Что является целью административного наказания
КоАП РФ Статья 3.1. Цели административного наказания
1. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
2. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
Что является целью административного наказания
Административное наказание по своей сути является санкцией административно-правовой нормы, применяемой за нарушение предписания указанной нормы. Содержание административного наказания составляют определенные принудительные мероприятия, состоящие в обременении виновного дополнительными обязанностями либо ограничении его прав и свобод, влекущие неблагоприятные последствия для привлекаемого к административной ответственности. Сущность наказания – возмездие за неблагоприятное социальное поведение, имеющее своей целью предупреждение совершения новых правонарушений.
Исходя из этого, целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. При этом наказание не должно иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. Исследователи отмечают некоторую нелогичность данной формулировки: если запрет унижения достоинства лица, совершившего правонарушение, логичен и соответствует принципу гуманизма, то государственное и общественное осуждение должно с неизбежностью отражаться на деловой репутации юридического лица, в противном случае административная ответственность превращается в формальность, не выполняющую функции предотвращения совершения правонарушений.
Классификация административных наказаний
Глава 3 КоАП РФ установила следующие виды административных наказаний:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
5) административный арест;
6) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
7) дисквалификация;
8) административное приостановление деятельности;
9) обязательные работы;
10) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.
Указанные административные наказания можно разделить на следующие группы:
1- применяемые только как основное наказание: предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, за исключением права управления транспортным средством соответствующего вида, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности и обязательные работы;
2- применяемые в качестве как основного, так и дополнительного наказания: конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения;
3- применяемые только как дополнительное наказание: лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида.
За одно административное правонарушение может быть назначено либо только основное, либо основное и дополнительное административное наказание из предусмотренных статьей видов наказаний. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 14.16 Кодекса розничная продажа этилового спирта влечет наложение административного штрафа (основное наказание) с конфискацией этилового спирта (дополнительное наказание).
Все указанные виды наказаний могут быть применены к физическим лицам (например, административное приостановление деятельности возможно в отношении индивидуальных предпринимателей), но в отношении юридического лица могут применяться только предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения и административное приостановление деятельности.
Назначение семи из десяти предусмотренных КоАП РФ видов наказаний находится в исключительной юрисдикции судей: конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности, обязательные работы, административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения. Остальные могут назначаться как судьями, так и должностными лицами органов исполнительной власти.
1. Предупреждение
Оно назначается путем вынесения соответствующего письменного постановления и вручения или направления копии постановления лицу, привлеченному к административной ответственности, или его законному представителю. При малозначительности совершенного правонарушения возможно освободить лицо, его совершившее, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Однако устное замечание не относится к наказаниям и не влечет неблагоприятных правовых последствий.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. Кроме того, предупреждение может выноситься в случае, когда не предусмотрено санкцией конкретной статьи КоАП РФ, вместо административного штрафа в отношении индивидуальных предпринимателей и их работников.
При повторном совершении однородного административного правонарушения в течение года с момента вынесения административного наказания в виде предупреждения данное правонарушение будет являться обстоятельством, отягчающим ответственность за административное правонарушение.
Предупреждение следует отличать от замечания. Во-первых, факт вынесения предупреждения подразумевает признание лица виновным в совершении административного правонарушения и является актом привлечения к административной ответственности со всеми вытекающими правовыми последствиями. Во-вторых, в отличие от замечания, предупреждение может вынести только лицо (орган), уполномоченный принимать решения по делам об административных правонарушениях (орган административной юрисдикции). Предупреждение выносится в письменной форме. Последнее обстоятельство чрезвычайно важно, поскольку устное замечание представителя уполномоченного органа государственного управления не повлечет за собой юридических последствий в виде годового срока, в течение которого лицо считается привлеченным к административной ответственности, а следовательно, не будет учитываться в качестве отягчающего обстоятельства при назначении наказания за другое правонарушение.
2. Административный штраф
Законом установлено варианты расчета величины штрафа:
а) фиксированная сумма в рублях:
1- для граждан (по общему правилу) – в размере не более 5000 руб., но за конкретные составы правонарушений предельная величина выше (максимум – 500 тысяч рублей): так, за самовольное занятие земельного участка – до 10 тысяч рублей, за побои – до 30 тысяч рублей, за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия – до 300 тысяч рублей, за самовольную добычу янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней – до 500 тысяч рублей;
2- для должностных лиц (по общему правилу) – в размере не более 50 000 руб., но за конкретные составы правонарушений предельная величина выше (максимум – 1 млн рублей): так, за невыполнение мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров, — до 100 тысяч рублей, за совершение банком операций, проведение которых не допускается в соответствии с законодательством в сфере государственного оборонного заказа, — до 1 млн рублей;
3- для юридических лиц (по общему правилу) – в размере не более 1 млн рублей, но за конкретные составы правонарушений предельная величина выше (максимум – 60 млн рублей): так, за обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и биологически активных добавок — до 6 млн рублей, за оказание финансовой поддержки терроризму – до 60 млн рублей;
б) величина, кратная стоимости предмета административного правонарушения; сумме неуплаченных и подлежащих уплате налогов, сборов или таможенных пошлин; сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение; сумме выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года; кадастровой стоимости земельного участка; стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг; сумме ранее наложенного административного штрафа и т.п.
Размер административного штрафа не может быть менее 100 рублей, а за совершение административного правонарушения в области дорожного движения — менее 500 рублей (кроме предусмотренного законом двукратного уменьшения величины штрафа при его оплате не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа).
3. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения
Круг конфискуемых предметов: денежные средства, валютные ценности, этиловый спирт и алкогольная продукция, оружие, боеприпасы, орудия производства, сырье, изготовленная продукция, несертифицированные средства связи, контрафактная печатная продукция, транспортные средства, суда, летательные аппараты и др.
У граждан, чье существование и доходы полностью или в основном связаны с охотой и рыболовством, для которых охота или рыболовство — основной законный источник средств к существованию, нельзя конфисковать охотничье оружие, боевые припасы и другие дозволенные орудия охоты или рыболовства.
Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения: подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику; изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.
4. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу
В Особенной части КоАП РФ предусмотрено лишение: права охоты; права на управление транспортным средством, самоходной машиной или другими видами техники; права на управление воздушным судном; права на управление судном на морском, внутреннем водном транспорте, маломерным судном; права на управление автомототранспортными средствами. Лишение специального права устанавливается лишь за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом.
Срок лишения специального права – от 1 месяца до 3 лет.
Граждан, для которых охота — основной законный источник средств к существованию, нельзя лишить права охоты (кроме случаев осуществления охоты с нарушением установленных сроков охоты либо охоты недопустимыми для использования орудиями или способами). Также нельзя лишить права управления транспортным средством инвалида (кроме ряда правонарушений в области дорожного движения, например, управления транспортным средством в состоянии опьянения).
5. Административный арест
КоАП РФ устанавливает возможность назначения административного ареста за совершение 10 видов административных правонарушений (оставление водителем места дорожно-транспортного происшествия; неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы; мелкое хулиганство и др.).
Административный арест устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах – до 30 суток.
Арестованные содержатся под стражей в специальных приемниках органов внутренних дел для лиц, арестованных в административном порядке.
В КоАП, наряду с административным арестом всегда предусмотрена альтернативная мера наказания, как правило, административный штраф в повышенном размере. Административный арест подразумевается как исключительное наказание за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии РФ, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.
6. Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства
Это наказание применяется только к иностранным гражданам и лицам без гражданства (кроме военнослужащих-иностранных граждан) за нарушение режима Государственной границы РФ, нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в РФ, нарушение иммиграционных правил.
Судья вправе применить к лицам, подлежащим выдворению, содержание в специальном учреждении для помещения иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы РФ.
Административное наказание в виде контролируемого самостоятельного выезда из РФ может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае осуществления административного выдворения за пределы РФ за счет средств таких иностранного гражданина или лица без гражданства либо за счет средств пригласившего их органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый гражданин.
7. Дисквалификация
Дисквалификация устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет.
Дисквалификация применяется за нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение; фиктивное или преднамеренное банкротство; ненадлежащее управление юридическим лицом и т.п. Административное наказание в виде дисквалификации назначается только судьей.
8. Административное приостановление деятельности
Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и т.п.
Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток и исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Помимо судей, за правонарушение в части грубого нарушения требований промышленной безопасности административное приостановление деятельности назначается должностными лицами, указанными в КоАП. Оно применяется в тех случаях, когда менее строгое административное наказание не сможет обеспечить достижение цели наказания.
9. Обязательные работы
Обязательные работы устанавливаются на срок от 20 до 200 часов и отбываются не более 4 часов в день.
Максимальное время обязательных работ может быть увеличено до 8 часов в день.
Обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, войск национальной гвардии РФ, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.
10. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения
Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения устанавливается на срок от 6 месяцев до 7 лет.
Нормативные акты и литература
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
2. Братановский С. Н. Административное право : учебник. Особенная часть / С. Н. Братановский. Москва : Директ-Медиа, 2013. 502 с.
3. Панфилов А. А. Административное выдворение как специальный вид административного наказания // Правопорядок: история, теория, практика. 2020. № 2 (25). С 39-43.
4. Сафарянов И. Ф. Штраф как вид административного наказания // Евразийская адвокатура. 2016. № 4 (23). С. 98-100.
5. Тимошенко И. В. Административный арест в общей системе административных наказаний // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2015. № 2 (22). С. 43-47.
31. Понятие, цели и основания назначения административного наказания.
Административное наказание – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Цели административного наказания:
1) специальное предупреждение (предупреждение совершения административных правонарушений самим правонарушителем);
2) общее предупреждение (предупреждение совершения административных правонарушений другими лицами).
Основания назначения :
Наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за конкретное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие ее.
В случае назначения административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, его имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
В случае совершения административного правонарушения в области дорожного движения и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств наказание назначается в виде административного штрафа. При этом размер штрафа должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ [45. Ст. 4.1].
32. Система и виды административных наказаний.
Система административных наказаний:
определяется Кодексом РФ об административных правонарушениях;
включает в себя различные по характеру, тяжести и последствиям меры, позволяющие учесть при назначении наказания личность нарушителя, его имущественное положение, значимость общественных отношений, которые являются объектом правонарушения, обстоятельства совершения деяния, степень вредности правонарушения;
административные наказания применяются ко всем физическим лицам;
в отношении юридических лиц законодательством Российской Федерации предусмотрены ограничения в выборе административных наказаний, которые могут быть применены к ним. Чаще всего за совершение административных правонарушений применяется административный штраф, значительно реже — предупреждение, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения и конфискация орудия совершения или предмета административного взыскания.
Виды административных наказаний :
2) административный штраф;
3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
5) административный арест;
6) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
8) административное приостановление деятельности;
9) обязательные работы;
10) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.
Цели и задачи административного наказания
Статья 3.1 КоАП РФ. Цели административного наказания
1. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
2. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
Комментарии к ст. 3.1 КОАП РФ
1. Административное наказание — это мера ответственности, применяемая за совершение административного правонарушения. Комментируемая статья ввела новый термин «административные наказания» взамен ранее существовавшего «административные взыскания». Теперь наименованием «административные наказания» охватываются все установленные настоящим Кодексом меры административной ответственности. Смена терминов была обусловлена тем, что любая мера ответственности обязательно содержит в себе какие-то ограничения или лишение прав и свобод субъекта, привлекаемого к ответственности. Эти ограничения прав составляют содержание наказания как адекватной реакции государства на совершенное правонарушение.
2. В комментируемой статье подчеркивается государственный характер принудительных мер, являющихся мерами административной ответственности. Именно через применение административных наказаний дается публично-правовая отрицательная оценка государством совершенного административного правонарушения. Эти меры могут быть установлены только законом — актом высшей юридической силы, принимаемым законодательным (представительным) органом государственной власти.
3. Предписания статьи обращены как к законодателю, так и к правоприменителю. Устанавливая ответственность за конкретное административное правонарушение, законодатель обязан исходить из определенных КоАП РФ целей административного наказания. В свою очередь судья, орган, должностное лицо, полномочные рассматривать дела об административных правонарушениях и обращать к исполнению наложенные наказания, при назначении и исполнении административных наказаний должны руководствоваться установками Кодекса о природе административного наказания и его целях.
4. По своей правовой природе административными наказаниями являются лишь те меры административного принуждения, которые предусмотрены в ст. ст. 3.2 — 3.12 гл. 3 разд. I настоящего Кодекса. Зафиксированные в гл. 27 Кодекса меры административного принуждения, применяемые в связи с административными правонарушениями, административными наказаниями не являются (например, административное задержание (ст. 27.3), личный досмотр и досмотр вещей (ст. 27.7), изъятие вещей и документов (ст. 27.10), отстранение от управления транспортным средством (ст. 27.12), задержание и запрещение эксплуатации транспортного средства (ст. 27.13) и другие меры обеспечения производства по делу об административных правонарушениях).
5. Содержанием целей административных наказаний по данной статье является соблюдение установленного правопорядка и обеспечение правомерного поведения граждан и юридических лиц. С помощью административных наказаний осуществляются цели общего и специального предупреждения правонарушений (общая и частная превенция).
Общее предупреждение заключается в том, что наказание конкретному правонарушителю назначается также и для того, чтобы другие лица не совершали правонарушений. Общепредупредительный характер имеет само наличие закона, содержащего меру административной ответственности за возможное нарушение установленных государством правил.
Специальное предупреждение характеризуется тем, что административное наказание, воздействуя на конкретного правонарушителя, побуждает его не совершать новых правонарушений.
6. В ч. 2 данной статьи находит свое проявление принцип гуманизма законодательства об административных правонарушениях. Административное наказание к физическому лицу должно применяться в пределах цивилизованных стандартов, не должно иметь целью унижение человеческого достоинства и причинение человеку физических страданий. Эти установки соответствуют положениям Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., и Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, вступившей в силу в 1987 г., а также Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Административное наказание, применяемое в отношении юридического лица, не должно иметь целью нанесение вреда его деловой репутации.
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЗНАЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»
В статье рассматриваются некоторые аспекты теоретических воззрений на административное наказание . Анализируется понятие административного наказания как меры ответственности за административное правонарушение , его сущность и задачи. Выявляется ряд актуальных проблем в сфере правового регулирования системы административных наказаний , вызывающих затруднения в правильном выборе и назначении административных наказаний . Обращается внимание на отсутствие у законодателя единого подхода к установлению системы административных наказаний в части их альтернативности или безальтернативности. Показана несоразмерность некоторых санкций с характером совершенного правонарушения , наличие значительного разрыва между нижним и верхним пределами наказаний в альтернативных санкциях , существенная разница в санкциях , применяемых по отношению к разным субъектам одного и того же правонарушения . В результате совершение более общественно опасного деяния на практике влечет назначение менее сурового наказания, что не отвечает целям превенции . Отмечается, что в некоторых случаях при решении вопроса о назначении административного наказания юрисдикционные органы не учитывают наличие смягчающих или отягчающих обстоятельств. Вносятся некоторые предложения по совершенствованию действующего законодательства об административных правонарушениях . В частности, по мнению автора, следует соотнести все административные правонарушения между собой по степени общественной опасности и, исходя из этого, ввести систему наказания за них. Предлагается также ужесточить ответственность в отношении физических лиц, так как сумма штрафа в отношении физических и юридических лиц в ряде случаев разнится в 50 раз. При этом обосновывается необходимость привлечения населения к разработке законодательных инициатив в данной сфере.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мещерякова А. Ф.
Особенности назначения административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений
Усиление эффективности борьбы с дорожной преступностью путем совершенствования системы наказаний за дорожно-транспортные правнарушения
ADMINISTRATIVE PUNISHMENTS: THEORETICAL AND LEGAL CHARACTERISTICS AND SOME PROBLEMS OF THEIR INflICTION
The paper examines some aspects of theoretical views on administrative punishment. The author analyzes the concept of administrative punishment as a measure of responsibility for an administrative offense, its essence and objectives. The study highlights a number of topical problems in the field of legal regulation of the system of administrative punishments that cause difficulties in the correct choice and appointment of administrative punishments. Attention is drawn to the lack of a unified approach for the legislator to establish a system of administrative penalties in terms of their alternative or non-alternative nature. It is shown that some sanctions are incompatible with the nature of the offense; there is a significant gap between the lower and upper limits of penalties in alternative sanctions, a significant difference exists in the sanctions applied to different subjects of the same offense. As a result, the commission of a more socially dangerous act in practice entails infliction of a less severe punishment, which does not meet the goals of prevention. It is noted that in some cases, when deciding on the infliction of an administrative penalty, jurisdictional authorities do not take into account mitigating or aggravating circumstances. Some proposals are made to improve the current legislation on administrative offenses. In particular, the author suggests that it is necessary to correlate all administrative offenses with each other according to the degree of public danger and, on this basis, introduce a system of punishment for administrative offences. It is also proposed to toughen the liability in relation to individuals, since the amount of the fine in relation to individuals and legal entities in some cases differs 50 times. At the same time, the author substantiates the necessity of involving the population in the development of legislative initiatives in this area.
Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЗНАЧЕНИЯ»
ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО JUS PUBLICUM
Административные наказания: теоретико-правовая характеристика и некоторые проблемы назначения
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые аспекты теоретических воззрений на административное наказание. Анализируется понятие административного наказания как меры ответственности за административное правонарушение, его сущность и задачи. Выявляется ряд актуальных проблем в сфере правового регулирования системы административных наказаний, вызывающих затруднения в правильном выборе и назначении административных наказаний. Обращается внимание на отсутствие у законодателя единого подхода к установлению системы административных наказаний в части их альтернативности или безальтернативности. Показана несоразмерность некоторых санкций с характером совершенного правонарушения, наличие значительного разрыва между нижним и верхним пределами наказаний в альтернативных санкциях, существенная разница в санкциях, применяемых по отношению к разным субъектам одного и того же правонарушения. В результате совершение более общественно опасного деяния на практике влечет назначение менее сурового наказания, что не отвечает целям превенции. Отмечается, что в некоторых случаях при решении вопроса о назначении административного наказания юрисдикци-онные органы не учитывают наличие смягчающих или отягчающих обстоятельств. Вносятся некоторые предложения по совершенствованию действующего законодательства об административных правонарушениях. В частности, по мнению автора, следует соотнести все административные правонарушения между собой по степени общественной опасности и, исходя из этого, ввести систему наказания за них. Предлагается также ужесточить ответственность в отношении физических лиц, так как сумма штрафа в отношении физических и юридических лиц в ряде случаев разнится в 50 раз. При этом обосновывается необходимость привлечения населения к разработке законодательных инициатив в данной сфере. Ключевые слова: административное наказание; ответственность; административное принуждение; правонарушение; административное законодательство; проблемы назначения наказания; санкция; превенция.
Для цитирования: Мещерякова А. Ф. Административные наказания: теоретико-правовая характеристика и некоторые проблемы назначения // Lex russica. — 2021. — Т. 74. — № 12. — С. 58-65. — DOI: 10.17803/1729-5920.2021.181.12.058-065.
Administrative Punishments: Theoretical and Legal Characteristics and Some Problems of Their Infliction
Anna F. Meshcheryakova, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Department of Justice, Law Institute
of Penza State University
ul. Krasnaya, d. 40, Penza, Russia, 440026
Abstract. The paper examines some aspects of theoretical views on administrative punishment. The author analyzes the concept of administrative punishment as a measure of responsibility for an administrative offense, its essence and objectives. The study highlights a number of topical problems in the field of legal regulation
© Мещерякова А. Ф., 2021
* Мещерякова Анна Федоровна, кандидат юридических наук, доцент кафедры правосудия Юридического института Пензенского государственного университета Красная ул., д. 40, г. Пенза, Россия, 440026 [email protected]
of the system of administrative punishments that cause difficulties in the correct choice and appointment of administrative punishments. Attention is drawn to the lack of a unified approach for the legislator to establish a system of administrative penalties in terms of their alternative or non-alternative nature. It is shown that some sanctions are incompatible with the nature of the offense; there is a significant gap between the lower and upper limits of penalties in alternative sanctions, a significant difference exists in the sanctions applied to different subjects of the same offense. As a result, the commission of a more socially dangerous act in practice entails infliction of a less severe punishment, which does not meet the goals of prevention. It is noted that in some cases, when deciding on the infliction of an administrative penalty, jurisdictional authorities do not take into account mitigating or aggravating circumstances. Some proposals are made to improve the current legislation on administrative offenses. In particular, the author suggests that it is necessary to correlate all administrative offenses with each other according to the degree of public danger and, on this basis, introduce a system of punishment for administrative offences. It is also proposed to toughen the liability in relation to individuals, since the amount of the fine in relation to individuals and legal entities in some cases differs 50 times. At the same time, the author substantiates the necessity of involving the population in the development of legislative initiatives in this area.
Keywords: administrative punishment; responsibility; administrative coercion; offense; administrative legislation; problems of sentencing; sanction; prevention.
Cite as: Meshcheryakova AF. Administrativnye nakazaniya: teoretiko-pravovaya kharakteristika i nekotorye problemy naznacheniya [Administrative Punishments: Theoretical and Legal Characteristics and Some Problems of Their Infliction]. Lex russica. 2021;74(12):58-65. DOI: 10.17803/1729-5920.2021.181.12.058-065 (In Russ., abstract in Eng.).
Ежегодно в России совершаются тысячи административных правонарушений, за которые наступает ответственность. Только число зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий, за которые последовало административное наказание, в 2020 г. составило 145 073 случая, а в 2019 г. — 164 3581. Средства, полученные от уплаты штрафов за административные правонарушения, ежегодно пополняют бюджеты разных уровней в России. По мнению некоторых специалистов, в России сформировалась так называемая штрафная экономика, которая за годы кризиса и многочисленных санкций принесла в четыре раза больше денежных средств, чем налоговые отчисления2. Так, например, в 2020 г. за нарушения правил дорожного движения в бюджеты регионов поступило 117 млрд руб.3, что свидетельствует о существенной зависимости бюджета от штрафов за административные правонарушения. Суммы, полученные от перечисления административных штрафов, в дальнейшем используются госу-
дарством для выполнения своих целей, задач и функций.
Институт административной ответственности является наиболее обширным и проблемным во всей отрасли административного права. Следует отметить, что на сегодняшний день проделана значительная и плодотворная работа по исследованию данного института, но остается еще много нерешенных и дискуссионных вопросов, в частности связанных с назначением и исполнением административных наказаний. Перед исследованием данных аспектов представляется необходимым кратко рассмотреть ряд теоретических положений, касающихся существа административной ответственности и административного наказания.
Административная ответственность — это юридическая ответственность, наступающая вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом требований норм административного законодательства. Ее сущность состоит в предусмотренной законодательством
Статистика ДТП в России за 2019, 2020 годы и прошлые периоды // URL: https://rosinfostat.ru/dtp/ (дата обращения: 09.05.2021) ; Статистика ДТП в России за январь — декабрь 2020 года // URL: https://1gai. ru/526693-statistika-dtp-v-Rossii-za-janvar-dekabr-2020-goda.html (дата обращения: 10.05.2021). Соболь Т. С., Горбушина В. А. Актуальные аспекты совершенствования порядка привлечения граждан к административной ответственности в России // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 2, Юридические науки. 2019. № 3 (21). С. 38-42. DOI: 10.21777/2587-9472-2019-3-38-42. Сумма штрафов за нарушения ПДД в 2020 году выросла на 10 % // URL: https://news.drom.ru/82828.html (дата обращения: 09.05.2021).
об административных правонарушениях обязанности правонарушителя дать отчет о своих виновных, неправомерных действиях (или бездействии) и в надлежащих случаях понести административное наказание, назначаемое органами административной юрисдикции4.
Административное наказание представляет собой меру ответственности за совершение какого-либо административного правонарушения и применяется для предупреждения совершения других правонарушений как этим же правонарушителем, так и другими людьми5. По сути, оно является специальным фактором предупреждения правонарушений, так как посредством применения или угрозы применения санкции, предусмотренной административным законодательством, потенциальным правонарушителям и лицам, привлекаемым к административной ответственности, удается объяснить, что за неправомерные действия обязательно последует справедливое наказание.
При этом важно понимать, что далеко не все меры административного принуждения будут видами административного наказания, например запрет на эксплуатацию транспортных средств, которые не отвечают установленным требованиям по техническому состоянию, не будет административным наказанием, так как при устранении данной неисправности водитель может управлять транспортным средством.
То же самое касается отстранения от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных организаций из-за того, что они ненадлежащим образом исполняли свои обязанности. Что характерно, отзыв лицензии юридического лица, а также ряд других принудительных действий, которые регламентируются различными федеральными законами и подзаконными нормативными актами и применяются в административном порядке, тоже далеко не всегда являются административным наказанием.
При назначении административного наказания виновное лицо получает правовой урон, его правовое положение временно ухудшает-
ся, появляются дополнительные обязанности, а права ограничиваются. Административное наказание создает особое состояние виновности для лица, которое будет прекращено, если данным лицом в течение одного года не совершится другого административного правонарушения. Фактически административное наказание является отрицательной оценкой государством совершения каких-либо действий, которые запрещены действующим законодательством.
Задача административного наказания — это формирование у правонарушителя уважения к правопорядку и закону с целью его воздержания от совершения дальнейших правонарушений. Если смотреть шире, то при качественном исполнении административных наказаний будет идти процесс предупреждения большого количества преступлений, так как при предупреждении правонарушений процесс превен-тивности преступных деяний в дальнейшем идет автоматически6.
Говоря об общем предупреждении правонарушений, отметим, что субъектами данного типа деятельности в первую очередь выступают лица, которые еще не совершили противоправных действий, однако являются потенциальными правонарушителями. Благодаря психологическому воздействию на каждого человека, неотвратимость наказания дает возможность уменьшить количество правонарушений со стороны лиц, которые пока еще их не совершали. Для этого очень важно проводить информационную работу с населением, чтобы каждый человек понимал, что за совершение правонарушения его будет ждать наказание.
Частное предупреждение правонарушений подразумевает недопущение совершения правонарушений со стороны лиц, которые уже совершали противоправные деяния, путем привлечения их к административной ответственности. В данном случае в отношении виновного лица применяется административное наказание для устрашения: например, если водитель-нарушитель лишается права на управление транспортным средством, то риск совершения
4 Актуальные проблемы административного права и процесса : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / М. В. Костенников [и др.]. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Юнити-Дана, 2020. С. 240.
5 Административно-процессуальное право России : учебник для вузов : в 2 ч. / А. Б. Зеленцов, П. И. Кононов, А. И. Стахов. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2020. Ч. 1. С. 44.
6 Селезнев В. А. Исполнение отдельных видов административных наказаний // Журнал российского права. 2016. № 2. С. 95. DOI 10.12737/17648.
им дорожно-транспортного происшествия становится меньше.
Полноценное достижение цели частного предупреждения возможно только благодаря исполнению административного наказания независимо от статуса виновного, его имущественного положения. Только тогда можно в действительности уменьшить или не допустить совершение новых административных правонарушений, так как неотвратимость наказания является сильной мотивацией для правомерного поведения.
Следует отметить, что в настоящее время в отношении административных наказаний, которые применяются в России, существует ряд проблем, которые следует решить, так как они крайне отрицательно влияют на снижение количества правонарушений, да и в принципе — на доверие населения к власти.
Наиболее актуальные проблемы проявляются при назначении административных наказаний. Любое наказание, согласно нормам права, должно быть индивидуализированным, в отношении каждого лица должно применяться наказание, соразмерное с его деянием7. Однако на практике, учитывая альтернативу санкций в большинстве статей КоАП РФ, возникает почва для коррупционной составляющей либо для недовольства населения выбранным наказанием в отношении того или иного лица, что может привести к общественному резонансу, а также подрыву доверия к власти и государству.
В то же время по ряду правонарушений, регламентированных КоАП РФ, отсутствует альтернатива санкции и индивидуализация наказания, что опять же является негуманным отношением к населению, к виновным в правонарушении в частности.
В связи с этим возникает еще одна проблема — несистемность действующих норм, регламентирующих административные наказания. Если законодатель избирает путь альтернативы санкций, чтобы придерживаться индивидуализации наказания, то данная система должна прослеживаться во всех санкциях, если же избирается путь четко фиксированных санкций, где альтернативы просто нет, то опять же надо придерживаться этого пути. Смешение данных направлений в одно не приведет к позитивному результату и полноценной реализа-
ции существующих норм в том виде, в котором это планировалось при написании КоАП РФ.
Еще одной проблемой, выходящей из без-альтернативности наказания по ряду статей КоАП РФ, является неприменение в определенных случаях смягчающих и отягчающих обстоятельств, регламентированных статьями 4.2 и 4.3 КоАП РФ. Хотя очевидно, что смягчающие и отягчающие обстоятельства являются важным элементом индивидуализации законодательства, санкции в данных случаях будут одинаковы, что, на наш взгляд, неправильно.
Рассмотрим пример, когда лицо, не являясь инвалидом, периодически парковало автомобиль в месте, отведенном для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов, за что неоднократно подвергалось административному наказанию. Данное правонарушение регламентируется частью 2 ст. 12.19 КоАП РФ, а отягчающее обстоятельство указано в п. 2 ч. 2 ст. 4.3 КоАП РФ. В то же время на данное место хотел заехать инвалид, а других мест на парковке не было. Когда инвалид попросил лицо, припарковавшее автомобиль, уступить ему место, он получил отказ в грубой форме.
Однако если бы на данное место заехала беременная женщина на последних месяцах беременности, которая совершила данное деяние впервые в связи с тем, что на парковке мест не было, а от соседней парковки идти довольно далеко до необходимого места, то это было бы смягчающее обстоятельство, установленное в п. 10 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ.
Согласно действующему законодательству, как в первом, так и во втором случае лица, совершившие данные правонарушения, будут нести равную ответственность, они оба будут подвергнуты административному штрафу в размере 5 000 руб., согласно санкции, указанной в ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ. Несмотря на то, что общественная опасность этих двух правонарушений совершенно разная, административное наказание будет одинаковым, что несправедливо.
Также проблемой, связанной с назначением административных наказаний, является несоразмерность некоторых наказаний со сходными санкциями, к примеру санкции ст. 12.3 КоАП РФ — управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами до-
7 Антонова Л. Б. Проблемы назначения административных наказаний // Вестник Воронежского института МВД России. 2015. № 2. С. 77.
рожного движения. Так, за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство, вменяется наложение административного штрафа в размере 500 руб. В то же время передача управления транспортным средством лицу, не имеющему при себе документов на право управления им, влечет наложение административного штрафа в размере 3 000 руб. По сути, общественная опасность данных деяний одинакова. В первом случае человек забывает свидетельство на управление транспортным средством, во втором случае передает автомобиль другому лицу, которое, допустим, также забыло водительское удостоверение. Несмотря на равную общественную опасность деяний, размер санкций будет различаться в шесть раз.
Была бы уместна норма, регламентирующая передачу управления транспортным средством лицу, которое не имеет водительского удостоверения в принципе. В данном случае общественная опасть этих двух правонарушений действительно будет разная, учитывая опасность для окружающих водителя людей, если тот не умеет управлять транспортным средством. Но это не регламентировано четко в действующем КоАП РФ, в связи с чем возникает очевидная правовая несправедливость, несоразмерность наказаний, обусловленная различной степенью общественной опасности деяний.
В то же время за ряд правонарушений, которые представляют куда большую общественную опасность, предполагается гораздо более мягкая санкция, например за управление транспортным средством с заведомо неисправной тормозной системой на виновное лицо будет наложен административный штраф в размере 500 руб. согласно ч. 2 ст. 12.5 КоАП РФ.
Общественная опасность, которую представляет собой передача управления транспортного средства водителю, у которого нет с собой водительского удостоверения, но при этом возможен 20-летний водительский стаж, и управление транспортным средством с заведомо неисправной тормозной системой, абсолютно несоразмерна. Хотя санкции будут различаться опять же в шесть раз в пользу состава правонарушения по управлению транспортным средством с заведомо неисправной тормозной системой.
Примером несоразмерности наказания также является часть 4.1 ст. 12.5 КоАП РФ — управление транспортным средством, на котором не-
законно установлен опознавательный фонарь легкового такси; ответственность за данное деяние предусмотрена в размере 5 000 руб. В то же время за значительное превышение скоростного режима более чем на 40 и 60 км/ч. частями 3 и 4 ст. 12.9 КоАП РФ предусмотрены административные штрафы от 1 000 до 1 500 руб., а также от 2 000 до 2 500 руб.
В первом случае субъектом правонарушения будет лицо, которое решило подзаработать без лицензии таксиста и установило фонарь легкового такси, во втором же случае субъект — это лицо, которое в два раза превышает скоростной лимит, притом, что в черте города максимально допустимая скорость — 60 км/ч. Естественно, на такой скорости иметь полный контроль за транспортным средством водитель не сможет, чем создает существенную опасность для жизни и здоровья и других водителей, и пешеходов. Разница между наказаниями в этих случаях — более чем двукратная, хотя общественная опасность, опять же, совершенно разная.
Еще одной существенной проблемой, возникающей при назначении административных наказаний за совершение правонарушений, является очень сильный разброс санкций между двумя альтернативными. Например, если водитель совершил дорожно-транспортное происшествие и скрылся с места ДТП, то согласно ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ санкцией может быть как лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет, так и административный арест на срок до 15 суток. Лишение права управления транспортным средством от года до полутора лет по степени тяжести не идет ни в какое сравнение с административным арестом на срок до 15 суток, особенно учитывая тот факт, что указание «до пятнадцати суток» подразумевает санкцию в виде административного ареста и на сутки-двое, что, на наш взгляд, является крайне легким видом наказания для лица, которое скрылось с места дорожно-транспортного происшествия. В связи с сильной разницей между альтернативными санкциями возникает поле для коррупционных проявлений, что представляет опасность для государства.
Аналогичная ситуация имеет место и при нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого вреда здоровью потерпевшего. За совершение данного правонарушения предусмотрен штраф в размере от 2 500 до 5 000 руб. либо лишение права управ-
ления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет. Соотнести данные санкции по своей тяжести нельзя в принципе, хотя они и используются как альтернативные.
Еще одной проблемой при назначении административных наказаний является существенная разница между санкциями для разных субъектов правонарушений. Санкция, применяемая в отношении физического лица, классово ниже, чем аналогичная санкция, применяемая в отношении должностного лица и тем более юридического лица, в то же время любой работодатель, которого поймали за правонарушение, будет договариваться с сотрудником, чтобы тот взял вину на себя, а штраф работодатель оплатит сам, лишь бы сотрудник его «не сдавал».
Примером может служить правонарушение, которое регламентируется частью 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ, — розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния. По данной норме в отношении физических лиц, фактически продавцов, применяется наложение административного штрафа в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб., на должностных лиц — от 100 тыс. до 200 тыс. руб., на юридических лиц — от 300 тыс. до 500 тыс. руб. Как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев удается привлечь к ответственности лишь продавцов, которые признают свою вину, им выписывается штраф, который они своевременно уплачивают. Хотя на самом деле зачастую руководитель организации в курсе данных правонарушений, которые осуществляют его сотрудники, либо дает им указание, чтобы сотрудники продавали алкоголь всем, даже детям, с целью получения максимальной прибыли. Но сотрудник берет ответственность на себя, чтобы сохранить рабочее место, работодатель остается в стороне, и наступившая ответственность получается куда более мягкой для него.
Рассматривая региональное законодательство, например Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях8, видим ту же самую ситуацию в ч. 2 ст. 2.4 — розничная продажа безалкогольных тонизирующих напитков несовершеннолетним в детских, образовательных и медицинских организациях. Стоит отметить, что за совершение данного правона-
рушения физическое лицо понесет ответственность в виде наложения штрафа в размере от 2 000 до 4 000 руб., должностное лицо — от 20 000 до 40 000 руб., юридическое лицо — от 100 000 до 200 000 руб. Разница между штрафом для продавца и юридического лица более чем 50-кратная, а учитывая договоренность между хозяином организации и продавцом, следует сделать вывод о фактическом значительном резонансе данной санкции.
Таким образом, действующая система назначения административных наказаний требует существенной модернизации, так как актуальным является ряд юридически значимых проблем. В частности, остро стоит вопрос о соразмерности санкций за различные правонарушения между субъектами административного права с учетом их общественной опасности. Также проблемой является значительная разница между альтернативными видами административных наказаний, которые указаны в санкциях статей КоАП РФ, что создает благоприятную среду для коррупции. Серьезную проблему представляет также разница наказаний для физических, должностных и юридических лиц.
Для решения проблем, связанных с реализацией административных наказаний, которые были обозначены ранее, а также других проблем предлагается законодателю обратить большее внимание на модернизацию КоАП РФ, в который почти за 20 лет его существования поправки вносились 262 раза (последняя редакция от 30 апреля 2021 г.). Помимо количественного показателя работы законодателя, требуется улучшение качества, чтобы каждая внесенная поправка максимально улучшала текущее положение действующего законодательства в области административных правонарушений, а не оставляла всё как есть, с изменением нескольких терминов.
Для этого требуется привлечение большего количества опытных юристов-правоведов, так как именно эти люди имеют наибольший опыт работы в данной сфере, а следовательно, знают текущие ошибки и проблемы.
Для улучшения качественного состава норм КоАП РФ и решения проблем, связанных с реализацией административных наказаний, предлагается привлечь широкие массы населения для выявления этих проблем и их последующего освещения, чтобы законодатель четко
8 Закон Пензенской области от 02.04.2008 № 1506-ЗП0 «Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях» // Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области. 2008. № 4 (78) (ч. 1).
знал, какие нормы максимально затрагивают права населения. С этой целью предлагается всем неравнодушным гражданам разрабатывать предложения по модернизации норм КоАП РФ, далее — объединяться в группы для сбора подписей в поддержку этих инициатив и, в случае сбора необходимого количества подписей, передавать их в законодательные органы власти Российской Федерации для ознакомления и принятия решения по ним с обязательным ответом инициативным группам. Сейчас данный механизм реализуется на базе сайтов «петиция-президенту.рф» и change.org, однако вовлеченность населения в этот процесс крайне низкая.
Рассматривая решение проблем, связанных непосредственно с реализацией административных наказаний, требуется выбрать путь, по которому будут вноситься изменения и строиться новые санкции в статьях КоАП РФ, они являются альтернативными либо безальтернативными. На данный момент используются санкции этих представленных видов, что создает определенные коллизии, так как если есть альтернатива наказания, то идет индивидуализация наказания для каждого отдельного лица, если же индивидуализации нет, то все санкции должны быть с единственным административным наказанием. В нынешнее время этот момент требует доработки. Предлагается ввести безальтернативное наказание за совершение административных правонарушений, так как это значительно снизит коррупционные преступления, которые происходят в связи с принятием решения должностным лицом о назначении альтернативного наказания.
В то же время следует установить пределы и границы действия смягчающих и отягчающих обстоятельств, так как на данный момент в безальтернативных санкциях эти обстоятельства просто не учитываются, что, по сути, является нарушением. Поэтому предлагается ввести норму, согласно которой при наличии смягчающих обстоятельств лицо будет нести половину наказания, т.е. в случае наложения административного штрафа и при наличии смягчающих обстоятельств лицо будет уплачивать 50 % от суммы, указанной в санкции статьи. При наличии отягчающих обстоятельств сумма штрафа будет увеличена на 50 %. Это же касается и других видов административных наказаний, только
применяться вышеуказанное должно к сроку, предусмотренному санкциями.
Благодаря такой дифференциации в рамках безальтернативных санкций за административные правонарушения удастся дифференцировать лиц по наличию смягчающих и отягчающих обстоятельств, но в то же время уберется поле для распространения коррупции.
Отмена альтернативности санкций особенно актуальна для составов правонарушений, за совершение которых предусмотрены санкции, которые существенно различаются по степени тяжести ответственности, например штраф и лишение права управлять транспортным средством. В данном случае приоритет стоит отдавать лишению права управления транспортным средством для устрашения потенциальных правонарушителей, так как действующие нормы зачастую очень лояльны к лицам, нарушившим КоАП РФ.
Помимо прочего, следует соотнести все административные правонарушения между собой по степени общественной опасности и, исходя из этого, ввести систему наказания за них. Положительным примером может являться УК РФ, который делит все преступления на четыре основные категории, санкции которых непосредственно определяют эти категории в зависимости от общественной опасности деяния.
Предлагается также ужесточить ответственность в отношении физических лиц в санкциях КоАП РФ, так как сумма штрафа в отношении физических и юридических лиц в ряде случаев разнится в 50 раз. С целью недопущения такого разрыва предлагается существенно увеличить суммы штрафов для физических лиц, так как юридическому лицу куда проще договориться, чтобы физическое лицо взяло ответственность на себя, и в последующем оплатить этот штраф, так как в таком случае юридическое лицо сэкономит значительную сумму денег.
В заключение отметим, что время не стоит на месте, всё постоянно меняется, законодательство при этом также должно меняться, чтобы идти в ногу со временем и не терять своей актуальности. В общем, административное наказание является незаменимым элементом при построении правового государства для поддержания правопорядка в стране, поэтому от качества данных норм зависит очень многое.
1. Актуальные проблемы административного права и процесса : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / М. В. Костенников [и др.]. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Юнити-Дана, 2020. — 479 с.
2. Антонова Л. Б. Проблемы назначения административных наказаний // Вестник Воронежского института МВД России. — 2015. — № 2. — С. 75-78.
3. Административно-процессуальное право России : учебник для вузов : в 2 ч. Ч. 1 / А. Б. Зеленцов, П. И. Кононов, А. И. Стахов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2020. — 311 с.
4. Селезнев В. А. Исполнение отдельных видов административных наказаний // Журнал российского права. — 2016. — № 2 (230). — С. 93-104. — DOI 10.12737/17648.
5. Соболь Т. С., Горбушина В. А. Актуальные аспекты совершенствования порядка привлечения граждан к административной ответственности в России // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 2, Юридические науки. — 2019. — № 3 (21). — С. 38-42. — DOI 10.21777/2587-9472-2019-3-38-42.
1. Kostennikov MV, et al. Aktualnye problemy administrativnogo prava i protsessa : uchebnik dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsya po napravleniyu podgotovki «Yurisprudentsiya» [Actual problems of administrative law and process: a textbook for university students studying in the direction of training «Jurisprudence»]. 3rd ed. Moscow; Unity-Dana Publ.; 2020 (In Russ.).
2. Antonova LB. Problemy naznacheniya administrativnykh nakazaniy [Problems of assigning administrative punishments]. Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015;2:75-78 (In Russ.).
3. Zelentsov AB, Kononov PI, Stakhov AI. Administrativno-protsessualnoe pravo Rossii : uchebnik dlya vuzov : v 2 ch. [Administrative and procedural law of Russia: textbook for universities: in 2 parts]. 2nd ed. Moscow: Yurayt Publ.; 2020 (In Russ.).
4. Seleznev VA. Ispolnenie otdelnykh vidov administrativnykh nakazaniy [Execution of Several Administrative Punishments]. Journal of Russian Law. 2016;2(230):93-104. DOI: 10.12737/17648 (In Russ.).
5. Sobol TS, Gorbushina VA. Aktualnye aspekty sovershenstvovaniya poryadka privlecheniya grazhdan k administrativnoy otvetstvennosti v Rossii [Actual aspects of improving the procedure for bringing citizens to administrative responsibility in Russia]. Bulletin of the Witte Moscow University Series 2, Legal Sciences. 2019;3(21):38-42. DOI 10.21777/2587-9472-2019-3-38-42 (In Russ.).
Понятия, цели, задачи и функции административных наказаний.
Под административным наказанием понимается мера ответственности, применяемая в установленном порядке судьей, мировым судьей, полномочным органом (должностным лицом) к виновному лицу, совершившему административное правонарушение, не только в целях наказания конкретного лица, но также для предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административное наказание является одним из видов административно-принудительных мер. Итак, статья 3.1 КоАП указывает, что административное наказание применяется в целях а) предупреждения совершения новых правонарушений самим правонарушителем (частная превенция); б) предупреждения совершения правонарушений другими лицами (общая превенция).
Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
Административные наказания существенно отличаются от иных мер административного принуждения прежде всего своей функционально-целевой направленностью.
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения. Назначением административного наказания реализуется прежде всего карательная функция административной ответственности. Однако это не исключает и предупреждение им совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, что зафиксировано ст. 3.1 КоАП.
Только административное наказание является мерой ответственности за административное правонарушение, только оно содержит итоговую юридическую оценку противоправного деяния нарушителя.
Содержание административных наказаний определяется характером управленческих отношений, регулируемых и охраняемых нормами административного права, спецификой посягательств (правонарушений) на эти отношения. В то же время особенность правонарушений в сфере государственного управления состоит в том, что ими причиняется, как правило, нематериальный вред (ущерб), восполнить или загладить который обычно невозможно. Вот почему содержание административно-правовых санкций, охраняющих общественные отношения в сфере государственного управления, носит наказательный характер, т.е. они являются санкциями, содержащими обязанность виновного понести наказание, претерпеть определенные лишения, существенно затрагивающие личность, ущемляющие ее права и блага.
административным наказаниям нельзя относить так называемые восстановительные санкции, в число которых включают, например, изъятие и уничтожение самогона и других крепких спиртных напитков домашней выработки, изъятие работниками государственной торговой инспекции из употребления неправильных измерительных приборов, подлинников документов, образцов недоброкачественных товаров, свидетельствующих о нарушениях или злоупотреблениях, снос самовольно возведенных строений, возмещение причиненного ущерба.
Содержание административных наказаний состоит в ограничении, лишении субъективных прав или благ лица, к которому они применяются. Так, применение административного ареста влечет краткосрочное лишение свободы, штраф и конфискация связаны с материальными потерями.
Разумеется, административным наказанием, как и уголовным наказаниям, присущ воспитательный характер. Однако суть и тех и других санкций состоит в принудительном воздействии на правонарушителей со стороны компетентных органов государства. Вообще в результате применения любого наказания лицо претерпевает лишения морального, физического и иного характера.
Добровольное исполнение правонарушителем наложенного на него наказания (например, уплата наложенного штрафа в установленный срок) не меняет принудительной сущности этой меры, так как государство всегда оставляет за собой право принудить виновного претерпеть правоограничения, вытекающие из применения к нему соответствующего наказания (например, при неуплате штрафа он принудительно взыскивается из заработной платы, стипендии или пенсии нарушителя, либо наказание обращается на его имущество).
Являясь правовым последствием правонарушения, административное наказание причиняет нарушителю менее тяжкие отрицательные последствия, чем уголовное наказание. Вместе с тем признак меньшей «суровости» может быть принят лишь с оговоркой, поскольку содержание целого ряда административных наказаний (лишение специальных прав, административный арест, крупные штрафы, конфискация) отнюдь не свидетельствуют о «мягкости» этих мер.
Вид и объем ограничений, составляющих содержание административных наказаний, определяются полномочными органами государства, их должностными лицами с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины и имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. При этом индивидуализации ответственности способствует то обстоятельство, что административно-правовые санкции, как правило, являются относительно определенными. Например, штраф за нарушение правил продажи отдельных видов товаров назначается на граждан — от 3 до 15 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ); на должностных лиц — от 10 до 30 МРОТ; на юридических лиц — от 100 до 300 МРОТ; мелкое хулиганство влечет наложение административного штрафа от пяти до пятнадцати МРОТ, а если по обстоятельствам дела применение этой меры будет признано недостаточным — административный арест до 15 суток. Таким образом, уполномоченные органы и их должностные лица имеют возможность выбора наказания с учетом содеянного, личности виновного и характера правонарушения, допущенного физическим и юридическим лицом.
Согласно действующему законодательству административные наказания характеризуются той особенностью, что они налагаются широким кругом государственных органов и должностных лиц. При этом административные наказания применяются как в единоличном, так и в коллегиальном порядке: должностными лицами органов исполнительной власти — единолично; комиссиями по защите прав несовершеннолетних – коллегиально.
С рассмотренной особенностью административного наказания тесно связан и другой признак этой санкции. Она применяется в процессе специальной деятельности соответствующих юрисдикционных органов и их должностных лиц по рассмотрению дела об административном правонарушении. Причем осуществляется это рассмотрение в относительно простом порядке, что обусловливается самой сущностью административного правонарушения. Административные правонарушения часто настолько бесспорны и очевидны, что одно и то же должностное лицо, согласно закону, и констатирует факт нарушения, и принимает решение о наложении наказания, и даже тут же приводит его в исполнение (например, взимая штраф на месте). Но несмотря на относительную простоту, порядок производства по делам об административных правонарушениях призван обеспечить достижение истины по каждому делу, законное и справедливое его решение. Применительно к административному наказанию этот порядок его наложения является административно-процессуальным, в рамках которого административные наказания могут быть наложены полномочным органом на виновное в совершении административного правонарушения лицо (физическое или юридическое), не находящееся в его непосредственном подчинении[1].
Применение административного наказания влечет для лица «состояние административной наказанности». Это обстоятельство приобретает особое значение при решении вопроса о наложении административного наказания при повторном, совершении административного правонарушения в этот период.
Применение административных наказания в случае повторного совершения административного правонарушения служит обстоятельством, отягчающим юридическую ответственность.
Пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, предусмотрено повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому истек предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ годичный срок со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
При этом необходимо иметь в виду, что однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства[2].
В соответствии со ст. 4.6 КоАП состояние административной наказанности продолжается в течение года со дня окончания исполнения наказания и аннулируется по его истечении автоматически, т.е. без специального решения или санкционирования какого-либо государственного органа или должностного лица. Лицо после истечения этого срока считается не подвергавшимся административному наказанию.