Правовой договор как источник права
Перейти к содержимому

Правовой договор как источник права

  • автор:

Договор в качестве источника права

Чтобы иметь возможность узаконить сделку между двумя или более сторонами, был введен правовой документ – нормативный договор. С помощью данного добровольного соглашения можно обобщить конкретные правила поведения, которые будут являться обязательными к исполнению во время проведения сделки, при этом он имеет предоставительно-обязывающий характер. Между этим видом договора и правовым есть существенная разница: последний является индивидуальным юридическим актом свидетельства покупки-продажи. Такой документ устанавливает только конкретные юридические обязанности сторон, которые участвуют в сделке.

Историческое формирование нормативного договора

Не все договора можно рассматривать как главный правовой источник, ведь в данном случае таковым является только нормативный акт. В юридической терминологии он также носит название договора с нормативным содержанием или, проще говоря, нормативно-правового договора.

В разные исторические промежутки времени такие договора играли важную роль как первоисточник правовых норм и положений. Во времена феодальных государств еще не существовало письменной конституции, поэтому государственный строй регулировался отдельно выданными указами и положениями королей и их вассалов. Именно эти указы и соглашения между разными иерархиями и назывались первыми нормативными договорами.

Ярким примером первых таких договоров является Новгородский договор, который был подписан тверским князем Ярославом Ярославичем в 1260 году.

В то время очень много баронов и королей определяли государственный строй, особенно остро это ощущалось в Англии: здесь отдельно стоит упомянуть о Великой хартии вольностей 1215 года. Более того, само по себе законодательство сформировалось в результате подписания соглашения между различными представителями политической власти. В начале ХХ века большинство государствоведов обратило внимание на очередную особенность договоров: не всегда их целью было установить перечень прав и обязанностей сторон, а иногда даже направить установленные нормы права на то, чтобы в будущем эти нормы стали общепринятыми. Это означало, что участники подобных соглашений должны будут в обязательном порядке подчиняться этим положениям.

Формы и виды нормативных договоров

Нормативный договор как источник права – это тип документа, который подтверждает соглашение двух или более субъектов сделки касаемо регулирования их длительных отношений на основе определенных норм, определяющих перечень их прав и обязанностей.

Каждому нормативному договору должны быть присущи такие признаки:

  • сделка заключена в добровольном порядке по согласованности обеих сторон;
  • равноправие во время выполнения условий договора;
  • одним из участников должен выступать государственный орган или другие юридические лица, которые имеют соответственные полномочия;
  • договор должен иметь определенную направленность, т.е. сформированную цель его составления и подписания;
  • должны быть обозначены сроки действия документа и возможность его неоднократного продления;
  • договора такого типа имеют особую процедуру и порядок заключения, отдельно рассматриваются споры и конфликты, которые возникают в результате исполнения положения контракта.

Особую важность среди всех договоров с нормативным содержанием занимают национальные и международные договоры. Национальными соглашениями являются:

  • общее соглашение, определяющее основу для формы государственного устройства страны и взаимоотношений между государством и его частями;
  • соглашения о разграничении полномочий между органами государственной власти страны и органами государственной власти субъектов;
  • передача правительственных соглашений;
  • соглашения между генеральными и региональными органами исполнительной власти.

Международные договоры могут заключаться на разных стадиях и вертикалях:

  1. на уровне глав государств заключаются: межправительственные договоры, межправительственные соглашения (заключенные руководителями исполнительной власти);
  2. межведомственные соглашения об отношениях на уровне органов государственной власти разных государств.

Структура и формирование международных договоров

Конституция Российской Федерации предусматривает международные договоры и определяет виды таких соглашений на уровне государства:

  • федеральный договор от 31 марта 1992 г., контракты между органами государственной власти автономного округа, являющегося частью региона и органами государственной власти региона или округа;
  • договора между государственными органами субъектов Российской Федерации.

Понятие нормативных соглашений также применяется в других областях, таких как трудовое право, для которого характерны коллективные договоры, регулирующие трудовые отношения между работодателями, гражданами и сотрудничающими профсоюзами. В государственном механизме регулирующие соглашения заключаются между министерствами, государственными органами, службами, ведомствами и другими государственными органами по вопросам сотрудничества или делегирования полномочий.

Международный договор является очень важным типом регулирующего договора.

Международный договор – это соглашение между государствами и другими субъектами международного права, которое заключается по вопросам, имеющим для них общий интерес.

Содержащиеся в договорах стандарты призваны регулировать правовые отношения между этими государствами и обществом. В ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров (заключенной 23 мая 1969 года в Вене) содержится определение этого правового источника: «Международный договор, заключенный между государствами, регулируется международным правом независимо от письменной формы». Таким образом, Министерство юстиции России в прошлом году заключила десятки соглашений с компетентными иностранными судебными органами и участвовала в выполнении обязательств по всем международным соглашениям.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, в случае несоответствия норм международного договора Российской Федерации нормам национального права применяются правила международного договора. Однако такое соглашение должно быть ратифицировано и одобрено Государственной Думой Федерального Собрания РФ в качестве закона.

Правовой договор как источник права в Российской Федерации

Теоретические основы и виды правового договора. Проблема ответственности за нарушения договорных обязательств. Роль договоров в основных отраслях российского права. Пути дальнейшего совершенствования законодательства, регулирующего договорные отношения.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 10.05.2010
Размер файла 34,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Глава I. Теоретические основы правового договора как источника права

1.1 Понятие правового договора

1.2 Виды правовых договоров

1.3 Правовой договор как источник права в Российской Федерации

Глава II. Практика применения правовых договоров в условиях современной действительности

2.1 Проблема ответственности за нарушения договорных обязательств

2.2 Роль договоров в основных отраслях российского права

2.3 Пути дальнейшего совершенствования законодательства, регулирующего договорные отношения

Список использованной литературы

На современном этапе развития России, в рамках общего процесса демократических преобразований, происходит формирование новых общественно-экономических отношений, закладывается основа гражданского общества, правового государства, формируется единое общефедеральное правовое пространство, совершенствуется рыночное саморегулирование, механизм реализации прав и свобод граждан, принимаются меры к укреплению законности и правопорядка.

Воплощение в жизнь этих задач ставит вопрос об изменении нормативной основы функционирования общества. Причем речь идет не только о правовой реформе, нацеленной на создание обновленной правовой системы и повышение роли закона, но и о совершенствовании иных нормативных регуляторов поведения — корпоративных норм, обычаев, традиций и так далее, их соотношения между собой и особенно с правом. Нормативная система все в большей степени ориентируется на стимулирование активного правомерного поведения, повышение инициативы субъектов в сфере правового регулирования общественных отношений. Отсюда — возрастание удельного веса договорных актов.

Тенденция к повышению роли договора — «характерная для всего современного права, стала проявляться в последние годы во все возрастающем объеме в современной России. Эта тенденция в первую очередь связана с коренной перестройкой экономической, юридической и политической систем российского государства».

Проблема договорного правотворчества приобретает особое значение как для общей теории государства и права, так и всех отраслевых юридических наук.

Многие виды отношений — международные, внутрифедеральные, гражданско-правовые, корпоративные, трудовые, — настолько сложны и индивидуализированы, что упорядочивание их при помощи одних только нормативно-правовых просто невозможно. Здесь всегда остаются вопросы, требующие индивидуального согласования, саморегулирования. Источником и инструментом такого саморегулирования является договор. И чем дальше расширяется сфера правового регулирования, тем большую важность приобретают договоры.

Современная законодательная практика идет по пути развития договорных отношений. Так, приняты и действуют законы «О Коллективных договорах и соглашениях», «О международных договорах Российской Федерации», договорными принципами пронизан вступивший в силу с 1 марта 2002 года Трудовой кодекс Российской Федерации.

Более того, как на общегосударственном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, в основных отраслях экономики заключаются и функционируют разнообразные соглашения о социальном партнерстве. На сегодняшний день реализуются положения более полутора сотен договоров о дружбе и сотрудничестве между субъектами РФ.

Степень разработанности темы и круг источников. Несмотря на свое очевидное значение, теория нормативного договора пока еще не получила должного развития и однозначного понимания в российской правовой науке.

Цель данного исследования состоит в комплексном теоретико-правовом анализе процесса и условий становления договорного права в условиях рынка; определении понятия, признаков и видов нормативного договора; установлении соотношения правового договора с общим понятием договора как правовой конструкции; раскрытии процедуры заключения правовых договоров, способов их обеспечения, мер ответственности за нарушение сторонами обязательств; выявлении роли правовых договоров с учетом современной Российской государственно-правовой действительности; разработке предложений и рекомендаций, направленных на совершенствование законодательства, регулирующего договорные отношения, развитие договорной практики в целом.

В соответствии с указанными целями и предметом исследования были поставлены следующие основные задачи:

— выявление основных закономерностей функционирования правового договора как регулятора общественных отношений;

— изучение проблемы договорного правотворчества в правовой системе России;

— определение понятия и признаков правового договора, его места и роли среди других источников права;

— исследование процедуры заключения и прекращения действия правовых договоров;

— анализ особенностей правовых отношений, возникающих на основе правовых договоров;

— рассмотрение способов обеспечения исполнения правовых договоров, ответственности за нарушения договорных обязательств;

— классификация правовых договоров, обоснование критериев классификации;

— характеристика специфики правового регулирования на основе договорного права;

— аргументация необходимости совершенствования законодательства по предмету договорных отношений;

— показ возрастающей роли правовых договоров в условиях рыночных отношений.

Глава I. Теоретические основы правового договора как источника права

1.1 Понятие правового договора

Значимость правового договора как одного из источников определяется тем, что право по своей сути, за незначительным исключением, «договаривается» с субъектами права о характере юридически значимого поведения в обществе в той или иной ситуации по различным поводам. Такое понимание права зародилось еще в античности. Римские юристы согласие народа считали универсальным правообразующим фактором. Это нашло свое отражение в доктрине естественного права, признавающей договор в качестве единственного правомерного источника позитивного права. В то же время сторонники естественно-правовой школы договор рассматривали как фактический, но не юридический источник, как средство добровольного самоограничения свободной личности.

Правовой договор — соглашение двух или более сторон, устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы в пределах их компетенции. Такие договоры бывают внутригосударственными и международными. Они могут содержаться в нормах права, принимаемых международными организациями различного вида: универсальных (ООН), региональных (Совет Европы), специализированных (МАГАТЭ, ВОЗ, ВТО).

Для правовых договоров как особых видов договоров характерны следующие основные черты:

— предназначены регулировать наиболее устойчивые и типичные виды общественных отношений;

— заключаются в публичных интересах для достижения общественно полезных целей;

— охватывая широкий круг общественных отношений, они носят комплексный характер и могут выступать в качестве самостоятельных источников права;

— распространяют свое действие на формально неопределенный круг лиц;

— рассчитаны на неоднократное применение;

— как правило, не имеют фиксированного срока действия (если речь идет о временной передаче полномочий, то нормативный договор носит устанавливаемый в определенных рамках временный характер);

— содержащиеся в них требования обязательны для исполнения;

— продолжают свое общее действие независимо от возникновения или прекращения предусмотренных ими конкретных правоотношений;

— содержат правила поведения, юридически значимые не только для непосредственных участников договорных отношений (внутреннее юридическое воздействие), но и для иных лиц (внешнее юридическое воздействие);

— при возникновении спорных ситуаций, связанных с их исполнением, предусматривается специальная процедура разрешения юридического конфликта, связанная с определением уполномоченных субъектов (Конституционный Суд РФ, подобные суды в субъектах Российской Федерации — конституционные или уставные) Горшенева Ю.А. Публичные договоры в правовой системе России. //Государственное строительство и право./ Под общей ред. Г.В.Мальцева. Выпуск 4 (10). М., Изд. Московского гуманитарного университета, 2004. — С.25-40.- 0,7 п.л..

1.2 Виды правовых договоров

Основанием для классификации правовых договоров выступает внутренняя структура самого договора, другие характеризуют внешние стороны договорного регулирования.

Мы критически относится к мнению Д.В. Симоновского, который указывает в качестве основного признака правового договора его двусторонность. Как показывает современная практика договорного правотворчества, наряду с двусторонними договорами функционируют и многосторонние (например, Федеративный договор), в связи с чем в курсовой работе предлагается деление нормативных договоров на двусторонние и многосторонние (полисубъектные).

По нашему мнению, в терминологическом аспекте можно выделить оформление договорного акта в виде собственно договора и в виде соглашения. Указывается, что при известной тождественности названных понятий, категорию «договор» возможно использовать применительно к регулированию статутно-функциональных вопросов, а понятие «соглашение» для регулирования разных сторон совместной или согласованной деятельности.

Предлагается классификация правовых договоров, основанная на выделении их роли, содержания, целей, которые преследовали контрагенты при заключении договора. Так, выделяются: учредительные договоры; компетенционно-разграничительные соглашения во внутрифедеральных отношениях; соглашения о делегировании полномочий; программно — политические договоры о дружбе и сотрудничестве; функционально — управленческие (обеспечительные) соглашения; договоры о гражданском согласии; международные договоры; коллективные трудовые договоры.

В зависимости от формы правотворческой деятельности, при которой применяется договор, можно выделить следующие виды правовых договоров:

— между государственно-властными субъектами;

— между государственными и негосударственными субъектами права (совместное правотворчество);

— между негосударственными субъектами права (санкционированное негосударственное правотворчество).

В курсовой работе выделяются также равностатусные (между субъектами права, обладающими формально или практически равным правовым статусом) и неравностатусные договоры (между субъектами права, изначально неравными (иногда вплоть до отношений подчинения).

По действию в пространстве правовые договоры подразделяются на межгосударственные и внутригосударственные (общегосударственные, межрегиональные, внутрирегиональные).

По действию во времени выделяются срочные и бессрочные договоры.

В зависимости от предмета регулирования договоры общего действия (универсального характера) и специальные (по определенным вопросам).

По отраслевой принадлежности правовые договоры могут быть: международные, конституционные, административные, трудовые, финансовые и так далее.

По нашему мнению, в любом случае классификация договоров как таковая служит одним из научных методов их познания, более полной характеристики, раскрытия сущности и роли в правовом регулировании.

1.3 Правовой договор как источник права в Российской Федерации

В качестве одного из самостоятельных источников права в РФ выступает правовой договор. Такие правовые договоры могут быть как международного, так и внутригосударственного характера. Согласно Конституции РФ (часть 4 статья 15), общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Причем если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Заметную роль в качестве источника действующего права играют и внутригосударственные договоры. Так, согласно Конституции РФ (часть 3 статья 11), разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется как самой Конституцией РФ, так и Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. В случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий, согласно Конституции РФ (раздел II — «Заключительные и переходные положения»), действуют положения Конституции РФ.

К разновидностям правового договора как источника права относятся и различные коллективные договоры между работодателями и работниками в области трудового права, а также правовые договоры в области гражданского права.

Обычный договор в области гражданского права определяется в статье 420 ГК РФ как «соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей». Такой обычный договор — это акт реализации действующих норм права, имеющий индивидуальный характер и значимый лишь для конкретно определенных лиц, а не акт установления новых норм права. Подобные договоры являются актами индивидуального, а не нормативного (нормо-устанавливающего) характера, и поэтому они не являются источниками права.

Нормативно-правовое значение (в смысле договорного источника права) имеет так называемый публичный договор в области гражданского права, который определяется в ГК РФ (пункт 1 статья 426) как «договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и так далее)». Положения такого публичного договора (его условия и так далее) распространяются на неопределенное множество лиц и обязательны для сторон всех конкретных договоров, которые могут быть заключены на основе общих положений (норм) соответствующего публичного договора.

По существу под публичным договором имеется в виду типовой или примерный договор, содержащий общие положения (нормы), обязательные для всех конкретных договоров в рамках данного типа договоров. Согласно пункту 4 статьи 426 ГК РФ, «в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и тому подобное)». Примерные условия подобных нормативных договоров «могут быть изложены в форме примерного договора или иного документа, содержащего эти условия», и опубликованы в печати (статья 427 ГК РФ)

Глава II. Практика применения правовых договоров в условиях современной действительности

2.1 Проблема ответственности за нарушения договорных обязательств

Ответственность за нарушение обязательств, вытекающих из правового договора, наиболее целесообразно характеризовать как возникшее из нарушения договорных (согласованных) норм, подкрепленное государственным принуждением отношение, состоящее в возложении на нарушителя обязанности претерпевать неблагоприятные (нежелательные для него) последствия, выражающиеся в лишении каких-либо прав или возложении каких-либо обязанностей.

Данная разновидность ответственности отличается следующими особенностями:

1. Она возникает за нарушение договорной (согласованной нормы).

2. В процессе реализации данного вида ответственности нарушитель отвечает не только перед государством, но и перед своим контрагентом (контрагентами) по договору.

3. Данный вид ответственности следует рассматривать как способ защиты не только (а иногда и не столько) государственных интересов, но и интересов «добросовестных» сторон договора, договорного правопорядка в целом.

4. Реализация мер ответственности не освобождает стороны от обязанности исполнения возложенных договором обязанностей.

5. Неблагоприятные последствия, которые обязывается претерпевать нарушитель, предусмотрены не только нормативно-правовыми актами, но и условиями нормативного договора (в том числе закрепленными в так называемых обеспечительных договорных нормах).

Противоправным применительно к договорам является такое поведение, которое не отвечает требованиям, предъявляемым к надлежащему исполнению принятых сторонами обязательств.

К числу оснований договорной ответственности следует отнести наличие вреда, причиненного участникам договора, надлежаще исполняющим договорные обязательства. Именно противоправность и вред в совокупности с характером договорного нарушения определяют меру воздействия, применяемую к нарушителю договорных установлений (штрафные санкции, возложение обязанности возмещения убытков, меры нематериального характера и так далее) Горшенева Ю.А. К вопросу о понимании нормативного договора. //Государственное строительство и право./ Под общей ред. Г.В.Мальцева. Выпуск 1. Рязань, 2003. — С. 13-21.- 0,5 п.л..

2.2 Роль договоров в основных отраслях российского права

Следует отметить, что от отрасли права зависит внутреннее содержание и значение договора. Так, в одних отраслях, где существуют отношения власти-подчинения, их роль относительно невелика, в других, где субъектам предоставляется свобода выбора действий, наоборот.

В работе отмечается, что в числе правовых договоров особая роль отводится международным договорам. Именно поэтому Конституция Российской Федерации установила приоритет норм международного договора (часть 4 статья 15). Указывается, что, по мнению некоторых ученых, и сама Конституция РФ рассматривается как своего рода договор с правовым содержанием (Л.П. Димитровчук).

Конституционно-правовые договоры заключаются по поводу установления, изменения или прекращения полномочий и ответственности участников в связи с реализацией конкретных программ; разграничение предметов ведения и полномочий. Наиболее ценен и эффективен конституционный договор в случаях, когда субъекты не могут или не хотят решать конституционно-правовые вопросы односторонним волеизъявлением.

К договорам Российской Федерации, являющимся источниками конституционного права, относятся в частности, Соглашение о создании СНГ, Договор о Союзе Белоруссии и России и Устав Союза Белоруссии и России, Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства и другие договоры.

Конституционные договоры подразделяются в работе на федерально-региональные, региональные, регионально-местные и местные.

Оценивая особенность административно-правовых договоров (соглашений), мы подчеркиваем, что они чаще всего наиболее отчетливо выступают в роли юридических фактов особого рода, вызывающих возникновение административно-правовых отношений.

В административном праве применяются договоры и соглашения трех типов. Во-первых, субъекты административного права (исполнительные органы и другие) могут вступать в договорные отношения, регулируемые нормами других отраслей права. Например, глава 5 Гражданского Кодекса РФ посвящена участию РФ и ее субъектов, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством (статьи 124 — 127). Во-вторых, в административно-правовых актах предусматриваются случаи и основания заключения гражданско-правовых, трудовых и иных договоров. Это могут быть либо альтернативные правовые варианты, по выбору участников правоотношений, либо договоры, заключение которых считается обязательным. В-третьих, все больший удельный вес приобретают собственно административно-правовые договоры. Они предусмотрены чаще всего конституциями, уставами и законами, либо обуславливаются рамками компетенции соответствующих государственных органов Гражданское право. Часть I. Учебник. / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. — М.: Издательство ТЕИС, 1996..

Неравенство субъектов в той или иной сфере не заменяется, а дополняется равнопартнерскими отношениями. Их обеспечение придает административно-правовым отношениям другой смысл — субординация и координация укрепляются согласованием целей и действий.

Становление рыночной экономики обуславливает также необходимость изменения способов правового регулирования общественно-трудовых отношений. Преобладание договорного регулирования над централизованным государственным позволяет активизировать участие работников и работодателей в установлении условий труда и развивать их отношения на основе социального партнерства.

Значительным фактором в формировании правовой базы социального партнерства стал Указ Президента РСФСР «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» от 15 ноября 1991 года. Он признал целесообразность заключения Генеральных отраслевых и региональных отраслевых соглашений по социально-экономическим отношениям: на уровне предприятий — коллективных договоров; на уровне отрасли, региона — региональных отраслевых тарифных и иных социально-экономических соглашений. Это существенно расширило сферу договорного регулирования и круг его участников.

Дальнейшее развитие социально-партнерские отношения получили в Законе Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» от 28 апреля 1992 года.

Коллективный договор — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации, филиала, представительства с работодателем Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. — М.: ”Статус”, 1998..

Будучи разновидностью социально-партнерского регулирования трудовых отношений на уровне организаций, коллективный договор выражает интересы двух социальных групп: наемных работников и работодателей. Другие разновидности социального партнерства возможны на более высоком уровне: а) на уровне региона, отрасли в форме региональных и отраслевых соглашений; б) на общегосударственном (федеральном) уровне — в форме Генеральных соглашений.

В условиях перехода российского общества к рыночной экономике неуклонно усиливается значение гражданско-правового договора, который становится основной юридической формой имущественных отношений между всеми участниками гражданского оборота. Эти договоры, что видно из текста закона — одно из важнейших оснований возникновения обязательств (статья 307 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Это основной документ, определяющий предмет, цену, срок исполнения обязательств, права и обязанности, ответственность сторон по поставке всех видов продукции, в том числе для государственных нужд, контракции сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, капитальному строительству, снабжению энергией и газом, перевозке на всех видах транспорта, выполнению научно-исследовательских, конструкторских, проектно-изыскательских работ, оказанию различных услуг.

Договор способствует выполнению государственных заказов, повышению качества товаров, работ, услуг, соблюдению их ассортимента, удовлетворению различных потребностей граждан и организаций.

Большая роль принадлежит договору в отношениях между организациями и гражданами. Конечно, не все договоры обладают правовым характером. Множество неправовых договоров функционируют в разных отраслях права (сделки в гражданском праве, индивидуальные договоры (контракты) в трудовом, хозяйственные договоры в административных отношениях и так далее).

2.3 Пути дальнейшего совершенствования законодательства, регулирующего договорные отношения

Тенденция к повышению роли договора, характерная для современных государств с устоявшейся рыночной экономикой, во все возрастающем объеме стала проявляться в последние годы и в России.

Особое значение среди них имеют договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти отдельных субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий между ними. В зависимости от причин, обусловивших заключение таких договоров, их можно разделить на три основные группы.

Первая группа включает договоры, заключение которых было продиктовано, прежде всего, политическими причинами. С их помощью была предпринята попытка либо снизить напряженность между центром и наиболее независимыми регионами, связанную с их сепаратистскими устремлениями, и таким образом удержать их в общем политико-правовом пространстве России, либо, наоборот, подчеркнуть тесные дружеские связи, существующие между центром и некоторыми регионами.

Вторую группу составляют договоры о разграничении предметов ведения и полномочий с органами государственной власти краев областей, имеющие целью обеспечить краям и областям равные права и возможности с республиками в составе Российской Федерации. Эти договоры носят всеобъемлющий характер и регулируют взаимодействие центра и регионов в основных сферах их деятельности. Очевидно, что такого рода договоры фактически ведут к неконституционному изменению статуса субъектов Федерации.

Наконец, третью группу составляют договоры, заключение которых связано со спецификой субъектов Федерации. Можно сказать, что это единственная группа договоров, в которых реализуется ценная в хозяйственном отношении задача — отражение особенностей правового режима в отношении отдельных объектов. При этом очень важно, что она решается без значительных расхождений с федеральной конституцией Богачева Т.В. Принципы взаимного содействия сторон и экономичности в договорных обязательствах. — М, 2002..

Практика договорного регулирования федеративных отношений выявила ряд недостатков, в частности, несоответствие многих договоров Конституции РФ, нарушение равенства прав субъектов Федерации, декларативность или нечеткость содержащихся в них положений, отсутствие механизмов реализации многих из них, делающее их малоэффективными и так далее. Поэтому в литературе эти договоры оцениваются неоднозначно.

По нашему мнению, заслуживает внимания дискуссия по вопросу о соотношении юридической силы Конституции РФ, федеральных законов и рассматриваемых договоров.

В этой связи анализируются следующие основные позиции по данному вопросу: 1) Договор. соотносится только с Конституцией, его ранг выше в сравнении с законом. при условии, что договор заключен в надлежащей процедуре (В.А. Кряжков); 2) Договоры должны занимать подчиненное по отношению к Конституции и федеральным законам положение (С.А. Авакьян, Б.С. Крылов).

Мы считаем более приемлемой именно вторую позицию, поскольку Конституция РФ (ст. 4) устанавливает, что она имеет верховенство на всей территории Российской Федерации.

Осуществляющийся в России переход к социально ориентированной рыночной экономике, многообразию форм собственности и хозяйствования также сопряжен с кардинальными изменениями трудовых отношений. Все больший вес приобретает при этом процесс их коллективно-договорного регулирования, формирования системы социального партнерства.

Базой для развития последнего в регионах является ежегодно заключаемые генеральные соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ.

Важную роль в системе социального партнерства играют отраслевые (межотраслевые) тарифные соглашения. Основное место в развитии социального партнерства занимают коллективные договоры. В законе «О коллективных договорах и соглашениях» определен примерный перечень вопросов, которые могут в них включаться, но этот перечень носит рекомендательный характер и служит в своем роде ориентиром в ходе переговоров. Поэтому содержание коллективных договоров во многом определяется сторонами переговорного процесса.

В этой связи актуальной задачей становится дальнейшее совершенствование законотворческой деятельности в области социального партнерства и регулирования трудовых отношений как на федеральном, так и на региональном уровне. В настоящее время подготовлены проекты федеральных законов «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений», «О государственных минимальных стандартах», «Об объединениях работодателей». Ведется работа по подготовке изменений и дополнений в законы РФ «О коллективных договорах и соглашениях», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», вызванные практикой реализации этих законов.

Основной задачей сегодня является включение всех региональных и территориальных объединений профсоюзов, работодателей и органов исполнительной власти на местах, трудовых коллективов предприятий и организаций независимо от формы собственности в процесс коллективно-договорного регулирования трудовых отношений.

Для успешной реализации задач, определенных Концепцией по реализации социального партнерства в Российской Федерации, планируется создать на базе учебных заведений Минтруда России систему подготовки и переподготовки специалистов, работающих в сфере коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, а также консультантов по регулированию коллективно-трудовых споров Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. — М.: Юристъ, 2001. — 304 с..

Таким образом, совершенствование законодательства по вопросам договорного регулирования должно, на наш взгляд, идти следующими путями: Во-первых, необходимо принятие новых актов соответствующих объективным реалиям, во-вторых, следует закрепить процедуру обеспечения исполнения обязательств, вытекающих из нормативных договоров на законодательном уровне более подробно. С другой стороны, необходимы более ощутимые гарантии сдерживания договорного нормотворчества в рамках основополагающего акта России — ее Конституции.

Завершив исследование по выбранной нами темы, можно сделать следующие выводы: все договоры по их функционально-содержательной природе могут быть разделены на индивидуальные (юридические факты) и правовые (источники права). Правовой договор можно определить как договорный акт, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для многочисленного и формально неопределенного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение, действующий независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные им конкретные правоотношения.

Выделим следующие признаки правового договора. Во-первых, правовая база таких договоров содержится в Конституции и действующем законодательстве Российской Федерации. Эти договоры выполняют правовосполнительную функцию, дополняя и конкретизируя действующее законодательство Российской Федерации;

во-вторых, в правовом договоре в качестве хотя бы одной из сторон предполагается участие органа государственной власти, причем, чем более высокое место в управленческой иерархии занимает государственный контрагент, тем выше юридическая сила договора;

в-третьих, правовые договоры заключаются в публичных интересах, их целевая направленность — это достижение общего блага, то есть общественные цели здесь преобладают;

в-четвертых, правовые договоры содержат правила поведения, регулирующие поведение не только (а иногда и не столько) непосредственных участников договора, сколько иных коллективных и индивидуальных субъектов. Правовой договор, таким образом, не замыкается внутри системы договаривающихся сторон, но имеет и внешне юридическое воздействие;

в-пятых, многочисленность и неопределенность адресатов договорных норм, то есть тех субъектов, на которых (согласно предыдущему пункту) направляется юридическое воздействие договора;

в-шестых, договорные нормы всегда рассчитаны на длительное действие и неоднократное применение;

в-седьмых, нужно отметить особую, строго формальную процедуру заключения правовых договоров и специальный порядок рассмотрения споров и конфликтов, связанных с их исполнением (Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ или специальные согласительные процедуры);

в-восьмых, недопустимость в любых обстоятельствах изменения или отказа от исполнения договорных условий в одностороннем порядке. Нормы о непреодолимой силе (форс-мажор) здесь неприменимы;

в-девятых, в отличие от индивидуальных договоров, содержание которых, как правило, составляет коммерческую тайну, для правового договора характерно его официальное опубликование. В силу общеобязательности договорных условий оговорка о конфиденциальности здесь неприменима. Неопубликованный правовой договор по общему правилу не порождает правовых последствий.

Правовые договоры служат правовой базой для издания административных актов, заключения индивидуальных договоров, совершения иных юридически значимых действий. Это отличает их от договоров индивидуального характера, устанавливающих (изменяющих, прекращающих) конкретные правоотношения. Заметим, что правовые договоры обычно носят комплексный характер, выступая одновременно в качестве источников нескольких правовых отраслей.

Перечисленные признаки нужно рассматривать системно. Скажем, коллективные договоры не обладают некоторыми из вышеуказанных свойств, что не лишает их правовых качеств. На практике встречаются правовые акты смешанного характера, содержащие как нормы права, так и индивидуальные предписания. Аналогично этому есть и договоры смешанного типа. «Один и тот же договор, — читаем у Н.Г. Александрова, — в одной части может устанавливать юридические нормы, а в другой — конкретные субъективные правомочия и обязанности сторон».

При написании данной курсовой работы использовались соответствующие категории диалектики; общенаучные и частные методы: анализ и синтез, историко-юридический, сравнительно-правовой, формальнологический; практика договорных отношений, опыт зарубежных стран.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ. -М., 1993 г.

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая, 1994 г.

3. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». / Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. Новые законы о предпринимательстве. -М, 1991 г.

4. Постановление Совета Министров СССР от 9 июня 1965 г. «О промышленных образцах». СП. 1965. №15. Ст. 119.

5. Постановление Совета Министров РСФСР от 28 ноября 1990 г. №551 «О переходе к применению договорных (свободных) розничных цен на отдельные товары народного потребления».

6. Постановление Верховного Совета РФ от 14 июля 1992 г. «О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы». Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1992. Х230.Ст.1800.

7. Положение Совета Министров СССР от 8 июля 1981 г. о промышленных образцах. СП. 1981. №19. Ст. 114.

8. Указ Президента РФ от 22 февраля 1992 г. «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена». Ведомость Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. №10, ст.492.

Учебная и научная литература

9. Алексеев С.С. Общая теория права. В двух томах. Т. I — М.: Юрид. лит. 1999. — 361 с.

10. Андреев В.К. Гражданский кодекс Российской Федерации и новейшее законодательство. // “Государство и право”, 1996, №4., стр. 110 — 115.

11. Бабалян Л.А. Договор как основание возникновения обязательств между государственными организациями. — Москва, 1998.

12. Богачева Т.В. Принципы взаимного содействия сторон и экономичности в договорных обязательствах. — М, 2003.

13. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. — М.: ”Статус”, 1998.

14. Васильковский Е.В. Руководство к толкованию и применению законов. (Практическое пособие).- М.: “ГОРОДЕЦ”, 1997.

15. Власова А.Г. Правовая природа принятия исполнения по обязательству. “Государство и право”, 1995, №5, стр. 56 -61.

16. Горшенева Ю.А. К вопросу о понимании нормативного договора. //Государственное строительство и право./ Под общей ред. Г.В.Мальцева. Выпуск 1. Рязань, 2003. — С. 13-21.- 0,5 п.л.

17. Горшенева Ю.А. Коллективный договор как один из видов нормативного договора. //Государственное строительство и право./ Под общей ред. Г.В.Мальцева. Выпуск 11. М., Изд. Московского гуманитарного университета, 2005. — С.41-49.- 0,3 п.л.

18. Горшенева Ю.А. Публичные договоры в правовой системе России. //Государственное строительство и право./ Под общей ред. Г.В.Мальцева. Выпуск 4 (10). М., Изд. Московского гуманитарного университета, 2004. — С.25-40.- 0,7 п.л.

19. Горшенева Ю.А. Федеративный договор как разновидность нормативного договора. //Государственное строительство и право./ Под общей ред. Г.В.Мальцева. Выпуск 2 (10). М., Изд. Московского гуманитарного университета, 2003. — С.20-23.- 0,1 п.л.

20. Гражданский кодекс Российской Федерации: Научно-практический комментарий. Ответ. редак. Т.Е. Абова, А.Ю. Кабалкин, В.П.Мозолин.- М, 1996.

21. Гражданское право в современную эпоху / С. С. Алексеев. — М.: Юрайт, 2009. — 399 с.

22. Гражданское право России. Ч. 2: Обязательственное право / М. И. Брагинский, Н. И. Клейн, Т. Л. Левшина и др. — 2007. — 687 с.

23. Гражданское право. Часть I. Учебник. / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. — М.: Издательство ТЕИС, 2003.

24. Гражданское предпринимательство и право: Сб. док. — М.: Остожье, 1999.

25. Гражданско-правовой договор и его функции. Свердловск — УрГУ, 2002.

26. Денисов С. А. Заключение договора по гражданскому праву Российской Федерации: Автореф. дис. . канд. юрид. наук: 12.00.03. — М., 1999. — 25 с.

27. Ешазаров В.А. Гражданско-правовые сделки. — М., 1995.

28. Комаров А.С. Правовые вопросы товарообменных сделок. — М.”ТЕИС”, 1994.

29. Комментарий к части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей // Руководитель авторского коллектива — доктор юридических наук, профессор М. И. БРАГИНСКИЙ. Книга выходит под общей редакцией главного редактора журнала «Хозяйство и право» В. Д. КАРПОВИЧА. — М.: Фонд «Правовая культура», 1995.

30. Комментарий части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей. Редакторы Кузнецов В., Брагинская Т.- М., Фон “Правовая культура”, 1995.

31. Лаптев В.В. О предпринимательском законодательстве. // “Государство и право”, 1995, №5, стр. 48 -55.

32. Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. — М.: Юристъ, 2001. — 304 с.

33. Матузов Н.И., Малько А.В. Правовое стимулирование отношений. // “Государство и право”, 1995, №4, стр. 11-19.

34. Мейер Д. И. Русское гражданское право. Ч. 1, 2. — 1997. — 286 с.

35. Меркулов В.В. Гражданско-правовой договор в механизме регулирования товарно-денежных отношений: Дис. д-ра юрид.наук: 12.00.03. — Б.м., 1994. — 375 с.

36. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для вузов. Издательская группа НОРМА — ИНФРА-М, Москва, 2006.

37. Пучинский Б.И. Правовая экономика: Проблемы становления. — М., 1991.

Подобные документы

Публичный договор и договор присоединения в Республике Беларусь, пробелы и противоречия законодательства, регулирующего данные договорные отношения. Необходимость правового закрепления договора присоединения, основные проблемы его правовой природы.

реферат [30,9 K], добавлен 24.08.2012

Сущность понятия «договор». Общая теория договора, основные положения. Особенности нормативно-правового договора. Индивидуальный договор в механизме правового регулирования. Международный договор в системе источников современного российского права.

реферат [59,5 K], добавлен 10.05.2010

Понятие и характеристика семейно-правового договора. Соотношение брачного договора и гражданско-правового. Договорные отношения между супругами, а также связанные с воспитанием и материальным обеспечением детей. Брачный договор, алиментные отношения.

дипломная работа [104,6 K], добавлен 31.05.2013

Подрядные обязательства в системе договорных обязательств. Правовое регулирование, понятие и виды договора подряда. Договор подряда и иные виды гражданско-правовых договоров. Заключение и исполнение договора подряда. Права и обязанности сторон.

дипломная работа [122,7 K], добавлен 21.12.2008

Сущность источников права: правового обычая, юридического прецедента, нормативно-правового акта, доктрины, договора. Нормативно-правовой акт как основной источник права в Российской Федерации. Содержание и соотношение понятий формы и источника права.

курсовая работа [74,8 K], добавлен 20.07.2013

Изучение правовой природы, критериев и признаков публичного договора в гражданском праве Республики Беларусь. Выявление пробелов и противоречий законодательства, регулирующего договорные отношения. Соотношение публичного договора и договора присоединения.

курсовая работа [38,7 K], добавлен 23.05.2014

Обычай как самостоятельный источник права. Характерные черты правового обычая, его основные виды. Становление и развитие правового обычая в разных правовых системах. Место правового обычая в системе источников права Российской Федерации и западных стран.

Нормативные правовые договоры – что это и какие особенности у них?

Нормативные правовые договоры

Нормативные правовые договоры – что это и для чего существуют?

Нормативные правовые договоры – теоретический вопрос из списка подготовки к судейскому экзамену. Предлагается рассмотреть что такое НПД в самом общем понимании.

Нормативные правовые договоры входят в правовые системы различных уровней. НПД играют весомую роль в регулировании различных отношений. Из того, что находится, так сказать, на слуху, это система международного права. Тут нормативный правовой договор распространён довольно широко.

Однако, для начала поговорим немного о теории. НПА – один из источников права, отличающийся, при этом, от иных НПА способом их принятия. Как уже упоминалось, НПД чаще всего можно встретить в международном праве. Конституция РФ отводит международному договору высокое место в правовой системе РФ. Эти соглашения обладают бОльшей юридической силой, чем российские законы (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Выражается это в том, что норма, закреплённая в российском законе, но «дублированная» в международном соглашении, применяется в соответствии с последним. Такое положение дел существует не только в РФ, но и в ряде других государств. Например, испанская конституция также включает международный договор в национальную систему права. Итальянский основной закон возлагает регулирование правового положения иностранцев и лиц без гражданства на международные договоры.

В качестве действующего примера можно привести (из свежего) соглашение о сотрудничестве в вопросах занятости населения стран СНГ. Договор подписан правительствами семи государств-членов Содружества. Другой пример – договор между РФ и Республикой Индонезия о взаимной помощи по уголовным делам. Эти соглашения содержат в себе обязательные правила поведения и в полной мере отвечают признакам нормативных документов.

Положение международного договора регулируется в России, помимо Конституции специальным законом «О международных договорах РФ». Согласно преамбуле этого закона, РФ выступает за неукоснительное соблюдение международных норм. Тут же указана и классификация МПД:

44. Договор как источник права.

Правовой договор— это соглашение с участием уполномоченных государственных органов, содержащее правовые нормы.

Нормативные договоры обязательны для многочисленного и формально-неопределенного круга лиц, рассчитаны на многократное применение, действуют независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные ими конкретные правоотношения.

Признаки нормативного договора:

Правовая база нормативных договоров находится в действующем законодательстве. Такие договоры выполняют правовосполнительную функцию, дополняя и конкретизируя действующее законодательство.

В нормативном договоре всегда предполагается участие государственного органа. Чем более высокое место в управленческой иерархии занимает последний, тем выше юридическая сила договора.

Нормативные договоры заключаются в публичных интересах, их цель — достижение общего блага, то есть общественные цели здесь преобладают.

Нормативные договоры содержат правила, регулирующие поведение не только (а иногда и не столько) непосредственных участников договора, но и иных субъектов. Поэтому такой договор не замыкается внутри системы договаривающихся сторон, а имеет и внешнее юридическое воздействие.

Многочисленность, неопределенность адресатов, то есть тех субъектов, на которых направлено юридическое действие договора.

Договорные нормы рассчитаны на длительное действие и многократное применение.

Существует особая, строго формальная процедура заключения нормативных договоров, а также специальный порядок рассмотрения споров и конфликтов, связанных с их исполнением (например, Конституционный Суд, специальные согласительные процедуры).

Изменения или отказ от выполнения договорных условий в одностороннем порядке не допускаются. Нормы о непреодолимой силе (форс-мажор) здесь неприменимы.

В отличие от индивидуальных договоров, содержание которых составляет коммерческую тайну, нормативный договор характеризует публичность, общедоступность договорных условий, иногда — официальное опубликование. В силу общеобязательности договорных условий оговорка о конфиденциальности здесь неприменима.

Нормативные договоры служат правовой базой для издания административных актов, заключения индивидуальных договоров, совершения иных юридически значимых действий. Это отличает их от договоров индивидуального характера, устанавливающих (изменяющих, прекращающих) конкретные правоотношения.

Примеры нормативных договоров: международные договоры; договоры между Российской Федерацией и субъектами РФ по разграничению полномочий и предметов ведения; некоторые межведомственные договоры; коллективные договоры.

45. Общепризнанные принципы и нормы международного права в правовой системе России.

Характерная черта современного международного права состоит в том, что осуществление им своих функций возможно лишь при все более тесном взаимодействии с внутренним правом государств. С другой стороны, нормальное функционирование национальных правовых систем зависит от взаимодействия с международным правом. Углубление взаимодействия международного ивнутригосударственного права носит характер объективной закономерности, которая отражает более общую закономерность — углубление взаимодействия национального общества с мировым сообществом. «Сегодня оно создает права и обязательства не только для государств, но и непосредственно для физических и юридических лиц, имеет прямое действие во внутригосударственной сфере».

Во имя обеспечения единства международного сообщества государства должны подчиняться установленному ими порядку, который является социально и политически необходимым. Это касается деятельности не только международной, но и внутригосударственной в той мере, в которой она затрагивает международные отношения.

«. Международное право представляет собой главную цитадель правопорядка. Международный правопорядок. оказывает непосредственное влияние на государственно-правовое регулирование».

Под влиянием международного права происходят важные изменения во внутреннем праве. Наиболее показательны в этом плане нормы о правах человека, образующие сердцевину конституций. Принимаются законы, призванные обеспечить реализацию международных норм. В качестве примера можно назвать российские законы о международных договорах, о международных и внешнеэкономических связях субъектов Федерации, о континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне.

Рост влияния международного права на право государств породил тенденцию к конституционализации международного права. Все большее число конституций содержат положения, посвященные международному праву и призванные обеспечить его реализацию. Более того, многие из них устанавливают приоритет международно-правовых норм.

Об углублении взаимодействия двух систем права, его характерных чертах и тенденциях развития свидетельствует, прежде всего, конституционное право, представляющее основу правовой системы государства.

В преамбуле Конституции РФ провозглашено, что многонациональный народ Российской Федерации сознает себя частью мирового сообщества. Одним из объективных факторов, характеризующих это сообщество, является взаимодействие в его рамках суверенных государств.

«Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Международные договоры Российской Федерации регулируют отношения России с зарубежными государствами и международными организациями. Они заключаются в соответствии с Конституцией и федеральными законами от имени Российской Федерации уполномоченными федеральными органами.

После официального признания, ратификации и одобрения международные договоры в установленном порядке приобретают обязательную силу на территории России.

В Федеральном законе «О международных договорах Российской Федерации», дано определение подобных договоров. Так, «международный договор Российской Федерации» означает международное соглашение, заключенное Россией и иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом.

«Взаимодействие международной и внутренних правовых систем осуществляется на всех уровнях, включая правосознание и организационно-правовые механизмы». Международное право оказывает существенное влияние на функционирование внутреннего права, на процесс принятия решений при создании и при применении права. Принимая решение, государственные органы учитывают его международные последствия. Нормы международного права нередко служат образцом для правового регулирования внутри страны и т.д.

Между тем современное общее, обычное право содержит все больше норм, имеющих прямое отношение к внутреннему праву. Достаточно напомнить об общепризнанных принципах и нормах о правах человека, которые обязательны для всех государств независимо от их участия в договорах о правах человека.

Общепризнанные принципы представляют собой разновидность норм международного права. Это его универсальные нормы. Они, как и иные общепризнанные нормы, имеют наиболее общую форму выражения и признаны всеми или абсолютным большинством государств в качестве обязательных. Более узкая группа общепризнанных принципов (норм) — основные принципы международного права. Это — нормы, отражающие коренные, фундаментальные интересы государств и народов. Они представляют собой нормативную основу всей системы международного права, служат его фундаментом. Одним из свойств основных принципов является также их взаимообусловленность, т.е. содержание каждого из них должно рассматриваться в контексте содержания других.

Высказывается мнение, будто преимущественной силой в правовой системе России обладают лишь договоры, а к общепризнанным принципам и нормам, существующим в форме обычая, это не относится.

С подобным мнением трудно согласиться. Правильнее иное понимание Конституции, что подтверждается и Конституционным Судом РФ.

«Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры России имеют преимущественную силу перед национальными законами. «.

Высокий статус придан международным нормам о правах человека и Конституцией России. Права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются «согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» (ч. 1 ст. 17).

В случае расхождения закона и иного нормативного акта с международным договором, в котором участвует Российская Федерация, или с общепризнанными нормами международного права применяются правила, установленные этими нормами или договором. Согласно статье 46 Конституции каждый вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод граждан, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Международные договоры являются существенным элементом стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами.

Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права — принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

Осуществление международно-правовых обязательств принято связывать с термином «имплементация», которая может иметь место как на межгосударственном, так и на внутригосударственном уровнях. Применительно к внутригосударственным отношениям, определенные вопросы которых относятся к предмету данной статьи, имплементация отражает обязанность государства посредством уполномоченных им органов предпринять все необходимые меры и действия по выполнению его международных обязательств. В то же время санкционирование внутригосударственным актом — Конституцией РФ — введения норм международного права во внутригосударственные отношения не ликвидирует значения этих норм как международно-правовых установлений, воплощенных, в частности, в международных договорах Российской Федерации.

«Войдя благодаря инкорпорации в систему российского национального права, они не теряют международно-правового качества, то есть остаются частью международно-правовой системы»[6]. В связи с этим на них распространяются положения права международных договоров относительно действия договоров во времени, в пространстве, применительно к наступлению определенных обстоятельств (разрыв дипломатических отношений, начало военных действий, ситуация, связанная с оговоркой о неизменных обстоятельствах, и т.д.). На инкорпорированный международный договор продолжают распространяться и те правила толкования, которые обычно применяются при толковании норм международного права.

Таким образом, международно-правовые нормы, введенные во внутригосударственную правовую систему, не меняют своего качества и продолжают также оставаться частью системы норм международного права. Однако процесс осуществления этих норм, порядок их имплементации регулируются в данном случае нормами внутригосударственного права, если иное не определено международным договором государства.

В то же время международное обязательство, согласованное с требованиями Конституции, создает благоприятные правовые условия для принятия решений, способствующих его имплементации. Важным фактором в этом процессе является опора правоприменителя на общепризнанные принципы и нормы международного права, которые, как уже отмечалось, наряду с международными договорами России являются составной частью ее правовой системы.

Примером использования Конституционным Судом международно-правовых актов, касающихся обеспечения права собственности, явилось дело о проверке конституционности Федерального закона от 15 апреля 1998г. «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации». «Правовые основания нахождения указанных культурных ценностей на территории России определены международно-правовыми актами, принятыми в период и после окончания Второй мировой войны и сохраняющими свое действие для возникших в силу этих актов имущественных отношений в настоящее время.

Конституционный Суд опирался и на один из основных и общепризнанных принципов международного права — принцип международно-правовой ответственности государства — агрессора за развязывание и ведение агрессивной войны, позволивший возложить после окончания войны на бывшие неприятельские государства обязательства по обычной и компенсаторной реституции культурных ценностей».

В деле о проверке конституционности положения п. 2 ст. 1070 ГК РФ, согласно которому вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу, Конституционный Суд оценил смысл положения рассматриваемого акта «исходя из его места в системе правовых актов, в том числе международных договоров Российской Федерации, которые согласно статье 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации».

Использование Конституционным Судом в своих решениях общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации способствует как их имплементации, так и совершенствованию действующего законодательства.

Международные отношения не сводятся только к отношениям между государствами как основными субъектами международного права. Политические партии, профсоюзные и иные общественные организации различных государств также активно сотрудничают между собой и принимают важные международные документы, оказывающие очевидное воздействие на внутригосударственную жизнь. Такие отношения условно принято называть международными политическими отношениями. Принимаемые в их рамках нормы, даже если они формально не трансформируются в нормы национального избирательного права, все-таки влияют на политические установки и документы, а, в конечном счете — на законодательные и подзаконные акты в области избирательного процесса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *