В чьем ведении находится семейное законодательство
Перейти к содержимому

В чьем ведении находится семейное законодательство

  • автор:

Статья 3 СК РФ. Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права (действующая редакция)

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Семейное законодательство состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов (далее — законы), а также законов субъектов Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации регулируют семейные отношения, которые указаны в статье 2 настоящего Кодекса, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации настоящим Кодексом, и по вопросам, непосредственно настоящим Кодексом не урегулированным.

Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты в случаях, непосредственно предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, указами Президента Российской Федерации.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 3 СК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи отмечено, что согласно Конституции РФ семейное законодательство Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации (п. 1 ст. 72 Конституции РФ). Таким образом, семейное законодательство как источник семейного права Российской Федерации обладает определенной спецификой. Из этого следует, что семейно-правовые акты могут приниматься не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Российской Федерации. Необходимость принятия указанной нормы обусловлена тем, что при регулировании семейных отношений необходимо учесть местные обычаи и особенности, существующие в различных регионах нашей страны.

Однако следует учитывать, что согласно ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

2. Главным правовым актом, регулирующим семейные отношения в РФ, является комментируемый Семейный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой ФС РФ 8 декабря 1995 г. и введенный в действие с 1 марта 1996 г. Впоследствии в него неоднократно вносились дополнения и изменения.

Семейное законодательство включает не только Кодекс, но и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы. К их числу относятся Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. «Об актах гражданского состояния», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и др.

К семейному законодательству также относятся законы субъектов Российской Федерации, которые регулируют прежде всего семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации. К ним, в частности, относятся: установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения возраста шестнадцати лет (п. 2 ст. 13 СК); выбор супругами фамилии при заключении брака (п. 1 ст. 32 СК); вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121 СК); определение дополнительных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123 СК); установление размера оплаты труда приемных родителей и льгот, предоставляемых приемной семье (п. 1 ст. 152 СК). К положениям семейного права, которые могут регулироваться законами, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, также относится присвоение фамилии и отчества ребенку (п. п. 2 и 3 ст. 58 СК).

Однако законы субъектов Российской Федерации в области семейных отношений могут приниматься и по вопросам, непосредственно СК РФ не урегулированным. Это вытекает из принципа единства семейной политики, что предполагает дополнение и развитие на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления минимальных социальных гарантий и льгот, предоставленных семье на федеральном уровне.

Это значит, что и Российская Федерация, и входящие в нее республики, края, области, автономные округа, Москва, Санкт-Петербург и Севастополь могут принимать законы, регулирующие как те же отношения, что и СК РФ, так и вопросы, непосредственно Семейным кодексом РФ не урегулированные. При этом нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать СК РФ.

Источниками семейного права являются также подзаконные нормативные акты, которые принимаются во исполнение и в соответствии с законами Российской Федерации и ее субъектов. На федеральном уровне семейные отношения регулируются не только законодательными актами, но и указами Президента Российской Федерации (например, Указ Президента РФ от 8 июня 1996 г. N 851 «Об усилении социальной поддержки одиноких матерей и многодетных семей»).

3. На основании и во исполнение положений СК РФ в соответствии с п. 3 комментируемой статьи Правительством Российской Федерации принят целый ряд нормативных правовых актов. В частности: Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2013 г. N 117 «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью»; Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» и др.

Отдельно следует выделить распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 г. N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года». Указанная Концепция представляет собой целостную систему принципов, задач и приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей.

В отличие от гражданского права в комментируемой статье среди источников не указаны акты федеральных министерств и ведомств по вопросам семейного права. Между тем такие акты существуют. В качестве примера можно привести Приказ Минздрава России от 18 июня 2014 г. N 290н «Об утверждении Порядка медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также формы заключения о результатах медицинского освидетельствования таких граждан». По мнению Л.М. Пчелинцевой, ведомственные нормативные акты, затрагивающие отношения, регулируемые семейным правом, могут издаваться только на основании, по поручению и во исполнение постановлений Правительства РФ. В противном случае они будут противоречить СК РФ. С таким мнением вполне можно согласиться.

Постановления Пленумов Верховного Суда РФ по семейным делам не являются источниками права, поскольку не создают новых норм права, а только разъясняют уже существующие. Между тем они имеют существенное значение для правоприменительной практики, поскольку принимаемые Пленумами судебные акты обязательны для судей.

Следует указать на следующие Постановления Пленумов Верховного Суда РФ по вопросам семейного права:

— Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. N 9 «О применении судами Семейного кодекса РФ при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов»;

— Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» (ред. от 17.12.2013);

— Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»;

— Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака»;

— Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. N 16 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей».

Отдельно следует остановиться на международных соглашениях, которые, несомненно, являются источниками семейного права.

Как следует из ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации и, следовательно, источниками семейного права. К ним относятся Конвенция ООН от 20 ноября 1989 г. «О правах ребенка» (Россия является правопреемником СССР, который присоединился к Конвенции 15 сентября 1990 г.), Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (ратифицирована Федеральным законом от 4 августа 1994 г.) и др. При этом п. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 6 СК РФ предусматривают, что, если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством, применяются правила международного договора. Это означает, что нормы семейного права, содержащиеся в международных договорах с участием РФ, обладают более высокой юридической силой по сравнению с законами РФ.

Кроме того, Россия заключила ряд двусторонних международных соглашений в области семейного права — с Албанией, Азербайджаном, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грузией, Ираном и др. Подробнее этот вопрос рассмотрен в комментарии к ст. 6.

В чьем ведении находится семейное законодательство

СК РФ Статья 3. Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Семейное законодательство состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов (далее — законы), а также законов субъектов Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации регулируют семейные отношения, которые указаны в статье 2 настоящего Кодекса, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации настоящим Кодексом, и по вопросам, непосредственно настоящим Кодексом не урегулированным.

Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты в случаях, непосредственно предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, указами Президента Российской Федерации.

Статья 3. Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права

1. В п. 1 комментируемой статьи отмечено, что согласно Конституции РФ семейное законодательство Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации (п. 1 ст. 72 Конституции РФ). Таким образом, семейное законодательство как источник семейного права Российской Федерации обладает определенной спецификой. Из этого следует, что семейно-правовые акты могут приниматься не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Российской Федерации. Необходимость принятия указанной нормы обусловлена тем, что при регулировании семейных отношений необходимо учесть местные обычаи и особенности, существующие в различных регионах нашей страны.

Однако следует учитывать, что согласно ч. 5 ст. 76, Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

2. Главным правовым актом, регулирующим семейные отношения в РФ, является комментируемый Семейный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой РФ 8 декабря 1995 г. и введенный в действие с 1 марта 1996 г. Впоследствии в него неоднократно вносились дополнения и изменения.

Семейное законодательство включает не только Кодекс, но и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы. К их числу относится Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. «Об актах гражданского состояния», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации», Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве и др.

К семейному законодательству также относятся законы субъектов Российской Федерации, которые регулируют, прежде всего, семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации. К ним, в частности, относится: установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения возраста шестнадцати лет (п. 2 ст. 13 СК); выбор супругами фамилии при заключении брака (п. 1 ст. 32 СК); вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121 СК); определение дополнительных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123 СК); установление размера оплаты труда приемных родителей и льгот, предоставляемых приемной семье (п. 1 ст. 152 СК). К положениям семейного права, которые могут регулироваться законами, находящимся в ведении субъектов Российской Федерации, также относится присвоение фамилии и отчества ребенку (п.п. 2 и 3 ст. 58 СК).

Однако законы субъектов Российской Федерации в области семейных отношений могут приниматься и по вопросам, непосредственно СК РФ не урегулированным. Это вытекает из принципа единства семейной политики, что предполагает дополнение и развитие на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления минимальных социальных гарантий и льгот, предоставленных семье на федеральном уровне.

Это значит, что и Российская Федерация, и входящие в нее республики, края, области, автономные округа, Москва, Санкт — Петербург и Севастополь могут принимать как законы, регулирующие те же отношения, что и СК РФ, так и вопросы, непосредственно Семейным кодексом РФ не урегулированные. При этом нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать СК РФ.

Источниками семейного права являются также подзаконные нормативные акты, которые принимаются во исполнение и в соответствии с законами Российской Федерации и ее субъектов. На федеральном уровне семейные отношения регулируются не только законодательными актами, но и указами Президента Российской Федерации (например, Указ Президента РФ от 8 июня 1996 г. N 851 «Об усилении социальной поддержки одиноких матерей и многодетных семей»).

3. На основании и во исполнение положений СК РФ в соответствии с п. 3 комментируемой статьи Правительством Российской Федерации принят целый ряд нормативных правовых актов. В частности: постановление Правительства РФ от 14 апреля 2013 г. N 117 «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью»; постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» и др.

Отдельно следует выделить: распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 г. N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года». Указанная концепция представляет собой целостную систему принципов, задач и приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей.

В отличие от гражданского права в комментируемой статье среди источников не указаны акты федеральных министерств и ведомств по вопросам семейного права. Между тем такие акты существуют. В качестве примера можно привести Приказ Минздрава РФ от 18 июня 2014 г. N 290н «Об утверждении Порядка медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также формы заключения о результатах медицинского освидетельствования таких граждан». По мнению Л.М. Пчелинцевой, ведомственные нормативные акты, затрагивающие отношения, регулируемые семейным правом, могут издаваться только на основании по поручению и во исполнение постановлений Правительства РФ. В противном случае они будут противоречить СК РФ*1. С таким мнением вполне можно согласиться.

Постановления Пленумов Верховного суда РФ по семейным делам не являются источниками права, поскольку не создают новых норм права, а только разъясняют уже существующие. Между тем, они имеют существенное значение для правоприменительной практики, поскольку принимаемые ими судебные акты обязательны для судей.

Следует указать на следующие постановления Пленумов Верховного суда РФ по вопросам семейного права:

— Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 N 9 «О применении судами Семейного кодекса РФ при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов»;

— Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 N 8 (ред. от 17.12.2013) «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» — Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»;

— Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05 ноября 1998 N 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака».

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. N 16 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей».

Отдельно следует остановиться на международных соглашениях, которые, несомненно, являются источниками семейного права.

Как следует из ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации и, следовательно, источниками семейного права. К ним относятся Конвенция ООН от 20 ноября 1989 г. «О правах ребенка» (Россия является правопреемником СССР, который присоединился к Конвенции 15 сентября 1990 г.), Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (ратифицирована Федеральным законом от 4 августа 1994 г.) и др. При этом п. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 6 СК РФ предусматривают, что если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством, применяются правила международного договора. Это означает, что нормы семейного права, содержащиеся в международных договорах с участием РФ, обладают более высокой юридической силой по сравнению с законами РФ.

Кроме того, Россия заключила ряд двусторонних международных соглашений в области семейного права — с Албанией, Азербайджаном, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грузией, Ираном и др. Подробнее этот вопрос рассмотрен в комментарии к ст. 6.

4. В чьем ведении находится семейное законодательство?

5. Супруги Смирновы решили развестись. У них есть в частности:

автомобиль, купленный мужем до свадьбы;

две старинные картины, подаренные жене друзьями в годы супружества;

дом в деревне, купленный в годы супружества мужем;

праздничный костюм мужа, купленный в годы супружества;

купленная в годы супружества коллекция технических справочников, необходимая мужу для работы;

серьги с бриллиантами, купленные супругами в годы совместной жизни

Определите, в чьей собственности останутся вещи после развода (брачный договор не заключен).

Ответ: так как автомобиль был собственностью мужа ещё до брака, то, согласно ст. 36 СК РФ (п. 1), этот автомобиль останется с ним и после развода. Также, согласно этой же статье (тот же пункт), картины, подаренные жене, останутся её собственностью. Дом является недвижимостью, приобретённой во время супружества, поэтому, по ст. 34 СК РФ (п. 2), останется в собственности обоих супругов. Костюм является вещью индивидуального пользования, поэтому, по ст. 36 СК РФ (п. 2), он останется в собственности мужа. То же касается и коллекции технических справочников. А вот серьги с бриллиантами, по той же статье, не будут являться собственностью одного из супругов, а достанутся обоим.

6. Разливов женился на Суриной, имевшей 8-летнюю дочь Софью, и через год удочерил девочку. Через 9 лет Сурина умерла. Через 2 года после смерти Суриной Разливов и Софья, убедившись, что любят друг друга, решили зарегистрировать брак и подали заявление в органы ЗАГС. Как должен поступить ЗАГС? (ответ аргументируйте ссылками на правовые нормы)

Ответ: обстоятельства, препятствующие заключению брака, оговорены в статье 14 СК РФ. Ни одно из этих обстоятельств не имеет места в данной ситуации, а наоборот, есть добровольное взаимное согласие, а это, согласно ст. 12 СК РФ, является условием заключения брака. Итог: органы ЗАГС должны принять заявление.

7. Первые два года супружества муж и жена получали равную зарплату, потом три года жена не работала, и муж кормил семью, затем она вышла на работу, и ее зарплата была вдвое меньше зарплаты мужа в течение двух лет. На какую долю общей собственности имеет право жена через семь лет супружества?

Ответ: если жена не имела самостоятельного дохода по неуважительной причине, то, согласно ст. 39 СК РФ (п. 2), суд имеет право отступить от равенства долей. Таким образом, доля жены окажется равной 3/7 от всего общего имущества. Если же жена не работала по уважительной причине (например, вела домашнее хозяйство, занималась детьми и т.д.), то равенство долей сохраняется. Об этом говорится в ст. 34 СК РФ (п. 3).

8. Желая расторгнуть брак и разделить с мужем имущество, Шарапова обратилась к юристу за разъяснением: имеет ли право муж претендовать на домашний скот и птицу, имевшиеся в ее хозяйстве до вступления в брак, а также на приобретенные совместно с ней полдома. Какие разъяснения должны быть ей даны?

Ответ: ст. 36 СК РФ (п. 1) гласит: «Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак… является его собственностью.» Это значит, что муж не имеет права претендовать на домашний скот и птицу. А вот на полдома муж рассчитывать может, так как ст. 34 СК РФ (п. 2) это позволяет.

9. Дементьевы, имеющие несовершеннолетнего сына, расторгли брак в судебном порядке. Получив на руки решение суда о расторжении брака, Дементьев и его новая избранница подали заявление в органы ЗАГС о регистрации брака. ЗАГС отказался принять заявление Дементьева и его невесты. Правомерен ли отказ ЗАГСА?

Ответ: да, правомерен. Согласно ст. 25 СК РФ (п. 2), «Расторжение брака в суде подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.». Это значит, что Дементьев и его новая избранница не имеют права вступать в новый брак до получения свидетельства о расторжении брака в органе ЗАГС (та же статься, тот же пункт, последний абзац).

10. Супруги Уваровы включили в брачный договор пункт, в соответствии с которым жена обязуется постоянно оказывать матери мужа знаки внимания и уважения, даже если та будет груба с нею, а муж в свою очередь обязуется отдавать жене всю зарплату, кроме небольших сумм на карманные расходы. Правомерны ли данные условия брачного договора?

Ответ: условие об оказывании свекрови знаки внимания и уважения не имеет место в брачном договоре (ст. 42 СК РФ, п. 3), так как этот договор регулирует исключительно имущественные отношения супругов. Однако условие об обязанности мужа отдавать зарплату правомерно, если это не ставит мужа в крайне неблагоприятное положение (всё та же статья). Хотя такое условие договора противоречит основным началам семейного законодательства (ст. 1 СК РФ), в которых говорится: «Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами… равенства прав супругов в семье.». Таким образом, это условие тоже неправомерно, если это нарушает благополучие мужа.

11. В период брака Сергей создал свою фирму. Во время бракоразводного процесса Ольга, его супруга, поставила вопрос о разделе всего имущества, в том числе и фирмы, принадлежащей Сергею. Сергей возражал, ссылаясь на то, что Ольга во время брака не работала и занималась только ведением домашнего хозяйства.

Правомерны ли требования Ольги? Почему

Ответ: да, правомерны. Ст. 34 СК РФ (п. 2) говорит о том, что «к имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности…». А в пункте 3 той же статьи сказано: «Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода.» Это означает, что Ольга тоже имеет право на фирму.

12. Супруги Гончаренко обратились в орган ЗАГСа с заявлением о расторжении брака. Заведующий органами ЗАГСа отказался удовлетворить их требование и предложил обратиться в суд, так как Гончаренко имел усыновленного ребенка в возрасте 8 лет. Однако судья так же отказал в приеме заявления и предложил Гончаренко вновь обратиться в отдел ЗАГСа.

Кто прав в вышеописанной ситуации: орган ЗАГСа или суд? Какие основания установлены СК для расторжения брака в органе ЗАГСа по заявлению обоих супругов?

Ответ: правда остаётся за органом ЗАГСа, так как, согласно ст. 18 СК РФ брак расторгается в судебном порядке при обстоятельствах, описанных в статьях 21 – 23 СК РФ. Данный случай попадает под статью 23. Ведь в условиях расторжения брака в органах ЗАГСа (ст. 19 СК РФ) сказано, что «При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния.». То есть условие «не имеющих общих несовершеннолетних детей» нарушается.

13. В июле 2017 года гражданка Болотова вступила в брак с гражданином Поздеевым, после чего супруги стали проживать совместно в приватизированной квартире Болотовой. Вместе с ними находились двое детей Болотовой от первого брака. Осенью 2018 года первый муж Болотовой, брак с которым был расторгнут в 2015году в установленном законом порядке, сообщил ей о том, что Поздеев в течение двух последних лет является носителем ВИЧ-инфекции, но скрывает это обстоятельство от всех, занимаясь анонимным лечением. В этой связи Болотов выразил обеспокоенность за состояние здоровья своих детей и предложил бывшей жене организовать проведение медицинского обследования Гордеева.

Болотова согласилась с данным предложением, но в связи с некомпетентностью в указанном вопросе обратилась за помощью к адвокату. При этом она высказала намерение расторгнуть брак с Гордеевым в случае подтверждения достоверности информации первого мужа.

Что может порекомендовать Болотовой в этой ситуации адвокат? Возможно ли при изложенных обстоятельствах признание брака Золотовой с Поздеевым недействительным?

Ответ: ст. 15 СК РФ (п. 3) гласит: «Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, последнее вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным.» Отсюда вывод, что гражданка Болотова имеет полное право расторгнуть брак с Гордеевым. И если будет доказано, что до вступления в брак с Болотовой Гордеев и вправду являлся носителем ВИЧ-инфекции, суд на основании ст. 27 СК РФ признает такой брак недействительным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *