Кто отвечает за состоянием дорог и возместит ущерб в случае повреждения автомобиля?
Если происшествие случилось на дороге федерального или регионального значения, то иски предъявляются соответственно к Российской Федерации или к администрации соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится к вопросам местного значения.
Таким образом, состояние автодорог регулируется администрацией муниципального образования. Также стоит иметь в виду, что, как правило, администрациями заключаются договоры на обслуживание отдельных участков дорог с организациями. В случае некачественного содержания автомобильных дорог ответственность, а также при наступлении негативных последствий на дорожном полотне, может нести обслуживающая организация.
Дорожной деятельностью является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6 ст. 3 Закона № 257-ФЗ).
В содержание автомобильных дорог входит совокупность мероприятий по поддержанию в соответствующем состоянии автодорог, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Содержание автомобильных дорог должно осуществляться в соответствии с требованиями действующих технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог и для создания условий для безопасного дорожного движения.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, сооружений, обязаны, обязаны содержать их в таком состоянии, которое бы обеспечивало безопасность для движения, для чего принимаются соответствующие стандарты, нормы и правила (п. 13 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090 «О Правилах дорожного движения»).
Таким образом, Администрация муниципального образования, как собственник автомобильных дорог, должна исполнять возложенную на нее обязанности по содержанию дорожных покрытий в надлежащем состоянии.
Администрация несет ответственность за вред, причиненный пострадавшему, явившийся результатом ненадлежащего исполнения возложенной законом на органы самоуправления обязанности по содержанию автомобильных дорог местного значения. Ответственным лицом за ненадлежащее состояние дороги может быть и организация, осуществляющая на основании заключенного договора техническое обеспечение соответствующего участка дороги.
Такая организация по ходатайству администрации муниципального образования может быть привлечена к участию в судебном разбирательстве в качестве соответчика либо в дальнейшем администрация может взыскать с нее выплаченную пострадавшему лицу сумма в порядке регресса.
Как правильно оформить ДТП в данном случае?
Необходимо вызвать сотрудников ГИБДД, сделать фото и видео, на котором зафиксировать последствия авария, дорожный дефект, а также найти свидетелей происшествия.
По прибытию на место ДТП сотрудник ГИБДД должен составить протокол осмотра проезжей части, осмотреть дорогу, знаки, замерить яму. Если на дороге отсутствуют предупреждающие знаки или размеры ямы выходят за пределы допустимых, инспектор выносит постановление о привлечении к ответственности лица или ответственную за данный участок дорожного покрытия организацию или одного из ее сотрудников.
Наличие фото и видео фиксации должно быть обязательно отображено в протоколе осмотра места ДТП с указанием места и даты съемки. Помимо всего прочего, сотрудник ГИБДД обязан зафиксировать данные об освещении участка, наличии или отсутствии ограждений и предупреждающих знаков, которые обязаны ставить коммунальные службы во время проведения ремонтных работ.
Автовладельцу необходимо снять копии всех составленных документов, поскольку они могут понадобиться при обращении за денежной компенсацией в страховую компанию или же в суд.
Далее собственник транспортного средства может провести необходимый ремонт. В этом случае он должен сохранить всю необходимую документацию, подтверждающую понесенные им затраты. Эти документы с требованием о возмещении необходимо отправить в соответствующую организацию, осуществляющую надзор за надлежащим содержанием дорог.
DataLife Engine — Softnews Media Group
Одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, закрепленным в ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Согласно п. 2 ст. 12 указанного закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В силу п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ. » определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Таким образом, обязанность по надлежащему содержанию дорог местного значения лежит на органах местного самоуправления.
Дороги-содержание, ремонт, надзор. Кто ответственный
Согласно Федеральному закону от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
- к федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
- к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
- к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
- к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
- к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог.
- к собственности физических или юридических лиц относятся автомобильные дороги, построенные физическими или юридическими лицами за счет собственных средств на предоставленных таким лицам в установленном земельным законодательством порядке земельных участках, или автомобильные дороги, переданные в собственность таких лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из выше указанного следует, что ответственными за содержание автомобильных дорог являются их собственники (см. табл.1 и табл. 2).
В сфере дорожной деятельности Правительство РФ и Минтранс РФ осуществляют в основном нормативно-правовое регулирование вопросов использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Росавтодор, подведомственное Минтрансу РФ, осуществляет функции по реализации такого нормативно-правового регулирования, выступая органом, непосредственно организующим использование автомобильных дорог и осуществляющим дорожную деятельность в пределах своих полномочий.
Орган, ответственный за его содержание
Дороги, находящиеся в собственности Российской Федерации
Органы государственной власти Российской Федерации
Дороги, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
Дороги, находящиеся в собственности поселения, городского округа и муниципального района
Органы местного самоуправления
Рассмотрим, какой конкретный орган является ответственным за содержание дорог.
Орган, ответственный за его содержание
Дороги местного назначения
Префектуры административных округов и Управы районов г. Москвы
Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы
ТСЖ, управляющая компания
Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает государственный надзор, муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог.
Так, государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти при осуществлении государственного транспортного надзора — Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, муниципального контроля в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Кроме выше указанных органов также можно обратиться к следующим органам:
Как убрать яму на дороге
Из-за них со мной случалось всякое: я застревал колесом в яме, не мог выехать с парковки из-за выпирающего люка, однажды порвал шину штырем, торчащим из бордюра. Я решил, что терпеть это нельзя, пожаловался властям, и больше этих проблем нет.
Расскажу, как сделать так же.
Какие проблемы мэрия обязана устранить
В России существует государственный стандарт ГОСТ Р 50597-93: он описывает требования к дорогам и обязывает власти устранять дефекты — просадки, выбоины, торчащие крышки люков, выпирающие трамвайные и железнодорожные рельсы. На дорогах, где ездит много машин, по госту повреждения должны устраняться за пять суток. Во дворах и на незагруженных улицах — за десять.
Яма — это просадка или выбоина длиннее 15 см, шире 60 см и глубже 5 см. Если в яму помещается хотя бы половина кроссовка, то ее должны заделать.
Крышка люка не должна возвышаться над дорогой или проседать более чем на 2 см. Всё, что больше, считается дефектом, который надо устранить.
Трамвайные рельсы не должны возвышаться или проседать более чем на 2 см. На железнодорожных переездах — более чем на 3 см.
В России есть закон о безопасности дорожного движения, по которому ремонтировать дорогу должен ее владелец. Городскими дорогами и дворами обычно владеет город. Если в городе запущенные дороги, городские власти нарушают закон. Следить за исполнением закона должны органы МВД , в частности — ГИБДД . К ним и обратимся.
Два способа
Есть два способа пожаловаться на дефект на дороге: подать официальную жалобу на бумаге или воспользоваться онлайновыми сервисами. Отправить жалобу самостоятельно может быть надежнее. Сервисы позволяют сделать это быстрее, без изучения законов и очередей на почте.
Как подать жалобу по почте
Сделайте три снимка дефекта на телефон при дневном свете: общий план с домами, дорожными знаками и магазинами, по которому можно будет понять, где находится яма. Саму яму сфотографируйте с двух сторон.
Запишите, где находится яма — улицу, номер дома и подъезда, примерное расстояние от дома и бордюра до повреждения. Если рядом есть вывески или опознавательные знаки — запишите их тоже.
Положите заявление в конверт, наклейте на него марку и отправьте обычной почтой на адрес региональной ГИБДД .
Через несколько дней яму закроют, люк выровняют, а вокруг рельсов восстановят дорогу. Скорее всего, это сделают не слишком качественно, но угрозы повредить колесо больше не будет.
Облегчить задачу и отправить жалобу быстрее можно через сервисы в интернете.
В блоке «Онлайн-сервисы ГИБДД » выберите «Прием обращений», нажмите зеленую кнопку «Перейти к заполнению анкеты для направления обращения». На открывшейся странице выберите ваш регион. Жалоба с этой страницы поступит в ГИБДД и будет рассмотрена в те же сроки, что и бумажное письмо.
Минусы. В отличие от специальных сервисов для жалоб на ямы вам не помогут проконтролировать выполнение ваших требований, не станут напоминать, что сроки устранения дефекта вышли. Ваша жалоба не будет опубликована и не привлечет внимание общественности, что могло бы дополнительно побудить власти заняться устранением проблемы.
Где подать жалобу «Росяма»
Больше пяти лет «Фонд борьбы с коррупцией» поддерживает сервис автоматизированной отправки жалоб «Росяма». На сайте нужно пройти короткую регистрацию и нажать кнопку «Добавить яму».
ФБК признан экстремистской организацией, его деятельность в России запрещена
Сначала жалобу должен одобрить модератор, потом ее автоматически направят в ГИБДД . Яма с фотографиями появится на общей карте сервиса.
Плюсы. Отправка жалобы сводится к нескольким простым действиям и не требует знания законов и правил составления заявлений. Ваша жалоба пройдет проверку эксперта и попадет в ГИБДД . Через 30 дней вам напомнят, что вы уже должны были получить ответ. Если этого не произошло, можно будет пожаловаться в прокуратуру.
Минусы. «Росяма» — посредник и теоретически может забыть отправить вашу жалобу. Или ваша бабушка скажет, что, борясь с ямами через Навального, вы раскачиваете лодку и больше ей не внук.
В этом году «Общероссийский народный фронт» запустил сайт с картой убитых дорог. На нем тоже можно пожаловаться на плохое состояние асфальта. Для этого нужно зарегистрироваться и оформить жалобу. Информацию о проблеме опубликуют после одобрения модератора.
Плюсы. Жалобу легко составить и отправить, для этого не требуется специальных знаний. Создатели сервиса бьют себя в грудь, что именно их решение будет работать лучше.
Минусы. Это сервис-посредник. Он нацелен на поиск не отдельных ям, а больших участков дорог, поэтому отметить небольшой дефект на карте сложно. Информацию о яме получают в первую очередь активисты «Общероссийского народного фронта», а не ГИБДД . Власти не обязаны выполнять их предписания, на бездействие общественников нельзя будет пожаловаться в прокуратуру.
Запомнить
- Закон обязывает власти устранять ямы на дорогах за 10 дней.
- Власти обязаны отремонтировать дорогу по требованию полиции.
- Сфотографируйте яму, коротко опишите ее, сошлитесь на законы, отправьте жалобу в ГИБДД .
- ГИБДД ответит через месяц.
- Проще всего отправить жалобу через сервисы вроде «Карты убитых дорог». Надежнее всего отправить лично.
Неоднократный опыт такой: отправляю в гибдд через интернет- никакого ответа (месяц), отправляю в прокуратуру — никакого ответа(месяц), отправляю повторно в прокуратуру с жалобой на просрочку прокуратуры — через пару недель присылают ответ о том, что ответ на первую жалобу в прокуратуру был мне отправлен ещё месяц назад, в котором сообщается, что административное дело заведено, про постановление на ремонт дороги ни слова, хотя в требованиях заявления именно он. Следующий шаг — судиться с прокуратурой, так ни разу и не пробовал. Дорога, на которую жалуюсь, где-то раз в год-два ремонтируется, но ремонт такого качества, что его даже на неделю не хватает — засыпают ямы гравием и асфальтной крошкой, которая потом разлетается по округе так, что лучше бы вообще не трогали. Нижний Новгород.
Сергей, а, ещё был как-то ответ, что эту дорогу уже отремонтировали за время подачи жалоб. Но на самом деле — нет.
Сергей, Это вечный бизнес как для владельца дорог так и для подрядной организации — кто занимается восстановлением (ставят заплатки — хватает ненадолго).
Я думаю смысл обращаться в суд есть например если мотоциклист въехал в яму, упал — повредил мотоцикл и понес ущерб своему здоровью — по закону ответственность несет именно владелец дороги!
А так думается каждую весну и так (без обращения граждан) ставят заплатки до следующей весны.
Мария, добродел вроде только для МО, а регионам что делать? ))
Игорь, переезжать в Москву )))
Сергей, ходят слухи, что добродел помогает, да.
Полиция, в ссылках документы ответы, фото дороги и шаблон обращения.
Пост без этой информации бесполезен.
А как же добродел?
С росямой было все отлично. Поэтому теперь это инагент
Огромное спасибо автору за статью и шаблон обращения. Сделал своё обращение в ворде, подписал ЭЦП и отправил на сайт ГИБДД. Будем ждать ответа :)
Константин, что Вам ответили?
Я пишу презику. Пусть он будет в копии, не жалко.
Я направил такое письмо в УГИБДД по г. Чебоксары, они мне сказали, что участок дороги принадлежит 7 собственникам и ниче не могут сделать
да пробовали в гибдд яма на дороге возле дома где живем кирпичами заложили яму и все на этом
Через РосЯма в течение недели устранили повреждения на асфальте!Прошло 2 года ,появились новые .Буду писать.
Спасибо, Илья. За наставления. Для начинающих хороший старт. Экономия времени, не нужно перебирать кучу сайтов.
В августе 2020 года публиковал пост об ужасном состоянии дороги в Омской области, с. Красноярка возле санатория Колос. Получил 30 ответов чиновников (последние есть в посте). Дорога принадлежит юридическому лицу. Администрация области принимать дорогу в собственность видит нецелесообразным. Дорога продолжает нести опасность транспорту и людем, небезопасна. Считаю, что нужно теперь только массово обращаться.
Прошу помощи в массовом обращении к госорганам с целью привлечения внимания и решения проблемы. Подготовил инструкцию и шаблон обращения, можете использовать для помощи мне и в своих случаях.
Пять отправлял через РосЯму. Два раза починили(осенью), но так что по весне стало только хуже. Трижды ответили что это придомовая территория и надо решать с УК. УК сказали — собирайте собрание собственников, принимайте решение о ремонте. И тут все заглохло. Подскажите, может есть способ Заставить работать Ук без общего собрания?
Добрый день.
Проживаю в Ивановском районе, д.Сальцево (деревня жилая, газифицированная). Два-три раза в год направляю жалобы в ГИБДД, дорожный департамент, администрацию ивановского района и прокуратуру. Ивановский район все время присылает отписки о составленном плане ремонта на этот год и что при достаточности средств включим ремонт на следующий год. Прокуратура проводит проверки (почти всегда) и составляет предписание. На основе предписания периодически грейдируют дорогу (им все равно как грейдировать, делают и в дождь и с оставлением полос), мы блин все на уазиках должны ездить. А потом отчитываются, все сделано дорога хорошая (а иногда умудряются сделать до составления ответа и прислать ответ о том, что нарушений не найдено, дорога в хорошем состоянии).
В этой связи вопрос, есть ли требования к подъездным дорогам до деревень? Есть ли отличия в подаче жалоб?
Никита, находила информацию, что в суд подавать только надо на администрацию, тогда их обязывает суд капиталить дорогу. А через Гибдд только грейдирование
Перелуок пограничный когда провадили газ там ездили камазы 20 т и трактором разбили калию дороги и там сечас одни ямы а говарили сделают дорогу так и незделали там сечас всё зарастает и некаму нету дела до этой дороги и все молчат даже мусарку сделали с паметник хоть бы заосвальтирывали тоже там тоже ямы и пни торчат одни где похоронены ветераны войн и зделали ограждение хорошее а то всё ломаеца и рядом кантора там дети лазиют а если плита бурус или сам ребенок упадёт кто будет отвечать прошу уберите канотору совсем убрать и ссавхоз тоже убрать всё селе аван, или будет как фирме тоежной дети пошли кирпичик долбить и придовило 5 чиловек плитой потом только с похватились все прошу.
Антон, у юристам и в суд. С федерального бюджета не хотят денег просить на благоустройство
Бр Касимовых 62 у магазина петёрочка вот уже месяц как вскрыли асфальт и не заделывают и всем похоже наплевать!