Что такое МФЦ и какие госуслуги там можно получить. Объясняем простыми словами
МФЦ (многофункциональный центр) — организация, которая предоставляет гражданам различный спектр государственных и муниципальных услуг по принципу «единого окна».
Проще говоря, МФЦ — это посредник между гражданином и государственными органами. Многофункциональный центр работает с Пенсионным фондом России, МВД, ГИБДД, ФНС, Росимуществом, Роспотребнадзором, Фондом социального страхования и другими государственными структурами.
Раньше людям необходимо было обращаться во все эти органы отдельно и тратить на общение с их представителями много времени. Теперь все базы связали в общую систему документооборота, чтобы людям можно было обращаться в «единое окно». Благодаря МФЦ в одном месте можно получить огромный набор услуг: от оформления СНИЛС и водительского удостоверения до получения ключа от электронной цифровой подписи.
Какие услуги можно получить в МФЦ
Во-первых, можно оформить личные документы через МФЦ, а именно:
- паспорт;
- загранпаспорт:
- водительское удостоверение (в том числе и международное ВУ);
- СНИЛС;
- ИНН;
- трудовую книжку;
- охотничий билет;
- разрешение на хранение оружия;
- цифровую подпись;
- справку об отсутствии судимости и т. д.
Кроме этого, через МФЦ можно оформить и документы для семьи:
- записать ребенка на очередь в детский сад;
- записать в школу;
- оформить все виды детских выплат и пособий;
- оформить единовременное пособие при рождении ребенка;
- прописать новорожденного;
- оформить алименты;
- подать документы на смену фамилии после замужества;
- получить свидетельство о рождении, смерти и т. д.
В МФЦ также можно оформить и документы для бизнеса:
- зарегистрировать ИП или ООО;
- получить выписку из ЕГРЮЛ;
- поставить объекты на кадастровый учёт;
- получить разрешение на установку рекламы и т. д.
Жилищные документы тоже можно сделать в МФЦ. Например:
- сделать постоянную или временную регистрацию;
- заказать выписку из домовой книги;
- оформить документы на земельный участок;
- приватизировать квартиру, дом, участок;
- оформить договор купли-продажи квартиры, дома, земельного участка, гаража, доли в собственности;
- зарегистрировать право собственности и т. д.
В зависимости от региона услуги многофункциональных центров могут отличаться. Можно зайти на официальный сайт МФЦ, указать город и посмотреть список доступных в нём услуг.
Кто отвечает за работу МФЦ
Работа МФЦ регулируется отдельным законом, где прописаны принципы организации работы, права и обязанности самих центров, а также государственных органов, которые сотрудничают с МФЦ.
В соответствии с законом муниципальные и государственные органы обязаны предоставлять МФЦ необходимые сведения и документы и доступы к информационным системам, где эти сведения хранятся.
Проектом по развитию МФЦ руководит Министерство экономического развития России. За то, чтобы строились и создавались новые офисы службы МФЦ, отвечают региональные власти и органы местного самоуправления.
Когда появились МФЦ и как было раньше
До середины нулевых для каждой услуги нужно было подавать отдельное заявление, далее приходилось некоторое время ждать одну справку, и только после её получения можно было подавать новый запрос в другой государственный орган.
Например, чтобы приватизировать участок, необходимо было сначала взять справку из Росреестра, а уже потом отдельно подавать этот документ в Росимущество. Иногда из-за этого откладывались и срывались сделки, но сотрудники организаций ничего не могли сделать, ведь каждое ведомство работало по своему регламенту и инструкциям.
В 2005 году Правительство РФ одобрило концепцию административной реформы на 2006–2010 годы. Одной из главных её целей было повышение качества и доступности государственных услуг.
В рамках этой реформы уже в 2007 году при поддержке Министерства экономического развития в пилотном режиме на территории страны открылись 16 многофункциональных центров для предоставления государственных и муниципальных услуг.
Вначале МФЦ работали без «единого окна»: посетителям все равно приходилось стоять в больших очередях к работнику конкретного ведомства, просто они все находились в одном здании.
В 2010 году появилось «единое окно». С того моменты заявителю не нужно самому брать справки в одном ведомстве, чтобы отдать их в другое. Этим теперь занимаются сотрудники МФЦ.
В 2014 году по инициативе на тот момент премьер-министра РФ Дмитрия Медведева все МФЦ в стране стали оформлять в едином стиле. Тогда же появился бренд «Мои документы», под которым стали открываться новые офисы. Обновление проходило под слоганом «Мои документы — на все случаи жизни».
Как развиваются МФЦ
За развитие сети МФЦ отвечают регионы, поэтому есть некоторая территориальная специфика в этом процессе. Например, в одних субъектах МФЦ запускают мобильные приложения, а в других делают ставку на чат-боты в социальных сетях. А, например, в Калининградской области запустили голосовой помощник «Ася».
А в Воронеже в конце 2021 года открылся «Смарт-МФЦ». В нём есть отдельная зона, где посетители могут самостоятельно воспользоваться «Госуслугами», а если у них не получается разобраться, на помощь приходят консультанты.
В некоторых МФЦ Санкт-Петербуга теперь работают фотокабины. Если требуется оформление документов или услуг с фотографией, сделать это можно прямо в МФЦ и быстро предоставить снимок сотруднику. Все требования к оформлению снимка уже настроены. Человек выбирает вид документа, для которого нужно фото, и камера автоматически подстраивается под овал лица в кадре, выдерживает поля. Постепенно эта услуга будет доступна во многих офисах по всей стране.
А в Москве стандарты работы МФЦ нацелены на то, чтобы человек тратил на услугу и её ожидание как можно меньше времени. Например, если посетитель пришел на прием к специалисту и больше 15 минут ждет своей очереди, сотрудники должны предложить бесплатный кофе, чай или какао. Таким образом они извиняются за слишком долгое ожидание.
Появляются и новые услуги. Например, теперь через МФЦ можно поставить на учёт автомобиль. Пока сделать это можно только в тех офисах, где есть специальная площадка для осмотра автомобиля сотрудником ГИБДД. А с 1 июня 2023 года через МФЦ можно подать отказ от сбора и размещения биометрических персональных данных.
За что критикуют МФЦ
«Секрет» изучил отзывы на несколько крупных офисов МФЦ в разных городах страны. Одна из главных причин недовольства посетителей связана с некомпетентностью сотрудников. Пользователи высказывают мнение о том, что работники могут позволить себе грубость и общение на повышенных тонах. Нередко сотрудники недостаточно полно информировали клиентов по поводу необходимых документов для оказания услуг. Из-за этого граждане тратят кучу времени на сбор документов. Возможно, это связано с высокой нагрузкой, стрессовостью работы и ограниченным временем, которое выделяется на одного клиента.
Критикуют работу МФЦ и из-за долгих очередей, которые есть, даже несмотря на приём посетителей по талонам с конкретным временем. С одним клиентом могут работать до 40 минут. Кстати, судя по негативным комментариям клиентов, кофе за ожидание дают не всегда и не во всех офисах Москвы.
Справедливости ради, стоит отметить, что иногда очередь создают сами посетители. Например, пожилые люди не записываются на приём через личный кабинет на сайте или через приложение, а решают сразу прийти по нужному адресу, тем самым отвлекают сотрудников, и время приёма граждан по талонам сильно смещается.
Еще одной причиной для критики МФЦ выступает задержка документов. Люди утверждают, что выдачу бумаг задерживают и не предоставляют в положенный срок Особенно часто это касается выдачи загранпаспортов.
Показательный случай произошёл в городе Павлове Нижегородской области. Местные жители жаловались на работу МФЦ, поэтому в отделение нагрянул губернатор с проверкой. Там его встретили сотрудники. Губернатору показали, что учреждение работает нормально, никаких проблем нет, посетителям удобно и комфортно, очередей нет, все работники выполняют свои обязанности быстро. Глава региона ничего не заподозрил и по итогу бодро отчитался о визите. «В соцсетях поступали жалобы по поводу работы МФЦ в Павлове. Проверил. Помещение хорошее, у посетителей есть возможности для комфортного ожидания», — написал он.
О визите губернатора в МФЦ местное телевидение даже сняло сюжет, где главе региона демонстрируют работу на примере обслуживания одного из посетителей. Только вот этот посетитель оказался мужем директора МФЦ. Конечно же, губернатор Никитин быстро об этом узнал и пришёл в бешенство, заявив, что ненавидит ложь и «потёмкинские деревни». В итоге директора МФЦ уволили.
Пример употребления на «Секрете»
«Глава НСФР Андрей Емелин заявил об отсутствии внятной коммуникации между МФЦ и Бюро кредитных историй. Сейчас МФЦ запрашивает данные об исполнительных производствах будущего банкрота у него самого. По мнению Емелина, таким образом может нарушаться условие о максимальном размере долга для внесудебного банкротства. Также, по новому законопроекту, МФЦ не обязан передавать сведения о банкротстве в бюро. И банкрот может вновь обращаться в банки за кредитом — проверить его они не смогут».
(Из материала о том, почему финансисты выступили против банкротства россиян в МФЦ.)
Мфц это что за организация
Статья 16. Функции, права, обязанности и ответственность многофункционального центра
(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Многофункциональные центры осуществляют:
(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) прием и заполнение запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг, в том числе посредством автоматизированных информационных систем многофункциональных центров, а также прием комплексных запросов;
(п. 1 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 509-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) представление интересов заявителей при взаимодействии с органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также с организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в том числе с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры;
(в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1) составление на основании комплексного запроса заявлений на предоставление конкретных государственных и (или) муниципальных услуг, указанных в комплексном запросе, подписание таких заявлений и скрепление их печатью многофункционального центра, формирование комплектов документов, необходимых для получения государственных и (или) муниципальных услуг, указанных в комплексном запросе (указанные комплекты документов формируются из числа документов, сведений и (или) информации, представленных заявителем в многофункциональный центр при обращении с комплексным запросом, а также документов, сведений и (или) информации, полученных многофункциональным центром самостоятельно в порядке межведомственного взаимодействия, а также вследствие получения результатов государственных и (или) муниципальных услуг, указанных в комплексном запросе и необходимых для получения иных государственных и (или) муниципальных услуг, указанных в комплексном запросе), направление указанных заявлений и комплектов документов в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги;
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 29.12.2017 N 479-ФЗ)
3) представление интересов органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, при взаимодействии с заявителями;
4) информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе посредством комплексного запроса, в многофункциональных центрах, о ходе выполнения запросов о предоставлении государственных и муниципальных услуг, комплексных запросов, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг, а также консультирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах и через порталы государственных и муниципальных услуг, в том числе путем оборудования в многофункциональном центре рабочих мест, предназначенных для обеспечения доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
(п. 4 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 509-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в том числе посредством направления межведомственного запроса с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры;
(в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) выдачу заявителям документов, полученных от органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, а также по результатам предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, указанных в комплексном запросе, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
(п. 6 в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 479-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6.1) составление и выдачу заявителям документов на бумажном носителе, подтверждающих содержание электронных документов, по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации;
(пп. 6.1 введен Федеральным законом от 21.12.2013 N 359-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 509-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) прием, обработку информации из информационных систем органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, в том числе с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, если это предусмотрено соглашением о взаимодействии и иное не предусмотрено федеральным законом, и выдачу заявителям на основании такой информации документов, включая составление на бумажном носителе и заверение выписок из указанных информационных систем, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Если иное не предусмотрено правилами организации деятельности многофункциональных центров, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, составленные на бумажном носителе и заверенные многофункциональным центром выписки из информационных систем органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, приравниваются к выпискам из информационных систем на бумажном носителе, составленным самим органом, предоставляющим государственные услуги, или органом, предоставляющим муниципальные услуги;
(п. 7 в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 359-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.1) прием денежных средств от заявителей в счет платы за предоставление государственных и муниципальных услуг и уплаты иных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами;
(п. 7.1 введен Федеральным законом от 19.02.2018 N 26-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.04.2018 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.2) создание заверенных усиленной квалифицированной подписью уполномоченного должностного лица многофункционального центра электронных дубликатов документов и информации (преобразование в электронную форму документов и информации на бумажном носителе с сохранением их содержания и (при наличии) реквизитов), необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг (в том числе документов, предусмотренных частью 6 статьи 7 настоящего Федерального закона, и документов, предоставляемых в результате оказания услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг) и представленных гражданами на бумажных носителях, в порядке, установленном правилами организации деятельности многофункциональных центров, а также направление указанных электронных дубликатов в органы, предоставляющие государственные услуги, органы, предоставляющие муниципальные услуги, и указанным гражданам с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг. Перечень таких документов и информации и порядок создания и направления их электронных дубликатов в органы, предоставляющие государственные услуги, органы, предоставляющие муниципальные услуги, устанавливаются Правительством Российской Федерации;
(п. 7.2 введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 509-ФЗ)
7.3) в порядке, установленном статьей 14.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», размещение или обновление в единой системе идентификации и аутентификации сведений, необходимых для регистрации физических лиц в данной системе, размещение биометрических персональных данных в единой информационной системе персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица (далее — единая биометрическая система), с использованием программно-технических комплексов. Правительством Российской Федерации устанавливаются требования к организационным и техническим условиям осуществления таких размещения или обновления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности. Источником финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, вытекающих из положений настоящего пункта, являются субсидии из федерального бюджета, предоставляемые субъектам Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;
(п. 7.3 введен Федеральным законом от 29.12.2020 N 479-ФЗ)
8) иные функции, установленные нормативными правовыми актами и соглашениями о взаимодействии.
(п. 8 в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. В целях повышения территориальной доступности государственных и муниципальных услуг, предоставляемых по принципу «одного окна», для реализации функций, установленных настоящей статьей, уполномоченный многофункциональный центр вправе привлекать иные организации. Случаи и порядок привлечения указанных организаций, порядок их взаимодействия с уполномоченным многофункциональным центром, перечень функций, к реализации которых привлекается организация, а также требования к указанным организациям устанавливаются правилами организации деятельности уполномоченных многофункциональных центров, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 28.07.2012 N 133-ФЗ, в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 359-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.2. Организации, указанные в части 1.1 настоящей статьи, обязаны сообщить заявителю о том, что предоставленные им документы, необходимые для получения государственной или муниципальной услуги, будут переданы в уполномоченный многофункциональный центр, а также сообщить заявителю по его просьбе информацию, предусмотренную частью 7 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных».
(часть 1.2 введена Федеральным законом от 28.07.2012 N 133-ФЗ, в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 359-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.3. В соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (для государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов), нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (для государственных услуг, предоставляемых в рамках осуществления полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации), муниципальными правовыми актами (для муниципальных услуг, а также государственных услуг, предоставляемых в рамках осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий) на многофункциональные центры может быть возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме, включая принятие решения о предоставлении государственной или муниципальной услуги или об отказе в ее предоставлении, составление и подписание соответствующих документов по результатам предоставления такой услуги либо совершение надписей или иных юридически значимых действий, являющихся результатом предоставления государственной или муниципальной услуги.
(часть 1.3 в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 359-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.4. Утратил силу. — Федеральный закон от 21.12.2013 N 359-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
2. При реализации своих функций многофункциональные центры вправе запрашивать документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, организациях, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, а также получать от органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, такие документы и информацию, в том числе с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры.
(в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. При реализации своих функций многофункциональные центры и организации, указанные в части 1.1 настоящей статьи, не вправе требовать от заявителя:
(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) предоставления документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной или муниципальной услуги;
2) представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 настоящего Федерального закона перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию по собственной инициативе;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона. Данное положение в части первоначального отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги применяется в случае, если на многофункциональный центр возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме в порядке, определенном частью 1.3 настоящей статьи.
(п. 4 введен Федеральным законом от 19.07.2018 N 204-ФЗ)
4. При реализации своих функций в соответствии с соглашениями о взаимодействии многофункциональный центр обязан:
1) предоставлять на основании запросов и обращений федеральных государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц необходимые сведения по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности многофункционального центра, в том числе с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры;
(в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) обеспечивать защиту информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральным законом, а также соблюдать режим обработки и использования персональных данных;
2.1) при приеме запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг либо комплексных запросов и выдаче документов устанавливать личность заявителя на основании паспорта гражданина Российской Федерации и иных документов, удостоверяющих личность заявителя, в соответствии с законодательством Российской Федерации либо устанавливать личность заявителя, проводить его идентификацию, аутентификацию с использованием информационных систем, указанных в частях 10 и 11 статьи 7 настоящего Федерального закона, а также проверять соответствие копий представляемых документов (за исключением нотариально заверенных) их оригиналам;
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 21.12.2013 N 359-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 29.12.2017 N 479-ФЗ, от 29.12.2020 N 479-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) соблюдать требования соглашений о взаимодействии;
4) осуществлять взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, подведомственными государственным органам и органам местного самоуправления организациями и организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с соглашениями о взаимодействии, нормативными правовыми актами.
(в ред. Федеральных законов от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 21.12.2013 N 359-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Многофункциональный центр, его работники, организации, указанные в части 1.1 настоящей статьи, и их работники несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации:
1) за полноту передаваемых органу, предоставляющему государственную услугу, или органу, предоставляющему муниципальную услугу, запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг и их соответствие передаваемым заявителем в многофункциональный центр сведениям, иных документов, принятых от заявителя;
(в ред. Федеральных законов от 21.12.2013 N 359-ФЗ, от 29.12.2017 N 479-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1) за полноту и соответствие комплексному запросу передаваемых органу, предоставляющему государственную услугу, органу, предоставляющему муниципальную услугу, заявлений, составленных на основании комплексного запроса, иных документов, информации и (или) сведений, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, указанных в комплексном запросе, за исключением случаев, если такие документы, информация и (или) сведения формируются с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры на основании документов, информации и (или) сведений, полученных из информационных систем, не относящихся к ведению многофункционального центра;
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 29.12.2017 N 479-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.12.2020 N 479-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) за своевременную передачу органу, предоставляющему государственную услугу, органу, предоставляющему муниципальную услугу, запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг, заявлений, составленных на основании комплексных запросов, иных сведений, документов и (или) информации, принятых от заявителя, а также за своевременную выдачу заявителю документов, переданных в этих целях многофункциональному центру органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 479-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) за соблюдение прав субъектов персональных данных, за соблюдение законодательства Российской Федерации, устанавливающего особенности обращения с информацией, доступ к которой ограничен федеральным законом;
4) в случае, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», за соответствие преобразованных посредством сканирования в электронную форму документов документам, представленным заявителями в форме документов на бумажном носителе, установление личности заявителя.
(п. 4 введен Федеральным законом от 30.12.2021 N 449-ФЗ)
(часть 5 введена Федеральным законом от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
5.1. Работники многофункциональных центров при неисполнении либо при ненадлежащем исполнении своих служебных обязанностей в рамках реализации функций многофункциональных центров, предусмотренных частями 1 и 1.3 настоящей статьи, а также статьей 15.1 настоящего Федерального закона, привлекаются к ответственности, в том числе установленной Уголовным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц.
(часть 5.1 введена Федеральным законом от 29.12.2017 N 479-ФЗ)
6. Вред, причиненный физическим или юридическим лицам в результате ненадлежащего исполнения либо неисполнения многофункциональными центрами или их работниками обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, соглашениями о взаимодействии, возмещается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(часть 6 введена Федеральным законом от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
7. Вред, причиненный физическим или юридическим лицам в результате ненадлежащего исполнения либо неисполнения организацией, указанной в части 1.1 настоящей статьи, и ее работниками обязанностей многофункционального центра, возмещается многофункциональным центром в соответствии с законодательством Российской Федерации. Многофункциональный центр вправе предъявить к организации, указанной в части 1.1 настоящей статьи, регрессное требование о возмещении сумм, выплаченных третьим лицам, если докажет, что вред возник по ее вине.
(часть 7 введена Федеральным законом от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
8. Многофункциональный центр не несет ответственности за умышленно совершенные действия и (или) бездействия заявителя и (или) иных лиц, повлекшие преобразование в электронную форму подложных или фальсифицированных документов, представленных заявителем на бумажном носителе.
(часть 8 введена Федеральным законом от 30.12.2021 N 449-ФЗ)
9. Убытки, причиненные лицу в результате ненадлежащего исполнения многофункциональным центром или его работниками полномочий, установленных законодательством, возмещаются в порядке, установленном гражданским законодательством.
Мфц это что за организация
Что означает данное определение? МФЦ декларирует новые принципы предоставления услуг государством:
- полная прозрачность операций;
- электронная очередь и предварительная запись упорядочивают процесс и сокращают время ожидания;
- экспертные консультации.
Новый формат позволяет совмещать проведение нескольких операций, например оформление паспорта и регистрация брака, решение жилищных проблем и регистрация ребёнка, подача заявлений в разные учреждения и оформление налоговых отчислений.
На сегодняшний день в России через многофункциональные центры можно обратиться в 16 инстанций, представленных различными властными структурами.
С чего всё начиналось?
В 2005 году в России была принята базовая концепция, и сформированы основные понятия административной реформы, провести которую требовалось в ближайшую пятилетку. Целью изменений являлось качественное изменение системы предоставления государственных услуг населению. Первые решения вступили в силу в 2007 году, а в конце 2008 года в стране было запущено уже 25 многофункциональных центров предоставления госуслуг. Сегодня их число растёт, как и количество услуг, которые здесь можно получить.
Цели создания
Зачем нужны эти центры?
В чём же заключалось улучшение качества услуг, предоставляемых государством? Прежде всего в упрощении процедуры их предоставления желающим. Кроме того, создание МФЦ позволило решить ряд важных вопросов:
- сократить время получения услуг;
- повысить доступность государственных сервисов;
- минимизировать административные барьеры для предпринимателей;
- повлиять на производительность как отдельных работников государственных структур, так и на весь аппарат в целом;
- сделать получение необходимого набора услуг комфортным для рядовых граждан;
- как следствие — повысить удовлетворённость населения процессом получения услуг, в которых периодически у каждого возникает необходимость.
Детальную информацию об особенностях работы многофункциональных центров можно получить по номеру 8-800-450-00-71 с 8.00 до 20.00.
Автоматизация МФЦ и её нюансы
Согласно основополагающим Правилам работы МФЦ, в её основе лежит единая автоматизированная система. Главные понятия её построения — это:
- ориентирование на процесс;
- безопасность информации и возможность её полноценного обеспечения;
- создание системы защиты и проверки личных пользовательских данных;
- взаимодействие с другими информационными структурами.
Как применяются эти принципы в реальности? Всё просто: посещая МФЦ, гражданин может получить несколько услуг, а значит, ему не придётся ходить по разным инстанциям. В итоге он получает серьёзную экономию как нервов и времени, так и средств.
Данная система входит в проект Федеральной программы «Электронная Россия» и призвана сделать современные технологии доступнее, привести всю документацию к единым стандартам и убрать промежуточные звенья, тормозящие процесс документооборота.
Структура и типы
У многофункциональных центров особый состав, объединяющий несколько филиалов под началом головного офиса. Дополняют эту структуру два центра доступа. Каждый из центров решает разные по масштабности и видам задачи:
- центры городского типа— работают на уровне одного города и занимаются решением важных внутригородских проблем;
- районные организации— решают задачи местного уровня за счёт привлечения большого числа компетентных работников, предоставляющих различные консультации;
- МФЦ класса «Мегаполис»— это современные центры с обширным перечнем сервисов и выгодными условиями получения.
Услуги
Чем занимаются в МФЦ?
В многофункциональных центрах, не выходя из одного здания, можно:
- оформить загранпаспорт;
- зарегистрировать брак;
- подать заявление на оформление строительства или оформить покупку жилья;
- запросить возможность перепланировки жилого помещения;
- оформить документы, связанные с налогами и кадастром;
- поставить ребёнка на очередь в детское дошкольное учреждение;
- оплатить сборы и пошлины, предусмотренные законодательством;
- получить консультацию по интересующим вопросам.
Этот перечень далеко не полон. Узнать о том, какие ещё услуги предлагают гражданам МФЦ, можно по телефону или в ходе личного визита в офис.
Как это работает?
В чём заключается принцип работы?
- Гражданин получает расписку с личным номером, которая подтверждает, что его обращение зарегистрировано. По желанию он может отслеживать движения документов на сайте, но его личного участия процесс документооборота не потребует.
- Если требуется снять копии с документов, то специалист центра тут же бесплатно их снимает.
- По факту обращения формируется дело. При необходимости дополнить его специалист МФЦ делает это самостоятельно, запрашивая соответствующие ведомства.
- Не позднее следующего рабочего дня сформированное дело отправляется в нужную инстанцию в электронном или бумажном виде.
- В установленные сроки должностные лица, ответственные за рассмотрение дела, должны вынести по нему решение. Если оно положительное, то для заявителя будет изготовлен требуемый документ. Если отрицательное — ему будет отправлено уведомление с мотивированным отказом в выдаче.
Уровень обеспечения обслуживания
Современные многофункциональные центры предоставляют своим клиентам обслуживание высокого класса, а именно:
- минимум потраченного заявителем времени;
- удобный график работы центров;
- расположение большинства центров в непосредственной близости от остановок общественного транспорта;
- оборудованные места для ожидания, а также организованное пространство для подачи и получения документов;
- оснащённость электронными средствами организации очереди, табло и кондиционерами для комфорта посетителей и своевременного отражения поступающей информации;
- возможность здесь же получить дополнительные платные услуги нотариусов и банковских учреждений;
- постоянное повышение качества оказываемых услуг, в том числе и за счёт работы центра телефонного обслуживания.
Заключение
МФЦ не только являются важной частью работы государства по упрощению административного аппарата. Это ещё и отличный шанс для рядовых граждан сэкономить собственные ресурсы.
Что собой представляет МФЦ. Какие услуги предоставляет и как их получить
Данный формат позволяет совмещать проведение нескольких операций, например, оформление документов и регистрация брака, решение вопроса о прописке и регистрация ребенка, подача заявлений в разные учреждения и формирование отчислений в налоговую ФНС России и др.
Предоставление услуг в МФЦ гарантирует обратившимся:
- максимальную прозрачность совершаемых действий;
- возможность сократить время ожидания приема за счет предварительной записи и электронной очереди;
- получение экспертных консультаций в случае необходимости
Первые МФЦ были запущены в 2008 году, и с тех пор количество офисов постоянно растет.
✅ Какие услуги предоставляются в МФЦ
Услуги для бизнеса
Представители бизнеса в многофункциональных центрах могут получить целый ряд услуг, основной целью которых является помощь в подготовке и подача документации в государственные структуры и инстанции различной направленности.
Руководители или их представители к тому же имеют возможность получить квалифицированную консультацию по интересующей их проблеме.
В зависимости от темы обращения и целей, поставленных предпринимателем, в МФЦ специалисты проведут необходимую работу по оказанию целевой услуги либо комплексного решения по «бизнес-ситуациям» в каждом конкретном случае.
Перечень услуг, предоставляемых ведомством, постоянно расширяется.
Единая система идентификации и аутентификации
Единая система идентификации и аутентификации – это информационная база, позволяющая гражданам получить информацию в различных системах, в том числе и государственных. В офисах МФЦ любой гражданин Российской Федерации может обратиться для регистрации учетной записи в этой системе.
Жилищные услуги
В МФЦ можно передать сведения о показаниях счетчиков тепловой энергии, воды, газа, сменить регистрацию, получить выписку из домовой книги или БТИ, оформить необходимые разрешения или справку из ЕГРН.
Выдача и оформление личных документов
В МФЦ проводятся операции с любыми личными документами. Здесь можно получить или заменить паспорт гражданина РФ или загранпаспорт, СНИЛС, медицинский полис, водительское удостоверение, охотничий билет и др.
Медицинские услуги
Перечень услуг закреплен на законодательном уровне и включает в себя, в настоящее время, всего три позиции: запись на прием к специалистам вакцинацию от гриппа и получение или смену полиса ОМС.
Семейные услуги
В МФЦ возможно получить семейные услуги как регионального, так и федерального уровня. В офисах многофункционального центра можно: оформить пособия и выплаты на детей; подать заявление на получение места в детском саду или школе; получить необходимую справку о составе семьи; подать документы на алименты или начать бракоразводный процесс и др.
Финансовые услуги
В МФЦ можно: оплатить штрафы и пошлины; получить или заменить ИНН; сдать налоговую отчетность или подать заявление на получение материальной помощи от государства.
Прочие услуги
В офисах МФЦ можно также получить услуги по сурдопереводу, установлению пенсии, получению разнообразных справок, зарегистрироваться на Бизнес-портале МСП, получить доступ к личному кабинету налогоплательщика, авторизоваться в дневник.ру, зарегистрировать или снять с учета ТС, получить юридическую консультацию и др.
♀️ Работа с МФЦ
Как пользоваться услугами МФЦ
Для того чтобы воспользоваться услугами многофункционального центра, необходимо:
- Записаться на прием или взять талон электронной очереди непосредственно в офисе МФЦ.
- В назначенное время явиться к специалисту и назвать услугу, которую необходимо получить.
- Предъявить паспорт.
- Когда личность гражданина будет подтверждена, специалист офиса распечатает документы, необходимые для заполнения (заявление, согласие и др.) и запросит у обратившегося гражданина перечень документов, которые нужно приложить к заявлению.
- Когда комплект документов сформируется, заявление будет отправлено в уполномоченное ведомство, а заявитель получит на руки расписку с номером обращения и примерными сроками получения услуги.
Какие документы нужны для получения услуг в МФЦ
Для получения консультации обратившемуся необходимо будет предъявить паспорт гражданина Российской Федерации. Полный комплект документов напрямую зависит от темы обращения. Например, для оформления заявления на получение единого пособия на детей потребуются:
- свидетельства о рождении детей;
- свидетельство о браке или разводе;
- СНИЛС всех членов семьи;
- данные паспорта супруга/супруги;
- банковские реквизиты.
✋ Как выбрать МФЦ
Как понять, в какой МФЦ следует обратиться
По закону, гражданин имеет право обратиться в любой МФЦ вне зависимости от места пребывания и прописки. Но при этом следует учитывать, что некоторые услуги (обычно – различные льготы) могут быть получены исключительно по месту регистрации, т. к. они назначаются местным органом власти.
Как узнать адрес и режим работы
Уточнить адрес интересующего МФЦ и узнать его график работы можно следующим образом:
- Открыть сайт «Мои документы».
- Нажать кнопку «Найти МФЦ».
- Выбрать необходимый субъект и район/округ.
- Выбрать на появившейся карте офис МФЦ.
- Нажать на красный кружок для получения контактной информации и сведений о часах приема граждан.
Можно ли обращаться онлайн и по каким вопросам
Большинство услуг, которые оказывают в МФЦ, могут быть получены онлайн с помощью портала Госуслуг. К ним относятся:
- оформление статуса безработного;
- подача заявлений на получение материнского сертификата и детских пособий;
- подача обращения на получение компенсации процентной ставки по ипотечному договору для семей, в которых воспитывается трое и более детей;
- оформление компенсаций по оплате коммунальных услуг и др.
Для заявителей, которые не имеют возможности подать документы через портал самостоятельно, многофункциональный центр предоставляет рабочее место и помощь консультанта.
Преимущества МФЦ
Как МФЦ упрощают жизнь гражданам
В МФЦ любой гражданин может в максимально удобной для себя форме без бюрократии и долгого, утомительного ожидания в очередях уполномоченных органов получить практически любую государственную услугу. Принцип единого окна существенно экономит время и позволяет упростить принцип подачи документов.
Есть ли минусы
Единственным минусом получения государственных услуг в МФЦ является незначительное увеличение сроков предоставления результата. Это происходит за счет перемещения поступивших в МФЦ документов непосредственно к специалистам уполномоченных органов.