Раздел III формы оценки соответствия
Как отмечалось, существуют следующие формы оценки соответствия продукции установленным требованиям: регистрация, испытания, подтверждение соответствия, аккредитация, государственный контроль (надзор), приемка и ввод в эксплуатацию и др.
Процедуры оценки соответствия подразделяются на две категории. Первая включает процедуры, в соответствии с которыми продукция оценивается до ее поступления на рынок. Такие процедуры принято называть предрыночными. Они проводятся в следующих формах: регистрация, утверждение типа, подтверждение соответствия и др. В некоторых странах в процедуры предрыночной оценки включают также и лицензирование.
Требования предрыночной оценки соответствия как таковые задерживают поставку продукции на рынок. В ряде случаев такие задержки могут стать причиной возникновения серьезного барьера для поставки продукции на рынок и препятствовать внедрению новых, инновационных технологий. Это не говорит о том, что предрыночная оценка соответствия изначально является неудовлетворительной мерой. В областях высокого риска такая оценка может иметь особое значение для обеспечения необходимой уверенности в том, что продукция не представляет опасности для жизни и здоровья людей или для окружающей среды.
Преимущество предрыночных форм оценки соответствия заключается в том, что при эффективном выполнении они ставят надежную преграду попаданию опасной продукции на рынок. Однако эти формы оценки соответствия являются барьером при продвижении товаров на рынок, т.е. являются механизмом торможения товарооборота. Кроме того, затраты производителя на проведение предрыночной оценки соответствия, как правило, оплачивает потребитель, что отражается на уровне инфляции.
Ко второй категории относятся процедуры оценки соответствия продукции, которые осуществляются на стадии ее обращения на рынке. Как правило, такие процедуры проводят в форме государственного контроля (надзора), а также приемки и ввода в эксплуатацию объектов, законченных строительством. Главное достоинство этих процедур заключается в том, что они не препятствуют поступлению товаров на рынок, обеспечивая их свободное обращение. Проведение рыночных форм оценки соответствия, например государственного контроля (надзора), финансируется, как правило, за счет бюджетных средств, поэтому затраты на такие работы меньше влияют не инфляционные процессы.
Однако рыночным формам оценки присущи недостатки, связанные со значительным запаздыванием корректирующих мер, обусловленных попаданием на рынок опасной или некачественной продукции. Имея в виду подобное запаздывание, эти процедуры часто называют «подсчетом жертв». Так, по данным средств массовой информации, понадобилось пять месяцев, чтобы фирма Cadberry согласилась отозвать с британского рынка опасный для здоровья шоколад.
Практика показывает, что наиболее целесообразно сочетать оба вида процедур оценки соответствия продукции: и на предрыночной стадии, и на стадии обращения. Вместе с тем по мере развития рыночных отношений, формирования цивилизованного рынка область применения процедур второй категории будет расширяться.
В настоящем разделе дано описание перечисленных выше форм оценки соответствия за исключением подтверждения соответствия, которому будет посвящен специальный раздел.
Оценка и подтверждение соответствия товаров требованиям безопасности
Подтверждение соответствия продукции в РФ представляет собой процедуру, посредством которой независимая третья сторона удостоверяет в письменном виде, что продукция соответствует установленным требованиям данной системы сертификации. Подтверждение соответствия может быть как обязательной, так и добровольной процедурой.
К обязательному подтверждению соответствия относятся сертификация и декларирование соответствия. В добровольном порядке можно провести только сертификацию.
В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» «сертификация — форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров» Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 319 (ред. от 07.03.2012) «О техническом регулировании в таможенном союзе» (вместе с «Положением о порядке включения органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза, а также его формирования и ведения», «Положением о порядке формирования и ведения Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по Единой форме», «Положением о порядке ввоза продукции (товаров), подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенную территорию таможенного союза») // Таможенный вестник. — 2010. — № 17 (сентябрь)..
Технический регламент — документ (нормативный правовой акт), устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Формой подтверждения соответствия в общем случае называется порядок подтверждения соответствия. Термины «подтверждение соответствия» и «сертификация» идентичны. Поэтому формы подтверждения соответствия — формы сертификации. Подтверждение соответствия может осуществляться в отношении разных нормативных документов, например, государственных или международных стандартов, правил, технических условий, договоров, технических регламентов и других нормативов. Подтвердить соответствие можно только требованиям определенной нормативной документации.
В ст. 20 Федерального закона «О техническом регулировании» Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О техническом регулировании». указывается, что форма подтверждения соответствия может быть обязательной или добровольной. При этом законом в качестве обязательной формы подтверждения соответствия называется две формы: декларирование соответствия и обязательную сертификацию, а в качестве добровольного подтверждения соответствия — добровольную сертификацию.
Таким образом, на основе Федерального закона «О техническом регулировании» предусмотрено три формы подтверждения соответствия:
— декларирование соответствия (обязательное);
Федеральный закон «О техническом регулировании» Там же. уточняет, что формы подтверждения соответствия, сформулированные в данном законодательном документе, являются именно документальным удостоверением соответствия и относятся к подтверждению исполнения требований Технических регламентов, условий договоров и положений стандартов. Соответственно, закон предусматривает три документальных формы подтверждения соответствия:
— обязательный сертификат соответствия;
— декларация о соответствии (обязательная);
— добровольный сертификат соответствия Формы подтверждения соответствия в России отличаются от сертификации ЕС // Современный словарь по сертификации RoTest..
Таким образом, можно говорить о том, что процедура подтверждения безопасности продукции на соответствие техническому регламенту, попадающая под действие технического регламента, проводится в форме обязательной сертификации или обязательного декларирования.
Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории Российской Федерации. В РФ обязательному подтверждению соответствия подлежит продукция на соответствие требованиям технических регламентов РФ и продукция, включенная в единый Перечень продукции подлежащей обязательному подтверждению соответствия, утвержденный постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 (Приложение 2). В РФ обязательному подтверждению соответствия подлежит продукция на соответствие требованиям технических регламентов:
«О безопасности машин и оборудования»
«О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе»
«О требованиях к авиационному бензину, дизельному топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту»
«О безопасности колесных транспортных средств»
«О безопасности лифтов»
«О требованиях пожарной безопасности»
«О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ»
ТР РФ на соковую продукцию из фруктов и овощей
ТР РФ на масложировую продукцию
ТР РФ на молоко и молочную продукцию
ТР РФ на табачную продукцию
Продукция, прошедшая процедуру обязательного подтверждения соответствия, маркируется знаком соответствия и знаком обращения (Приложение 4).
Обязательная сертификация в ТС — система подтверждения соответствия качества продукции требованиям, предусмотренным законодательством таможенного союза. Решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 № 620 устанавливается единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов. Документ, удостоверяющий соответствие объекта этим требованиям, носит название сертификата соответствия или декларации о соответствии. Подтверждение производителем соответствия поставляемой продукции, установленным требованиям выступает основной гарантией качества для потребителей. Для производителя или поставщика прохождение этой процедуры — необходимое условие роста продаж и привлечения новых клиентов Бардашов С. Н. Обязательная и добровольная сертификация преимущества сертифицированной продукции // Территория Нефтегаз. — 2011. — № 3. — С. 78-79.. Сертификат соответствия используется для наиболее опасных групп товаров, поэтому он относится к одной из форм обеспечения государственного контроля безопасности продукции. Сертификат соответствия является обязательным для подтверждения соответствия продукции требованиям Технических регламентов ТС (Приложение 4).
В настоящее время, в Таможенном союзе приняты следующие технические регламенты, устанавливающие требования к продукции:
ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты»
ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков»
ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности»
ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек»
ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки»
ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции»
ТР ТС 006/2011 «О безопасности пиротехнических изделий»
Знак соответствия ТР ТС — единый знак обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза (ТС) был утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011г. № 711 (Приложение 4).
Согласно положению «О едином знаке обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза», изготовители (поставщики) продукции имеют право маркирования ее единым знаком обращения, если продукция прошла все установленные соответствующими техническими регламентами Таможенного союза процедуры оценки (подтверждения) соответствия на территории любой из сторон, что подтверждено документами, предусмотренными для соответствующих форм оценки соответствия в Таможенном союзе.
Для менее опасной продукции может применяться обязательная декларация о соответствии безопасности продукции производителем или продавцом. Декларирование также является формой подтверждения соответствия требованиям Технических регламентов ТС.
Сертификат соответствия и декларация о соответствии в ТС с точки зрения законодательства имеют одинаковую юридическую силу. Но в соответствии с реформой технического регулирования в ТС, которая направлена, в том числе, на гармонизацию с международными требованиями и формами подтверждения соответствия, обязательная сертификация будет заменяться (и уже заменяется) декларированием о соответствии продукции или оформлением добровольных форм оценки соответствия.
Разница в этих двух формах состоит в степени ответственности заявителей и органов сертификации. При сертификации продукции документ соответствия оформляет и отвечает за него сертификационный орган, в другом случае заявитель сам принимает декларацию о соответствии на основании испытаний продукции, а орган сертификации лишь регистрирует документ, вся ответственность за сведения, представленные в декларации, ложатся на декларанта.
Принято считать, что по завершении реформы только около 10 % продукции, обращаемой на рынке, будет подлежать обязательной сертификации, а около 60 % потребует декларирования (обязательного, пока данное требование сформулировано законодательством). А оставшиеся 30 % продукции не потребуют обязательных форм подтверждения соответствия.
Порядок подтверждения соответствия, кроме формы документа, включает и схемы сертификации или декларирования, от которых существенным образом зависит процедура подтверждения соответствия и тот набор обязательных документов, которые следует представить заявителю.
До вступления в действие технических регламентов ТС на соответствующую продукцию, установление обязательности подтверждения соответствия и утверждение Перечней такой продукции (корректировок к ним) поручено Комиссии Таможенного союза.
В целях получения информации о необходимости проведения обязательного подтверждения соответствия конкретной продукции, изготавливаемой на территории России и других государств — членов Таможенного союза или поступающей на таможенную территорию Таможенного союза, Федеральным агентством по техническому регулировании и метрологии разработан Консолидированный информационный перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.
В Перечне учтены положения технических регламентов Российской Федерации, единые перечни продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, утвержденные Правительством РФ, единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза, а также технические регламенты РФ и Таможенного союза.
Перечень содержит информацию о документах, подтверждающих соответствие продукции, необходимых для выпуска ее в обращение, о нормативных правовых актах, определяющих формы обязательного подтверждения соответствия, исходя из наименования продукции и кода Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. При этом на продукцию зарубежных изготовителей, расположенных не на территории государств — членов Таможенного союза, оформляются сертификаты соответствия или декларации о соответствии согласно национальному законодательству Российской Федерации либо сертификаты соответствия по единой форме (на продукцию, подлежащую обязательной сертификации). Таким образом, декларации о соответствии по единой форме на продукцию, поступающую из третьих стран, не оформляются.
Добровольная сертификация производится по инициативе заявителя на основе договорных отношений между органом по сертификации и заявителем. Данная форма подтверждения соответствия может происходить для определения соответствия стандартам организаций (включая технические условия), национальным и международным стандартам, условиям договора, требованиям систем добровольной сертификации. Объектами добровольной сертификации могут быть все объекты оценки соответствия, указанные в федеральном законе «О техническом регулировании»:
— процессы (технологические, производственные, реализации, хранения, транспортировки, утилизации и прочие);
— работы и услуги;
— системы менеджмента предприятий и организаций;
— персонал и другие.
Подтверждением прохождения процедуры добровольной сертификации является присвоение объекту знака соответствия. Он аналогичен знаку соответствия обязательной системы сертификации, но вокруг графического знака присутствует надпись «добровольная сертификация» (Приложение 3).
Каждая добровольная система сертификации, кроме определения объектов оценки соответствия, порядка (т. е. формы подтверждения соответствия), требований к объектам, может утверждать знак маркировки продукции.
Тем не менее, можно отметить, что Решением Комиссии Таможенного союза «О Положении, о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза» Решение Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 № 621 «О Положении о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза»., введены такие формы оценки соответствия, как: регистрация, экспертиза, оценка пригодности, государственный контроль (надзор), и иные формы.
Оценка соответствия в форме регистрации, экспертизы, оценки пригодности, государственного контроля (надзора) и (или) в иной форме устанавливается разработчиком в конкретных технических регламентах с учетом специфики продукции, а также объекта технического регулирования, степени риска причинения вреда и осуществляется соответствующими уполномоченными органами государств-членов Таможенного союза.
Федеральный закон «О техническом регулировании» в п. 3 ст. 7 предусматривает, что в техническом регламенте должны устанавливаться только обязательные формы оценки соответствия. Это закреплено и в ст. 23 закона применительно к подтверждению соответствия. Закон оперирует двумя понятиями, связанными с риском: риском причинения вреда и риском не достижения целей технического регламента. Применительно к выбору форм оценки соответствия речь идет о риске не достижения целей технического регламента, который складывается из двух составляющих: риска причинения вреда при использовании продукции, с одной стороны, и степени «жесткости» процедур оценки соответствия, с другой. Важно, чтобы совокупные меры оценки соответствия, обеспечивая надежный заслон для опасной продукции, не формировали значительный барьер при товарообороте и не приводили к значительному увеличению отпускной цены на продукцию, подвергаемую оценке соответствия.
Чем более опасна продукция и высок риск причинения вреда, тем более «жесткие» формы оценки соответствия необходимо устанавливать в техническом регламенте.
Формы оценки соответствия подразделяют на две категории. Первая категория включает в себя процедуры, где продукция оценивается до ее поступления на рынок или дорыночными, и проводятся они в виде подтверждения соответствия, регистрации, утверждения типа, и т. д. Вторая категория форм оценки соответствия предполагает проведение оценки соответствия продукции уже на стадии ее обращения, на рынке.
Дорыночная оценка соответствия имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Среди отрицательных сторон можно отметить задержки поставки продукции на рынок, которые могут явиться причиной возникновения серьезного барьера для поставки продукции на рынок и препятствовать внедрению новых, более эффективных технологий. Тем не менее, для таких опасных видов продукции, как пищевая или лекарственная, она нужна для обеспечения уверенности в том, что продукция не представляет опасности для жизни и здоровья людей. Преимущество дорыночных форм оценки соответствия заключается в том, что при эффективном их выполнении заранее ставится преграда, препятствующая попаданию опасной продукции на рынок.
Процедуры рыночной оценки проводят в виде контроля на рынке или государственного надзора. Достоинство этих процедур заключается в том, что они не создают барьеров в торговле и обеспечивают свободное перемещение товаров. Недостатки же связаны со значительным запаздыванием корректирующих мер, когда опасная или некачественная продукция уже поступила на рынок. Такую форму оценки соответствия называют «подсчетом жертв». По мере развития рыночных отношений и формирования цивилизованного рынка поставщиков область применения рыночных процедур подтверждения соответствия, с одной стороны, будет расширяться, но для стран с переходной экономикой исследователи рекомендуют сочетать оба вида процедур оценки соответствия: на дорыночной стадии и на стадии обращения, на рынке.
Существует принципиальная разница в особенностях обеспечения безопасности между продукцией, которая в процессе эксплуатации расходует ресурс (например, машинами), и расходуемой продукцией (например, пищевыми продуктами), что также предопределяет разницу в возможных формах оценки соответствия. Если безопасность машиностроительной продукции закладывается на стадии проектирования, то безопасность пищевой продукции обусловлена производственным процессом. Это не означает, что безопасность станка не может быть снижена на стадии производства из-за нарушений технологической дисциплины, но для пищевой продукции почти все источники опасности определяются ведением технологического процесса и в меньшей степени зависят от рецептуры, если рецептура не предусматривала применение в качестве ингредиента ядовитой субстанции.
Учитывая особенности обеспечения безопасности пищевой, лекарственной и парфюмерно-косметической продукции, для нее в мировой практике применяют такой набор форм оценки соответствия:
— регистрация новой продукции, направленная на обеспечение безопасности рецептуры;
— анализ состояния производства, направленный на обеспечение безопасности продукции на стадии производства; государственный контроль на стадии обращения.
Для подобной продукции обязательное подтверждение соответствия при использовании набора перечисленных форм оценки уже не требуется.
Для продукции машиностроения и приборостроения общего назначения нецелесообразно проводить оценку соответствия на стадии проектирования. Оценка соответствия для нее может осуществляться в формах обязательного подтверждения соответствия на дорыночной стадии и государственного контроля — на стадии обращения. При этом ослабление дорыночного контроля должно компенсироваться усилением контроля на рынке. Для особо опасной продукции машиностроения и приборостроения применяются анализ проекта, одобрение типа или регистрация, в сочетании с обязательным подтверждением соответствия на дорыночной стадии и государственным контролем (надзором) на стадии обращения. Если продукция поступает конкретному заказчику (например, для государственных нужд), то наиболее адекватной формой оценки соответствия вместо подтверждения соответствия может выступать приемка продукции, осуществляемая заказчиком.
Рациональное сочетание различных форм оценки соответствия на дорыночном и рыночных этапах, установленное в технических регламентах, позволяет обеспечить требуемый уровень защиты жизни, здоровья и имущества граждан.
Рассмотрим каждую из перечисленных форм подробнее.
Утверждение типа является наиболее общей процедурой дорыночной оценки соответствия изделия. Эта процедура предусматривает оценку типа изделия и подтверждает правильность конструктивного решения. Результат такой оценки распространяется на все партии продукции, в отношении которых испытанный образец был типовым. Утверждение типа применяется для продукции машино- и приборостроения, для которой источники опасности обусловлены в основном конструкцией.
В одних странах оценка продукции проводится регулирующими органами, в других — компетентными испытательными лабораториями, но и в том и в другом случае окончательное решение остается за уполномоченным органом, который принимает его на основе протокола испытаний.
После утверждения типа продукция допускается к продаже и/или эксплуатации, поэтому иногда эту форму оценки соответствия называют «разрешением на применение» или «одобрением». Для транспортных средств таким документом служит «одобрение типа транспортного средства», обеспечивающее допуск транспортного средства к эксплуатации на дорогах общего пользования.
Регистрация — форма дорыночной оценки соответствия, осуществляемая органом власти на основании оценки документов производителя (поставщика) и предусматривающая включение продукции в реестр, содержащий перечень одобренной продукции. В мировой практике регистрация применяется для обеспечения оперативного определения изготовителя (поставщика) продукции на рынке и, в случае необходимости, принятия корректирующих мер. Если продукция вносится в государственный реестр, то говорят о государственной регистрации, означающей разрешение на производство этой продукции. Государственная регистрация может включать экспертизу документов и результатов испытаний, внесение в государственный реестр и выдачу свидетельства о государственной регистрации. Такая регистрация в настоящее время предусмотрена для пищевых продуктов, тары (упаковки) и других изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, а также для косметической продукции и табачных изделий, медицинской техники и лекарственных средств.
На практике регистрация дополняется другими видами оценки соответствия для того, чтобы убедиться, что выпущенная продукция остается по-прежнему безопасной.
Анализ проекта — форма оценки соответствия, заключающаяся в проверке проекта для оценки его возможности обеспечить соответствие продукции установленным требованиям и критериям безопасности, выявления возможных проблем и определения способов их решения. Анализ проекта проводится для сложных технических изделий (систем), несоответствие которых установленным требованиям может приводить к опасным последствиям. Очевидно, что эта форма оценки соответствия выполняется на дорыночной стадии.
Подтверждение соответствия проводится на дорыночной стадии путем сертификации или декларирования соответствия. Принципиальное различие этих двух форм подтверждения соответствия состоит в том, что сертификация проводится третьей стороной, независимой от изготовителя (поставщика, продавца) продукции, с одной стороны, и потребителя (заказчика), с другой; декларирование же соответствия осуществляется первой стороной. При этом третья сторона все же принимает участие в процедурах декларирования соответствия, но результирующий документ — декларация о соответствии — принимается первой стороной. Этим вся ответственность за правильность всех процедур оценки соответствия закрепляется за первой стороной и исключается «размывание» ответственности за счет участия третьей стороны.
Анализ состояния производства проводится на дорыночной стадии как элемент схемы сертификации с целью установления наличия у заявителя необходимых условий для обеспечения постоянного соответствия выпускаемой продукции требованиям, подтверждаемым при сертификации, или как самостоятельная форма оценки для проверки условий обеспечения стабильности характеристик. Анализ состояния производства дополняет результаты испытаний информацией, позволяющей судить о возможности сохранения соответствия, доказанного разовыми испытаниями, на конкретный период выпуска продукции. Анализ состояния производства включает определение: наличия и полноты технологической документации; соблюдения режимов технологического процесса; состояния средств технологического оснащения; наличия и эффективности системы контроля и испытаний, метрологического обеспечения.
Приемка объекта — это форма оценки соответствия, в рамках которой осуществляется контроль соответствия объекта заявленным изготовителем требованиям, проводимый представителем заказчика (комиссией) для удостоверения факта окончания изготовления (монтажа, строительства) объекта и оценки возможности его использования по назначению. Приемка продукции может осуществляться у изготовителя, при получении продукции приобретателем (в рамках входного контроля по качеству и количеству), приемка объектов строительства проводится на месте, перед или одновременно с вводом в эксплуатацию. Приемка объекта является жесткой формой оценки соответствия, так как она осуществляется в случае, когда продукция предназначена для конкретного заказчика. Ее результаты (в отличие от подтверждения соответствия) не позволяют в общем случае поставлять продукцию на обезличенный рынок.
Инспекционный контроль проводят на рыночной стадии в ситуации, когда по прошествии определенного периода времени свойства изделия ухудшаются (это характерно, например, для сложной продукции машино- и приборостроения). Инспекционный контроль проводится несколько раз в течение срока службы изделия специально уполномоченным органом. Инспекционный контроль в этом случае является жесткой процедурой оценки соответствия, направленной на обеспечение безопасности при эксплуатации. Поэтому его проводят для изделий, отказ которых может привести к авариям, или тогда, когда изделие или устройство вводится в эксплуатацию после монтажа (например, подъемные краны, лифты, отопительные котлы, здания и сооружения). Инспекционный контроль определяется как систематическое наблюдение за деятельностью по оценке соответствия как основы для поддержания правомерности заявления о соответствии. В такой трактовке инспекционный контроль рассматривается как элемент схемы подтверждения соответствия или аккредитации и осуществляется в виде инспекционного контроля за сертифицированным объектом или за деятельностью аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий.
Государственный контроль (надзор) — форма оценки соответствия, осуществляемая органами государственного контроля (надзора) с целью проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов и принятия мер по результатам проверки.
Надзор за рынком является важным инструментом оценки соответствия, применение которого предусматривает выявление несоответствующей продукции, принятие корректирующих мер, удаление (отзыв) несоответствующей продукции с рынка, наложение санкций, если это необходимо. Надзор за рынком направлен на устранение недобросовестной конкуренции, например, когда поставщик незаконно маркировал продукцию знаком соответствия или привел в товаросопроводительной документации недостоверную информацию о продукции. Органы, осуществляющие государственный контроль (надзор), должны иметь необходимые полномочия и ресурсы для того, чтобы исполнять эту деятельность независимым образом. Государственный контроль (надзор) является эффективным инструментом обеспечения безопасности, но проводится с запаздыванием, поэтому все меры в отношении несоответствующей продукции и поставщиков такой продукции носят корректирующий, а не профилактический характер.
Вместе с тем качество применения форм сертификации и декларирования зависит от того, насколько хорошо организована работа по проведению этих процедур.
Вопрос 19. Формы подтверждения соответствия
Прямое или косвенное определение соблюдения требований предъявляемых к объекту, называется оценкой соответствия. Основные формы оценки соответствия:
· Утверждение типа (оценка образца и подтверждение правильности конструктивного решения, результат распространяется на все партии продукции, после утверждения продукция допускается к продаже).
· Регистрация (осуществляется органов власти и предусматривает включении продукции в реестр).
· Анализ проекта (оценка возможности обеспечить соответствие продукции установленным требованиям и критериям безопасности).
· Подтверждение соответствия
· Анализ состояния производства (проверка условий обеспечения постоянного соответствия выпускаемой продукции определенным требованиям).
· Приемка объекта
· Инспекционный контроль (проводится на рыночной стадии, когда свойства изделия ухудшились через какое-то время)
· Государственный контроль (надзор) (соответствие требованиям технических регламентов).
Формы оценки соответствия подразделяются на предрыночные и рыночные. Первая категория включает в себя процедуры, в соответствии с которыми продукция оценивается до ее поступления на рынок. Проведение предрыночной оценки соответствия задерживает поставку продукции на рынок. Преимущество предрыночных форм оценки соответствия заключаются в том, что при эффективном их выполнении заранее ставится преграда, препятствующая попаданию опасной продукции на рынок.
Вторая категория форм оценки соответствия предполагает проведение оценки соответствия продукции уже на стадии ее обращения на рынке. Достоинство такого вида процедур заключается в том, что они не создают барьеров в торговле и обеспечивают свободное перемещение товаров. Недостатки связаны со значительным запаздыванием корректирующих мер, когда опасная или некачественная продукция уже поступила на рынок. По мере развития рыночных отношений и формирования цивилизованного рынка поставщиков область применения рыночных процедур будет расширяться.
Воспользуйтесь поиском по сайту:
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2023 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с) .
Основные формы оценки соответствия
Формы оценки соответствия подразделяются на две широкие группы. Первая включает процедуры, согласно которым продукция оценивается до поступления на рынок. Они называются предрыноч- ными и проводятся в виде утверждения типа, регистрации, подтверждения соответствия и др.
Преимущества предрыночных форм оценок соответствия заключаются в тот, что при эффективном их выполнении они ставят преграду для попадания опасной продукции на рынок. С другой стороны, предрыночные формы оценки соответствия формируют барьер при движении доброкачественной продукции на рынок, т.е. тормозят товарооборот. Затраты на проведение предрыночного контроля перекладываются на потребителя, что является определенным вкладом в инфляционный процесс. Процедуры предрыночного контроля могут выполняться первой стороной (декларирование соответствия). Второй стороной (приемка объекта) или третьей стороной (например, утверждение типа).
Вторая группа форм оценки соответствия предполагает проведение процедур контроля продукции уже на стадии ее обращения. Главное достоинство этих процедур заключается в том, что они не создают преград в торговле и обеспечивают свободное движение товаров. Затраты на проведение рыночных форм оценки (государственного контроля (надзора) относят на счет бюджета. В этом смысле такие формы оценки соответствия значительно меньше влияют на инфляцию, так как они не включаются в цену товара. Недостатки этих форм связаны с запаздыванием корректирующих мер. когда опасная продукция уже обращается на рынке. Рыночные формы оценки проводятся, как правило, третьей стороной.
Одобрение. Согласно международному стандарту ИСО/МЭК 17000 одобрение — это разрешение на выход продукции или процесса на рынок или их использование по заданному назначению или в заданных условиях. Фактически одобрение можно рассматривать как некоторый обобщающий термин для процедур оценки соответствия на предрыночной стадии. В различных областях для этой цели используются такие термины, как разрешение, одобрение типа, утверждение средства измерения и т. п.
Утверждение типа. Эта процедура является наиболее общей в перечне предрыночных оценок соответствия продукции. Она предусматривает оценку типового образца и фактически подтверждает соответствие образца установленным требованиям. Результаты оценки распространяются на все партии продукции, в отношении которых испытанный образец признается типовым. Утверждение типа применяется для машино- и приборостроительной продукции, для которой источники опасности обусловлены конструктивными решениями.
После утверждения типа продукция обычно допускается к обороту. В связи с этим иногда такую форму оценки соответствия называют разрешением на применение или одобрением. Например, для транспортных средств, эксплуатация которых осуществляется на основе Женевского соглашения от 1958 г. («О принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний»), такой процедурой и документом, подтверждающим их соответствие, является одобрение типа транспортного средства, которое обеспечивает допуск транспортного средства к эксплуатации на дорогах общего пользования. Одобрение типа выдается административным органом, заявленным РФ, как страной — участницей Женевского соглашения 1958 г. Административным органом в настоящее время является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
Регистрация. Процедура регистрации во многом подобна утверждению типа. Включение информации о продукции в соответствующий реестр (регистрация) позволяет регистрирующему органу оперативно определить изготовителя (поставщика) и в случае выявлено ния несоответствия инициировать соответствующие корректирующие меры, например, отзыв продукции с рынка. Обычно этот вид оценки соответствия применяется для расходуемой продукции (пищевой, парфюмерно-косметической, лекарственной) с тем, чтобы удостовериться, что ее рецептура безопасна.
На практике процедуры утверждения типа и регистрации дополняются другими формами оценки соответствия, чтобы убедиться, что продукция, находящаяся в обращении, по-прежнему безопасна.
Приемка объекта. Приемка объекта проводится представителем заказчика (комиссией) для удостоверения факта окончания изготовления (монтажа, строительства) объекта и оценки возможности его использования по назначению. Приемка продукции может осуществляться у изготовителя, при получении продукции приобретателем (в рамках входного контроля по качеству и количеству), приемка объектов строительства — на месте, перед вводом или одновременно с вводом в эксплуатацию.
Ввод в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию заключается в оценке готовности объекта к использованию по назначению и при необходимости в документальном оформлении такого факта в установленном порядке. Для некоторых видов изделий к вводу в эксплуатацию относят также мероприятия по приведению объекта в состояние готовности для нормальной эксплуатации в соответствии с технической документацией.
Подтверждение соответствия. Подтверждение соответствия продукции и услуг является одной из предрыночных форм оценки соответствия.
Подтверждение соответствия может быть осуществлено как изготовителями (поставщиками), т.е. первой стороной (декларирование соответствия), так и независимыми от изготовителей и потребителей органами — третьей стороной (сертификация).
Для проведения подтверждения соответствия конкретной продукции (услуги) необходимо наличие требований, установленных в нормативном документе, и возможности представить необходимые для уверенности в ее безопасности доказательства. При подтверждении соответствия первой стороной доказательства собирает изготовитель (исполнитель), при необходимости — с использованием для этого третьей стороны (например, органа по сертификации систем качества или испытательной лабораторией). Если документальное свидетельство о соответствии выдает третья сторона, то сбор доказательств является ее задачей.
В Европейском сообществе обязательное подтверждение соответствия (включающее элементы сертификации) было введено с
80-х гг. прошлого века как мера по защите общеевропейского рынка от проникновения на него опасных товаров. Обязательное маркирование продукции знаком соответствия СЕ подтверждает, что эта продукция прошла процедуру подтверждения соответствия и удовлетворяет существенным требованиям европейских директив по безопасности.
Подтверждение соответствия может выполняться и в добровольной сфере. Согласно Федеральному закону «О техническом регулировании» требования технических регламентов контролируются (оцениваются) только при обязательном подтверждении соответствия.
Подтверждение соответствия осуществляют, используя определенный набор процедур, который может предусматривать испытания образца (образцов), оценку (сертификацию систем качества, анализ состояния производства и т.п.), что определяется схемой подтверждения соответствия.
В некоторых случаях в рамках проведенного подтверждения соответствия с течением времени может возникнуть необходимость убедиться в том, что оцененная продукция по-прежнему отвечает установленным требованиям. Эти доказательства соответствия получают путем проведения инспекционного контроля за сертифицированной или декларированной продукцией. Тогда инспекционный контроль является элементом схемы подтверждения соответствия.
Испытания. Согласно международному стандарту ИСО/МЭК 17000 испытание — это определение одной или нескольких характеристик объекта оценки соответствия по установленной процедуре. В отличие от других способов доказательства соответствия испытания предполагают определение характеристик путем эксперимента. Испытаниям могут подвергаться такие объекты, как продукция, процессы, имеющие установленные характеристики.
Процедура испытаний в общем случае включает в себя следующие элементы:
- — отбор образцов для испытаний;
- — подготовку средств испытаний;
- — проведение испытаний;
- — обработку данных и оформление результатов испытаний.
Испытания являются составной частью многих форм оценки соответствия. В частности, испытания являются важным элементом подтверждения соответствия.
В зависимости от схемы подтверждения соответствия необходимые для этих целей испытания могут проводиться в виде испытаний типа, испытаний партии и испытаний единицы продукции.
Инспекционные испытания проводятся в рамках инспекционного контроля для того, чтобы убедиться, что продукция по-прежнему соответствует установленным требованиям.
Государственный контроль (надзор). Международный стандарт ИСО/МЭК 17000 не рассматривает государственный контроль (надзор) в качестве одной из форм оценки соответствия, однако Федеральный закон «О техническом регулировании» предусмотрел, что государственный контроль (надзор) — форма опенки соответствия. Государственный контроль (надзор) осуществляется в сфере обращения продукции, поступившей на рынок. Его цель — обеспечение соблюдения требований к продукции, установленных органами власти, например в технических регламентах.
Надзор за рынком входит в обязанность государства, поэтому для реализации данной функции оно назначает соответствующие официальные органы и наделяет их необходимыми полномочиями.
Деятельность по надзору предусматривает:
- • надзор за тем, чтобы продукция, обращаемая на рынке, соответствовала установленным требованиям;
- • принятие по результатам надзора мер для устранения несоответствий. в том числе инициирование отзыва продукции с рынка.
При проведении надзора орган государственного контроля (надзора) может привлекать для целей испытаний аккредитованные органы, которые не участвовали в подтверждении соответствия контролируемой продукции. При выявлении несоответствия продукции орган надзора может принять следующие решения:
- • запрет на поставку продукции:
- • отзыв продукции с рынка;
- • уничтожение опасной продукции.
Кроме того, по иску органа может принять решение о наложении штрафа, а также об изъятии прибыли от реализации опасной продукции.
Достоинство государственного контроля (надзора) состоит в том, что эта форма оценки соответствия не формирует барьеры при поступлении продукции на рынок, недостаток связан с тем, что эти процедуры могут значительно запаздывать. Поэтому практически всегда государственный контроль (надзор) дополняется другими формами оценки соответствия.
Безусловно, перечисленные выше процедуры не исчерпывают многообразие форм оценки соответствия. Основное требование Федерального закона «О техническом регулировании» применительно к оценке соответствия заключает в том, что набор форм оценки соответствия должен обеспечить выполнение целей технических регламентов.
Это значит, что с одной стороны необходимо избегать дублирования форм оценки соответствия, чтобы снять неоправданные технические барьеры, а с другой — за счет оценки соответствия противодействовать попаданию на рынок и обращению на нем опасной продукции, которая не соответствует требованиям технического регламента.