Какой размер обеспечения заявки предусмотрен для закупки у единственного поставщика
Перейти к содержимому

Какой размер обеспечения заявки предусмотрен для закупки у единственного поставщика

  • автор:

Статья 44. Обеспечение заявки на участие в закупке

1. При проведении конкурентных способов заказчик обязан установить требование обеспечения заявок на участие в закупке. Заказчик вправе не устанавливать такое требование в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей.

2. Обеспечение заявки на участие в закупке устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в следующих размерах:

1) если размер начальной (максимальной) цены контракта не превышает двадцать миллионов рублей, — от одной второй процента до одного процента начальной (максимальной) цены контракта;

2) если размер начальной (максимальной) цены контракта превышает двадцать миллионов рублей, — от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта.

3. Предприятия уголовно-исполнительной системы, организации инвалидов, предусмотренные частью 2 статьи 29 настоящего Федерального закона, предоставляют обеспечение заявки на участие в закупке (в случае установления заказчиком требования обеспечения заявок на участие в закупке) в размере одной второй процента начальной (максимальной) цены контракта. Государственные, муниципальные учреждения не предоставляют обеспечение подаваемых ими заявок на участие в закупках.

4. Обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок.

5. При проведении электронных процедур:

1) обеспечение заявки на участие в закупке предоставляется одним из следующих способов:

Информация об изменениях:

Подпункт «а» изменен с 1 января 2023 г. — Федеральный закон от 16 апреля 2022 г. N 104-ФЗ

а) путем блокирования денежных средств на банковском счете, открытом таким участником в банке, включенном в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации (далее — специальный счет), для их перевода в случаях, предусмотренных настоящей статьей, на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Требования к таким банкам, к договору специального счета, к порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета устанавливаются Правительством Российской Федерации;

б) путем предоставления независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона;

2) участник закупки для подачи заявки на участие в закупке выбирает с использованием электронной площадки способ обеспечения такой заявки путем указания реквизитов специального счета или указания номера реестровой записи из реестра независимых гарантий, размещенного в единой информационной системе;

3) в случае предоставления обеспечения заявки на участие в закупке в виде денежных средств:

а) подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки на блокирование денежных средств, находящихся на его специальном счете, в размере обеспечения заявки на участие в закупке;

б) оператор электронной площадки не позднее десяти минут с момента получения заявки на участие в закупке, поданной до окончания срока подачи заявок на участие в закупке, направляет в банк, в котором открыт специальный счет, информацию о реквизитах такого счета и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки на участие в закупке;

в) банк не позднее сорока минут с момента получения информации, предусмотренной подпунктом «б» настоящего пункта, осуществляет блокирование денежных средств на специальном счете в размере обеспечения заявки на участие в закупке и направляет информацию об осуществленном блокировании оператору электронной площадки. В случае отсутствия на специальном счете незаблокированных денежных средств в этом размере банк такое блокирование не осуществляет и в указанный срок направляет оператору электронной площадки информацию об отсутствии на специальном счете денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки;

г) в случае получения от банка информации об отсутствии на специальном счете денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки на участие в закупке, оператор электронной площадки осуществляет в соответствии с подпунктом «е» пункта 5 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона возврат заявки подавшему ее участнику закупки;

4) в случае предоставления обеспечения заявки на участие в закупке в виде независимой гарантии оператор электронной площадки посредством взаимодействия с реестром независимых гарантий, размещенным в единой информационной системе, не позднее одного часа с момента получения заявки на участие в закупке проверяет наличие номера реестровой записи в таком реестре, сумму независимой гарантии, а также соответствие идентификационного кода закупки, указанного в независимой гарантии, идентификационному коду закупки, указанному в извещении об осуществлении закупки. Оператор электронной площадки возвращает заявку подавшему ее участнику закупки в соответствии с подпунктом «ж» пункта 5 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона.

6. В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о соответствии банка, не включенного в перечень, предусмотренный подпунктом «а» пункта 1 части 5 настоящей статьи, установленным требованиям либо о несоответствии банка, включенного в такой перечень, установленным требованиям, такие сведения направляются Центральным банком Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в течение пяти дней со дня выявления указанных обстоятельств для внесения соответствующих изменений в перечень.

7. Каждый оператор электронной площадки заключает соглашение о взаимодействии с каждым из банков, включенных в перечень, предусмотренный подпунктом «а» пункта 1 части 5 настоящей статьи. Требования к условиям таких соглашений определяются Правительством Российской Федерации. Взаимодействие между оператором электронной площадки и банком в соответствии с требованиями настоящей статьи осуществляется в электронной форме.

8. Банк вправе открывать специальные счета участникам закупок только после заключения соглашений о взаимодействии с каждым из операторов электронной площадки. Денежные средства, находящиеся на специальном счете участника закупки, могут использоваться для обеспечения заявок на участие в закупках исключительно такого участника закупки. Блокирование денежных средств в целях обеспечения заявки на участие в закупке на специальном счете осуществляется и прекращается банком на основании информации, полученной от оператора электронной площадки в соответствии с настоящей статьей. На денежные средства, заблокированные в соответствии с настоящей статьей, не может быть обращено взыскание по обязательствам участника закупки. Банком начисляются проценты за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, в том числе в период их блокирования в целях обеспечения заявки на участие в закупке. Размер таких процентов определяется договором специального счета, заключаемым участником закупки.

9. Режим использования специального счета должен предусматривать осуществление банком на основании информации, полученной от оператора электронной площадки, следующих операций:

1) блокирование и прекращение блокирования денежных средств в соответствии с требованиями настоящей статьи. Такое блокирование заключается в ограничении прав участника закупки по своему усмотрению распоряжаться денежными средствами, находящимися на его специальном счете в размере обеспечения соответствующей заявки, в течение срока, предусмотренного настоящим Федеральным законом;

2) перевод в случаях, предусмотренных настоящей статьей, заблокированных денежных средств в размере обеспечения соответствующей заявки:

а) на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

б) в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

10. Оператор электронной площадки направляет в банк информацию о реквизитах специального счета для осуществления банком по такому счету операции, предусмотренной частью 9 настоящей статьи, в течение одного часа с момента наступления следующих случаев:

1) отклонение заявки на участие в закупке (за исключением случая, предусмотренного частью 13 настоящей статьи), отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) отзыв заявки участником закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом;

3) заключение контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом с участником закупки. В этом случае оператор электронной площадки направляет также информацию о реквизитах специальных счетов всех участников закупки, заявки которых не были отклонены, отстранены, отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением участников закупки, признанных в соответствии с настоящим Федеральным законом уклонившимися от заключения контракта;

4) отмена закупки в соответствии со статьей 36 настоящего Федерального закона. В этом случае оператор электронной площадки направляет информацию о реквизитах специальных счетов всех участников закупки, подавших заявки на участие в закупке;

5) получение решения контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

6) получение предусмотренного настоящим Федеральным законом решения об отказе во включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с его уклонением от заключения контракта;

7) включение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии со статьей 104 настоящего Федерального закона в связи с его уклонением от заключения контракта.

11. Банк не позднее одного часа с момента получения информации, предусмотренной пунктами 1 — 6 части 10 настоящей статьи, прекращает осуществленное в соответствии с подпунктом «в» пункта 3 части 5 настоящей статьи блокирование денежных средств на специальном счете (специальных счетах), реквизиты которого (которых) направлены оператором электронной площадки, и направляет информацию о прекращении такого блокирования оператору электронной площадки. Не позднее одного часа с момента получения информации, предусмотренной пунктом 7 части 10 настоящей статьи, банк осуществляет перевод заблокированных в соответствии с подпунктом «в» пункта 3 части 5 настоящей статьи денежных средств на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, и направляет информацию о таком переводе оператору электронной площадки.

12. Возврат независимой гарантии, предоставленной для обеспечения заявки на участие в закупке, в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 6 части 10 настоящей статьи, заказчиком лицу или гаранту, предоставившим независимую гарантию, не осуществляется, взыскание по ней не производится. В случае, предусмотренном пунктом 7 части 10 настоящей статьи, заказчик предъявляет требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной для обеспечения заявки на участие в закупке участником закупки, информация о котором включена в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением такого участника от заключения контракта.

13. В случае, если при проведении электронных процедур в течение одного квартала календарного года на одной электронной площадке в отношении трех и более заявок одного участника закупки комиссиями по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки, по основаниям, установленным пунктами 1 — 3, 5 — 9 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном частью 14 настоящей статьи, осуществляется перечисление в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств в размере обеспечения каждой третьей такой заявки или в порядке, предусмотренном частью 15 настоящей статьи, предъявляется требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной для обеспечения каждой третьей такой заявки.

14. Если в случае, предусмотренном частью 13 настоящей статьи, обеспечение заявки на участие в закупке, являющейся третьей заявкой, предоставлено в виде денежных средств:

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 января 2023 г. — Федеральный закон от 16 апреля 2022 г. N 104-ФЗ

1) оператор электронной площадки через пятнадцать рабочих дней со дня, следующего за днем размещения на электронной площадке в отношении такой заявки протокола, указанного в части 17 статьи 48, пункте 2 части 5 статьи 49, пункте 2 части 3 статьи 50 настоящего Федерального закона, направляет (за исключением случая получения оператором электронной площадки решения суда, контрольного органа в сфере закупок о признании решения, принятого в отношении такой заявки, не соответствующим требованиям настоящего Федерального закона) в банк информацию о реквизитах специального счета участника закупки, подавшего такую заявку;

2) банк не позднее одного часа с момента получения информации, предусмотренной пунктом 1 настоящей части, осуществляет перевод заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств в размере обеспечения такой заявки в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации и направляет информацию о таком переводе оператору электронной площадки;

3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента получения от банка информации о перечислении, предусмотренной пунктом 2 настоящей части, направляет участнику закупки информацию о таком перечислении.

15. Если в случае, предусмотренном частью 13 настоящей статьи, обеспечение заявки на участие в закупке, являющейся третьей заявкой, предоставлено в виде независимой гарантии:

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 января 2023 г. — Федеральный закон от 16 апреля 2022 г. N 104-ФЗ

1) оператор электронной площадки через пятнадцать рабочих дней со дня, следующего за днем размещения на электронной площадке в отношении такой заявки протокола, указанного в части 17 статьи 48, пункте 2 части 5 статьи 49, пункте 2 части 3 статьи 50 настоящего Федерального закона, направляет (за исключением случая получения оператором электронной площадки решения суда, контрольного органа в сфере закупок о признании решения, принятого в отношении такой заявки, не соответствующим требованиям настоящего Федерального закона) заказчику, разместившему такой соответствующий протокол, информацию о наступлении случая, предусмотренного частью 13 настоящей статьи, и об участнике закупки, подавшем такую заявку;

2) заказчик не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем получения информации, предусмотренной пунктом 1 настоящей части, предъявляет требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной таким участником закупки.

16. При проведении закрытого конкурса и закрытого аукциона:

1) денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок на участие в закупке, вносятся участниками закупок на счет, указанный заказчиком в документации о закупке, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

2) участник закупки признается не предоставившим обеспечение заявки на участие в закупке в случае непоступления денежных средств, информация и документы (или их копии) о внесении которых в качестве обеспечения заявки представлены в заявке на участие в закупке, до даты рассмотрения заявок, даты рассмотрения и оценки заявок на счет, указанный заказчиком в документации о закупке, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

3) заказчик возвращает денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем наступления случаев, предусмотренных пунктами 1 — 6 части 10 настоящей статьи. Возврат таких денежных средств участнику закупки не осуществляется в случае, предусмотренном пунктом 7 части 10 настоящей статьи;

4) в случае предоставления участником закупки обеспечения заявки на участие в закупке в виде независимой гарантии такая гарантия подлежит рассмотрению заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом.

17. При проведении закрытых электронных процедур применяются положения настоящего Федерального закона, касающиеся обеспечения заявок на участие в закупках при проведении электронных процедур, если иное не установлено Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 24 настоящего Федерального закона.

18. Правительство Российской Федерации вправе установить особенности порядка предоставления обеспечения заявок на участие в закупках участниками закупок, являющимися иностранными лицами.

Какой размер обеспечения заявки предусмотрен для закупки у единственного поставщика

Статья 44. Обеспечение заявки на участие в закупке

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Готовые решения. Вопросы применения ст. 44

1. При проведении конкурентных способов заказчик обязан установить требование обеспечения заявок на участие в закупке. Заказчик вправе не устанавливать такое требование в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей.

2. Обеспечение заявки на участие в закупке устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в следующих размерах:

1) если размер начальной (максимальной) цены контракта не превышает двадцать миллионов рублей, — от одной второй процента до одного процента начальной (максимальной) цены контракта;

2) если размер начальной (максимальной) цены контракта превышает двадцать миллионов рублей, — от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта.

3. Предприятия уголовно-исполнительной системы, организации инвалидов, предусмотренные частью 2 статьи 29 настоящего Федерального закона, предоставляют обеспечение заявки на участие в закупке (в случае установления заказчиком требования обеспечения заявок на участие в закупке) в размере одной второй процента начальной (максимальной) цены контракта. Государственные, муниципальные учреждения не предоставляют обеспечение подаваемых ими заявок на участие в закупках.

4. Обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок.

5. При проведении электронных процедур:

1) обеспечение заявки на участие в закупке предоставляется одним из следующих способов:

а) путем блокирования денежных средств на банковском счете, открытом таким участником в банке, включенном в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации (далее — специальный счет), для их перевода в случаях, предусмотренных настоящей статьей, на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Требования к таким банкам, к договору специального счета, к порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета устанавливаются Правительством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) путем предоставления независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона;

2) участник закупки для подачи заявки на участие в закупке выбирает с использованием электронной площадки способ обеспечения такой заявки путем указания реквизитов специального счета или указания номера реестровой записи из реестра независимых гарантий, размещенного в единой информационной системе;

3) в случае предоставления обеспечения заявки на участие в закупке в виде денежных средств:

а) подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки на блокирование денежных средств, находящихся на его специальном счете, в размере обеспечения заявки на участие в закупке;

б) оператор электронной площадки не позднее десяти минут с момента получения заявки на участие в закупке, поданной до окончания срока подачи заявок на участие в закупке, направляет в банк, в котором открыт специальный счет, информацию о реквизитах такого счета и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки на участие в закупке;

в) банк не позднее сорока минут с момента получения информации, предусмотренной подпунктом «б» настоящего пункта, осуществляет блокирование денежных средств на специальном счете в размере обеспечения заявки на участие в закупке и направляет информацию об осуществленном блокировании оператору электронной площадки. В случае отсутствия на специальном счете незаблокированных денежных средств в этом размере банк такое блокирование не осуществляет и в указанный срок направляет оператору электронной площадки информацию об отсутствии на специальном счете денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки;

г) в случае получения от банка информации об отсутствии на специальном счете денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки на участие в закупке, оператор электронной площадки осуществляет в соответствии с подпунктом «е» пункта 5 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона возврат заявки подавшему ее участнику закупки;

4) в случае предоставления обеспечения заявки на участие в закупке в виде независимой гарантии оператор электронной площадки посредством взаимодействия с реестром независимых гарантий, размещенным в единой информационной системе, не позднее одного часа с момента получения заявки на участие в закупке проверяет наличие номера реестровой записи в таком реестре, сумму независимой гарантии, а также соответствие идентификационного кода закупки, указанного в независимой гарантии, идентификационному коду закупки, указанному в извещении об осуществлении закупки. Оператор электронной площадки возвращает заявку подавшему ее участнику закупки в соответствии с подпунктом «ж» пункта 5 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона.

6. В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о соответствии банка, не включенного в перечень, предусмотренный подпунктом «а» пункта 1 части 5 настоящей статьи, установленным требованиям либо о несоответствии банка, включенного в такой перечень, установленным требованиям, такие сведения направляются Центральным банком Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в течение пяти дней со дня выявления указанных обстоятельств для внесения соответствующих изменений в перечень.

7. Каждый оператор электронной площадки заключает соглашение о взаимодействии с каждым из банков, включенных в перечень, предусмотренный подпунктом «а» пункта 1 части 5 настоящей статьи. Требования к условиям таких соглашений определяются Правительством Российской Федерации. Взаимодействие между оператором электронной площадки и банком в соответствии с требованиями настоящей статьи осуществляется в электронной форме.

8. Банк вправе открывать специальные счета участникам закупок только после заключения соглашений о взаимодействии с каждым из операторов электронной площадки. Денежные средства, находящиеся на специальном счете участника закупки, могут использоваться для обеспечения заявок на участие в закупках исключительно такого участника закупки. Блокирование денежных средств в целях обеспечения заявки на участие в закупке на специальном счете осуществляется и прекращается банком на основании информации, полученной от оператора электронной площадки в соответствии с настоящей статьей. На денежные средства, заблокированные в соответствии с настоящей статьей, не может быть обращено взыскание по обязательствам участника закупки. Банком начисляются проценты за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, в том числе в период их блокирования в целях обеспечения заявки на участие в закупке. Размер таких процентов определяется договором специального счета, заключаемым участником закупки.

9. Режим использования специального счета должен предусматривать осуществление банком на основании информации, полученной от оператора электронной площадки, следующих операций:

1) блокирование и прекращение блокирования денежных средств в соответствии с требованиями настоящей статьи. Такое блокирование заключается в ограничении прав участника закупки по своему усмотрению распоряжаться денежными средствами, находящимися на его специальном счете в размере обеспечения соответствующей заявки, в течение срока, предусмотренного настоящим Федеральным законом;

2) перевод в случаях, предусмотренных настоящей статьей, заблокированных денежных средств в размере обеспечения соответствующей заявки:

а) на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

б) в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

10. Оператор электронной площадки направляет в банк информацию о реквизитах специального счета для осуществления банком по такому счету операции, предусмотренной частью 9 настоящей статьи, в течение одного часа с момента наступления следующих случаев:

1) отклонение заявки на участие в закупке (за исключением случая, предусмотренного частью 13 настоящей статьи), отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) отзыв заявки участником закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом;

3) заключение контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом с участником закупки. В этом случае оператор электронной площадки направляет также информацию о реквизитах специальных счетов всех участников закупки, заявки которых не были отклонены, отстранены, отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением участников закупки, признанных в соответствии с настоящим Федеральным законом уклонившимися от заключения контракта;

4) отмена закупки в соответствии со статьей 36 настоящего Федерального закона. В этом случае оператор электронной площадки направляет информацию о реквизитах специальных счетов всех участников закупки, подавших заявки на участие в закупке;

5) получение решения контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

6) получение предусмотренного настоящим Федеральным законом решения об отказе во включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с его уклонением от заключения контракта;

7) включение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии со статьей 104 настоящего Федерального закона в связи с его уклонением от заключения контракта.

11. Банк не позднее одного часа с момента получения информации, предусмотренной пунктами 1 — 6 части 10 настоящей статьи, прекращает осуществленное в соответствии с подпунктом «в» пункта 3 части 5 настоящей статьи блокирование денежных средств на специальном счете (специальных счетах), реквизиты которого (которых) направлены оператором электронной площадки, и направляет информацию о прекращении такого блокирования оператору электронной площадки. Не позднее одного часа с момента получения информации, предусмотренной пунктом 7 части 10 настоящей статьи, банк осуществляет перевод заблокированных в соответствии с подпунктом «в» пункта 3 части 5 настоящей статьи денежных средств на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, и направляет информацию о таком переводе оператору электронной площадки.

12. Возврат независимой гарантии, предоставленной для обеспечения заявки на участие в закупке, в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 6 части 10 настоящей статьи, заказчиком лицу или гаранту, предоставившим независимую гарантию, не осуществляется, взыскание по ней не производится. В случае, предусмотренном пунктом 7 части 10 настоящей статьи, заказчик предъявляет требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной для обеспечения заявки на участие в закупке участником закупки, информация о котором включена в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением такого участника от заключения контракта.

13. В случае, если при проведении электронных процедур в течение одного квартала календарного года на одной электронной площадке в отношении трех и более заявок одного участника закупки комиссиями по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки, по основаниям, установленным пунктами 1 — 3, 5 — 9 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном частью 14 настоящей статьи, осуществляется перечисление в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств в размере обеспечения каждой третьей такой заявки или в порядке, предусмотренном частью 15 настоящей статьи, предъявляется требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной для обеспечения каждой третьей такой заявки.

14. Если в случае, предусмотренном частью 13 настоящей статьи, обеспечение заявки на участие в закупке, являющейся третьей заявкой, предоставлено в виде денежных средств:

1) оператор электронной площадки через пятнадцать рабочих дней со дня, следующего за днем размещения на электронной площадке в отношении такой заявки протокола, указанного в части 17 статьи 48, пункте 2 части 5 статьи 49, пункте 2 части 3 статьи 50 настоящего Федерального закона, направляет (за исключением случая получения оператором электронной площадки решения суда, контрольного органа в сфере закупок о признании решения, принятого в отношении такой заявки, не соответствующим требованиям настоящего Федерального закона) в банк информацию о реквизитах специального счета участника закупки, подавшего такую заявку;

(в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) банк не позднее одного часа с момента получения информации, предусмотренной пунктом 1 настоящей части, осуществляет перевод заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств в размере обеспечения такой заявки в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации и направляет информацию о таком переводе оператору электронной площадки;

3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента получения от банка информации о перечислении, предусмотренной пунктом 2 настоящей части, направляет участнику закупки информацию о таком перечислении.

15. Если в случае, предусмотренном частью 13 настоящей статьи, обеспечение заявки на участие в закупке, являющейся третьей заявкой, предоставлено в виде независимой гарантии:

1) оператор электронной площадки через пятнадцать рабочих дней со дня, следующего за днем размещения на электронной площадке в отношении такой заявки протокола, указанного в части 17 статьи 48, пункте 2 части 5 статьи 49, пункте 2 части 3 статьи 50 настоящего Федерального закона, направляет (за исключением случая получения оператором электронной площадки решения суда, контрольного органа в сфере закупок о признании решения, принятого в отношении такой заявки, не соответствующим требованиям настоящего Федерального закона) заказчику, разместившему такой соответствующий протокол, информацию о наступлении случая, предусмотренного частью 13 настоящей статьи, и об участнике закупки, подавшем такую заявку;

(в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) заказчик не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем получения информации, предусмотренной пунктом 1 настоящей части, предъявляет требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной таким участником закупки.

16. При проведении закрытого конкурса и закрытого аукциона:

1) денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок на участие в закупке, вносятся участниками закупок на счет, указанный заказчиком в документации о закупке, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

2) участник закупки признается не предоставившим обеспечение заявки на участие в закупке в случае непоступления денежных средств, информация и документы (или их копии) о внесении которых в качестве обеспечения заявки представлены в заявке на участие в закупке, до даты рассмотрения заявок, даты рассмотрения и оценки заявок на счет, указанный заказчиком в документации о закупке, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

3) заказчик возвращает денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем наступления случаев, предусмотренных пунктами 1 — 6 части 10 настоящей статьи. Возврат таких денежных средств участнику закупки не осуществляется в случае, предусмотренном пунктом 7 части 10 настоящей статьи;

4) в случае предоставления участником закупки обеспечения заявки на участие в закупке в виде независимой гарантии такая гарантия подлежит рассмотрению заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом.

17. При проведении закрытых электронных процедур применяются положения настоящего Федерального закона, касающиеся обеспечения заявок на участие в закупках при проведении электронных процедур, если иное не установлено Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 24 настоящего Федерального закона.

18. Правительство Российской Федерации вправе установить особенности порядка предоставления обеспечения заявок на участие в закупках участниками закупок, являющимися иностранными лицами.

Обеспечение заявки. Специальный счет и банковская гарантия

вопросы

В практике закупок механизм предоставления обеспечения заявок является гарантией серьёзности намерения участника закупки на дальнейшее заключение контракта, а также компенсацией финансовых, временных и прочих потерь заказчика в случае, если победитель конкурса или аукциона в дальнейшем отказывается от заключения контракта либо договора.

Необходимость внесения обеспечительных мер закреплена не только в 44-ФЗ, но и в нормах Гражданского кодекса, на которых также базируется осуществление закупок. В п.5 статьи 448 ГК прописано, что если иное не установлено законом, то участники торгов могут обеспечивать свои заявки независимой гарантией.

Что такое независимая гарантия

В 44-ФЗ в статье 44 определено, что заказчик обязан установить требования к обеспечению заявок на участие в конкурентных закупках: конкурсе, аукционе и запросе котировок.

Там же указано, что заказчик вправе не устанавливать требование об обеспечении заявки в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей. Таким образом, если НМЦК 1 млн рублей и более, заказчик установить обеспечение заявки обязан.

Размер обеспечения заявок

Размер НМЦК Размер обеспечения заявки
не превышает двадцати миллионов рублей не превышает двадцати миллионов рублей от одной второй процента до одного процента НМЦК
превышает двадцать миллионов рублей от одной второй процента до пяти процентов НМЦК

Если закупка с начальной максимальной ценой контракта ровно 20 млн рублей, то такая закупка попадает в первый вариант — размер обеспечения заявки для такой закупки будет от 0,5% до 1% начальной максимальной цены контракта.

Предприятия уголовно-исполнительной системы, организации инвалидов, предусмотренные ч. 2 статьи 29 закона, предоставляют обеспечение заявки на участие в закупке (в случае установления заказчиком требования обеспечения заявок на участие в закупке) в размере 0,5% НМЦК.

Общие правила обеспечения заявок

Смешанный вид обеспечения (независимая гарантия + деньги) вносить нельзя.

  1. Исходя из норм ст.44 и Постановления, устанавливающего предельные размеры для обеспечения контракта, формируется правило — если проводится конкурс, аукцион или запрос котировок с начальной максимальной ценой от 1 млн рублей, то обеспечение заявки требуется всегда.
  2. Требование об обеспечении заявки в равной степени относится ко всем участникам закупок. Исключение — обеспечение заявки не вносят государственные и муниципальные учреждения.
  3. Размер обеспечения заявки устанавливается дифференцированно в зависимости от начальной максимальной цены контракта в пределах от 0,5 до 5%, которая действует для крупных закупок свыше 20 млн рублей с начальной максимальной ценой контракта.
  4. В соответствии с Законом о контрактной системе, если заказчик установил соответствующий процент обеспечения заявки, то в процессе внесения каких-либо изменений в извещение о закупке изменить размер обеспечения он не вправе.
  5. Выбор способа обеспечения предоставлен участнику закупки. В законе определено два способа:
    • внесение денег на специальный счёт;
    • предоставление независимой гарантии.

Смешанный вид обеспечения (независимая гарантия + деньги) вносить нельзя.

Как происходит внесение обеспечения заявки

Механизм взаимодействия при обеспечении заявки включает:

  • заказчика;
  • оператора электронной площадки;
  • участника закупки;
  • гаранта.

Каким образом происходит взаимодействие между ними?

Чтобы участник закупки мог подать заявку, он должен в обязательном порядке открыть специальный счёт, если он собирается участвовать в закупке, проводимой в электронной форме. На этом счёте должны быть денежные средства в сумме, достаточной для обеспечения заявки. Если специального счёта нет или недостаточно денежных средств, то он может воспользоваться Независимой гарантией в порядке, определённом в соответствии со статьёй 44, информация о которой включена в реестры независимых гарантий, предусмотренные статьёй 45 Закона о контрактной системе.

Денежные средства, которые аккумулированы на спец.счёте, могут использоваться только для целей обеспечения заявки конкретного участника закупки.

Специальный счёт может быть открыт не в любом банке, который понравился участнику закупки. Существует определённый перечень, установленный Распоряжением Правительства РФ №1451-р. Данный перечень постоянно меняется и дополняется. Существуют требования к банкам, которые могут открывать спецсчета. В настоящий момент в этом перечне 24 крупных банка, известных по всей стране. Находясь в любой точке страны, участник закупки будет иметь возможность выбора банка для открытия спец.счёта.

Как идёт работа по специальному счёту

Каждый оператор электронной площадки (существует 8 федеральных площадок) заключает соглашение с каждым из банков. В этом соглашении указывается ответственность оператора и прописывается взаимодействие банка и электронной площадки. Данное соглашение заключается исключительно в электронной форме.

Банк вправе открывать спецсчета участникам закупок только после того, как он получил соответствующее соглашение. Требования и условия к таким соглашениям установлены Постановлением Правительства №626 от 30.05.2018.

Банки несут ответственность в соответствии с законодательством РФ перед участником закупки за соблюдение установленного срока прекращения блокировки его денежных средств на специальном счёте.

Постановлением Правительства №626 от 30.05.2018 утверждены:

  • Требования к самому договору специального счёта и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счёта в качестве спецсчёта.
  • Требования к условиям соглашения между оператором площадки и банком.

В случае если у участника закупки открыт банковский счёт в одном или нескольких уполномоченных банках, такой счёт может быть наделён статусом спецсчёта путём заключения дополнительного соглашения между участником закупки и банком в соответствии с пунктом 5 Требований к договору специального счёта и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счёта в качестве специального, утверждённых Постановлением № 626.

Обязательно ли участник закупки должен открыть отдельный специальный счёт, чтобы работать на рынке государственных и муниципальных закупках или можно использовать свой счёт для текущей деятельности в банке, если банк попадает в перечень, установленный в распоряжении?

При заключении дополнительного соглашения с банком в качестве специального счёта участник закупки может использовать свой текущий счёт. Но зачастую участники закупки открывают новый, чтобы было проще контролировать наличие денежных средств. В отношении особенностей ведения спецсчёта были даны разъяснения Минфина РФ. В своём письме от 06.11.2018 № 24-06-08/79659 «Об осуществлении закупок в электронной форме» ведомство пояснило, что специальный счёт может быть пополнен не только денежными средствами от текущей хозяйственной деятельности, но и денежными средствами, взятыми участником закупки в кредит. Если идёт расторжение банковского счёта, то блокировка денежных средств на специальном счёте участника закупки не осуществляется.

Участниками закупки могут быть как юр.лица, так и физ.лица. Физическое лицо также может открыть специальный счёт и пользоваться им без каких-либо ограничений. На денежные средства спец,счёта, заблокированные в соответствии со статьёй 44 для обеспечения заявки, не может быть обращено взыскание по обязательствам участника закупки. Банком начисляются проценты за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счёте, в том числе в период их блокирования в целях обеспечения заявки на участие в закупке. Размер таких процентов определяется договором специального счёта, заключаемым участником закупки.

Денежные средства, которые вносятся в качестве обеспечения заявки, не остаются у банка. Они возвращаются, если процедура закупки прошла и участник не стал победителем.

Случаи возврата денежных средств, внесённых в качестве обеспечения заявки (ч. 9-10 статьи 44)

  1. Если закупка состоялась, то денежные средства возвращаются всем участникам закупки, за исключением победителя, после подписания итогового протокола закупки. Победителю внесённые денежные средства в качестве обеспечения заявки вернутся позже — после того, как он внесёт обеспечение исполнения контракта.
  2. Если закупка была отменена: отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
  3. Если заявка участника закупки отклонена.
  4. Если участник закупки отозвал заявку до окончания срока подачи заявок.
  5. Если заявка опоздала (была получена после установленного срока).
  6. Если заявка была отстранена.
  7. Если заказчик получил решение контрольного органа об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком.

Все семь случаев касаются разблокировки денежных средств на спецсчёте.

В случае включения информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии со статьёй 104 закона №44-ФЗ в связи с его уклонением от заключения контракта денежные средства на спец.счёте также разблокируются, но сумма обеспечения будет переведена заказчику.

Ответственность за просрочку

В соответствии с Постановлением Правительства от 20.12.2021 №626 в договор спецсчёта, заключаемый между банком и участником закупки, должны включаться в том числе положения об ответственности банка перед участником закупки за соблюдение установленных статьёй 44 закона №44-ФЗ сроков прекращения блокирования его денежных средств на спец. счёте, в отношении которых осуществлено блокирование в целях обеспечения заявок.

Когда обеспечение заявки не возвращается

Обеспечение заявки — механизм защиты от недобросовестных поставщиков, которые приходят на закупки и в дальнейшем не хотят заключать договор.

В настоящее время в законе предусмотрено два случая, когда обеспечения заявки не возвращается:

  1. согласно ч. 11 статьи 44, не будут возвращаться обеспечительные меры в том случае, если поставщик попадает в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьёй 104;
  2. согласно ч. 13 статьи 44, если в течение одного квартала календарного года на одной и той же электронной площадке в отношении вторых частей установленной документации трёх и более заявок участника закупки происходит отклонение заявки.

Если решение комиссией принято и не обжаловано, то в течение 30 рабочих дней происходит удержание обеспечительных мер. При этом обеспечение заявки перечисляется не заказчику, а напрямую в бюджет.

Обеспечительные меры понадобятся в том числе при неконкурентной закупке (заключение контракта с единственным подрядчиком, исполнителем). Речь идёт о закупках в так называемом Едином агрегаторе торговли (ЕАТ).

Единый агрегатор торговли

В Едином агрегаторе торговли работают Федеральные заказчики, субъектовые и муниципальные заказчики. Попасть в Единый агрегатор торговли можно через ЕИС (Единая информационная система).

Обеспечительные меры при закупках через единый агрегатор торговли (ЕАТ)

Регламентом Единого агрегатора торговли предусмотрено, что при участии в закупке вносится обеспечительный депозит. Размер депозита составляет 5% от стоимости товаров, работ, услуг, указанных заказчиком в заявлении на закупку.

Кроме этого, в регламенте предусмотрено, что обеспечительный депозит не возвращается участнику закупки по аналогии с конкурентными закупками в случае отказа от заключения контракта без каких-либо на то причин.

В случае если победитель не осуществляет действий по подписанию контракта в течение одного рабочего дня с момента направления Заказчиком проекта контракта и у оператора EAT отсутствует информация о допущенных в ходе заключения контракта технических ошибках, то оператором ЕАТ осуществляется дополнительная блокировка денежных средств обеспечительного депозита в размере ещё 5% от стартовой цены.

По истечении 30 дней с наступления даты подписания контракта 5% депозита по письменному заявлению подлежат перечислению на его расчётный счёт. Из оставшихся денег депозита оператор EAT спишет комиссионный сбор.

Большинство участников закупки работают с заказчиками, которые осуществляют закупки и по 44-ФЗ и по 223-ФЗ. Также есть заказчики, которые работают в двух правовых режимах параллельно — по 44 и 223-ФЗ.

Как регулируется обеспечение заявки в 223-ФЗ

В 223-ФЗ детального описания обеспечительных мер не предусмотрено. То, что не урегулировано в самом законе, заказчик вправе прописать в своём положении о закупке.

В 223-ФЗ не прописан порядок, сроки, случаи возврата обеспечительной заявки. Поэтому прежде чем участвовать в закупке по 223-ФЗ, необходимо открыть не только документацию о закупке, но и посмотреть, как эти нормы урегулированы в положении о закупке данного заказчика.

В самом законе прописано, что обеспечение заявки может осуществляться:

  • путём внесения денежных средств;
  • предоставлением банковской гарантии;
  • иным способом, предусмотренным ГК РФ, например, залогом. Исключение иных способов работает только в случае, если участники закупки — субъекты малого и среднего предпринимательства.

По 44-ФЗ обеспечение устанавливается только для конкурса, аукциона и запроса котировок, если начальная максимальная цена контракта начинается от 1 млн рублей.

Если говорить о закупках по 223-ФЗ, то здесь обеспечение заявки также требуется не всегда. Заказчик вправе его установить только для закупок с начальной максимальной ценой договора не менее 5 млн рублей. Нет никакого ограничения по способу закупки. По 223 закону обеспечение заявки может быть установлено и при конкурсе, и при аукционе, и при запросе предложения, и при запросе котировок. То есть имеет значение максимальная цена договора. Если цена договора превышает 5 млн рублей, установленный размер обеспечения заявки будет не более 5% начальной максимальной цены договора.

Особые правила предусмотрены для тех закупок, которые осуществляются с преференциями для малого и среднего бизнеса. В этом случае работают нормы Постановления Правительства РФ от 11 декабря 2014 года №1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В соответствии с этим Постановлением размер обеспечительной заявки для таких категорий участников закупки не может превышать 2% начальной максимальной цены договора либо лота, за участником закупки также остаётся право выбора способа обеспечения.

Правила обеспечения заявки для закупок с преференциями МСП

Обеспечение заявки возвращается на счёт, указанный в документации о такой закупке:

  • всем участникам закупки, за исключением участника, заявке которого присвоен первый номер, в срок не более 7 рабочих дней со дня подписания протокола, составленного по результатам закупки;
  • участнику закупки, заявке которого присвоен первый номер, в срок не более 7 рабочих дней со дня заключения договора либо со дня принятия заказчиком в порядке, установленном положением о закупке, решения о том, что договор по результатам закупки не заключается.

Условия обеспечения заявок МСП при закупках по 223-ФЗ

В соответствии с ч.10 статьи 3.4 Закона 223-ФЗ осуществляется по правилам Закона о контрактной системе и подзаконных НПА:

  • порядок и случаи блокирования денежных средств, внесённых участниками конкурентной закупки в целях обеспечения заявок на участие, и прекращение данного блокирования, если требование об обеспечении заявок на участие в закупке установлено заказчиком в извещении об осуществлении данной закупки, документации о конкурентной закупке;
  • требования к обеспечению сохранности денежных средств, внесённых участниками конкурентной закупки в целях обеспечения заявок на участие в данной закупке.

Как происходит обеспечение для субъектов малого и среднего предпринимательства

Используется спецсчёт, который открывается в тех же банках, что и для закупок по 44-ФЗ или предоставляется независимая гарантия.

В отношении независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечительных мер по 223-ФЗ, применяются нормы статьи 45 Закона о контрактной системе, при этом информация о независимой гарантии будет включаться в реестр независимых гарантий, предусмотренный ч. 8 статьи 45 Закона №44-ФЗ только с 01.04.2023. До указанной даты устанавливать такое требование неправомерно.

Как происходит обеспечение заявок при обычной закупке

Если это электронная закупка, то оператор площадки своим регламентом устанавливает такую процедуру. Обеспечение происходит через виртуальный счёт оператора электронной площадки в соответствии с тем регламентом, который размещён на сайте площадки.

Невозврат обеспечительной заявки по 223-ФЗ

Деньги не будут возвращены в следующих случаях по 223-ФЗ:

  • если участник закупки в дальнейшем уклоняется от заключения договора;
  • если участник закупки уклоняется от обеспечения, установленного договором;
  • если участник закупки предоставил обеспечение договора не в соответствии с теми требованиями, не в том размере, как это установлено в документации.

Случаи и сроки возврата для обычных закупок не регламентированы, кроме закупок субъектов малого и среднего предпринимательства — заказчик должен их установить в своём положении о закупке.

Навигационное меню
  • CriptoPro CSP для Windows 10
  • CryptoPro CSP 3.9
  • Госуслуги и КриптоПро
  • Как выполнить обновление КриптоПро
  • Как настроить КриптоПро ЭЦП Browser plug-in
  • Как полностью удалить КриптоПро CSP с компьютера
  • Как удалить ЭЦП из реестра КриптоПро
  • Как установить и настроить ViPNet
  • Как установить КриптоПро: пошаговая инструкция
  • Ключ КриптоПро в реестре
  • КриптоАРМ: инструкция по установке
  • КриптоПро 3.6: Как установить и обновить
  • КриптоПро CADESCOM plug-in
  • КриптоПро CSP 4
  • КриптоПро Linux
  • КриптоПро PDF
  • Криптопро для MacOS
  • КриптоПро для Андроид
  • КриптоПро для Яндекс Браузера
  • КриптоПро не видит Токен (Рутокен)
  • КриптоПро сброс триала
  • Личный кабинет КриптоПро
  • Настройка КриптоПРО
  • Настройка КриптоПро для госзакупок
  • Пароли КриптоПро
  • Перенос КриптоПро на другой компьютер
  • Разница между КриптоАРМ и КриптоПро CSP
  • Серийный номер КриптоПро
  • Что делать, если не работает КриптоПро ЭЦП Browser plug-in
  • Что такое TLS в КриптоПро
  • Что такое ViPNet CSP
  • Что такое КриптоПро PKI
  • Что такое КриптоПро Sharpei
  • Что такое КриптоПро Winlogon
  • Кто участвует в маркировке
  • Работа с «Честным ЗНАКом»
  • Штрафы
  • JaCarta authentication server
  • JaCarta Management System
  • JaCarta SecurLogon
  • Jacarta Webclient
  • Генерация ключа для ЕГАИС на Рутокен ЭЦП 2.0
  • Драйвер для Рутокен S
  • Драйвера для JaCarta
  • Драйверы для ЕГАИС
  • Как войти на сайт налоговой с помощью Рутокена
  • Как обновить сертификат RSA в ключе ЕГАИС
  • Как отформатировать JaCarta
  • Как разблокировать JaCarta
  • Как разблокировать Рутокен
  • Как установить сертификат JaCarta
  • Компьютер не видит Рутокен
  • КриптоПро не видит ключ JaCarta
  • Настройка Рутокен в Линукс
  • Нет доступа к системной службе Смарт-карты
  • Обновить драйвер Рутокен
  • Панель управления Рутокен
  • Пин RSA и пин ГОСТ для формирования сертификата
  • Пин-код для JaCarta
  • Работа с JaCarta
  • Работа с PIN-кодом администратора
  • Рутокен для Windows
  • Рутокен Коннект
  • Рутокен Магистра
  • Рутокен Плагин
  • Сколько электронных подписей вмещает токен
  • Сравнение JaCarta и Рутокен
  • Токены для ФНС: какие бывают и как выбрать
  • Что делать, если Эвотор не видит Рутокен
  • Аналитика продаж в личном кабинете Астрал.ОФД
  • Если привысить время офлайн ОФД
  • Как заключить договор с Астрал.ОФД
  • Как получить электронный чек от ОФД
  • Как посмотреть выручку в Астрал.ОФД
  • Как провести проверку связи с ОФД
  • Касса не отправляет чеки в ОФД, что делать
  • Не передаются данные в офд, что делать
  • Отправка электронного чека клиенту по SMS и E-mail
  • Отчёты ОФД
  • ОФД не отвечает, что делать
  • Ошибки ОФД
  • Повторный чек ОФД
  • Реквизиты ОФД
  • Чек коррекции или возврат
  • Документы для регистрации ООО
  • Как зарегистрировать ИП
  • Как зарегистрировать ООО
  • Как открыть свой бизнес с нуля
  • Как получить свидетельство о регистрации ИП
  • Регистрация ИП на сайте ФНС
  • Регистрация ИП через Госуслуги
  • Регистрация ООО на Госуслугах
  • Регистрация юрлица в ЕСИА
  • Свидетельство о регистрации ЮЛ
  • Стоимость открытия ООО
  • Субсидия на открытие бизнеса от государства
  • Авансирование контрактов по 44-ФЗ и 223-ФЗ
  • Антидемпинговые меры по 223-ФЗ
  • Аукционный перечень по 44-ФЗ и 223-ФЗ
  • Декларация соответствия требованиям закупки
  • Дробление закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ
  • Заключение контракта по 44-ФЗ
  • Закупки у СМП и СОНКО по 44-ФЗ
  • Закупочная комиссия по 223-ФЗ
  • Запрос коммерческого предложения
  • Запрос разъяснений по 44-ФЗ и 223-ФЗ
  • Идентификатор государственного контракта
  • Как осуществляется коллективное участие в закупках по 223 ФЗ
  • Как проводится изменение и расторжение договора по 223 ФЗ
  • Как происходит смена заказчика по 44-ФЗ
  • Как рассчитываются пени по 44-ФЗ и 223-ФЗ
  • Как составить протокол разногласий по 44-ФЗ
  • Каков срок оплаты по 223 ФЗ
  • Комиссия по осуществлению закупок
  • Контракт жизненного цикла 44-ФЗ в 2021 году
  • Критерии оценки открытого конкурса 44-ФЗ
  • Лизинг по 223-ФЗ
  • Национальный режим в госзакупках
  • Обеспечение гарантийных обязательств по 44-ФЗ
  • Обеспечение заявки. Специальный счет и банковская гарантия
  • Общественное обсуждение закупок по 44-ФЗ
  • Ограничение конкуренции по 223-ФЗ
  • Описание объекта закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ
  • Основные изменения в Федеральном законе № 44-ФЗ в 2022 году
  • Отказ от участия в тендере
  • Переторжка: формы и порядок проведения
  • План закупок по 223-ФЗ
  • Планирование закупок по 44-ФЗ
  • Подтверждение добросовестности по 44-ФЗ
  • Приёмка товаров, работ и услуг по 44-ФЗ
  • Приёмочная комиссия заказчика по 44-ФЗ
  • Проведение аукциона по 44-ФЗ: пошаговая инструкция
  • Проведение двухэтапного конкурса по 44-ФЗ
  • Проведение претензионной работы по 44-ФЗ
  • Проверка банковской гарантии
  • Прокуратура и проверка заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ
  • Прямой договор по 44-ФЗ и его особенности
  • Работа на ЭТП для любого бизнеса
  • Расшифровка ИКЗ по 44 ФЗ
  • Реестр контрактов по 44-ФЗ
  • Сертификат происхождения товара СТ-1 в госзакупках
  • Состав заявки по 223-ФЗ
  • Способы проведения закупок и обоснования для них
  • Сроки заключения и внесения изменений в договор по 223 ФЗ
  • Сроки оплаты контракта по 44 ФЗ
  • Сроки проведения закупок по 44-ФЗ
  • Тендерная гарантия по 44-ФЗ
  • Тендерный аутсорсинг
  • Техническое задание на тендер
  • Улучшенные характеристики товара по 44-ФЗ
  • Что такое НМЦК: расчёт начальной максимальной цены контракта
  • Экспертиза по 44-ФЗ
  • Электронный запрос котировок по 44-ФЗ
  • Автоматизация делопроизводства и документооборота
  • Безопасность электронного документооборота
  • Законы об электронном документообороте РФ
  • Кадровый электронный документооборот
  • Как в договоре прописать электронный документооборот
  • Как войти в ЭДО
  • Как выгружать документы в ЭДО
  • Как договориться с контрагентами о переходе на ЭДО
  • Как заполнить МЧД
  • Как перейти на МЧД
  • Как подключиться к ЭДО
  • Как проверить ЭДО контрагента
  • Как работать с электронными документами: составляем инструкцию
  • Как регистрировать документы в ЭДО
  • Как регистрировать электронные документы в ЭДО
  • Как согласовывать документы в ЭДО
  • Как удалять документы в ЭДО
  • Как узнать идентификатор участника ЭДО
  • Машиночитаемая доверенность в ПФР
  • Машиночитаемые доверенности (МЧД) в КЭДО
  • Машиночитаемые доверенности для ФНС
  • МЧД для ЕГАИС
  • МЧД СФР
  • Общие вопросы: что такое электронный документооборот и как он работает?
  • Организация электронного документооборота. Регистрация в ЕИС
  • Особенности регламента ЭДО
  • Передача документов по ЭДО
  • Переход на ЭДО: с чего начать
  • Положение об электронном документообороте: для чего оно нужно?
  • Соглашение об электронном документообороте
  • Социальный электронный документооборот
  • Формат электронных документов
  • ЭДО с контрагентами
  • Электронная доверенность ИП
  • Электронная трудовая книжка
  • Электронный документооборот в медицинской сфере
  • Электронный документооборот в органах государственной власти
  • Электронный документооборот в суде
  • Электронный заказ-наряд
  • Этапы внедрения электронного документооборота в организации
  • Заявление по форме P24001
  • Как внести изменения в патент
  • Как изменить ОКВЭД для ИП
  • Как ИП сменить систему налогообложения
  • Как переоформить ИП
  • Как попасть в реестр МСП
  • Как сменить ОКВЭД ИП в личном кабинете налогоплательщика
  • Письмо о смене реквизитов ИП
  • Что делать ИП при смене регистрации
  • Что делать ИП при смене фамилии
  • Внесение изменений в ОКВЭД ООО
  • Запрет на внесение изменений в ЕГРЮЛ
  • Как внести изменения в устав ООО
  • Как проверить внесение изменений в ЕГРЮЛ
  • Порядок изменения юридического адреса ООО
  • Порядок увеличения уставного капитала ООО
  • Смена генерального директора ООО
  • Смена директора: как внести изменения в ЕГРЮЛ
  • Смена паспортных данных учредителя и директора ООО
  • Смена фамилии директора ООО
  • Все про НДФЛ в 2022 году
  • Декларация З-НДФЛ для ИП
  • Декларация по НДС: как заполнять
  • Единая упрощённая налоговая декларация
  • Корректировка РСВ
  • Корректирующий отчет по 6-НДФЛ
  • Налог на прибыль: как подготовить и сдать отчёт
  • Налоговая декларация
  • НДФЛ
  • Нулевая декларация по НДС
  • Нулевой РСВ
  • Отчёт 6-НДФЛ
  • Расчет по страховым взносам: отчетность
  • Сдача отчетность через портал ФНС
  • Среднесписочный отчет в налоговую
  • Федеральные стандарты бухгалтерского учёта
  • Финансовая отчётность организации
  • Форма 2 «Отчет о финансовых результатах»
  • Форма 3 бухгалтерской отчетности
  • Форма 4 бухгалтерской отчетности
  • Что делать если налоговая не принимает отчетность
  • Штрафы за нарушение правил представления отчёта 6-НДФЛ
  • Штрафы за несвоевременную сдачу отчётности по НДС
  • Штрафы за несдачу нулевой отчётности
  • ЕФС-1 на совместителей
  • ЕФС-1 не принимают в СФР
  • ЕФС-1 при приёме на работу
  • Как заполнить ЕФС-1 на ГПХ
  • Как заполнить ЕФС-1 при увольнении работника
  • Как подать отменяющий отчёт ЕФС-1
  • Как сдать ЕФС-1 через 1С
  • Квалификационная группа в ЕФС-1
  • Код выполняемой функции в ЕФС-1
  • Код ошибки «30» в отчете ЕФС-1
  • Код ошибки «50» в ЕФС-1: как исправить
  • Код территориального органа в ЕФС-1
  • Коды должностей в ЕФС-1
  • Корректировка ЕФС-1
  • Нулевой отчёт ЕФС-1
  • Образец заполнения формы ЕФС-1
  • Отчет ЕФС-1
  • Отчётность в СФР при смене фамилии
  • Проактивные выплаты СФР
  • СЗВ-ТД: как сдавать в 2023 г.
  • Форма «Сведения о застрахованном лице»
  • Cтатистическая отчетность малых предприятий
  • Кадровая отчётность
  • Как отправить отчёт в Росстат через Госуслуги
  • Какие отчёты сдают в Росстат
  • Объяснительная в Росстат
  • Отчет 1‑ИП
  • Отчет в статистику для малых предприятий
  • Отчёт П-4 в статистику
  • Отчёт ПМ в Росстат
  • Отчет по травматизму по форме 7
  • Ошибки в отчётах Росстат и уточнённая отчётность в статистику
  • Статистическая отчетность по Форме №1
  • Форма 1-ПР
  • Форма 1-Т
  • Форма 11 (статистика)
  • Форма П-2: структура и инструкция по заполнению
  • Форма П-4 (НЗ)
  • Форма П-5 (м): инструкция по заполнению
  • Форма статистики П-3
  • Формы статистической отчетности
  • Штрафы за непредставление отчётности в статистику
  • Отчетность при ликвидации ООО
  • Годовой отчёт ООО
  • Какую отчётность сдавать при ликвидации ООО
  • Личный кабинет ЮЛ
  • Отчётность ООО на ОСНО
  • Отчётность при ликвидации ООО в ПФР
  • Первые отчеты после регистрации ООО
  • Должен ли ИП сдавать бухгалтерский баланс
  • Какую отчётность сдавать ИП на УСН без работников
  • Личный кабинет ИП
  • Нулевая отчётность ИП
  • Нулевая отчетность ИП на ОСНО
  • Нулевая отчётность ИП на УСН
  • Общая система налогообложения: отчётность для ИП
  • Отчёт в статистику для ИП
  • Отчётность для ИП на патенте
  • Отчётность ИП на ОСНО
  • Отчётность ИП на УСН
  • Сдача отчетности ИП в ПФР
  • Сдача отчётности ИП через личный кабинет налогоплательщика
  • Сдача отчетности при закрытии ИП
  • Штраф за несдачу отчётности ИП
  • Автоматизированная упрощённая система налогообложения
  • Анализ бухгалтерского баланса предприятия
  • Анализ форм бухгалтерской отчетности
  • Бланки строгой отчетности
  • Бухгалтерская и налоговая отчётность
  • Бухгалтерская отчётность организации
  • Бухгалтерский баланс
  • Бухгалтерский баланс на УСН
  • Выписка из бухгалтерского баланса
  • Дебиторская задолженность и отражение НДС в бухгалтерском балансе
  • Декларация по УСН
  • Для чего нужно ПБУ 4/99
  • Земельный и транспортный налоги
  • Искажение бухгалтерской отчётности
  • Кадровые отчеты
  • Как выбирать оператора и сервис для сдачи отчетности
  • Как заполнить бухгалтерский баланс
  • Как отправить отчётность по почте
  • Как отразить основные средства в бухгалтерском балансе
  • Как проверить бухгалтерский баланс
  • Как проверить отчётность перед сдачей
  • Какую отчётность сдаёт НКО
  • Какую отчетность сдает СНТ
  • Камеральные проверки
  • Квартальная отчётность в 2023 году
  • Корректировка и уточнение бухгалтерской отчётности
  • Кто и когда сдает форму 5
  • Личный кабинет ФЛ
  • Ломбард: сдача отчётности
  • Налоговая и бухгалтерская отчетность ТСЖ
  • НДС в отчёте о движении денежных средств
  • Новый отчёт РСВ в 2023 году
  • Нулевая отчётность на УСН
  • Обзор приказа 66н о бухотчётности
  • Отчёт о прослеживаемых товарах
  • Отчётность акционерных обществ
  • Отчетность в военкомат
  • Отчетность в ГИР БО
  • Отчётность в Лес ЕГАИС
  • Отчётность ЕСХН
  • Отчётность кредитных организаций
  • Отчётность КФХ
  • Отчётность МСФО
  • Отчётность на УСН
  • Отчётность обособленного подразделения
  • Отчётность по заработной плате
  • Отчётность при приёме сотрудника на работу
  • Отчётность при увольнении сотрудника
  • Отчётность ФТС
  • Отчётность: что изменилось в 2022 году
  • Отчёты для Росприроднадзора
  • Переход на УСН
  • Персонифицированная отчётность
  • Подтверждение основного вида деятельности
  • Пояснения и пояснительная записка к бухгалтерскому балансу
  • Промежуточная бухгалтерская отчетность
  • Сдача отчётности в Росприроднадзор
  • Сдача отчётности по доверенности
  • СЗВ-ДСО
  • Смена юридического адреса
  • Собственный и уставной капитал в бухгалтерском балансе
  • Справка СТД-Р: как и где её получить
  • Срок хранения отчётности
  • Структура бухгалтерского баланса
  • Уведомление о ввозе прослеживаемых товаров
  • Уведомление о перемещении прослеживаемых товаров
  • Уведомление о переходе на УСН
  • Уведомление об остатках товаров, подлежащих прослеживаемости
  • Упрощенная бухгалтерская отчетность.
  • Федеральные стандарты бухучёта
  • Форма 1-ИП (автогруз)
  • Формы отчётности
  • ФСБУ 25/2018
  • ФСБУ 26/2020
  • ФСБУ 27/2021
  • ФСБУ 5/2019 «Запасы»
  • ФСБУ 6/2020
  • Чистые активы в бухгалтерском балансе
  • Что изменится в отчётности с 2023 года
  • Что такое счёт-фактура
  • Что такое ТКС
  • Штрафы за несдачу отчётности
  • Штрафы за несдачу отчётности УСН
  • Штрафы за расчёт по страховым взносам
  • Электронная отчётность в Лес ЕГАИС
  • Выписка ЕГРН
  • Выписка ЕГРЮЛ
  • Заявление на получение ЭЦП
  • Как выглядит электронная подпись
  • Как зарегистрироваться в ЕИС
  • Как работает электронная подпись
  • Как сделать ЭЦП для торгов
  • Корневой сертификат ЭЦП
  • Продление сертификата
  • Сертификат ключа ЭП
  • Создание заявления на получение электронной подписи
  • Срок действия сертификата
  • Структура эцп: из чего состоит электронная подпись
  • Что делать, если ЭЦП украли
  • Что такое сертификат ЭЦП
  • Что такое ЭЦП
  • Штамп времени в электронной подписи
  • Электронная подпись для ЕГАИС
  • ЭЦП носитель: Токен
  • Замена электронной подписи
  • Ошибка «Нет полного доверия к сертификату подписи»
  • Ошибка: отсутствует закрытый ключ
  • Ошибка: у вас нет действующих сертификатов
  • Ошибки Рутокен
  • Как подписать документ с помощью КриптоПро Office Signature
  • КриптоАРМ: проверка электронной подписи
  • КриптоПро проверка ЭЦП
  • Установка корневого и личного сертификатов в КриптоПро
  • PIN-коды ЭЦП Рутокенов
  • Драйвер рутокен
  • Инструкция по работе с ЭЦП для Росреестра
  • Как восстановить доступ к сертификату
  • Как использовать ЭЦП на Рутокен
  • Как найти на компьютере сертификат ЭЦП
  • Как настроить браузер для работы с ЭЦП
  • Как настроить работу Рутокена для использования на Mac OS
  • Как настроить Рутокен для ЕГАИС
  • Как обновить ЭЦП на госзакупках
  • Как подписать jpg электронной подписью
  • Как подписать доверенность с помощью ЭЦП
  • Как подписать договор электронной подписью
  • Как подписать документ
  • Как подписать документ libreoffice ЭЦП
  • Как подписать документ xml электронной подписью
  • Как подписать письмо в Outlook с помощью ЭЦП
  • Как получить электронную подпись по новым правилам
  • Как проверить электронную подпись
  • Как проверить ЭЦП на Рутокен
  • Как сделать электронную подпись для налоговой и работать с ней
  • Как скопировать электронную подпись
  • Как скопировать ЭЦП на компьютер
  • Как скопировать ЭЦП с рутокена
  • Как удалить ЭЦП с Рутокена
  • Как установить Рутокен
  • Программы для работы с ЭЦП
  • Регистрация сертификата на порталах
  • Установка серверного сертификата на zakupki.gov.ru
  • Что делать, если налоговая не прнимает ЭЦП
У вас есть вопросы?

Оставить заявку

Еще не определились? Напишите нам, и мы ответим на Ваши вопросы!

Оставить заявку

Продукты по направлению

Электронная подпись для участия в торгах, работы на государственных порталах и электронного документооборота

Программное обеспечение для работы с электронной цифровой подписью

Защищенный носитель закрытых ключей электронной подписи для электронного документооборота

Как провести электронную закупку у единственного поставщика?

С 9 мая максимальная сумма электронной закупки у единственного поставщика — 5 млн руб. В рекомендации — пошаговая инструкция, как провести электронную малую закупку у единственного поставщика. Эксперты учли разъяснения Минфина и разработали чек-листы, которые помогут подготовить документы по процедуре.

Заказчики вправе проводить закупки у единственного поставщика в электронной форме. Закупать можно только товары. Сумма закупки не должна превышать утвержденные лимиты. В план-график закупку вносят отдельной строкой. Схему, как провести закупку, описали в частях 12 и 13 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Какие требования предъявляют к малым электронным закупкам

Любой заказчик вправе провести закупку у единственного поставщика в электронной форме. При этом заказчик должен учитывать особые правила закупки, не превышать лимиты и включать информацию в план-график. Какие требования учитывают в электронных закупках малого объема, читайте далее.

Объект закупки

Закупать у единственного поставщика в электронной форме можно только товары. Закупку проводят по пунктам 4–5.2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Какие конкретно товары по данным основаниям можно купить, смотрите в таблице.

Какие товары может закупать заказчик

Основание

Кто вправе закупать

Какой товар можно купить

Учреждения соцсферы: культура, образование, наука, спорт

Пункт 5.1 (до 08.03.2024)

Отечественные и иностранные медицинские изделия, расходные материалы, которые производит единственный производитель. Условие: иностранная страна — производитель не вводила в отношении России ограничительных мер

Пункт 5.2 (до 08.03.2024)

Фонд пенсионного и социального страхования

Технические средства реабилитации российского или иностранного производства. Условие: иностранная страна — производитель не вводила в отношении России ограничительных мер

Контракты на работы и услуги заключают по старой схеме — в бумажной форме на сумму до 600 000 руб.

Лимит закупки

Электронную закупку у единственного поставщика можно провести на сумму до 5 млн руб. За год контракты можно заключить в общем объеме — не более 100 млн руб. В таблице для сравнения показали, какие лимиты установлены для бумажных и электронных закупок. Ниже привели пример, как считают лимиты по каждому виду закупок (Закон от 28.04.2023 № 154-ФЗ).

Лимиты на малые закупки

Вид закупки

Пункт 4

Пункт 5

Пункты 5.1 и 5.2

2 млн руб. или 10 процентов СГОЗ, но не больше 50 млн руб.

5 млн руб. или 50 процентов СГОЗ, но не больше 30 млн руб.

Закупку проводят только в электронной форме

Годовой объем закупок по части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ не должен превышать 100 млн руб. (Закон от 28.04.2023 № 154-ФЗ)

ВНИМАНИЕ

Лимиты по электронным и бумажным закупкам считайте раздельно

Например, всего на закупки у единственного поставщика заказчик выделил 4 млн руб. За первую половину года по пункту 4 части 1 статьи 93 было заключено три контракта на общую сумму 1,5 млн руб. Остаток средств — 2,5 млн руб. – заказчик вправе потратить так:

  • провести одну или несколько закупок по части 12 статьи 93;
  • 2 млн руб. потратить по части 12 статьи 93, а 500 тыс. руб. – по пункту 4 части 1 статьи 93 (при выбранном лимите по п. 4 — 2 млн руб.).Правила закупкиОтличия закупок с разным ценовым порогом
  • Порядок, как провести электронную малую закупку, описан в частях 12 и 13 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Процедура отлична от бумажных закупок. Разницу между бумажной и электронной закупкой показали в таблице.
  • Об этом сказано в пунктах 4–5.1 части 1, части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, пункте 4 Закона от 28.04.2023 № 154-ФЗ.

Условие

Бумажная закупка

Электронная закупка

Объект закупки

Товары, работы, услуги

Извещение в ЕИС

Извещение на ЭП

Закупка проходит без участия ЭП

Закупка проходит на электронной площадке

Требования к участникам

Единые требования Отсутствие в РНП

Единые требования Отсутствие в РНП Дополнительные (при наличии)

Форма контракта

Любая, которая предусмотрена ГК

Ответственность сторон в контракте

Обязательно (ч. 5–9 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, постановление № 1042)

Обязанность применять типовые условия

Правила оплаты и приемки в контракте

Прописывают порядок и сроки оплаты, приемки, оформления результатов приемки, применяют электронную приемку

Правила обеспечения гарантийных обязательств в контракте

По желанию, даже если заказчик требует обеспечить гарантию

Обязательно прописывают правила, по которым поставщик предоставляет обеспечение гарантийных обязательств: порядок и сроки

Условие об авансировании этапов в контракте

По желанию. Даже если контрактом предусмотрен аванс и этапы

Обязательно в контракт с этапами и авансом включать размер аванса за этап. Размер аванса — это процент от цены этапа

Условие об уменьшении выплат на сумму налогов и сборов в контракте

Обоснование цены в контракте

Обязанность вносить сведения в реестр контрактов

Закупка в плане-графике

Электронную закупку у единственного поставщика в плане-графике указывают в разделе особых закупок отдельной строкой. Объединять бумажные и электронные закупки нельзя. Для каждого вида закупок будет свой ИКЗ. Вывод следует из подпункта «г» пункта 18 положения из постановления № 1279. Внести изменения в план-график поможет рекомендация и пример.

ПРИМЕР

как показать электронную малую закупку в плане-графике

Заказчик запланировал три вида малых закупок: по пунктам 4 и 5 части 1 и по части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. В плане-графике закупки показали так:

План-график

Идентификационный код закупки

Объект закупки

Объем финансового обеспечения, всего

233165100227116510100100070000000242

Закупка товара у единственного поставщика на сумму, указанную в части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

3 000 000,00 руб.

233165100227116510100100080000000244

Закупки по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

2 000 000,00 руб.

233165100227116510100100090000000244

Закупки по пункту 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

1 000 000,00 руб.

СИТУАЦИЯ

Можно ли провести электронную закупку у единственного поставщика с ценой ниже 600 тыс. руб.

Да, можно. Предельный минимальный размер цены электронной закупки у едпоставщика не установлен, то есть не ограничен. Провести электронную закупку можно с любой ценой, но не выше лимитов, установленных в части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Например, заказчик вправе объявить закупку у единственного поставщика на электронной площадке на сумму 500 тыс. руб., это не нарушение. Такие разъяснения дали специалисты Минфина в письме от 12.02.2021 № 24-06-08/9591.

СИТУАЦИЯ

Можно ли провести совместную электронную закупку у единственного поставщика

Нет, провести совместную электронную закупку у единственного поставщика нельзя. Такого права нет в законе.

Заказчик вправе объявить совместную закупку, только когда проводит конкурсы и аукционы. Об этом сказано в статье 25 Закона № 44-ФЗ. Вывод подтверждает Минфин в письме от 12.02.2021 № 24-06-08/9591.

СИТУАЦИЯ

Можно ли в электронной закупке у едпоставщика заранее узнать количество предварительных предложений

Уточните вопрос у оператора площадки, на которой проводите закупку. У всех площадок разный функционал. Закон данный вопрос не регулирует.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Рассчитать лимиты и изменить план-график помогут материалы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *