Приказ Минэкономразвития России от 02.07.2014 N 419 «Об утверждении Порядка определения нормативных затрат на оказание Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации» государственных услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание имущества» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2014 N 33731)
Этот документ в некоммерческой версии КонсультантПлюс доступен по расписанию:
Сведения о контингенте обучающихся на дату формирования сведений о реализации программы
Выполнение требований ФГОС СПО к структуре ОПОП оценивается на основе анализа:
-локального нормативного акта, определяющего порядок разработки и утверждения ОПОП;
-ОПОП, представленной в виде учебного плана (учебных планов), календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;
-пояснительных записок к учебным планам, содержащим информацию о распределении часов вариативной части ОПОП.
2. Обеспечение соответствия учебных планов по заявленной для государственной аккредитации ОПОП требованиям ФГОС СПО и требованиям ФГОС СОО [17]
Оценка соответствия учебных планов, реализуемых в рамках ОПОП, ФГОС СПО и ФГОС СОО проводится на основе анализа:
-общего срока освоения ОПОП;
-срока освоения ФГОС СОО (должен соответствовать установленному ФГОС СПО);
-объема обязательной учебной нагрузки учащегося в неделю;
-объема максимальной учебной нагрузки обучающегося;
-перечня общеобразовательных дисциплин и количества часов, выделенного на их изучение;
-количества и наименований квалификаций;
-наименований учебных циклов и разделов;
-количества времени, выделенного на разделы УП.00, ПП.00;
-количества времени, выделенного на раздел ПА.00;
-количества времени, выделенного на раздел ГИА.00;
-общих объемов времени, выделенных на учебные циклы и разделы;
-наименований дисциплин, курсов, профессиональных модулей;
-выполнения требований к преподаванию дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»;
-количества экзаменов и зачетов в учебном году (должно быть не более 8 экзаменов и 10 зачетов);
-общей продолжительности каникулярного времени;
-выполнения требований к объему часов, выделяемому на консультации в учебном году.
3. Обеспечение соответствия содержания рабочих программ дисциплин, курсов, модулей требованиям ФГОС СОО [18] и ФГОС СПО
Оценка соответствия содержания рабочих программ дисциплин, курсов, модулей проводится в ходе анализа соответствия рабочих программ и учебных планов, содержания рабочих программ и требований к результатам освоения ОПОП и отдельных дисциплин (курсов, модулей). Для рабочих программ общеобразовательных дисциплин проводится анализ наличия в рабочих программах обязательного минимума содержания дисциплин федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089.
4. Обеспечение выполнения учебного плана (учебных планов) по заявленной для государственной аккредитации ОПОП согласно графику учебного процесса.
Степень выполнения учебного плана (планов) согласно графику учебного процесса оценивается как доля учебных часов, фактически проведенных (зафиксированных в журналах), от количества часов, запланированных в учебном плане. Материалами, которые подтверждают выполнение учебного плана, являются журналы теоретического обучения, журналы практик, приказы руководителя, тетради обучающихся и т.п.
Приведенный контингент студентов как считать
I. Контингент обучающихся в образовательной организации
Приведенный контингент (в том числе общая численность) обучающихся образовательной организации, по сути, является индикатором ее устойчивости на рынке образовательных услуг. Следует также отметить, что показатели контингента (в том числе общей численности) являются основой для анализа эффективности использования материально-технических, финансовых и интеллектуальных ресурсов. Следовательно, в дальнейшем, основой для оптимизации ресурсов и развития образовательной организации в целом.
Структура показателей анализа контингента обучающихся в образовательной организации представлена в таблице 1.
Таблица-1. Структура показателей анализа контингента обучающихся в образовательной организации
Базовые показатели | Показатели эффективности |
1) Приведенный контингент обучающихся всего, (чел.) 2) Контингент обучающихся по очной форме обучения, (чел.) 3) Контингент обучающихся по очно-заочной форме обучения, (чел.) 4) Контингент обучающихся по заочной форме обучения, (чел.) 5) Подготовлено слушателей по краткосрочным программам профессионального обучения, (чел.) 6) Подготовлено слушателей по краткосрочным программам дополнительного образования, (чел.) 7) Контингент обучающихся на бюджетной основе (чел.) | 1) Объем оборота образовательных услуг, (чел.) 2) Индекс устойчивого рыночного спроса 3) Показатели структуры оборота образовательных услуг 4) Соотношение контингента обучающихся на бюджетной основе, объема оборота образовательных услуг и минимально допустимого значения контингента, согласно Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. |
1. Объем оборота образовательных услуг отражает общую численность обучающихся, включая численность обучающихся по краткосрочным программам профессионального обучения (Ч подг.кр/пр) и по краткосрочным программам дополнительного образования за определенный период времени. Объем оборота образовательных услуг позволяет оценить общую загруженность образовательной организации за определенный период времени.
Объем оборота образовательных услуг (Об(образ.услуг)) рассчитывается как сумма контингента обучающихся (т.е. количество обучающихся по очной, очно-заочной и заочной форме обучения), численность обучающихся по краткосрочным программам профессионального обучения (Ч подг.кр/пр) и численность обучающихся по краткосрочным программам дополнительного образования (Ч подг.доп./пр), (чел.):
Об(образ.услуг). = Контингент + Ч подг.кр/пр + Ч подг.доп./пр.
2. Индекс устойчивого рыночного спроса (Iуст.рын./спр.) отражает степень устойчивости образовательной организации в социально-экономической системе региона. Индекс устойчивого рыночного спроса – это относительный показатель, характеризующий соотношение численности обучающихся на внебюджетной основе и объема оборота образовательных услуг, (%):
I (уст.рын./спр.) = (Ч на внебюджетной основе)) / Об(образ.услуг).,
3. Для более детального анализа, целесообразно произвести анализ структуры оборота образовательных услуг с помощью расчета долей численности по формам и видам программ профессионального обучения:
a) Доля численности обучающихся по очной форме от объема оборота образовательных услуг:
b) Доля численности обучающихся по очно-заочной форме от объема оборота образовательных услуг:
c) Доля численности обучающихся по заочной форме от объема оборота образовательных услуг:
d) Доля численности обучающихся по краткосрочным программам профессионального обучения от объема оборота образовательных услуг:
e) Доля численности обучающихся по краткосрочным программам дополнительного образования от объема оборота образовательных услуг:
4. В контексте стратегических целей, анализ контингента обучающихся направлен на решение задачи по «… оптимизации региональных сетей государственных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, включая реструктуризацию сетей образовательных организаций в соответствии с приоритетами социально-экономического развития региона, их социальной инфраструктуры, укрупнение профессиональных образовательных организаций до средней численности 200-600 человек» [5, с. 18]. Вместе с тем, для более полной картины текущей ситуации целесообразно провести сравнительный анализ фактического значения контингента обучающихся, объема оборота образовательных услуг и минимально допустимого значения.
II.Материально-технические ресурсы
Материально-технические ресурсы, в первую очередь в виде производственных площадей непосредственно используемых в процессе оказания образовательных услуг создают инфраструктурную основу для деятельности образовательной организации, эффективное использование которых характеризуется:
— во-первых количественным соответствием площадей имеющихся в распоряжении образовательной организации объему оборота образовательных услуг и характеру образовательного процесса;
— во-вторых, качественным соответствием фактического объема выполненных работ, при эксплуатации производственных площадей непосредственно используемых в процессе оказания образовательных услуг практической направленности обучения, а также требованиям интеграции ресурсов организаций-партнеров по приоритетным направлениям отраслевого, межотраслевого и регионального развития при реализации сетевых образовательных программ.
Структура показателей для анализа материально технических ресурсов представлена в таблице 2.
Таблица-2. Структура показателей для анализа материально технических ресурсов
1. Показатели, отражающие количественное соответствие материально-технических ресурсов объему оборота образовательных услуг и характеру образовательного процесса.
a) Общая площадь, имеющаяся в распоряжении образовательной организации приходящаяся на 1-го обучающегося (м 2 /чел.):
b) Общая учебная площадь, имеющаяся в распоряжении образовательной организации приходящаяся на 1-го обучающегося, (м 2 /чел.):
c) Общее количество часов теоретического обучения, в течении которых задействованы кабинеты, определяется как сумма:
— количества часов теоретического обучения, в течении которых задействованы кабинеты, для реализации основных образовательных программ (СПО и профессиональной подготовки),
— количества часов теоретического обучения, в течении которых задействованы кабинеты, под краткосрочные программы профессионального обучения и дополнительного образования,
— количества часов теоретического обучения, в течении которых задействованы кабинеты (из них) под реализацию программ сетевого взаимодействия.
d) Общее количество часов практического обучения, в течении которых задействованы мастерские и лаборатории, определяется как сумма:
— количества часов практического обучения, в течении которых задействованы мастерские и лаборатории для реализации основных образовательных программ (СПО и профподготовки),
— количества часов практического обучения, в течении которых задействованы мастерские и лаборатории под краткосрочные программы профобучения и дополнительного образования,
— количества часов практического обучения, в течении которых задействованы мастерские и лаборатории (из них) под реализацию программ сетевого взаимодействия.
e) Загруженность учебных площадей, определяется как отношение суммы общего количества часов теоретического обучения, в течении которых задействованы кабинеты и общего количества часов практического обучения, в течении которых задействованы мастерские и лаборатории к учебной площади, имеющейся в распоряжении образовательной организации, (час./м 2 ).
2. Показатели качественного соответствия фактического объема выполненных работ, при эксплуатации производственных площадей непосредственно используемых в процессе оказания образовательных услуг практической направленности обучения, а также требованиям интеграции ресурсов организаций-партнеров по приоритетным направлениям отраслевого, межотраслевого и регионального развития при реализации сетевых образовательных программ:
а) Индексы обеспеченности практиориентированного обучения:
— индекс обеспеченности практикоориентированного обучения при реализации основных образовательных программ (ООП) СПО и профподготовки (Iпракт.ООП), рассчитывается как отношение количества часов практического обучения, в течении которых задействованы мастерские и лаборатории для реализации ООП СПО и профподготовки, к сумме количества часов теоретического обучения, в течении которых задействованы кабинеты, для реализации ООП СПО и профподготовки и количества часов практического обучения, в течении которых задействованы мастерские и лаборатории для реализации ООП СПО и профподготовки;
— индекс обеспеченности практикоориентированного обучения при реализации краткосрочных программ профобучения и дополнительного образования (Iпракт.кр./пр.), рассчитывается как отношение количества часов практического обучения, в течении которых задействованы мастерские и лаборатории под краткосрочные программы профобучения и дополнительного образования, к сумме количества часов теоретического обучения, в течении которых задействованы кабинеты, под краткосрочные программы профобучения и дополнительного образования и количества часов практического обучения, в течении которых задействованы мастерские и лаборатории под краткосрочные программы профобучения и дополнительного образования.
b) Индексы сетевого взаимодействия:
— индекс сетевого взаимодействия теоретического обучения, рассчитывается как отношение количества часов теоретического обучения, в течении которых задействованы кабинеты под реализацию программ сетевого взаимодействия, к общему количеству часов теоретического обучения;
— индекс сетевого взаимодействия практического обучения рассчитывается как отношение количества часов практического обучения, в течении которых задействованы мастерские и лаборатории под реализацию программ сетевого взаимодействия, к общему количеству часов практического обучения.
III. Финансовые ресурсы
Финансовые ресурсы образовательной организации, представляют собой совокупность государственных субсидий и привлеченного капитала, которые используются для формирования активов и осуществления образовательной деятельности. В свою очередь, анализ эффективности финансовых ресурсов образовательной организации следует рассматривать:
— во-первых, с точки зрения инвестиционной активности образовательной организации и тем самым создания условий для повышения финансово-хозяйственной самостоятельности;
— во-вторых, с точки зрения эффективности расходования денежных средств.
Структура показателей для анализа финансовых ресурсов представлена в таблице 3.
Таблица-3. Структура показателей для анализа финансовых ресурсов.
Базовые показатели | Расчетные показатели эффективности |
Показатели финансовых инвестиций в образовательную организацию | |
1) Финансовые средства (всего); 2) Субсидии: — на выполнение государственного задания; — на иные цели; — на иные цели, выделенные в рамках выполнения государственных программ 3) Финансовые средства от приносящей доход деятельности в том числе: — от образовательной деятельности; — от реализации продукции; — привлечены финансовые средства работодателей (исключая средства на подготовку кадров); 4) Инвестиции работодателей (в виде оборудования, материалов, техники и т.д.); 5) Финансовые средства, полученные при реализации программ в рамках сетевого взаимодействия (в т.ч. проведена оплата по договорам преподавателями и мастерами п/о) | 1) Показатели структуры государственных инвестиций; 2) Показатели динамики инвестиционной активности: — индекс роста дохода от внебюджетной образовательной деятельности; — индекс роста дохода от реализации продукции; — индекс роста дохода от привлечения средств от работодателей — индекс роста дохода от денежных средств переданных работодателем в виде оборудования, материалов, техники и т.д. — индекс роста дохода от сетевого взаимодействия; 3) Целевой показатель доли внебюджетных средств в общем объеме средств финансирования |
Базовые показатели | Показатели эффективности |
Показатели расхода денежных средств | |
1) Расходы денежных средств от субсидирования на выполнение государственного задания, том числе: — заработная плата и начисления, меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан; — текущий ремонт; — приобретение оборудования, техники, инструментов, приспособлений, наглядных пособий; — повышение квалификации; 2) Расходы денежных средств от приносящей доход деятельности: — заработная плата и начисления, меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан; — текущий ремонт; — приобретение оборудования, техники, инструментов, приспособлений, наглядных пособий; — повышение квалификации; — другие цели : приобретение основных средств и материалов для хозяйственных нужд, нужд общежития, тех.обслуживание оборудования, приобретение программных продуктов, оплата командировочных расходов, канцелярские товары, материалы для производственного обучения, услуги по содержанию имущества, ремонт оборудования, информационные системы, оплата налога на прибыль и НДС, услуги охраны, юридические услуги, коммунальные платежи, услуги связи, интернета, ГСМ, продукты питания для столовой, библиотечный фонд, транспортные услуги, оплата услуг по договорам найма жилых помещений, оплата бланков свидетельств, оплата за аккредитацию колледжа, культурно-массовых мероприятий для студентов. | 3) Показатели структуры расходования денежных средств от субсидирования на выполнение государственного задания; 4) Показатели структуры расходования денежных средств от приносящей доход деятельности. |
1. Показатели структуры государственных инвестиций.
a) Доля субсидирования на выполнение государственного задания:
b) Доля субсидирования на иные цели:
c) Доля субсидирования на иные цели, выделенная в рамках выполнения государственных программ
2. Показатели динамики инвестиционной активности.
a) Индекс роста дохода от внебюджетной образовательной деятельности ( рассчитывается как отношение
где: Д(внеб.обр/д) – доход от внебюджетной образовательной деятельности;
b) Индекс роста дохода от реализации продукции (Iр.д.(реализ.прод.)):
где: Д(реализ.прод) – доход от реализации продукции;
c) Индекс роста дохода от привлечения средств от работодателей (Iр.д.(ср.работод.)):
где: Д(работод.) – доход от привлечения средств от работодателей;
d) Индекс роста дохода от привлечения денежных средств переданных работодателем в виде оборудования, материалов, техники и т.д. (Iр(дох.р.оборуд.техн.)):
где: Д(р.оборуд.техн.) – доход от привлечения денежных средств переданных работодателем в виде оборудования, материалов, техники и т.д.;
e) Индекс роста дохода от сетевого взаимодействия Iр(дох.сет.вз.);
где: Д(сет.вз.) – доход от привлечения средств в рамках сетевого взаимодействия;
3. В контексте стратегических целей показатель доли внебюджетных средств в общем объеме средств финансирования, на конец 2014 года – должен составлять 5%, на конец 2020 года – 30% [1, с. 25]. Сравнительный анализ фактического значения доли внебюджетных средств в общем объеме средств финансирования с его оптимально допустимым целевым значением, в совокупности с полученными результатами выше обозначенных показателей финансовых ресурсов, позволит определить потенциал финансовой устойчивости образовательной организации и сформировать соответствующую перспективную финансовую политику.
где: d(внеб.в общ.об.фин.) — доля внебюджетных средств в общем объеме средств финансирования (факт); Фср.прин.дох.деят. — финансовые средства от приносящей доход деятельности (всего).
Сведения о контингенте обучающихся на дату формирования сведений о реализации программы
Выполнение требований ФГОС СПО к структуре ОПОП оценивается на основе анализа:
-локального нормативного акта, определяющего порядок разработки и утверждения ОПОП;
-ОПОП, представленной в виде учебного плана (учебных планов), календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;
-пояснительных записок к учебным планам, содержащим информацию о распределении часов вариативной части ОПОП.
2. Обеспечение соответствия учебных планов по заявленной для государственной аккредитации ОПОП требованиям ФГОС СПО и требованиям ФГОС СОО[17]
Оценка соответствия учебных планов, реализуемых в рамках ОПОП, ФГОС СПО и ФГОС СОО проводится на основе анализа:
-общего срока освоения ОПОП;
-срока освоения ФГОС СОО (должен соответствовать установленному ФГОС СПО);
-объема обязательной учебной нагрузки учащегося в неделю;
-объема максимальной учебной нагрузки обучающегося;
-перечня общеобразовательных дисциплин и количества часов, выделенного на их изучение;
-количества и наименований квалификаций;
-наименований учебных циклов и разделов;
-количества времени, выделенного на разделы УП.00, ПП.00;
-количества времени, выделенного на раздел ПА.00;
-количества времени, выделенного на раздел ГИА.00;
-общих объемов времени, выделенных на учебные циклы и разделы;
-наименований дисциплин, курсов, профессиональных модулей;
-выполнения требований к преподаванию дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»;
-количества экзаменов и зачетов в учебном году (должно быть не более 8 экзаменов и 10 зачетов);
-общей продолжительности каникулярного времени;
-выполнения требований к объему часов, выделяемому на консультации в учебном году.
3. Обеспечение соответствия содержания рабочих программ дисциплин, курсов, модулей требованиям ФГОС СОО[18] и ФГОС СПО
Оценка соответствия содержания рабочих программ дисциплин, курсов, модулей проводится в ходе анализа соответствия рабочих программ и учебных планов, содержания рабочих программ и требований к результатам освоения ОПОП и отдельных дисциплин (курсов, модулей). Для рабочих программ общеобразовательных дисциплин проводится анализ наличия в рабочих программах обязательного минимума содержания дисциплин федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089.
4. Обеспечение выполнения учебного плана (учебных планов) по заявленной для государственной аккредитации ОПОП согласно графику учебного процесса.
Степень выполнения учебного плана (планов) согласно графику учебного процесса оценивается как доля учебных часов, фактически проведенных (зафиксированных в журналах), от количества часов, запланированных в учебном плане. Материалами, которые подтверждают выполнение учебного плана, являются журналы теоретического обучения, журналы практик, приказы руководителя, тетради обучающихся и т.п.
Приведенный контингент студентов как считать
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 31 мая 2021 года N 433
Методику расчета значений показателей, включенных в первую группу критериев допуска к отбору образовательных организаций высшего образования для оказания поддержки программ развития образовательных организаций высшего образования в рамках реализации программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030", согласно приложению N 1 к настоящему приказу;
Методику расчета значений показателя, включенного во вторую группу критериев допуска к отбору образовательных организаций высшего образования для оказания поддержки программ развития образовательных организаций высшего образования в рамках реализации программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030", согласно приложению N 2 к настоящему приказу;
Методику расчета значений показателей, необходимых для достижения результата предоставления гранта в форме субсидий из федерального бюджета образовательным организациям высшего образования в рамках реализации программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030", согласно приложению N 3 к настоящему приказу.
в Министерстве юстиции
21 июня 2021 года,
регистрационный N 63941
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства
науки и высшего образования
Российской Федерации
от 31 мая 2021 года N 433
Методика расчета значений показателей, включенных в первую группу критериев допуска к отбору образовательных организаций высшего образования для оказания поддержки программ развития образовательных организаций высшего образования в рамках реализации программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030"
________________
При расчете значений показателей учитываются данные по головной организации (без учета филиалов).
Численность обучающихся по образовательным программам высшего образования по очной форме обучения в образовательной организации высшего образования (далее — университет) за последний отчетный период
Численность обучающихся по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки по очной форме обучения.
Численность обучающихся по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры рассчитывается на 1 октября отчетного периода, устанавливаемого в объявлении о проведении отбора российских образовательных организаций высшего образования (за исключением казенных учреждений) (далее — отчетный период).
Численность обучающихся по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки рассчитывается по состоянию на 31 декабря отчетного периода.
Совокупный объем финансового обеспечения университета из всех источников за последний отчетный период
Совокупный объем средств, фактически поступивших в университет за последний отчетный период из всех источников за исключением средств, полученных на осуществление капитальных вложений.
Удельный вес финансового обеспечения университета от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (для университетов, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, включая доходы от творческой деятельности) в общих доходах университета за последний отчетный период
Отношение объема средств, фактически поступивших в университет за отчетный период от выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (для университетов, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации — включая средства, фактически поступившие от оказания услуг в области художественного, литературного и исполнительского творчества и их организации), к совокупному объему средств, фактически поступивших в университет от образовательной деятельности, научных исследований и разработок, оказания научно-технических услуг, распоряжения исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, оказания услуг в области художественного, литературного и исполнительского творчества и их организации за аналогичный отчетный период.
Приложение N 2
УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства
науки и высшего образования
Российской Федерации
от 31 мая 2021 года N 433
Методика расчета значений показателя, включенного во вторую группу критериев допуска к отбору образовательных организаций высшего образования для оказания поддержки программ развития образовательных организаций высшего образования в рамках реализации программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030"
________________
При расчете значений показателей учитываются данные по головной организации (без учета филиалов).
Доля студентов, зачисленных на первый курс в году, предшествующем году проведения отбора, на обучение по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки высшего образования творческой направленности, устанавливаемым Министерством науки и высшего образования Российской Федерации
Отношение численности обучающихся (приведенного контингента), зачисленных в образовательную организацию высшего образования (далее — университет) на первый курс в году, предшествующему году проведения отбора российских образовательных организаций высшего образования (за исключением казенных учреждений) (далее — отбор), на обучение по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки высшего образования творческой направленности, устанавливаемым Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в соответствии с подпунктом "б" пункта 9 Правил проведения отбора образовательных организаций высшего образования для оказания поддержки программ развития образовательных организаций высшего образования в рамках реализации программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2021 г. N 729, к общей
численности обучающихся (приведенного контингента), зачисленных в университет на первый курс в году, предшествующему году проведения отбора, на обучение по образовательным программам высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура).
Приведенный контингент обучающихся рассчитывается как сумма численности обучающихся очной формы обучения, численности обучающихся очно-заочной формы обучения, умноженной на коэффициент 0,25, и численности обучающихся заочной формы обучения, умноженной на коэффициент 0,1.
Численность обучающихся рассчитывается на 1 октября года, предшествующего году проведения отбора.
Приложение N 3
УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства
науки и высшего образования
Российской Федерации
от 31 мая 2021 года N 433
Методика расчета значений показателей, необходимых для достижения результата предоставления гранта в форме субсидий из федерального бюджета образовательным организациям высшего образования в рамках реализации программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030"
________________
При расчете значений показателей учитываются данные по головной организации (без учета филиалов).
Численность лиц, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам в образовательной организации высшего образования (далее — университет), в том числе посредством онлайн-курсов
Количество лиц, завершивших обучение по программам повышения квалификации и (или) программам профессиональной переподготовки, в том числе посредством онлайн-курсов, прошедших итоговую аттестацию, которым были выданы удостоверения о повышении квалификации и (или) дипломы о профессиональной переподготовке в отчетном году.
Суммарное количество реализованных университетом в отчетном году проектов, в том числе с участием членов консорциума (консорциумов), в рамках реализации мероприятий программы развития университета, предусмотренных пунктом 5 Правил проведения отбора, результатом которых стало создание уникального результата, продукта, услуги, предусмотренных в программе развития университета, в том числе создание:
а) совместных подразделений (организаций), деятельность которых направлена на реализацию образовательной, научной и (или) инновационной деятельности;
б) результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним продуктов, работ, услуг, которым предоставляется правовая охрана;
в) результатов инновационной деятельности, получивших патентную защиту в Российской Федерации и (или) за рубежом и (или) переданных по лицензионному соглашению российским или зарубежным организациям;
в)* новых образовательных программ среднего профессионального образования, высшего и дополнительного профессионального образования в интересах научно-технологического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и социальной сферы, а также образовательных программ, получение образования по которым связано с формированием цифровых компетенций и навыков использования и освоения новых цифровых технологий;
г) программного обеспечения, баз данных, систем управления обучением и иных результатов интеллектуальной деятельности, обеспечивающих цифровую трансформацию университета;
д) фондов, краудсорсинговых и иных социально-ориентированных платформ, в том числе предусматривающих взаимодействие с работниками, обучающимися и выпускниками университета;
е) программ внутрироссийской и международной академической мобильности научно-педагогических работников и обучающихся.
________________
Значение показателя устанавливается отдельно по каждому из мероприятий программ развития, указанных в пункте 5 Правил проведения отбора.
* Нумерация соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.
Разработка методики расчета показателей эффективности деятельности университета и его структурных подразделений
Development of technique for computing of activities’ effectiveness indicators of the university and its’ structural departments
Авторы
Аннотация
Представлена методика, разработанная авторами на основании анализа существующих методик оценки деятельности и методик составления рейтингов высших учебных заведений, позволяющая оценить эффективность деятельности структурных подразделений университета с помощью набора показателей в числовом выражении и отразить результаты оценки графически. Методика прошла апробацию, приведены примеры полученных результатов. Методика может быть адаптирована под специфику конкретного университета, в том числе, при изменении состава и содержания первичных данных.
Ключевые слова
университет, структурное подразделение, методика расчета, внешняя оценка, внутренняя оценка, рейтинг, первичные данные, показатели эффективности деятельности.
Рекомендуемая ссылка
Речинский Александр Витальевич, Черненькая Людмила Васильевна, Магер Владимир Евстафьевич, Матвеева Екатерина Владимировна, Черненький Андрей Владимирович. Разработка методики расчета показателей эффективности деятельности университета и его структурных подразделений // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №6 (54). Номер статьи: 5407. Дата публикации: 08.06.2015. Режим доступа: https://sovman.ru/article/5407/
Authors
Abstract
Technique developed by authors on the base of analysis of well-known techniques for evaluation of activities and techniques for compilation of ratings of High school institutions is introduced, which allows to evaluate the effectiveness of activities of University’s departments by the set of indexes in numerical form, and to represent the results of evaluation in graphs. Technique passed the appraisal, and examples of obtained results are shown. Technique could be adopted to the specifics of concrete University as well as to changing of composition and contents of initial data.
Keywords
University, structural unit, method of calculation, external evaluation, internal evaluation, rating, primary data, performance indicators.
Suggested citation
Alexander V. Rechinskii, Liudmila V. ChernenkaIa, Vladimir E. Mager, Ekaterina V. Matveeva, Andrei V. Chernenkii. Development of technique for computing of activities’ effectiveness indicators of the university and its’ structural departments // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №6 (54). Art. # 5407. Date issued: 08.06.2015. Available at: https://sovman.ru/article/5407/
Введение
Ключевыми процессами любого университета являются образовательная и научная деятельность. Причем они являются взаимопроникающими, взаимозависимыми с точки зрения влияния на результаты, от которых напрямую зависят конкурентоспособность университета, привлекательность для абитуриентов, возможность получения инвестиций, заинтересованность работодателей. Не случайно ограниченное число университетов Западной Европы, подтвердивших на конкурсной основе статус «Исследовательский университет», приоритетно получают государственные субсидии на развитие образования и науки. Подход «учить только на основе новейших достижений науки, полученных лично преподавателем» очевиден. В нашей стране это подход нашел отражение в программе «Ведущие вуза России», среди которых выделена категория «национальные исследовательские университеты», получение и подтверждение которой происходит путем проведения конкурсов.
Методика проведения конкурсов, по сути представляющая собой процедуру рейтингования, показатели, на основе которых оцениваются конкурсанты, описаны на сайтах Минобрнауки России и не требуют пояснений. Для университетов важнее разобраться в том, что лежит в основе достижения требуемых значений конкурсных показателей. Очевидно, что высокие значения показателей внешней оценки не могут появиться без сбалансированной системы обеспеченности процессов образовательной и научной деятельности университета, для поддержания эффективности которой требуется организация и постоянное проведение внутренних оценок на основе показателей, разработанных и утвержденных в университете с учетом его специфики.
Постановка задачи
Методика внутренней оценки эффективности университета, безусловно, должна быть гармонизирована с методиками внешних оценок. Это означает, что ключевые показатели внешних рейтингов должны если не повторяться, то учитываться при назначении внутренних показателей. Однако система составления рейтинга путем комплексирования этих показателей, назначения коэффициентов весомости, применение тех или иных математических методов приведения оценки к интегральному значению, могут отличаться от известных. Так, в работе [1] описана разработанная в СПбПУ методика комплексной оценки деятельности университета, позволяющая рассчитывать рейтинги подразделений. Вместе с тем, безотносительно интегральных оценок, значения самих показателей, отражающих эффективность деятельности подразделений университета, могут стать основанием для принятия управленческих решений, направленных на приведение результатов внутренней работы университета в соответствие с требованиями внешних организаций.
Результаты внутренней оценки университета и структурных подразделений должны способствовать совершенствованию системы управления структурными подразделениями и созданию условий динамичного развития университета на основе максимально эффективного использования имеющихся ресурсов и потенциала научно-педагогического персонала.
Проведение процедуры внутренней оценки эффективности деятельности университета и его структурных подразделений может сопрягаться с плановыми работами по системе менеджмента качества в сфере образовательной и научно-исследовательской деятельности, или приурочиваться к мониторингу результативности деятельности. Результаты анализа показателей эффективности деятельности структурных подразделений университета могут быть использованы руководством при распределении объемов субсидий, размер которых, в свою очередь, является одним из факторов мотивации персонала.
Целью разработки представленной методики являлось создание инструментария для проведения внутренней оценки эффективности деятельности Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) и его структурных подразделений на основе единообразной процедуры расчета с использованием набора утвержденных показателей. При разработке методики принято определение: «Показатели – характеристики субъекта, процессов его деятельности или результатов процессов, выраженные в численной форме».
Разработка методики
В общем случае результативность любого процесса, которая отражается
в значении показателей эффективности деятельности в рамках этого процесса, зависит от насыщения процесса соответствующими ресурсами. Для университета первым из этих ресурсов являются люди – научно-педагогические работники (НПР) и их квалификация, на втором месте – среда, предоставляющая условия для реализации потенциала людей. Оценка этих дух видов ресурсов определяет возможности организации, которые способствуют получению результатов. Эффективность деятельности зависит от баланса возможностей и результатов. Эта простая идея положена в основу разработки представленной методики оценки эффективности. Методика определяет основные требования к составу и содержанию показателей, используемых для оценки эффективности деятельности структурных подразделений университета, по результатам которой впоследствии может быть проведен расчет рейтинга. Введение оценок качества образовательной и научной деятельности структурных подразделений университета и научно-педагогических работников направлено на повышение мотивированности работников в развитии квалификации, заинтересованности в участии в научной работе, улучшении педагогической деятельности.
При разработке предлагаемой методики был проведен анализ содержания и учтены требования следующих методик оценки:
- показателей на основе данных формы 1-Мониторинг [2];
- показателей результативности Программы «5-100-2020» [3];
- показателей ведущих международных рейтинговых агентств [4, 5, 6].
Для расчета показателей оценки эффективности деятельности используется утвержденный в университете набор первичных данных Д j (j = 1…55), структура и описание которых приведены в таблице 1.
Таблица 1 — Первичные данные для расчета показателей оценки эффективности
деятельности университета и структурных подразделений
ОПИСАНИЕ ДАННЫХ
Ед. изм.
Д1
Средний балл ЕГЭ (по очной форме, в пересчете на 1 дисциплину)
в рамках реализуемого направления/специальности
Д2
Численность абитуриентов, зачисленных в университет
(по очной форме) на направление/специальность (Д1)
Численный состав обучающихся и программы обучения
Д3
Общая численность студентов очной формы обучения
Д4
Численность студентов (магистратура) очной формы обучения
Д5
Общая численность студентов очно-заочной формы обучения
Д6
Численность студентов (магистратура) очно-заочной формы обучения
Д7
Общая численность студентов заочной формы обучения
Д8
Численность студентов (магистратура) заочной формы обучения
Д9
Численность иностранных студентов (включая СНГ)
очной формы обучения
Д10
Численность иностранных студентов (включая СНГ)
очно-заочной формы обучения
Д11
Численность иностранных студентов (включая СНГ)
заочной формы обучения
Д12
Численность студентов ведущих иностранных вузов (рейтинг QS, ARWU, THE – не ниже 300 позиции), привлеченных в вуз
на срок не менее 1 месяца
Д13
Численность обучающихся по образовательным программам (ОП)
высшего образования по очной форме обучения, получивших поддержку
в виде участия в программах международной академической мобильности
Д14
Количество реализуемых подразделением ФГОС
Д15
Количество реализуемых подразделением образовательных стандартов,
утвержденных университетом
Д16
Численность студентов очной формы, обучающихся по образовательным стандартам, утвержденным университетом
Д17
Численность студентов очно-заочной формы, обучающихся
по образовательным стандартам, утвержденным университетом
Д18
Численность студентов заочной формы, обучающихся
по образовательным стандартам, утвержденным университетом
Д19
Количество реализуемых ОП
Д20
Количество ОП, реализуемых в форме дистанционного образования
Д21
Численность студентов очной формы, обучающихся по ОП, реализуемым в форме дистанционного обучения
Д22
Численность студентов очно-заочной формы, обучающихся по ОП, реализуемым в форме дистанционного обучения
Д23
Численность студентов заочной формы, обучающихся по ОП, реализуемым в форме дистанционного обучения
Д24
Количество ОП высшего образования, разработанных и реализуемых
в партнерстве с ведущими иностранными вузами/организациями
Д25
Количество программ ДПО, разработанных и реализуемых в партнерстве с ведущими иностранными вузами/организациями
Д26
Общая численность аспирантов
Д27
Численность иностранных аспирантов (включая граждан стран СНГ)
Показатели научно-педагогических работников (НПР)
Д28
Численный состав НПР (приведенный к полной ставке)
Д29
Численный состав НПР (без учета занимаемых ставок)
Д30
Численный состав штатных НПР (приведенный к полной ставке)
Д31
Численность НПР, имеющих ученую степень доктора наук
(приведенная к полной ставке)
Д32
Численность штатных НПР, имеющих ученую степень доктора наук
(приведенная к полной ставке)
Д33
Численность молодых ученых, имеющих ученую степень доктора наук
в возрасте до 40 лет (включая совместителей)
Д34
Численность сотрудников из числа ППС, имеющих ученую степень доктора наук (приведенная к полной ставке)
Д35
Численность НПР, имеющих ученую степень кандидата наук
(приведенная к полной ставке)
Д36
Численность штатных НПР, имеющих ученую степень кандидата наук
(приведенная с полной ставке)
Д37
Численность молодых ученых, имеющих ученую степень
кандидата наук в возрасте до 35 лет (включая совместителей)
Д38
Численность сотрудников из числа ППС, имеющих ученую степень
кандидата наук (приведенная к полной ставке)
Д39
Численность молодых ученых, без ученой степени в возрасте до 30 лет (включая совместителей)
Д40
Численность иностранных граждан из числа НПР
(приведенная к полной ставке)
Д41
Численность иностранных профессоров и преподавателей, включая российских граждан – обладателей степени PhD зарубежных университетов
(приведенная к полной ставке)
Д42
Численность НПР вуза, принявших участие в реализуемых вузом программах международной академической мобильности (с получением сертификата о повышении квалификации в зарубежном вузе/организации)
Д43
Количество статей в Scopus и WoS
Д44
Количество цитирований в Scopus и WoS за 5 лет
Финансовые показатели
Д45
Средний заработная плата НПР ( из всех источников)
Д46
Средняя заработная плата по экономике региона
Д47
Доход от образовательной деятельности, в рамках субсидии из госбюджета
Д48
Доход от образовательной деятельности, полученный от физических и юридических лиц.
Д49
Доход от образовательной деятельности, полученный за подготовку
иностранных граждан.
Д50
Объем НИОКР финансируемых из госбюджетных источников
Д51
Объем хоздоговорных НИОКР
Д52
Объем НИОКР, финансируемых в рамках международных проектов и грантов
Д53
Количество проектов, выполняемых совместно с международными высокотехнологичными компаниями на базе вуза, в том числе с возможностью создания структурных подразделений в вузе (МНОЦ)
Д54
Стоимость машин и оборудования
Д55
Стоимость машин и оборудования не старше 5 лет
Источником первичных данных служат информационные базы данных университета, характеризующих определенные направления деятельности. Ответственность за актуализацию информации в базах данных и ее достоверность возлагается на разработчиков баз данных и подразделения, предоставляющие исходную информацию.
Показатели оценки эффективности деятельности в соответствии с разработанной методикой разбиты на пять групп P n.m (n = 1…5), позволяющих оценивать основные процессы деятельности университета или его структурных подразделений и результативность работы персонала по пяти направлениям:
P 1.m (m = 1…7) – образовательная деятельность;
P 2.m (m = 1…7) – международная образовательная деятельность;
P 3.m (m = 1…6) – показатели состава научно-педагогических работников;
P 4.m (m = 1, 2) – публикационная активность;
P 5.m (m = 1…8) – экономическая деятельность,
где m – число оцениваемых показателей по конкретному направлению.
Общее число показателей оценки эффективности деятельности – 30.
Методика их расчета приведена в таблице 2.
Таблица 2 — Методика расчета показателей оценки эффективности деятельности
Показатель
Ед. изм.
Методика расчета
1. Образовательная деятельность
Средний балл единого государственного экзамена (далее ЕГЭ) студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме по программам бакалавриата и специалитета за счет средств
соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ и с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и юридическими лицами
Результаты студентов, имеющих право на прием без вступительных испытаний, признаются как наивысшие результаты ЕГЭ (100 баллов) по соответствующим общеобразовательным предметам
Удельный вес численности студентов (приведенного контингента), обучающихся по программам магистратуры, в общей численности приведенного контингента (1)
Численность аспирантов университета
в расчете на 100 студентов
(приведенного контингента)
Доля реализуемых образовательных стандартов, утвержденных университетом, в общем количестве реализуемых образовательных стандартов
Доля студентов, обучающихся по образовательным стандартам, утвержденным университетом, в общей численности студентов
Доля ОП, реализуемых в форме дистанционного обучения, в общем количестве реализуемых ОП
Доля студентов, обучающихся по ОП дистанционного обучения, в общей
численности студентов
2. Международная образовательная деятельность
Доля зарубежных профессоров и преподавателей, включая российских граждан – обладателей степени PhD зарубежных университетов, в общей численности НПР университета (2)
Удельный вес численности иностранных студентов (включая студентов из стран СНГ), обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры,
в общей численности студентов (приведенный контингент)
Численность иностранных студентов ведущих зарубежных вузов, привлеченных в университет на срок не менее 1 месяца
Количество ОП высшего образования и дополнительных ОП, разработанных и реализуемых в партнерстве с ведущими зарубежными вузами/организациями
Доля обучающихся по ОП высшего образования по очной форме обучения, получивших поддержку в виде участия в программах международной академической мобильности, в общей численности обучающихся по ОП по очной форме обучения
Доля НПР университета, принявших участие в реализуемых университетом программах международной академической мобильности (с получением сертификата о повышении квалификации в зарубежном вузе/организации) в общей численности НПР
Число иностранных студентов и аспирантов, обучающихся на основных ОП
(с учётом студентов и аспирантов
из стран СНГ)
3. Показатели научно-педагогических работников (НПР)
Удельный вес иностранных НПР в общей численности НПР
Удельный вес численности НПР без ученой степени – до 30 лет, кандидатов наук – до 35 лет, докторов наук – до 40 лет,
в общей численности НПР
Доля НПР, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук, в общей
численности НПР (без совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера)
Доля НПР, имеющих ученую степень кандидата наук, в общей численности НПР
Численность НПР, имеющих ученую
степень кандидата и доктора наук,
на 100 студентов
Численность работников из числа ППС (приведенных к ставке), имеющих ученые степени кандидата или доктора наук,
в расчете на 100 студентов
4. Публикации
Количество статей в Scopus и
Web of Science, в расчете на 100 НПР
Количество цитирований в Scopus и
Web of Science за последние 5 лет,
в расчете на 100 НПР
5. Экономические показатели
Отношение средней зарплаты НПР
(из всех источников) к средней зарплате по региону
Доля доходов из средств от приносящей доход деятельности в доходах по всем видам финансового обеспечения (деятельности)
Доходы из всех источников в расчете
на одного НПР
Доходы из всех источников в расчете
на одного студента
(приведенный контингент)
Доходы из средств от приносящей доход деятельности в расчете на одного НПР
Объем НИОКР в расчете
на одного НПР
Объем НИОКР, финансируемых в рамках международных проектов и грантов
Удельный вес стоимости машин и оборудования не старше 5 лет в общей стоимости машин и оборудования
Примечания к таблице 2:
(1) Приведенный контингент студентов рассчитывается по формуле:
где а – численность студентов очной формы обучения;
b – численность студентов очно-заочной (вечерней) формы обучения;
с – численность студентов заочной формы обучения;
d – численность студентов экстерната.
(2) Здесь численность НПР (как общая численность, так и численность всех возможных подмножеств) рассчитывается как приведенная к числу ставок работников профессорско-преподавательского состава и научных работников на 01 октября отчетного года, включая работающих на условиях штатного совместительства (внешних совместителей), без учета работающих по договорам гражданско-правового характера.
Апробация
Результаты оценок показателей оценки эффективности деятельности представляются в табличной и графической форме, в виде столбиковых или круговых диаграмм. Наибольшей наглядностью обладают лепестковые диаграммы, кроме того, они предоставляют возможность (при попарном наложении) для сравнительного анализа результатов, достигнутых разными структурными подразделениями.
Апробация разработанной методики была проведена в ходе оценки эффективности деятельности институтов СПбПУ за 2014 год. Результаты оценки и сравнительного анализа эффективности деятельности подразделений любой организации носят характер служебной информации, поэтому здесь не приводятся. В качестве примера на рисунке 1 показана лепестковая диаграмма, построенная по результатам расчета показателей эффективности одного из структурных подразделений. К сожалению, в ходе первой апробации не удалось получить значения всех 30 показателей, в основном ввиду отсутствия некоторых первичных данных для их расчета (причины, которые воспрепятствовали построению полноразмерной диаграммы, перечислены в Примечании к рисунку). Тем не менее, результаты применения разработанной методики явились весьма показательными, и помогли сформулировать соответствующие организационные выводы.
Рис. 1. Диаграмма распределения показателей эффективности деятельности структурного подразделения (построена по 22 из 30 показателей).
Примечание к рисунку 1:перечень показателей, не отраженных на диаграмме
Обозн.
НЕУЧТЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ (сокращенно)
Примечание
Доля реализуемых образовательных стандартов, утвержденных университетом
Доля студентов, обучающихся по образовательным стандартам, утвержденным университетом
Доля ОП, реализуемых в форме дистанционного обучения
Доля студентов, обучающихся по ОП дистанционного обучения
Как видно из приведенной диаграммы, даже при ограниченном количестве доступных для анализа данных очевидны сильные и слабые стороны оцениваемого структурного подразделения. Сравнение диаграмм, отражающих деятельность разных подразделений, открывает возможность для формирования оргвыводов и принятия управленческих решений по оптимальному распределению всех видов ресурсов в рамках университета.
Заключение
Разработана и апробирована методика внутренней оценки деятельности структурных подразделений университета, учитывающая требования проводимого Минобрнауки России мониторинга по основным направлениям деятельности образовательных организаций высшего образования, а также требования ведущих международных рейтинговых агентств.
Достоинством предлагаемой методики является ее гибкость, которая заключается в возможности адаптации расчета показателей эффективности деятельности к изменениям реестра и содержания первичных данных.
Планирование изменения контингента студентов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
Текст научной работы на тему «Планирование изменения контингента студентов в вузе»
А. В. Кукин , Т. А. Санькова
Планирование изменения контингента
студентов в вузе
Вопрос исследования динамики процесса обучения (изменение контингента студентов в процессе обучения) — неотъемлемая часть стратегического планирования учебного процесса, т.к. с контингентом студентов связаны и потребляемые ресурсы [1].
Существуют различные подходы исследования динамики процесса обучения, отражающие его в тех или иных аспектах (педагогическом, социальном, психологическом и т. д.). Так, в работе [2] процесс обучения рассматривается как массовое вероятностное явление, основой математического моделирования которого служит теория случайных процессов.
Автор этой работы [2] рассматривает вероятности перехода студентов с курса на курс и использует их для вычисления вероятностей успешного окончания вуза для каждого курса. Вероятности перехода с курса на курс не остаются постоянными, кроме того, они могут варьироваться для различных специальностей и групп обучающихся.
Недостатком этой методики является следующее:
• вероятности перехода с курса на курс задаются автором произвольно (табл. 1);
• не учитываются студенты, восстановившиеся или переведенные из других вузов, студенты, восстановившиеся из академического отпуска;
• методика не отражает реальную картину и не позволяет реально оценить контингент студентов.
Успешный перевод Вероятность
со 2-го на 3-й 0,75
с 4-го на 5-й 0,85
с 5-го на выпуск 0,9
Для того чтобы обоснованно подойти к выбору значений вероятностей перевода студента с курса на курс, необходимо провести статистический анализ изменения контингента студентов по различным специальностям, формам обучения, формам финансирования и т. д.
При стратегическом планировании учебного процесса практический интерес представляет не вероятность перехода студента с курса на курс, а общий контингент студентов, обучающихся в вузе.
Нами были проанализированы данные за 1997-2001 уч. гг. по всем специальностям Сибирской автомобильно-дорожной академии (СибАДИ) и по некоторым специальностям Томского политехнического университета (ТПУ). В результате были получены регрессионные зависимости для определения контингента студентов очной и заочной форм обучения.
Так, например, для очной формы обучения регрессионная зависимость выглядит следующим образом:
У = (-8411,4Т + 458,5Х + 59,6ТХ + + 31434,8) • 0,001,
где У — искомое количество студентов; Т — номер года обучения; X — план приема студентов на первый курс по рассматриваемой специальности.
Используя эту формулу, можно получить количество студентов, обучающихся в вузе в заданном году. Например, если план приема на первый курс составляет 50 человек (для одной специальности), то на третьем году обучения (на третьем курсе) количество студентов будет равно (-8411,4 • 3 + 458,5 • 50 + 59,6 • 3 • 50 + 31434,8) • 0,001, т. е. 38,07.
Используя методику Васильева В. Н. [2], количество студентов на каждом курсе можно вычислить по формуле:
где У1 — искомое количество студентов на 1-м курсе, У1-1 — количество студентов на предыдущем курсе, У1 — вероятность перехода с младшего курса на старший курс (см. табл. 1).
Приведем для сравнения значения контингента студентов, вычисленного по нашей методике, т.е. используя формулу (1), и значения контингента студентов, полученные по формуле (2), при различных значениях плана приема на первый курс (табл. 2-3).
Значения контингента студентов по формуле (1)
Год (Т)/курс Количество студентов (Х)
1 500 750 1000 1250 1500 1750 2000
2 303,46 447,89 592,31 736,74 881,16 1025,59 1170,01
3 324,85 484,18 643,50 802,83 962,15 1121,48 1280,80
4 346,24 520,46 694,69 868,91 1043,14 1217,36 1391,59
5 367,63 556,75 745,88 935,00 1124,13 1313,25 1502,38
Значения контингента студентов по формуле (2)
Год (Т)/курс Вероятность перехода с курса на курс Количество студентов
1 500 750 1000 1250 1500 1750 2000
2 0,7 350 525 700 875 1050 1225 1400
3 0,75 262,5 393,75 525 656,25 787,5 918,75 1050
4 0,8 210 315 420 525 630 735 840
5 0,85 178,5 267,75 357 446,25 535,5 624,75 714
Как видно из таблиц (см. табл. 2-3), значения контингента студентов, полученные по формуле (2), начиная с третьего курса меньше, чем значения контингента, полученные по нашей формуле (1). Это различие во многом из-за того, что Васильев В. Н. в своей методике, как уже отмечалось, не учитывает студентов, восстановившихся из академического отпуска, переведенных из других вузов и т. д., т. е. не отражается реальная картина изменения контингента студентов.
При стратегическом планировании учебного процесса необходимо учитывать контингент студентов. Используя нашу методику определения контингента студентов на каждом курсе, можно спрогнозировать контингент студентов в вузе в определенном году. Для этого необходимо вычислить количество студентов на каждом курсе и найти их сумму.
Использование регрессионной зависимости (1) для определения контингента студентов не всегда удобно, поскольку приходится производить много расчетов. Поэтому, чтобы упростить вычисления, мы составили таблицу значений количества студентов на каждом курсе при различных значениях плана приема на первый курс (табл. 4).
Планирование контингента студентов на каждом курсе при различном плане приема на
Курс Количество студентов (Х)
1 500 525 550 575 600 625 650 675 700
2 303,46 317,90 332,35 346,79 361,23 375,67 390,12 404,56 419,00
3 324,85 340,78 356,72 372,65 388,58 404,51 420,45 436,38 452,31
4 346,24 363,66 381,08 398,51 415,93 433,35 450,77 468,20 485,62
5 367,63 386,54 405,45 424,37 443,28 462,19 481,10 500,02 518,93
1 725 750 775 800 825 850 875 900 925
2 433,44 447,89 462,33 476,77 491,21 505,66 520,10 534,54 548,98
3 468,24 484,18 500,11 516,04 531,97 547,91 563,84 579,77 595,70
4 503,04 520,46 537,89 555,31 572,73 590,15 607,58 625,00 642,42
5 537,84 556,75 575,67 594,58 613,49 632,40 651,32 670,23 689,14
1 950 975 1000 1025 1050 1075 1100 1125 1150
2 563,43 577,87 592,31 606,75 621,20 635,64 650,08 664,52 678,97
3 611,64 627,57 643,50 659,43 675,37 691,30 707,23 723,16 739,10
4 659,84 677,27 694,69 712,11 729,53 746,96 764,38 781,80 799,22
5 708,05 726,97 745,88 764,79 783,70 802,62 821,53 840,44 859,35
1 1175 1200 1225 1250 1275 1300 1325 1350 1375
2 693,41 707,85 722,29 736,74 751,18 765,62 780,06 794,51 808,95
3 755,03 770,96 786,89 802,83 818,76 834,69 850,62 866,56 882,49
4 816,65 834,07 851,49 868,91 886,34 903,76 921,18 938,60 956,03
5 878,27 897,18 916,09 935,00 953,92 972,83 991,74 1010,65 1029,57
1 1400 1425 1450 1475 1500 1525 1550 1575 1600
2 823,39 837,83 852,28 866,72 881,16 895,60 910,05 924,49 938,93
3 898,42 914,35 930,29 946,22 962,15 978,08 994,02 1009,95 1025,88
4 973,45 990,87 1008,29 1025,72 1043,14 1060,56 1077,98 1095,41 1112,83
5 1048,48 1067,39 1086,30 1105,22 1124,13 1143,04 1161,95 1180,87 1199,78
1 1625 1650 1675 1700 1725 1750 1775 1800 1825
2 953,37 967,82 982,26 996,70 1011,14 1025,59 1040,03 1054,47 1068,91
3 1041,81 1057,75 1073,68 1089,61 1105,54 1121,48 1137,41 1153,34 1169,27
4 1130,25 1147,67 1165,10 1182,52 1199,94 1217,36 1234,79 1252,21 1269,63
5 1218,69 1237,60 1256,52 1275,43 1294,34 1313,25 1332,17 1351,08 1369,99
1 1850 1875 1900 1925 1950 1975 2000 2025 2050
2 1083,36 1097,80 1112,24 1126,68 1141,13 1155,57 1170,01 1184,45 1198,90
3 1185,21 1201,14 1217,07 1233,00 1248,94 1264,87 1280,80 1296,73 1312,67
4 1287,05 1304,48 1321,90 1339,32 1356,74 1374,17 1391,59 1409,01 1426,43
Планирование контингента студентов на каждом курсе при различном плане приема на
Курс Количество студентов (Х)
5 1388,90 1407,82 1426,73 1445,64 1464,55 1483,47 1502,38 1521,29 1540,20
Чтобы показать, как пользоваться этой таблицей, приведем пример расчета контингента студентов, например, на 2005 год (текущий год — 2003).
Контингент студентов будет складываться из пяти курсов:
1 курс — набор 2005 года (650 человек);
2 курс — набор 2004 года (650 человек);
3 курс — набор 2003 года (750 человек);
4 курс — набор 2002 года (700 человек);
5 курс — набор 2001 года (550 человек).
Количество студентов на каждом курсе определяем по таблице (см. заштрихованные ячейки на рис. 1), а затем находим сумму этих значений и получаем общее количество студентов в вузе.
Курс Количество студентов (Х)
1 550 575 600 625 650 675 700 725 750
2 332,35 346,79 361,23 375,67 390,12 404,56 419,00 433,44 447,89
3 356,72 372,65 388,58 404,51 420,45 436,38 452,31 468,24 484,18
4 381,08 398,51 415,93 433,35 450,77 468,20 485,62 503,04 520,46
5 405,45 424,37 443,28 462,19 481,10 500,02 518,93 537,84 556,75
Рис. 1. Пример определения контингента студентов Таким образом, получаем
Результаты планирования контингента студентов, представленные в табличном виде (см. табл. 4), удобно использовать в практической работе службам вуза, занимающимся долгосрочным планированием учебного процесса.
1. Кукин А. В., Санькова Т. А. Прогнозирование изменения контингента студентов как необходимый фактор планирования ресурсного обеспечения вуза // Университетское управление: практика и анализ. 2002. № 4. С. 65-69.
2. Васильев В. Н. Модели управления вузом на основе информационных технологий. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2000. С. 64-71.
© А. В. Кукин, Т. А. Санькова, 2003
Кукин А. В. Планирование изменения контингента студентов в вузе / А. В. Кукин, Т. А. Санькова // Университетское управление: практика и анализ. — 2003. — № 3(26). С. 91-94.