Что такое САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ арбитражных управляющих.
Законодательство, регулирующее деятельность саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Саморегулируемая организация арбитражных управляющих – это некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, сведения о которой включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.
Статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих приобретается некоммерческой организацией с даты включения сведений о некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Основанием для включения сведений о некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих является выполнение ею следующих обязательных требований:
- соответствие не менее чем ста ее членов условиям членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих, утвержденным саморегулируемой организацией;
- участие ее членов не менее чем в ста (в совокупности) процедурах, применяемых в делах о банкротстве (в том числе не завершенных на дату включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих), за исключением процедур, применяемых в делах о банкротстве к отсутствующим должникам;
- наличие компенсационного фонда, сформированного в размере и в порядке, которые установлены статьей 25.1 Федерального закона от 26 октября2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
- наличие разработанных в соответствии с требованиями вышеуказанного Федерального закона и являющихся обязательными для выполнения членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих;
- создание органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации арбитражных управляющих, функции и компетенция которых соответствуют требованиям, предусмотренным статьей 21.1 вышеуказанного Федерального закона.
Некоммерческая организация утрачивает статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих с даты исключения сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Законодательство, регулирующее деятельность саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
- Федеральный закон от 26 октября2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
- Федеральный закон № 315-Ф3 от 1 декабря2007 г. «О саморегулируемых организациях»
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 19.12.2005 N 12-П «ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ АБЗАЦА ВОСЬМОГО ПУНКТА 1 СТАТЬИ 20 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)» В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНИНА А.Г. МЕЖЕНЦЕВА»
- Постановление Правительства РФ от 25 июня2003 г. N 366 «Об утверждении Правил проведения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих проверки деятельности своих членов»
- Постановление Правительства РФ от 25 июня2003 г. N 365 «Об утверждении Положения о проведении проверки деятельности саморегулируемой организации арбитражных управляющих регулирующим органом»
- Постановление Правительства РФ от от 9 июля 2004 № 344 «Об утверждении Временного положения о размещении и расходовании средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций арбитражных управляющих»
- Приказ Министерства экономического развития РФ от 8 июля2010 г. N 284 «О порядке ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих»
- Органы управления саморегулируемых организаций арбитражных управляющих
- Контроль саморегулируемых организаций арбитражных управляющих за деятельностью своих членов
- Орган по контролю за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих
Обязательные условия членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих
Обязательные условия членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих:
- наличие высшего профессионального образования;
- наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем шесть месяцев или стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденными саморегулируемой организацией (далее — стандарты и правила профессиональной деятельности);
- сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;
- отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления;
- отсутствие судимости за совершение умышленного преступления;
- наличие у члена саморегулируемой организации договора обязательного страхования ответственности, отвечающего установленным статьей 24.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября2002 г. № 127-ФЗ требованиям, внесение членом саморегулируемой организации установленных ею взносов, в том числе взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации.
Саморегулируемая организация арбитражных управляющих в качестве условий членства в ней наряду с вышеуказанными требованиями вправе устанавливать иные требования к компетентности, добросовестности и независимости арбитражного управляющего.
Обязанности СРО арбитражных управляющих
Управление Росреестра по Костромской области (далее – Управление) информирует, что согласно части 1 статьи 3 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 N 315-ФЗ (далее – Федеральный закон) под саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих понимаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона саморегулируемая организация осуществляет следующие основные функции:
1) разрабатывает и устанавливает условия членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации;
2) применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;
3) осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
4) представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
5) организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;
6) обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации;
7) осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации;
8) рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации;
9) ведет реестр членов саморегулируемой организации в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.
Вместе с этим, согласно части 2 статьи 6 Федерального закона, саморегулируемая организация наряду с установленными частью 1 настоящей статьи основными функциями вправе осуществлять иные предусмотренные федеральными законами и уставом некоммерческой организации функции.
Так, в соответствии с частью 3 пункта 6 Федерального закона саморегулируемая организация имеет право:
1) от своего имени оспаривать в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;
2) участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в форме документов на бумажном носителе или в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных саморегулируемой организацией с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов;
3) вносить на рассмотрение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования;
4) запрашивать в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее федеральными законами функций, в установленном федеральными законами порядке.
Следует отметить, что саморегулируемая организация не вправе осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов саморегулируемой организации и интересов ее членов или создающие угрозу возникновения такого конфликта.
Саморегулируемые организации арбитражных управляющих (СРО)
СРО создается как некоммерческая организация и приобретает особый статус с момента внесения ее в единый государственный реестр СРО. Временное положение о порядке ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих было утверждено распоряжением ФСФО от 21.11.2002 г. № 150-р (РГ, 2002, 11 декабря). В настоящее время ведение указанного реестра возложено на Минюст РФ (см. постановление Правительства РФ от 14.02.2003 г. № 100, абз. 9 п. 4 ст. 29 Закона).
Основанием для включения некоммерческой организации в реестр СРО является членство в ней не менее 100 арбитражных управляющих, которые в совокупности провели не менее 100 процедур банкротства, в т.ч. не завершенных на момент внесения в названный реестр, за исключением процедур банкротства отсутствующего должника. Кроме того, в СРО должен быть сформирован компенсационный фонд в размере не менее чем 50000 рублей на каждого ее члена. Допускается использование для данной цели средств общества взаимного страхования. Условия и порядок размещения и расходования указанных средств, иные вопросы их функционирования должны быть урегулированы Правительством РФ.
Функционально СРО нацелены на создание условий для выполнения арбитражными управляющими задач, определенных Законом. Вместе с тем арбитражные управляющие, объединившиеся в СРО, могут определить для данной организации и иные не противоречащие законодательству цели и задачи.
Саморегулируемая организация арбитражных управляющих осуществляет следующие функции:
О несостоятельности (банкротстве) : Федеральный закон РФ от
26.10.2002 № 127-ФЗ // СПС Гарант по состоянию на 20.05.2009.
- • обеспечение соблюдения своими членами законодательства Российской Федерации, правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего;
- • защита прав и законных интересов своих членов;
- • обеспечение информационной открытости деятельности своих членов, процедур банкротства;
- • содействие повышению уровня профессиональной подготовки своих членов.
Саморегулируемая организация арбитражных управляющих вправе осуществлять по отношению к своим членам также иные предусмотренные ее уставом и не противоречащие законодательству функции.
Если со временем СРО перестанет отвечать установленным Законом требованиям, она подлежит исключению из единого государственного реестра СРО. Однако самостоятельное и добровольное объявление такой СРО о возникшем несоответствии дает ей двухмесячную отсрочку для устранения этого несоответствия.
Статья 21. Саморегулируемые организации арбитражных управляющих
1. Статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих приобретается некоммерческой организацией с даты включения сведений о некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
За включение некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
2. Основанием для включения сведений о некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих является выполнение ею следующих обязательных требований:
соответствие не менее чем ста ее членов условиям членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих, утвержденным саморегулируемой организацией;
участие ее членов не менее чем в ста (в совокупности) процедурах, применяемых в делах о банкротстве (в том числе не завершенных на дату включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих), за исключением процедур, применяемых в делах о банкротстве к отсутствующим должникам;
наличие компенсационного фонда, сформированного в размере и в порядке, которые установлены статьей 25.1 настоящего Федерального закона;
наличие разработанных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и являющихся обязательными для выполнения членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих;
создание органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации арбитражных управляющих, функции и компетенция которых соответствуют требованиям, предусмотренным статьей 21.1 настоящего Федерального закона.
3. Ликвидация некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
В состав ликвидационной комиссии некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих, включается представитель национального объединения саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
4. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих может быть реорганизована только в форме слияния двух и более саморегулируемых организаций арбитражных управляющих или в форме присоединения одной саморегулируемой организации арбитражных управляющих к другой саморегулируемой организации арбитражных управляющих в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 154-ФЗ)
5. Некоммерческая организация утрачивает статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих с даты исключения сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.