Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.)
1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
ГАРАНТ:
О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности см. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ
О деятельности общественных объединений см. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях»
ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ
ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ — одно из основных прав человека и одно из политических прав граждан, если речь идет о партиях, политических движениях и т.п. Известно также под названием свободы союзов и ассоциаций. Представляет собой право на образование любого союза (в рамках… … Юридический словарь
ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ — одно из основных прав человека и одно из политических прав граждан, если речь идет об объединениях политического характера (партиях, политических движениях и т.п.). Известно тж. под названием свободы союзов и ассоциаций. Представляет собой право… … Юридическая энциклопедия
Право на объединение — Серия статей Свобода Свобода по темам Собрания Ассоциации Экономика Интеллектуальная деятельность Liberty Движения Личная жизнь Философия Политика Прессы Религия и верования Слова и выражения Информации Совести Сознания … Википедия
ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ — разновидность основных политических прав, предусматривающих гарантированную Конституцией возможность (право) граждан и иных лиц создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов, право вступать в уже… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»
ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ — в качестве конституционного права гражданина закреплено в ст. ЗО Конституции РФ. Понятие объединения граждан может использоваться применительно к различным формированиям граждан. В частности, существуют: общественные объединения: религиозные… … Энциклопедия юриста
ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ — одно из основных прав человека и одно из политических прав граждан, если речь идет об объединениях политического характера (партиях, политических движениях и т.п.). Известно т.ж. под названием свободы союзов и ассоциаций. Представляет собой право … Энциклопедический словарь экономики и права
право на объединение — одно из основных прав человека и одно из политических прав граждан, если речь идет о партиях, политических движениях и т.п. Известно также под названием свободы союзов и ассоциаций. Представляет собой право на образование любого союза (в рамках… … Большой юридический словарь
Право граждан на объединение — (англ. unification right of citizens) одно из важнейших гражданских прав, гарантированных Конституцией РФ* (ст. 30). В РФ каждый имеет право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности … Энциклопедия права
Право социального обеспечения — Содержание 1 Предмет права социального обеспечения … Википедия
Право граждан на объединение — (англ. unification right of citizens) одно из важнейших гражданских прав, гарантированных Конституцией РФ* (ст. 30). В РФ каждый имеет право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности… … Большой юридический словарь
Право на объединение
Согласно ст. 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем
Конституционное право граждан на объединение включает в себя следующие правомочия:
право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей;
право вступать в существующие общественные объединения;
право воздерживаться от вступления в них;
право беспрепятственно выходить из общественных объединений
В порядке реализации права на объединения граждане создают разнообразные общественные формирования. Это могут быть общественные объединения (партии, движения, профсоюзы, общества, фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности и т. д.), религиозные группы и организации, территориальное общественное самоуправление в системе местного самоуправления.
Главным способом реализации права на объединение является создание и деятельность общественных объединений. Конституция гарантирует свободу деятельности общественных объединений, а также свободу вхождения гражданина в общественное объединение и пребывания в нем. Согласно Федеральному закону «Об общественных объединениях», право на объединение заключается в возможностях гражданина создать объединение, войти в него, пребывать в объединении и выйти из объединения
В Конституции РФ (ст. 30) гарантируется право граждан на создание профессиональных союзов «для защиты своих интересов». Специфика профсоюзов состоит в том, что помимо защиты трудовых интересов они могут быть в определенной мере и средством общественно-политической защиты интересов граждан.
Ограничения: часть 5 ст. 13 Конституции РФ устанавливает запрет на создание и деятельность таких общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни
Право на манифестации
Согласно ст. 31Конституции РФ граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование
Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах. Проведение религиозных обрядов и церемоний регулируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Право на манифестации имеет предметную и организационную сущность. С точки зрения предметной сущности реализация права на манифестации может выражаться в виде протеста против политики и действий властей либо заявления о солидарности с властями или не иметь отношения к властям.
С точки зрения организационной сущности данного права, во-первых, соответствующее мероприятие проводится как специальное, целевое, во-вторых, оно проводится в общественном месте — под открытым небом либо в нежилом помещении, в-третьих, предполагается определенное отношение властей к данному мероприятию.
Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» регламентирует проведение следующих видов публичных мероприятий:
собрание — совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;
митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;
демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;
шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;
пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемое без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.
уведомительный порядок проведения большинства манифестаций (ст. 7 ФЗ), уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее10 дней до дня проведения мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями)—не позднее четырех дней до дня его проведения
установление требований по месту проведения публичного мероприятия (ст. 8 ФЗ), публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами Запрет на проведение: — территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам , эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; — путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте, газо и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи; — территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента РФ, к зданиям , занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; — пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов
установленное время проведения публичного мероприятия (ст.9 ФЗ), оно не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 22 часов текущего дня по местному времени (редакция 2012 г., до этого — 23 часов)
Статья 30 Конституции России
1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
Комментарий к Ст. 30 Конституции Российской Федерации
Положения комментируемой статьи конкретизированы законодательством об общественных объединениях.
Базовым в данной сфере общественных отношений является Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82 «Об общественных объединениях».
В соответствии с его статьей 3, определяющей содержание права граждан на объединение, данное право включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.
Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее— уставные цели).
Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:
- общественная организация;
- общественное движение;
- общественный фонд;
- общественное учреждение;
- орган общественной самодеятельности;
- политическая партия.
Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица — общественные объединения, если иное не установлено федеральными законами.
Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.
Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.
Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.
Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.
Политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (см. ст. 13).
Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:
- политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РФ, при этом в субъекте РФ может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;
- в политической партии должно состоять не менее пятидесяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов РФ политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов политической партии;
- руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории РФ.
Общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.
Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. При этом включение в учредительные и программные документы общественных объединений положений о защите идей социальной справедливости не может рассматриваться как разжигание социальной розни.
Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Комментируемая статья, кроме того, отдельно оговаривает право создания профессиональных союзов, которое конкретизировано Федеральным законом от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах и гарантиях их деятельности».
Статья 2 указанного закона определяет профсоюз как добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Правом вступить в профсоюз обладает каждый гражданин РФ, достигший возраста 14 лет, а также, поскольку иное не предусмотрено федеральными законами, граждане иностранных государств.
Во взаимоотношениях с государственными органами, хозяйственными организациями, предпринимателями профессиональные союзы представляют и защищают интересы своих членов в области производства, социально — экономической, культурной и иных областях. Все профессиональные союзы должны быть равны перед законом.
Специфическая деятельность профессиональных союзов стимулируется, а особенности, связанные с их созданием, функционированием, реорганизацией и ликвидацией, регулируются Законом РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. , иным законодательством о профессиональных союзах, принимаемым в соответствии с Законом РФ «Об общественных объединениях».
Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественное объединение для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.
Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.
Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном Законом «Об общественных объединениях», и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
Орган, регистрирующий общественные объединения, в месячный срок обязан рассмотреть заявление общественного объединения о его регистрации и принять одно из решений: зарегистрировать общественное объединение и выдать учредителям свидетельство о его государственной регистрации либо отказать в государственной регистрации и выдать учредителям письменный мотивированный отказ, который может быть обжалован в судебном порядке.
Перечень оснований, по которым может быть отказано в регистрации общественного объединения, включает обстоятельства, предусмотренные п. 5 ст. 13 Конституции, другие основания, предусмотренные Законом об общественных объединениях. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания общественного объединения не допускается. Отказ в государственной регистрации либо уклонение от нее могут быть обжалованы в суд.
Кроме того, отказ в регистрации не является препятствием для повторной подачи документов на государственную регистрацию при условии устранения оснований, вызвавших отказ. Учреждения юстиции обязаны указать конкретные положения законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло отказ в государственной регистрации данного объединения.
Свобода деятельности общественных объединений заключается также в том, что им гарантируется самостоятельность в принятии уставов, избрании руководящих органов, составлении программы, управлении собственностью, распространении информации о своей деятельности и выступлении с инициативами по различным вопросам общественной жизни.
Условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных объединений по возрасту, определяются уставами общественных объединений.
Требование об указании в официальных документах на членство или участие в тех или иных общественных объединениях не допускается. Принадлежность или непринадлежность граждан к общественным объединениям не может служить основанием для ограничения их прав и свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством России.
В законодательстве предусматриваются меры против злоупотреблений правом на объединение. Общественное объединение может быть ликвидировано лишь по решению суда на основании заявления прокурора в случаях несоблюдения п. 5 ст. 13 Конституции Российской Федерации, виновного нарушения прав и свобод граждан, иных неоднократных или грубых нарушений правовых актов либо систематической деятельности, противоречащей уставным целям.
Государство, его органы, общественные объединения, в том числе лица, входящие в состав руководящих органов этих объединений, и граждане несут равную ответственность за соблюдение законодательства об общественных объединениях.
Статьей 144 УК предусматривается уголовная ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов, ст. 239 – за организацию объединения, деятельность которого сопряжена с причинением вреда здоровью граждан или с иными посягательствами на личность или права граждан либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей.