Россия нарушила ряд международных законов, начав войну в Украине
Президент России Владимир Путин фактически объявил войну Украине, сославшись на 51 статью Устава ООН, которая якобы дает ему право на самооборону и вторжение в Украину. Эксперты в области международного права объясняют, что это не так. Россия также нарушила Вторую статью Устава ООН, гарантирующую в том числе, что все члены Организации будут воздерживаться в международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства.
Корреспондент Русской службы «Голос Америки» поговорила с экспертами в области международного права о том какие статьи международного договора нарушила Россия, начав войну в Украине.
Роберт Голдман, профессор Вашингтонского юридического колледжа Американского университета (Robert Goldman, American University)
Вторая статья Устава ООН – основополагающий принцип, который регулирует международно-правовую структуру, созданную союзниками после победы над фашизмом. Она основывалась на принципе суверенного равенства государств: что ни одна страна не может напасть на другую, как это, например, сделал Гитлер. Речь идет о вторжении в Польшу, начале Второй мировой войны. Речь идет об акте агрессии, который угрожает независимости, государственному и политическому суверенитету. Международные отношения не должны вестись таким образом. Агрессивное действие в форме вооруженного нападения, вторжение, захват территории суверенного государства противоречат принципам международного порядка. У Украины со времен распада СССР есть полное право решать свое будущее: хочет ли она быть в составе Евросоюза, НАТО или оставаться нейтральной страной. Если господину Путину это не нравится — для этого есть диалог. Таким образом, это вопиющий пример нарушения центральных принципов миропорядка. Будут серьезные последствия. Путин станет изгоем.
Использование Россией 51 статьи Устава ООН, гарантирующей странам право на индивидуальную или коллективную самооборону, как оправдание [военных действий] не пройдет ни одного серьезного теста. Я бы сравнил это с тем, как если бы насильник обвинил жертву в том, что она агрессор. Россия вмешивается в ситуацию на востоке Украины, признает так называемые независимые республики, заключает с ними договор о взаимной защите; затем эти территории просят Россию о помощи, утверждая, что они суверенные государства, на которые напала Украина. И это якобы позволяет России использовать 51 статью Устава ООН. Это не так. За исключением Кремля и может еще пара-тройки стран никто всерьез не воспринимает подобное объяснение. Россия – агрессор. Нет никакой самообороны. Украина не нападала на Россию.
Джон Беллинджер III, эксперт Совета по международным отношениям (John B. Bellinger III, Council on Foreign Relations)
Если Путин утверждает, что Россия защищает отделившиеся территории, чью независимость Москва быстро признала на прошлой неделе, – это тоже не легитимное объяснение, так как эти непризнанные республики не являются членами ООН, они даже не государства. Право на коллективную самооборону статьи 51 Устава ООН разрешает одному государству-члену Организации Объединённых Наций защитить второе государство, которое тоже в составе ООН. Таким образом мы видим, что российские дипломаты пытаются неправильно преподнести незаконное применение силы в Украине, используя при этом международные законы. Путин также сказал, что Украина совершает акт геноцида против русскоязычного населения этих двух территорий.
Путин: международное право попирается Западом, но в его нарушениях почему-то обвиняют Россию
Запад, несправедливо обвиняя Россию в нарушении норм международного права, забывает о том, что он сам попирает это право, когда ему выгодно. На это указал президент России Владимир Путин, выступая на Восточном экономическом форуме. Об этом 7 сентября передает пресс-служба Кремля.
Российский президент считает, что Россию несправедливо обвиняют в нарушении норм международного права. Выступая сегодня на ВЭФ-2022, Владимир Путин напомнил, что против тех, кто начал войну в Ираке и бомбил Белград, не только санкции не вводили, но даже и не вспоминали о принципах международного права. Зато сегодня в этом обвиняют Россию.
«Международное право всегда попирается. Вот сейчас многие говорят о том, что Россия нарушает международное право. Я считаю, что это абсолютно не соответствует действительности. Кто начал войну в Ираке без всяких санкций ООН? Кто разрушал Югославию под благовидными предлогами? Кто развязал войну в центре Европы, осуществляя бомбардировки Белграда? Никто и не вспоминал тогда о принципах международного права», — отметил Путин.
Президент России, упомянув Косово, указал на двойные стандарты международного сообщества касательно разрешения локальных конфликтов и споров. В этом контексте Владимир Путин провел параллели с донбасскими республиками.
«Устав ООН говорит о праве нации на самоопределение. В ходе косовского кризиса Международный суд ООН принял решение, согласно которому, если какая-то часть территории страны хочет объявить о своей независимости, эта часть не обязана спрашивать разрешения у центрального правительства своей страны. Это применительно к Косово. А почему к ДНР и ЛНР не применяется то же самое?», — поинтересовался глава России.
Владимир Путин считает, что если Международным судом ООН был создан Косовский прецедент, то Донецкая и Луганская Народные Республики имеют такое же право на основе принципа Устава ООН о праве нации на самоопределение объявить о своей независимости. Но, а в этом случае их может признать любая другая страна, что собственно говоря Россия и сделала:
«Если мы их признали, мы можем заключить с ними международный договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи? Конечно, можем. Мы заключили. Этот договор ратифицирован парламентом Российской Федерации и их парламентами, и там определенные обязанности лежат на российской стороне: оказывать им помощь, в том числе в случае агрессии».
Соответственно, согласно статье 51 Устава ООН, где говорится о защите и самозащите, Россия как сторона заключенного договора оказывает помощь своим союзникам против агрессии киевского режима, захватившего власть на Украине путем государственного переворота. Поясняя свою точку зрения, Владимир Путин в качестве примера привел Ливию, которую, по его словам «размолотили» и поинтересовался, где было в этом случае международное право.
«Где это международное право? Нет. Все понимают, те, кто это делает, что это не соответствует международному праву. Поэтому и говорят о каких-то надуманных правилах. О каких правилах? Что там придумали такое? Откуда они их выковыряли, эти правила? Пускай сами по ним и живут», — резюмировал глава России.
О приоритете международного права над национальным
15 января 2020 года Владимир Путин в послании Президента Федеральному Собранию вынес на обсуждение ряд конституционных изменений. Первое среди них – изменение, гарантирующее приоритет Конституции над требованиями международных договоров и решениями международных органов.
Давайте разберемся с юридической стороной этого вопроса.
Что есть сейчас
В соответствии с частью 1 статьи 15 Конституции РФ
Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
То есть в Конституции установлено верховенство Основного закона над внутренним правом. Однако нас интересует выше ли Конституция международного права. Прямо на это Конституция ответа не дает.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
При внимательном прочтении этой нормы видно, что ей предусмотрен приоритет международных договоров над законами. Значит для ответа на вопрос о том, выше ли Конституция международного права, и в частности международных договоров, нужно понять является ли Конституция законом в смысле этой нормы, то есть сказано ли в части 4 статьи 15 о том, что международный договор выше Конституции. Для ответа на этот вопрос нужно узнать официальное толкование этой нормы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд (КС) дает толкование Конституции. В соответствии со статьей 6 того же ФКЗ решения КС обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
В силу полномочия КС на толкование Конституции и обязательности его решений правовые позиции этого специального суда составляют неотъемлемую часть самой Конституции и подлежат непосредственному применению как любой закон. Значит если КС сформулировал позицию по вопросу соотношения Конституции и международного права, то мы должны непосредственно применять эту позицию, и принимать изменения в Конституцию нет необходимости.
Так вот такая позиция была сформулирована в пункте 2.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 N 21-П. Более того, она проходит красной нитью через все Постановление. КС пишет:
Вместе с тем, как следует из Конституции Российской Федерации, ее статей 4 (часть 1), 15 (часть 1) и 79, …, ни Конвенция о защите прав человека и основных свобод как международный договор Российской Федерации, ни основанные на ней правовые позиции Европейского Суда по правам человека, …, не отменяют для российской правовой системы приоритет Конституции Российской Федерации и потому подлежат реализации в рамках этой системы только при условии признания высшей юридической силы именно Конституции Российской Федерации.
Таким образом, КС однозначно решил вопрос о соотношении Конституции и международного права: Конституция имеет приоритет в силу суверенитета Российской Федерации, верховенства Конституции как основного закона и недопустимости имплементации в правовую систему государства международных договоров с нарушением конституционных предписаний.
Итак, мы выяснили каково существующее регулирование.
Президент Путин, внеся предложение, сказал следующее:
Необходимо внести изменения, которые гарантируют приоритет Конституции. Это означает буквально следующее: требования международных договоров и решения международных органов могут действовать только в той части, когда они не противоречат нашей Конституции.
То есть, фактически предложено закрепить в Конституции правовую позицию КС, которая итак имеет юридическую силу и непосредственное применение.
Не критикуя данное предложение по существу, скажу о трудностях реализации данного предложения. Дело в том, что статья 15 Конституции, которую мы рассматривали, относится к основам конституционного строя РФ (глава 1 Конституции) и в силу статьи 135 Конституции может быть пересмотрена только в особом порядке, также как и положения глав 2 и 9. Порядок этот следующий:
1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
Что написано в этой статье: для внесения изменений в статью 15 Конституции надо пройти голосование в Парламенте, а затем созвать Конституционное Собрание, которое должно либо принять новую Конституцию (либо вынести ее проект на референдум) либо разойтись. Проблема состоит в том, что федеральный конституционный закон, в соответствии с которым должно созываться и работать Конституционное Собрание, еще не принят, хотя проекты этого закона есть. Да-да, Конституция (и данная 135 статья) вступила в силу в 1993 году, и с тех пор до настоящего времени такой важнейший закон не был принят. Что же делать?
Вариант 1. Принять ФКЗ о Конституционном Собрании и уже в соответствии с ним принимать изменения в статью 15. Если этого не сделать, конституционный порядок внесения изменений в Конституцию будет не соблюден.
Вариант 2. Внести изменения не в статью 15, а в статью 79 (глава 3 Конституции)[1].
В соответствии со статьей 79 Конституции
Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.
Предложение дополнить данную статью обоснованно в части приоритета Конституции над решениями международных организаций, но в части приоритета Конституции над международными договорами такое дополнение представляется обходом закона, а именно статьи 135 Конституции.
Вариант 3. Внести изменения не в статью 15, а в статью 125 Конституции (часть 2), то есть дополнить полномочия Конституционного Суда[2].
Сейчас КС не может проверять на соответствие Конституции вступившие в силу международные договоры, а проверка решений международных организаций возможна только силу пункта 3.2 статьи 3 ФКЗ о Конституционном суде. Предлагается дополнить полномочия КС так, чтобы он мог признавать международные договоры и решения международных организаций неконституционными и следовательно не подлежащими применению.
Это предложение в части полномочия по проверке конституционности вступившего в силу международного договора противоречит правовой позиции Конституционного суда, выраженной в Определении от 2 июля 2013 года N 1055-О.
КС пишет об этой позиции:
…проверка конституционности федерального закона о ратификации международного договора, в том числе по порядку принятия, по общему правилу, может быть осуществлена лишь до момента вступления данного международного договора в силу (который обычно не совпадает с моментом завершения процесса принятия соответствующего федерального закона о ратификации международного договора); иное не только противоречило бы общепризнанному принципу международного права pacta sunt servanda и ставило бы под сомнение соблюдение Российской Федерацией добровольно принятых на себя международных обязательств…
Путин: Не Россия попирает международное право
«Конфликты в мире не удается часто решить миром, потому что международное право всегда попирается. Сейчас говорят, что Россия его нарушает, я считаю, что это абсолютно не соответствует действительности», — сказал президент. «Кто начал войну в Ираке без всяких санкций ООН? Кто разрушил Югославию? Кто развязал войну в центре Европы. То же самое по Ливии, Ливию размолотили. Где это международное право? Нет! Все понимают, кто это делают, что это не соответствует международному праву, поэтому и говорят о каких-то надуманных правилах. Каких правилах? Чего придумали, откуда они выковыряли эти правила? Пускай сами по ним и живут. » — очевидно намекнул он на действия США.
Путин также вспомнил то, как Запад признал Косово, а в такой же ситуации с Донбассом отказался. Россия помогает союзникам ЛНР и ДНР на основе норм устава ООН, подчеркнул он.