Что грозит налогоплательщику за сомнительного контрагента
Перейти к содержимому

Что грозит налогоплательщику за сомнительного контрагента

  • автор:

Налоговый орган вызвал на комиссию по НДС из-за сомнительного контрагента: что делать?

ФНС России говорит о ежегодном увеличении поступлений налогов в бюджет при одновременном сокращении проводимых выездных налоговых проверок. Причем растут показатели начислений в связи с добровольным уточнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств (прежде всего по НДС).

Содержание

  • Как построена работа комиссий по НДС
  • Что делать, если вызвали на комиссию по НДС
  • Как оценить налоговые риски

При этом, главным образом, такой результат достигается посредством работы с налогоплательщиками в рамках проводимых налоговым органом комиссий (заседаний рабочей группы), деятельность которых направлена на побуждение налогоплательщика к самостоятельному уточнению налоговых обязательств. Более того на сегодняшний день вызов в налоговую на комиссию такого рода является по сути самой распространенной «формой налогового контроля», не регламентированной положениями НК РФ. Рассмотрим, что делать, если Вы получили «приглашение» на такую комиссию.

Далее в статье для удобства рассматриваемые вызовы в налоговый орган для побуждения налогоплательщика к самостоятельному уточнению налоговых обязательств названы нами обобщено — комиссиями по НДС.

Хотя на практике они сейчас называются налоговыми органами по-разному:

  • «заседание рабочей группы по добровольному уточнению налоговых обязательств»;
  • «рабочая группа по побуждению налогоплательщика к уточнению налоговых обязательств в связи с совершением налогоплательщиком операцией с контрагентами, имеющих признаки „схемных“, с контрагентами „среднего“ и „высокого“ уровня риска»;
  • «заседание комиссии по рассмотрению налоговой декларации по НДС за первый квартал . в связи с предположениями об участии налогоплательщика в схемах уклонения от налогообложения»
  • и т.п.

Как построена работа комиссий по НДС

Следует отметить, что вызов на комиссию оформляется уведомлением, в котором, как правило, налоговый орган уже указывает тех контрагентов налогоплательщика, по которым у него имеются вопросы.

По результатам проведения комиссии налоговый орган, как правило, составляет протокол комиссии (рабочей группы), где инспекторы отражают информацию о том, в связи с чем была проведена комиссия, кто на ней присутствовал от налогового органа и от налогоплательщика, а также рекомендации по представлению уточненных налоговых деклараций по НДС и срок на такое представление (на практике, как правило, это срок в пределах двух недель с момента заседания комиссии).

Тем самым, по сути, такие налоговые комиссии на сегодняшний день уже представляют собой самостоятельную форму налогового контроля, при этом примечательно, что в НК РФ вообще не закреплен порядок проведения этой формы контроля.

Вместе с тем нормы статьи 31 НК РФ дают налоговому органу право вызывать в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов, либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах.

При этом зачастую вызов налогоплательщика на подобную комиссию является признаком того, что налоговый орган имеет достаточные сведения о налогоплательщике и его спорных операциях, которые позволяют налоговикам выйти с выездной налоговой проверкой (в том числе с тематической, когда налоговым органом проверяется лишь один какой-либо налог, как правило НДС, за определенный налоговый период) с целью доначисления налогов по операциям с проблемными контрагентами.

Между тем чаще всего компании вызывают в налоговые органы на рассматриваемую комиссию с целью добровольного уточнения своих налоговых обязательств по НДС за тот или иной налоговый период. Это связано с тем, что инспекторы через информационную программу «АСК НДС-2» в цепочке контрагентов налогоплательщика (часто вплоть до седьмого звена цепочки) находят проблемные организации, которые не уплатили НДС (так называемые «разрывы по НДС»).

При этом налоговые органы в таких ситуациях ссылаются на статью 54.1 НК РФ.

Напомним, что в настоящее время налоговые органы в рамках проверок обоснованности полученной налогоплательщиком налоговой выгоды руководствуются положениями ст. 54.1 НК РФ, в которой закреплены пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов.

В частности, уменьшение налоговой базы (налога) недопустимо, если оно произошло в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения (п. 1 ст. 54.1 ГК РФ).

Налоговый орган может отказать налогоплательщику в праве на уменьшение налоговой базы (налога) в случае наличия сомнений в деловой цели такой сделки (п. 2 ст. 54.1 НК РФ).

Также в пп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК содержится требование о том, что обязательство по сделке должно быть исполнено непосредственным контрагентом налогоплательщика и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки передано по договору или закону.

Поэтому в случае, когда у налоговых органов есть информация о невозможности выполнения сделки контрагентами налогоплательщика из-за отсутствия у них соответствующих ресурсов (работников, техники, склада и т.п.), инспекторы пытаются доказать несоблюдение налогоплательщиком норм ст. 54.1 НК РФ и «снять» расходы и вычеты по неблагонадежным контрагентам.

При обнаружении сомнительных контрагентов инспекторы грозят налогоплательщикам проведением выездной налоговой проверки либо (реже) — передачей информации в правоохранительные органы, в случае отказа представить уточненные декларации по НДС.

Что делать, если вызвали на комиссию по НДС

Следует помнить, что на рассматриваемую комиссию вправе явиться не только генеральный директор и главный бухгалтер налогоплательщика, но и представитель по доверенности (например, юрист).

Можно дать следующие рекомендации, как вести себя, если ваша компания получила вызов на комиссию по НДС.

Во-первых, не следует игнорировать вызов на комиссию, лучше явиться в налоговый орган согласно уведомлению.

Получив вызов на комиссию, необходимо подготовить все либо часть истребуемых документов и информации (если было получено соответствующее требование о представлении документов и информации вместе с уведомлением о вызове), а также проанализировать ситуацию и возможные вопросы, подготовиться к ним. Важно дать понять налоговому органу, что налогоплательщику нечего скрывать, и он открыт к диалогу и взаимодействию.

Во-вторых, нужно внимательно выслушать мнение инспекторов, и уточнить чем вызван интерес к вашей компании, какие доказательства «недобросовестности» вашей компании и признаки недобросоветности контрагента первого и последующих звеньев есть у налогового органа. Лишь после этого следует пояснять проверяющим содержание и аспекты тех или иных операций с проблемными контрагентами. Итак, что говорить, если попал на комиссию по НДС в налоговую? Не следует на комиссии подтверждать готовность подать уточненные налоговые декларации и доплатить НДС, правильнее — сообщить им, что вы их услышали и готовы в ближайшее время подумать, в том числе поднять документы по спорным операциям, обсудить ситуацию с собственниками бизнеса, проконсультироваться с юристами, и др.

В-третьих, надо проанализировать результаты комиссии (в том числе вместе с налоговым юристом) и сделать выводы, есть ли основания для добровольного уточнения налоговых обязательств по НДС.

Стоит отметить, что на практике многих налогоплательщиков пугает перспектива проведения выездной налоговой проверки и предупреждение налогового органа о дальнейшей передаче сведений в органы полиции. Такая тактика контролеров нередко приносит свои плоды в виде незамедлительного предоставления уточненных налоговых деклараций и доплаты НДС в бюджет.

Однако не следует поспешно исполнять пожелания инспекторов по уточнению своих налоговых обязательств. Необходимо понять, действительно ли есть налоговые риски, проконсультироваться с налоговым юристом, взвесить все за и против и принять наиболее правильное для компании решение.

Как оценить налоговые риски

Итак, допустим, что ваша компания получила уведомление о вызове на комиссию по НДС, на которой инспекторы сообщили, что один из ваших контрагентов / ряд контрагентов первого звена обладают признаками фирм-однодневок либо по данным «АСК-НДС-2» ваши контрагенты второго или третьего звена не уплатили НДС в бюджет. По результатам состоявшейся комиссии инспекторы под угрозой назначения выездной налоговой проверки настоятельно требует от вас представить уточненные декларации по НДС и доплатить налог в бюджет в кратчайшие сроки. Как поступить в такой ситуации?

Надо отметить, что решение зависит от того, как сам налогоплательщик и его руководство смотрит на сложившуюся ситуацию и спорные сделки с сомнительными контрагентами, вызвавшими интерес у налогового органа.

Так, если в действительности спорные контрагенты являются реально действующими организациями, а у вас имеются доказательства реальности самой сделки и ее исполнения именно спорным контрагентом (например, журналы учета пропусков транспорта, свидетельские показания и др.), а также доказательства проявления вами должной коммерческой осмотрительности (в частности, деловая переписка с контрагентом, полученные от него документальные доказательства наличия трудовых ресурсов, транспортных средств, соответствующего опыта и т.д.), то в такой ситуации необходимо занимать позицию об отсутствии правовых оснований для добровольного уточнения налоговых обязательств по спорным операциям и соблюдении налогоплательщиком положений ст. 54.1 НК РФ.

Ситуация из практики

Общество получило уведомление о вызове руководителя в налоговый орган, в котором было указано — для дачи пояснений по вопросу ведения финансово-хозяйственной деятельности с ООО «Ромашка» за 3 квартал 2021 года.

В ходе комиссии инспекторами были озвучены претензии к заявленным вычетам по НДС по операциям с ООО «Ромашка». По мнению налогового органа, данная организация является «сомнительным» контрагентом по ряду признаков (отсутствие по адресу местонахождения, неявка генерального директора ООО «Ромашка» на допрос, минимальные платежи в бюджет и т.п.). В итоге инспекторы настойчиво под угрозой проведения выездной налоговой проверки предложили руководителю Общества исключить вычеты НДС по операциям с ООО «Ромашка», представив уточненную налоговую декларацию за 3 кв. 2021 и доплатив в бюджет НДС в сумме 2,5 млн. руб.

Вместе с тем руководство Общества до визита в инспекцию на комиссию обратилось за консультацией к налоговым юристам компании «Правовест Аудит». Юристы выяснили, что налогоплательщик приобретал у ООО «Ромашка» строительные материалы (причем их перевозку в адрес Общества осуществляло третье лицо).

В этой связи юристами был подготовлен запрос в адрес указанной организации-перевозчика, которая письменно подтвердила, что в сентябре 2021 года перевозила строительные материалы, полученные от ООО «Ромашка» на его складе и предоставила соответствующие транспортные накладные.

Кроме того, Обществом была систематизирована деловая переписка с ООО «Ромашка», из которой следовало, что до заключения договора с указанной организаций были получены от контрагента сведения о налоговой и бухгалтерской отчетности ООО «Ромашка» за 2020-2021 гг., а также информация о наличии у ООО «Ромашка» трудовых и материальных ресурсов, соответствующем опыте по поставкам строительных материалов и т.п.

В частности, были получены копии штатного расписания ООО «Ромашка», а также информация о том, что материалы будут доставляться силами организации-перевозчика, рекомендательные письма в отношении ООО «Ромашка» от крупных строительных холдингов.

На комиссии в налоговом органе юристами были изложены все вышеуказанные обстоятельства и представлены документы, подтверждающие статус ООО «Ромашка» как реального участника предпринимательской деятельности в области поставок строительных материалов, так и реальность самих операций Общества по приобретению материалов у ООО «Ромашка».

Также по итогам комиссии Обществом было направлено в инспекцию письмо вместе с вышеупомянутыми доказательствами с указанием на то, что оснований для уточнения обязательств по НДС по операциям с ООО «Ромашка» Общество не усматривает.

После направления такого письма в налоговый орган, налогоплательщика не вызывали на комиссии по данному контрагенту. Выездная налоговая проверка также не назначалась.

Комиссия по сомнительным контрагентам («разрывам», легализации налоговой базы): спорить или согласиться с налоговой? Судиться по проверке или нет? Советы бизнесу

К юристам обращаются за консультациями по вопросам применения норм права. Однако, в конечном итоге, бизнесмена интересует ответ только на один вопрос: стоит ли вступать в конфликт с налоговой инспекцией, начинать с ней спор (финальная часть которого – это судебный процесс) или не стоит.

Нам, специалистам по налоговому праву Адвокатской фирмы «ЮСТИНА», клиенты часто задают этот вопрос, причем он возникает на разных стадиях (не обязательно на судебной стадии) конфликта между интересами налогоплательщика и налогового органа.

В данной статье мы хотим уделить особое внимание не стадии судебного разбирательства (т.к. судебный процесс – это уже официальное противостояние правовых позиций сторон, которое регламентировано установленными законом процессуальными нормами), а ситуации, которая не регламентирована ни Налоговым кодексом РФ (далее – НК РФ), ни нормами процессуального законодательства. Речь пойдет о вызове налогоплательщика на комиссии по сомнительным контрагентам («разрывам», легализации налоговой базы).

Ни для кого не секрет, что налоговые органы в последние несколько лет все чаще и чаще вызывают налогоплательщиков на такие комиссии, по итогам проведения которых предлагают бизнесу скорректировать налоговый учет и уплатить в бюджет в добровольном порядке суммы налогов и пени, сообщая при этом о том, что в противном случае инспекция проведет в отношении налогоплательщика выездную или камеральную налоговую проверку и доначислит компании не только налоги и пени, но и штрафы, а также, возможно, найдет у налогоплательщика другие нарушения налогового законодательства.

Соглашаться или не соглашаться налогоплательщику с таким предложением налоговой инспекции? Худой мир или добрая ссора?

Предлагаем несколько советов налогоплательщикам о том, какие аспекты нужно проанализировать для правильной оценки последствий такого не урегулированного законодательством «столкновения» с налоговым органом.

Что представляет собой предложение налогового органа уплатить налоги по итогам комиссии?

Прежде всего нужно отметить, что такая форма взаимодействия налогового органа с налогоплательщиком, как комиссия, НК РФ не предусмотрена.

Предложения инспекции по итогам комиссии не имеют официальной обязательной силы. Это именно предложения, к выполнению которых налоговый орган не может принудить налогоплательщика.

Некоторые налогоплательщики считают, что вызов на комиссии, не предусмотренные НК РФ, является формой психологического давления на налогоплательщика.

Тем не менее следует отметить, что в предложениях налоговых органов, сделанных по итогам комиссий, есть свои плюсы.

Что должен проанализировать бизнесмен, получив предложение о добровольной уплате сумм налогов по результатам комиссии?

  1. Сумма налогов, предлагаемая инспекцией к добровольной уплате.

— Является ли сумма, предложенная инспекцией к добровольной уплате, для компании значительной? Какой процент от общей суммы налогов, уплаченных налогоплательщиком за соответствующий налоговый период, составляет эта сумма?

— Является ли сумма, которую предлагает уплатить инспекция, крупной или небольшой (в абсолютном значении) по сравнению со средними суммами налогов, уплачиваемых другими налогоплательщиками в регионе по отрасли?

— За какие периоды предлагается уплатить налог? Были ли у налогоплательщика хозяйственные операции с контрагентами, которых налоговая инспекция посчитала сомнительными, в других налоговых периодах? Если были, то на какие суммы?

Не секрет, что в планы по выездным налоговым проверкам налоговые органы включают обычно те компании, у которых по результатам предпроверочного анализа были выявлены предполагаемые доначисления на значительные суммы.

Т.е. вероятность того, что в Москве, например, инспекция выйдет на выездную налоговую проверку налогоплательщика в связи с «разрывом» в 100 тыс. руб., крайне мала.

Что касается камеральной налоговой проверки, то глубина ее охвата существенно меньше глубины охвата выездной налоговой проверки.

  1. Обоснованность претензий налоговой.

Нужно ответить на вопрос (он самый важный), сильна ли правовая позиция компании по рассматриваемым на комиссии эпизодам (контрагентам) в случае, если налоговый спор перейдет в официальное русло (если будет проведена налоговая проверка, решение будет обжаловаться в досудебном порядке, затем в суде).

Оценку перспектив обжалования в вышестоящем налоговом органе или суде возможного решения инспекции, вынесенного по результатам проверки, проводит юрист.

При этом юрист должен быть практиком именно в области налогового права, хорошо знать судебную практику по делам о необоснованной налоговой выгоде и делам по применению ст. 54.1 НК РФ. В НК РФ нет норм о том, при каком наборе фактических обстоятельств налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу, а при каком нет. Дела указанной категории оценочные, их исход зависит от конкретного набора фактических обстоятельств и оценки этих обстоятельств судом. Причем судебная практика периодически меняется.

Плюсом вызова компании на комиссию по сомнительным контрагентам является то, что, получив от налогового органа список сомнительных контрагентов, налогоплательщик заранее будет знать, по каким фактам хозяйственной деятельности к нему впоследствии могут быть предъявлены претензии в ходе налоговой проверки.

На основании этого компания может провести работу по усилению своей правовой позиции, а также работу над ошибками. Например, запросить у контрагента дополнительные, отсутствующие документы.

  1. Процессуально-временные аспекты возможной налоговой проверки.

— За какие периоды (годы) налоговая инспекция может провести у налогоплательщика выездную налоговую проверку?

— За какие периоды (в которые у компании имелись хозяйственные операции с контрагентами из списка сомнительных) в отношении компании не завершены или могут возникнуть камеральные налоговые проверки?

— За какие периоды налогоплательщику уже не могут быть доначислены штрафы (истекли сроки давности)?

— Какая налоговая инспекция вызвала налогоплательщика на комиссию: в которой налогоплательщик стоит на налоговом учете или в которой он не стоит?

Если предложение уплатить налоги исходит от инспекции не по месту постановки компании на учет, то эта инспекция не обладает полномочиями по администрированию налогоплательщика, и сама выйти на налоговую проверку она не может.

— Также важно оценить, не возникнет ли уголовное преследование руководителя (бухгалтера, участника) в случае неуплаты компанией доначисленных при проверке налогов.

Если, оценив информацию по описанным выше критериям, налогоплательщик придет к выводу о том, что вероятность проведения налоговой проверки велика и проверка принесет компании больше убытков, чем добровольная уплата налога, то, возможно, компании будет выгодно согласиться с предложением налогового органа об уплате налога. Тем самым она уплатит меньше пени и избежит доначисления штрафа.

Справочно: штраф за неуплату налога составляет либо 20% (за неумышленно совершенное деяние), либо 40% (за умышленно совершенное деяние) от суммы налога.

В иных случаях, и особенно если компания уверена в своей правоте, силе своей правовой позиции, ей не стоит соглашаться с предложением налогового органа.

Как держаться налогоплательщику на комиссии?

К комиссии надо подготовить документы, подтверждающие правоту доводов компании, комплект документов по каждому контрагенту. На комиссии следует утверждать, что претензии инспекции необоснованны, отстаивать свою правоту, держаться уверенно.

Взаимоотношения налогоплательщика с налоговым органом на комиссии чем-то напоминают процедуру рассмотрения возражений на акт налоговой проверки.

При этом часто инспекция на комиссии предлагает уплатить непосильные для налогоплательщика суммы. Поэтому в определенных случаях компании выгодно заключить «джентльменское» соглашение с налоговым органом с учетом анализа силы/слабости аргументов сторон. В практике встречаются примеры, когда компания по итогам комиссии добровольно уплатила налоги по эпизоду одного из контрагентов на небольшую сумму, а налоговый орган, согласившись с правотой доводов компании по более крупному эпизоду, не стал проводить налоговую проверку.

Вместе с тем налогоплательщику следует отдавать себе однозначный отчет в том, что комиссия – это форма взаимоотношений между налогоплательщиком и налоговым органом, не урегулированная законом. Комиссия – это «джентльменский» способ урегулирования возможного спора.

Инспекция не дает никогда никаких (!) юридических гарантий того, что она не нарушит все устные договоренности и не придет с проверкой за тот же налоговый период, доначислив налоги, пени, штрафы (например, если поменяется руководство налоговой инспекции).

Иногда клиенты рассказывают нам о том, что они не согласны с предложением инспекции о добровольной уплате налога, но при этом не хотят ссориться с налоговой.

В этом случае мы советуем, чтобы налогоплательщик ссылался на мнение своих адвокатов: говорил, что «компания и не против заплатить предложенные суммы в бюджет, но адвокат утверждает, что этого ни в коем случае не надо делать, так как налогоплательщик прав по существу вопроса».

Заключение.

Причины, по которым налоговый орган вызывает налогоплательщика на комиссию по сомнительным контрагентам, могут быть разные.

Иногда инспекция уже заранее проанализировала деятельность конкретного налогоплательщика и приняла решение о том, что проведет в отношении него выездную налоговую проверку, но при этом, понимая, что выездная налоговая проверка – это длительный регламентированный НК РФ процесс, пробует решить вопрос доначисления налогов более простым и быстрым способом (побуждает налогоплательщика уплатить налоги добровольно).

Иногда вызов на комиссию – это следствие проводимой налоговыми органами в целом по стране работы по устранению «разрывов», которая не связана с выходом инспекции на выездную налоговую проверку к конкретному налогоплательщику.

Однако в любом случае налогоплательщику не стоит бояться комиссий.

Компании нужно оценить все плюсы, минусы, перспективы и отстаивать свои права.

P.S. Про обжалование решений в вышестоящий налоговый орган и суд.

В завершение несколько слов про обжалование в вышестоящий налоговый орган и суд решений, выносимых налоговыми органами по результатам налоговых проверок.

Принимая решение об обжаловании в вышестоящий налоговый орган решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки, и тем более решение о том, судиться или не судиться с инспекцией, бизнесмен должен ответить не только на вопрос о силе правовой позиции его компании по спору, но и на ряд других важных вопросов:

— Справится ли штатный юрист компании с налоговым спором или нужно будет привлечь стороннего консультанта?

— Во сколько (в денежном эквиваленте) обойдется судебный спор? Какие ресурсы придется потратить компании во время спора?

— Будут ли заблокированы у компании счета после вступления решения инспекции в законную силу? Будет ли парализована деятельность компании или нет?

Следует определить, какие выгоды и возможные убытки могут возникнуть от налогового спора.

Зачастую стоит обжаловать решение инспекции в вышестоящем налоговом органе, судиться с инспекцией для того, чтобы выиграть время, за которое можно привлечь дополнительные денежные средства, погасить недоимку и тем самым спасти бизнес от разорения.

Что делать, если контрагента признали сомнительным и вас вызывают в налоговую

Компания получила приглашение на комиссию или информационное письмо о признании контрагента недобропорядочным.

Основная причина такого интереса органов одна — если налоговики считают компанию выгодоприобретателем в цепочке с неблагонадежным контрагентом третьего, четвертого или даже пятого звена. Это значит, что «где-то там» установлен налоговый разрыв. Инспектор по месту установленного разрыва выстроил в программе АСК НДС-2 дерево связей со стрелкой в вашем направлении.

Итак, при проведении камеральной проверки НДС возможны 2 варианта:

1. Информационное письмо с прямым намеком уточнить свои налоговые обязательства, исключив из налогового вычета определенного контрагента. Вам в красках распишут несколько фактов его неблагонадежности и «порекомендуют» не пытаться получить по нему вычет. Как правило, это косвенные доказательства.

Стандартные аргументы: высокая налоговая нагрузка, отсутствие по адресу в ходе осмотра и/или адрес массовой регистрации, массовый директор, отсутствие численности, непредоставление отчетности или нулевая отчетность, непредоставление документов по требованию и, возможно, отказ от ФХД директора.

Эти или иные показатели «плохого качества» будут приписаны каждому контрагенту в построенной цепи, до выявленного налогового разрыва.

2. Уведомление с приглашением на комиссию. Цели те же. В уведомлении вам менее детально распишут схему из контрагентов, а на комиссии активно будут давить на то, что «нам все известно» и «будьте добры исключить это ООО из раздела 8 книги покупок, а в ином случае — мы включим вас в план выездных налоговых проверок».

Одни решительно идут на комиссию и проявляют свое красноречие. Другие затихают и «играют в молчанку». Но эти действия себя не оправдывают!

Что делать

В обоих случаях реагировать надо корректным письмом. В письме подробно расписать, что вы не отвечаете за действия фирм 2-3 звена, а ваш непосредственный контрагент исполнил свои обязательства в полном объеме.

Приложите акт сверки, обязательно укажите, что перед заключением договора убедились в его благонадежности, т.е. «проявили должную осмотрительность» и имеете весь перечень подтверждающих документов, а явка в указанный день нарушит ваш четко спланированный бизнес-план, что приведет к. негативным последствиям.

Никто не хочет схватить иск о возмещении упущенной выгоды от фирмы, вина которой не доказана.

В большинстве случаев, налоговики, увидев вашу четкую и уверенную позицию, остывают и переключаются на более сговорчивых проверяемых.

Сомнительный контрагент

То, что предпринимательская деятельность подлежит обязательной государственной регистрации, ни у кого не вызывает сомнений. Однако в ходе налоговой проверки может выясниться, что некоторые контрагенты (поставщики) организации не имеют ни гражданских прав, ни соответствующих обязанностей или просто не существуют. Никто не застрахован от подобной ситуации, о чем свидетельствует ее распространенность.

Представим следующую ситуацию. На предприятии происходит выездная налоговая проверка, и проверяющие просят представить счета-фактуры поставщиков, дабы определить, насколько правомерно заявлены суммы НДС к вычету. Далее выясняется, что некоторые счета-фактуры выписаны несуществующими поставщиками. К сожалению, ситуация довольно распространенная, поэтому попробуем в ней разобраться и понять, как от нее защититься.

«В списках не значится»

Для начала нужно определиться, что вообще означает термин «несуществующий поставщик». Действующее законодательство напрямую его не раскрывает, однако в соответствии со статьей 51 Гражданского кодекса России юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц.

Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Таким образом, приходим к выводу, что для налогового (как и для любого другого государственного) органа «несуществующий» и «не значащийся в ЕГРЮЛ» синонимы. Например, в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 3 апреля 2007 г. по делу № Ф03-А59/07-2/590 говорится, что, заключая договор с несуществующим поставщиком, общество действовало без должной осмотрительности и осторожности, а отсутствие регистрации поставщика в ЕГРЮЛ должно было быть известно обществу. Следовательно, НДС, предъявленный таким поставщиком, не может быть принят к вычету.

Возникает вопрос — существует ли законодательно закрепленная за организацией обязанность проверять существование своего потенциального контрагента, допустим, перед заключением договора? Поскольку речь идет о последующих налоговых проверках, нужно заметить, что Налоговый кодекс таких требований не содержит. Нет в налоговом законодательстве и связи такой обязанности с правом на применение налоговых вычетов.

Однако в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 8 апреля 2004 г. № 169-О, в такой ситуации обязанность по доказыванию обоснованности права на налоговый вычет лежит на налогоплательщике.

А вот и похожая позиция арбитражного суда: поскольку поставщик не зарегистрирован в ЕГРЮЛ, то возместить НДС из бюджета организация-покупатель не может. Причина довольно проста: несуществующие юридические лица не имеют гражданских прав и не несут гражданских обязанностей (постановление ФАС Уральского округа от 18 ноября 2004 г. по делу № Ф09-4964/04-АК).

это важно

Факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Выгода может быть признана необоснованной, если налоговый орган докажет, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему было известно о нарушениях, допущенных контрагентом.

Выписка из ЕГРЮЛ — страховка от налогового риска

Как же можно предупредить такую ситуацию? Ответ на этот вопрос поможет дать вышедшее в октябре 2006 года постановление ВАС РФ № 53. Некоторые эксперты считают, что данное постановление смогло прояснить не только этот, но и многие другие вопросы из области налогового права, которые до этого считались спорными. В конкретной ситуации нас интересует не все постановление, а его пункт 10. Именно оно вводит в современную налоговую практику категорию «должная осмотрительность и осторожность налогоплательщика в налоговых отношениях».

Что же это означает применительно к рассматриваемой ситуации? Какую осмотрительность должна была проявить организация? Проверить реальное физическое существование контрагента не так-то просто, особенно учитывая тот факт, что многие фирмы попросту не находятся по юридическому адресу.

Что же теперь — нанимать специально обученных специалистов, аудиторов, чтобы они проверяли достоверность и законность бухгалтерской отчетности контрагента, и частных детективов, чтобы они проверили, существует ли этот контрагент вообще? Успокоим наших читателей — конечно же, ничего этого делать не нужно.

Своевременно полученная выписка из ЕГРЮЛ, которая свидетельствует, что потенциальный поставщик значится в госреестре, — вот ключевой момент в данном случае.

В последнее время все большее число российских компаний начинают уделять должное внимание наличию этого документа перед заключением договора. Давность этой выписки законодательно никак не определена и теоретически может быть любой. Но на практике и при открытии банковского счета, и при заверении каких-либо регистрационных действий у нотариуса рекомендуемый срок этой выписки — не более одного месяца, предшествующего дате того юридического факта, для совершения которого эта выписка предъявлена. Видимо, и при заключении договора целесообразно ориентироваться на не более чем месячную давность этой выписки.

Доверяй, но проверяй

В некоторых случаях, особенно когда сумма сделки представляется значительной (а значит, пропорционально увеличиваются и налоговые риски), можно порекомендовать собрать о потенциальном партнере следующие сведения:

  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • копии учредительных документов, копия документа о назначении руководителя, доверенность на другое лицо, выданная руководителем (если договор подписывается не им лично);
  • бухгалтерская отчетность на последнюю дату со штампом налогового органа;
  • соответствие кодов ОКВЭД контрагента тому виду деятельности, который составит предмет сделки.

Иногда не лишним будет проверить и документы, подтверждающие личность руководителя компании, с которой заключается договор. В обратном случае возможно возникновение ситуации, когда получить налоговый вычет будет затруднительно, так как документы могут быть оформлены ненадлежащим образом (постановление ФАС Московского округа от 13 февраля 2007 г. по делу № КА-А40/13492-06).

внимание

Проверяйте документы, подтверждающие личность руководителя организации, с которой заключается договор поставки, так как именно это обстоятельство может привести к ненадлежащему оформлению документов, подтверждающих право на налоговые вычеты.

Снижаем налоговые риски

Перечислим те обстоятельства, которые помогут доказать обоснованность налоговых вычетов:

  • контрагент существует и ведет хозяйственную деятельность;
  • контрагент зарегистрирован государственными органами;
  • контрагент не относится к категории плательщиков, представляющих нулевую отчетность.

Конечно, сдача контрагентом-поставщиком нулевой отчетности и связанные с этим налоговые риски организации-покупателя — вопрос во многом спорный. В случае если поставщик только не представляет отчетность и не уплачивает налоги, признать вычет необоснованным нельзя. Налоговый кодекс не ставит напрямую возмещение налога в зависимость от поведения контрагента. Контроль над исполнением компаниями их налоговых обязательств возложен именно на налоговые органы. Неуплата налога контрагентом при должной осмотрительности самого налогоплательщика должна повлечь ответственность только для компании-контрагента. Налоговый кодекс в этом случае не позволяет накладывать дополнительную ответственность и на покупателя продукции (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 4 апреля 2007 г. по делу № А33-16740/06-Ф02-1768/07).

Но цель предприятия — минимизировать все риски, насколько бы спорными они ни представлялись, вот почему в перечень документов (см. выше) и включена бухгалтерская отчетность на последнюю дату.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *