Что является формой непосредственного народовластия?
1)выборы 2)многопартийность 3)референдум 4)парламентаризм.
На этот вопрос существуют два ответа : 1) выборы и 3) референдум.
Потому что выборы и референдум есть две форму непосредственного участия граждан в демократии (формы правления, при которой существует «народовластие»).
В чём состот различие выборов и референдума?
В чём состот различие выборов и референдума.
Основной признак демократического режима — это1)гласность 2)народовластие 3)принцип большинства 4)плюрализмЧто относится к признакам демократического гос — ва?
Основной признак демократического режима — это
1)гласность 2)народовластие 3)принцип большинства 4)плюрализм
Что относится к признакам демократического гос — ва?
1)однопартийная система 2)парламентаризм 3) безальтернативные выборы 4)единая государственная идеология.
Какие возможности влиять на политику дают выборы и референдумы?
Какие возможности влиять на политику дают выборы и референдумы?
В чем отличие референдума от выборов?
В чем отличие референдума от выборов?
(только не типо там есть, а там нет!
Верны ли следующие суждения о выборах и референдуме?
Верны ли следующие суждения о выборах и референдуме?
А. В условиях демократии различные политические силы имеют возможность бороться на выборах за доверие избирателей.
Б. Решения, принятые на референдуме, должны быть утверждены Советом Федерации.
Чем отличаются выборы от референдума?
Чем отличаются выборы от референдума.
Что свойственно в РФ и выборам, и референдуму как формам политического участия граждан?
Что свойственно в РФ и выборам, и референдуму как формам политического участия граждан.
Что является формой непосредственного народовластия?
Что является формой непосредственного народовластия?
1)выборы 2)многопартийность 3)референдум 4)парламентаризм.
Вставьте в текст пропущенное понятие ?
Вставьте в текст пропущенное понятие .
» Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и .
3 Конституции РФ ) .
Какие возможности влияния на политику дают выборы и референдумы?
Какие возможности влияния на политику дают выборы и референдумы?
На этой странице находится ответ на вопрос Что является формой непосредственного народовластия?, из категории Обществознание, соответствующий программе для 5 — 9 классов. Чтобы посмотреть другие ответы воспользуйтесь «умным поиском»: с помощью ключевых слов подберите похожие вопросы и ответы в категории Обществознание. Ответ, полностью соответствующий критериям вашего поиска, можно найти с помощью простого интерфейса: нажмите кнопку вверху страницы и сформулируйте вопрос иначе. Обратите внимание на варианты ответов других пользователей, которые можно не только просмотреть, но и прокомментировать.
Почти у всех нас похожие потребности, но из — за различий во мнениях у каждого из нас еще есть и индивидуальные потребности.
Ну мне кажется что это будет А, но это не точно.
Новых людей, новые передачи, не хотелось бы продолжительной реклами.
Познавательные программы для детей в игровой форме.
Научная этика — это совокупность установленных и признанных научным сообществом норм поведения, правил морали научных работников, занятых в сфере научно — технологической и научно — педагогической деятельности.
Мама. Лишь одно только слово . А сколько в нем тепла и любви. Ведь для каждого "мама " это : опора, защита и друг! Сколько нежности , тепла отдает нам наша мама. Сколько радости и света день за днем приносит нам! Никогда я не забуду мамину забо..
Мама, мама дорогая! Ты единственная такая, Ты хорошая Ты красивая Ты всегда милая! ПОЗДРАВЛЯЮ С ДНЁМ МАТЕРИ.
1 — 4 2 — 3 Ответ : 4, 3 P. S Введение фермерского хозяйства — это признак доиндустриального общ — ва.
Укаждого человека есть две родины : малая и большая. Малая — это город, улица, дом, где ты родился. Большая — это государство, страна, гражданином которой тыявляешься. А еще есть общая родина всех людей — планета Земля. Родинунужно любить и защищ..
В 7 : 00 утра встаю. В7 : 03 делаю зарядку. В 7 : 20 завтракаю. В 7 : 35 повторяю уроки. В8 : 00 иду в школу. В 13 : 40 обедаю. С 14 : 15 до 17 : 25 делаю уроки В 18 : 00 ужинаю. В18 : 20 смотрю телевизор(свободное время) В 22 : 00 ложусь спат..
Формы осуществления народовластия
Народовластие – это особая форма государственного правления, при которой власть осуществляют представители народа.
Народовластие принято считать значительным элементом демократии. В конституционном праве более употребительно тождественное понятию народовластия понятие — народный суверенитет.
Основные формы осуществления народовластия:
-
, или прямая – прямое волеизъявление народных масс по решению наиболее важных государственных вопросов в сфере регулирования общественной жизни;
- представительная, или косвенная – осуществление народной власти посредством органов государственной власти или органов самоуправления.
Высшими формами непосредственного выражения народовластия являются референдум и свободные выборы. Эта форма обладает несет юридически весомый результат: решения общеобязательны для всех, депутаты управомочены осуществлять свои должностные обязанности. К формам непосредственной реализации народовластия также относятся разного рода шествия, митинги, собрания, народные обсуждения законопроектов, обращения и др.).
Как правило, народовластие осуществляют государственные органы власти. Для решения большинства вопросов и проблем необходимы знания узких специалистов в определенной сфере деятельности, оперативность и достаточные знания для реализации государственных функций. Это относится как к законодательной, так и к исполнительной и судебной власти, связанных волеизъявлением народа и определяющим их деятельность.
Народовластие через органы местного самоуправления имеет определенную специфику, так как охватывает низшие уровни власти. Небольшие масштабы не позволяют использовать в полной мере силу и мощность всего государственно аппарата, что отражается на управленческой деятельности. Эта форма народовластия наиболее плотно соприкасается с населением.
Представительные органы местного управления и органов государственной власти составляют законодательную власть и создаются из депутатов, выбранных народом. Представительное народовластие является одной из наиболее эффективных форм реализации власти народа, что обусловлено тесной связью с народом и широкими полномочиями парламентов различных уровней.
Народовластие в Российской Федерации и его формы
Единственным источником власти в России является народ. Элементы народовластия включают объект народовластия – власть и субъект Федерации – граждане страны.
В Российской Федерации реализуются две формы народовластия: прямая демократия – непосредственная и косвенная демократия – представительная.
Виды прямой демократии в РФ:
- Референдум;
- Выборы;
- Митинги, мирные собрания, шествия, демонстрации, пикетирования и др.;
- Инициативы граждан по организации и проведению референдума, правотворческая инициатива народа в органы местного самоуправления;
- Коллективные и индивидуальные обращения граждан в органы местного самоуправления и в органы государственной власти.
Референдум и выборы являются высшими формами прямой демократии. Конституционными гарантиями власти народа выступают выборы в России, которые проводятся на основе прямого, равного, всеобщего, добровольного и тайного голосования.
Институты непосредственного народовластия подразделяют в зависимости от его содержания: свободные выборы, или референдум – путем принятия окончательного и обязательного решения; формы выражения мнения народа, обладающие консультативным, необязательным аспектом для принятия решения соответствующими органами власти (обсуждение проекта закона, демонстрации, митинги и др.).
К органам представительной формы осуществления народовластия в РФ относятся:
- единоличные органы – Президент России, президенты республик, находящихся в составе Федерации, губернаторы автономий, краев, областей, мэры городов и др.);
- высшие коллегиальные органы законодательной власти – Государственная Дума, парламенты субъектов РФ, городские думы и т.д.).
В зависимости от возможности граждан осуществлять влияние на управление властью, от непосредственного их волеизъявления в формировании органов власти можно выделить представительства населения разных уровней: непосредственно избираемые народом должности и органы (Президент, Государственная Дума и т.д.); органы, созданные представительными органами 1-й степени (Правительство Федерации, Уполномоченный по правам человека); органы, созданные представительными органами 2-й степени (Счетная палата).
К формам представительного народовластия относятся:
- обсуждение законодательных проектов и иных важных вопросов общественной жизни;
- правотворческая народная инициатива в органы власти;
- участие населения в управлении делами общества посредством органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, собрания и сходы граждан; коллективные и индивидуальные обращения граждан в органы как местного самоуправления, так и в органы государственной власти по любым вопросам.
Закон РФ о принципах организации местного управления включает описание следующих форм прямого осуществления народом местного самоуправления: ст. 22 – местный референдум; ст. 23 – муниципальные выборы; ст. 24 – голосование по отзыву члена выборного органа муниципального управления, депутата, выборного должностного лица, голосование по вопросам преобразования муниципального образования, изменения его границ; ст. 25 – сход граждан; ст. 26 – правотворческая инициатива населения; ст. 27 – территориальное самоуправление; ст. 28 – публичные слушания; ст. 29 – собрание граждан; ст. 30 — собрание делегатов (конференция граждан); ст. 31 – опрос граждан; ст. 32 – обращение населения в органы местного самоуправления; ст. 33 – иные формы прямого осуществления гражданами местного управления или участия в его реализации соответствующими органами.
Впервые закон об общих принципах организации местного самоуправления закрепил принципы добровольности и законности реализации населением вопросов местного самоуправления.
Референдум как основная форма народовластия
Референдум – это особый способ прямого волеизъявления населения по самым важным вопросам общественной и государственной жизни посредством всеобщего голосования.
По всей территории РФ референдум проводится на основе принципов: прямого и всеобщего, равного и тайного голосования.
Непосредственная демократия
Непосредственная демократия (прямая демократия) — форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются и принимаются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа. Может существовать как отдельная целостная форма (Древняя Греция V и IV веков до н. э.), так и в виде самостоятельно-встроенного элемента в другие демократические системы.
Содержание
Характеристика непосредственной демократии
По формулировке, данной профессором М. Ф. Чудаковым:
Характерной чертой прямой демократии является использование гражданского населения (граждан государства), которое несёт прямую ответственность за принятие и исполнение принимаемых решений.
Варианты и направления для инициирования вопросов могут исходить как от отдельных граждан так и целых групп (партии, общественные или хозяйственные объединения, органы местного и государсвенного управления).
Преимуществом прямой демократии является быстрая постановка и принятие конкретных решений на уровне отдельных небольших групп общества (вопросы местного и частного характера).
Недостатком прямой демократии являются сложность с её применением на больших территориях: сложность формирования вопросов, увеличение сроков на согласование вопросов и проведения голосования.
Соотношение непосредственной демократии и представительной
Непосредственную демократию отличают от представительной демократии где осуществление законодательных и контрольных функций производится через избранные народом представительные органы и специальные институты.
Главными особенностями представительной демократии является передача определенных функций (полных или частичных) законотворчества и контроля со стороны граждан — представительным органам. В отличии от прямой демократии — это позволяет наиболее быстро решать глобальные стратегические вопросы общего характера.
Главными недостатками выборной представительной демократии по сравнению с прямой — подверженность коррупции, борьба за власть и контроль за финансовыми потоками, манипуляции общественным мнением и частым нарушением Прав и Свобод Человека при недостаточной защите их в законодательстве государств.
В политической истории встречались ситуации использования институтов непосредственной демократии в ущерб представительной и наоборот.
В идеальной форме представительная демократия существует только в ограниченном круге развивающихся государств, современная тенденция построения наиболее развитых обществ предполагает встроенный в нее институт прямой демократии, уровень которой в каждом отдельном случае имеет специфические особенности.
На базе политического опыта Пятой республики во Франции была разработана политико-правовая теория плебисцитарной демократии. Согласно ей условия существования высокоразвитого индустриального общества требуют концентрации всей политической и административной власти в руках динамичного общенационального лидера («сильного» президента) и подчинённого ему высокопрофессионального бюрократического аппарата. В интересах обеспечения полной политической стабильности президент должен опираться не на «деградирующие» парламентские учреждения, а непосредственно на волеизъявление нации, выражаемое через плебисциты (посредством которых избирается президент и проводятся предложенные им важнейшие решения) [1] .
Формы прямой демократии
Наиболее распространенными формами прямой демократии являются:
-
— всенародное голосование по тем или иным вопросам общественно-политической жизни, инициированное гражданами;
- законодательная инициатива граждан (народная законодательная инициатива) — внесение законопроекта гражданами по собственной инициативе с обязательством представительного органа власти его рассмотреть;
- встречное предложение — право определенного количества граждан выдвигать альтернативное предложение в контексте процедуры законодательной инициативы или референдума.
- к процедурам прямой демократии иногда относят также процедуры досрочного отзыва депутатов.
К непосредственной демократии тесно примыкают иные формы политического участия, которые не дают права прямого решения вопросов государственной жизни, но позволяют оказывать влияние на процесс принятия таких решений.
Часто высказывается мнение, что процедура общенародного голосования, которая может быть инициирована не гражданами, а исключительно властными институтами, не имеет отношения к прямой демократии.
Исторические формы прямой демократии
Почётный член АН СССР Николай Иванович Кареев (1850—1931) так описывал проявление непосредственной демократии [2] :
Также народные вече — были одной из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств.
Непосредственная демократия в современных государствах
Элементы прямой демократии наиболее развиты в Швейцарии, штате Калифорнии, Лихтенштейне, Италии, Венесуэле и некоторых других странах, где наиболее часты референдумы. Но в большинстве стран, возможности инициировать референдум «снизу», то есть по инициативе самого народа — очень сильно ограничены законодательно или на практике.
Россия
Обе формы осуществления власти — непосредственная и представительная — отнесены Конституцией России [3] к основам конституционного строя:
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
— ст. 3 Конституции РФ
Праву народа соответствует конституционное право каждого гражданина РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей:
1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
— ст. 32 Конституции РФ
В Конституции РФ особо подчеркнута роль непосредственной демократии для местного самоуправления:
— Ст. 130 Конституции РФ
Порядок проведения референдумов в России регулируется Федеральным конституционным законом [4] .
Прямая демократия в идеологии
Прямое (непосредственное) народовластие является одним из главных элементов прямой демократии. Этот элемент так-же является одной из основ либертарной (анархо-коммунистической, анархо-синдикалистской) идеологии, исходящей из принципа самостоятельного решения людьми своих проблем, без какой бы то ни было опоры на государственные представительные институты.
Главной идеологической основой для существования прямой демократии в любом государстве являются Права Гражданина (свобода для принятия конкретных решений) и их Защита, без которых прямая демократия не в состоянии осуществляться. Отсутствие Защиты или недостаточная Защита даже при наличии самого Права ведет к сужению или полному отмиранию института прямой демократии.
Прямая демократия
Пряма́я демокра́тия (непосредственная демократия, чистая демократия), форма демократии , при которой граждане имеют право принимать непосредственное участие в политических дискуссиях и принятии политических решений. В прямой демократии отсутствуют народные представители ( депутаты ), задача которых состоит в репрезентации интересов и взглядов социальных групп. Данную форму также называют чистой или непосредственной демократией.
Прямая демократия позволяет провести дискуссию по общественно важному вопросу быстро, минуя бюрократические процедуры, которые часто тормозят принятие политических решений в представительной демократии . Поэтому только при прямой демократии граждане могут полностью самостоятельно определять и собственную судьбу, и судьбу всего государства и общества. Прямое участие граждан приводит к политическому и гражданскому просвещению. В противном случае прямая демократия может превратиться в охлократию , то есть власть толпы.
В условиях прямого участия граждан профессиональные политики отсутствуют, политиками становятся сами граждане. При этом нельзя говорить о профессионализации политической деятельности, которая начала формироваться с появлением представительной демократии. Отсутствие профессиональных политиков позволяет обществу и народному собранию принимать решения не в интересах отдельных заинтересованных лиц, а в интересах социальных групп и общества. Прямая демократия предполагает, что легитимность политических решений является полной, т. к. принимается всем обществом через непосредственное участие.
С момента упадка греческих полисов , практикующих прямую демократию, данная форма перестала существовать, но её отдельные элементы встроились в структуру представительной демократии, таким образом, «чистых» прямых демократий не существует. Прямая демократия осуществляется традиционно либо через народные собрания , либо через референдум : первое было свойственно античной модели демократии, второе – швейцарской модели демократии и концепции электронного правительства .
Прямая демократия в Афинах
Исторически прямая демократия зародилась в древнегреческих городах-полисах. Большую известность получила прямая демократия в Афинах : ныне афинскую демократию выделяют в качестве самостоятельной формы демократии. Прямая демократия является обобщающим понятием для всех исторических примеров непосредственного участия граждан в обсуждениях и принятии политических решений, а афинская демократия является частным случаем прямой демократии.
Прямая демократия существовала в Афинах в 6–4 вв. до н. э. Предпосылки прямой демократии прослеживаются в реформах архонта Афин Солона , который начал их вследствие восстания Килона , стремившегося установить тираническое правление . Позже другой афинский архонт – Клисфен – провёл реформы, которые сформировали предпосылки для прямого участия граждан в политике: он разделил Афины на 10 фил по территориальному признаку, отказавшись от деления полиса на территории четырёх влиятельнейших аристократических семей, чтобы нивелировать их власть и общественное влияние. Каждая фила делилась на триттии, а триттии – на демы.
Прямая демократия в Афинах формально предполагала участие всех граждан, тем не менее это не означало участие любого жителя полиса в обсуждении и принятии политических решений. К числу граждан афинского полиса принадлежали лишь свободные мужчины, а женщины, дети, рабы, метеки (люди, родившие не в Афинах, также в эту категорию включали отпущенных из рабства) не являлись гражданами.
Ключевые политические решения обсуждались и принимались экклесией , то есть народным собранием. Для экклесии, чтобы был признан кворум , требовалось участие 6000 афинских граждан старше 20 лет. Экклесия собиралась около 40 раз в год. Из-за многочисленности участников из экклесии формировался Большой совет, его также называли Советом пятисот, в который входило 500 граждан старше 30 лет. Совет пятисот также был многочислен, что затрудняло выработку предложений для вынесения на экклесию, поэтому Коллегия (комитет) пятидесяти разрабатывала предложения для Совета пятисот. Коллегия пятидесяти не имела постоянного руководителя. С целью недопущения появления лидера, который бы сосредоточил власть и в Коллегии, и в Совете в своих руках, было введено правило, согласно которому глава Коллегии пятидесяти занимал эту должность только в течение одного дня за всю свою жизнь. Исключение делалось только для десяти военачальников, которые могли переизбираться на данную должность.
Прямая демократия в вечевых республиках Руси
Прямая демократия, осуществляемая через народное собрание, прослеживается в истории Новгородской республики и Псковской республики . В русской историографии их стали называть вечевыми республиками: под « республикой » понималась форма правления, для которой характерно разделение властей, а название « вече » носило народное собрание свободных граждан Новгорода и Пскова. Вече являлось народным собранием у восточных славян . Первые летописные упоминания института веча, распространившегося у восточных славян, восходят к концу 10 в., когда жители Белгорода (Киевское княжество) находились под осадой печенегов , а «помощи от князя не предвиделось, они "сотворили вече" и решили сдаться» ( Сергеевич. 1867. С. 3). Основой для появления веча была возросшая активность городских общин ( Летняков. 2009. С. 269).
Важные государственные вопросы – от международных отношений до назначения на высшие государственные должности и сбора налогов – обсуждались новгородским вече тогда, когда возникала необходимость, т. к. вече не было постоянно действующим органом и не имело регламента с зафиксированными процедурами и правилами.
После восстания в 1136 г. из Новгорода был изгнан князь Всеволод Мстиславич , что явилось началом формирования институтов прямой демократии. Ключевым политическим институтом стало вече; в его состав входили свободные мужчины-новгородцы, которые имели право принимать политические решения. В компетенцию веча входило назначение на государственные должности. В состав вече входили свободные мужчины-новгородцы, которые имели право принимать политические решения. Вече назначало, во-первых, посадника , который являлся фактическим руководителем государства и имел часть судебных функций; во-вторых, избирало местного епископа ( архиепископа ), для замещения Новгородской кафедры, т. к. окончательное, формальное, назначение осуществлял митрополит , который занимался финансовыми, торговыми и дипломатическими делами; в-третьих, тысяцкого , отвечавшего за городское ополчение, сбор налогов и торговый суд; в-четвёртых, князя , который не являлся высшим исполнительным лицом, а отвечал только за новгородскую армию. Вечевая система прямой демократии в Новгороде была трёхуровневой: на национальном уровне было общегородское вече, на уровне городских районов – «кончанские» веча, а на уровне отдельных улиц – «уличанские» веча. Из-за многочисленности общегородского веча ключевые политические решения обсуждались в первую очередь в Совете господ, в который входило 300 «золотых поясов», то есть 300 влиятельнейших бояр , а также все выборные государственные служащие, кроме князя. Решение на Новгородском вече принималось при единогласном мнении или подавляющем большинстве голосов (Сергеевич. 1867. С. 53).
По мнению ряда исследователей, Псковская республика переняла структуру прямой демократии из Новгорода, т. к. считается, что Псковские земли ранее входили в состав Новгородской вечевой республики, и Псков получил независимость, юридически признаваемую Новгородом, только в 1-й половине 14 в. по условиям Болотовского договора . Псковская вечевая республика при этом осталась в церковной юрисдикции новгородского архиепископа, который назначался вечем Новгорода. В Пскове было собственное вече, посадники, князь и Совет господ. Отличие состоит в системе разделения властей: если в Новгороде князь не являлся значимым должностным лицом, то в Пскове он мог влиять на большее количество государственных вопросов, т. к. бояре, составлявшие часть веча и Совета господ, были малочисленны и не имели такого влияния, как в Новгороде.
Возрождение институтов прямой демократии
Несмотря на то что доминирующей формой демократии в мире стала представительная демократия (в государствах, позиционирующих себя в качестве демократических, есть парламент , в котором заседают народные представители), отдельные элементы (институты) прямой демократии стали инкорпорироваться в её структуру. Так, Швейцарская Конфедерация , возникшая как союз трёх кантонов в 1291 г., возродила традицию народных сходов, имеющих высшую власть в кантоне. По мере развития швейцарской модели прямой демократии «народные собрания проводились "под открытым небом на общественных площадях, в ратуше и в других местах, установленных конституцией"» ( Самородова-Богацкая. 2014. С. 138). В связи со значительным ростом населения проведение народных собраний стало затруднительным. С 1430-х гг. народные кантональные сходы начали трансформироваться в институт референдума: руководство г. Берн решило проводить опросы представителей общин вместо народного собрания. В 16 в. опросы окончательно трансформировались в референдумы, в которых граждане принимали непосредственное участие. В 1802 г. швейцарцы приняли на референдуме Конституцию Гельветической республики , находящейся под контролем наполеоновской Франции. Это стало первым в швейцарской истории общегосударственным референдумом. В Конституции Швейцарской Конфедерации 1874 г. референдум был закреплён в качестве права каждого гражданина принимать непосредственное участие в управлении государством. Также в политической системе Швейцарии существует механизм народной инициативы, позволяющий гражданам собирать подписи под законодательной инициативой, которую они хотят выдвинуть на референдум.
В Конституции Швейцарии, принятой в 1999 г., закрепили два вида референдума – обязательный и факультативный. Первый вид означает, что на референдум выносится конституционный вопрос, он может быть инициирован как властями, так и через механизм народной инициативы. Второй вид предполагает проведение референдума, на который выносится любой принятый парламентом закон, если часть швейцарского общества с ним не согласна; для его проведения требуется 50 тыс. подписей либо несогласие с ним не менее 8 кантональных правительств (из 26 ныне составляющих Швейцарию). Факультативный референдум проводится и в Лихтенштейне .
Развитие информационных технологий позволяет привлечь к обсуждению общественных проблем и вопросов как можно больше граждан, а также проводить голосования в онлайн-формате, одним из наиболее известных примеров чего стал процесс разработки новой конституции Исландии в 2011 г.
Прямая демократия может осуществляться через институт императивного мандата , который предполагает отзыв гражданами своего народного представителя, если он не выполнил во время осуществления депутатских полномочий обязательств перед своими избирателями. Однако отнесение императивного мандата к элементам прямой демократии неоднозначно, т. к. в истории 20 в. он встречался преимущественно в социалистических государствах, не предполагавших институтов прямой демократии и непосредственного участия граждан в политике.