Местное самоуправление как форма народовластия
Перейти к содержимому

Местное самоуправление как форма народовластия

  • автор:

Местное самоуправление в системе народовластия

Эскиев, М. А. Местное самоуправление в системе народовластия / М. А. Эскиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 412-414. — URL: https://moluch.ru/archive/76/12880/ (дата обращения: 17.09.2023).

Конституция Российской Федерации, определяя основы конституционного строя России, называет единственным источником власти в Российской Федерации ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, и устанавливает, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Таким образом, Конституцией Российской Федерации определены основные формы осуществления народом своей власти:

— через органы государственной власти, которые в соответствии с федеративным устройством России разделяются на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

— через органы местного самоуправления.

Именно поэтому местное самоуправление можно определить как форму народовластия.

Можно выделить основные черты, характеризующие местное самоуправление, его место в системе народовластия.

— Местное самоуправление имеет особый субъект — муниципальное образование. Муниципальное образование является территориально-политической организацией населения в городском, сельском поселении, муниципальном районе, городском округе, внутригородской территории городов федерального значения, для решения вопросов жизнеобеспечения, связанных с общностью проживания граждан.

— Местное самоуправление занимает особое место в демократическом механизме управления обществом и государством. Особенность как элемента политической системы состоит в его государственно-общественном

— Местное самоуправление имеет особый объект управления — вопросы местного значения.

— Одно из ключевых понятий, характеризующих местное самоуправление как форму организации и осуществления власти — самостоятельность. Самостоятельность местного самоуправления гарантируется государством. Государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельной формы осуществления народом своей власти.

— Важнейшим признаком местного самоуправления, отражающим его специфику как формы осуществления власти, является собственная ответственность муниципальных образований.

— Муниципальная деятельность осуществляется исходя из интересов населения. Обеспечивается это различными формами контроля со стороны населения за органами и должностными лицами местного самоуправления и их ответственностью перед населением. Формы, порядок и условия такого контроля определяются уставом муниципального образования.

Важность изучения вопросов основ местного самоуправления обусловлена необходимостью развития основных методов разработок и практики применения управленческих решений и обеспечения функционирования муниципального права в Российской Федерации. Потребность данного анализа детерминирована необходимостью детального исследования субъектного потенциала развития основ местного самоуправления, прежде всего, активизации деятельности органов местного самоуправления. Изученные не в полной мере особенности функционирования местного самоуправления, развития новых видов муниципалитетов, отсутствие ясных представлений об организационных формах обеспечения муниципальной практики в условиях формирования аппарата местного самоуправления также являются актуальными при изучении данной отрасли.

Вместе с выше указанными причинами, эффективное и организованное самоуправленческое начало в современной политико-правовой практике выступает в качестве одной из основ демократического общества, в котором совместно с государственными приоритетами не только признается, но и гарантируется соблюдение местных (муниципальных) интересов. Местное самоуправление способствует приближению локальных управленческих технологий и практик к гражданам, предотвращает отчуждение местных властвующих институтов от общества. В связи с этим в России, избравшей путь демократизации, исследование организационных основ системы местного самоуправления чрезвычайно актуально [1].

Исходя из актуальности рассматриваемой проблемы, весьма перспективным для дальнейшего изучения является осмысление состояния и развития местного самоуправления, а также комплексное изучение действующей системы местного самоуправления, анализ системных свойств, которые представляют ее специфические элементы и во многом определяют вектор ее дальнейшей трансформации. Соответственно, изучение основных системных параметров транзита местного самоуправления от системы бюрократического администрирования к системе непосредственной самоорганизации социально и политически активных граждан и их представителей представляет не только теоретико-концептуальную, но и практическую ценность [2].

Местное самоуправление является институтом публичной власти, локально приближенным к населению, а также институтом гражданского общества. Институты территориального общественного самоуправления являются территориальной формой самоорганизации граждан по месту их проживания и создаются резидентами на добровольной основе в рамках институализованных основ общественной самодеятельности [4].

Для осуществления местного самоуправления необходимо наличие определенных условий: некоторой степени солидарности местных резидентов в отстаивании собственных экономических, общественных и политических интересов, а также осознания необходимости согласования этих интересов с региональными и общегосударственными. Кроме того, для осуществления местного самоуправления необходимо наличие существенных материальных и финансовых ресурсов, а также регламентированное правовыми нормами разграничение полномочий между институтами государственной власти и институтами местного самоуправления.

Практика и традиции местного самоуправления предшествовали становлению государства как политического института и примерами тому служат общинное или городское самоуправления античного мира или средневековья. Именно поэтому государство не только делегирует институтам местного самоуправления властные полномочия, но также местное самоуправления изначально интегрировано в общую систему государственного управления. Одновременно местное самоуправление представляет собой действенный институт осуществления политической власти, который в совокупности с принципом делегирования властных полномочий детерминирует управленческие процессы в современном демократическом и плюралистическом государстве [5]. Соответственно, институты местного самоуправления способствуют демократизации и плюралистичности политических процессов и государственного управления, взаимодействуя при этом с правительственными ведомствами и учреждениями. Кроме того, местное самоуправление как технология управления «малыми географическими пространствами» является менее бюрократизированной управленческой практикой, в большей степени адаптированной к местной политической культуре. Таким образом, местное самоуправление является действенной формой организации властных институтов на местной уровне и выражает многообразие всей практики социально-политической деятельности граждан в локальном политическом поле [4].

В настоящее время местное самоуправление понимается как важнейший элемент гражданского общества, как суть применения принципа народовластия. Одной из общепризнанных основных идей современного конституционализма является народовластие. Институты народовластия находятся в неразрывной связи с иными институтами политической системы общества. Являясь самостоятельным научным понятием, «народовластие» интегрирует в себе философские, политические и правовые идеи. Однако, основные характеристики понятия «народовластия» находятся в сфере изучения политической науки. Наиболее полным и всесторонним будет определение «народовластия» как основополагающего принципа демократического государства, выражающегося в признании народного суверенитета.

Местное самоуправление как форма народовластия представляет систему самоорганизации общественно-экономической и политико-правовой деятельности граждан, тем самым, обеспечивая самостоятельное решение местным населением или их представителями многих актуальных локальных проблем, связанных с процессом управления муниципальной собственностью в интересах всех резидентов определенного территориального сообщества. Существенной характеристикой местного самоуправления является осуществление населением непосредственно или через представителей самостоятельного управления собственными делами. Таким образом, местное самоуправление следует охарактеризовать как целенаправленный процесс управления, который обусловлен активным функционированием институтов представительства на локальном уровне [4].

В современной российской политико-правовой практике именно на Конституции Российской Федерации как на основополагающем документе зиждется вся российская система правового регулирования. Россия провозглашена в качестве демократического государства (пункт 1 статья1), в котором народ выступает как носитель власти на федеральном, региональном и местном уровнях (пункт 1–2 статья3). Исходя из данных конституционных положений, перечисленные критерии формируют основы существования народовластия как правовой категории, обуславливающей функционирование институтов демократического государства и признание народного суверенитета. Однако на современном этапе в России созданы лишь предпосылки для формирования гражданского общества и народного самоуправления на региональном и муниципальном уровнях, и дальнейшее развитие этих институтов зависит от последующих демократических реформ.

1. Федеральный закон от 06.10. 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

2. Эскиев М. А. Местное самоуправление в современной России. 5 Всероссийская научно-практическая конференция «Теоретические вопросы оптимизации управления социально-экономическими процессами в современных условиях» Махачкала, 2014

3. Эскиев М. А. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации. ФГУ science, ЧГУ, Грозный, 2014

4. Эскиев М. А. Чажаев М.И, Мэрия города Грозного как субъект муниципального управления. ФГУ science, ЧГУ, Грозный, 2014

5. Баглай Н. В. Конституционное право зарубежных стран — Москва, Инфра-М, 2000.

6. Черкасов А. Правовое регулирование местного управления в странах современного мира — М., 2000.

7. Эскиев М. А. Местное самоуправление в Европейских странах. Общие основы системы местного самоуправления в Европе. ФГУ science, ЧГУ, Грозный, 2014

Местное самоуправление как форма народовластия

Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.

Народовластие — волеизъявление народа в управлении государством непосредственно или через представителей, которое осуществляется свободно народом, но в соответствии с требованиями закона, его суверенной волей и интересами государства.

Обращаясь к нормативно-правовым актам, можно изложить следующее:

Местное самоуправление согласно Европейской Хартии о местном самоуправлении составляет одну из основ любого демократического строя. Принцип местного самоуправления, — гласит статья 2 Хартии, — должен быть признан в законодательстве страны, и, по возможности, в конституции страны.

Конституция Российской Федерации признает и гарантирует местное самоуправление в статьях 3, 12, 130-133 и др. Основываясь на конституционных положениях, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. в статье 2 констатирует: Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического управления в нашей стране.

Согласно ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть:

  • а) непосредственно (т.е. путем референдума, выборов);
  • б) через органы государственной власти;
  • в) через органы местного самоуправления.

Таким образом, местное самоуправление — это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти.

Определение местного самоуправления, характеризующее его как форму народовластия, содержится в ст. 2 в Законе об общих принципах организации местного самоуправления: «Местное самоуправление в Российской Федерации — признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций».

Это определение позволяет выделить основные черты, характеризующие местное самоуправление, его место в системе народовластия:

  • 1. Местное самоуправление имеет свой субъект. Им является население, граждане.
  • 2. Местное самоуправление занимает особое место в демократическом механизме управления обществом и государством.
  • 3. Местное самоуправление имеет свой объект управления: вопросы местного значения, касающиеся обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.
  • 4. Самостоятельность местного самоуправления.
  • 5. Ответственность муниципальных образований.
  • 6. Местное самоуправление осуществляется с учетом интересов населения.
  • 7. В местном самоуправлении находят отражение исторические и иные местные традиции.

Таким образом, можно прийти к выводу что, местное самоуправление как форма народовластия представляет систему самоорганизации общественно-экономической и политико-правовой деятельности граждан, тем самым, обеспечивая самостоятельное решение местным населением или их представителями многих актуальных локальных проблем, связанных с процессом управления муниципальной собственностью в интересах всех резидентов определенного территориального сообщества.

Местное самоуправление как форма народовластия

Характеристика местного самоуправления как формы народовластия

Российское государство в настоящее время находится на пороге решения широкого спектра задач во всех сферах жизнедеятельности, вследствие чего система государственного и муниципального управления подвергается определенному реформированию. Задачей российского государства в настоящее время является формирование современного гражданского общества и построение правового государства. Для успешной реализации указанной задачи необходимо выявить совокупность факторов, влияющих на нее, включая оценку участия в указанных процессах населения Российской Федерации.

Основой правового государства и гражданского общества в Российской Федерации выступает обеспечение активного участия населения в решении общественно-политических проблем, в том числе и на уровне муниципальных образований.

Российская Федерация на конституционном уровне осуществляет признание и гарантию местного самоуправления. Муниципалитеты наделены правом осуществления местного самоуправления самостоятельно в пределах своих полномочий. Органы муниципального управления исключены из системы органов государственного управления. Причем местное самоуправление выступает в качестве одной из основ конституционного строя России.

Под местным самоуправлением понимают деятельность местного сообщества и созданных им органов по решению вопросов, имеющих значимость для населения муниципального образования, в соответствии с принципами самостоятельности и ответственности, включая вопросы владения, использования и распоряжения муниципальной собственностью.

Местное самоуправление, направленное на решение вопросов, имеющих значимость для местного населения, действует исходя из интересов этого населения. В основе организации местного самоуправления находится учет исторических и других местных традиций. Конституция России и федеральное законодательство определяет границы местного самоуправления.

ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит императивное указание на осуществление местного самоуправления на всей без исключения территории Российской Федерации. Таким образом, местное самоуправление представляет собой не право его осуществления, а обязанность местных сообществ. Такой взгляд на местное самоуправление определяется трактовкой его как формы осуществления народовластия. В соответствии с Конституцией России народ Российской Федерации имеет право на осуществление своей власти либо в непосредственной форме, либо посредством органов государственного и муниципального управления. На практике народовластие осуществляется посредством системы органов публичной власти, имеющей двухуровневую структуру, в которой первый уровень представлен федеральными органами государственного управления, второй – органами государственного управления регионального уровня и третий – органами муниципального управления. В силу своей специфики органы муниципального управления как муниципальная власть признаются наиболее приближенными к населению, а, следовательно, способными в наиболее эффективной мере осуществлять решение его проблем.

Население России лишено права на упразднение местного самоуправления. Основой как самих муниципальных образований, так и права их населения на осуществление местного самоуправления выступает Конституции России и законодательство, но ни в коем случае не волеизъявления граждан.

Законодательство предусматривает такие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления как местный референдум, муниципальные выборы, другие формы прямого волеизъявления. Помимо этого население Российской Федерации наделено правом осуществления местного самоуправления посредством создания органов муниципального управления, которым население передает свое право на управление развитием территории муниципального образования. Право на осуществление местного самоуправления распространяется также на иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Законодательство не допускает возможности дискриминации граждан в участии в местном самоуправлении по каким-либо признакам:

  • пол,
  • возраст,
  • национальность,
  • языковая принадлежность,
  • происхождение,
  • должностное или имущественное положение,
  • религиозные убеждения,
  • принадлежность к общественным объединениям и прочее.

Право население на осуществление местного самоуправления может быть ограничено исключительно на уровне федерального законодательства. Причем такое ограничение может быть установлено только исключительно в целях защиты основ конституционного строя, здоровья, нравственности, законных прав и интересов других лиц, обеспечения безопасности и обороноспособности страны.

На органы государственного управления федерального и регионального уровней возлагается обязанность защиты государственной гарантии права населения на осуществление местного самоуправления.

Организация местного самоуправления

Местное самоуправление преимущественно осуществляется посредством формирования органов муниципального управления, к числу которых относятся орган муниципального управления представительного характера, орган муниципального управления организационно-распорядительного характера и глава муниципального образования. Также эта система органов может включать орган, ответственный за осуществление контрольной функции.

Орган муниципального управления представительного характера является выборным органом, основной задачей которого выступает реализация законодательной власти на территории муниципального образования, а также осуществление контроля за деятельностью исполнительно-распорядительного органа.

Орган муниципального управления исполнительно-распорядительного характера или муниципальная администрация осуществляет практическую реализацию местного самоуправления на территории муниципального образования.

Глава муниципального образования в зависимости от его устава может возглавлять либо законодательную, либо исполнительной ветви власти.

Методическая разработка урока по обществознанию Тема: «Местное самоуправление как форма народовластия»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка урока обществознания предназначена для учителей, работающих с учащимися старшего звена.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по обществознанию Тема: «Местное самоуправление как форма народовластия»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8
имени Павла Александровича Щипанова города Кузнецка

Всероссийский смотр — конкурс лучших практик среди общеобразовательных организаций

субъектов Российской Федерации

«Урок местного самоуправления»

Методическая разработка урока

по обществознанию

Тема: «Местное самоуправление

как форма народовластия»

Автор: Леонова Кристина Сергеевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8

имени Павла Александровича Щипанова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Разработка урока представлена на всероссийский смотр — конкурс лучших практик среди общеобразовательных организаций субъектов Российской Федерации «Урок местного самоуправления»

Данная методическая разработка урока обществознания предназначена для учителей, работающих с учащимися старшего звена.

Автором разработана рабочая программа по предмету «Обществознание», где III раздел называется «Человек и закон». В рамках этого раздела изучается такая отрасль как муниципальное право.

Тема урока «Местное самоуправление как форма народовластия» (1 час) включена в программу с целью определения сущности и значения местного самоуправления в РФ, изучить структуру и полномочия МСУ.

Актуальность темы: в настоящее время наблюдается заметный рост общественного интереса в России к проблеме развития местного самоуправления. Развитие местного самоуправления имеет значение не только потому, что позволяет создавать условия для более активного и инициативного решения местных проблем, обеспечения нормальной повседневно жизни людей. Оно жизненно важно для нашей страны и потому, что связано с развитием регионов их самостоятельностью, они должны работать на создание равных возможностей для всех граждан страны, укреплять государственную целостность Российской Федерации.

Задачей школы является повышение компетентности учащихся в вопросах развития местного самоуправления на территории непосредственного проживания, получение школьниками дополнительных знаний о содержании и методах работы местного самоуправления.

Местное самоуправление является важнейшим элементом демократического государственного устройства. Конституцией РФ установлено, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Для эффективного функционирования государства необходим баланс интересов государственных и интересов местных, то есть общих интересов жителей каждого отдельно взятого городского, сельского поселения, иного муниципального образования. Роль выразителя местных интересов и призвано играть местное самоуправление. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые основаны на совместном проживании на определенной территории, на неизбежном взаимодействии жителей этой территории.

Местное самоуправление играет особую роль в становлении гражданского общества, являясь одновременно и механизмом формирования такого общества, и его неотъемлемой составной частью. Включение членов местного сообщества в процесс принятия общественно значимых решений является одним из механизмов реального осуществления народовластия.

Какую роль играет местное самоуправление в становлении и развитии гражданского общества? Существует ли взаимодействие между органами местного самоуправления и есть ли взаимосвязь гражданское общества с местным самоуправлением? Эти и другие вопросы, связанные с проблемой развития местного самоуправления, волнуют меня, учеников и заставляют задуматься над возможностями ее решения.

Для реализации цели нужно решить задачи урока:

1)образовательные:

— сформировать общее представление об особенностях структуры местного самоуправления в городе Кузнецке, выявить наиболее существенные признаки местного самоуправления, определить взаимодействие четко разграниченных органов местного самоуправления и роль местных органов власти в жизни общества;

— сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного явления с опорой на принцип историзма;

— сформировать комплекс знаний, в проблемных ситуациях местного значения, обеспечивающих поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;

2) развивающие:

— развивать умения применять правовые знания в новой ситуации;

— формировать умения работы с опорным конспектом, развивать умения анализировать нормативно правовые акты, структурировать информацию;

— развивать умения выдвигать гипотезы и отбирать аргументы, отстаивать свою точку зрения при обсуждении проблемы.

3)воспитательные:

— воспитывать уважение к закону, сознательное отношение к нему законопослушных граждан, стимулировать мотивацию гражданской активности.

Тема урока «Местное самоуправление как форма народовластия » изучается в 10 классе. Но её можно включать и в 11 и 9 классах при изучении отрасли муниципального права. Также эта тема может использоваться при изучении тем социально-экономического цикла, которые включены в учебный план 9-11 классов. Например, в рамках изучения темы «Конституция РФ», «Гражданское общество и государство», во внеурочной деятельности и других.

Ожидаемые результаты этого урока – формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации; понимание основных принципов жизни общества; формирование собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

Технологическая карта урока

Местное самоуправление как форма народовластия

Обществознание 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень /Л.Н. Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И Городецкая и др; под редакцией Л.Н. Боголюбов., Л.Н Лазебниковой; Российской академией наук, Российской академией образования, издательство «Просвещение» 7 –е -М, 2011.

Разработчик урока

Леонова Кристина Сергеевна

Урок изучения нового

Традиционный (изучение нового материала)

Определение сущности и значения местного самоуправления в РФ, изучить структуру и полномочия МСУ.

Задачи урока

1)образовательные:

— сформировать общее представление об особенностях структуры местного самоуправления в городе Кузнецке, выявить наиболее существенные признаки местного самоуправления, определить взаимодействие четко разграниченных органов местного самоуправления и роль местных органов власти в жизни общества;

— сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного явления с опорой на принцип историзма;

— сформировать комплекс знаний, в проблемных ситуациях местного значения, обеспечивающих поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;

2) развивающие:

— развивать умения применять правовые знания в новой ситуации;

— формировать умения работы с опорным конспектом, развивать умения анализировать нормативно правовые акты, структурировать информацию;

— развивать умения выдвигать гипотезы и отбирать аргументы, отстаивать свою точку зрения при обсуждении проблемы.

3)воспитательные:

— воспитывать уважение к закону, сознательное отношение к нему законопослушных граждан, стимулировать мотивацию гражданской активности.

Основные термины

и понятия темы

Понятийный аппарат: самоуправление, местное самоуправление, земство, демократия, Собрание представителей, исполнительно-распорядительный орган, глава муниципального образования, контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, Устав г. Кузнецка

Планируемые результаты

Познавательные УУД:

овладеют базовыми понятиями, умеют находить и выделять необходимую информацию из различных источников; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; определяют основную и второстепенную информацию.

Регулятивные УУД

планируют, контролируют и выполняют действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; предвосхищают промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинают и заканчивают действие в нужный момент.

Коммуникативные УУД

охотно ведут диалог с собеседником с соблюдением норм и правил поведения, выслушивают собеседника, выражают свои взгляды с эмоциональной окраской, умеют организовать общение.

Личностные УУД

сформирована полнота ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.

формировать умение воспроизводить, систематизировать полученную информацию, обобщать и делать выводы.

Организация пространства

(смешанное обучение,"перевернутый урок", асинхронное обучение,

Синхронное обучение (обучение, при котором взаимодействие между обучающимися и обучаемыми происходит в одно и то же время).

Виды деятельности на уроке

(коллективная (фронтальная) работа,

индивидуальная (самостоятельная) работа, практическая (лабораторная) работа, творческая и/или исследовательская работа, реферирование материала)

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Образовательные технологии

личностно-ориентированное обучение, метод проектов,

разно уровневое обучение, модульное обучение, дистанционные технологии, мобильное обучение, системы управления учебным процессом (LMS), облачные технологии, здоровье сберегающие технологии)

Развивающее обучение. Метод проектов – педагогической технологии, формирующей основные компетенции учащихся, развивающей навыки само презентации и умение общаться, а значит – работает на социализацию личности ученика.

Проблемное обучение.

Дифференцированное обучение различных категорий обучающихся (одаренных детей,

детей из социально неблагополучных семей, детей, попавших в трудные жизненные ситуации, детей из семей мигрантов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с девиантным (общественно опасным) поведением).

Правила работы на уроке (если они существуют)

Работа в группах.

Используемые виды контроля

и оценивания на уроке (контроль усвоения учебного материала и оценивание работы обучающихся (осуществляется учителем);

самоконтроль усвоения учебного материала и оценивание работы (осуществляется обучающимся).

Фронтальный, индивидуальный, групповой, коллективная; репродуктивный (читать, пересказать, вспомнить); поисковый (самостоятельная работа с учебником, доказать свою точку зрения, оценить, сравнить, сделать вывод)

Необходимое оборудование

учительский компьютер, интерактивная доска SmartBoard, проектор, ОС WindowsXP, MSOffice 2007, нетбуки.

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация по теме, схемы на доске, нормативно правовые акты.

Электронные образовательные ресурсы (в электронной форме учебника и/(или) в Сети Интернет

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (Анализирует деятельность по достижению цели)

Организационная структура урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методические приемы и их содержание

Формируемые УУД

(универсальные учебные действия)

Организационный этап.

Приветствие: проверяет готовность обучающихся к уроку; Создаёт мотивацию к учебной деятельности; включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место.

Проявляют интерес к материалу изучения. Исходя из своего опыта, высказывают собственные мысли.

Личностные: формирование дисциплины и внимания

Коммуникативные: определять цели и функции участников групп, слушать и обсуждать разные точки зрения: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Создаёт проблемную ситуации, в результате, которого учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, выдвигают цель урока.

Обратите внимание на экран

демонстрация видеофрагмента «Выступление В.В. Путина на форуме «Валдай» от 19 сентября 2013 года»

— О чем идет речь в данном выступлении?

— Какие задачи ставит перед гражданами РФ?

Какие выводы сделал

Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении.

Анализируют. Останавливают свой выбор на цели, связанных с поиском ОСД и личного совершенствования

Просматривают видеофрагмент, отвечают на вопросы, формулируют тему урока

Проблемная ситуация.

Вопросы и побудительные предложения помогают ученикам осознать противоречие проблемной ситуации и сформулировать проблему.

Регулятивные:

планируют, контролируют и выполняют действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; предвосхищают промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинают и заканчивают действие в нужный момент.

Открываем тетради, записываем дату и тему урока.

Какие ассоциации возникают у вас в связи с термином «самоуправление» (ассоциативный ряд фиксируется на доске в виде кластера)

Сформулируйте цель нашего урока.

Подумайте, на какие вопросы мы должны с вами сегодня ответить?

Ответы детей: Местное самоуправление как форма народовластия.

Предлагают варианты ответов.

Ответы учеников: изучить, что такое местное самоуправление, выявить из каких органов но состоит, рассмотреть полномочия местного самоуправления.

Что такое самоуправление?

Какова структура местного самоуправления?

Основные полномочия органов МСУ?

Как решаются проблемы граждан на местном уровне ?

ТРКМ(технология развития критиеского мышления)

Составление кластера.

Это способ графической организации материала, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

Ключевые слова – по ним делаем предположения о теме или материале урока.

Познавательные: получать информацию представленную в различных формах

Коммуникативные: выражают свои взгляды с эмоциональной окраской, умеют организовать общение.

Познавательные:

произвольно строят речевые высказывания в устной форме;

определяют основную и второстепенную информацию

Актуализация знаний

Первичное усвоение знаний

закрепление

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Рефлексия (подведение итогов занятия).

Информация о домашнем задании, инструктаж

1. Знакомство с понятием

Обратимся к компетентным источникам: различным справоч­ным изданиям и документам для определения термина.

Учащимся предлагается выбрать из всех определений наиболее существенные признаки данного понятия.

2.Рассматриваются исторические корни местного самоуправления в России.

Как же развивалась система МСУ в России?

А теперь предлагаю рассмотреть исторические корни МСУ в России. Приготовили небольшие исторические справки члены школьного самоуправления Клюев Данила и Кочурова Галина. Давайте выслушаем их.

3.МСУ имеет свою особенную структуру.

Предлагается Устав города Кузнецка.

Мы с вами сейчас познакомились с информацией, где наглядно было видно, что органы местного самоуправления на всей протяженности нашей истории имели разные названия и конечно особенную структуру.

Для того чтобы познакомиться со структурой МСУ города Кузнецка нам нужно будет изучить нормативно правовой акт под названием Устав города Кузнецка. Этот документ лежит у вас на столах.

4.Знакомство с полномочиями органов МСУ.

По Уставу города Кузнецка

Итак, у нас получилась структура МСУ Г. Кузнецка с четким разграничением органов. Какие же у этих органов полномочия и взаимодействуют ли эти органы МСУ? Предлагаю выяснить, для этого мы с вами превратимся в мировое кафе, где в каждом кафе есть свой хозяин. Ваша задача изучить устав выяснить полномочия органов МСУ и найти примеры взаимодействия.

Учитель контролирует процесс и консультирует.

Через изучение полномочий и правил формирования органов МСУ кластер дополняется стрелками, показывающими взаимодействие органов МСУ.

Вот наша схема и заработала! Основой эффективного муниципального управления является взаимодействие органов МСУ прежде всего представительного и исполнительного. Ведь без этого взаимодействия принятие решений и последующее их исполнение практически невозможно.

А теперь займемся практикой. Представим, что мы члены органов Местного самоуправления.

Как же и на основании, какого закона МСУ работает.

Я вам предлагаю задачи, попытайтесь с помощью закона Ф№ №131 « Об общих принципах организации местного самоуправления» решить некоторые из них.

1.Решение практических задач с помощью ФЗ №131«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

2.У вас появилась прекрасная возможность выйти на ПРЯМУЮ ЛИНИЮ с представителем Местного самоуправления начальником отдела экономики, развития предпринимательства и потребительского рынка г. Кузнецка Бахтуевой Еленой Николаевной и задать вопросы.

Для поступления на данные направления подготовки, потребуется знания по обществознанию, поэтому вновь обратимся к учебному материалу.

1.Учитель еще раз обращает внимание на составленные кластеры и презентацию.

Какое же значение МСУ?

Учитель следит за правильностью речи, в случае необходимости уточняет и корректирует информацию.

2.Работа в парах.

Задание: составить синквейн о МСУ.

А теперь, хотелось бы, чтобы вы оценили наш сегодняшний урок поднимите ту карточку содержание которой вам подходит .

Зеленая: урок полезен для меня. Я понимал все.

Желтая: урок был интересен. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий.

Красная: Пользы от урока получил мало. Я не понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно

Учитель отмечает оценками тех, кто активно работал

Объясняет сущность домашнего задания.

Предоставляет разно уровневое задание.

Домашнее задание.

Решить задачи по муниципальному праву (индивидуальные карточки)

Написать эссе

«Процветание города в целом принесет больше пользы отдельным гражданам, чем благополучие немногих лиц при всеобщем упадке»
Фукидид (ок. 460 – ок. 400 до н.э.), древнегреческий историк

С помощью гаджетов выполняют задание учителя, зачитывают ответы и делают вывод, определение записывают в тетрадь

Учащиеся, дают различные определения понятия.

Самоуправление — внутреннее управление своими местными силами . Русский толковый словарь В.В. Лопатина

Самоуправление – право какой-нибудь государственной единицы, области самостоятельно решать дела внутреннего управления и иметь свои правительственные органы Толковый словарь Д.Н. Ушакова.

Местное самоуправление -система организации деятельности граждан для самостоятельного решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических, национально-этнических и иных особенностей, на основе Конституции и законов государства. Осуществляется населением в городских и сельских поселениях через представительные органы власти (муниципальные собрания, советы, комитеты), соответствующие органы управления (местную администрацию), местные референдумы и пр., а также органы территориального общественного самоуправления населения. Социологический словарь

Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

1.Самостоятельность и ответственность населения за принятие решений местного характера.

2.Местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти.

3. Это особое управленческое звено, осуществляемое самими гражданами.

4.Осуществляется непосредственно (сходы, собрания) или через выборные органы.

5.Их экономической основой является муниципальная собственность.

Учащиеся (члены самоуправления школы) выступают с заранее под­готовленными сообщениями, относящимися к двум различным эпохам.

Отрывки из сообщений: Средние века до 1917г. Особое место в истории развития местного самоуправления в России занимает XVI век, поскольку в этот период происходит замена кормления, т. е. системы местного управления через наместников и волостелей, специальными органами самоуправления: губными и земскими учреждениями. В 30-е гг. XVI века в уездах появляются губные учреждения, которые действовали первоначально наряду с наместниками. Выборы губных органов носили всесословный характер: в них принимали участие помещики, служилые люди, крестьяне – все население уезда. В 1555 г. указом Ивана IV вводятся земские учреждения. Они не имели всесословного характера, действовали, как правило, в границах волостей. В XVII в. местное управление бюрократизируется: устанавливается система приказно-воеводского управления на местах. Считается, что развитию местного самоуправления в дореволюционной России дали толчок земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы Александра II, которые преследовали цель осуществить децентрализацию управления и развить начала местного самоуправления в России. При Александре III были пересмотрены и Положение о земских учреждениях (1890 г.) и Городовое положение (1892 г.).

2. 1917-2000гг.

Попытку провести реформу местного самоуправления предприняло после февральской революции 1917 г. Временное правительство, приняв 21 мая 1917 г. Закон о земской реформе Предполагалось, в частности, ввести земское самоуправление на волостном уровне. Осуществить эту реформу в полной мере не удалось: последовала Октябрьская революция 1917 г. Был взят курс на ликвидацию старых органов местного самоуправления…. Процесс становления местного самоуправления в России начался с 90-х годов. Так, 9.04.1990 г. был принят Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», который определил основные направления развития местных органов власти, принципы их формирования и деятельности как органов самоуправления, самоорганизации граждан. С принятием Закона РСФСР от 6.07.1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР» начался процесс реформирования местных органов власти и системы местного самоуправления.

Ученики делятся на группы. Работа с документом. У каждой группы индивидуальное задание.

1.Группа составляет кластер

Представительного органа самоуправления, дополняя общий кластер «Местное самоуправление г. Кузнецка»

2.Группа составляет кластер исполнительно-распорядительного органа самоуправления, дополняя общий кластер «Местное самоуправление г. Кузнецка»

Желающие делают комментарий и основные выводы к кластеру на доске.

Вывод: структура органов МСУ состоит из четырех звеньев: Представительное звено, исполнительно-распорядительное, Контрольно-счетная палата и иные органы МСУ.

Ученики делятся на группы. Работа с документом. У каждой группы индивидуальное задание. И у каждой группы выбирается хозяин, который остается или меняется и объясняет изученный материал другим участникам — гостям

Ученики меняются между группами, изучают вопросы соседей и обмениваются мнениями.

Изучает полномочия Главы города Кузнецка;

Изучает полномочия Собрания Представителей;

Изучает полномочия Главы Администрации

Изучат полномочия Администрации г. Кузнецка

Группы озвучивают изученный материал, делают выводы.

Один представитель от группы выходит и показывает взаимодействие органов МСУ

Взаимодействие органов МСУ:

1.Население, обладающее избирательным правом путем прямого тайного голосования, избирает депутатов Собрания Представителей сроком на пять лет.

2. Собрание представителей заключает контракт с главой администрации.

3.Структура городской администрации определяется на заседании СП.

4.Замы главы администрации выбираются на конкурсной основе порядок проведения конкурса устанавливает СП.

5. Гл. Администрации имеет право вносить на утверждения представительного органа проекты.

6.СП издает НПА Администрация исполняет НПА.

7. Заместители главы администрации контролируют и курируют работу иных органов самоуправления.

Хозяин группы выдергивает одну из задач.

В группах обсуждают задачу, находят правильное решение на основе статей закона.

Работают с сайтом ГАРАНТ

Местная администрация обязала жителей улицы Вишнёвой повесить за свой счёт на домах указатели с названием улицы и номером дома?

Вопрос: Правомочно ли такое требование?

Задача №2.

В муниципальном районе организовано платное дошкольное образование.

Вопрос: Необходимо ли организовывать ещё и доступное бесплатное дошкольное образование?

Учащиеся задают вопросы. Выслушивают ответы, делают выводы о работе МСУ

1. В каком процентном соотношении находится в нашем городе средний и малый бизнес?

2. Какие инвестиционные проекты реализуются сейчас и планируются в ближайшее время?

3.С должностными инструкциями мы можем познакомиться в интернете, но они содержат общие фразы, а не могли бы вы нам рассказать реальный день из вашей трудовой практики?

4. Какие учреждения высшего образования готовят кадры для органов МСУ?

Анализируют проблему, организуют поиск решения, выдвигают гипотезы

Желающие высказывают свое мнение. Сверяют с презентацией.

Значение местного самоуправления

Совершенствование местного самоуправления (МСУ) обеспечивает привлечение населения к управлению и тем самым способствует дальнейшему развитию демократии;

Вовлечение граждан в решение местных проблем влияет на развитие их самосознания, побуждает к активной деятельности;

Местные нужды лучше всего знакомы самим жителям;

МСУ развивает в гражданах самостоятельность, энергию и предприимчивость, они перестают ожидать всех благ от правительства , привыкая полагаться на самих себя;

МСУ связывает администрацию с народом. Наряду с частыми интересами у гражданина появляются общественные;

МСУ является серьезной подготовительной школой для государственных деятелей высших категорий, которые через него знакомятся с социальными проблемами рядовых граждан;

Развитие самоуправления открывает гражданам возможности принимать на себя ответственность за решение несущих задач, не полагаясь на федеральную власть, что в конечном итоге приводит к становлению гражданского общества.

Пример ответа учащихся:

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Управляет, регулирует, исполняет

Местное самоуправление – это форма осуществления народом своей власти

Выполняют самооценку деятельности на уроке

Записывают задание, задают вопросы если непонятно.

На территории с высокой плотностью населения имеются два хутора на разных берегах реки. Река брода не имеет. Мост находится на 20 км. ниже по течению.

Вопрос: Могут ли эти два хутора быть объединены в одно поселение, если в течение рабочего дня сходить пешком из одного хутора в другой не представляется возможным?

Главой администрации Н-ской области издано постановление о реформе библиотечного дела на территории области. Главам муниципальных районов поручается в месячный срок провести реорганизацию всех библиотек области.

Вопрос: Можно ли данное постановление реализовать на практике?

В посёлке Луговое был проведён референдум о газифицикации данного сельского поселения. Было принято решение о сборе с каждого жителя 15 тыс. руб. для проведения газоотвода высокого давления из райцентра до посёлка.

Вопрос: Какие нормы закона были нарушены при проведении данного референдума?

Проведён местный референдум об изменении взаимной границы двух муниципальных образований. Решение принято положительное.

Вопрос: Каким правовым актом данное решение должно быть закреплено?

При подготовке устава сельского поселения группа депутатов предложила провести выборы на территории поселения нового совета по мажоритарной системе. В поселении проживают 1 500 избирателей и в его составе находятся два хутора: в одном – 150 избирателей, в другом – более 300.

Вопрос: Какие организационные мероприятия необходимо провести для осуществления данного предложения?

Представительный орган городского округа принял решение об установлении новой формы налога – на недвижимость. Этот налог должен платиться непосредственно жителями, имеющими отдельные здания, строения и сооружения.

Вопрос: Правомерно ли поступила городская Дума?

Частично –поисковый(эвристический) метод обучения заключается в следующих характерных признаках:

а)знания детям нужно добывать самостоятельно;

б)учитель не сообщает и не излагает знания, а организует поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;

в) ученики под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникшие задачи, разрешают проблемные ситуации, проводят анализ, сравнение, обобщение, приходят к выводу, в результате данной работы у учеников формируются осознанные прочные знания.

Анализ. Анализ производится для выделения ряда признаков понятия

Синтез. Практическая сборка признаков понятия в единое целое с учетом их правильного взаимного расположения.

Активный метод обучения, стимулирующий познавательную деятельность обучения.

Преобразование текстовой информации в схему (график, таблицу), (сходно с заданиями ЕГЭ, где нужно анализируя данные кластера, правильно вставить ответ)

Ученик при выполнении заданий последовательно осуществил все этапы работы с текстом:

• выявил необходимую информацию;

• осмыслил текстовую и подтекстовую информацию;

• определил собственное отношение к информации.

« Мировое кафе»

Метод сфокусированного неформального обсуждения.

решения комплексных проблем,

получения ответа на несколько вопросов,

принятия нестандартных решений,

объединения нескольких точек зрения,

планирования групповой работы,

Проблемная ситуация. Вопросы и побудительные предложения помогают ученикам осознать противоречие проблемной ситуации и решить проблему.

Технология решения ситуативных задач

Проблемная ситуация. Вопросы и побудительные предложения помогают ученикам осознать противоречие проблемной ситуации и решить проблему.

Метод интервью, относящийся к группе интерактивных форм обучения

Проблемная ситуация. Вопросы и побудительные предложения помогают ученикам осознать противоречие проблемной ситуации и решить проблему.

ТРКМ (технология развития критического мышления)

Работа с сигнальными карточками

Проблемная ситуация. Вопросы и побудительные предложения помогают ученикам осознать противоречие проблемной ситуации и решить проблему.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.

Познавательные: выделяют необходимую информацию; создают алгоритм деятельности; структурируют знания, анализируют объекты с целью выделения существенных признаков

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.

Познавательные: выделяют необходимую информацию; создают алгоритм деятельности; структурируют знания.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.

Познавательные: выделяют необходимую информацию; создают алгоритм деятельности; структурируют знания.

Познавательные: выделяют необходимую информацию; создают алгоритм деятельности; структурируют знания, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Регулятивные:

планируют, контролируют и выполняют действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; предвосхищают промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинают и заканчивают действие в нужный момент.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Познавательные: выделяют необходимую информацию; создают алгоритм деятельности; структурируют знания, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Познавательные: использовать знания по теме.

Регулятивные: коллективно ставить познавательную цель учебной деятельности, искать и фиксировать необходимую информацию

Коммуникативные: слушать и слышать чужое мнение, доказывать и защищать свое.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Познавательные: выделяют необходимую информацию; создают алгоритм деятельности; структурируют знания, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Познавательные: выделяют необходимую информацию; создают алгоритм деятельности; структурируют знания, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Познавательные: использовать знания по теме.

Регулятивные: коллективно ставить познавательную цель учебной деятельности, искать и фиксировать необходимую информацию

Коммуникативные: слушать и слышать чужое мнение, доказывать и защищать свое. Личностные УУД: уметь осуществлять совместную информационную деятельность, творчески оценивать личностные достижения, реализовать творческий подход в коллективной учебной деятельности по изучению нового.

Познавательные: использовать знания по теме.

Регулятивные: коллективно ставить познавательную цель учебной деятельности, искать и фиксировать необходимую информацию

коммуникативные: слушать и слышать чужое мнение, доказывать и защищать свое.

Личностные УУД: уметь осуществлять совместную информационную деятельность, творчески оценивать личностные достижения, реализовать творческий подход в коллективной учебной деятельности по изучению нового.

Познавательные: использовать знания по теме,создают алгоритм деятельности; структурируют знания, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Познавательные: использовать полученные знания.

Личностные УУД:, творчески оценивать личностные достижения

формировать умение воспроизводить, систематизировать полученную информацию, обобщать и делать выводы

Познавательные: использовать полученные знания.

Коммуникативные: слушать и слышать чужое мнение

Познавательные: использовать полученные знания.

Личностные УУД:, творчески оценивать личностные достижения

формировать умение воспроизводить, систематизировать полученную информацию, обобщать и делать выводы

Познавательные: использовать полученные знания.

Коммуникативные: слушать и слышать чужое мнение

Таким образом, данная методическая разработка формирует мировоззренческую, ценностно-смысловую сферу обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации; понимание основных принципов жизни общества; формирование собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

Воспитывает российскую гражданскую идентичность, позволяет усвоить демократические ценности российского общества, социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включать взрослые и социальные сообщества; участвовать в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных особенностей.

Позволяет школьникам понимать смысл термина «местное самоуправление» и систематизировать изученный материал по местному самоуправлению; владеть различными коммуникативными техниками в процессе трансляции результатов учебного исследования и дискуссии по проблемным вопросам развития местного самоуправления в России;

Ведь в наших интересах вырастить здоровое поколение, как с физической стороны, так и с психологической. Также важно не потерять ни одного талантливого школьника и предложить ему разные формы последующей научной работы. Лишь в этом случае мы сможем вывести страну на более высокий и престижный уровень развития образования.

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (принята всенародным голосованием) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, №6 -ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // Российская газета.- 1993.- 25 декабря.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 6 февраля 2019 г.) // "Российская газета" от 8 октября 2003 г. N 202

Указ Президента РФ от 10 июня 2012 г. N 805 "О Дне местного самоуправления" // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 июня 2012 г. N 24 ст. 3141

"Устав города Кузнецка Пензенской области" (принят Решением Собрания представителей г. Кузнецка от 26.11.2009 N 114-13/5) (ред. от 30.08.2018)// "Кузнецкий рабочий", N 11, 02.02.2010

Научная и учебная литература

Братановский С.Н. Основы местного самоуправления: [курс лекций; учеб. пособие для вузов]. – М., 2009. – 167 с.

Гражданское участие в местном самоуправлении (Как самим решать проблемы в своем городе, поселке). – М.: ИД «Авангард», 2008. – 224 с.

Еремян В.В. Муниципальная история России. Древняя Русь: от общины-рода к общине-государству: учеб. пособие для вузов. – Москва, 2005. – 960 с.

Источники на электронных носителях

Собрание представителей г. Кузнецка Пензенской области.

Молодежный парламент – Режим доступа: http: //www.kuznetsk –city.ru

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (принята всенародным голосованием) // Российская газета.- 1993.- 25 декабря.

Глава 8. Местное самоуправление

1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Принят Государственной Думой 16 сентября 2003 года

Одобрен Советом Федерации 24 сентября 2003 года

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Местное самоуправление

1. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

2. Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Статья 2. Основные термины и понятия

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины и понятия:

сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

городское поселение — город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

поселение — городское или сельское поселение;

муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

городской округ — один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

городской округ с внутригородским делением — городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования;

внутригородской район — внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Критерии для деления городских округов с внутригородским делением на внутригородские районы устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением;

внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

муниципальное образование — городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения;

межселенная территория — территория, находящаяся вне границ поселений;

вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным закономосуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно;

вопросы местного значения межпоселенческого характера — часть вопросов местного значения, решение которых в соответствии с настоящим Федеральным законом и муниципальными правовыми актами осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно;

органы местного самоуправления — избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;

депутат — член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения;

должностное лицо местного самоуправления — выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления;

выборное должностное лицо местного самоуправления — должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;

член выборного органа местного самоуправления — лицо, входящее в состав органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах (за исключением представительного органа муниципального образования);

лицо, замещающее муниципальную должность, — депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе. Должности председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования могут быть отнесены к муниципальным должностям в соответствии с законом субъекта Российской Федерации;

депутат, замещающий должность в представительном органе муниципального образования, — председатель представительного органа муниципального образования, его заместитель (заместители), председатель постоянной и временной комиссии (комитета) и его заместитель (заместители), депутат, замещающий иные должности в представительном органе муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования;

правила благоустройства территории муниципального образования — муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения;

муниципальный правовой акт — решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер;

административный центр сельского поселения, муниципального района, городского округа — населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится представительный орган соответствующего муниципального образования.

2. В законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации слова "местный" и "муниципальный" и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций, объектов, в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.

Словосочетания "городской округ" и "городской округ с внутригородским делением" и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении в отношении муниципальных образований, органов местного самоуправления, их полномочий и прав, если иное не предусмотрено данными законами и иными нормативными правовыми актами.

Статья 3. Права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления

1. Граждане Российской Федерации (далее также — граждане) осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

2. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

3. Установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

4. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления.

Статья 4. Правовая основа местного самоуправления

1. Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

2. Изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных настоящим Федеральным законом, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления

1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления относятся:

определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации, устанавливаемых настоящим Федеральным законом;

правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации и в пределах полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления;

правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения;

правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

2. Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными органами государственной власти в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

3. В случае противоречия федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону применяются Конституция Российской Федерации и настоящий Федеральный закон.

Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления

1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся:

правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом;

правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;

правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

2. Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

3. В случае противоречия конституции (устава), закона, иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, регулирующих вопросы организации местного самоуправления и устанавливающих права, обязанности и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону и другим федеральным законам применяются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы.

Статья 7. Муниципальные правовые акты

1. По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

2. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

3. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

4. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

5. Если орган местного самоуправления полагает, что федеральный закон или иной нормативный правовой акт Российской Федерации либо закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не соответствует Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, вопрос о соответствии федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации разрешается соответствующим судом. До вступления в силу решения суда о признании федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации или отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, не допускается.

6. Муниципальные нормативные правовые акты городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 7 настоящей статьи, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат экспертизе, проводимой органами местного самоуправления городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 7 настоящей статьи, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Муниципальные нормативные правовые акты иных муниципальных образований, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, могут подлежать экспертизе, проводимой органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

7. Законом субъекта Российской Федерации устанавливается перечень муниципальных районов и городских округов, в которых проведение экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, является обязательным. При этом законом субъекта Российской Федерации определяются критерии включения муниципальных районов и городских округов в указанный перечень, отражающие объективные особенности осуществления местного самоуправления в данном субъекте Российской Федерации, включая степень концентрации возложенных на такие муниципальные образования государственных полномочий.

Статья 8. Межмуниципальное сотрудничество

1. В целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в каждом субъекте Российской Федерации образуется совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

2. В целях организации взаимодействия муниципальных образований, советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований Российской Федерации, в том числе в целях представления указанных интересов в федеральных органах государственной власти и организации сотрудничества муниципальных образований Российской Федерации с международными организациями и иностранными юридическими лицами, советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации могут образовывать единое общероссийское объединение муниципальных образований.

3. С учетом особенностей территориальной и организационной основы муниципальных образований на добровольной основе могут быть образованы иные объединения муниципальных образований. Организация и деятельность указанных объединений осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", применяемыми к ассоциациям.

4. В целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные объединения, учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В этих же целях органы местного самоуправления могут заключать договоры и соглашения. Указанные межмуниципальные объединения не могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления.

Статья 9. Официальные символы муниципальных образований

1. Муниципальные образования в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами вправе устанавливать официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности.

2. Официальные символы муниципальных образований подлежат государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законодательством.

3. Официальные символы муниципальных образований и порядок официального использования указанных символов устанавливаются уставами муниципальных образований и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *