разъезжаются правыми бортами по центру, на маленьких перекрестках – левыми бортами. Решения не всегда соответствуют ситуации, часто случаются ДТП. Поэтому следует быть внимательным, поскольку любые ошибки или несогласованности между водителями приводят к ДТП.
При выполнении одновременного левого поворота с объездом правыми бортами, особое внимание следует уделять встречным транспортным средствам, которые ожидают позади этого встречного автомобиля и будут ехать прямо или направо. Этим автомобилям нужно отдать преимущество. Часто именно с этими встречными автомобилями происходит столкновение и виновным признают водителя, который не дал преимущество такому встречному автомобилю.
Выводы
Таким образом, на сегодня вопрос разъезда встречных авто на перекрестке равнозначных дорог при одновременном повороте налево правилами не урегулирован. Выбирать вариант объезда возложен лично на водителей. Любой из обоих вариантов не является нарушением ПДД, поскольку там такие конкретные требования просто не прописаны.
При этом на водителей возлагается обязанность быть внимательными и осторожными в любых ситуациях, поскольку при создании ДТП виновный водитель будет отвечать за последствия. Вина водителя в ДТП признается исключительно по решению суда.
По поводу обжалования противоправных штрафов, вы можете обратиться к специалистам юридической компании «Дорожный Адвокат». Сопровождение осуществляется по всей Украине. Номера контактных телефонов для консультаций: 050-758-11-74 (viber), 067-171-16-11.