Статья 107. Сведения, подлежащие указанию в транзитной декларации
1. В транзитной декларации подлежат указанию сведения:
1) об отправителе и получателе товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами, декларанте, перевозчике;
2) о стране отправления и стране назначения товаров;
3) о транспортном средстве, которым перевозятся товары;
4) о наименовании, количестве и стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами;
5) о коде товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков. В отношении товаров (компонентов товаров), перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, в течение определенного периода одним или несколькими транспортными средствами, могут указываться сведения о коде товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне 10 знаков в соответствии с принятым в отношении таких товаров предварительным решением о классификации товаров либо решением о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде;
6) о весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения, если Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза в отношении декларируемого товара установлена дополнительная единица измерения, по каждому коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;
7) о количестве грузовых мест;
8) о пункте назначения товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами;
9) о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса;
10) о планируемой перегрузке товаров или грузовых операциях в пути.
2. При определении порядка заполнения формы транзитной декларации Комиссия вправе сокращать сведения, подлежащие указанию в транзитной декларации, в зависимости от категорий товаров, лиц, их перемещающих через таможенную границу Союза, и (или) вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров.
3. В качестве транзитной декларации допускается использование транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 305 и пунктом 3 статьи 306 настоящего Кодекса.
При использовании в качестве транзитной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной, такие документы должны содержать сведения, указанные в пункте 1 настоящей статьи.
Если используемые в качестве транзитной декларации указанные документы не содержат всех сведений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, недостающие сведения должны содержаться в прилагаемых к такой транзитной декларации либо следующих вместе с ней документах, представляемых таможенному органу.
4. В транзитной декларации в отношении товаров Союза, перевозимых через территорию государства, не являющегося членом Союза, заявляются сведения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, за исключением сведений о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса, о стоимости таких товаров и иных сведений, если это установлено в соответствии с настоящим Кодексом. Комиссия вправе определять, что в транзитной декларации в отношении товаров Союза, перевозимых через территорию государства, не являющегося членом Союза, подлежат указанию сведения о стоимости товаров.
5. В транзитной декларации в отношении иностранных товаров, указанных в пункте 4 статьи 302 настоящего Кодекса, дополнительно к сведениям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, заявляются сведения о таможенных декларациях, в соответствии с которыми товары были помещены под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, или таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления, или таможенную процедуру временного ввоза (допуска).
Таможенный транзит: практика и перспективы
С самого начала отмечу: при подготовке Таможенного кодекса Таможенного союза мы исходили из того, что таможенный транзит — это одна из немногих процедур, которая начинается на территории одного государства и заканчивается на территории другого, поэтому необходимо было максимально унифицировать порядок помещения товаров под процедуру транзита. Все нормы, касающиеся таможенного транзита, изложены в гл. 32 ТК ТС, и есть еще два международных соглашения от 21 мая 2010 г. в развитие положений Кодекса (их можно посмотреть на сайте Комиссии Таможенного союза).
Первое Соглашение — "Об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории таможенного союза". Особенность заключается в том, что у нас единая таможенная территория, но три перевозчика: Белорусская железная дорога, ОАО РЖД и Казахстанская железная дорога. Соответственно, надо было прописать, как от одного перевозчика к другому переходит ответственность. Второе Соглашение — "О некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров".
Кроме того, есть еще два проекта соглашений, которые в ближайшее время будут подписаны — может быть, до конца года. Это соглашение об особенностях перевозки товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по процедуре МДП и соглашение об особенностях таможенного транзита в отношении товаров ТС, перемещаемых через территорию иностранного государства. В нашем случае это Калининградская область. Я на них останавливаться не буду, поскольку это еще проекты.
Декларирование
Что касается собственно таможенного транзита. Во-первых, это такая же процедура, как, например, процедура экспорта, соответственно, все положения, касающиеся декларирования товаров, применяются и при помещении товаров под процедуру таможенного транзита. В частности, возникли такие новые, в том числе и для таможенников, понятия, как "выпуск товаров в соответствии с процедурой транзита", "отказ в выпуске", "регистрация транзитной декларации", "отказ в регистрации транзитной декларации" и "отзыв транзитной декларации". Все эти действия фиксируются должностными лицами и их можно обжаловать. Причем каждое действие, допустим, отказ таможенного органа в регистрации транзитной декларации, оформляется в письменном виде и выдается декларанту. Появилось еще одно новое понятие — "декларант таможенной процедуры таможенного транзита" (раньше было — "лицо, получающее разрешение на внутренний таможенный транзит").
Кто может быть декларантом процедуры таможенного транзита? Перечень лиц, которые могут выступать декларантом, содержится в ст. 186 ТК ТС. В п. 3 указаны лица, которые могут быть декларантом таможенного транзита. Декларантами могут быть: 1) перевозчик, в том числе таможенный перевозчик; 2) экспедитор, если он является лицом государства — члена ТС; 3) несколько смешное положение: "а также лица, указанные в п. п. 1 и 2" (в этой статье всего 3 пункта). По сравнению с ТК РФ добавилось лицо, заключившее внешнеэкономическую сделку, а если такая сделка не заключалась, то лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров. Также физические лица могут быть декларантами таможенного транзита.
Подача транзитной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные сведения, в том числе полномочия лица, выступающего декларантом. В отношении транзита Решением Комиссии ТС от 17 августа 2010 г. N 438 определен перечень документов, которые подтверждают полномочия лиц. Если декларирование осуществляет таможенный перевозчик — это копия свидетельства о включении в реестр таможенных перевозчиков, если уполномоченный экономический оператор (УЭО) — соответственно, копия свидетельства о включении в реестр УЭО, если экспедитор — копия договора транспортной экспедиции, если участник ВЭД — копия контракта. Мы долго думали, какие же документы будут подтверждать полномочия перевозчика как декларанта и остановились на том, что если перечисленные ранее документы не представлены, то декларантом выступает перевозчик, — то есть от противного. Потому что договор перевозки как таковой — это транспортный документ, и он в любом случае всегда представляется таможенному органу, иного документа перевозчик не может представить, чтобы подтвердить свои полномочия.
Сроки и место доставки
При выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой транзита таможенный орган определяет срок таможенного транзита и место доставки, тем самым на перевозчика и декларанта возлагается обязанность доставить товары в место доставки в установленный таможенным органом срок. Срок таможенного транзита определяется исходя из заявления перевозчика, маршрута перевозки, возможностей транспортного средства и с учетом режима труда и отдыха водителей. Предельный срок таможенного транзита не должен превышать срока, определяемого из расчета 2000 км в месяц.
Сразу хочу оговориться (пока это в приказе ФТС), есть рекомендация таможенного органа при перевозке автомобильным транспортом устанавливать срок таможенного транзита из расчета 450 км в сутки. Для чего предложена такая рекомендация, которая, как правило, обязательна для исполнения? Если брать простой маршрут в рамках ТС: перевозка Брест — Москва, здесь 1000 км, и закон дает нам право определить срок таможенного транзита 15 дней, но по факту это расстояние можно преодолеть за трое суток. Это вполне реальные сроки, и при транзите на такие расстояния мы стараемся устанавливать срок из расчета 450 км в сутки, потому что, как показывает опыт, например, в пункте пропуска в Бресте в течение 6 часов ни одна машина не отправилась в таможню назначения. Это значит, что резко возрастает возможность хищения товаров. Сейчас это наиболее распространенный вид нарушений. И второй момент — мы стараемся регулировать прибытие транспортных средств в место доставки равномерно, потому что, как правило, в понедельник в таможню прибывают все машины и декларанты подают декларацию, а в четверг-пятницу никого.
В том случае, если, допустим, произошла поломка транспортного средства в пути следования, по мотивированному заявлению лица в любом ближайшем таможенном органе срок транзита можно продлить.
Местом доставки является зона таможенного контроля в регионе деятельности таможенного органа назначения. Притом есть оговорка — из места прибытия, то есть из пункта пропуска, товары должны быть доставлены в место нахождения таможенного органа, туда, где находится непосредственно таможенный пост. Для железнодорожного транспорта местом доставки является зона таможенного контроля на станции назначения либо на подъездных путях. До вступления в силу ТК ТС местом доставки была исключительно станция назначения и возникали проблемы по перемещению на ближайшие склады временного хранения, которые находятся на подъездных путях. Теперь можно доставлять сразу на подъездные пути.
По мотивированному заявлению перевозчика место доставки можно изменить. Но изменение места доставки при изменении срока таможенного транзита происходит в два этапа. В промежуточном таможенном органе, где изменяется место доставки, оформляется завершение транзита, и до нового места доставки оформляется новая процедура транзита.
Транзитная декларация
Теперь об условиях, которые должны быть соблюдены, чтобы поместить товары под процедуру транзита. Первое — товары не запрещены к ввозу на таможенную территорию ТС. Второе — в отношении товаров проведен пограничный и иные виды государственного контроля (с учетом того что ряд функций переданы таможенным органам, в том числе по транспортному, ветеринарному, санитарному и фитосанитарному контролю, то остался по сути пограничный контроль). Следующее условие — в отношении товаров представлены разрешительные документы, если их перемещение допускается при наличии таких документов. Четвертое — должна быть представлена транзитная декларация, пятое — приняты меры обеспечения соблюдения таможенного транзита. Шестое — должна быть обеспечена идентификация товаров. И последнее — транспортные средства должны быть оборудованы надлежащим образом, если товары перевозятся под таможенными пломбами и печатями.
Если останавливаться на условиях подробнее, то первое, о чем хотелось бы сказать, — транзитная декларация. В качестве транзитной декларации могут использоваться любые транспортные и коммерческие документы, содержащие сведения в соответствии со ст. 182 ТК ТС. Базовый документ для нас — это транспортная накладная, она содержит почти все сведения, которые есть в декларации, за исключением стоимости. Поэтому транспортные и коммерческие документы уже составляют транзитную декларацию, сведений в них для нас достаточно. В отличие от помещения товаров под иную процедуру, допустим, под процедуру для внутреннего потребления, есть упрощение — код товара указывается на уровне не менее первых шести знаков, то есть не надо детализировать до 10 знаков.
В качестве транзитной декларации можно подавать транспортные документы и счет-фактуру, этого будет для нас достаточно, но можно представлять транзитную декларацию по форме, установленной Решением Комиссии Таможенного союза, она распечатывается на листах формата А4. Форма транзитной декларации отличается от декларации на товары, но просто потому, что в транзитной декларации указывается ряд сведений, которые не указываются в декларации на товары. В частности, перевозчик. Кроме того, есть графы, касающиеся осуществления грузовых операций в пути следования, то есть сведения о новых транспортных средствах, новых пломбах.
Правила заполнения транзитной декларации установлены Решением Комиссии ТС от 18 июня 2010 г. N 289. В настоящее время в это Решение КТС уже внесены изменения по порядку заполнения транзитной декларации (от 19 мая 2011 г. N 638) с учетом практики. Вместе с транзитной декларацией должна быть представлена ее электронная копия. Это требование обязательное.
Что еще хотелось бы сказать по электронной копии: как правило, участникам ВЭД приходится обращаться к таможенным представителям, чтобы они сделали электронную копию, подготовили пакет документов, поскольку у таможенных представителей есть свои программные продукты. С транзитной декларацией несколько иная ситуация. На портале ФТС России по предварительному информированию есть страница представления транзитной декларации. Туда можно зайти, заполнить все поля, касающиеся товаров, ввозимых на территорию ТС. После введения этой информацию участник ВЭД получает уникальный ПИН-код, который перевозчик должен сообщить в пункте пропуска. Эту предварительную информацию мы приравниваем к электронной копии транзитной декларации, соответственно, в пункте пропуска не надо идти к таможенному представителю.
Еще в качестве транзитной декларации могут использоваться документы, предусмотренные международными соглашениями, в частности книжка МДП. Причем эта декларация признается всеми странами, которые подписали конвенцию МДП 1975 г.
Таможенное сопровождение
Одним из наиболее важных условий помещения товаров под процедуру транзита являются меры обеспечения соблюдения таможенного транзита. Есть три вида обеспечения: таможенное сопровождение, обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов и установление маршрута (установление маршрута является дополнительной мерой и применяется вместе с первым или вторым видом). В соответствии с ТК ТС сопровождение может осуществляться не только должностными лицами таможенных органов, но и иными лицами в соответствии с законодательством.
Нам нравится практика работы белорусских коллег. В Белоруссии таможенное сопровождение поручено осуществлять "Белтамож-сервис" и подразделению охраны при МВД РБ. У них от момента назначения конвоя до прибытия конвойной машины проходит 3 ч. В то же время, чтобы организовать сопровождение силами должностных лиц таможенных органов, надо подготовить приказ по таможне о командировании, провести инструктаж, выдать табельное оружие — это не менее суток. В Федеральном законе "О таможенном регулировании в Российской Федерации" указано, что Правительство РФ вправе определять такие организации и устанавливать условия, на которых они должны осуществлять сопровождение. Имеется в виду предупредить завышение стоимости услуг по сопровождению. Бизнес, конечно, заинтересован в сокращении случаев сопровождения, которое белорусские таможенные органы используют очень активно, так как это дополнительные доходы. Мы этот вопрос обсуждали на рабочей встрече трех таможенных служб и договорились проработать три критерия для неприменения таможенного сопровождения.
Сопровождение не применяется:
1) если держателем книжки МДП является таможенный перевозчик или уполномоченный экономический оператор;
2) если сумма подлежащих уплате таможенных платежей превышает предел гарантии в книжке МДП не более чем на 500 евро;
3) если держателем книжки МДП является лицо государства — члена ТС, то есть резидент, и при этом сумма подлежащих уплате таможенных платежей не превышает 100 тыс. евро. Но чтобы распространить это правило на резидентов, этот вопрос надо проработать с Национальной ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), потому что в случае утраты товаров в настоящее время ассоциация нам вернет только 60 тыс. евро, не больше. Если товаров было на 100 тыс. евро, 40 тыс. евро нам не с кого будет взыскать.
Но мы понимаем, что эту проблему надо как-то решать, поскольку, чтобы отправить все машины, которые приходят из Белоруссии под сопровождением, дальше, нужна вторая Смоленская таможня с таким же штатом. Причем если из Белоруссии конвои идут, как правило, по трассе Москва — Минск (700 км), то есть из одной точки в другую, то в Смоленске они расходятся по разным направлениям, в разные города, и соответственно, гораздо больше должностных лиц таможни надо задействовать.
Обеспечение уплаты
На практике применяется одна мера обеспечения соблюдения таможенного транзита — обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов. Размер обеспечения уплаты определяется исходя из максимальной суммы таможенных пошлин, налогов, если бы товары подлежали выпуску для внутреннего потребления в одном из государств ТС. Обращаю внимание, что в настоящее время НДС в рамках Таможенного союза не унифицирован, соответственно, если будете рассчитывать размер обеспечения, учитывайте, что в РБ он максимальный — 20%. То есть сумма обеспечения, даже если товар ввозится в Россию, должна рассчитываться с учетом белорусского НДС.
Существует несколько видов обеспечения, но наиболее часто применяемый — внесение денежных средств на депозит на счет таможенного органа. С учетом того что после завершения транзита, как правило, идет выпуск товаров для внутреннего потребления, деньги, которые были внесены под транзит, можно перезачесть под таможенные платежи. Следующий способ обеспечения — банковская гарантия, есть еще поручительство и залог товаров либо имущества (в Казахстане существует еще пятый способ — страхование).
Хочу отметить, что есть особенность в отношении кода товара. Когда код определяется на уровне 6 знаков, надо исходить из того, что при расчете суммы обеспечения надо и сумму определять максимально по 6 знакам. Могут быть случаи, когда сумма обеспечения будет гораздо меньше, если указать в транзитной декларации код товара на уровне 10 знаков. Это выбор декларанта, но, честно говоря, я не рекомендовал бы указывать 10 знаков. До 2003 г. было обязательное требование указывать 10 знаков и случались парадоксальные ситуации: по факту заявления недостоверных сведений в пункте пропуска возбуждались дела об административном правонарушении по ст. 16.1 КоАП (это серьезная статья, предусматривающая наказание вплоть до конфискации товаров). Почему это происходило? Дело в том, что коды товаров с ЕС у нас сходятся только до 6 знаков, а дальше возможны расхождения, поэтому немецкие или французские партнеры вроде бы указывают правильный код, но для нас он недостоверный.
Что касается идентификации товаров, наиболее применяемый способ — наложение пломб на грузовые помещения транспортного средства. Если пломбы не могут быть наложены, используются иные способы идентификации, в частности маркировка, изъятие образцов и проб, фотографии с инспекционно-досмотрового комплекса, просто фотография и видеосъемка.
Но если таможенные органы накладывали пломбы на каждый контейнер или вагон, железная дорога была бы парализована, поэтому в законодательство ввели норму, что таможенные органы могут признавать таможенные пломбы иностранных таможенных служб, а также пломбы отправителя или перевозчика, что мы и делаем. Для наложения пломбы на грузовое помещение транспортного средства это транспортное средство должно быть допущено к перевозке под таможенными пломбами и печатями, есть Решение КТС, которое регулирует допущение транспортного средства к таким перевозкам и устанавливает форму свидетельства.
Завершение процедуры
Товары и транспортные средства должны быть размещены в зоне таможенного контроля и в течение 1 ч перевозчик должен уведомить таможенный орган, что он разместил товары в ЗТК. Если перевозчик прибывает в ночное время либо в выходные и праздничные дни, то, соответственно — в течение 2 ч с момента начала работы таможенного органа. Таможенный орган обязан в течение 1 ч с момента уведомления зарегистрировать прибытие транспортного средства и выдать перевозчику письменное подтверждение о прибытии. Оно оформляется в двух экземплярах. Это своеобразный акт приема-передачи, там перечисляется, какие документы представляются перевозчиком и в скольких экземплярах, и две росписи — перевозчика и инспектора. В моей практике был случай, когда перевозчик говорил, что отдал инспектору книжку МДП (кстати, строгой отчетности), а инспектор утверждал, что не брал. Во избежание подобных ситуаций решили, что подтверждение о прибытии должно быть обязательно.
После того как зарегистрировано прибытие транспортного средства, осуществляются отдельные формы таможенного контроля, в том числе в рамках системы управления рисками. Если никаких нарушений не выявлено, таможенный орган обязан оформить завершение таможенного транзита в течение 24 ч с момента регистрации. Подтверждением того, что процедура таможенного транзита завершена, является проставление штампа "Товар поступил", которое заверяется личной номерной печатью, и перевозчику выдается бланк транспортного документа, экземпляр CMR, например, с отметками таможенного органа о завершении транзита.
Самая неприятная новация для перевозчиков и участников ВЭД при транзите — в течение 3 ч перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано завершить операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру либо с передачей на временное хранение. За это тоже предусмотрена административная ответственность. В настоящее время мы готовим поправки в ТК ТС и в части завершения таможенного транзита.
Мы несколько по-иному планируем прописать норму: в течение 3 ч заинтересованное лицо обязано поместить товары под определенную процедуру либо на временное хранение. Из этого пункта перевозчик снят, но добавлен еще один пункт: если заинтересованное лицо не поместил товары под определенную процедуру либо на временное хранение, то перевозчик обязан это сделать сам. То есть разбили эту операцию на два этапа, чтобы четко ответственность переходила от одного лица к другому. Пока белорусские и казахстанские коллеги не имели возражений по этой редакции.
И есть еще одна неприятная норма — положение, касающееся определения места доставки, по которому таможенный орган вправе определить место доставки вне зависимости от сведений, указанных в транспортных и перевозочных документах. Случаи, когда таможенный орган вправе это сделать, определены национальным законодательством. Сегодня таких случаев три:
1) товары подлежат декларированию в специализированных таможенных органах;
2) в таможенном органе, где будет осуществляться декларирование товаров, произошло стихийное бедствие;
3) случаи, определенные постановлением Правительства.
В последнем случае речь идет о реализации положений Концепции переноса таможенного оформления в места, приближенные к государственной границе, чтобы иметь возможность направлять товары непосредственно на логистические терминалы, которые находятся рядом с границей.
Статья 107. Сведения, подлежащие указанию в транзитной декларации
1. В транзитной декларации подлежат указанию сведения:
1) об отправителе и получателе товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами, декларанте, перевозчике;
2) о стране отправления и стране назначения товаров;
3) о транспортном средстве, которым перевозятся товары;
4) о наименовании, количестве и стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами;
5) о коде товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков. В отношении товаров (компонентов товаров), перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, в течение определенного периода одним или несколькими транспортными средствами, могут указываться сведения о коде товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне 10 знаков в соответствии с принятым в отношении таких товаров предварительным решением о классификации товаров либо решением о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде;
6) о весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения, если Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза в отношении декларируемого товара установлена дополнительная единица измерения, по каждому коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;
7) о количестве грузовых мест;
8) о пункте назначения товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами;
9) о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса;
10) о планируемой перегрузке товаров или грузовых операциях в пути.
2. При определении порядка заполнения формы транзитной декларации Комиссия вправе сокращать сведения, подлежащие указанию в транзитной декларации, в зависимости от категорий товаров, лиц, их перемещающих через таможенную границу Союза, и (или) вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров.
3. В качестве транзитной декларации допускается использование транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 305 и пунктом 3 статьи 306 настоящего Кодекса.
При использовании в качестве транзитной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной, такие документы должны содержать сведения, указанные в пункте 1 настоящей статьи.
Если используемые в качестве транзитной декларации указанные документы не содержат всех сведений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, недостающие сведения должны содержаться в прилагаемых к такой транзитной декларации либо следующих вместе с ней документах, представляемых таможенному органу.
4. В транзитной декларации в отношении товаров Союза, перевозимых через территорию государства, не являющегося членом Союза, заявляются сведения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, за исключением сведений о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса, о стоимости таких товаров и иных сведений, если это установлено в соответствии с настоящим Кодексом. Комиссия вправе определять, что в транзитной декларации в отношении товаров Союза, перевозимых через территорию государства, не являющегося членом Союза, подлежат указанию сведения о стоимости товаров.
5. В транзитной декларации в отношении иностранных товаров, указанных в пункте 4 статьи 302 настоящего Кодекса, дополнительно к сведениям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, заявляются сведения о таможенных декларациях, в соответствии с которыми товары были помещены под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, или таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления, или таможенную процедуру временного ввоза (допуска).
Таможенный транзит — практическое применение в импорте
Таможенный транзит — новая таможенная процедура, введённая таможенным кодексом ЕАЭС вместо ушедших в прошлое внутреннего в внешнего таможенного транзита. Тем не менее на профессиональном сленге эту процедуру по-прежнему принято называть ВТТ.
Что такое таможенный транзит?
Порядок таможенного транзита зафиксирован в главе 22 ТК ЕАЭС, которая начинается с определения в ст.142:
Таможенная процедура таможенного транзита — таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.
Проще говоря, это возможность для декларанта (в нашем случае, импортёра) оформлять товар не обязательно на первой таможне после границы, а на любом другом посту на территории таможенного союза. Важно то, что помещённый под процедуру таможенного транзита товар не считается выпущенным в свободное обращение, а значит, не требует уплаты пошлин, лицензирования, предъявления документов соответствия и т.п.
Для чего нужен ВТТ?
Таможенный транзит товаров всегда сопряжён с дополнительными расходами и рисками, речь о которых пойдёт ниже. Поэтому импортёр должен иметь достаточные основания для выбора данной процедуры.
В каких случаях применение процедуры таможенного транзита будет вам полезно:
- Пересечение границы таможенного союза в другой стране — наиболее естественная и очевидная причина. Если груз ввозится из Китая через Казахстан, то российскому импортёру однозначно удобнее оформлять его в России, на русском языке.
- Отсрочка оплаты таможенных платежей — особенно актуально для мультимодальных контейнерных перевозок при больших расстояниях от порта прибытия до конечного пункта назначения. Например, путь из Владивостока в Екатеринбург по железной дороге может занимать до 3х недель.
- Подтверждение таможенной стоимостипри ввозе ниже риска. Несмотря на декларируемое ФТС единообразие правоприменения и единую базу статистики, шанс успешно выпуститься по заявленной стоимости может сильно отличаться в зависимости от конкретного таможенного поста. Некоторые из них снискали себе дурную славу самых бескомпромиссных и «упёртых», с таких лучше сразу увозить свой товар. Разумеется, речь идёт о товарах с ИТС ниже риска.
- Различия в подходах к идентификации товара для целей нетарифного регулирования. Вся «нетарифка» (сертификаты, нотификации, лицензии и т.п.) прописаны в законодательстве, но вот вопрос отнесения конкретного товара к той или иной группе всегда остаётся на усмотрение выпускающего инспектора. И горе импортёру, попавшему с технически сложным товаром к неквалифицированному таможеннику! Последний может затребовать ворох дополнительных бумаг просто для перестраховки. Оплата простоя и расходы на экспертизу — самые малые из возможных в таком случае неприятностей.
- Успешный опыт выпуска на конкретном посту, доверие и неформальные связи, как положительный пример предыдущего пункта. И речь здесь идёт не о коррупции, а в большей степени о хорошей репутации и доверии к импортёру или брокеру. В качестве примера я могу привести одного из своих партнёров — компанию АйКастомс. Она специализируется на выпуске электронных компонентов. Авторитет и качество экспертизы этого брокера признаются всеми участниками процесса, в том числе и инспекторами таможенных постов в аэропортах Москвы и Санкт-Петербурга, что значительно облегчает выпуск.
- Разница в стоимости складов временного хранения (СВХ). Как известно, СВХ не относятся напрямую к таможне. Это коммерческие организации, уполномоченные таможней на предоставление соответствующих услуг, де-факто монополисты на отдельно взятом посту. Если Вам точно известно, что выпуск товаров затянется (в связи с обязательным прохождением санитарного, ветеринарного, радиационного контроля и т.п.), лучше проводить его на недорогом складе.
- Желание импортёра лично присутствоватьпри досмотре и других таможенных процедурах. Согласитесь, это удобнее организовать на таможне в своём городе.
Иногда импортёру вообще не остаётся выбора, когда процедура таможенного транзита изначально заложена в готовое логистическое решение. Например, высокая скорость китайского контейнерного экспресса, следующего до Подмосковного Ворсина, во многом достигается как раз за счёт оформления ВТТ на все без исключения грузы, что позволяет экономить массу времени на границе.
Порядок оформления таможенного транзита
Партия товара помещается под процедуру таможенного транзита таможенным органом на основании заявления декларанта. Но самостоятельное оформление — путь неоправданно хлопотный и затратный. В реальной жизни этим «на потоке» занимаются транспортные компании, поэтому самый верный способ — запросить ВТТ у компании, оказывающей вам услуги перевозки.
Итак, для перевозки товара под процедурой ВТТ силами ваших логистов им необходимо предоставить:
- инвойс и упаковочный лист, заверенный печатью отправителя;
- оригинал транспортного документа международной перевозки: коносамента, CMR, ж/д или авианакладной;
- уставные документы вашей организации;
- доверенность тому, кто будет непосредственно заниматься оформлением и работать с грузом (скорее всего, уже оформлена на транспортную компанию);
- наименование и реквизиты таможенного поста назначения.
Всё остальное приличный экспедитор сделает сам. На оформление процедуры уходит один рабочий день. Для всех документов, кроме доверенности, обычно достаточно сканов с печатями.
При помещении груза под процедуру ВТТ на него выдаётся отдельная транзитная декларация, которую нужно будет обязательно приложить к пакету документов для окончательного выпуска на посту назначения.
Сколько стоит таможенный транзит грузов?
Сама по себе процедура таможенного транзита бесплатна. Но сложность в том, что уезжая с таможенного поста, вы обязаны предоставить гарантию уплаты всех пошлин и сборов — так называемое «обеспечение таможенного транзита». Теоретически можно самостоятельно внести обеспечительный платёж или оформить залог на товары, но все перечисленные варианты требуют времени, денег и связаны с бюрократической волокитой. На рынке таможенных услуг работают компании, готовые гарантировать ваши обязательства своими средствами. Чтобы воспользоваться ими, достаточно приобрести гарантийный сертификат (ГС). Его стоимость составляет в районе 3000 рублей.
В качестве альтернативы можно воспользоваться услугами лицензированного таможенного перевозчика, уполномоченного делать ВТТ без предоставления гарантий. Но его услуги будут дороже, в итоге вы получите примерно те же цифры.
Это все платежи, непосредственно связанные с оформлением транзита. Гораздо важнее другое! Для расчёта экономики реальной поставки необходимо учесть косвенные расходы:
- непосредственную стоимость перевозки от поста к посту плюс непременный простой транспортного средства на время выпуска на посту прибытия;
- услуги возникшего в логистической цепочке второго склада временного хранения (СВХ);
- возможные санкции линии за сверхнормативное использование контейнера (демерредж). Планируя доставку с ВТТ, заранее уточняйте включённый в тариф период бесплатного использования контейнера, а также ставку по его истечении;
- дополнительный тариф за сдачу порожнего контейнера в месте, отличном от порта прибытия — так называемый «дроп-офф» (от англ. drop off — сбрасывать, скидывать). Обратите внимание, что ставки дроп-офф «плавают» в зависимости от динамики грузопотока линии, поэтому всегда обновляйте их непосредственно перед отправкой.
Риски и «подводные камни»
Помимо дополнительных затрат, процедура таможенного транзита в силу своих особенностей несёт и дополнительные риски:
- Двойной риск контрольных мероприятий в отношении ваших товаров. Таможенный кодекс предписывает не взимать пошлин и сборов на транзитном таможенном посту, но никак не ограничивает его в проведении контрольных мероприятий. Поэтому риск попасть на взвешивание, рентген или досмотр увеличивается ровно вдвое, т.к. может возникнуть на любом из двух постов. Более того, сам факт помещения товаров под процедуру ВТТ увеличивает вероятность проведения весового, санитарного, радиационного контроля и т.п. Да и просто по-человечески противно, когда «клиент» уходит к конкурентам, поэтому инспектора транзитных постов любят вредничать!
- Отсутствие возможности изменить место назначения. Имейте в виду, что таможенный транзит оформляется один раз, и пост назначения, указанный в транзитной декларации, является окончательным. То есть нельзя сделать ВТТ на ВТТ.
- Ограничение предельного срока таможенного транзита. Таможенный кодекс ЕАЭС в ст.144 даёт расплывчатую формулировку о том, что предельный срок устанавливается таможенным постом отправления, руководствуясь «обычным сроком перевозки товаров исходя из вида транспорта и возможностей транспортного средства». В реальной жизни таможня устанавливает реалистичные, но довольно жёсткие рамки завершения таможенного транзита. Например, для автомобильной перевозки срок определяется из расчёта 400-500 км за 1 день пути с округлением в большую сторону. Для железнодорожной перевозки действует особый порядок: 2000 км за 1 месяц, но не менее 7 календарный дней.
Вместо заключения
Возможно, эта статья несколько запоздала, так как массовое использование процедуры ВТТ уходит в прошлое.
С развитием цифровых технологий таможня предоставляет участникам ВЭД более технологичные решения. В частности, возможность подачи деклараций через центры электронного декларирования (ЦЭД) для удалённого выпуска товаров, фактически находящихся на другом конце страны. Но это тема для отдельной статьи.
Если Вас интересуют услуги импорта товаров с использованием процедуры ВТТ, свяжитесь со мной или оставьте Ваш номер и я перезвоню.