Что такое упрощенная идентификация клиента физического лица
Перейти к содержимому

Что такое упрощенная идентификация клиента физического лица

  • автор:

Что такое упрощенная идентификация клиента физического лица

Использование Единого сервиса упрощенной идентификации доступно для профессиональных участников рынка ценных бумаг и кредитных организаций и позволяет проводить упрощенную идентификацию удаленно.

После проведения такой идентификации компания может также удаленно, без посещения клиентом офиса компании заключить с ним договор и оказать свои услуги в рамках 115-ФЗ. Такой договор будет юридически значимым.

Частные лица могут таким образом удаленно, без явки в офис компании, заключать договоры с профессиональными участниками рынка ценных бумаг и управляющими компаниями, а также подтверждать проведение брокерских и иных финансовых операций.

Также система позволяет финансовым компаниям выполнять требования, установленные подпунктом 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона 115-ФЗ в части обновления данных клиента.

Что такое упрощенная идентификация владельцев банковских карт?

15 сентября в России вступает в силу закон, запрещающий снимать наличные с предоплаченных неименных (анонимных) банковских карт или онлайн-кошелька без прохождения процедуры упрощенной идентификации.

Как изменятся правила снятия наличных с неименных карт?

Изменения содержатся в Федеральном законе от 18.03.2019 № 33-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7 и 7-1 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и статьи 7 и 10 Федерального закона "О национальной платежной системе"». Согласно документу, теперь снять наличные с помощью анонимного электронного средства, к которым относятся неименные банковские карты, можно только пройдя процедуру упрощенной идентификации. Это правило также относится к переводу средств на свой банковский счет. При этом для пользователей онлайн-кошельков и неименных карт сохранится лимит для снятия наличных — до 5 тысяч рублей в сутки и не более 40 тысяч рублей в месяц.

Как пройти процедуру упрощенной идентификации?

Являться в банк для этого необязательно. Пройти процедуру упрощенной идентификации можно на сайте сервиса (онлайн-кошельков). Для этого необходимо предоставить паспортные данные или копию паспорта РФ, а также данные одного из дополнительных документов: ИНН, СНИЛС или др. Для лиц, не являющихся гражданами РФ, также может понадобится миграционная карта и виза.

Согласно Федеральному закону № 115-ФЗ, банки и платежные системы могут предлагать своим пользователям авторизацию по учетной записи в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) с помощью портала Госуслуг. Для этого на сайте сервиса должна быть установлена возможность данной функции.

Зачем ввели обязательную идентификацию?

Новая мера направлена на борьбу с финансированием террористической, экстремистской и противоправной деятельности. Сервисы смогут оперативно идентифицировать личность пользователя и блокировать его счет при подозрительных операциях. Также они будут отслеживать соблюдение установленных законом лимитов.

Порядок идентификации клиента в банке по закону 115-ФЗ

Что представляет собой закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ

Национальные интересы страны включают в себя совместное противодействие общества и государства противоправным явлениям и преступности.

В настоящее время действует Стратегия национальной безопасности, утвержденная Президентом РФ от 02.07.2021 № 400 (с соответствующей отменой действия предшествовавших ей документов аналогичного содержания). Однако положения, на базе которых работает государственная система противодействия преступлениям, сохраняют свою преемственность.

Противодействие в финансовой сфере в первую очередь должно заключаться в пресечении потоков финансирования незаконной деятельности, а также оперативном реагировании на подобные действия, если они уже произошли.

Все это привело к тому, что потребовалось установить некие общеприменимые критерии, по которым можно было бы выявить подозрительные с точки зрения общественной и национальной безопасности операции и адекватно отреагировать на них. В результате и появился закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…» от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Основное назначение этого закона:

  • установление и описание контрольных процедур в отношении финансовых транзакций, признаваемых сомнительными (по определенным критериям);
  • наложение на организации, осуществляющие денежные транзакции и операции с имуществом, обязанности выполнять установленные законом контрольные процедуры (и введение ответственности за их невыполнение);
  • ограничение на информирование клиентуры о принимаемых мерах по противодействию сомнительным операциям (всю информацию следует передавать в уполномоченный орган — Федеральную службу по финансовому мониторингу, а клиентам следует сообщать только о блокировке счетов, приостановлении транзакций и т. п.).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Упоминаемые в определении в ст. 2 закона № 115-ФЗ организации (на которые налагаются обязанности контроля) конкретизированы в ст. 5 того же закона, и это не только банки:

  • но и участники рынка ценных бумаг;
  • страховщики;
  • поставщики почтовых услуг;
  • ломбарды;
  • букмекеры
  • и тому подобные, профессионально участвующие в процессе оборота денег, финансовых активов и иного имущества.

Об иных органах финансового контроля, существующих в РФ, читайте в статье «Органы, осуществляющие финансовый контроль в РФ (перечень)».

Каков порядок идентификации клиентов в организации, осуществляющей финансово-имущественные операции

Одной из основных контрольных процедур (по п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ) для организаций, перечисленных в ст. 5 закона № 115-ФЗ, является идентификация клиента. Идентификация клиента в банке или в приравненных к нему для целей закона № 115-ФЗ организациях представляет собой получение от клиента набора сведений до того, как банк (организация) начнет обслуживание. Сведения несколько отличаются в зависимости от статуса клиента:

  • у физических лиц — граждан РФ уточняют Ф. И. О, гражданство, дату рождения, данные документа, удостоверяющего личность, а также берут биометрические сведения;
  • у физлиц-иностранцев запрашивают сведения, аналогичные тем, что и у граждан РФ, и дополнительно данные миграционной карты и подтверждения легального пребывания в РФ;
  • у российских юрлиц требуют представить название, правовую форму, ИНН, ОГРН, юридический адрес;
  • у иностранных юрлиц, помимо наименования, запросят данные о регистрации в РФ (код и адрес), а также место и адрес регистрации в том иностранном государстве, к которому юрлицо относится;
  • у иностранной структуры без образования юрлица (например, траста) потребуют указать наименование, сведения о стране инкорпорации, коды регистрации в качестве налогоплательщика, данные о месте ведения основной деятельности, а также об имуществе в управлении и об учредителях и управляющих (Ф. И. О. и постоянный адрес).

Кроме того, при присвоении юрлицу или структуре без образования юрлица статуса клиента, банки (организации) обязаны:

  • получать информацию о том, какие цели преследует данное юрлицо (структура), собираясь совершать финансовые либо имущественные операции через данный банк (организацию);
  • выяснять источники происхождения денег и имущества, с которыми выполняются транзакции;
  • выяснять, кто является бенефициарными (конечными) владельцами клиента;
  • фиксировать и накапливать полученные сведения и предоставлять их в уполномоченный орган по финансовому мониторингу;
  • периодически (не реже 1 раза в 3 месяца) сверять списки своих клиентов со списками неблагонадежных лиц, публикуемыми органом финмониторинга и проводить в отношении таких лиц мероприятия по блокировке счетов и операций, а также информировать об этом уполномоченные структуры.

Как подключить интернет-банкинг при открытии счета, мы писали в статье.

С 01.07.2022 действует так называемый банковский светофор. Теперь банки идентифицируют клиентов и относят каждого из них к определнной группе риска:

  • высокая — красная;
  • средняя — желтая;
  • низкая — зеленая.

Кого, кроме клиента, еще обязаны идентифицировать банки

Порядок идентификации по закону № 115-ФЗ дополнен положением ЦБ «Об идентификации клиентов» от 15.10.2015 № 499-П. В соответствии с ним, помимо клиента-владельца счета, банки должны подвергать процедуре идентификации:

  • представителей (доверенных лиц) клиента;
  • выгодоприобретателей по проводимым клиентом операциям (сделкам);

Как банки будут идентифицировать выгодоприобретателя, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный бесплатный доступ к системе и переходите в статью.

  • бенефициарных владельцев юридических лиц.

Кто такой бенефициар общества, пояснили эксперты КонсультантПлюс. Оформите онлайн-доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

Об оформлении документа, в котором представляются сведения о бенефициарных владельцах, читайте в статье «Справка о бенефициарах — образец заполнения».

Что такое полная и упрощенная идентификация

Порядок проведения полной идентификации по ст. 7 ФЗ № 115-ФЗ был только что описан в двух предыдущих разделах.

Отдельными нормами закона № 115-ФЗ и положением ЦБ № 499-П введен так называемый упрощенный порядок идентификации. Основное его отличие в том, что упрощенная идентификация не предполагает выяснения представителей, выгодоприобретателей и бенефициаров клиента. А также не требует полного сбора некоторых других сведений (например, о целях ведения деятельности и совершения конкретной операции). Кроме того, упрощенная идентификация может быть проведена в электронном виде и по электронным копиям документов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Упрощенный способ предусматривает установление Ф. И. О. клиента и удостоверение личности. То есть на параметры идентификации юрлиц не распространяется.

Чтобы появилась возможность провести упрощенную процедуру, должны соблюдаться такие критерии:

  • выполняемая клиентом транзакция не подлежит особому контролю (по критериям, установленным в законе № 115-ФЗ);
  • клиент не вызывает подозрений у работников банка (или приравненной организации);
  • транзакция не является необычной, с сомнительным экономическим смыслом и не дает оснований предположить, что ее целью является избежание клиентом процедур полной проверки.

О том, какой срок предусмотрен по УК РФ за разглашение банковской тайны, мы писали в статье.

Какие операции не требуют идентификации

Некоторые операции, признанные малоопасными в законе № 115-ФЗ, допускается проводить без процедуры идентификации. Это:

  • Денежные переводы без открытия счета на суммы в пределах 15 000 руб. (или в эквиваленте не более чем 15 000 руб.). Перечень исключений — товаров и услуг, на операции с которыми не распространяется освобождение от идентификации устанавливается Правительством РФ.
  • Покупка физлицом валюты на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб.
  • Покупка физлицом изделий из драгметаллов и драгкамней в розницу на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб. То же самое, но с применением физлицом электронных средств расчетов — на сумму (эквивалент) до 100 000 руб.

При этом также действуют меры по субъективной оценке клиента работниками банка, как и при упрощенной идентификации. То есть, если клиент, по общим критериям подходящий под «льготу» по идентификации, чем-то не приглянулся обслуживающему специалисту — у него могут потребовать сведения и документы, необходимые для идентификации.

Подобный подход связан с тем, что большинство отзывов банковских лицензий происходят именно на основании инкриминирования банкам нарушений закона № 115-ФЗ. Это вынуждает банки перестраховываться.

Какие документы имеют право запрашивать банки в рамках процедуры идентификации

Чтобы разобраться с данным вопросом, напомним, что есть законы и есть отраслевые инструкции и рекомендации. В случае если отраслевые рекомендации противоречат норме законного акта, приоритет, безусловно, должен отдаваться закону.

Первоочередным законом, регулирующим отношения банка и клиента, является ГК РФ. В п. 3 ст. 845 четко сказано, что банк не имеет права ни указывать клиенту, как именно он должен распоряжаться своими средствами, ни контролировать такое распоряжение, ни тем более как-то это распоряжение ограничивать.

Письма и распоряжения ЦБ по отношению к ГК РФ носят инструктивно-рекомендательный характер.

Рассуждая подобным образом, можно сделать такие выводы в отношении соблюдения банками требований закона № 115-ФЗ:

  • Банку нужно работать с банковскими распорядительными документами и с той информацией, что в них содержится (например, данные контрагента в платежном поручении), и с информацией, что была получена от клиента при его идентификации. Документы и сведения сверх этого банк может у клиента только попросить. При этом за клиентом остается право вежливо отказать.
  • Банк не может ограничивать клиенту распоряжение его счетом только на том основании, что клиент отказал в предоставлении документов, не относящихся к необходимым банку для совершения транзакции (а необходимы поручения, распоряжения, требования).
  • Закон № 115-ФЗ не обязывает клиента предъявлять банку любые документы по требованию банка (например, договора или паспортные данные бенефициаров). То есть исполнять требования закона № 115-ФЗ в части сбора сведений о происхождении средств, бенефициарах, выгодоприобретателях и т. п. банк должен самостоятельно, своими силами;
  • все возникшие у банка вопросы и подозрения банк должен направлять в орган финансового мониторинга, т. к. только этот орган имеет право принимать законные решения (в том числе об ограничении управления счетами) и осуществлять дополнительные проверочные мероприятия.

Обращаем ваше внимание на то, что с 30.11.2021 банки обязали объяснять отказы в проведении транзакций.

Итоги

Порядок идентификации клиентов банка (или приравненной к банку организации по закону № 115-ФЗ) подразделяется на полную и упрощенную процедуру. Критерии для определения возможности провести упрощенную процедуру часто носят субъективный характер и зависят от мнения, которое сформировалось у работников банка в отношении конкретного клиента. Возможно, поэтому действующий порядок вызывает много жалоб и споров со стороны банковских клиентов. В том числе многие указывают на разночтения, существующие в инструктивно-разъяснительных материалах ЦБ в отношении идентификации (которых придерживаются банки) и в нормах, содержащихся в гражданском законодательстве.

Чем отличается упрощенная идентификация от полной

Идентификация клиента является важным процессом с точки зрения противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма. Существует два основных типа идентификации: упрощенная и полная. В данной статье мы рассмотрим основные отличия между этими двумя типами идентификации.

Что такое упрощенная идентификация

Упрощенная идентификация — это вид идентификации клиента, который может быть проведен только для физического лица. Для осуществления упрощенной идентификации достаточно выяснить ФИО человека и данные его паспорта.

Применение упрощенной идентификации

Упрощенная идентификация применяется в следующих случаях:

  • Перевод денежных средств по поручению физического лица без открытия банковского счета.
  • Предоставление физическому лицу электронного средства платежа.

Что такое полная идентификация

Полная идентификация — это процесс установления личности клиента и подтверждения достоверности представленных данных. Полная идентификация применяется в соответствии с Законом № 115-ФЗ о противодействии отмыванию доходов.

Включение данных в упрощенную идентификацию

Упрощенная идентификация физического лица включает в себя следующие данные:

  • Фамилия, имя, отчество клиента.
  • Реквизиты документа, удостоверяющего личность клиента.

Использование системы идентификации и аутентификации

Упрощенная идентификация физического лица может быть проведена удаленно с помощью единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА). Это позволяет упростить процесс идентификации клиента и снизить риски мошенничества.

Использование системы межведомственного электронного взаимодействия

Кроме того, упрощенная идентификация может быть проведена с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Это облегчает передачу данных между различными организациями и сокращает время процесса идентификации.

Полезные советы для проведения упрощенной идентификации

  • Внимательно проверяйте предоставленные данные клиента, чтобы быть уверенным в их достоверности.
  • Используйте надежные системы идентификации и аутентификации для проведения упрощенной идентификации удаленно.
  • Обеспечьте безопасность передачи данных с помощью системы межведомственного электронного взаимодействия.

Выводы

Упрощенная идентификация предоставляет возможность проводить идентификацию клиента — физического лица без необходимости собирать большой объем информации. Она упрощает процесс идентификации и снижает риски мошенничества. Однако, при проведении упрощенной идентификации следует быть бдительным и проверять предоставленные данные клиента на достоверность. Использование надежных систем идентификации и аутентификации, а также системы межведомственного электронного взаимодействия, позволяет повысить эффективность и безопасность процесса идентификации.

Что это идентификации и аутентификации

Идентификация и аутентификация — это важные процессы в обеспечении безопасности данных и доступа к системам. Идентификация заключается в определении личности пользователя по его идентификатору, такому как логин или пароль. При входе в систему пользователь предоставляет свои учетные данные, и система проверяет их на соответствие сохраненным данным. Если идентификация проходит успешно, происходит переход к процедуре аутентификации. Аутентификация подразумевает проверку подлинности заявленного пользователя или устройства. В данном случае система осуществляет более глубокую проверку, чтобы убедиться, что пользователь или устройство имеют право получить доступ. Например, это может быть использование биометрических данных, таких как отпечатки пальцев или распознавание лиц. Цель идентификации и аутентификации состоит в предотвращении несанкционированного доступа к системе, защите конфиденциальной информации и обеспечении безопасности пользователей.

Для чего нужна система распознавания лиц

Также системы распознавания лиц применяются в системах безопасности для контроля доступа — это позволяет предотвратить несанкционированный доступ к помещению или информации, так как система распознает лицо пользователя и сравнивает его с заранее сохраненными данными. Кроме того, распознавание лиц используется в правоохранительной сфере для поиска преступников на основе фотографий или видеозаписей с камер наблюдения. Это значительно ускоряет процесс идентификации и помогает в расследовании преступлений. Также системы распознавания лиц применяются в медицинских целях для определения генетических или медицинских патологий, таких как синдром Дауна или заболевания сердца. В общем, система распознавания лиц имеет широкий спектр применения и помогает в решении различных задач в разных сферах деятельности.

Что значит слово НЭП

НЭП (новая экономическая политика) была введена после окончания Гражданской войны в Советской России, чтобы восстановить разрушенную экономику и обеспечить прогрессивный экономический рост. Главным отличием НЭПа от предыдущей военного коммунизма было введение ряда реформ. В рамках НЭПа частная собственность на средства производства была частично возвращена, что позволило крестьянам и мелким предпринимателям работать для себя. Государство перешло к налогообложению и проведению экономических реформ, которые создали благоприятные условия для малого и среднего бизнеса. НЭП также означал экономическую свободу для населения, возможность приобретать и продавать товары, а также развивать свои навыки и умения. Благодаря НЭПу экономика восстанавливалась, страна становилась более стабильной, население чувствовало себя более обеспеченным, исчезал дефицит и голод. Однако НЭП был временной мерой и в конечном итоге был заменен плановой экономикой и коллективизацией сельского хозяйства.

Кто не подлежит идентификации по 115 ФЗ

118 Федерального закона от 7 августа 2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» предусматривает установление идентификационных признаков клиента и осуществление упрощенной идентификации в определенных случаях. Однако согласно пункту 2 данной статьи, определенные лица не подлежат упрощенной идентификации. Эти лица включают в себя юридические лица, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев клиентов. То есть данные лица должны пройти полную процедуру идентификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 7 августа 2001 года. Упрощенная идентификация применяется только к физическим лицам, которые имеют определенные признаки, устанавливаемые законом, и которые не относятся к категории лиц, упомянутых в пункте 2 статьи 118.

Упрощенная идентификация является специальной процедурой, которая применяется при заключении договоров, выполнении финансовых операций или при осуществлении других юридически значимых действий. В отличие от полной идентификации, упрощенная позволяет установить личность только физического лица, которое участвует в сделке или операции.

Для проведения упрощенной идентификации достаточно иметь документ, подтверждающий личность, например, паспорт или права. Информация о клиенте сокращается до минимально необходимых данных, что существенно экономит время и упрощает процедуру.

В случае полной идентификации требуется предоставить дополнительную информацию о клиенте, такую как адрес проживания, контактные данные, место работы, и т.д. Это позволяет установить более точные и полные сведения о личности клиента и повышает уровень безопасности при осуществлении юридических операций.

Таким образом, главное отличие упрощенной идентификации от полной заключается в объеме информации, которая требуется для установления личности клиента. Упрощенная идентификация применяется в случаях, когда требования к безопасности идентификации не являются столь жесткими.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *