4 какие требования предъявляются к лицам оказывающим бесплатную юридическую помощь гражданам
Перейти к содержимому

4 какие требования предъявляются к лицам оказывающим бесплатную юридическую помощь гражданам

  • автор:

Прокурор разъясняет — Прокуратура Свердловской области

Разъясняет помощник прокурора Верх-Исетского района г. Екатеринбурга Сосновских Ю.Н.

Право на получение квалифицированной юридической помощи гарантируется Конституцией Российской Федерации и, в определенных случаях, она оказывается бесплатно.

За счет бюджета могут получить бесплатную юридическую помощь категории граждан указанные в статье 20 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

При этом к категориям граждан, имеющим право на ее получение, прежде всего относятся граждане с низкими доходами или находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Как правило, такая помощь оказывается малоимущим и социально незащищенным категориям граждан (инвалиды I и II группы; дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; граждане пожилого возраста, проживающие в организациях социального обслуживания; несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы) в рамках государственной и негосударственной системы бесплатной юридической помощи.

Бесплатная юридическая помощь может оказываться физическими и юридическими лицами — участниками государственной и негосударственной системы бесплатной юридической помощи, а также иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи.

В рамках государственной системы бесплатная юридическая помощь оказывается, в частности, федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им учреждениями, органами исполнительной власти субъектов РФ и подведомственными им учреждениями, органами управления государственных внебюджетных фондов, государственными юридическими бюро, а также адвокатами, нотариусами и другими субъектами, наделенными правом участвовать в соответствующей государственной системе.

Государственные юридические бюро и адвокаты осуществляют консультирование граждан и составляют для них заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера. Они оказывают все виды бесплатной юридической помощи лицам, имеющим на нее право в определенных случаях.

Кроме того, участие адвоката в качестве защитника по уголовному делу оплачивается за счет средств федерального бюджета, то есть является бесплатным для подзащитного.

Нотариусы оказывают бесплатную юридическую помощь путем консультирования граждан по вопросам совершения нотариальных действий.

В рамках негосударственной системы бесплатная юридическая помощь оказывается, в частности, юридическими клиниками (студенческими консультативными бюро, студенческими юридическими бюро и др.) и негосударственными центрами бесплатной юридической помощи.

Также бесплатную юридическую помощь могут оказывать лица, имеющие высшее юридическое образование. Однако при представлении интересов граждан в судах, государственных и муниципальных органах, организациях к указанным лицам могут предъявляться дополнительные квалификационные требования.

На сайте Минюста России в сети Интернет размещена информация об органах и лицах, оказывающих бесплатную юридическую помощь.

Следует также учитывать, что для оказания бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы необходимо, чтобы вопрос имел правовой характер, не получил ранее разрешения вступившим в законную силу судебным постановлением, принятым по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, а также по спору должно отсутствовать решение третейского суда.

Кроме того, если прокурор обратился с заявлением в защиту прав и интересов гражданина, то бесплатная юридическая помощь указанному гражданину в рамках государственной системы (государственным юридическим бюро и адвокатом) не может быть оказана.

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Свердловской области

Прокуратура Свердловской области

27 июля 2021, 09:10

Кому предоставлено право на получение бесплатной юридической помощи. Прокуратура Верх-Исетского района г. Екатеринбурга

Разъясняет помощник прокурора Верх-Исетского района г. Екатеринбурга Сосновских Ю.Н.

Право на получение квалифицированной юридической помощи гарантируется Конституцией Российской Федерации и, в определенных случаях, она оказывается бесплатно.

За счет бюджета могут получить бесплатную юридическую помощь категории граждан указанные в статье 20 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

При этом к категориям граждан, имеющим право на ее получение, прежде всего относятся граждане с низкими доходами или находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Как правило, такая помощь оказывается малоимущим и социально незащищенным категориям граждан (инвалиды I и II группы; дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; граждане пожилого возраста, проживающие в организациях социального обслуживания; несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы) в рамках государственной и негосударственной системы бесплатной юридической помощи.

Бесплатная юридическая помощь может оказываться физическими и юридическими лицами — участниками государственной и негосударственной системы бесплатной юридической помощи, а также иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи.

В рамках государственной системы бесплатная юридическая помощь оказывается, в частности, федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им учреждениями, органами исполнительной власти субъектов РФ и подведомственными им учреждениями, органами управления государственных внебюджетных фондов, государственными юридическими бюро, а также адвокатами, нотариусами и другими субъектами, наделенными правом участвовать в соответствующей государственной системе.

Государственные юридические бюро и адвокаты осуществляют консультирование граждан и составляют для них заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера. Они оказывают все виды бесплатной юридической помощи лицам, имеющим на нее право в определенных случаях.

Кроме того, участие адвоката в качестве защитника по уголовному делу оплачивается за счет средств федерального бюджета, то есть является бесплатным для подзащитного.

Нотариусы оказывают бесплатную юридическую помощь путем консультирования граждан по вопросам совершения нотариальных действий.

В рамках негосударственной системы бесплатная юридическая помощь оказывается, в частности, юридическими клиниками (студенческими консультативными бюро, студенческими юридическими бюро и др.) и негосударственными центрами бесплатной юридической помощи.

Также бесплатную юридическую помощь могут оказывать лица, имеющие высшее юридическое образование. Однако при представлении интересов граждан в судах, государственных и муниципальных органах, организациях к указанным лицам могут предъявляться дополнительные квалификационные требования.

На сайте Минюста России в сети Интернет размещена информация об органах и лицах, оказывающих бесплатную юридическую помощь.

Следует также учитывать, что для оказания бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы необходимо, чтобы вопрос имел правовой характер, не получил ранее разрешения вступившим в законную силу судебным постановлением, принятым по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, а также по спору должно отсутствовать решение третейского суда.

Кроме того, если прокурор обратился с заявлением в защиту прав и интересов гражданина, то бесплатная юридическая помощь указанному гражданину в рамках государственной системы (государственным юридическим бюро и адвокатом) не может быть оказана.

Как работает бесплатная правовая помощь в России

Как работает бесплатная правовая помощь в России

День правовой помощи детям приурочен ко Всемирному дню ребенка, который отмечают 20 ноября. В этом году его перенесли на ближайший будний день. Поэтому именно 19 ноября проходит Всероссийский день правовой помощи детям. Сегодня получить бесплатную юридическую консультацию могут несовершеннолетние, а также взрослые по вопросам, связанным с детьми. В Москве уже открыта запись на онлайн-консультацию через Zoom — в связи с пандемией она заменит традиционную консультацию в очном формате. Кроме того, адвокаты, в том числе члены Совета Адвокатской палаты Москвы, окажут правовую помощь гражданам по телефону горячей линии.

В Московской области адвокаты объединят усилия с уполномоченными по правам ребенка и представителями органов опеки. В связи с распространением коронавируса консультации тоже будут проводить по телефону.

В Санкт-Петербурге адвокаты будут принимать вопросы по электронной почте, но их приемные также будут работать для детей и их представителей в очном порядке с учетом всех санитарных предписаний.

В большинстве регионов консультации проведут очно, но часто по предварительной записи по телефонам и через интернет.

Полный перечень мероприятий в День правовой помощи детям в разных регионах России доступен на сайте Федеральной адвокатской палаты. В некоторых регионах, например, в Костромской области, мероприятия начались уже 17 ноября.

Бесплатная юрпомощь круглый год

На основании Федерального закона «О бесплатной юридической помощи» ее могут оказывать юридические бюро и сотрудничающие с региональными властями адвокатские образования, а еще юридические клиники при вузах. Кроме того, на основании принципа pro bono (благотворительность) некоторые частные бюро и фирмы помогают нуждающимся на добровольных началах.

На постоянной основе по закону бесплатную юридическую помощь оказывают детям-инвалидам, не достигшим совершеннолетия сиротам и их законным представителям.

Источник: Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи»

Адвокаты могут бесплатно проконсультировать и составить необходимые документы по вопросам:

  • сделок с недвижимостью, признания прав на жилое помещение или выселения из него;
  • признания прав собственности, бессрочного пользования или наследуемого владения на земельный участок;
  • защиты прав потребителей в сфере коммунальных услуг;
  • защиты трудовых прав;
  • возмещения вреда от потери кормильца, травмы или увечья в связи с трудовой деятельностью или ЧС;
  • получения мер социальной поддержки, в том числе назначения и перерасчета пенсий;
  • установления отцовства и взыскания алиментов, а также установления опеки;
  • реабилитации репрессированных;
  • реабилитации и медицинской экспертизы инвалидов;
  • внесудебного обжалования актов органов власти.

Также специалисты работают в судебных заседаниях по более ограниченному кругу вопросов.

Кроме того, регионы вправе самостоятельно устанавливать дополнительные критерии оказания бесплатной юрпомощи. Например, в Москве с 2017 года ее предоставляют владельцам квартир в домах, попавших в программу реновации, в Алтайском крае вымирающему коренному народу кумандинцев, а в Томской области устную консультацию без оплаты гарантируют всем неработающим пенсионерам.

От гражданина понадобится письменное заявление, удостоверение личности и документ, подтверждающий право на такую помощь (справку о среднедушевом доходе, которую можно получить в центре «Мои документы», справку об инвалидности и так далее).

Кто и как оказывает бесплатную юридическую помощь

Помочь могут как уже существующие адвокатские образования, так и специально созданные государственные юридические бюро. В большинстве случаев эту функцию выполняют адвокаты (59 регионов), только в трех регионах власти полностью полагаются на государственные бюро, а 18 субъектов совмещают оба подхода. Чтобы узнать, кто из адвокатов помогает бесплатно, надо найти список на сайте палаты региона (например, такой).

Чтобы узнать, кто из адвокатов помогает бесплатно, надо найти список на сайте палаты региона.

Как рассказал вице-президент АП Москвы Сергей Зубков, Мосгордума вносит большой вклад в развитие института бесплатной юридической помощи в столице. Адвокаты помогают депутатам вести прием населения в общественных приемных. С 2017-го АП Москвы и столичная дума сотрудничают в сфере правовой помощи участникам программы реновации.

Оплату труда адвокатов по такой системе производят региональные власти в соответствии с принятыми ими актами. Порядок оплаты и подтверждающие документы разные. «Адвокаты зачастую не собирают необходимые документы для оплаты, считают, что это более трудоемко, чем оказать бесплатную помощь», — отмечает вице-президент Федеральной палаты адвокатов Геннадий Шаров.

По закону адвокат должен предоставить по каждому случаю отчет с приложением копий документов, подтверждающих право клиента на такую помощь. Регионы могут устанавливать дополнительные требования к такой отчетности. Так, в Дагестане нужно вести адвокатское производство с копиями документов по каждому поручению, отчетами и актами выполненных работ. Подобная работа оплачивается из расчета от 100 руб. за устную консультацию до 1000 руб. за день представительства в суде. В Москве оплата труда бесплатных адвокатов варьируется от 400 руб. за устное консультирование до 3000 руб. за выезд по адресу гражданина. За один день представительства в суде в столице платят 1800 руб.

Эксперимент по созданию государственных юрбюро начали в 2005 году в десяти регионах, включая Московскую, Иркутскую, Магаданскую области, Чечню и Карелию, но так и не распространили на всю страну. В 2021 году министр юстиции Константин Чуйченко на встрече с Путиным заявил, что наиболее эффективно бесплатную юрпомощь оказывают именно там, где действуют такие бюро. В 2020 году за ней обратились 335 000 человек. Это мало, потому что люди не знают о своем праве. В свою очередь, адвокаты, для которых такая помощь — не основная работа, зачастую в ней не заинтересованы, и в регионах без госбюро не хватает кадров для оказания помощи всем желающим, считает Чуйченко.

Адвокаты по этому вопросу иного мнения, чем Минюст. Вице-президент ФПА Геннадий Шаров в комментарии предложил организовать серию специальных совещаний с участием представителей адвокатских палат субъектов РФ и ФПА, чтобы учесть позицию адвокатского сообщества по вопросу создания государственных юридических бюро во всех субъектах страны. Ранее он отмечал, что в российском варианте госюрбюро, по сути, подменяют адвокатуру.

Насколько это может нарушить профессиональные права адвокатов, говорить, вероятно, пока рано, но вопрос достаточно серьезный.

Ранее вице-президент ФПА, глава АП Красноярского края Ирина Кривоколеско заявляла, что не видит реальной необходимости создавать госюрбюро по всей стране. По ее мнению, это вызовет «погоню за показателями» и приведет только к дополнительным бюджетным тратам. Кривоколеско отметила, что не все, кто в принципе имеет право на бесплатную юридическую помощь, нуждаются в ней в конкретный момент по соответствующему кругу вопросов. Это и объясняет, что статистика по оказанию такой помощи не показатель неэффективности системы, хоть и охватывает не всех, кто потенциально имеет на нее право.

В 2022 году Минюст также планирует запустить информационную систему «Правовая помощь», которую интегрируют с порталом «Госуслуги» и системой межведомственного электронного взаимодействия. Ведь многие не знают о бесплатной юрпомощи вообще или о том, что имеют на нее право, а система информирования отличается в разных регионах. Недобросовестные юридические компании не из системы бесплатной юридической помощи активно завлекают к себе клиентов под предлогом бесплатной консультации, а в итоге требуют денег, отмечает Сергей Зубков.

Вместо бесплатной помощи ветераны и инвалиды под разными предлогами платят существенные суммы за юридические услуги, зачастую некачественные или вовсе ненужные, и в результате населению кажется, что государство здесь о нем не заботится.

Помимо этого, известные адвокатские бюро, такие как Pen & Paper Pen & Paper Федеральный рейтинг. × и S&K Вертикаль S&K Вертикаль Федеральный рейтинг. группа Банкротство (споры mid market) группа Частный капитал группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Семейное и наследственное право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) 1 место По выручке на юриста 18-20 место По количеству юристов 3 место По выручке Профайл компании × , оказывают малообеспеченным гражданам и поддерживающим их НКО помощь по принципу pro bono, то есть без вознаграждения. Не существует всеобъемлющей статистики о том, какая часть российской адвокатуры участвует в такой практике: в 2017-м году большинство участников опроса на эту тему заявили, что делают это, но исследование охватило только 200 респондентов. До 2020 года помощью в формате pro bono централизовано занимался институт «Право общественных интересов» (PILnet), но затем он ушел из России.

Такие услуги также предоставляют и юридические клиники на базе высших учебных заведений, где помощь оказывают студенты юридических факультетов (например, в МГУ, НИУ ВШЭ, МГЮА), а также негосударственные центры бесплатной юридической помощи, добавляет Мария Спиридонова, управляющий партнер Легес Бюро Легес Бюро Федеральный рейтинг. × , член Ассоциации юристов России.

Проблемы бесплатной юрпомощи — риск обмана и незнание

Механизм поиска адвоката, который может оказать бесплатную юридическую помощь, крайне неэффективен, полагает Сергей Зубков. Нужно самостоятельно найти список на сайте АП или департамента соцзащиты, хотя у социально незащищенных лиц часто вообще нет доступа в интернет. А адвокаты, в свою очередь, должны собственными силами организовать встречу, на которую человек может и не прийти. В таком формате сложно еще и выяснить заранее, имеет ли заявитель право на бесплатную юридическую помощь.

Зубков предлагает вместо этого сделать первичным местом обращений за бесплатной юридической помощью МФЦ, муниципальные и районные управы. Это также отсекло бы недобросовестные предложения юристов, которые только завлекают обещаниями бесплатных консультаций. Таких обманщиков считает серьезной угрозой и Мария Спиридонова. Часто они еще и некомпетентны.

Бывает, что люди, пострадавшие от рук таких юристов, обращаются к другим некомпетентным адвокатам и тем самым попадают в замкнутый круг.

Решением этой проблемы может быть обращение в достойные доверия организации, например авторитетные вузы, при юридических факультетах которых часто есть юридические клиники, или в Ассоциацию юристов России.

Сложности сбора документов можно преодолеть, если законодательно закрепить обязанность органов социальной защиты вести учет лиц, которые имеют право на бесплатную юридическую помощь, и предоставлять адвокатам доступ к этой информации, считает Шаров.

Планы по расширению практики госюрбюро также вызывают обеспокоенность Шарова. Он опасается, что адвокаты в не самых процветающих регионах, где сегодня они едва сводят концы с концами, перейдут туда ради устойчивых зарплат, что окончательно подорвет там систему адвокатуры.

Право на получение квалифицированной юридической помощи: каким должен быть комментарий ст. 48 Конституции РФ?

Здравствуйте, коллеги. Приглашаю обсудить, каким, на ваш взгляд, должен быть научный комментарий ст. 48 Конституции РФ, чтобы он отвечал своему предназначению, т.е. мог сориентировать по теме юриста или грамотного человека без юридического образования, помог понять правовую регламентацию хотя бы в первом приближении?

Чтобы разговор состоялся предметный, представляю мой набросок комментария, и прошу высказаться по следующим вопросам (по любому из них, какой сочтете посильным и интересным для себя):

1. Какие значимые аспекты темы, юридические проблемы автор упустил, не отразил в этом тексте? Почему вы считаете их важными?

2. Приемлема ли структура материала, последовательность изложения? Или что-то следует изменить?

3. Есть ли в тексте невнятно написанные места, сложные для восприятия фразы? Что и как предлагаете поправить?

4. Какие неточности, ошибки вы заметили? Где?

5. Может быть, какие-то фрагменты изложены слишком подробно, и их следует сократить (по жанру такой комментарий не может быть длинным; краткость и ёмкость – вот идеальное сочетание)?

6. Допускаю также, что иные фрагменты излишне лаконичны и оставляют без раскрытия важные проблемы. Какие это фрагменты, на ваш взгляд?

7. Меняют ли толкование ст. 48 Конституции РФ изменения, внесенные в неё Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ (одобренные, как вы помните, 1 июля 2020 г. на всенародном голосовании)? Если да, что и почему меняется?

Какие иные замечания, предложения по теме хотели бы сделать? Мне всё будет интересно и полезно (надеюсь).

Высказывайтесь в комментариях или пишите личные сообщения.

СТАТЬЯ 48

1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Комментарий к статье 48.

1. Часть 1 ст. 48 Конституции РФ гарантирует каждому квалифицированную юридическую помощь. Речь идет не только о гражданах России, но и лицах без гражданства, гражданах и подданных иных государств, проживающих или пребывающих на территории нашей страны. Право на квалифицированную юридическую помощь имеют также юридические лица, ведущие свою деятельность на территории России.

Для получения такой помощи заинтересованное лицо может обратиться в юридическую консультацию, коллегию адвокатов, адвокатское бюро, адвокатский кабинет, в которых работают адвокаты, имеющие необходимую подготовку. Также можно обратиться к практикующим юристам, не являющимся адвокатами, но имеющим юридическое образование, определенный опыт работы и зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, оказывающих юридические услуги, либо являющихся наемными работниками в юридических фирмах. В последнем случае клиент заключает договор об оказании юридических услуг с юридическим лицом.

Коммерческие и некоммерческие организации, которые регулярно испытывают потребность в получении квалифицированной юридической помощи, вправе вводить в свои структуры юридические подразделения и их укомплектовывать лицами, имеющими юридическое образование, достаточный опыт и специализирующимися на актуальных направлениях юридической деятельности. Такие организации, при необходимости, направляют своих работников-юристов на семинары и курсы повышения квалификации, чтобы поддерживать их подготовку в актуальном состоянии. Если образовательный процесс осуществляется в учреждении, прошедшем государственную аккредитацию и имеющем соответствующую лицензию, расходы на обучение сотрудников относятся на счет прочих расходов, связанных с производством и реализацией (ст. 264 Налогового кодекса РФ). К ним применяется льготная ставка налогообложения.

2. Предполагается, что наиболее квалифицированные юридические услуги оказываются адвокатами, к деловым и моральным качествам которых в законодательстве предъявляются повышенные требования. Получающие этот статус лица должны иметь высшее юридическое образование или учёную степень по юридической специальности, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет, пройти стажировку в адвокатском образовании, сдать квалификационный экзамен, не иметь не снятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления (ст. 9 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»). Они должны соблюдать кодекс профессиональной этики адвоката, при нарушении которого, а также неисполнении или ненадлежащем исполнении своих профессиональных обязанностей перед доверителем могут быть лишены своего статуса.

Адвокатура является профессиональным сообществом юристов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. 3 ст. 9 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ). Такой порядок в определенной степени гарантирует независимость адвокатов и возможность активной защиты доверителей.

3. В некоторых пределах квалифицированную юридическую помощь физическим лицами и организациям оказывают нотариусы, которые в защиту прав и законных интересов клиентов совершают нотариальные действия от имени Российской Федерации. В рамках этой деятельности они проводят правовой анализ представленных документов и полученной от клиентов информации, консультируют их по вопросам применения норм законодательства, готовят для них проекты юридически значимых документов. Как и адвокаты, нотариусы имеют высшее юридическое образование и для допуска к нотариальной деятельности сдают квалификационный экзамен. При этом они должны обладать стажем работы по юридической специальности не менее пяти лет и соответствовать ряду иных требований (ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).

Здоровая конкуренция на рынке юридических услуг обеспечивает их надлежащее качество и приемлемую стоимость, доступность.

4. С целью реализации конституционного положения об оказании в юридической помощи бесплатно в России принят и действует Федеральный закон 21.11.2011 № 324-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Закон исходит из принципа социальной справедливости и социальной ориентированности при оказании бесплатной юридической помощи.

Как правило, бесплатная юридическая помощь оказывается гражданам России. В отдельных случаях, предусмотренных федеральными законами и международными договорами Российской Федерации, такая помощь предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Бесплатная юридическая помощь предоставляется в трех основных видах: 1) правовое консультирование в устной и письменной форме; 2) составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; 3) представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены законодательством.

Предусматривается функционирование как государственной, так и негосударственной систем оказания такой помощи.

Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются: 1) федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения; 2) органы исполнительной власти субъектов РФ и подведомственные им учреждения; 3) органы управления государственных внебюджетных фондов; 4) государственные юридические бюро. Государственные юридические бюро вправе привлекать к оказанию бесплатной юридической помощи адвокатов и (или) иных субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь.

Объем бюджетных ассигнований из федерального бюджета для обеспечения государственных гарантий реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи, а также обеспечение финансирования этих расходов определяется Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяют орган исполнительной власти соответствующего субъекта, ответственный за оказание бесплатной юридической помощи, и его компетенцию, а также подведомственные ему учреждения, иные организации, входящие в государственную систему бесплатной юридической помощи на территории субъекта Российской Федерации, установление их компетенции, в том числе решение вопросов об учреждении и обеспечении деятельности государственных юридических бюро. Также указанные органы государственной власти определяют размер и порядок оплаты труда адвокатов и иных субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, компенсации их расходов на оказание бесплатной юридической помощи и реализуют ряд иных полномочий в этой сфере.

Право на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан: 1) малоимущие граждане; 2) инвалиды I и II группы; 3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации; 4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей; 5) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации; и ряд иных категорий остро нуждающихся и слабо защищенных граждан.

Негосударственная система бесплатной юридической помощи формируется на добровольных началах. Участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи являются юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и другие) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи. Последние могут создавать некоммерческие организации, адвокаты, адвокатские образования, адвокатские палаты субъектов Российской Федерации, нотариусы, нотариальные палаты.

5. Закрепленное в ч. 2 комментируемой статьи право пользоваться помощью адвоката (защитника) является конкретизацией более общего права, предусмотренного ч. 1 той же статьи, — права каждого на получение квалифицированной юридической помощи (Постановление Конституционного Суда РФ от 28 января 1997 гг. № 2-П[1]). При этом часть 2 дополнительно гарантирует защиту от необоснованных ограничений предусмотренного ст. 22 Конституции РФ права на свободу и личную неприкосновенность, и не может толковаться как ограничивающая право на квалифицированную юридическую помощь адвоката, как допускающая эту помощь лишь с момента объявления человеку протокола задержания или постановления о применении до предъявления обвинения меры пресечения в виде заключения под стражу, либо предъявления постановления о привлечении в качестве обвиняемого. Такая помощь должна быть предоставлена каждому лицу, в том числе в рамках уголовного преследования в любых его формах (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 марта 1996 г. № 8-П[2]).

Содержащаяся в ч. 2 ст. 48 Конституции РФ норма указывает на сущностные признаки, характеризующие фактическое положение лица как остро нуждающегося в правовой помощи в силу того, что его конституционные права, прежде всего на свободу и личную неприкосновенность, ограничены. Поэтому конституционное право пользоваться помощью адвоката (защитника) возникает у конкретного лица с того момента, когда ограничение его прав становится реальным. При этом факт уголовного преследования и, следовательно, направленная против лица обвинительная деятельность могут подтверждаться актом о возбуждении в отношении данного лица уголовного дела либо проведением в отношении него следственных действий (обыска, опознания, допроса и др.) и иными мерами, предпринимаемыми в целях его изобличения или свидетельствующими о наличии подозрений против него (Постановление Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. № 11-П)[3]. Более того, защитник может участвовать в уголовном судопроизводстве до возбуждения уголовного дела — с момента начала осуществления процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении в порядке, предусмотренном ст. 144 УПК РФ, что нашло закрепление в п. 6 ч. 3 ст. 49 УПК РФ.

Поскольку такие действия направлены на выявление уличающих лицо, в отношении которого ведется уголовное преследование, фактов и обстоятельств, ему должна быть безотлагательно предоставлена возможность обратиться за помощью к адвокату (защитнику) и заключить с ним соглашение об оказании юридической помощи. Тем самым обеспечиваются условия, позволяющие этому лицу получить должное представление о своих правах и обязанностях, о выдвигаемом против него обвинении а, следовательно, эффективно защищаться, и гарантирующие в дальнейшем от признания недопустимыми полученных в ходе расследования доказательств (ч. 2 ст. 50 Конституции РФ).

6. Если обвиняемый уклоняется от явки в орган предварительного расследования или суд, если обвиняемый объявлен в розыск – всё это не лишает его права на помощь адвоката (защитника). Последнего может пригласить сам обвиняемый либо иные лица по его поручению либо согласию. Адвокат вступает в уголовное дело в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и ордера. При этом никто не вправе требовать от него дополнительных документов и проверять волеизъявление обвиняемого (ч. 4 ст. 49 УПК РФ; Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 14.01.2020 № 46-УДП19-42).

7. Положение ч. 2 ст. 48 Конституции РФ корреспондируется со ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также ст. 5 и 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которым каждому арестованному или задержанному сообщаются незамедлительно причины ареста и предъявляемое обвинение, и обеспечивается право на безотлагательное решение судом вопроса о законности задержания и справедливое публичное разбирательство дела при предоставлении возможности защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника.

С этого момента – когда уголовное преследования становится безусловным и очевидным ‑ в уголовно-процессуальном законодательстве предусмотрены дополнительные гарантии права на получение помощи защитника. В соответствие с ч. 4 ст. 50 УПК РФ если в течение 24 час. с момента задержания подозреваемого или заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу явка защитника, приглашенного задержанного, невозможна, то дознаватель или следователь принимает меры по назначению защитника в порядке, определенном советом Федеральной палаты адвокатов.

Кроме того, для отдельных категорий подозреваемых и обвиняемых с этого момента участие защитника является обязательным: для несовершеннолетних; тех, кто не владеет языком, на котором ведется производство по делу; тех, кто в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту; и некоторых иных (ч. 1 ст. 51 УПК РФ). В этих случаях, если защитник не приглашен самим подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем, а также другими лицами по поручению или с согласия подозреваемого, обвиняемого, то дознаватель, следователь или суд обеспечивает участие защитника в уголовном судопроизводстве (ч. 3 ст. 51 УПК РФ).

Если дознание или предварительное следствие не производились, то защитник допускается к участию в деле с момента принятия его судом к своему производству.

8. Вознаграждение адвокатам, участвующим в уголовном деле по назначению, выплачивается из федерального бюджета. Размер вознаграждения определяется Постановлением Правительства РФ[4] и, как правило, ежегодно корректируется вслед за инфляцией. Работа в ночное время, выходные и праздничные дни оплачивается по повышенным ставкам. Однако участие защитника по назначению не является для обвиняемого безвозмездным при любых обстоятельствах. Суммы, выплачиваемые адвокату, участвующему в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя или суда, относятся к процессуальным издержкам (п. 1 ч. 2 ст. 131 УПК РФ) и по общему правилу при вынесении обвинительного приговора взыскиваются с осужденного (ст. 132 УПК РФ), если только обвиняемый не заявил об отказе от защитника. В случае же реабилитации обвиняемого (подсудимого) процессуальные издержки возмещаются за счет средств федерального бюджета.

9. В отличие от подозреваемого и обвиняемого, потерпевший и гражданский истец в уголовном процессе не наделены правом ходатайствовать о предоставлении им адвоката в качестве представителя по назначению. При этом они не всегда имеют материальную возможность пригласить адвоката по своему выбору, в том числе и потому, преступление причинило им значительный материальный и иной вред[5].

В связи с этим потерпевший и гражданский истец имеют право прибегнуть к помощи не только адвоката, но и любого лица, которое, по их мнению, вполне способно оказать достаточную юридическую помощь, и ходатайствовать об участии этого лица в уголовном процессе в качестве их представителя (Определение Конституционного Суда РФ от 05.12.2003 № 446-О[6]; Определение Конституционного Суда РФ от 05.02.2004 № 25-О[7]).

Вместе с тем правоведы уже давно высказывают идею об уравнивании в правах обвиняемого и потерпевшего и наделении последнего права ходатайствовать перед органами предварительного расследования и судом о предоставлении ему адвоката в качестве представителя по назначению. Такой порядок наилучшим образом соответствовал бы ч. 1 ст. 48 Конституции РФ, а также её ст. 52, гарантирующей потерпевшим доступ к правосудию, и ч. 3 ст. 123, устанавливающей, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В качестве первого шага в этом направлении было правильно наделить таким правом потерпевших, пострадавших от тяжких преступлений против жизни и здоровья, а в дальнейшем расширять круг потерпевших, обладающих указанным правом, по мере улучшению финансовых возможностей государства.

[1] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 1997 года по делу о проверке конституционности части четвертой статьи 47 УПК РСФСР.

[2] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 1996 года по делу о проверке конституционности статей 1 и 21 Закона Российской Федерации «О государственной тайне».

[3] Постановление Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.И. Маслова».

[4] Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в Положение о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации» от 21 мая 2019 г. № 634.

[5] Об этой проблеме см.: Скобликов П.А. Уголовно-правовая защита пострадавших от преступлений. ‑ М.: Юристъ, 2004.

[6] Определение Конституционного Суда РФ от 05.12.2003 № 446-О «По жалобам граждан Л.Д. Вальдмана, С.М. Григорьева и региональной общественной организации "Объединение вкладчиков "МММ" на нарушение конституционных прав и свобод рядом положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

[7] Определение Конституционного Суда РФ от 05.02.2004 №25-О «По жалобе гражданки Ивкиной Валентины Оноприевны на нарушение ее конституционных прав частью первой статьи 45 и статьей 405 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Как получить юридическую помощь бесплатно?

Во Всероссийский день бесплатной юрпомощи получить ее сможет каждый. При этом и в другие дни юридические бюро, клиники и центры, правозащитные организации и юрфирмы, адвокаты и нотариусы помогают гражданам безвозмездно

Как получить юридическую помощь бесплатно?

1 июня пройдет Всероссийский день бесплатной юридической помощи «Адвокаты – гражданам». Проводится он по инициативе Федеральной палатой адвокатов РФ дважды в год и приурочен ко Дню российской адвокатуры (31 мая) и Дню юриста (3 декабря). В этот день любой гражданин сможет получить безвозмездную квалифицированную юрпомощь.

ФПА РФ направила в адвокатские палаты субъектов РФ письма, в которых рекомендовала разместить на сайтах палат и коллегий адреса и графики приема граждан в этот день с учетом действующих в регионах ограничений из-за распространения коронавируса, а также номера телефонов, по которым можно получить юридическую консультацию.

При этом бесплатную юридическую помощь (БЮП) можно получить и в другие дни.

Кто вправе рассчитывать на БЮП круглогодично?

Бесплатную помощь могут получить и физические, и юридические лица. Но нужно учитывать, что государственные организации оказывают ее гражданам с низкими доходами или находящимся в трудной жизненной ситуации: ветеранам ВОВ, инвалидам I и II групп, гражданам пожилого возраста. Полный список указан в ст. 20 Закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ; п. 3 ст. 7 Закона от 2 июля 1992 г. № 3185-1.

Негосударственные организации сами определяют категории граждан, которые могут к ним обратиться за бесплатной помощью. Но преимущество все же отдается малообеспеченным и находящимся в трудной ситуации.

БЮП: как помогут?

Бесплатная юридическая помощь не отличается от платной: это консультации в устной и письменной форме, составление заявлений, жалоб, ходатайств и даже судебное представительство. Но есть нюансы.

Государственные организации и адвокаты помогают только в конкретных ситуациях: в спорах по защите прав потребителей и прав на имущество, некоторых трудовых и семейных спорах, вопросах предоставления мер социальной поддержки. Полный перечень дан в ч. 2 ст. 20 Закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ.

Негосударственные организации сами определяют виды БЮП. Они могут как расшить список, так и сузить его, выбрав одно направление.

Кто оказывает БЮП и где ее можно получить?

Узнать о местах, куда следует обращаться за бесплатной юридической помощью, можно на сайте Министерства юстиции. Но нужно иметь в виду, что информация на сайте не обновлялась с июня 2014 г., поэтому ниже мы подробно расскажем о том, где окажут безвозмездную помощь.

1. Государственные юридические бюро помогают бесплатно тем, кому такая помощь положена по закону: ветеранам, инвалидам, малоимущим, усыновителям, гражданам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций. Список бюро есть на сайте Минюста.

2. Адвокаты оказывают бесплатную юридическую помощь только тем категориям граждан, которые перечислены в ст. 20 Закона о БЮП. Списки адвокатов, которые готовы бесплатно помочь, публикуются на сайтах адвокатских палат регионов. Список адвокатских палат субъектов РФ, их контакты и информация о БЮП доступны на сайте ФПА РФ.

3. В установленных законом случаях участие адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизводстве оплачивается за счет средств федерального бюджета, т.е. его помощь будет бесплатной для подзащитного. Например, обязательное назначение защитника предусмотрено, если подозреваемый или обвиняемый является несовершеннолетним, не может самостоятельно осуществлять свою защиту в силу физических или психических недостатков (ч. 4 ст. 16; ч. 5 ст. 50; ч. 1 ст. 51 УПК РФ).

4. Нотариусы оказывают бесплатную юридическую помощь и консультируют по вопросам совершения нотариальных действий. У них можно, например, получить ответы на вопросы по наследственным делам, по документам, связанным с семейным правом (соглашения об алиментах и порядке общения с ребенком, брачные договоры и др.), предприниматели могут проконсультироваться по корпоративным вопросам.

5. Негосударственные центры БЮП работают за счет помощи политиков, благотворительных организаций и фондов. Список центров опубликован на сайте Минюста. Но нужно иметь в виду, что обычно в них поступает много обращений, и юристы не всегда могут оперативно реагировать на запросы.

6. Правозащитные общественные организации созданы для того, чтобы бесплатно защищать права граждан. Чаще такие организации специализируются на определенных вопросах. Например, Комитет против пыток создан для осуществления общественного контроля за проблемой жестокого обращения с людьми сотрудников правоохранительных органов и оказания профессиональной юрпомощи жертвам пыток. Организация «Русь Сидящая» призвана оказывать помощь осужденным и их семьям. Правозащитная группа «Агора» объединяет юристов-правозащитников, работающих по резонансным делам о нарушении прав человека. Союз комитетов солдатских матерей России занимается защитой прав военнослужащих по призыву, призывников и их родителей.

7. Центры помощи жертвам насилия оказывают бесплатную юридическую помощь пострадавшим от домашнего насилия. В них могут проконсультировать по вопросам развода, алиментов, определения места жительства ребенка и общения с ним, установления и оспаривания отцовства, лишения и ограничения в родительских правах, снятия с регистрационного учета и выселения. Среди таких центров: «Насилию.нет», «Ты не одна», «Консорциум женских НКО», Кризисный центр помощи женщинам и детям.

8. Беременные женщины могут получить бесплатную юридическую помощь в кабинетах медико-социальной и правовой помощи, а также в центрах медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Такие кабинеты и центры создаются в медицинских организациях. Беременные женщины могут получить устную и письменную консультацию по вопросам прав женщин на меры социальной защиты (поддержки) и по трудовым вопросам. Им расскажут, как обратиться в суд за защитой прав, обжаловать решения органов государственной власти и местного самоуправления 1 .

9. Юридические фирмы нередко ведут дела на условиях pro bono, т.е. бесплатно. Они сами устанавливают критерии, по которым отбирают дела, но количество их обычно небольшое. Как правило, предпочтение отдают малоимущим людям и некоммерческим организациям, помогающим гражданам с низким доходом, определенной категории дел (защита от семейного насилия, дискриминации на работе) или социально значимым спорам.

10. На базе высших учебных заведений часто создаются юридические клиники. Вузы сами определяют перечень вопросов и лиц, которые могут обратиться за бесплатной юридической помощью. Оказывают ее студенты старших курсов. Но они консультируют и составляют документы под присмотром куратора – практикующего юриста, который оценивает их работу.

«Бесплатность» помощи может быть лишь приманкой

Поступают ли вам звонки с незнакомых номеров? Представьте – вы берете трубку, и разговор начинается со слов: «Согласно Федеральному закону “О бесплатной юридической помощи” вы имеете право на…», после этого вам предлагают задать вопрос и получить бесплатную консультацию. Компании-обманщики привлекают людей «бесплатностью», а потом навязывают доверчивым гражданам свои услуги, за которые им приходится платить.

В таких ситуациях следует применять критическое мышление: разберитесь, зачем организации оказывать вам помощь бесплатно. Одно дело, если она создана для таких целей и существует на средства грантов или пожертвований. Другое – если это коммерческая организация, которая использует бесплатную юридическую помощь лишь как маркетинговый инструмент привлечения клиентов. Попытка решить свои проблемы с ее помощью может оказаться сомнительной затеей.

1 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства здравоохранения РФ от 17 февраля 2020 г. № 69н/95н «Об утверждении Порядка оказания медицинскими организациями услуг по правовой, психологической и медико-социальной помощи женщинам в период беременности».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *