Перераспределение земельного участка с муниципальными землями как оформить
ЗК РФ Статья 39.29. Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 39.29 ЗК РФ
1. В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо — собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее — заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
2. В заявлении о перераспределении земельных участков указываются:
1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, перераспределение которых планируется осуществить;
4) реквизиты утвержденного проекта межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом;
5) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
3. К заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются:
1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков;
3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя;
4) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.
4. Заявитель вправе представить документы, которые должны быть получены уполномоченным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия.
5. Заявление о перераспределении земельных участков и прилагаемые к нему документы по выбору заявителя могут быть поданы или направлены в уполномоченный орган лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
6. Порядок и способы подачи заявлений о перераспределении земельных участков, если они подаются в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
7. В течение десяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 2 настоящей статьи, подано в иной орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи. При этом должны быть указаны все причины возврата заявления о перераспределении земельных участков.
8. В срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
(в ред. Федерального закона от 05.12.2022 N 509-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
8.1. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», срок, предусмотренный пунктом 8 настоящей статьи, может быть продлен, но не более чем до тридцати пяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков. О продлении срока рассмотрения указанного заявления уполномоченный орган уведомляет заявителя.
(п. 8.1 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ; в ред. Федерального закона от 05.12.2022 N 509-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;
3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса;
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса;
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;
9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
10. Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
11. Лицо, по заявлению которого принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка или которому направлено согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельных участков, которые образуются в результате перераспределения, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков.
12. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого осуществляется перераспределение, не является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. В этом случае заявитель обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельного участка, право собственности на который приобретает заявитель, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете такого земельного участка. При этом земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
13. В срок не более чем тридцать дней со дня представления в уполномоченный орган кадастрового паспорта земельного участка или земельных участков, образуемых в результате перераспределения, уполномоченный орган направляет подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков заявителю для подписания. Заявитель обязан подписать это соглашение не позднее чем в течение тридцати дней со дня его получения.
14. Уполномоченный орган отказывает в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, превышает площадь такого земельного участка, указанную в схеме расположения земельного участка или проекте межевания территории, в соответствии с которыми такой земельный участок был образован, более чем на десять процентов.
Перераспределение земельного участка с муниципальными землями как оформить
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Возможно ли перераспределение земельного участка, находящегося в СНТ, с категорией земель «земли сельскохозяйственного назначения»? Нужен ли протокол общего собрания, подписанный всеми членами товарищества? Может ли перераспределяемая часть быть территорией общего пользования? Нужна ли карта-схема СНТ, подтверждающая, что перераспределяемая часть никому не была предоставлена?
В соответствии с п. 1 ст. 11.2, ст. 11.7 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 39.29 ЗК РФ.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены главой V.4 ЗК РФ.
Таким образом, перераспределение является одним из способов образования земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (п. 3 ст. 39.28 ЗК РФ).
П. 3 ст. 39.28 ЗК РФ устанавливает, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, урегулирован ст. 39.29 ЗК РФ, в соответствии с п. 8 которой, уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю (подп. 1); направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (подп. 2); принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 названной статьи (подп. 3).
В соответствии с подп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно подп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В силу п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами.
Пунктом 2 ст. 11.3 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам (подп. 2 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ).
В связи с изложенным полагаем, что образование такого земельного участка (путем перераспределения) возможно только в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Особенности образования земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, урегулированы ст. 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 217).
Согласно ч. 4 указанной нормы в целях обеспечения устойчивого развития территории садоводства или огородничества, в том числе установления границ такой территории, установления границ земельных участков, включая земельные участки общего назначения, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, включая объекты капитального строительства, относящиеся к имуществу общего пользования, осуществляется подготовка документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории садоводства или огородничества осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований настоящей статьи. Документация по планировке территории, подготовленная в отношении территории садоводства или огородничества, до ее утверждения должна быть одобрена решением общего собрания членов товарищества.
Из приведенных положений следует, что образование земельных участков в границах садоводческого товарищества должно осуществляться с учетом интересов членов товарищества, что предполагает одобрение документации по планировке территории садоводства общим собранием членов товарищества, поэтому законодательством установлено императивное требование к образованию земельного участка из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
В этой связи смотрите: кассационное определение СК по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 28 июля 2021 г. по делу N 8а-5181/2021[88а-6192/2021]; кассационное определение СК по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 15 марта 2022 г. по делу N 8а-1752/2022[88а-10141/2022]; кассационное определение СК по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 10 ноября 2021 г. по делу N 8а-8499/2021[88а-9177/2021]; определение СК по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 14 октября 2021 г. по делу N 8Г-19563/2021[88-22315/2021]; кассационное определение СК по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 19 мая 2021 г. по делу N 8а-2794/2021[88а-4100/2021]; кассационное определение СК по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 13 января 2021 г. по делу N 8а-10451/2020[88а-812/2021-(88а-10166/2020)].
Однако по данному вопросу имеется и противоположенная позиция.
Так, согласно кассационному определению СК по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 30 сентября 2021 г. по делу N 8а-19632/2021[88а-20285/2021] суд пришел к выводу от том, что Закон N 217-ФЗ не предусматривает обязанности для ранее созданных товариществ обеспечивать подготовку документации по планировке территории. Для таких организаций Законом N 217-ФЗ предусмотрены переходные положения (ч. 28 ст. 54), согласно которым в случае, если отсутствует утвержденная документация по планировке территории, определяющая границы территории садоводства или огородничества, границы такой территории определяются:
1) в соответствии с проектом организации и застройки территории, утвержденным по ходатайству некоммерческой организации, указанной в ч. 1 ст. 54 Закона N 217-ФЗ, или иного документа, на основании которого осуществлено распределение садовых или огородных земельных участков между членами указанной организации;
2) при отсутствии документов, указанных в пункте 1, в соответствии с границами земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Закона N 66-ФЗ некоммерческой организации, указанной в ч. 1 ст. 54 Закона N 217-ФЗ, или организации, при которой указанная организация была создана для ведения гражданами садоводства, огородничества или дачного хозяйства.
Кроме того, согласно ч. 25 ст. 54 Закона N 217-ФЗ утвержденные до дня вступления в силу данного закона проекты организации и застройки территорий некоммерческих организаций, созданных до вступления его в силу, а также иные документы, на основании которых осуществлялось распределение земельных участков в границах таких территорий, являются действительными.
Таким образом, применительно к рассматриваемому административному делу возможность образования спорного земельного участка из земель СНТ «Родники» возможна на основании проекта организации и застройки территории СНТ и в отсутствие проекта межевании территории.
Кроме этого, в соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона N 217-ФЗ к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества в числе прочего относятся: одобрение проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории, подготовленных в отношении территории садоводства или огородничества; распределение образованных на основании утвержденной документации по планировке территории садовых или огородных земельных участков между членами товарищества с указанием условных номеров земельных участков согласно утвержденному проекту межевания территории для их последующего предоставления в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
По смыслу указанных норм в их взаимной связи образование в границах территории садоводства земельного участка возможно при наличии решения общего собрания членов соответствующего товарищества.
В этой связи также смотрите: кассационное определение СК по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 20 октября 2021 г. по делу N 8а-22491/2021[88а-22284/2021]; кассационное определение СК по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 21 октября 2020 г. по делу N 8а-7374/2020[88а-7641/2020].
Вместе с тем обращаем внимание на следующее.
Территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд — территория, границы которой определяются в соответствии с утвержденной в отношении этой территории документацией по планировке территории (п. 8 ст. 3 Закона N 217-ФЗ).
Согласно пп. 4, 6, 7 ст. 23 Закона N 217-ФЗ в целях обеспечения устойчивого развития территории садоводства или огородничества, в том числе установления границ такой территории, установления границ земельных участков, включая земельные участки общего назначения, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, включая объекты капитального строительства, относящиеся к имуществу общего пользования, осуществляется подготовка документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории садоводства или огородничества осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований настоящей статьи. Документация по планировке территории, подготовленная в отношении территории садоводства или огородничества, до ее утверждения должна быть одобрена решением общего собрания членов товарищества. Подготовка и утверждение проекта планировки территории в отношении территории огородничества не требуются. Установление границ огородных земельных участков и образование огородных земельных участков и земельных участков общего назначения в границах территории огородничества осуществляются в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
В границы территории садоводства или огородничества при подготовке документации по планировке территории для товарищества, созданного в соответствии с п. 2 ст. 9 настоящего Федерального закона, наряду с земельными участками, указанными в ч. 5 настоящей статьи, включаются в качестве земельных участков общего назначения земли и (или) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам и юридическим лицам, площадью не менее двадцати и не более двадцати пяти процентов суммарной площади садовых или огородных земельных участков, включаемых в границы территории садоводства или огородничества.
В границы территории садоводства или огородничества не могут быть включены земельные участки и территории общего пользования, определенные в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности, а также иные участки, включение которых в границы территории садоводства или огородничества не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 41 ГрК РФ видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории.
Земельный участок общего назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный в границах территории садоводства или огородничества, подлежит предоставлению в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков. Предоставление земельного участка общего назначения в указанном случае может осуществляться по заявлению лица, уполномоченного на подачу соответствующего заявления решением общего собрания членов товарищества (п. 4 ст. 24 Закона N 217-ФЗ).
Правообладатели земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, вправе использовать земельные участки общего назначения в границах такой территории для прохода и проезда к своим земельным участкам свободно и без взимания платы. Никто не вправе ограничивать доступ правообладателей земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, к таким земельным участкам (п. 5 ст. 24 Закона N 217-ФЗ).
В соответствии со ст. 25 Закона N 217-ФЗ имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, являющееся недвижимым имуществом, созданное (создаваемое), приобретенное после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков.
Право собственности на недвижимое имущество, входящее в состав имущества общего пользования, возникает с момента государственной регистрации такого права в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с решением общего собрания членов товарищества недвижимое имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, принадлежащее товариществу на праве собственности, может быть передано безвозмездно в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков при условии, что все собственники земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, выразили согласие на приобретение соответствующей доли в праве общей собственности на такое имущество. Передача указанного имущества в соответствии с настоящей частью не является дарением.
Доля в праве общей собственности на имущество общего пользования собственника садового или огородного земельного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества, следует судьбе права собственности на такой садовый или огородный земельный участок.
При переходе права собственности на садовый или огородный земельный участок, расположенный в границах территории садоводства или огородничества, доля в праве общей собственности на имущество общего пользования нового собственника такого земельного участка равна доле в праве общей собственности на указанное имущество общего пользования предыдущего собственника такого земельного участка.
Собственник садового или огородного земельного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества, не вправе:
1) осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на имущество общего пользования;
2) отчуждать свою долю в праве общей собственности на имущество общего пользования, а также совершать иные действия, влекущие за собой передачу этой доли отдельно от права собственности на указанный участок.
Отметим, что вышеприведенные положения Закона N 217-ФЗ, касающиеся распоряжения имуществом общего пользования (в т.ч. земельными участками общего назначения), по своей правовой природе схожи с нормами ЖК РФ, регламентирующими распоряжение собственниками МКД общим имуществом многоквартирного дома.
Принимая во внимания аналогию закона (ст. 6 ГК РФ), считаем заслуживающей внимания следующую информацию и судебную практику.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Согласно ч. 2 ст. 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Отметим, что ни нормы ч. 3 ст. 36 ЖК РФ, устанавливающие, что уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции, ни письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 23 июля 2015 г. N 22876-АЧ/04, указывающее на недопустимость отчуждения элементов общего пользования, напрямую не запрещают отчуждение земельного участка, сформированного из общего участка МКД и являющегося по факту придомовой территорией.
Кроме того, в судебной практике встречается подход, согласно которому собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о разделе земельного участка в порядке, установленном Жилищном кодексом РФ (смотрите решение Арбитражного суда Тюменской области от 23 января 2020 г. по делу N А70-19415/2019, оставленное в силе постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2020 г. N 08АП-2287/20 по делу N А70-19415/2019).
Однако нам представляется более обоснованной с точки зрения законодательства позиция Конституционного Суда РФ, высказанная им в постановлении от 10 ноября 2016 г. N 23-П, о том, что доля в праве собственности на общее имущество следует судьбе права собственности на помещение в многоквартирном доме и не подлежит выделу в натуре (п. 2 ст. 290 ГК РФ, чч. 2 и 4 ст. 37 ЖК РФ). По смыслу положений чч. 2-4 ст. 36 и п. 1 ч. 2 ст. 137 ЖК РФ в их взаимосвязи общее имущество в многоквартирном доме также не подлежит разделу либо отчуждению в целом третьим лицам.
С учетом изложенного в рассматриваемой ситуации земельный участок, относящийся к общему имуществу МКД и принадлежащий собственникам помещений в МКД на праве общей долевой собственности, не может быть разделен или преобразован каким-либо иным способом ввиду совместного использования его всеми собственниками МКД. Аналогичной позиции придерживается Министерство экономического развития РФ (письмо от 18 мая 2016 г. N ОГ-Д23-6115) и обнаруженная нами судебная практика (апелляционное определение СК по административным делам Томского областного суда от 14 февраля 2014 г. по делу N 33-439/2014, решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26 июня 2017 г. по делу N 2-4673/2017, апелляционное определение СК по гражданским делам Владимирского областного суда от 16 мая 2017 г. по делу N 33-1680/2017) (Вопрос: Организация планирует возвести гаражи на земельном участке многоквартирного жилого дома. На общем собрании жильцов организация получила разрешение на строительство и последующий раздел земельного участка. Кому будут принадлежать права на строение и кто должен подавать заявление в архитектуру на получение разрешения на строительство? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2020 г.)).
Отметим, что положения Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не содержат норм, однозначно запрещающих раздел и отчуждение части земельного участка общего назначения (при согласии всех участников садового товарищества) (ФЗ N 217 содержит только близкие по смыслу нормы), однако с учетом вышеизложенного полагаем, что действия по разделу и отчуждению могут быть расценены органом регистрации (иными органами государственной власти и органами местного самоуправления) как незаконные.
К сожалению, в ходе подготовки ответа нами не найдена судебная практика по данному вопросу.
Вместе с тем рекомендуем для ознакомления:
— решение Истринского городского суда Московской области от 25 февраля 2021 г. по делу N 2-144/2021: Таким образом, земельный участок истицы увеличен за счет земель общего пользования, земельные участки общего назначения не подлежат отчуждению, не представлено доказательств того, что спорный земельный участок «данные изъяты» выделялся истице или предоставлялся на каком-либо праве или по какому-либо основанию;
— решение Истринского городского суда Московской области от 17 февраля 2021 г. по делу N 2-40/2021: Таким образом, земельный участок истицы увеличен за счет земель общего пользования, земельные участки общего назначения не подлежат отчуждению, не представлено доказательств того, что спорный земельный участок площадью «данные изъяты» выделялся истице или предоставлялся на каком-либо праве или по какому-либо основанию.
Также сообщаем, что перераспределение земельных участков в рассматриваемом случае повлечет уменьшение площади земельного участка общего назначения, что также будет указывать на спорность такой процедуры.
Земельный участок, за счет которого будет осуществлено перераспределение, вероятнее всего, не будет являться земельным участком, государственная собственность на который не разграничена.
Ввиду явных противоречий в судебной практике дать однозначный ответ на поставленный вопрос не представляется возможным. Однако, на наш взгляд, для принятия решения о перераспределении земельных участков наряду с документами, предусмотренными ЗК РФ, однозначно потребуются:
— решение общего собрания членов соответствующего товарищества;
— проект организации и застройки территории СНТ, а также иные документы, на основании которых осуществлялось распределение земельных участков в границах таких территорий.
Отметим, что приведенная выше точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Балашов Дмитрий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сухарников Иван
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Изменения в процессе распределения земельных участков, начиная с 1 января 2023 года
Земельные участки, в соответствии со ст.11.7 Земельного кодекса могут быть перераспределены между собственниками. В статье подробно разберем, какой существует порядок перераспределения земельных участков с 1 января 2023 года.
Правила образования земельных участков в 2023 году
В соответствии с земельным кодексом (ст.11.2) существует несколько способов возникновения новых земельных наделов. Вот так звучат общие правила образования земельных участков, в 2023 году:
- Выдел одного, или наоборот, объединение нескольких участков
- Перераспределение земельных участков
- Раздел (один участок делится на несколько)
Но мы остановим свое внимание на образовании земельных участков путем перераспределения. Уточним какова процедура и порядок перераспределения земельного участка в 2023 году. Также выясним куда стоит обращаться и какие документы следует собрать.
Когда возникает необходимость перераспределения земельных участков
Необходимость в перераспределении земельных участков возникает по разным причинам. Чаще всего, собственник обращается по этому вопросу тогда, когда возникает проблема, которую удобно решить путем перераспределения земельных участков. Например, изломанная линия границы; вклинивания смежных участков; подвод коммуникаций; неудобный подход или подъезд; дом, который уже построен выходит за предельно допустимые границы от забора. Ведь по сути – перераспределение площади земельных участков – это процедура их объединения, а затем раздела. То есть, перераспределение создано для удобства собственников, чтобы исключить дополнительную волокиту с документами.
Собственник земельного участка, может путем перераспределения земельных участков осуществить прирезку земельного участка за счет смежных земель и увеличить свою площадь.
Основные два варианта перераспределения земельных участков
- Собственниками участков являются физические или юридические лица.
В данном случае заинтересованным лицам необходимо провести комплекс кадастровых работ и подписать между собой соглашение о перераспределении земельных участков.
- Собственниками с одной стороны выступают физическое/юридическое лицо, а с другой — муниципальное образование.
Наиболее распространенная, но и более сложная процедура. Включает в себя согласование проектной схемы перераспределения с отделом архитектуры муниципального образования.
Особенности перераспределения земельных участков с 1 января 2023 года
Какие существуют особенности перераспределения земельных участков с 1 января 2023 года? По закону нельзя перераспределить дачные участки. Но это связано лишь с тем, что понятие дачный участок с 2019 года упразднили и заменили на садовый участок. Другие новшества в законодательстве касаются общих изменений в системе кадастра. Они связаны со вступлением в силу с 16.09.2019 закона 150-ФЗ (от 17.06.2019), который предусматривает новый порядок комплексных кадастровых работ для согласования границ земельных участков СНТ, территорий общего пользования и прочих участков, находящихся в собственности граждан. Что же получается в результате перераспределения земельного участка между собственниками? Все просто — возникает новый участок (участки), с другими координатами и площадью. Насчет кадастрового номера – будет ли он изменен или нет, это решит кадастровая палата.
Порядок действий при перераспределении
Для начала собираем комплект документов. Чтобы выяснить, какие именно документы понадобятся для перераспределения земельных участков именно в вашем случае, следует обратиться в органы местной власти. Статья 39.29 Земельного кодекса гласит, что для перераспределения земельных участков нужно заключить соглашение между собственниками, в целях заключения которого подается заявление.
Заявление о перераспределении земельных участков
Заявление типовое, заполняется легко. Примерную форму можно найти на просторах интернета, однако лучше поинтересоваться в местных органах власти, какой бланк заявления принят в вашем муниципалитете, так как форма заявления не является общепринятой. Также заявление можно подать через госуслуги или по почте.
- ФИО, адрес, паспортные данные (для физ.лиц)
- Наименование и реквизиты (для юр.лиц)
- Кадастровые номера участков
Неотъемлемой частью заявления будет пакет документов, необходимых при перераспределении между земельными участками:
- выписка из ЕГРН, либо копии документов о собственности или ином правообладании на землю
- схема расположения земельного участка (если нет проекта межевания)
- выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (для юридических лиц).
Это не исчерпывающий список документов. При перераспределении земельных участков, находящихся, в частной собственности или в государственной собственности, могут понадобиться еще какие-нибудь уточняющие документы, все зависит от индивидуального случая.
Сроки рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков
В соответствии со ст.39.29 (п.8) Земельного кодекса срок рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков составляет 30 рабочих дней.
Этот срок может быт увеличен до 45 рабочих дней в случае, если для рассмотрения заявления требуется получить дополнительную документацию или материалы.
Если же заявление подано с нарушениями (в комплекте не хватает документов, подано в иной орган) – тогда оно возвращается в течение 10 дней со дня поступления.
Рассмотрев заявление о заключении соглашения о перераспределении земель администрация принимает одно из следующих решений:
- Утвердить схему расположения, либо основываясь на утвержденный проект межевания дать положительный ответ на подписание соглашения о перераспределении земельных участков;
- Отказать в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, указав при этом законные причины.
Если заявление рассмотрено, и дан положительный ответ, тогда следующим шагом будет Соглашение о перераспределении земельных участков.
Соглашение о перераспределении земельных участков заключается обязательно в письменном виде – это добровольное желание сторон с подробным описанием способов и мотивов перераспределения.
Соглашение составляется между заинтересованными собственниками участков. Собственниками могут выступать как частники, так и государство или муниципалитет.
Кто оформляет перераспределение земельного участка
Мы выяснили, что для перераспределения земельных участков требуется ряд документов. А кто оформляет перераспределение земельного участка? Порядок перераспределения земельных участков предполагает участие не только собственников земель, в том числе муниципальных, государственных органов, но других структур и лиц. Так, в результате перераспределения готовится межевой план, право подписи которого принадлежит только зарегистрированному кадастровому инженеру, кроме того, кадастровый инженер дает консультации и оказывает помощь как на этапе подготовки документов (схем, проектов), так и после заключения соглашения.
Для того, чтобы оформить межевание следует выбрать кадастровую компанию или кадастрового инженера в своем регионе из каталога кадастровых организаций. По ссылке вы найдете бесплатный и удобный онлайн сервис — калькулятор цен на кадастровые услуги, с помощью которого можно выбрать исполнителя кадастровых работ.
Диск с межеванием, а также пакет документов для регистрации вновь созданных перераспределенных земельных участков, передается в местный МФЦ, для последующей регистрации в органах Росреестра.
Когда вновь созданные участки будут поставлены на кадастровый учет, тогда старые прекратят свое существование.
Таким образом, за счет перераспределения земельных участков возможно увеличение или уменьшение площади таковых. Увеличение площади (прирезка земельного участка) может быть как за счет государственных (муниципальных) земель, так и за счет частной собственности. Как правило, при таком раскладе, в соглашении обычно прописывается денежная компенсация.
Процедура перераспределения земельных участков: основные этапы, подготовка и стоимость прирезки земли
Перераспределение земель является важным этапом в развитии градостроительства и землеустройства. Основная цель этого процесса — перераспределение участков между государством, муниципалитетами и частными лицами для оптимизации использования земли и повышения эффективности ее использования.
Перераспределение земель осуществляется с учетом требований собственников. При этом важно учитывать основные показатели участка: протяженность, местоположение, характер и назначение. Перераспределяемые участки могут также включать в себя топографические следы и прирезы земли на соседних участках.
При перераспределении участков собственник в конечном итоге должен заплатить за дополнительную землю. Плата рассчитывается исходя из площади, добавленной к участку, и его стоимости. Стоимость земли определяется на основе данных о ценах на рынке недвижимости и участков в конкретном районе или населенном пункте.
Перераспределение муниципальных и государственных участков и частной земли
Перераспределение земли — это процесс, в ходе которого частные, муниципальные и государственные земли перераспределяются между заинтересованными лицами или организациями. Этот процесс может потребоваться, если необходимо изменить размеры или границы участков.
Перераспределение земель должно применяться в отношении муниципалитетов. В заявлении должны быть определены основные показатели участка, такие как площадь, его границы и характеристики. В заявлении также должны быть указаны причины, по которым необходимо перераспределить землю.
После подачи заявки и проведения расчетов по недрам производится перераспределение земельного участка. В процессе перераспределения может потребоваться доплата за землю. Это означает дополнительную плату за увеличение или уменьшение площади участка.
Дополнительная плата за землю рассчитывается в зависимости от различных факторов, таких как размер участка, его местоположение и характеристики. В частности, размер платы и расчеты могут определяться муниципалитетом или государством.
Перераспределение муниципальных и государственных участков частной земли — важный процесс, позволяющий более эффективно использовать территориальные ресурсы и удовлетворяющий потребности различных ведомств. Он осуществляется на основе заявок, обследований и расчетов дополнительных земельных платежей.
Заявки на перераспределение участков
Перераспределение участков является основным процессом, позволяющим уточнить границы и размеры государственной принадлежности государства, муниципалитета или отдельного лица. Основными показателями перераспределения являются подземные платежи и расчетные платежи за дополнительную землю.
Заявления о перераспределении земель подаются в орган управления земельными ресурсами и должны содержать информацию о количестве и протяженности участков, подлежащих изменению. В заявлении также указываются причины перераспределения и обоснование необходимости изменения границ и площади земельных участков.
Вознаграждение за землю, добавляемую при перераспределении, рассчитывается в соответствии с действующим государственным законопроектом и зависит от площади участка. Для расчета необходимо знать маркер земли, присоединенной к частной или муниципальной собственности, и индекс земли, из которой выделена часть участка.
Поэтому заявление о перераспределении участка является важным документом, позволяющим землевладельцу изменить границы и протяженность участка. При этом необходимо учитывать дополнительную плату за землю, рассчитанную исходя из показателей участка, затрагиваемых перераспределением.
Дополнения к земельному участку.
При перераспределении муниципальных земель необходимо определить плату за добавленный участок. Эта плата рассчитывается на основе установленных государством показателей.
После реконструкции и перераспределения участка владелец частной собственности должен подать заявку на перераспределение. В заявлении должны быть указаны все участки, находящиеся в собственности.
Конечная сумма добавления земли определяется в соответствии с муниципалитетом и рассчитывается на основе установленных государством показателей. Основными показателями окончания являются площадь добавленной земли и стоимость ее использования.
Размер платы за добавление земли зависит от типа земли (сельскохозяйственная, жилая, коммерческая и т.д.) и ее местоположения. Эта плата также учитывает стоимость земли и может меняться в зависимости от рыночной конъюнктуры.
Когда составляется топография земли?
Топография создается в процессе переоформления земли. Это формальная процедура местных властей.
Основная цель топографических трасс — определить границы участка и его площадь. Для этого необходимо подать заявление в муниципалитет, предоставив всю необходимую документацию.
После того как участок будет учтен, владелец участка заявляет об этом. После оформления земельного кадастра и перераспределения земли право собственности переходит к частному владельцу.
Вознаграждение за проведение земельного кадастра и перераспределение земли зависит от индекса участка. Обычно он рассчитывается в зависимости от площади и местоположения участка.
Важно отметить, что при оформлении земельного участка можно претендовать и на дополнительные площади. Это дополнительная плата, взимаемая за увеличение площади участка в результате выделения группы недр.
Основными показателями для расчета дополнительной платы являются
В процессе перераспределения земель основные показатели для расчета платы за прикрепление определяются государством и муниципалитетами. Край рассчитывается при изменении ограничений на частную собственность на землю.
К основным показателям относятся следующие
- Площадь участка, на котором происходит перераспределение. Этот показатель определяет высоту прирезки.
- Категория участка. Для разных категорий могут быть установлены разные ставки платежей.
- Здания и сооружения на участке. Их наличие может влиять на размер платы.
- Топографическая съемка участка. Если для облесения участка требуется топографическая съемка, это также может повлиять на размер платы.
- Время на перераспределение. Если процесс лесовосстановления затягивается и длится дольше, срок окончания может увеличиться.
- Другие факторы, указанные в заявке на перераспределение. Дополнительные факторы, которые могут повлиять на размер платы, также учитываются при расчете, если они указаны в заявке.
Все эти показатели учитываются при расчете платы за перераспределение земель. При подаче заявления о перераспределении важно предоставить полную и достоверную информацию, так как в каждом конкретном случае размер платы может быть различным.