Должностная инструкция главного энергетика
Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции главного энергетика, образец 2023 года. На данную должность может быть назначен человек, имеющий высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по специальности на инженерно-технических и руководящих должностях в соответствующей профилю предприятия отрасли не менее 5 лет. Не забывайте, каждая инструкция главного энергетика выдается на руки под расписку.
На сайте hr-portal представлена типовая информация о знаниях, которыми должен обладать главный энергетик. Об обязанностях, правах и ответственности.
Данный материал входит в огромную библиотеку должностных инструкций нашего сайта, которая обновляется ежедневно.
1. Общие положения
1. Главный энергетик относится к категории руководителей.
2. На должность главного энергетика принимается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по специальности на инженерно-технических и руководящих должностях в соответствующей профилю предприятия отрасли не менее 5 лет.
3. Главный энергетик принимается на должность и освобождается от должности директором организации.
4. Главный энергетик должен знать:
— нормативные и методические материалы по энергетическому обслуживанию предприятия;
— профиль, специализацию и особенности организационно-энергетикической структуры предприятия, перспективы его развития;
— основы энергетикии производства продукции предприятия;
— организацию энергетического обеспечения производства в отрасли и на предприятии;
— Единую систему планово-предупредительного ремонта и рациональной эксплуатации оборудования;
— производственные мощности, технические характеристики, конструктивные особенности и режимы работы энергетического оборудования, энергоиспользующих установок, правила их эксплуатации;
— порядок и методы планирования работы оборудования и производства ремонтных работ;
— положения, инструкции и другие руководящие материалы по разработке и оформлению технической документации;
— правила приема и сдачи оборудования после монтажа и ремонта;
— требования рациональной организации труда при эксплуатации, ремонте и модернизации энергетического оборудования;
— порядок разработки норм расхода топливно-энергетических ресурсов;
— порядок заключения договоров на снабжение предприятия электроэнергией, паром, водой и другими видами энергии;
— передовой отечественный и зарубежный опыт в области энергетического обеспечения производства;
— основы экономики, организации производства, труда и управления;
— основы трудового законодательства;
— правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
5. В своей деятельности главный энергетик руководствуется:
— приказами и распоряжениями директора организации,
— настоящей должностной инструкцией,
— Правилами внутреннего трудового распорядка организации.
6. Главный энергетик подчиняется непосредственно ___________ (указать должность)
7. На время отсутствия главного энергетика (командировка, отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное директором организации в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права, обязанности и несет ответственность за исполнение возложенных на него обязанностей.
2. Должностные обязанности главного энергетика
1. Организует технически правильную эксплуатацию и своевременный ремонт энергетического и природоохранного оборудования и энергосистем, бесперебойное обеспечение производства электроэнергией, паром, газом, водой и другими видами энергии, контроль за рациональным расходованием энергетических ресурсов на предприятии, последовательное соблюдение режима экономии.
2. Руководит организацией и планированием работы энергетических цехов и хозяйств, разработкой графиков ремонта энергетического оборудования и энергосетей, планов производства и потребления предприятием электроэнергии, энергетикического топлива, пара, газа, воды, сжатого воздуха, норм расхода и режимов потребления всех видов энергии.
3. Обеспечивает составление заявок и необходимых расчетов к ним на приобретение энергетического оборудования, материалов, запасных частей, на отпуск предприятию электрической и тепловой энергии и присоединение дополнительной мощности к энергоснабжающим предприятиям, разработку мероприятий по снижению норм расхода энергоресурсов, внедрению новой техники, способствующей более надежной, экономичной и безопасной работе энергоустановок, а также повышению производительности труда.
4. Участвует в разработке планов перспективного развития энергохозяйства, планов повышения эффективности производства, в подготовке предложений по реконструкции, техническому перевооружению предприятия, внедрению средств комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, в рассмотрении проектов реконструкции и модернизации систем энергоснабжения предприятия и его подразделений, в составлении технических заданий на проектирование новых и реконструкцию действующих энергообъектов.
5. Дает заключения по разработанным проектам, участвует в испытаниях и приемке энергоустановок и сетей в промышленную эксплуатацию.
6. Обеспечивает проведение работ по защите подземных сооружений и коммуникаций, организует проверку средств связи, сигнализации, учета, контроля, защиты и автоматики, а также своевременное предъявление органам, осуществляющим государственный технический надзор, котлов и сосудов, работающих под давлением.
7. Организует разработку мероприятий по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, надежности и экономичности работы энергоустановок, предотвращению аварий, созданию безопасных и благоприятных условий труда при их эксплуатации.
8. Осуществляет контроль за соблюдением правил охраны труда и техники безопасности, инструкций по эксплуатации энергоустановок и использованию энергооборудования и сетей.
9. Заключает договоры со сторонними организациями на снабжение предприятия электроэнергией, паром, водой и другими видами энергии, контролирует их выполнение.
10. Организует хранение, учет наличия и движения находящегося на предприятии энергооборудования, а также учет и анализ расхода электроэнергии и топлива, технико-экономических показателей работы энергохозяйства, аварий и их причин.
11. Проводит работу по обмену опытом в области эксплуатации энергетического оборудования, экономии и рационального использования топливно-энергетических ресурсов, содействует достижению высоких показателей по эксплуатации энергоустановок.
12. Обеспечивает совершенствование организации труда на участках энергохозяйства, проведение аттестации и рационализации рабочих мест, внедрение новых прогрессивных методов ремонта и эксплуатации энергооборудования.
13. Дает заключения на рационализаторские предложения и изобретения, касающиеся совершенствования энергооборудования и энергообеспечения, организует внедрение принятых предложений.
14. Руководит работниками отдела и подразделениями предприятия, осуществляющими энергетическое обслуживание производства, организует работу по повышению квалификации работников.
15. Соблюдает Правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные нормативные акты организации.
16. Внутренние правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
17. Обеспечивает соблюдение чистоты и порядка на своем рабочем месте.
18. Выполняет в рамках трудового договора распоряжения работников, которым он подчинен согласно настоящей инструкции.
3. Права главного энергетика
Главный энергетик имеет право:
1. Вносить на рассмотрение директора организации предложения:
— по совершенствованию работы связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями,
— о поощрении подчиненных ему отличившихся работников,
— о привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности подчиненных ему работников, нарушивших производственную и трудовую дисциплину.
2. Запрашивать от структурных подразделений и работников организации информацию, необходимую ему для выполнения своих должностных обязанностей.
3. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.
4. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.
5. Требовать от руководства организации оказания содействия, в том числе обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
6. Иные права, установленные действующим трудовым законодательством.
4. Ответственность главного энергетика
Главный энергетик несет ответственность в следующих случаях:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, установленных трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба организации — в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция главного энергетика — образец 2023 года. Должностные обязанности главного энергетика, права главного энергетика, ответственность главного энергетика.
Как гл энергетику дать права орп
Оставить заявку
Оставить заявку
Новые правила технической эксплуатации электроустановок потребителей-2023: что перестроить в работе?
Почти двадцать лет компании работали по Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей № 6 от 13 января 2003 года. Но 7 октября 2022 года Минюст России зарегистрировал приказ Минэнерго № 811 от 12 августа 2022 года. Таким образом, новые правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее — ПТЭЭП) вступают в силу с 7 января 2023 года.
Давайте вместе с Вами рассмотрим все нововведения:
Изменение 1. Информация об ответственном за электрохозяйство и его заместителях
Потребитель теперь должен ежегодно до 1 января предоставлять информацию об ответственном за электрохозяйство и его заместителях (при наличии) и не позднее чем за 1 рабочий день до ввода в действие изменений в указанных списках или информации (до допуска работников к самостоятельной работе) уведомлять сетевую (энергоснабжающую) организацию о таких изменениях.
Что необходимо сделать. Поскольку сведения об ответственном за электрохозяйство и его заместителе нужно передавать в энергосетевую компанию по месту нахождения юридического лица, позаботьтесь, чтобы данные сотрудники числились у вас в штате и отвечали квалификационным требованиям, имели соответствующие группы по электробезопасности.
Изменение 2. Списки работников, имеющих право выполнять переключения в электроустановках
Потребитель должен ежегодно до 1 января предоставлять списки работников, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 12 Правил в обслуживающую его сетевую (энергоснабжающую) организацию и не позднее чем за 1 рабочий день до ввода в действие изменений в указанных списках или информации (до допуска работников к самостоятельной работе) уведомлять сетевую (энергоснабжающую) организацию о таких изменениях.
Кого касается эта обязанность. Эти сведения касаются лиц, имеющих право выполнения переключений в электроустановках, ведения оперативных переговоров, а также лиц, имеющих право подачи и согласования диспетчерских и оперативных заявок на изменение технологического режима работы или эксплуатационного состояния ЛЭП, оборудования и устройств в составе электроустановок.
Изменение 3. На кого больше не распространяются правила технической эксплуатации электроустановок потребителей
Новый ПТЭЭП больше не распространяется на физических лиц, которые используют электроустановки напряжением до 1 кВ для личных и бытовых нужд.
Что изменилось. В правилах появилось важное для компаний уточнение: нужды личные и бытовые. Это значит, что, если люди будут использовать электроустановки напряжением до 1000В в целях, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, такое физлицо будет считаться потребителем электроэнергии, и на него правила будут распространяться в полном объеме. Это касается, например, тех, кто сейчас «майнит» биткоины или стряпает торты на продажу. Для энергосетевой компании будет достаточно, если им поступят сведения об извлечении прибыли, например, реклама в соцсетях, баннеры, и т.д.
Изменение 4. Индивидуальным предпринимателям сделали послабление
По новым правилам, с 7 января 2023 года ИП могут больше не назначать ответственного за электрохозяйство.
К чему это приведет. Индивидуальные предприниматели, в отличие от юридических лиц, отвечают по долгам и обязанностям перед кредиторами и контрагентами своим личным имуществом, а ООО — лишь уставным капиталом. Поэтому, при нарушении правил потребления электрической энергии ИП приравниваются к физическим лицам, то есть к населению.
Изменение 5. Новые требования к образованию сотрудников в электроустановках
Новые правила запрещают прием на работу в электроустановках лиц, не имеющих профессиональную подготовку и квалификацию, соответствующую выполняемым работам.
Что же из этого следует. В 2023 году требования к персоналу ужесточают. Никакие «отсутствия профессиональной подготовки» и обучение неподготовленных лиц в центрах подготовки персонала уже после приема на работу не допускаются. Поэтому кадровики должны знать, что при приеме на работу электротехнического и электротехнологического персонала главным требуемым документом является диплом или иной документ, подтверждающий наличие профессии по выполняемой в электроустановке трудовой функции.
Больше не получится принять на работу электрогазосварщика или электромонтера, которые раньше работали педагогами, юристами или экономистами, и решили теперь поработать руками. Для этого им придется идти в колледжи, получать профессию.
Изменение 6. Компаниям придется заранее скорректировать работу с документами
Работодателю до 7 января 2023 года необходимо пересмотреть документацию, в том числе эксплуатационную и кадровую.
Что сделать. Нужно разработать и утвердить должностные инструкции для электротехнического и электротехнологического персонала, и отразить в положениях о подразделениях обязанности должностных лиц по проведению работы с персоналом. Необходимо заранее разработать производственные инструкции в отношении электросварочных установок для дуговой сварки постоянного и переменного тока, предназначенными для сварки в особо опасных условиях.
Изменение 7. Новые требования к электрооборудованию
В новом ПТЭЭП больше не прописано обязательное требование иметь именно сертификат на электрооборудование. Но это не значит, что компании смогут устанавливать любое электрооборудование.
На что ориентироваться. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2021 года № 2425 утвержден перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия. Поэтому нет такого категорического указания обязательно иметь сертификат соответствия. На электрооборудование или бытовые электроприборы может быть получена декларация, или вообще отсутствует требование к подтверждению соответствия, если они не входят в Перечень № 2425. Но если в этот перечень входит электрооборудование, требующее обязательный сертификат, эксплуатация таких машин без сертификата будет запрещена, а владелец — оштрафован.
Изменение 8. Новые требования к ответственным за электрохозяйство
В новом ПТЭЭП в императивном порядке указано, что ответственный за электрохозяйство и его заместитель должны быть из числа административно-технического персонала. Раньше такого требования не было. В старых правилах указано, что эти лица должны быть из числа руководителей и специалистов, которые могли быть и из числа оперативного или оперативно-ремонтного персонала. Например, очень часто ставили работников из числа оперативно-ремонтного персонала.
Что изменить. В своих локальных документах пропишите, кто у вас АТП, кто ОРП. АТП — это руководители (ответственный за электрохозяйство, как правило, главный энергетик и его заместитель) и специалисты, в том числе и те, на которых возложены обязанности по организации технического и оперативного обслуживания, проведения ремонтных, монтажных и наладочных работ. АТП — это выдающие наряд-допуск, разработчики ППР. А вот ОРП — это те, кто руководит непосредственно работами (производитель работ, допускающий и т.д.) или выполняет эти работы (члены бригады).
Изменение 9. Разрешили не подавать заявление-обязательство, но не всем
В новом ПТЭЭП не указана обязанность оформлять заявление-обязательство в «местном органе госэнергонадзора» в том случае, если в организации электроустановки не выше 0,4 кВ.
Как быть. В настоящее время больше не такого органа, как Госэнергонадзор, причем давно. Эти функции выполняет отраслевой орган Ростехнадзора. Если номинальное напряжение в вашей организации в пределах до 380 В, вы не должны подавать заявление-обязательство в электросети. Послабление, между прочим.
Изменение 10. Новый термин в ПТЭЭП
Новый ПТЭЭП впервые вводит термин «графики аварийного ограничения режима потребления» и порядок действий потребителей электроэнергии по обеспечению готовности к введению такой меры.
Комментарии. Тут нечего комментировать, все и так ясно.
Изменение 11. Участие в противоаварийных тренировках
Еще одним новшеством новых правил работы в электроустановках являются противоаварийные тренировки при вводе графиков аварийного ограничения.
Что еще за тренировки? Такие тренировки проводятся электросетевыми организациями согласно требованиям Правил проведения противоаварийных тренировок в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 26 января 2021 г. № 27. Потребители электроэнергии не имеют права отказаться от участия в тренировке.
Изменение 12. Проведение замеров при получении требования от сетевой организации
С 2023 года потребитель должен будет обеспечить проведение замеров при получении требования от сетевой организации. Ранее такого требования в ПТЭЭП не было.
Как применять. Это означает, что нужно обеспечить беспрепятственный доступ уполномоченных лиц сетевой организации к соответствующим объектам электросетевого хозяйства (энергопринимающим устройствам) и возможность временной, на период проведения замера, установки на них средств измерений, позволяющих измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, и (или) провести соответствующие измерения самостоятельно. Это требование новых правил работы в электроустановках.
Изменение 13. Придется выполнять требования, прописанные в приказе Минэнерго от 25.10.2017 года № 1013
Потребители теперь должны исполнять требования «Правил организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики», утвержденными приказом Минэнерго России от 25.10.2017 года № 1013.
Как применять. Приказ № 1013 распространяется на объекты по производству электрической энергии, в том числе функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, установленной мощностью 5 МВт и более и объектов электросетевого хозяйства. Если у вас объекты с меньшей мощностью, то вам это требование не обязательно.
Изменение 14. Ужесточаются требования к техническому освидетельствованию электроустановок
Ранее в отменяемом ПТЭЭП 2003 года такое освидетельствование было обязательным только по истечению срока службы. Теперь обязательства расширились.
Изменение 15. В новом ПТЭЭП появился новый вид персонала – вспомогательный
Как определить, кто вспомогательный персонал? Федеральные органы исполнительной власти издают перечни такого персонала. Например, приказ Минкультуры России от 21.10.2020 г. № 1257 относит к вспомогательному персоналу такие профессии, как гардеробщик, кладовщик.
Как применять. В каждой отрасли есть свой вспомогательный персонал, который не участвует в основной деятельности, и не относится при этом к административно-управленческому персоналу или к оперативно-ремонтному и ремонтному персоналу, а выполняют функции по обеспечению основной деятельности — те, кто выполняет уборку, санитарно-технические работы, организует питание. Работодатель должен своим локальным актом утвердить, кто же в его организации является вспомогательным персоналом.
Какие новые документы нужно разработать для работы с ПТЭЭП-2023
Подготовьте проекты приказов по ответственным.
Уже сейчас вы должны разработать проекты приказов, в которых будут определены лица:
-
имеющие право выполнения переключений в электроустановках, ведения оперативных переговоров;
- имеющие право подачи и согласования диспетчерских и оперативных заявок на изменение технологического режима работы или эксплуатационного состояния ЛЭП, оборудования и устройств в составе электроустановок;
- имеющие право единоличного осмотра электроустановок;
- имеющие право отдавать распоряжения, выдавать наряды-допуски, выдавать разрешения на подготовку рабочего места и допуск к производству работ в электроустановках, выполнять обязанности допускающего, ответственного руководителя работ, производителя работ, наблюдающего.
- допущенные к проверке подземных сооружений на загазованность (при наличии у потребителя таких сооружений);
- имеющие право производства специальных работ в электроустановках (при определенной потребителем необходимости выполнения таких работ).
Приказы необходимо издать 9 января, ознакомить с ними работников, а также заранее разработать должностные инструкции и определить, в каких случаях ответственного руководителя работ «прикрывает» его заместитель. Вы можете использовать в приказе такую формулировку: «на время нетрудоспособности, командировки, отгула и т.п.».
Воспользуйтесь нашим советом: назначьте несколько ответственных, чтобы создать резерв, на всякий непредвиденный случай.
Подготовьте проект приказов в энергоснабжающую организацию. У компаний появилась новая обязанность по передаче сведений в энергоснабжающую организацию, пункт 12 ПТЭЭП. Форма предоставления сведений зависит от такой организации.
Сведения подаются ежегодно до 1 января и не позднее чем за 1 рабочий день до ввода в действие изменений в указанных списках.
Так как ПТЭЭП вступит в силу с 7 января, передайте в энергоснабжающую организацию сведения в срок, не позднее чем за 1 рабочий день до ввода в действие изменений в списках. Поэтому начинайте готовить проект приказов, издайте его 9 января, а сведения доставьте в энергоснабжающую организацию не позднее 10 января 2023 года.
Ну и в заключение: проверьте, не мошенники ли ваши работники или соискатели.
С 23 декабря 2021 года функционирует общедоступный цифровой сервис проверки подлинности протоколов Единого портала тестирования в сфере электроэнергетики. Компании могут самостоятельно и быстро проверить подлинность документов об аттестации в сфере электроэнергетики. Сервис размещен на официальном сайте оператора Единого портала тестирования — ФБУ «Учебно-методический кабинет» Ростехнадзора:
Воспользуйтесь этим ресурсом, если хотите проверить, не купил ли соискатель на должность энергетика удостоверение по электробезопасности.
К тому же, к сведению, в ноябре этого года Северо- Кавказским управлением Ростехнадзора установлено, что 257 лиц, занятых эксплуатацией энергоустановок детских садов, школ и медицинских учреждений, имеют поддельные удостоверения о проверке знаний норм и правил в области энергетического надзора. По результатам проверки материалы направлены в правоохранительные органы!
Гражданско-правовые регуляторы в электроэнергетике Текст научной статьи по специальности «Право»
В статье предпринимается попытка формирования цивилистического представления о системе гражданско-правовых регуляторов , действующих на рынке электрической энергии . Исследованы особенности соответствующих регуляторов . Формулируются основные правовые проблемы, связанные с регулированием отношений в электроэнергетике. В частности, автором рассматриваются нормативно-правовые акты, корпоративные акты и гражданско-правовые договоры как наиболее яркие и обладающие специфическими особенностями гражданско-правовые регуляторы в электроэнергетике. В работе также исследуется соотношение локального и договорного регулирования в рамках оптового и розничного рынков. Установлено, что существует своеобразное «параллельное регулирование» на участника оптового рынка одновременно оказывается воздействие двумя видами регуляторов . Отмечается, что определение чёткого круга гражданско-правовых регуляторов в электроэнергетике не просто позволяет увидеть целостную систему регуляторов в электроэнергетике в их взаимосвязи, но и помогает в определённой мере участникам данных отношений осуществлять свои права и нести обязанности.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Валеева Айгуль Владимировна
The paper makes an attempt to form a civilistic perception of the system of civil law regulators operating in the electricity market. The peculiarities of the corresponding regulators are investigated. The basic legal problems associated with regulation of the relations in the power industry are formulated. In particular, the normative acts, corporate acts, and civil law contracts are considered as the most vivid and specific civil law regulators in the power sector. The paper also studies the correlation between local and contractual regulation within the wholesale and retail markets. It is established that there is a specific “parallel regulation”, i.e., the wholesale market participant is influenced by two types of regulators at the same time. It is emphasized that the value of isolation and identification of a clear range of civil law regulators in the power sector makes it possible to not only to see an integral system of regulators of the power industry in their interconnection, but also enables, to some extent, the participants of these relations to exercise their rights and fulfill the imposed obligations.
Текст научной работы на тему «Гражданско-правовые регуляторы в электроэнергетике»
2016, Т. 158, кн. 2 С.372-382
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ISSN 1815-6126 (Print) ISSN 2500-2171 (Online)
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, 420008, Россия
В статье предпринимается попытка формирования цивилистического представления о системе гражданско-правовых регуляторов, действующих на рынке электрической энергии. Исследованы особенности соответствующих регуляторов. Формулируются основные правовые проблемы, связанные с регулированием отношений в электроэнергетике. В частности, автором рассматриваются нормативно-правовые акты, корпоративные акты и гражданско-правовые договоры как наиболее яркие и обладающие специфическими особенностями гражданско-правовые регуляторы в электроэнергетике. В работе также исследуется соотношение локального и договорного регулирования в рамках оптового и розничного рынков. Установлено, что существует своеобразное «параллельное регулирование» — на участника оптового рынка одновременно оказывается воздействие двумя видами регуляторов. Отмечается, что определение чёткого круга гражданско-правовых регуляторов в электроэнергетике не просто позволяет увидеть целостную систему регуляторов в электроэнергетике в их взаимосвязи, но и помогает в определённой мере участникам данных отношений осуществлять свои права и нести обязанности.
Ключевые слова: регуляторы, электрическая энергия, правовые средства, правовое регулирование
Значимость электрической энергии как товара на рынке настолько велика, что её невозможно недооценивать. Социальное благополучие человека и экономические успехи каждой организации напрямую зависят от доступности качественной электроэнергии. Развитие человеческой цивилизации немыслимо без энергии, к которой всегда было особое отношение, она практически во все времена признавалась стратегическим товаром. Но если раньше на энергетическом рынке обращались такие товары, как древесина, уголь, то сегодня почти во всём мире используется электрическая энергия. Конечно, огромную роль играет углеводородное сырьё, развиваются технологии, позволяющие использовать альтернативные источники энергии. Тем не менее электричество занимало и будет занимать особое положение — сейчас замены ему нет и в ближайшем будущем не предвидится. Отметим также, что и альтернативные источники (энергия воды, ветра), и в значительной части углеводородное сырьё используются с целью преобразования их в электрическую энергию.
Неудивительно, что интерес к правовым проблемам электроэнергетического рынка никогда не ослабевал. Так, на сегодняшний день проведено достаточно много исследований, посвящённых природе договорных конструкций, которые применяются на электроэнергетическом рынке, а также проблемам, связанным с передачей электрической энергии представителями сетевых организаций, в частности договором «последней мили», состоянием рынка и увеличением уровня конкуренции и др. (см., например, [1-5]).
В научной литературе обозначены как «отдельные проблемы регуляторного порядка, имеющие концептуальный характер», так и «блок проблематики, связанный с неэффективностью модели оптового рынка. непрозрачность торговой системы; искажения в ценообразовании за счёт факторов, ограничивающих конкуренцию» [6]. «На розничном рынке можно отметить, — пишет И.В. Редькин, подводя итоги завершения переходного периода реформы электроэнергетики в России, — серьёзные ограничения конкуренции; отсутствие механизмов социальной защиты потребителей, совместимых с конкурентным рынком; неразвитость коммерческой инфраструктуры и др.» [6].
Электроэнергетический рынок России, как и многие рынки постсоветских государств, долгое время находился в далеко не лучшем состоянии. Устаревшие сети, отсутствие должного менеджмента, монополизация привели к тому, что описываемая сфера, заведомо прибыльная с экономической точки зрения, оказалась в состоянии системного кризиса. Это обусловило необходимость реформ, которые начали проводиться с 2000-х годов. Государство постаралось уйти от монополизации, обеспечить приток инвестиций, организовать техническое перевооружение объектов сетевого хозяйства. В результате создан отдельный рынок с особым субъектным составом и специфическими механизмами управления. В рамках этого рынка осуществляется продажа электрической энергии как товара, дифференцированно в зависимости от правового положения потребителя. При этом правовое регулирование в данной сфере осуществляется не только федеральными законами, но и многочисленными иными нормативными правовыми актами: постановлениями Правительства РФ, приказами министерств, прежде всего Министерства энергетики, и др. Это имеет и положительные, и отрицательные стороны. Хорошо, когда закон или инструкция позволяют найти ответ на любой вопрос, но огромный массив специальных актов создаёт сложности для потребителей в реализации их субъективного права на электрическую энергию. К сожалению, разобраться во всех существующих нормативных актах, инструкциях и приказах далеко не просто даже человеку со специальным образованием. Сложность электроэнергетического рынка проявляется ещё и в том, что отношения субъектов рынка во многом зависят от технических и технологических особенностей, связанных с электроэнергией. В нормативных актах используются такие категории, как мощность, напряжение, сеть и т. п., и уяснение специфики правовых отношений на рынке невозможно без хотя бы самого общего представления о физических процессах, происходящих при производстве и передаче электричества. В конечном итоге на электроэнергетическом рынке России наблюдается сложнейшая ситуация, когда присутствует большое количество субъектов, деятельность которых регламентирована множеством нормативных правовых актов, при этом для достижения своих целей
каждым участником рынка заключается ряд договоров, что порождает целую систему договорных связей. Однако развитие отношений между субъектами рынка возможно лишь в рамках технологических возможностей.
Для исследования особенностей правового регулирования на указанном рынке вряд ли удобно использовать традиционные юридические конструкции. Учитывая вышеизложенное, нужно системно изучить все юридические инструменты, с помощью которых оказывается воздействии на поведение участников рынка, и сделать это можно посредством категории правовой регулятор. Соответствующий термин стал часто применяться в трудах учёных-цивилистов (см. [7-10]).
Пока в российской правовой науке не выработан единообразный подход к понятию регулятор. Иногда регулятором именуют право в целом, иногда -уполномоченные государственные органы. В данной статье мы будем ориентироваться на традиционное для Казанской юридической школы понимание регулятора как правового средства, юридического инструмента, с помощью которого осуществляется правовое регулирование [7, с. 191].
М.Ю. Челышев выделял правовые регуляторы в гражданском праве и гражданско-правовые регуляторы как схожие, но не тождественные термины. Отличительными признаками второй категории является наличие (содержание) предписания гражданско-правового характера, которое является обязательным для соответствующих субъектов [7, с. 191]. На рынке электроэнергетики можно говорить о регуляторах разной отраслевой природы. Помимо гражданско-правовых, присутствуют административные, финансовые и даже уголовные регуляторы. Однако наибольший удельный вес занимают, без сомнения, гражданско-правовые регуляторы. «К таким регуляторам строго формально сегодня относятся: 1) нормативные правовые акты, включая гражданское законодательство; 2) правовые позиции высших судебных инстанций и судебная практика по конкретным делам; 3) обычаи; 4) решения собраний; 5) гражданско-правовые договоры», -пишет М.Ю. Челышев [7, с. 191].
Отметим, что выявление чёткого круга регуляторов в электроэнергетике позволит не просто увидеть целостную систему регуляторов в электроэнергетике в их взаимосвязи, но и получить целостное представление об особенностях осуществления своих субъективных прав участниками энергетического рынка, о специфике управления на данном рынке.
В настоящее время, на наш взгляд, можно говорить о формировании энергетического права как комплексной отрасли российского права преимущественно с гражданско-правовой составляющей. Основной тенденцией развития законодательства об электроэнергетике является увеличение доли частноправового регулирования, усиление использования именно гражданско-правовых регуляторов. Внешне это проявляется в активном применении правовой конструкции договоров и развитии элементов саморегулирования на соответствующем рынке.
Среди гражданско-правовых регуляторов в электроэнергетике наиболее яркими, обладающими своими специфическими, отличительными особенностями являются, во-первых, нормативно-правовые акты, во-вторых, корпоративные акты и, в-третьих, гражданско-правовые договоры.
Многообразие нормативных правовых актов ведёт к тому, что на практике возникает вопрос об их соотношении между собой и приоритете того или иного
акта. Наиболее острым является вопрос о соотношении Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и специальных федеральных законов в сфере электроэнергетики: Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» (35-Ф3) и Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (261-ФЗ). Некоторые подзаконные акты не полностью соответствуют ГК РФ, например Постановление Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (ПП1). Следует заметить, что отношения в сфере электроэнергетики не исчерпываются только отношениями по снабжению потребителя электрической энергией. Возникает масса смежных отношений, связанных с обслуживанием оборудования, предоставлением доступа к электрическим сетям и т. п. Большая часть этих отношений является частными по своей природе и, соответственно, регулируется ГК РФ. Но есть и публичные отношения — прежде всего это организация управления в электроэнергетике и обеспечение безопасности на рынке. Такие отношения уже не могут регулироваться ГК РФ.
Круг регулируемых ГК РФ отношений очень широк. В него входят как имущественные, так и личные неимущественные отношения. Их отличительной особенностью является то, что они основаны на равенстве лиц, участвующих в них. Но на рынке электрической энергии юридическое равенство наблюдается не всегда. Так, во времена СССР отношения по электроснабжению относились к сфере исключительной государственной компетенции, причём регулировались они почти исключительно императивными нормами. Этот подход был сформирован в то время, когда потребление электрической энергии приобрело массовый характер, граждане нашей страны не имели представлений о том, что в электроэнергетике в принципе возможна какая-то либерализация. Императивные механизмы управления исследуемой отраслью казались разумными и естественными, тем более что публичная значимость электроснабжения никем не ставилась под сомнение. В годы некоторых пятилеток предлагалось основным источником регулирования отношений по электроснабжению сделать плановый акт. Но от использования договора всё же не отказались. Более того, потребители для получения энергии были обязаны заключить гражданский договор (ПСНК).
Нужно сказать, что в российском обществе сохранилось отношение к электроснабжению как к сфере, особо важной для государства и требующей публично-правовой регламентации. Тем не менее на сегодняшний день общая стратегия развития электроэнергетической отрасли достаточно сильно изменилась (РП), она исходит из равенства участников рынка. В случае если на рынке обнаруживается фактическое неравенство, применяется механизм признания одного из субъектов слабой стороной. Права такого субъекта будут защищаться дополнительно. Признание слабой стороной — интересное специфическое правовое средство выравнивания положения и сохранения баланса интересов сторон.
Вопрос о приоритете норм специального законодательства и ГК РФ представляется довольно сложным. С одной стороны, существует правило: закон специальный отменяет закон общий. В то же время есть и иная норма: Гражданскому
кодексу должны соответствовать все акты в гражданском праве. Исходя из этого, ГК РФ как регулятор имеет приоритет над специальными нормами об электроэнергетике. Кроме того, ГК РФ соответствует общей идее, духу развития электроэнергетической отрасли. Закреплённые в ГК РФ нормы о договоре энергоснабжения носят общий характер и лишь указывают на то, что в предмет гражданско-правового регулирования входят и отношения по электроснабжению.
На первый взгляд кажется, что вопрос соотношения ГК РФ и специального законодательства в исследуемой сфере имеет чисто теоретическое значение. Между тем практическая значимость легко демонстрируется таким примером, как возведение линий электропередач, в том числе высоковольтных, возле жилых домов. Рядом с каждым объектом электросетевого хозяйства устанавливается охранная зона, в границах которой не должны возводиться жилые дома и иные объекты недвижимости. Заметим, что согласно нормам частного права недопустимо строительство любых объектов в принципе, если это каким-либо образом ограничивает право собственности лиц на их уже существующие объекты недвижимого имущества. При этом в публичном порядке возможно ограничение прав собственности при исключительных обстоятельствах. В сфере электроэнергетики специально не оговаривается, при каких обстоятельствах допустимо отходить от устанавливаемых гражданским законодательством требований и отдавать предпочтение нормам публичного права. И в действительности мы очень часто видим, что на практике предпочтение отдаётся нормам публичного права и, как следствие, происходит ограничение гражданских прав частных лиц. Кроме того, строительство вблизи линий электропередач сопряжено с воздействием на здоровье людей: сильные электромагнитные поля оказывают на жильцов ближайших домов негативное влияние. На наш взгляд, тут можно говорить о причинении как физического, так и морального вреда. Одно из решений данной проблемы — признать нормы и принципы частного права имеющими наивысшую юридическую силу, второе — установить в качестве одного из основных положений энергетического права (приоритета) обеспечение благоприятных условий для жизни и здоровья человека. Отступление возможно только в случае крайней необходимости. А к таковым явно не может быть отнесено, например, удорожание проекта по возведению объектов электросетевого хозяйства. Закрепление обозначенного принципа в идеале должно быть осуществлено путём внесения соответствующих изменений в закон. По сути, для обеспечения защиты частных лиц будет достаточно чётко сформированной правовой позиции высших судебных органов.
Существует ещё проблема, связанная с нормативным регулированием в области электроэнергетики, — большой массив нормативных актов и их сложность для восприятия. Безусловно, в первую очередь трудности возникают у потребителей на розничном рынке. Конечно, формально нельзя говорить о том, что они не имеют доступа к необходимым сведениям: все энергосбытовые организации, а также сетевые компании размещают информацию на сайтах. Но анализировать выставленные в сети Интернет документы, с нашей точки зрения, достаточно непросто.
Кроме того, возникают вопросы с обеспечением эффективного действия механизмов защиты прав потребителей на электроэнергетических рынках. Если общие положения об охране потребителей в отношении обычных товаров и услуг собраны в одном федеральном законе (2300-1), то на рынке электрической
энергии данный закон нужно применять в связи с целым рядом специальных нормативных актов.
Ввиду этого хотелось бы отметить: поскольку потребитель электрической энергии в рамках розничного рынка фактически не отличается от потребителя в общем понимании, в целях охраны его прав и законных интересов в Закон о защите прав потребителей должны быть отдельно включены нормы об особенностях охраны прав потребителей розничных рынков электрической энергии. Представляется возможным включить в Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 отсылочные нормы. Такой законодательный приём обеспечит целостность правового регулирования в области отношений по охране прав потребителей. Более того, в интересах потребителей можно даже принять отдельный федеральный закон о защите прав потребителей электрической энергии. Конечно, столь кардинальный шаг требует серьёзной научной проработки. В любом случае на электроэнергетическом рынке назрела необходимость определённого упорядочения системы регуляторов. По нашему мнению, наиболее удобным представляется принятие общего для всей энергетики нормативного регулятора -кодифицированного акта, например Энергетического кодекса.
Особое место среди регуляторов в электроэнергетической сфере занимают локальные акты и договоры. На первый взгляд, отличия друг от друга вполне очевидны: по механизму принятия, по кругу лиц, на отношения с участием которых они распространяются, и т. д. Однако в рамках электроэнергетической отрасли эти регуляторы некоторым образом смешиваются, особенно в рамках оптового рынка.
Известно, что одну из ключевых позиций на рынке занимает Ассоциация «НП Совет рынка»1. Данный субъект обладает исключительной компетенцией, в частности, только он принимает окончательное решение о допуске лица (потребителя, производителя) к торговой системе оптового рынка, о включении в соответствующий реестр, регламентирует процедуру присвоения статуса субъекта оптового рынка, устанавливает регламент взаимодействия субъектов электроэнергетики в рамках оптового рынка и т. д. Поэтому необходимо обратить внимание на Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка (ДПТСОР). Это типовой договор, утверждённый 14 июля 2006 г. решением Наблюдательного совета НП «АТС» (1 апреля 2008 г. компания была реорганизована в ОАО «Администратор торговой системы»), новые редакции утверждаются Ассоциацией «НП Совет рынка».
На основании указанного договора заключаются коммерческие договоры о присоединении к торговой системе оптового рынка с отдельными контрагентами — по итогам проведения определённых процедур, установленных, в частности, Приложением 1 «Регламент допуска к торговой системе оптового рынка» и Приложением 1.1 «Положение о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка» .
Фактически существующие Приложения к типовому договору, или так называемые Регламенты ОРЭМ, количество которых по состоянию на 1 марта 2016 г.
1 Полное наименование — Ассоциация «Некоммерческое партнёрство Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью» (http://www.np-sr.ru/partnership/documents/index.htm).
2 Подробнее см. http://www.atsenergo.ru/dts/pdts/regulation_documents_for_access/.
равновелико сорока пяти3, не соответствуют традиционному представлению о приложении к договору. Интересно, что сложилась практика, в соответствии с которой обозначенные регламенты не заключаются (утверждаются) сторонами, как если бы речь шла о договоре, однако де-факто распространяют своё действие на всех участников рынка со статусом субъекта оптового рынка, а также на тех, кто имеет намерение получить данный статус. Более того, предусматриваются даже санкции для субъектов оптового рынка — Приложение 21 «Положение о применении санкций на оптовом рынке электрической энергии и мощности».
Хотя существующие и регулирующие деятельность участников рынка регламенты утверждены Ассоциацией «НП Совет рынка», своё согласие новый участник оптового рынка выражает посредством присоединения к условиям Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка. Регламенты же являются неотъемлемой частью Договора, поскольку признаются его приложениями.
Ассоциация «НП Совет рынка», безусловно, является субъектом частного права, хоть и с определёнными особенностями. Потребитель, покупатель, производитель электрической энергии, обладая статусом субъекта оптового рынка, одновременно является членом Ассоциации «НП Совет рынка» в соответствии с требованиями, установленными Приложением 1.1.
Заметим, что отношения между Ассоциацией и её членами регулируются на локальном уровне, а между НП «Совет рынка» и членами оптового рынка -на договорном, хотя субъектный состав отношений фактически одинаковый. На наш взгляд, причиной того, что во взаимоотношениях с субъектом оптового рынка существует договорное регулирование, является необходимость упорядочения отношений с иными самостоятельными субъектами права (субъектами коммерческой и технологической инфраструктур), каждый из которых обладает самостоятельной правосубъектностью.
Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка подписывает не только Ассоциация «НП Совет рынка», но и Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии (ОАО «АТС»), Системный оператор Единой энергетической системы (ОАО «СО ЕЭС»), Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы (ПАО «ФСК ЕЭС»), Центр финансовых расчётов (ОАО «ЦФР») и собственно участник оптового рынка. Правовая конструкция Договора в данном случае предоставляет возможность сторонам Договора формировать отношения между собой на равных условиях и так, как им удобно. При этом отличительной чертой Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка является то, что его условия утверждает Ассоциация «НП Совет рынка», в составе членов которого представлены все субъекты оптового рынка. Тем самым на практике каждый действующий участник оптового рынка имеет возможность участвовать в формировании условий Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Есть, бесспорно, проблема обеспечения баланса интересов между действующими субъектами оптового рынка — сторонами Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка — и заявителем, претендентом на получение соответствующего статуса. В такой ситуации правовое положение потребителя
или покупателя, имеющего намерение получить статус участника оптового рынка, не может быть приравнено к другим сторонам Договора.
Баланс интересов субъектов данного рынка обеспечивают, с одной стороны, косвенное участие государства в деятельности Ассоциации «НП Совет рынка» (посредством членства в Наблюдательном совете), с другой — контроль, осуществляемый Министерством энергетики РФ (III12). Указанный орган вправе наложить вето на принимаемые общим собранием участников и Наблюдательным советом решения. Вызывает определённые сомнения, что подробные механизмы способны обеспечить реальное соблюдение баланса интересов участников рынка, скорее, речь может идти разве что о защите публичных интересов.
Таким образом, очевиден вывод об определённом смешении регуляторов -локальном и договорном. Сложилось своеобразное, так называемое параллельное регулирование: на участника оптового рынка одновременно воздействуют два вида регуляторов. При этом заметно, что договорное регулирование осложнено публично-правовыми элементами. Так, положения Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка (в совокупности с его приложениями) носят общеобязательный характер для всех субъектов электроэнергетики, осуществляющих деятельность в рамках оптового рынка. Неисполнение его положений влечёт применение специальных санкций, определённых в Приложении 21, где говорится: «Указанные санкции применяются не в рамках гражданско-правовых отношений и не являются мерами гражданско-правовой ответственности» (ст. 5) . К числу санкций относятся:
в) рекомендация Правлению коммерческого оператора о лишении субъекта оптового рынка права участия в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке в соответствующей ГТП;
г) рекомендация Наблюдательному совету Ассоциации «НП Совет рынка» о лишении статуса субъекта оптового рынка, исключении субъекта оптового рынка из реестра субъектов оптового рынка и (или) лишении права участия в торговле электрической энергией (мощностью).
Сразу же вспоминается мнение исследователей о том, что Ассоциация «НП Совет рынка» фактически является саморегулируемой организацией [11-12].
На наш взгляд, Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка как гражданско-правовой регулятор в электроэнергетической сфере является уникальным по своей конструкции, обладающим частноправовой природой, но осложнённой публично-правовыми элементами. При этом, несмотря на наличие таких элементов, каждый участник рынка обладает возможностью в значительной мере самостоятельно реализовывать свою правосубъектность. Отношения между участниками рынка не превращаются в публично-правовые. Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка — инструмент гражданско-правовой, но в то же время является воплощением взаимодействия, взаимопроникновения норм публичного и частного права. Публицизация частного права является естественным процессом, и использование в частном праве (в отношениях
4 См. http://www.np-sr.ru/regulation/joining/reglaments/index.htm?ssFolderId=94.
по передаче электрической энергии) элементов публично-правового регулирования представляет собой удачный способ взаимодействия частного и публичного права [13], который в значительной степени и приводит к формированию новой комплексной отрасли в юриспруденции — энергетическому праву.
На основании вышеизложенного считаем необходимым признать Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка основным регулятором в рамках оптового рынка, поскольку он позволяет субъектам оптового рынка максимально быстро адаптироваться к особенностям экономической ситуации на этом рынке, а также учитывать интерес всех субъектов оптового рынка.
В свою очередь, в рамках розничного рынка электрической энергии структура договорных взаимосвязей между потребителем и остальными участниками рынка по сравнению с оптовым рынком представляется упрощённой.
На розничном рынке основным и пока не решёным ни на теоретическом, ни на практическом уровне является вопрос: какой договор должен иметь приоритет на рынке — купли-продажи (поставки/электроснабжения) или оказания услуг по передаче электрической энергии? В действительности спор идёт не просто о юридической силе договора, а о приоритете частного или публичного правового порядка регулирования отношений в сфере электроэнергетики в целом. Это связано с тем, что договор купли-продажи (поставки/электроснабжения) заключается с энергосбытовой организацией (и здесь присутствует конкурентная среда), а договор на оказание услуг по передаче электрической энергии — с сетевой организацией, деятельность которой отнесена к сфере естественной монополии.
Данный вопрос, как представляется, может быть решён посредством признания наибольшей юридической силы за нормами и принципами частного права. Если в качестве основной цели государства выступает развитие электроэнергетического сектора рынка, установление конкурентной среды, то необходимо отдавать предпочтение частноправовому порядку регулирования отношений. Именно гражданско-правовые регуляторы являются наиболее эффективными [14]. Поэтому особое внимание на законодательном уровне необходимо уделить порядку формирования условий договоров как основных регуляторов рынка электроэнергетики. Заметим, что в отношении розничного рынка это сделано напрямую, то есть посредством нормативно-правового регулирования. Что касается оптового рынка, то порядок формирования условий Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка осуществляется с использованием локального регулирования. Соответственно, чем доступнее для покупателей и продавцов электрической энергии изменения условий Договора и его приложений, чем выше вероятность учёта их интересов, тем более благоприятные условия создаются на электроэнергетическом рынке в целом. Государство должно развивать в электроэнергетической отрасли прежде всего гражданско-правовые регуляторы.
ГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1: Федеральный закон от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗ РФ). -1994. — № 32. — Ст. 3301; Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 268-ФЗ // СЗ РФ. — 2015. — № 29. — Ст. 4394.
35-Ф3 — Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» // СЗ РФ. — 2003. — № 35. — Ст. 1177.
261-ФЗ — Федеральный закон от 23 нояб. 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2009. — № 48. — Ст. 5711.
11111 — Постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» // СЗ РФ. -2012. — № 23. — Ст. 3008.
ПСНК — Постановление СНК СССР от 27 дек. 1929 г. «Положение о взаимоотношениях электрических станций, подстанций и распределительных сетей с потребителями электрической энергии» // Собрание законов СССР. — 1930. — № 2. — Ст. 12.
РП — Распоряжение Правительства РФ от 13 нояб. 2009 г. № 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года» // СЗ РФ. — 2009. — № 48. — Ст. 5836.
2300-1 — Закон РФ от 7 февр. 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. -1996. — № 3. — Ст. 140.
ДПТСОР — Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка, стандартная форма договора. — URL: http://www.np-sr.ru/idc/idcplg?IdcService= GET_FILE& dDocName=SR_0V041570&RevisionSelectionMethod=Latest, свободный.
ПП2 — Постановление Правительства Российской Федерации от 4 авг. 2008 г. № 581 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти по контролю за деятельностью совета рынка» // СЗ РФ. — 2008. — № 32. — Ст. 3789.
1. Городов О.А. Договоры в сфере электроэнергетики. — М.: Волтерс Клувер, 2007. -235 с.
2. Матиящук С.В. Правовое регулирование договорных отношений в сфере электро-и теплоснабжения. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 234 с.
3. Осипчук Е.Л. Договор энергоснабжения в системе договорных отношений на рынке электрической энергии России: Дис. . канд. юрид. наук. — М., 2004. — 226 с.
4. Плешаков Н.В. Проблемы правового регулирования договорных отношений на оптовом рынке электрической энергии: Дис. . канд. юрид. наук. — М., 2005. — 234 с.
5. Свирков С.А. Договор «последней мили»: юридическая природа и общая характеристика // LEX RUSSICA (РУССКИЙ ЗАКОН). — 2013. — № 7. — С. 693-697.
6. Редькин И.В. Анализ ключевых проблем государственного регулирования электроэнергетики по результатам завершения переходного периода реформы // Энергетическое право. — 2013. — № 1. — URL: http://www.center-bereg.ru/k318.html, свободный.
7. ЧелышевМ.Ю. Регуляторы в гражданско-правовой сфере: сущность правового явления // Учён. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. — 2013. — Т. 155, кн. 4. — С. 189-195.
8. Михайлов А.В. Регуляторы в сфере действия предпринимательского права // Учён. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. — 2015. — Т. 157, кн. 6. — С. 133-141.
9. Нефёдова Ю.Ю. Понятие и виды правовых регуляторов гражданских отношений и место среди них общепризнанных принципов и норм международного права // Вестн. Перм. ун-та. Юрид. науки. — 2013. — № 4. — С. 219-228.
10. Никитин В.В. Правовые источники регулирования строительной деятельности с участием иностранных организаций // Вопр. рос. и междунар. права. — 2016. — № 1. -С. 84-98.
11. Сунгатуллина Л.А. Функции саморегулируемых организаций // Учён. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. — 2014. — Т. 156, кн. 4. — С. 118-129.
12. Вишнякова А.С. Совет рынка и его полномочия в сфере энергетики // Вопр. государственного и муниципального управления. — 2011. — № 4. — С. 162-167.
13. Гудков Э.С. Элементы публично-правового регулирования в гражданском праве как результат его взаимодействия и взаимопроникновения с публичным правом // Юрид. науки. — 2005. — № 4. — С. 84-93.
14. Михайлов А.В. Эффективность норм предпринимательского права // Учён. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. — 2014. — Т. 156, кн. 4. — С. 86-95.
Поступила в редакцию 23.12.15
Валеева Айгуль Владимировна, ассистент кафедры гражданского и предпринимательского права Казанский (Приволжский) федеральный университет ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия E-mail: avvaleeva@gmail.com
ISSN 1815-6126 (Print) ISSN 2500-2171 (Online)
UCHENYE ZAPISKI KAZANSKOGO UNIVERSITETA. SERIYA GUMANITARNYE NAUKI (Proceedings of Kazan University. Humanities Series)
2016, vol. 158, no. 2, pp. 372-382
Civil Law Regulators in Power Industry
Kazan Federal University, Kazan, 420008 Russia E-mail: avvaleeva@gmail.com
Received December 23, 2015
The paper makes an attempt to form a civilistic perception of the system of civil law regulators operating in the electricity market. The peculiarities of the corresponding regulators are investigated. The basic legal problems associated with regulation of the relations in the power industry are formulated. In particular, the normative acts, corporate acts, and civil law contracts are considered as the most vivid and specific civil law regulators in the power sector. The paper also studies the correlation between local and contractual regulation within the wholesale and retail markets. It is established that there is a specific "parallel regulation", i.e., the wholesale market participant is influenced by two types of regulators at the same time. It is emphasized that the value of isolation and identification of a clear range of civil law regulators in the power sector makes it possible to not only to see an integral system of regulators of the power industry in their interconnection, but also enables, to some extent, the participants of these relations to exercise their rights and fulfill the imposed obligations.
Keywords: regulators, electrical power, legal means, legal regulation
Для цитирования: Валеева А.В. Гражданско-правовые регуляторы в электроэнергетике // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. — 2016. — Т. 158, кн. 2. — С. 372-382.
Перевод из ремонтного персонала в оперативно-ремонтный , как правильно перейти из ремонтного персонала в оперативно-ремонтный
Shura_with_KINEF
Просмотр профиля
Группа: Пользователи
Сообщений: 2611
Регистрация: 26.9.2008
Из: г.Кириши, Лен.обл.
Пользователь №: 12156
Для всех ремонтников стажировка и дублирование в качестве оперативного персонала. ПТЭЭП, "1.4.5.2. С оперативным и оперативно-ремонтным персоналом:
· вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи по охране труда, а также инструктаж по пожарной безопасности;
· подготовка по новой должности или профессии с обучением на рабочем месте (стажировка);
· проверка знаний правил, норм по охране труда, настоящих Правил, правил пожарной безопасности и других нормативных документов;
· дублирование;
· специальная подготовка;
· контрольные противоаварийные и противопожарные тренировки;
· профессиональное дополнительное образование для непрерывного повышения квалификации."
Shura_with_KINEF
Просмотр профиля
Группа: Пользователи
Сообщений: 2611
Регистрация: 26.9.2008
Из: г.Кириши, Лен.обл.
Пользователь №: 12156
ОРД наделяет правами а не утверждает списки с готовыми правами. Должно быть что-то похожее:
" Распоряжение
№____
О предоставлении прав
работникам энергетической службы
На основании требований пп. 3.1, 3.4, 5.4, 5.12, правил по охране труда при эксплуатации электроустановок (ПОТЭЭ) в пределах зоны ответственности электрогруппы . обязываю:
1. Предоставить права оперативно-ремонтного персонала инженеру-электронику . электромонтёрам по ремонту и обслуживанию электрооборудования .
2. Предоставить право выдающего наряд, отдающего распоряжение, а также ответственного руководителя работ:
— энергетику . (5-я кв.гр.),
— инженеру-электронику . (4-я кв.гр.)
3. Предоставить права допускающего, наблюдающего, производителя . "
Руководитель предприятия (подразделения)"
Это распоряжение должно быть подано руководителю служебной запиской в которой вы просите отдать данное распоряжение, так как вы, на основании ПТЭЭП, провели обучение, тренировки, дублирование, завели журналы и пр.