Какие международные соглашения регулируют систему мер по охране окружающей среды от хим загрязнения
Перейти к содержимому

Какие международные соглашения регулируют систему мер по охране окружающей среды от хим загрязнения

  • автор:

Какие международные соглашения регулируют систему мер по охране окружающей среды от хим загрязнения

FOR-DLE.ru — Всё для твоего DLE 😉
Привет, я Стас ! Я занимаюсь так называемой «вёрсткой» шаблонов под DataLife Engine.

На своем сайте я выкладываю уникальные, адаптивные, и качественные шаблоны. Все шаблоны проверяются на всех самых популярных браузерх.
Раньше я занимался простой вёрсткой одностраничных, новостных и т.п. шаблонов на HTML, Bootstrap. Однажды увидев сайты на DLE решил склеить пару шаблонов и выложить их в интернет. В итоге эта парочка шаблонов набрала неплохую популярность и хорошие отзывы, и я решил создать отдельный проект.
Кроме шаблонов я так же буду выкладывать полезную информацию для DataLife Engin и «статейки» для веб мастеров. Так же данный проект будет очень полезен для новичков и для тех, кто хочет правильно содержать свой сайт на DataLife Engine. Надеюсь моя работа вам понравится и вы поддержите этот проект. Как легко и удобно следить за обновлениями на сайте?
Достаточно просто зарегистрироваться на сайте, и уведомления о каждой новой публикации будут приходить на вашу электронную почту!

Какой вред окружающей среде, промышленным и сельскохозяйственным предприятиям они наносят? В результате кислотных осадков гибнут леса и луга, разрушаются скульптуры, памятники архитектуры, металлические конструкции и т. д.
Как влияют кислотные осадки на здоровье человека? Вызывают различные респираторные и сердечно-сосудистые заболевания.

Упражнение 2. Что представляет собой парниковый эффект? Свойство атмосферы пропускать световую энергию Солнца, но задерживать тепловое излучение Земли, которое способствует накоплению теплоты поверхностью планеты.
Почему он так называется? Парниковый эффект поддержывает равновесие между теплом Солнца, которое достигает поверхности Земли, и тепловым излучением земной поверхности, так как молекулы имеющихся в атмосфере газов препятствуют солнечным лучам, которые отразились от поверхности Земли, возвращаться в космос.
К каким последствиям приводит? Парниковый эффект приводит к усилению таяния льдов и повышению уровней морей и океанов.

Упражнение 3. Почему озоновый слой называют также озоновым щитом планеты? Потому, что озоновый слой защищает всё живое от губительного ультрафиолетового излучения Солнца.
Что такое озоновые дыры? Явление локального уменьшения концентрации озона в озоновом слое Земли.
Каковы причины их возникновения? Природные, так и антропогенные факторы (запуски сверхзвуковых самолётов и ракет, выбросы автомобилей и промышленных предприятий, поступление фреонов в атмосферу из холодильных установок) .

Упражнение 4. Почему охрана Мирового океана является глобальной проблемой? Более 70% поверхности Земли приходится на Мировой океан, который выполняет роль гигантского отстойника для захоронения токсичных отходов, поступающих от деятельности человека. Однако способность к самоочищению у вод многих внутренних морей уже исчерпана, а у Мирового океана близка к пределу. Отсюда следует, что Мировой океан служит важным фактором существования человеческой цивилизации, поэтому его охрана является глобальной проблемой.

Упражнение 5. Какие международные соглашения регулируют систему мер по охране окружающей среды от химического загрязнения?
Киотский протокол (1997 г, Киото, Япония) ― международный документ, который обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов: CO2, CH4, оксидов азота, фреонов.
Венская конвенция (принятая в 1985 году) – международный документ, устанавливающий межгосударственные меры по охране озонового щита планеты, которая была дополнена в 1987 г. Монреальским протоколом, что содержит список самых опасных веществ, разрушающих озоновый слой.

ПРИМЕНИТЕ СВОИ ЗНАНИЯ
Упражнение 1. Составьте уравнения реакции образования кислотных дождей.
SO3 + NO2 = SO3 + NO
2NO + O2 = 2NO2
SO3 + Н2O = Н2SO4;
2NO2 + Н2O = НNO3 + НNO2

Упражнение 2. Предложите уравнения реакций, в результате которых разрушаются памятники архитектуры.
Карбонат кальция является основой мрамора и известняка, а сульфат кальция ― гибса и алебастра. Кислоты, выпадающие в виде кислотных дождей, реагируют с солями карбоната кальция и сульфата кальция, превращая их в другие соли:
CaCO3 + 2HNO3 ⟶ Ca(NO3)2 + H2O + CO2
CaCO3 + H2SO4 ⟶ CaSO4 + H2O + CO2
CaSO4 + H2SO4 ⟶ Ca(HSO4)2

Международные соглашения в области охраны окружающей среды: краткий обзор

Важнейшим инструментом проведения глобальной экологической политики являются международные природоохранные конвенции, договоры, соглашения, резолюции, конференции по проблемам охраны окружающей природной среды и рационального природопользования. В настоящее время насчитывается около 500 международных соглашений по различным аспектам охраны окружающей среды. Среди них многосторонние; региональные; регулирующие общие вопросы защиты окружающей среды или отдельных объектов Мирового океана, атмосферы Земли, околоземного космического пространства и т. д.

Центральное место среди источников международно-правовой охраны окружающей природной среды занимают резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и Всемирная хартия природы, играющие ключевую роль в реализации принципов и положений международно-правового экологического сотрудничества. Объектами конвенций стали практически все виды природных ресурсов и наиболее опасные виды человеческой деятельности.

Охрана биоразнообразия стала объектом внимания международного уровня после Конференции по охране окружающей природной среды в Стокгольме в 1972 году. К наиболее значимым мерам по сохранению растений, животных, микроорганизмов и экосистем можно отнести следующие.

Конвенция о биологическом разнообразии подписана в 1992 году в Рио-де-Жанейро 180 государствами; Россия ратифицировала ее в 1995 году. Целью конвенции служит сохранение биоразнообразия, его устойчивое рациональное использование. Конвенция рекомендует государствам участникам разрабатывать соответствующие национальные стратегии и принимать необходимые законодательные акты, формировать системы охраняемых территорий, содействовать сохранению экосистем.

Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющая международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, заключена в 1971 году в г. Рамсар (Иран) и к настоящему времени ратифицирована 130 государствами. Рамсарская конвенция носит глобальный характер и является специализированной, так как ее предмет ограничивается только водно-болотными угодьями. Целью Конвенции является выявление и сохранение наиболее ценных водно-болотных угодий (морские заливы, озера, участки долин рек, заболоченные территории). Штаб-квартира Конвенции располагается в Гланде (Швейцария). Россия, в составе СССР, присоединилась к Конвенции в 1976 году. Общая площадь объектов Рамсарского списка на территории РФ составляет 11, 411 млн га). В него входят 12 природных заповедников (Кандалакшский, Астраханский, Окский и др.), 11 государственных природных заказников федерального («Нижнеобский», «Мшинское болото» и др.) и регионального («Березовые острова», «Река Морошечная» и др.) значений (см. Экологическое право / [отв. ред. О.Л. Дубовик]. – М., 2005. – С. 76).

Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия, призванная охранять уникальные объекты, на которых обитают особо ценные виды и образованы экосистемы, не имеющие аналогов, заключена в 1972 году. Наша страна ратифицировала Конвенцию в 1988 году.

В список всемирного наследия включены такие российские территории как озеро Байкал, вулканы Камчатки, девственные леса Коми, золотые горы Алтая, Куршская коса и др.) общей площадью более 18 млн га.

Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения, принята в 1973 году в Вашингтоне и вступила в силу в 1975 году. В настоящее время членами Вашингтонской Конвенции (ее сокращенно называют СИТЕС от английской аббревиатуры названия конвенции) являются 154 государства, включая Россию. Последняя, в составе СССР, присоединилась к Конвенции в 1976 году. Штаб-квартира находится в Женеве (Швейцария).

Необходимость принятия Конвенции была связана с тем, что международная торговля представителями дикой фауны и флоры, оценивающаяся ежегодно в тысячи миллионов долларов, является одной из важнейших причин сокращения многих видов растений и животных. В основу данной Конвенции положен согласованный сторонами-участницами список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, торговля которыми может нанести ущерб их популяциям и, следовательно, требует международного контроля. Речь идет о выдаче разрешений установленного международного образца странами-участницами Конвенции, по которым осуществляется экспорт, импорт и реэкспорт занесенных в согласованные списки видов животных и растений.

Для реализации целей «Повестки дня на XXI век» и Конвенции о биологическом разнообразии с 1991 года действует Международная программа развития инфраструктуры научных исследований в области сохранения биоразнообразия – DIVERSITAS, являющаяся единственной программой по координации научных исследований в области биоразнообразия на глобальном уровне. В рамках Программы рассматриваются как природные, так и социальные аспекты биоразнообразия.

В Европе с 1995 года реализуется Паневропейская стратегия по биологическому и ландшафтному биоразнообразию. Для уточнения наименований живых организмов и создания базы данных действует проект BioNET.

К международным мерам в области охраны климата, озонового слоя, атмосферного воздуха можно отнести следующие.

Охрана климата регулируется Рамочной конвенцией об изменении климата (РКИК), принятой в Нью-Йорке в 1992 году. Россия ратифицировала конвенцию в 1994 году. Главной целью РКИК провозглашено обеспечение стабилизации концентраций парниковых газов в атмосфере на уровнях, которые позволят предотвратить опасные последствия вмешательства человека в климатическую систему. Страны, подписавшие Конвенцию, (а их 154) взяли на себя обязательство представлять национальные отчеты по антропогенным выбросам газов и корректировать свои национальные программы по охране климата путем контроля за источниками выбросов.

К Рамочной конвенции об изменении климата в 1997 году в Киото был принят Киотский протокол, закрепляющий количественные обязательства развитых стран и стран с переходной экономикой, включая Россию, по ограничению и снижению поступления парниковых газов в атмосферу. Россия вступила в Протокол в 2005 году. Снижение выбросов предположительно должно составить для стран ЕС – 8 %; для США – 6 %; Канады и Японии – 7 %; на прежнем уровне могут оставить Россия, Украина. Исландия и Норвегия могут повысить на 1,8 и 10 % соответственно. Вокруг Киотского протокола ведутся широкие политические, научные, экономические дебаты. Они затрагивают тех, кто присоединился к протоколу(ЕС, РФ) или готов это сделать, и тех, кто категорически против этого, по крайней мере, до представления неопровержимых научных доказательств по парниковым газам (США).

В 1985 году на специализированной конференции ЮНЕП была принята Конвенция по защите озонового слоя, а в 1987 году был подписан Монреальский протокол по веществам, нарушающим озоновый слой. С 2001 года в России введен запрет на создание новых мощностей по производству озоноразрушающих веществ.

Обращение с опасными отходами регламентирует Базельская конвенция по контролю за трансграничным перемещением радиоактивных отходов и их удалением, подписанная в 1989 году. Согласно Базельской конвенции, в вопросах отнесения отходов к различным категориям опасности приоритетными являются требования национального законодательства государства. Государства, осуществляя свое право на запрещение импорта опасных отходов с целью удаления, должны информировать другие страны о своем решении. Участники Конвенции рассматривают незаконный оборот опасных или других отходов как преступное деяние. Особо регламентируется вопрос трансграничной перевозки.

С 2001 года вступила в силу подписанная в 1997 году Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами.

В целях охраны водных объектов и морской среды действует ряд конвенций: Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, обязывающая государства защищать и сохранять морскую среду, Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнений нефтью 1969 года, Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года, Международная конвенция по спасанию 1989 года (вступила в силу в 1996 году), Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 года (вступила в силу в 1996 году), Бухарестская конвенция о защите Черного моря от загрязнений 1992 года и др.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хамидулина Х.Х., Виноградова А.А.

В статье представлены современные направления деятельности в рамках Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением; Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных химических веществ и пестицидов в международной торговле; Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях. Принимая во внимание, что на национальном уровне, особенно в небольших странах, вопросами участия в конвенциях занимаются одни и те же организации, в 2011 г. под эгидой ЮНЕП была учреждена, так называемая структура BRS (единый секретариат), призванная улучшить координацию деятельности трех конвенций, уровень их сотрудничества, а также снизить расходы за счет организации общих служб, таких как административное обеспечение, информационный центр, планирование и организация заседаний всех уровней, проведение профессионального обучения, оказание технической помощи. В рамках трех конвенций рассматривается большое число одних и тех же химических веществ в соответствии с целью и направлением работы каждой конвенции. Это предполагает необходимость глубокой координации деятельности в рамках Конвенций не только на международном, но и национальном уровне. Все три Конвенции сохраняют полную самостоятельность в рамках своей сферы деятельности, проводя в то же время политику синергии, т.е. углубленного сотрудничества и координации деятельности.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хамидулина Х.Х., Виноградова А.А.

INTERNATIONAL AGREEMENTS IN CHEMICAL SAFETY AT THE RESENT STAGE

Modern directions of activities are reported in the frame of international agreements in chemical safety-The Basel Convention on the control of transboundary movements of hazardous wastes and their disposal, the Rotterdam Convention on the prior informed consent procedure for certain hazardous chemicals and pesticides in international trade, the Stockholm convention on persistent organic pollutants. Taking into account that at the national level, especially in small-size countries, the same bodies represent their countries in international conventions, in 2011 under UNEP, a BRS convention (unified secretariat) was set up to improve coordination of Conventions, to raise the level of their cooperation and at the same time to lower expenses of their activities by setting up common services such as administration support, joimt clearing house, planning and holding meetings of all levels, training, providing technical assistance etc. The three conventions deal with a great number of the same substances in accordance with their objectives and area of activities which requires a deep coordination in the frame of Conventions both at the international and national levels. All three Conventions preserve their full independence but conducting a policy of synenergy that means collaboration and deep coordination,

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

УДК 615.9 : 54-3 :327.7

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Х.Х. Хамидулина1,2, А.А. Виноградова1,

Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Российский регистр потенциально опасных химических и биологических веществ» Роспотребнадзора,117105, г. Москва, российская Федерация 2Федеральное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, 123993, г. Москва, российская Федерация

В статье представлены современные направления деятельности в рамках Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением; Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных химических веществ и пестицидов в международной торговле; Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях. Принимая во внимание, что на национальном уровне, особенно в небольших странах, вопросами участия в конвенциях занимаются одни и те же организации, в 2011 г. под эгидой ЮНЕП была учреждена, так называемая структура БЯБ (единый секретариат), призванная улучшить координацию деятельности трех конвенций, уровень их сотрудничества, а также снизить расходы за счет организации общих служб, таких как административное обеспечение, информационный центр, планирование и организация заседаний всех уровней, проведение профессионального обучения, оказание технической помощи. В рамках трех конвенций рассматривается большое число одних и тех же химических веществ в соответствии с целью и направлением работы каждой конвенции. Это предполагает необходимость глубокой координации деятельности в рамках Конвенций не только на международном, но и национальном уровне. Все три Конвенции сохраняют полную самостоятельность в рамках своей сферы деятельности, проводя в то же время политику синергии, т.е. углубленного сотрудничества и координации деятельности.

Ключевые слова: безопасность, химические вещества, отходы, конвенция.

Проблемы химической безопасности приобретают все большее значения для охраны здоровья человека и окружающей среды. Основными международными соглашениями в этой области являются три конвенции: Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (создана в 1989 г., число участников 186 государства[1] ; Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных химических веществ и пестицидов в международной торговле (учреждена в 1998г., число участников 159 страны) [2]; Стокгольмская конвенция

о стойких органических загрязнителях (учреждена в 2001г., число участников 181 страны) [3]. Деятельность этих конвенций осуществляется под эгидой ЮНЕП (Организация ООН по охране окружающей среды).

Все три конвенции имеют общую цель — защита здоровья человека, среды его обитания от воздействия опасных химических веществ и отходов на всем протяжении их жизненного цикла. Взаимодействие конвенций осуществляется по всем направлениям их деятельности: по опасным промышленным веществам, пестицидам, стойким органическим загрязнителям. Все три конвенции

Хамидулина Халидя Хизбулаевна (Khamidulina Khalidia Khizbulaevna), директор ФБУЗ «Россиский регистр потенциально опасных химических и биологических веществ» Роспотребнадзора, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой гигиены ФГБОУДПО РмАНПО Минздрава России, director@ rosreg.info

Виноградова Алла Андреевна ( Vinogradova Alla Andreevna), переводчик ФБУЗ Российский регистр потенциально опасных химических и биологических веществ» Роспотребнадзора, secretary@rosreg.info

придают важное значение предотвращению незаконного оборота опасных веществ.

Сфера деятельности Роттердамской конвенции охватывает пестициды и промышленные химические вещества, ее деятельность направлена на обеспечение общей ответственности государств в международной торговле отдельными опасными химическими веществами путем обмена информацией об их свойствах, закрепления положений об осуществлении на национальном уровне процесса принятия решений, касающихся их импорта и экспорта [2].

Базельская конвенция осуществляет контроль над межгосударственным перемещением опасных отходов и по предотвращению перевозки опасных отходов для их удаления в странах, которые не имеют соответствующих предприятий по безопасной переработке отходов, в результате чего создается потенциальная угроза для здоровья населения и окружающей среды[1].

Стокгольмской конвенции распространяется на стойкие органические загрязнители и ее целью является охрана человека и окружающей среды от их воздействия [3].

Членами конвенций являются государственные организации (ГО). Однако, в работе конвенций участвуют также негосударственные организации (НГО) общественные организации и некоммерческие организации (НКО). Принципы принятия решений в трех конвенциях одинаковые: решения по существенным вопросам принимается путем консенсуса, особенно это касается Роттердамской конвенции. В Стокгольмской и Базельской конвенциях допускается в случае невозможности достижения согласия использовать голосование присутствующих сторон большинством в две трети голосов. По процедурным и административным вопросам решения принимаются большинством в две трети голосов присутствующих сторон.

Принимая во внимание, что на национальном уровне, особенно в небольших странах, вопросами участия в конвенциях занимаются одни и те же организации, в 2011 г. под эгидой ЮНЕП была учреждена, так называемая, структура БКБ (единый секретариат), призванная улучшить координацию деятельности трех конвенций, уровень их сотрудничества, а также снизить расходы за счет организации общих служб, таких как административное обеспечение, информационный центр, планирование и организация заседаний всех уровней, проведение профессионального обучения, оказание технической помощи. При этом все три Конвенции сохраняют полную самостоятельность в рамках своей сферы деятельности, проводя в то же время политику синергии, т.е. углубленного сотрудничества и координации деятельности. Проведенные в апреле — мае

2017 г. конференции сторон трех конвенций показали как результаты решения проблем, стоящих перед конвенциями, так и проблемы и перспективы их развития. В настоящей статье более подробно рассматривается современное направление деятельности по Роттердамской конвенции, исполнение основных положений которой возложено на Роспотребнадзор, на ФБУЗ «Российский регистр потенциально опасных химических и биологических веществ» Роспотребнад-зора, являющееся национальным назначенным органом от Российской Федерации. Деятельность по исполнению международных обязательств по исполнению положений Роттердамской конвенции осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.03.2011 г. № 30-Ф3 «О присоединении Российской Федерации к Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле» и Постановлением Правительства РФ от 26 января 2012 г. N 22 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле от 10 сентября 1998 г.»

Задачами Роттердамской конвенции являются: содействовать сотрудничеству стран и повышению их ответственности в международной торговле некоторыми опасными химическими веществами в целях защиты здоровья людей и окружающей среды от их воздействия, а также рационального их обращения. В сферу деятельности Роттердамской конвенции входят пестициды и промышленные вещества, вошедшие в Приложение III «Химические вещества, подпадающие под действие Процедуры предварительного обоснованного согласия». Процедура предварительного обоснованного согласия состоит в том, что экспортер запрашивает импортирующую страну до начала экспорта об ее согласии на импорт. Внесению веществ в Приложение III предшествует строгая четко определенная процедура рассмотрение вещества. Любая страна, испытывающая проблемы, вызываемые каким-либо особо опасным веществом или пестицидом, может предложить секретариату включить его в приложение III. Секретариат после получения предложения, проверяет наличия в ней требуемой информации и незамедлительно направляет всем Сторонам Конвенции. Секретариат собирает дополнительную информацию о веществе, а затем направляет в Комитет по рассмотрению химических веществ (CRC) Роттердамской конвенции. CRC принимает к рассмотрению предложения по внесению веществ в Приложение III,

если соответствующие вещества окончательно запрещены в странах инициаторах и находятся на разных континентах. По рекомендации Комитета по рассмотрению химических веществ вопрос о внесении вещества в Приложение III решает Конференция сторон — высший орган Конвенции, путем консенсуса. После решения о внесении вещества в Приложение III CRC подготавливает, а Конференция сторон утверждает так называемый Документ — руководство по принятию решения (*Decision Guidance Document/ DGD). Он содержит химические и токсикологические характеристики вещества, окончательные регламентационные постановления в странах, где оно запрещено, оценку риска, принятые меры по уменьшению его воздействия, социально экономические последствия его запрещения и возможные альтернативы для его замещения. Публикация DGD позволяет странам — участницам определиться в части его возможного импорта и принятия окончательных регламентаци-онных постановлений на национальном уровне. О своем решении страны обязаны информировать секретариат Конвенции , который их размещает в циркулярах PIC два раза в год. Следует отметить, что включение веществ в Приложение III бесспорно влияет на мировую торговлю опасными веществами, хотя формально не запрещает ее. Страна- экспортер может экспортировать запрещенное вещество, но только с согласия импортера. Как правило, это осуществляется через Назначенный национальный орган в стране- импортере. Этот же орган должен следить, чтобы запрещенные вещества в его стране или включенные в Приложение III не экспортировались без предварительной договоренности. По данным секретариата Роттердамской конвенции в течение 2015 г. 7 химических веществ, внесенных в Приложение III, были экспортированы, в том числе алахлор (55 раз), алдикарб (7 раз), эн-досульфан (26 раз), этиленоксид (24 раза), суль-фурамид (10 раз), тетраэтилсвинец (77 раз), соединения трибутилолова (10 раз). Следует также отметить, что, если вещество запрещено в стране экспортере, но не фигурирует в Приложении III, экспортер тоже обязан соблюдать процедуру предварительного обоснованного согласия в отношении импортера.

На начало 2017 г. Приложение III содержало 50 химических веществ, в том числе 34 пестицида, 15 промышленных химических веществ и одно вещество, являющееся одновременно пестицидом и промышленным веществом.

На заседании Конференции сторон [5] Роттердамской конвенции в мае 2017 г. в Приложение III были включены следующие вещества: Карбо-фуран CAS No 1563-66-2 (пестицид); трихлорфон CAS No 52-68-6 (пестицид); коротко-цепочные

хлорированные парафины CAS No 85535-84-8 (промышленное вещество); соединения трибутилолова: трибутилолово хлорид (CAS No 146122-9), трибутилолово фторид (CAS No 1983-10-4), трибутилоловометакрилат (CAS No 2155-70-6), трибутилоловолинолеат ( CAS No 24124-25-2), трибутилоловобензоат (CAS No 4342-36-3), трибутилолово оксид (CAS No 56-35-9), трибутило-ловонафтенат (CAS No 85409-17-2). По веществам карбосульфан CAS 55285-14-8 (пестицид); фенти-он CAS 55-38-9 (особо опасный пестицид) консенсус не был достигнут, и было принято решение перенести рассмотрение этих пестицидов на 9-ое заседание Конференции сторон в 2019 г.

Согласно Роттердамской конвенции при наличии двух уведомлений по одному и тому же химическому веществу из двух различных регионов ПОС , после проверки Секретариатом на соответствие требованиям к информации, содержащимся в приложении I к Конвенции, это химическое вещество становится «химическим веществом-кандидатом» и планируется к рассмотрению Комитетом по рассмотрению химических веществ (КПР).

В настоящее время химическими веществами-кандидатами являются промышленные химические вещества и пестициды, представленные в таблице

Деятельность Стокгольмской конвенции направлена на определение и утверждение химических веществ, производство и использование которых должно быть ликвидировано и которые не должны экспортироваться и импортироваться. Эти вещества включаются в Приложение А «Ликвидация». Стокгольмская конвенция определяет также химические вещества, производство которых должно быть ограничено. Эти вещества включаются в Приложение В «Ограничение». В Стокгольмской конвенции определяются меры по сокращению и ликвидации выбросов веществ результате их непреднамеренного образования. Эти вещества включены в Приложение С «Непреднамеренное производство», примером могут служить полихлорированные дифенилы, полихлорированные нафталины, полихлориро-ванные дибензофураны, диоксины.

Первоначально в список конвенции вошли двенадцать СОЗ — альдрин, хлордан, ДДТ, дильдрин, эндрин, гептахлор, гексахлорбензол, мирекс, ток-сафен, полихлорированные дифенилы (ПХД), а также диоксины и фураны (непреднамеренно образованные побочные продукты в результате неполного сгорания или химических реакций). Эти вещества, согласно Конвенции, должны быть запрещены для использования, производство их должно быть прекращено, а все запасы уничтожены, кроме того, их запрещается перевозить через границы стран, признающих Конвенцию

* Химические вещества перечислены в Приложении III под этим номером CAS в категории пестицидов.

** Химические вещества перечислены в Приложении III под этим номером CAS в категории промышленное химическое

Химические вещества — кандидаты для включения в Приложение III Роттердамской конвенции

Наименование CAS номер Категория

Ацетохлор 34256-82-1 пестицид

Атразин 1912-24-9 пестицид

Углерод тетрахлорид 56-23-5 промышленное химическое вещество

Хлордекон 143-50-0 пестицид и промышленное химическое вещество

Эндосульфан 115-29-7*, 959-98-8, 33213-65-9 промышленное химическое вещество

Гексабромциклододекан 25637-99-4, 3194-55-6, 134237-50-6, 134237-51-7, 134237-52-8 промышленное химическое вещество

Гексазинон 51235-04-2 пестицид

Лябмда цигалотрин^) 50 г/л 91465-08-6 особо опасный пестицидный состав

Лямбда цигалотрин 50 г/л 91465-08-6 особо опасный пестицидный состав

Мирекс 2385-85-5 пестицид и промышленное химическое вещество

Пентахлорбензол 608-93-5 пестицид и промышленное химическое вещество

Перфтороктансульфоновая кислота и ее соли Перфтороктансульфонилфторид 2795-39-3**, 70225-14-8**, 29081-56-9**, 29457-72-5**, 307-35-7** пестицид

Форат 298-02-2 пестицид

Полихлорированные нафталины 28699-88-9, 1321-65-9, 1335-88-2, 1321-64-8, 1335-87-1, 32241-08-0, 2234-13-1 24017-47-8 промышленное химическое вещество

Триазофос 24017-47-8 пестицид

о СОЗ. Этот список открыт для расширения, при этом включаемые новые вещества, как и первые 12, должны быть стойкими органическими загрязнителями. Для регулярного пересмотра перечня СОЗ, подпадающих под действие Конвенции, был создан Комитет по рассмотрению СОЗ (POPs Review Committee). К началу 2017 г. Приложение В/А содержало 22 вещества. На совещании конференции сторон в апреле-мае 2017 этот

перечень был расширен путем внесения в Приложение А трех новых веществ-декабромодифени-лового эфира (коммерческая смесь e-decaBDE) CAS No 1163-19-5; короткоцепочечных хлорированных парафинов: CAS No. 85535-84-8, CAS No. 68920-70-7, CAS No. 71011-12-6, CAS No. 85536-22-7, CAS No. 85681-73-8, CAS No. 108171-26-2.

Комитет по рассмотрению СОЗ (аналог Комитета по рассмотрению химических веществ Рот-

тердамской конвенции) готовит рекомендации по запрещению следующих веществ — дикофол, пентадекафтороктановая кислота CAS No.335-67-1; перфторгексан сульфоновая кислота, ее соли и связанные с ней соединения CAS No 355-46-4.

Российская Федерация ратифицировала Стокгольмскую конвенцию о стойких органических загрязнителях (Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 164-ФЗ «О ратификации Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях». Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. № 720 «О мерах по обеспечению выполнения Российской Федерацией обязательств, предусмотренных Стокгольмской конвенцией о стойких органических загрязнителях от 22 мая 2001 г.» в целях выполнения Российской Федерацией обязательств, предусмотренных Стокгольмской конвенцией о стойких органических загрязнителях от 22 мая 2001 г.. Правительство Российской Федерации установило, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации: осуществляет координацию выполнения федеральными органами исполнительной власти обязательств Российской Федерации, предусмотренных Стокгольмской конвенцией о стойких органических загрязнителях от 22 мая 2001 г.; обеспечивает взаимодействие с Секретариатом Стокгольмской конвенции и Конференцией Сторон Стокгольмской конвенции; выступает ответственным федеральным органом исполнительной власти по подготовке и представлению Конференции Сторон Стокгольмской конвенции национальных докладов и других материалов о принимаемых Российской Федерацией мерах по выполнению обязательств Российской Федерации, предусмотренных Стокгольмской конвенцией; назначает в соответствии с положениями Стокгольмской конвенции национальный координационный центр Российской Федерации в целях обмена информацией. Назначенный национальный центр по Стокгольмской конвенции организован на базе Новосибирского института органической химии им. Н.Н.Ворожцова Сибирского отделения Российской академии наук.

Сфера деятельности Базельской конвенции охватывает отходы взрыоопасные, возгораемые, реактивные, ядовитые, инфекционные, коррозив-ные, токсичные, экотоксичные и прочие[1]. Недавно принят ряд поправок к Конвенции, согласно которым под запрет на ввоз опасных отходов попадают отходы, содержащие мышьяк, ртуть, свинец, асбест и другие вещества. На десятой Конференции Сторон конвенции в 2011 году принята так называемая Запретительная поправка, по которой запрещается перевозка опасных отходов из стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в страны,

не являющиеся членами ОЭСР. Согласно Базель-ской конвенции, производство опасных отходов и их межгосударственное перемещение должны быть минимальны. Перемещение опасных отходов требует специального разрешения и подчиняется законам страны-получателя. Межгосударственное перемещение опасных отходов должно проводиться в соответствии с правилами по охране окружающей среды при уверенности, что страна-получатель способна провести безопасную переработку этих отходов. Все другие перемещения опасных отходов считаются не законными.

Область применения конвенции охватывает широкий спектр отходов, определяемых как «опасные» в зависимости от их происхождения и состава, а также бытовые отходы и золу, образующуюся при их сжигании. Категории отходов, подлежащие регулированию, включают медицинские отходы, фармацевтические, отходы производства, получения и применения биоцидов и фитофармацевтических препаратов; отходы производства, получения и применения органических растворителей; отходы тепловой обработки и облагораживания материалов, содержащие цианиды; ненужные вещества и продукты, содержащие полихлорированные бифенилы (ПХБ) и/ или полихлорированные терфенилы (ПХТ), и/ или полибромированные бифенилы (ПББ) или их примеси; отходы производства, получения и применения чернил, красителей, пигментов, красок, лаков, олифы; отходы производства, получения и применения синтетических смол, латекса, пластификаторов, клеев, связывающих материалов; отходы взрывоопасного характера, не подпадающие под иное законодательство; отходы производства, получения и применения фотохимикатов или материалов для обработки фотоматериалов; отходы обработки металлических и пластмассовых поверхностей; остатки от операций по удалению промышленных отходов и другие. Перечисленные отходы могут включать следующие химические вещества: бериллий, шестивалентный хром, медь, цинка; мышьяк; селен теллур; ртуть; таллий; свинец и соединения этих металлов, неорганические соединения фтора, за исключением фтористого кальция; неорганические цианиды; кислотные растворы или кислоты в твердом виде; основные соединения или твердые основания; асбест (порошок и волокна); органические соединения фосфора органические цианиды; фенолы; фенольные соединения, включая хлорфенолы; эфиры; галогенизированные органические растворители; органические растворители, за исключением галогенизированных растворителей; любые материалы типа полихло-рированного дибензофурана; типа полихлориро-ванного дибензодиоксина и целый ряд органога-логенных соединений.

Система регулирования является краеугольным камнем Базельской конвенции [1]. Основываясь на принципе предварительного обоснованного согласия, она требует, чтобы до начала экспорта государство-экспортер предоставляло государству-импортеру и трансграничным государствам подробную информацию о предполагаемом перемещении отходов. Перемещение может быть осуществлено только в том случае, если все заинтересованные государства дали свое письменное согласие.

В Российской Федерации деятельность в этой области регулируется Федеральным законом от 25 ноября 1994 г. N 49-ФЗ «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» Постановлением Правительства РФ от 17 октября 2015 г. N 1110 «О мерах по обеспечению выполнения Российской Федерацией обязательств, предусмотренных Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением», заменившим Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 670 «О первоочередных мерах по

выполнению Федерального закона «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением»

Анализ деятельности в рамках трех конвенций показал, что в них рассматривается большое число одних и тех же химических веществ в соответствии с целью и направлением работы каждой конвенции. Это предполагает необходимость глубокой координации их деятельности не только на международном, но и национальном уровне.

Проблемы реализации конвенций в странах нашли отражение в программных направлениях Стратегического подхода к международному регулированию химических веществ (СПМРХВ/ 8Д1СМ)[6]..

Даже краткий обзор международной деятельности в области химической безопасности показывает, насколько интенсивно эти работы ведутся на международном уровне. Сегодня ни одно существенное экономическое решение не может быть принято без учета вопросов химической безопасности и его потенциального воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

1. Basel Convention on the Control of Transboundary Movements of Hazardous Wastes and Their Disposal

2. http://www.basel.int/TheConvention/ Overview/TextoftheConvention/ tabid/1275/Default.aspx.

3. Rotterdam Convention on the Prior Informed Consent Procedure for Certain Hazardous Chemicals and Pesticides

in International Trade. http://www.

4. Stockholm Convention on Persistent Organic Pollutants. http://chm. pops.int/TheConvention/Overview/ TextoftheConvention/tabid/2232/ Default.aspx/

5. Synergies among the Basel, Rotterdam and Stockholm Conventions.

6. http://www.brsmeas.org/ Declslonmaklng/Overvlew/ SynerglesProcess/tabld/2615/ language/en-US/Default.aspx. 2017 COPS.

7. http://www.brsmeas.org/2017C0Ps/ 0vervlew/tabld/5306/language/en-US/ Default.aspx.

8. Хамидулина Х.Х., Щербаков П.А. Развитие «Зеленой» химии в рамках

Стратегического подхода к международному регулированию химических веществ (СПМРХВ/SAICM). ж. Токсикологический вестник.2017;№ 5: 50-55./ Khamldullna Kh.Kh., Shcherbakov P.A. 9. The Development of GREEN CHEMISTRY In SAICM Framework. J. Toxicological Review.2017; No. 5: 5055. (In Russian)

KH.Kh. Khamidulina1,2, A.A. Vinogradova1

INTERNATIONAL AGREEMENTS IN CHEMICAL SAFETY AT THE RESENT STAGE

1Russian Register of Potentially Hazardous Chemical and Biological Substances of Rospotrebnadzor, 117105 Moscow, Russian Federation

2 Russian Medical Academy of Continuous Professional Education, 125993 Moscow, Russian Federation

Modern directions of activities are reported in the frame of international agreements in chemical safety-The Basel Convention on the control of transboundary movements of hazardous wastes and their disposal, the Rotterdam Convention on the prior informed consent procedure for certain hazardous chemicals and pesticides in international trade, the Stockholm convention on persistent organic pollutants. Taking into account that at the national level, especially in small-size countries, the same bodies represent their countries in international conventions, in 2011 under UNEP, a BRS convention (unified secretariat) was set up to improve coordination of Conventions, to raise the level of their cooperation and at the same time to lower expenses of their activities by setting up common services such as administration support, joimt clearing house, planning and holding meetings of all levels, training, providing technical assistance etc. The three conventions deal with a great number of the same substances in accordance with their objectives and area of activities which requires a deep coordination in the frame of Conventions both at the international and national levels. All three Conventions preserve their full independence but conducting a policy of synenergy that means collaboration and deep coordination, Keyword: safety, chemical substances, wastes, conventions.

Какие международные соглашения регулируют систему мер по охране окружающей среды от хим загрязнения

Статья 82. Международные договоры Российской Федерации в области охраны окружающей среды

1. Международные договоры Российской Федерации в области охраны окружающей среды, не требующие для применения издания внутригосударственных актов, применяются к отношениям, возникающим при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации в области охраны окружающей среды применяется соответствующий нормативный правовой акт, принятый для осуществления положений международного договора Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации в области охраны окружающей среды установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

3. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *