Федеральный закон от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ
В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач.
Государством обеспечивается соблюдение прав и законных интересов политических партий.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации.
Статья 2. Право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии
Право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии включает в себя право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями, право вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии, право участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также право беспрепятственно выходить из политических партий.
Статья 3. Понятие политической партии и ее структура
1. Политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти, органах публичной власти федеральных территорий и органах местного самоуправления. (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
Политическая партия является видом общественной организации как организационно-правовой формы юридических лиц (пункт 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации). (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 23.05.2015 № 133-ФЗ)
2. Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:
а) политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии; (В редакции Федерального закона от 02.04.2012 № 28-ФЗ)
б) в политической партии должно состоять не менее пятисот членов политической партии с учетом требований, которые предусмотрены пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона. Уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях; (В редакции Федерального закона от 02.04.2012 № 28-ФЗ)
в) руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.
(Пункт в редакции Федерального закона от 28.04.2009 № 75-ФЗ)
3. Под региональным отделением политической партии в настоящем Федеральном законе понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации. В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом.
4. Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе.
Основными целями политической партии являются:
формирование общественного мнения;
политическое образование и воспитание граждан;
выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), в законодательные органы субъектов Российской Федерации, органы публичной власти федеральных территорий, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов. (В редакции федеральных законов от 21.07.2005 № 93-ФЗ, от 02.10.2012 № 157-ФЗ, от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
5. Под политической партией, представленной в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в настоящем Федеральном законе понимается политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 20.10.2011 № 287-ФЗ)
Под политической партией, представленной в законодательном органе субъекта Российской Федерации, в настоящем Федеральном законе понимается политическая партия, список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 02.12.2019 № 423-ФЗ, от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
(Дополнение пунктом — Федеральный закон от 04.06.2010 № 116-ФЗ)
Статья 4. Законодательство Российской Федерации о политических партиях
Деятельность политических партий основывается на Конституции Российской Федерации и регулируется федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Особенности гражданско-правового положения политической партии как вида общественной организации (пункт 4 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации) определяются настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 23.05.2015 № 133-ФЗ)
Статья 5. Территориальная сфера деятельности политической партии
Политическая партия вправе осуществлять свою деятельность на всей территории Российской Федерации.
Статья 6. Наименование политической партии
1. В наименовании политической партии, как полном, так и сокращенном, не допускается использование наименований иных существующих в Российской Федерации политических партий и других общероссийских общественных объединений, наименований, схожих с этими наименованиями до степени смешения, либо наименований политических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с нарушением пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 02.04.2012 № 28-ФЗ)
11. Наименование политической партии должно содержать слова «политическая партия». Организационно-правовая форма (общественная организация) в наименовании политической партии не указывается. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 23.05.2015 № 133-ФЗ)
2. В наименовании политической партии не допускается использование наименований органов государственной власти, органов публичной власти федеральных территорий и органов местного самоуправления, а также имени и (или) фамилии гражданина. (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
3. Региональные отделения и иные структурные подразделения политической партии используют наименование этой политической партии с указанием своей территориальной принадлежности.
4. Политическая партия может использовать в своем наименовании слова «Россия», «Российская Федерация» и образованные на их основе слова и словосочетания.
5. Наименование политической партии должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности и (или) авторских прав. Запрещается использовать наименование политической партии, оскорбляющее расовые, национальные или религиозные чувства.
6. Юридические лица, не являющиеся политическими партиями, не могут использовать в своем наименовании слово «партия». (В редакции Федерального закона от 23.05.2015 № 133-ФЗ)
Статья 7. Символика политической партии
1. Политическая партия может иметь свои эмблему и иные символы, точное описание которых должно содержаться в уставе политической партии. Символика политической партии не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой федеральных территорий, символикой муниципальных образований, а также с государственной символикой иностранных государств. (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
2. В качестве эмблемы и иных символов политической партии не могут быть использованы эмблемы и иные символы существующих в Российской Федерации политических партий, а также эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена. (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 236-ФЗ)
3. Символика политической партии должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности и (или) авторских прав. Запрещается использовать символику, оскорбляющую или порочащую Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы, гимны субъектов Российской Федерации, федеральных территорий, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также символы, оскорбляющие расовые, национальные или религиозные чувства. (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
Статья 8. Основные принципы деятельности политических партий
1. Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
2. Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
3. Политические партии действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной.
4. Политические партии должны создавать мужчинам и женщинам, гражданам Российской Федерации разных национальностей, являющимся членами политической партии, равные возможности для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти, органах публичной власти федеральных территорий и органах местного самоуправления. (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
Статья 9. Ограничения на создание и деятельность политических партий
1. Запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. (В редакции Федерального закона от 25.07.2002 № 112-ФЗ)
2. Включение в уставы и программы политических партий положений о защите идей социальной справедливости, равно как и деятельность политических партий, направленная на защиту социальной справедливости, не может рассматриваться как разжигание социальной розни.
3. Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности.
Под признаками профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности в настоящем Федеральном законе понимается указание в уставе и программе политической партии целей защиты профессиональных, расовых, национальных или религиозных интересов, а также отражение указанных целей в наименовании политической партии.
Политическая партия не должна состоять из лиц одной профессии.
4. Структурные подразделения политических партий создаются и действуют только по территориальному признаку. Не допускается создание структурных подразделений политических партий в органах государственной власти, органах публичной власти федеральных территорий и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях. (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
5. Не допускается деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти, органах публичной власти федеральных территорий и органах местного самоуправления (за исключением законодательных органов субъектов Российской Федерации, представительных органов федеральных территорий и представительных органов муниципальных образований), в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных органов субъектов Российской Федерации, в аппаратах представительных органов федеральных территорий, в государственных организациях. Запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных организаций. (В редакции федеральных законов от 21.07.2005 № 93-ФЗ, от 30.04.2021 № 117-ФЗ, от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
6. Создание и деятельность на территории Российской Федерации политических партий иностранных государств и структурных подразделений указанных партий не допускаются.
7. В случае введения на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях чрезвычайного или военного положения деятельность политических партий осуществляется в соответствии с федеральным конституционным законом о чрезвычайном или военном положении.
Статья 10. Государство и политические партии
1. Вмешательство органов государственной власти, органов публичной власти федеральных территорий и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти, органов публичной власти федеральных территорий и их должностных лиц, не допускается. (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
2. Вопросы, затрагивающие интересы политических партий, решаются органами государственной власти, органами публичной власти федеральных территорий и органами местного самоуправления с участием соответствующих политических партий или по согласованию с ними. (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
3. Лица, замещающие государственные или муниципальные должности, и лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в интересах политической партии, членами которой они являются, либо в интересах любой иной политической партии. Указанные лица, за исключением депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации, членов представительных органов федеральных территорий, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, и депутатов представительных органов муниципальных образований, не могут быть связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей. (В редакции федеральных законов от 21.07.2005 № 93-ФЗ, от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
4. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать свое членство в политической партии на срок осуществления своих полномочий.
ГЛАВА II. СОЗДАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ
Статья 11. Способы создания политической партии
1. Политическая партия создается свободно, без разрешений органов публичной власти и должностных лиц. Политическая партия может быть создана на учредительном съезде политической партии. (В редакции федеральных законов от 23.05.2015 № 133-ФЗ, от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
2. Политическая партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии. Делегаты учредительного съезда политической партии являются учредителями политической партии. (В редакции Федерального закона от 02.04.2012 № 28-ФЗ)
3. Со дня создания политическая партия осуществляет организационную и информационно-пропагандистскую деятельность, связанную с формированием региональных отделений политической партии и получением политической партией документа, подтверждающего факт внесения записи о ней в единый государственный реестр юридических лиц. (В редакции Федерального закона от 21.03.2002 № 31-ФЗ)
4. (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 23.05.2015 № 133-ФЗ)
5. (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 23.05.2015 № 133-ФЗ)
Статья 12. Организационный комитет
1. Для подготовки, созыва и проведения учредительного съезда политической партии гражданами Российской Федерации, имеющими право быть членами политической партии, образуется организационный комитет в составе не менее десяти человек.
2. Организационный комитет уведомляет в письменной форме федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации политических партий (далее — федеральный уполномоченный орган), о своем намерении создать политическую партию и указывает ее предполагаемое наименование. Вместе с уведомлением в указанный орган направляются: (В редакции федеральных законов от 21.03.2002 № 31-ФЗ; от 21.07.2005 № 93-ФЗ)
а) сведения не менее чем о десяти членах организационного комитета (фамилии, имена, отчества, даты рождения, гражданство, контактные телефоны);
б) протокол собрания организационного комитета, в котором указываются цель его создания, срок полномочий (но не более одного года), место нахождения, порядок использования денежны
Согласно установленным требованиям политическая партия должна состоять не менее чем из
Статья 3. Понятие политической партии и ее структура
1. Политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти, органах публичной власти федеральных территорий и органах местного самоуправления.
(в ред. Федерального закона от 10.07.2023 N 287-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Политическая партия является видом общественной организации как организационно-правовой формы юридических лиц (пункт 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации).
(абзац введен Федеральным законом от 23.05.2015 N 133-ФЗ)
2. Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:
а) политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;
(в ред. Федерального закона от 02.04.2012 N 28-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) в политической партии должно состоять не менее пятисот членов политической партии с учетом требований, которые предусмотрены пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона. Уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях;
(пп. «б» в ред. Федерального закона от 02.04.2012 N 28-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 28.04.2009 N 75-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Под региональным отделением политической партии в настоящем Федеральном законе понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации. В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом.
4. Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе.
Основными целями политической партии являются:
формирование общественного мнения;
политическое образование и воспитание граждан;
выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), в законодательные органы субъектов Российской Федерации, органы публичной власти федеральных территорий, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 02.10.2012 N 157-ФЗ, от 10.07.2023 N 287-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Под политической партией, представленной в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в настоящем Федеральном законе понимается политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 20.10.2011 N 287-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Под политической партией, представленной в законодательном органе субъекта Российской Федерации, в настоящем Федеральном законе понимается политическая партия, список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 02.12.2019 N 423-ФЗ, от 10.07.2023 N 287-ФЗ)
Онлайн тесты на тему «Конституционное право — бесплатные ответы на тест Синергия»
1. Иерархия федеральных законов в системе законодательства Российской Федерации следующая: …
Конституция Российской Федерации, федеральный закон, федеральный конституционный закон, закон Российской Федерации, указ Президента, постановление Правительства
2.Гражданин РФ … на гражданство иностранного государства (двойное гражданство)
имеет право.
3.Преподавание какого-либо вероучения в государственном образовательном учреждении может вестись только факультативно.
4.Для иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации установлен … режим
национальный.
5.Прокуроры в Российской Федерации назначаются на должность …
Генеральным прокурором РФ.
6.Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие …
25 лет
7.Неустранимые сомнения в виновности лица …
трактуются в пользу обвиняемого
8.К источникам конституционного права …относятся Указы Президента и постановления Правительства, в случае если они содержат нормы конституционного права
9.В Российской Федерации установлена … форма правления
10.По форме государственного устройства Россия является …
федеративным государством
11.Право на замену военной службы альтернативной гражданской имеют …
граждане, вероисповедание или убеждения которых противоречат несению военной службы?
12.Российская Федерация является … республикой
президентской
13.Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается …
в соответствии с федеральным законом
14.Исчерпывающий перечень прав и свобод человека и гражданина …
содержится в Конституции РФ
15.Указы Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения утверждаются:Советом Федерации
16.Политическая партия – это …
общественная организация (официально определенная или официально неопределенная), создаваемая для завоевания политической власти?
17.Представительная демократия осуществляется …
через представительные органы государственной власти и местного самоуправлени
18.Принятые Государственной Думой федеральные законы передаются на рассмотрение …
Совету Федерации
19.Под правом понимают …
совокупность законов и других правовых актов
20.Высшей ценностью в российском государстве Конституция Российской Федерации определяет …
человека, его права и свободы
21.Выборы Президента РФ считаются состоявшимися при участии …
50 % плюс один голос от включенных в списки избирателей
22.Решение об отставке Правительства РФ принимает …
Президент РФ
23.Отмена формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов) произошла …
в 2002
24.Высшим судебным органом по гражданским, административным и уголовным делам является …Верховный суд РФ
25.Конституция Российской Федерации допускает задержание лица до вынесения судебного решения на срок …не более 48 часов
26.Конституция Российской Федерации обладает верховенством над …
законами и подзаконными актами федерального законодательства, актами органов государственной власти субъектов Федерации, актами органов местного самоуправления
27.Новая Конституция Российской Федерации может быть принята …
Конституционным Собранием или народом путем всенародного голосования
28.К формам собственности, которые признаются в Российской Федерации, можно отнести …
частную, государственную и муниципальную
29.Принципы избирательного права и избирательной системы …
характеризуют различные предметы правового регулирования, но не противоречат друг другу
это понятия одного порядка
это тождественные понятия
30.Форма государства – это …
внешнее выражение внутреннего содержания государства – в форме правления и в форме территориально-государственного устройства, а также это форма политического режима
31. Проект закона субъекта РФ рассматривается региональным парламентом . чтениях
не менее чем в двух
32. . — это городское, сельское поселение (несколько поселений, объединенных общей территорией, либо часть поселения, иная населенная территория), в пределах которого осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления
Муниципальное образование
33. Право на забастовку по форме осуществления .
относится к категории коллективного права
34. Филиация в конституционном праве означает .
приобретение гражданства по факту рождения
35. Публикация закона осуществляется в течение . дней с момента подписания Президентом Р 7 дней
36. Первую Советскую Конституцию РСФСР принял V Всероссийский Съезд Советов 10 июля . 1918 г.
37. Для подготовки, созыва и проведения учредительного съезда политической партии гражданами РФ, имеющими право быть членами политической партии, образуется организационный комитет в составе не менее .
10 человек
38. Центральная избирательная комиссия РФ состоит из .
15 человек
39. В детских объединениях в РФ членство допустимо с .
8 лет
40. Федеральный закон «О Государственном языке Российской Федерации», который закрепил статус русского языка как государственного, был принят 1 июня .
2005 г.
41. Согласно федеральному законодательству, . — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской
Политическая партия
42. В Российской Федерации применяют .
мажоритарную и пропорциональную избирательные системы
43. Выборы депутатов Государственной Думы РФ проводятся на основе . избирательной системы пропорциональной
44. Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления в части территории муниципального образования проводят .
опросы
публичные слушания
45. Уполномоченный по правам человека назначается на должность и освобождается от должности . РФ
Государственной Думой Федерального Собрания
46. Возрастной ценз для кандидата на должность Президента России .
35 лет
47. Конституцией РФ установлено, что российский гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с .
18 лет
48. — это установленные государством общеобязательные правила поведения, которые регулируют отношения и связи в предмете
Конституционно-правовые нормы
49. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством гражданского, административного, уголовного и . судопроизводства
Конституционного
50. Обсуждение проекта федерального закона о федеральном бюджете относится к задачам . РФ
51. Главная задача парламента — .
принятие законов
52. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» был принят 31 мая .
2002 г.
53. В соответствии со ст. б5 федеральной Конституции Российская Федерация состоит из . видов субъектов
шести
54. Срок полномочий депутатов законодательного органа субъекта РФ одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ и не может превышать .
5 лет
55. Конституционный Суд РФ решает вопросы
права
56. Под . гарантиями понимают те правовые средства и способы, с помощью которых в обществе обеспечивается гражданам реализация их прав и свобод
юридическими
57. Территориальные единицы государства, в зависимости от Функциональной загруженности, подразделяют на..
универсальные и специализированные
58. Итоговые решения Конституционного Суда РФ по существу вопроса в делах о проверке соответствия Конституции РФ законов и иных нормативных правовых актов, по спорам о компетенции, о толковании Конституции РФ именуются .
постановлениями
59. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 105), главной задачей Государственной Думы является …
принятие федеральных законов
60. Органы государственной власти по способу возникновения подразделяются на …
первичные и производные
61. В статью 65 Конституции РФ, определяющую состав Российской Федерации, вносятся изменения на основании …
федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта
62. Под … суверенитетом понимается верховенство и независимость государственной власти, проявляющиеся во внутренней и внешнеполитической деятельности государства
государственным
63. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» был принят от 17 декабря …
1997 г.
64. Согласно Конституции РФ, Палаты Федерального Собрания РФ могут собираться совместно лишь для заслушивания …
посланий Президента РФ или Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств
65. К основным цензам, свойственным современному российскому избирательному праву, следует отнести …ценз гражданства, возрастной ценз, ценз дееспособности, ценз судимости и ценз оседлости.
66. Согласно Конституции РФ, присяжные заседатели избираются по жребию из числа избирателей в возрасте от …
25 до 70 лет
67. При назначении референдума Президент определяет день голосования, которым может быть …
только воскресенье
68. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России …
не менее 10 лет
69. С точки зрения обязательности конституционный контроль может быть обязательным и …факультативным
70. По назначению в механизме правового регулирования конституционно-правовые нормы подразделяются на …
материальные и процессуальные
71. Действующая Конституция РФ вступила в силу 25 декабря …
1993 г.
72. Надзор и контроль законности деятельности общественных объединений …
осуществляют прокуратура, органы юстиции, иные органы в рамках своей компетенции
73. Неверно, что к судам общей юрисдикции относятся … К судам общей юрисдикции относятся: верховные суды республик в составе РФ, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов; районные (городские, межрайонные) суды; мировые судьи. К судам
федеральные арбитражные суды округов
74. Секретарь Совета Безопасности назначается на должность и освобождается от должности …
Президентом РФ
75. В Советском Союзе первым и единственным Президентом был избран …
Горачев
76. Современное конституционное законодательство выдвигает на первое место … права
личные
77. Согласно установленным требованиям, политическая партия должна состоять не менее чем из …
500 членов
78. Основные положения о конституционных поправках и пересмотре Конституции изложены в … Конституции РФ
9 главе
79. Периодизация становления российского федерализма (по М.В. Баглаю) включает … этапа три
80. Некоторые субъекты РФ, такие как …, имеют двухпалатные парламенты Адыгеи, Великий Хурал Тывы
Адыгея
Тыва
81. Договорной федерацией является …
США
82. Согласно ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», … – это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения
муниципальное образование
83. Согласно Конституции РФ (ст. 94), Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является … органом РФ
законодательным
представительным
84. По способу проведения конституционный контроль подразделяется на … контроль
абстрактный и конкретный
85. Приобретение гражданства по факту рождения – это …
филиация
86. Срок пребывания в должности российского омбудсмена – …
5 лет
87. Первая стадия законодательного процесса – это …
законодательная инициатива
88. Избрание руководящих органов политической партии должно осуществляться не реже одного раза в …
четыре года
89. По конституции РФ, согласно презумпции невиновности, бремя доказывания лежит на …
прокуроре, следователе и лице, производящем дознание
90. Членами общественных объединений в РФ могут быть …
российские граждане, иностранцы и лица без гражданства
91. Для преобразования религиозной группы в религиозную организацию необходимы количественный состав не менее 10 граждан и действие на территории РФ не менее …
15 лет
92. Заседания парламента субъекта РФ являются …
открытыми, но в отдельных случаях, предусмотренных законом, проводятся закрытые заседания
93. Основной задачей Правительства является …
*исполнительно-распорядительная деятельность, включая исполнение законов и контроль над их соблюдением и реализацией
94. Систему органов государственной власти субъекта РФ … законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ
95. Основной задачей политических партий является …
* *участие в формировании и осуществлении государственной власти
96. … РФ – это высший коллегиальный исполнительный орган государственной власти Российской Федерации общей компетенции, возглавляющий единую систему исполнительной власти в РФ
Правительство
97. Заседания Правительства РФ проводятся не реже …
одного раза в месяц
98. Принцип … гражданства означает сохранение гражданства за лицами, проживающими или пребывающими за пределами территории России
экстерриториальности
99. Суды, непосредственно исследующие доказательства в судебном заседании, рассматривающие дела по существу и именем государства выносящие решение по делу, – это суды … инстанции
первой
100. Период выдвижения кандидатов при региональных выборах должен составлять не менее …
30 дней
101. Период выдвижения кандидатов при муниципальных выборах должен составлять не менее …
20 дней
102. Разделение (структуризация) территории государства на определенные части (государственные образования) посредством установления их правового статуса, взаимоотношений государства с его составными частями и между последними – это …
государственное устройство
103. Установите соответствие между представителями Общественной палаты РФ и их численностью: А-Д; F-C. E-B
A. Граждане РФ, утверждаемые Президентом РФ
B. Представители общероссийских общественных объединений, иных некоммерческих организаций
C. Представители общественных палат субъектов РФ
D. 40 человек
E. 43 человека
F. 85 человек
104. Находящийся на территории Российской Федерации ребенок, родители которого неизвестны, становится российским гражданином в случае, если родители не объявятся в течение …
шести месяцев
105. Система главных принципов, составляющих основы конституционного строя Российской Федерации, закреплена в … Конституции РФ
главе 1
106. В России институт Президента был введен по итогам Всероссийского референдума 17 марта …
1991 г.
107. Гарантом Конституции РФ является … РФ
Президент
108. Первая в России Конституция была официально принята в …
1918 г.
109. Выделяют … суверенитет
только государственный и народный
110. День голосования определяется Президентом РФ в период от … со дня официального опубликования решения о назначении референдума РФ
60 до 100 дней
111. Президент РФ избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на …
шесть лет
112. Голосование на референдуме проводится в установленный день с … по местному времени в помещениях участковых комиссий
8 до 20 часов
113. Использование термина «государственное право» характерно для … правовой системы
германской
114. … – это система правовых отношений, закрепляющая способ организации государства, при котором признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, а государство подчинено праву и, прежде всего, демократической Конституции
Конституционный строй
115. Правовой статус вынужденного переселенца в РФ предоставляется …
на 5 лет
116. Центральный Банк является государственным органом … власти
не относящимся ни к одной из ветвей
117. Согласно Конституции РФ (ст. 97), депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший … и имеющий право участвовать в выборах
21 года
118. … – это поверхность и недра морского дна районов, примыкающих к берегу, но находящихся за пределами территориального моря до внешней границы подводной окраины материка на расстоянии, не превышающем, как правило, 200 морских миль
Континентальный шельф
119. Согласно Конституции РФ (ст. 95), Государственная Дума состоит из …
450 депутатов
120. … – это район, находящийся за внешней границей территориального моря, шириной до 200 морских миль
Исключительная экономическая зона
121. … вправе признать правовые акты неконституционными с последующей их отменой или изменение Орган конституционного контроля
122. Днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления является … года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов
второе воскресенье сентября
123. Анализ законодательства и регламентов палат российского парламента позволяет определить … как регламентированную конституционными нормами деятельность уполномоченных органов, направленную на проверку и оценку соответствия и реализации законов в целях устранения выявленных нарушений и предупреждения возможных несоответствий в системе действующего законодательства
парламентский контроль
124. В России конституционно-правовая (государственно-правовая) наука зародилась в …
ХIХ в.
125. Законы РФ о поправке в Конституцию РФ, предусматривающие объединение Верховного Суда РФ с Высшим арбитражным судом РФ, были подписаны в …
2014 г.
126. Политическая партия вправе выдвинуть на пост Президента РФ …
только одного кандидата
127. Одного и того же кандидата на должность премьер-министра Президент вправе представлять в Государственную Думу для согласования …
многократно
128. В соответствии со ст. 107 Конституции РФ, Президент России подписывает и обнародует закон в течение …
14 дней
129. Членство в молодежных организациях в РФ допустимо с …
14 лет
130. Аппарат Совета Безопасности возглавляет …, который обеспечивает деятельность Совбеза, руководит его аппаратом и проводит рабочие совещания с его членами
секретарь Совета Безопасности
131. Если для реализации принятого решения на референдуме требуется издание дополнительного правового акта, федеральный орган государственной власти, в чью компетенцию входит решение этого вопроса, обязан в течение … с момента вступления в силу решения референдума определить сроки подготовки данного акта 15 дней
132. По соотношению статусов субъектов федерации и их отношений с федеративным центром федерации делятся на …
симметричные и ассиметричные
133. Председатель Конституционного Суда РФ и его заместители назначаются на должность сроком на …
шесть лет
134. Пленарные заседания Общественной палаты РФ проводятся не реже … раз в год
двух
135. В статье 3 Конституции Российской Федерации провозглашен принцип …
народовластия
136. Согласно Федеральному закону «О гражданстве Российской Федерации», гражданство РФ – это …
*устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности взаимных прав и обязанностей
137. Конституционно-правовые санкции …
*не затрагивают личную, физическую свободу индивидов, но в отдельных случаях могут ущемлять их имущественный статус индивидов
138. Право на назначение референдума РФ принадлежит … РФ
только Президенту
140. Федеральное агентство – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий
*в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору
141. Конституция РФ является …
жесткой, что гарантирует ее повышенную стабильность и эффективное действие динамично изменяющейся в зависимости от политического курса
пластичной, что позволяет мобильно адоптировать ее положения к историческим реалиям
Согласно установленным требованиям политическая партия должна состоять не менее чем из
Принят Государственной Думой 21 июня 2001 года
Одобрен Советом Федерации 29 июня 2001 года
(В редакции федеральных законов от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 23.06.2003 № 85-ФЗ, от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 20.12.2004 № 168-ФЗ, от 28.12.2004 № 183-ФЗ, от 21.07.2005 № 93-ФЗ, от 31.12.2005 № 202-ФЗ, от 12.07.2006 № 106-ФЗ, от 30.12.2006 № 274-ФЗ, от 26.04.2007 № 64-ФЗ, от 22.07.2008 № 144-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 08.11.2008 № 200-ФЗ, от 05.04.2009 № 41-ФЗ, от 05.04.2009 № 42-ФЗ, от 28.04.2009 № 75-ФЗ, от 12.05.2009 № 94-ФЗ, от 19.07.2009 № 196-ФЗ, от 17.12.2009 № 319-ФЗ, от 06.05.2010 № 80-ФЗ, от 04.06.2010 № 116-ФЗ, от 03.11.2010 № 289-ФЗ, от 05.04.2011 № 44-ФЗ, от 23.07.2011 № 259-ФЗ, от 20.10.2011 № 287-ФЗ, от 08.12.2011 № 421-ФЗ, от 02.04.2012 № 28-ФЗ, от 02.10.2012 № 157-ФЗ, от 01.12.2012 № 211-ФЗ, от 02.04.2013 № 30-ФЗ, от 07.05.2013 № 102-ФЗ, от 28.06.2014 № 185-ФЗ, от 21.07.2014 № 236-ФЗ, от 14.10.2014 № 300-ФЗ, от 24.11.2014 № 355-ФЗ, от 03.02.2015 № 6-ФЗ, от 23.05.2015 № 133-ФЗ, от 02.03.2016 № 41-ФЗ, от 09.03.2016 № 66-ФЗ, от 19.12.2016 № 452-ФЗ, от 28.12.2016 № 505-ФЗ, от 05.12.2017 № 375-ФЗ, от 03.07.2018 № 178-ФЗ, от 26.07.2019 № 235-ФЗ, от 02.12.2019 № 423-ФЗ, от 30.04.2021 № 117-ФЗ, от 14.03.2022 № 60-ФЗ, от 01.04.2022 № 90-ФЗ, от 05.12.2022 № 498-ФЗ, от 29.05.2023 № 184-ФЗ, от 10.07.2023 № 287-ФЗ, от 24.07.2023 № 360-ФЗ)
В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач.
Государством обеспечивается соблюдение прав и законных интересов политических партий.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации.
Статья 2. Право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии
Право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии включает в себя право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями, право вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии, право участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также право беспрепятственно выходить из политических партий.
Статья 3. Понятие политической партии и ее структура
1. Политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти, органах публичной власти федеральных территорий и органах местного самоуправления. (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
Политическая партия является видом общественной организации как организационно-правовой формы юридических лиц (пункт 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации) . (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 23.05.2015 № 133-ФЗ)
2. Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:
а) политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии; (В редакции Федерального закона от 02.04.2012 № 28-ФЗ)
б) в политической партии должно состоять не менее пятисот членов политической партии с учетом требований, которые предусмотрены пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона. Уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях; (В редакции Федерального закона от 02.04.2012 № 28-ФЗ)
в) руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.
(Пункт в редакции Федерального закона от 28.04.2009 № 75-ФЗ)
3. Под региональным отделением политической партии в настоящем Федеральном законе понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации. В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа) , может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом.
4. Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе.
Основными целями политической партии являются:
формирование общественного мнения;
политическое образование и воспитание граждан;
выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) , в законодательные органы субъектов Российской Федерации, органы публичной власти федеральных территорий, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов. (В редакции федеральных законов от 21.07.2005 № 93-ФЗ, от 02.10.2012 № 157-ФЗ, от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
5. Под политической партией, представленной в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в настоящем Федеральном законе понимается политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 20.10.2011 № 287-ФЗ)
Под политической партией, представленной в законодательном органе субъекта Российской Федерации, в настоящем Федеральном законе понимается политическая партия, список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 02.12.2019 № 423-ФЗ, от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
(Дополнение пунктом — Федеральный закон от 04.06.2010 № 116-ФЗ)
Статья 4. Законодательство Российской Федерации о политических партиях
Деятельность политических партий основывается на Конституции Российской Федерации и регулируется федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Особенности гражданско-правового положения политической партии как вида общественной организации (пункт 4 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации) определяются настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 23.05.2015 № 133-ФЗ)
Статья 5. Территориальная сфера деятельности политической партии
Политическая партия вправе осуществлять свою деятельность на всей территории Российской Федерации.
Статья 6. Наименование политической партии
1. В наименовании политической партии, как полном, так и сокращенном, не допускается использование наименований иных существующих в Российской Федерации политических партий и других общероссийских общественных объединений, наименований, схожих с этими наименованиями до степени смешения, либо наименований политических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с нарушением пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 02.04.2012 № 28-ФЗ)
11. Наименование политической партии должно содержать слова «политическая партия». Организационно-правовая форма (общественная организация) в наименовании политической партии не указывается. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 23.05.2015 № 133-ФЗ)
2. В наименовании политической партии не допускается использование наименований органов государственной власти, органов публичной власти федеральных территорий и органов местного самоуправления, а также имени и (или) фамилии гражданина. (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
3. Региональные отделения и иные структурные подразделения политической партии используют наименование этой политической партии с указанием своей территориальной принадлежности.
4. Политическая партия может использовать в своем наименовании слова «Россия», «Российская Федерация» и образованные на их основе слова и словосочетания.
5. Наименование политической партии должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности и (или) авторских прав. Запрещается использовать наименование политической партии, оскорбляющее расовые, национальные или религиозные чувства.
6. Юридические лица, не являющиеся политическими партиями, не могут использовать в своем наименовании слово «партия». (В редакции Федерального закона от 23.05.2015 № 133-ФЗ)
Статья 7. Символика политической партии
1. Политическая партия может иметь свои эмблему и иные символы, точное описание которых должно содержаться в уставе политической партии. Символика политической партии не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой федеральных территорий, символикой муниципальных образований, а также с государственной символикой иностранных государств. (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
2. В качестве эмблемы и иных символов политической партии не могут быть использованы эмблемы и иные символы существующих в Российской Федерации политических партий, а также эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена. (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 236-ФЗ)
3. Символика политической партии должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности и (или) авторских прав. Запрещается использовать символику, оскорбляющую или порочащую Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы, гимны субъектов Российской Федерации, федеральных территорий, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также символы, оскорбляющие расовые, национальные или религиозные чувства. (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
Статья 8. Основные принципы деятельности политических партий
1. Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
2. Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
3. Политические партии действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной.
4. Политические партии должны создавать мужчинам и женщинам, гражданам Российской Федерации разных национальностей, являющимся членами политической партии, равные возможности для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти, органах публичной власти федеральных территорий и органах местного самоуправления. (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
Статья 9. Ограничения на создание и деятельность политических партий
1. Запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. (В редакции Федерального закона от 25.07.2002 № 112-ФЗ)
2. Включение в уставы и программы политических партий положений о защите идей социальной справедливости, равно как и деятельность политических партий, направленная на защиту социальной справедливости, не может рассматриваться как разжигание социальной розни.
3. Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности.
Под признаками профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности в настоящем Федеральном законе понимается указание в уставе и программе политической партии целей защиты профессиональных, расовых, национальных или религиозных интересов, а также отражение указанных целей в наименовании политической партии.
Политическая партия не должна состоять из лиц одной профессии.
4. Структурные подразделения политических партий создаются и действуют только по территориальному признаку. Не допускается создание структурных подразделений политических партий в органах государственной власти, органах публичной власти федеральных территорий и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях. (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
5. Не допускается деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти, органах публичной власти федеральных территорий и органах местного самоуправления (за исключением законодательных органов субъектов Российской Федерации, представительных органов федеральных территорий и представительных органов муниципальных образований) , в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных органов субъектов Российской Федерации, в аппаратах представительных органов федеральных территорий, в государственных организациях. Запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных организаций. (В редакции федеральных законов от 21.07.2005 № 93-ФЗ, от 30.04.2021 № 117-ФЗ, от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
6. Создание и деятельность на территории Российской Федерации политических партий иностранных государств и структурных подразделений указанных партий не допускаются.
7. В случае введения на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях чрезвычайного или военного положения деятельность политических партий осуществляется в соответствии с федеральным конституционным законом о чрезвычайном или военном положении.
Статья 10. Государство и политические партии
1. Вмешательство органов государственной власти, органов публичной власти федеральных территорий и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти, органов публичной власти федеральных территорий и их должностных лиц, не допускается. (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
2. Вопросы, затрагивающие интересы политических партий, решаются органами государственной власти, органами публичной власти федеральных территорий и органами местного самоуправления с участием соответствующих политических партий или по согласованию с ними. (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
3. Лица, замещающие государственные или муниципальные должности, и лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в интересах политической партии, членами которой они являются, либо в интересах любой иной политической партии. Указанные лица, за исключением депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации, членов представительных органов федеральных территорий, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, и депутатов представительных органов муниципальных образований, не могут быть связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей. (В редакции федеральных законов от 21.07.2005 № 93-ФЗ, от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
4. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать свое членство в политической партии на срок осуществления своих полномочий.
ГЛАВА II. СОЗДАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ
Статья 11. Способы создания политической партии
1. Политическая партия создается свободно, без разрешений органов публичной власти и должностных лиц. Политическая партия может быть создана на учредительном съезде политической партии. (В редакции федеральных законов от 23.05.2015 № 133-ФЗ, от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
2. Политическая партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии. Делегаты учредительного съезда политической партии являются учредителями политической партии. (В редакции Федерального закона от 02.04.2012 № 28-ФЗ)
3. Со дня создания политическая партия осуществляет организационную и информационно-пропагандистскую деятельность, связанную с формированием региональных отделений политической партии и получением политической партией документа, подтверждающего факт внесения записи о ней в единый государственный реестр юридических лиц. (В редакции Федерального закона от 21.03.2002 № 31-ФЗ)
4. (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 23.05.2015 № 133-ФЗ)
5. (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 23.05.2015 № 133-ФЗ)
Статья 12. Организационный комитет
1. Для подготовки, созыва и проведения учредительного съезда политической партии гражданами Российской Федерации, имеющими право быть членами политической партии, образуется организационный комитет в составе не менее десяти человек.
2. Организационный комитет уведомляет в письменной форме федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации политических партий (далее — федеральный уполномоченный орган) , о своем намерении создать политическую партию и указывает ее предполагаемое наименование. Вместе с уведомлением в указанный орган направляются: (В редакции федеральных законов от 21.03.2002 № 31-ФЗ; от 21.07.2005 № 93-ФЗ)
а) сведения не менее чем о десяти членах организационного комитета (фамилии, имена, отчества, даты рождения, гражданство, контактные телефоны) ;
б) протокол собрания организационного комитета, в котором указываются цель его создания, срок полномочий (но не более одного года) , место нахождения, порядок использования денежных средств и иного имущества организационного комитета, а также сведения о члене организационного комитета, уполномоченном открыть расчетный счет для формирования средств организационного комитета и за