Заочная форма с применением дот что это
Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
1. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 232-ФЗ, от 26.05.2021 N 144-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя информационные технологии, технические средства, электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, которые содержат электронные учебно-методические материалы, а также включающей в себя государственные информационные системы в случаях, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи, и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
(в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 232-ФЗ, от 30.12.2021 N 472-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. При реализации основных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, предусматривающих обработку персональных данных обучающихся, организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна использовать государственные информационные системы, создаваемые, модернизируемые и эксплуатируемые для реализации указанных образовательных программ.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 30.12.2021 N 472-ФЗ)
4. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.
5. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
Заочное образование с элементами дистанционных технологий. Что это?
Заочное образование – понятие, знакомое многим. Сегодня к данному термину прикреплен инновационный термин — с дистанционными технологиями. Данный образовательный процесс кардинально отличается от существующих форм обучения. Это полностью полноценный процесс обучения, соединивший в себе несколько образовательных технологий.
Говоря простыми словами, обучение происходит посредством современного оборудования связи и коммуникационной сети (преимущественно интернет).
Что такое дистанционная форма обучения?
Обучение реализуется без выезда в учебное заведение на занятия. Учитывая, что интернет стирает любые границы, уроки проходят вне зависимости от места проживания студента и места расположения ВУЗа. Единственное условие — наличие у занимающегося выхода в глобальную сеть.
Насколько новый формат распространен?
Форма такого обучения давно успешно практикуется в мире, особенно в США и странах Европы. Данный вариант позволяет получать знания каждому желающему, людям с физически ограниченными возможностями, которые не могут обучаться при стационаре.
Заочное образование дистанционно обрело широкое распространение и в России. Оно доступно не только для ВУЗов, но и для общеобразовательных школ. Развивается система в нашей стране ускоренными темпами.
Если верить статистике, то сегодня каждый второй получает образование таким образом.
Высокий уровень достигаемых результатов позволил данному методу обрести много поклонников. Он стал очень престижным для широких масс. А дипломы, получаемые после окончания такого обучения, очень высоко ценятся и приравниваются к традиционным аналогам.
Преимущества данного выбора. Кому подходит такой формат обучения?
Дистанционное образование положительно характеризуется рядом преимуществ:
- обучение происходит в любое время, т.е. вы сами решаете, сколько времени вам тратить на это и когда;
- освоение специальности и повышение уровня профессионализма доступно в любом месте (дома, в офисе, на курорте и т.д.);
- нет необходимости отрываться от основной деятельности;
- эффективность занятий, доказанная результатом;
- мобильность (весь процесс происходит в режиме онлайн: связь с преподавателем, получение заданий, освоение литературы и методических материалов, доступ к информации и т.д.);
- более низкая стоимость образования;
- процесс проходит в спокойной обстановке;
- педагоги могут больше уделять внимание студентам;
- индивидуальность подхода к каждому учащемуся.
Такой вид образования преимущественно выбирают люди, желающие получить иную профессию, уже являясь специалистами. А также это те, кто хочет повысить свой уровень профессионализма, или, как было сказано выше, люди с физически ограниченными возможностями.
Дистанционно могут заниматься и студенты, учащиеся на стационаре в ВУЗе, но желающие параллельно получать второе образование.
Получать знания с помощью дистанционного обучения может каждый желающий что-то изменить в своей жизни.
Специальности/факультеты, доступные в данном формате
Образовательный процесс данного формата доступен для всех специальностей и факультетов ВУЗов, которые практикуют подобный вид обучения. Сюда относится получение специальности и качественного образования и возможность постоянного самоусовершенствования и самообразования.
Программа обучения дистанционно практически ничем не отличается от стационарной, единственно — способом. Те же предметы, зачеты и экзамены, то же написание диплома, только все в электронном виде.
Так, например, экзамены и зачеты сдают посредством тестирования в онлайн режиме или электронном виде. После освоения каждой темы надо проходить контрольный тест на закрепление материала. На него отведено определенное время, чтобы у студента не было возможности списывания или использования других способов качественного прохождения проверки.
Возможность получить образование и освоить новую профессию сегодня есть у каждого. К тому же финансовый аспект данного вопроса более лоялен и выгоден. Поэтой причине все большее количество людей отдает свое предпочтение освоению выбранной профессии на дистанционной основе.
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Дистанционное обучение по программам высшего образования
Российский государственный гуманитарный университет оказывает в полном объёме образовательные услуги по программам высшего образования с применением дистанционных образовательных технологий.
Центр дистанционного образования является структурным подразделением ФГБОУ ВО «РГГУ» и занимается заочным обучением с применением дистанционных технологий по образовательным программам бакалавриата.
Центр дистанционного образования обеспечивает условия для планирования, организации и контроля учебного процесса обучающихся дистанционного обучения в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Заочная форма обучения с применением ДОТ используется в РГГУ для:
- Расширения контингента обучаемых за счет предоставления образовательных услуг в удобной форме по месту проживания или работы обучаемых;
- Привлечения граждан удаленных регионов Российской Федерации и зарубежных государств;
- Организации доступа различных категорий населения к качественным образовательным услугам.
В учебном процессе широко применяются интернет-технологии, электронные учебно-методические ресурсы, информационно-справочные системы, системы видео-конференцсвязи, вебинары, тестовые материалы, видеолекции, осуществляется техническая поддержка при работе с компьютерным оборудованием.
Организация учебного процесса
Заочная форма обучения с использованием ДОТ – это обучение, основанное на Интернет — технологиях, которые используются в учебном процессе для создания и обеспечения доступности использования образовательных материалов, хранения информации об учащихся и для контроля их успеваемости, для общения и коммуникаций.
Обучение с применением в дистанционных образовательных технологий может осуществляться индивидуально по месту проживания обучающегося. Исключение составляют занятия и/или виды текущей, промежуточной и итоговой аттестации, требующие очного присутствия обучающегося в соответствии с ООП.
Оказание учебно-методической помощи обучающимся, осуществляется посредством проведения организационных собраний не реже чем 2 раза в год перед началом каждого семестра, индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий как научно-педагогическими работниками, так и кураторами групп и ответственными сотрудниками ЦДО УМУ РГГУ. Наличие информационно-справочной документации в системе дистанционного образования с максимальным набором разъясняющей информации (презентации, формы и шаблоны документов, методические рекомендации и т.п.) так же являются важным информационным ресурсом, направленным на оказание учебно-методической помощи обучающимся.
Обучающиеся посредством заочной формы обучения с использованием ДОТ сохраняют право посещать учебные, лабораторные и практические занятия, проходить текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестацию путем непосредственного взаимодействия с преподавателем в соответствии с расписанием занятий и зачетных и экзаменационных сессий, установленных для обучающихся других форм обучения.
Государственная итоговая аттестация проводится в сроки, установленные календарным учебным графиком, в форме контактной работы обучающихся с членами государственных экзаменационных комиссий при личной явке обучающихся на место проведения государственной итоговой аттестации.
Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) и электронное обучение (ЭО): в чем разница и какие цели их применения?
Действующее законодательство РФ, а именно ст. 16 ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее — Закон об образовании), допускает реализацию образовательных программ с использованием различных современных технологий:
электронного обучения (ЭО),
дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
Эти два понятия достаточно тесно соприкасаются между собой, но все же имеют определенные различия. Однако, многие этих различий часто не замечают. Поэтому мы попробуем с вами разобраться, в каких случаях целесообразно использовать ЭО, а в каких ДОТ.
Электронное обучение. Под ним понимается применение в процессе образовательной деятельности баз данных, информации и информационных технологий, которые обеспечивают обработку такой информации, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, посредством которых происходит передача такой информации по линиям связи (например, Интернет), в том числе может происходить взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Такое обучение в обязательном порядке предусматривает применение баз данных и информационно-телекоммуникационных сетей. Иными словами, здесь речь идет именно о создании и использовании в процессе обучения электронной информационно-образовательной среды, через которую осуществляется доступ к электронным образовательным ресурсам, а также может осуществляться взаимодействие с педагогическим работником. Примером здесь может быть проведение массовых открытых онлайн курсов, в которых контакт с педагогическим работником конкретного обучающегося может быть полностью исключен.
Дистанционные образовательные технологии. В отличие от ЭО под ДОТ понимаются такие образовательные технологии, которые реализуются с применением информационно-телекоммуникационных сетей при обязательном опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
В отличие от ЭО применение ДОТ предполагает именно взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Использование баз данных и формирование электронной информационно-образовательной среды для реализации такого взаимодействия здесь не является обязательным, более того, оно может осуществляться без применения информационно-телекоммуникационных сетей (например, пересылка материалов по почте и т.п.). Примером применения ДОТ могут быть занятия, при которых обучающийся и/или педагогический работник находятся вне аудитории.
В связи с тем, что эти два понятия очень тесно переплетаются между собой в большинстве случаев организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют смешанное обучение, совмещая при этом ЭО, ДОТ и/или обучение в учебных кабинетах. Между тем не запрещается применять и исключительно ЭО, ДОТ. В этом случае создание электронной информационно-образовательной среды является обязательным, в связи с чем нельзя говорить о применении исключительно ДОТ без ЭО.
Причем при реализации образовательных программ с применением ЭО или ДОТ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, могут быть применены разные модели обучения (письмо Минобрнауки России от 10.04.2014 № 06-381 «О направлении методических рекомендаций»):
исключительно дистанционное обучение (освоение образовательной программы происходит полностью удаленно с использованием специальной дистанционной оболочки, через которую происходят все взаимодействие с педагогическим работником),
частичное использование ДОТ (реализация образовательной программы происходит посредством чередования очных занятий с дистанционными).
Также необходимо иметь в виду, что не любая образовательная программа может быть реализована с использованием ДОТ/ЭО, например, Приказом Минобрнауки России от 20.01.2014 № 22 был утвержден Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования (СПО), реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно ДОТ/ЭО.
Между тем при реализации образовательных программ с применением исключительно ЭО, ДОТ в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательно среды, которая включает в себя:
электронные информационные ресурсы,
электронные образовательные ресурсы,
совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимся образовательной программы в полном объеме независимо от места его нахождения.
Необходимо иметь в виду, что при реализации образовательных программ с применением ЭО, ДОТ местом осуществления такой деятельности признается именно место нахождения такой организации или ее филиала, независимо от места нахождения самого обучающегося (п. 4 ст. 16 Закона об образовании).
Следует добавить, что в настоящее время Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ регламентируется Приказом Минобрнауки России от 23 августа 2017 года № 816.