Особенности учета побочной и попутной продукции
Основная продукция, выпускаемая предприятием, должна быть правильно отображена в налоговом и бухгалтерском учете. Однако существует также попутная и побочная продукция. Это изделия, которые получают в процессе производства основного товара.
Основная, попутная (сопряженная) и побочная продукция: в чем разница?
Что собой представляют попутные товары
Попутные товары – это изделия, которые образуются в процессе производства основной продукции. Они должны соответствовать всем стандартам и нормам. В дальнейшем попутные товары или продаются, или реализуются. Точное определение таких изделий содержится в инструкции по определению себестоимости продукции.
Приведем примеры. Предприятие по масложировому производству специализируется на выпуске растительных масел, а также маргарина, майонеза и прочего. В процессе изготовления получают эту продукцию:
- Жмыхи и шроты.
- Сырой глицерин.
- Концентраты.
- Соапсточные жиры.
Часть этих остатков образуется вследствие расщепления жиров. Также в процессе производства выделяются возвратные отходы. Это подсолнечная лузга, гудроны, погоны дезодорации. Попутная продукция отличается от возвратных отходов тем, что она является более готовой с точки зрения технологических норм. Она может использоваться в качестве полуфабрикатов. Например, из полученного глицерина можно получить мыло. Попутный товар характеризуется наличием собственной производственной ценностью. Возвратный отход, в свою очередь, не может использоваться в качестве полуфабриката. Единственное направление его использования – повторное применение для производства основной продукции.
ВАЖНО! Возвратные отходы фиксируются в отчетности в качестве материальных запасов. Для этого используется субсчет счета 10.
Какой счет используется для попутной продукции
Попутный товар входит в категорию готовой продукции. Если он будет использоваться на самом предприятии, имеет смысл отнести ПТ к материально-производственным запасам. То есть для их отражения используется субсчет счета 10.
Используемые проводки
Рассмотрим бухгалтерские проводки, используемые на всех стадиях работы с попутным товаром:
- ДТ20 КТ10-1. Отпуск сырья на производство товара.
- ДТ43-3 КТ10-1. Получение попутных товаров.
- ДТ20 КТ10-1. Снижение материальных трат (сторно).
- ДТ62 КТ901-1. Реализация попутных товаров.
- ДТ90-2 КТ43-3. Списание реализованных ПТ.
- ДТ20 КТ10-1. Отображены материальные траты, приходящиеся на основные изделия.
- ДТ20 КТ70,69. Отображение трат по оплате труда и взносов.
- ДТ43-2 КТ20. Включение сырья в стоимость товара.
- ДТ43-1 КТ20. Включение в стоимость зарплат и взносов.
ВАЖНО! Каждая проводка включает в себя сумму операции, а также наименование первичных документов. Себестоимостью ПТ можно считать среднерыночную стоимость, помноженную на коммерческие траты и нормативный доход.
Как распределить траты по основной и попутной продукции
Если в компании действует комплексный производственный цикл, требуется распределять траты по основной и попутной продукции. Рассмотрим методы распределения:
- Исключение трат. В данном случае действует строгое разделение продукции на основную и попутную. Определяется объем производственных трат, а затем из него вычитается себестоимость попутных товаров. Получившийся остаток будет считаться себестоимостью основной продукции. Метод актуален только в том случае, если четко определены критерии основных и попутных товаров. Объем последних должен быть минимальным. Если какие-либо изделия производятся одним цехом, а затем направляются в другой цех для последующей переработки, они будут считаться попутными полуфабрикатами. При их оценке во внимание принимается производственная себестоимость. Основывается она на оптовой стоимости сырья, которое позволяют заменить эти полуфабрикаты.
- Распределение затрат. Способ актуален для комплексных производств, на которых выпускаются разные виды продукции. Попутные товары при этом не образуются. В данном случае нужно общие производственные траты разделить между разными видами изготовленных товаров. При этом используется пропорция с коэффициентами, обоснованными с финансовой точки зрения. Коэффициенты устанавливаются на основании норм изготовления конкретных предметов: единица используемого сырья, соотношение трат на переработку, потребительские свойства.
- Комбинированный. Сочетает в себе инструменты двух методов. Актуален в том случае, если компания одновременно изготавливает разные категории основной и попутной продукции. Первый шаг в рамках этого метода – вычитание из общей суммы стоимости попутных товаров. Остаток распределяется по товарным секторам. При этом используются коэффициенты.
Комбинированный метод считается наиболее сложным. Если он используется в компании со сложным многолинейным комплексным производством, себестоимость сегментов нужно определять в соответствии со следующими шагами:
- Из общей суммы трат отнимается себестоимость линеек товара.
- Из образованной суммы отнимаются расходы, связанные с производством определенных товарных позиций.
- Остаток распределяется на основании коэффициентов.
- Устанавливается общий объем себестоимости. Для этого нужно соединить непосредственные и разделенные траты.
Подходящий метод определяется в зависимости от особенностей производства.
Что собой представляет побочная продукция
Такой термин, как побочная продукция, содержится в Методических рекомендациях по бухучету. Он актуален для растениеводства. Побочный товар – это изделия, которые получены во время производства основной продукции. Отличается второстепенностью. То есть получение этих изделий – не цель деятельности компании. Рассмотрим примеры побочной продукции:
- Солома.
- Кукурузные стебли.
- Корзинки от подсолнечника.
- Ботва от различных овощей (картофеля, свеклы).
Калькуляция побочных изделий выполняется только в том случае, если их много. К примеру, в процессе производства остается много соломы. Однако калькуляция используется редко, так как обычно побочной продукции образуется мало. Если изделия обладают хозяйственной ценностью, их можно калькулировать наравне с прочими разновидностями товаров.
Установление стоимости побочных изделий связано с калькуляцией себестоимости основных товаров. Из совокупности трат на производство основных изделий вычитается стоимость побочных изделий. Последняя определяется по стоимости, установленной в организации. Получившийся остаток и является себестоимостью основного товара. Побочные изделия нужно оценивать:
- по плановой стоимости;
- по ценам реализации;
- по ценам, подходящим для использования в самой фирме.
За основу можно взять расценки на аналогичную продукцию производства других компаний. Побочная продукция по своим характеристикам схожа с возвратными отходами. Поэтому следует учитывать ее на счете МПЗ. Списание происходит по аналогии с возвратными ценами.
Бухучет побочной продукции
Побочные изделия нужно фиксировать на субсчете к счету 27. Аналитический учет осуществляется по видам товара.
К СВЕДЕНИЮ! Побочный товар – термин, актуальный для узкой сферы растениеводства. Как правило, остатки, получаемые в ходе производства, называются именно попутной продукцией.
По какой стоимости следует учитывать материалы получаемые в порядке попутной добычи
Локальные сметные расчеты (сметы)
4.1. Локальные сметные расчеты (сметы) на отдельные виды строительных и монтажных работ, а также на стоимость оборудования составляются исходя из следующих данных:
параметров зданий, сооружений, их частей и конструктивных элементов, принятых в проектных решениях;
объемов работ, принятых из ведомостей строительных и монтажных работ и определяемых по проектным материалам;
номенклатуры и количества оборудования, мебели и инвентаря, принятых из заказных спецификаций, ведомостей и других проектных материалов;
действующих сметных нормативов и показателей на виды работ, конструктивные элементы, а также рыночных цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения и услуги.
4.2. Локальные сметные расчеты (сметы) составляются:
а) по зданиям и сооружениям:
на строительные работы, специальные строительные работы, внутренние санитарно-технические работы, внутреннее электроосвещение, электросиловые установки, на монтаж и приобретение технологического и других видов оборудования, контрольно-измерительных приборов (КИП) и автоматики, слаботочных устройств (связь, сигнализация и т.п.), приобретение приспособлений, мебели, инвентаря и др.;
б) по общеплощадочным работам:
на вертикальную планировку, устройство инженерных сетей, путей и дорог, благоустройство территории, малые архитектурные формы и др.
4.3. При проектировании сложных зданий и сооружений, осуществляемых несколькими проектными организациями, а также при формировании сметной стоимости по пусковым комплексам допускается составление на один и тот же вид работ двух и более локальных сметных расчетов (смет).
4.4. В локальных сметных расчетах (сметах) производится группировка данных в разделы по отдельным конструктивным элементам здания (сооружения), видам работ и устройств в соответствии с технологической последовательностью работ и учетом специфических особенностей отдельных видов строительства. По зданиям и сооружениям может быть допущено разделение на подземную часть (работы «нулевого цикла») и надземную часть.
Локальный сметный расчет (смета) может иметь разделы:
по строительным работам — земляные работы; фундаменты и стены подземной части; стены; каркас; перекрытия, перегородки; полы и основания; покрытия и кровли; заполнение проемов; лестницы и площадки; отделочные работы; разные работы (крыльца, отмостки и прочее) и т.п.;
по специальным строительным работам — фундаменты под оборудование; специальные основания; каналы и приямки; обмуровка, футеровка и изоляция; химические защитные покрытия и т.п.;
по внутренним санитарно-техническим работам — водопровод, канализация, отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха и т.п.;
по установке оборудования — приобретение и монтаж технологического оборудования; технологические трубопроводы; металлические конструкции (связанные с установкой оборудования) и т.п.
4.5. Стоимость работ в локальных сметных расчетах (сметах) в составе сметной документации может приводиться в двух уровнях цен:
в базисном уровне, определяемом на основе действующих сметных норм и цен 2001 года;
в текущем (прогнозном) уровне, определяемом на основе цен, сложившихся ко времени составления смет или прогнозируемых к периоду осуществления строительства.
4.6. При составлении локальных сметных расчетов (смет) используются расценки из соответствующих сборников, при этом в каждой позиции локального сметного расчета (сметы) указывается шифр нормы, состоящий из номера сборника (два знака), номера раздела (два знака), порядкового номера таблицы в данном разделе (три знака) и порядкового номера нормы в данной таблице (один — два знака). Параметры отдельных характеристик (длина, высота, площадь, масса и т.д.), приведенные со словом «до», следует понимать включительно, а со словом «от» — исключая указанную величину, т.е. свыше.
При составлении локальных сметных расчетов (смет) учитываются условия производства работ и усложняющие факторы.
Коэффициенты, учитывающие условия производства работ, и усложняющие факторы приведены в приложении N 1 настоящей Методики.
Если усложняющие факторы учтены элементными сметными нормами и единичными расценками, коэффициенты, приведенные в приложении N 1, не применяются.
При ссылках в локальных сметных расчетах (сметах) на техническую часть или вводные указания сборников расценок или другие нормативные документы в графе «шифр, номера нормативов и коды ресурсов» после номера сборника и расценки указывается начальными буквами ТЧ или ВУ и номер соответствующего пункта, например: ТЧ-5 или ВУ-4, а при учете в позициях локальных смет (смет) коэффициентов (приведены в приложении N 1), учитывающих условия производства работ, в графе 2 сметы указывается величина этого коэффициента, а также сокращенное наименование и пункт нормативного документа.
4.7. При составлении локальных сметных расчетов (смет) на работы по реконструкции, расширению и техническому перевооружению действующих предприятий, зданий и сооружений учитываются усложняющие факторы и условия производства таких работ с помощью соответствующих коэффициентов, приведенных в соответствующих сборниках сметных норм и расценок («Общие положения»).
Выполняемые при ремонте и реконструкции зданий и сооружений работы, аналогичные технологическим процессам в новом строительстве, следует нормировать по соответствующим сборникам ГЭСН-2001 на строительные и специальные строительные работы (кроме норм сборника ГЭСН N 46 «Работы при реконструкции зданий и сооружений») с применением коэффициентов 1,15 к нормам затрат труда и 1,25 к нормам времени эксплуатации строительных машин. Указанные коэффициенты допускается применять совместно с коэффициентами, приведенными в Приложении N 1 к настоящей Методике.
4.8. При ведении земляных работ на территории, отведенной под строительство в местах, относимых в установленном порядке к районам бывших военных действий, к расценкам на разработку грунта на глубину до 2-х метров экскаваторами или бульдозерами, а также на корчевку пней рекомендуется применять коэффициент 1,4.
4.9. По работам, в технологии производства которых предусмотрена сварка металлоконструкций, металлопроката, стальных труб, листового металла, закладных деталей и др. металлоизделий, элементные сметные нормы и единичные расценки разработаны из условия применения углеродистой стали.
При применении нержавеющей стали к нормам затрат труда, предусмотренных в составе единичных расценок, рекомендуется применять коэффициент 1,15.
4.10. Стоимость, определяемая локальными сметными расчетами (сметами), может включать в себя прямые затраты, накладные расходы и сметную прибыль.
Прямые затраты учитывают стоимость ресурсов, необходимых для выполнения работ:
материальных (материалов, изделий, конструкций, оборудования, мебели, инвентаря);
технических (эксплуатации строительных машин и механизмов);
трудовых (средства на оплату труда рабочих, а также машинистов, учитываемые в стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов).
В составе прямых затрат отдельными строками могут учитываться разница в стоимости электроэнергии, получаемой от передвижных электростанций, по сравнению со стоимостью электроэнергии, отпускаемой энергосистемой России, и другие затраты.
Накладные расходы учитывают затраты строительно-монтажных организаций, связанные с созданием общих условий производства, его обслуживанием, организацией и управлением.
Сметная прибыль включает в себя сумму средств, необходимых для покрытия отдельных (общих) расходов строительно-монтажных организаций на развитие производства, социальной сферы и материальное стимулирование.
Начисление накладных расходов и сметной прибыли при составлении локальных сметных расчетов (смет) без деления на разделы производится в конце сметного расчета (сметы), за итогом прямых затрат, а при формировании по разделам — в конце каждого раздела и в целом по сметному расчету (смете).
4.11. Локальные сметные расчеты (сметы) рекомендуется составлять с учетом приложения N 2 к настоящей Методике.
При использовании ресурсного или ресурсно-индексного метода рекомендуется применять образец N 4 (приложение N 2), в которой производятся выделение, суммирование ресурсных показателей с определением стоимости в соответствующем уровне цен, или образец N 5 (приложение N 2), на основе которой в составе локальной ресурсной ведомости выделяются и суммируются ресурсные показатели, а затем по образцу N 4 определяется стоимость работ (размер затрат).
4.12. В случаях, когда в соответствии с проектными решениями осуществляются разборка конструкций или снос зданий и сооружений по конструкциям, материалам и изделиям, пригодным для повторного применения, за итогом локальных сметных расчетов (смет) на разборку, снос (перенос) зданий и сооружений справочно приводятся возвратные суммы (суммы, уменьшающие размеры выделяемых заказчиком капитальных вложений). Эти суммы не исключаются из итога локального сметного расчета (сметы) и из объема выполненных работ. Они показываются отдельной строкой под названием «В том числе возвратные суммы» и определяются на основе приводимых также за итогом расчета (сметы) номенклатуры и количества получаемых для последующего использования конструкций, материалов и изделий. Стоимость таких конструкций, материалов и изделий в составе возвратных сумм определяется по цене возможной реализации за вычетом из этих сумм расходов по приведению их в пригодное для использования состояние и доставке в места складирования.
Стоимость материалов, получаемых в порядке попутной добычи (камень, щебень, песок, лес и др.), при наличии возможности их реализации рекомендуется учитывать по сложившимся в регионе ценам.
В случае невозможности использования или реализации материалов от разборки или попутной добычи их стоимость в возвратных суммах не учитывается.
Конструкции, материалы и изделия, учитываемые в возвратных суммах, рекомендуется отличать от так называемых оборачиваемых материалов (опалубка, крепление и т.п.), применяемых в соответствии с технологией строительного производства по нескольку раз при выполнении отдельных видов работ.
4.13. При выполнении отдельных видов работ в соответствии с технологией строительного производства отдельные материалы (опалубка, крепление и т.п.) используются несколько раз, т.е. оборачиваются. Неоднократная их оборачиваемость учитывается в сметных нормах и составляемых на их основе расценках на соответствующие конструкции и виды работ. В случаях, когда на объекте невозможно достичь нормативного числа оборота индустриальной опалубки, креплений и т.д., что должно быть обосновано ПОС, норма корректируется.
4.14. Стоимость оборудования, мебели и инвентаря включается в локальные сметные расчеты (сметы).
При использовании оборудования, числящегося в основных фондах, пригодного для дальнейшей эксплуатации и намечаемого к демонтажу и переносу в строящееся (реконструируемое) здание, в локальных сметных расчетах (сметах) предусматриваются только средства на демонтаж и повторный монтаж этого оборудования, а за итогом сметы справочно показывается его балансовая стоимость, учитываемая в общем лимите стоимости для определения технико-экономических показателей проекта.
Учет материалов, получаемых от разборки конструкций зданий и сооружений
При решении вопросов об отражении в смете доходов и затрат, связанных с использованием возвратных материалов, следует руководствоваться следующими положениями:
а) возвратные материалы являются собственностью заказчика;
б) стоимость возвратных материалов подлежит исключению из суммы оплаты при расчетах за выполненные работы;
в) условия передачи и взаиморасчетов за возвратные материалы определяются заказчиком и подрядчиком при заключении договора подряда. При этом возможны три случая:
· устанавливается ответственность подрядчика за сохранность материалов при разборке и доставке на склад заказчика (элементы декора, ценных интерьеров и т.д.). Затраты подрядчика заказчик оплачивает по договорным ценам.
· предусматривается передача возвратных материалов подрядчику для дальнейшего их использования в работах. Стоимость возвратных материалов определяется и исключается при оплате выполненных работ;
· не оговаривается порядок использования возвратных материалов. Они рассматриваются как строительный мусор, удаление которого с площадки заказчик обязан согласовать с соответствующими органами (определить место складирования) и оплатить затраты подрядчика по погрузке и вывозу строительного мусора.
МДС 81-38.2004: «количество пригодных для применения возвратных материалов, а также конкретная масса негодных материалов и строительного мусора, подлежащих вывозу на свалку, определяются на основании двусторонних актов обследования и осмотра их в натуре».
Возвратные суммы (определяющие стоимость материалов и изделий, пригодных для повторного применения) справочно приводятся за итогом локальных смет на разборку зданий и сооружений. Эти суммы не исключаются из итога сметы и показываются отдельной строкой под названием "В том числе возвратные суммы". Определяются на основе приводимых также за итогом сметы номенклатуры и количества получаемых для последующего использования конструкций, материалов и изделий. Стоимость их определяется по цене возможной реализации за вычетом из этих сумм расходов по приведению материалов в пригодное для использования состояние и доставке в места складирования.
Стоимость материалов, получаемых в порядке попутной добычи (камень, щебень, песок, лес и др.), при наличии возможности их реализации рекомендуется учитывать по сложившимся в регионе ценам.
Ремонтными расценками не учтены затраты по погрузке и вывозке строительного мусора и материалов негодных для дальнейшего применения. Эти затраты должны определяться и включаться в смету, исходя из действующих тарифов на перевозки грузов для строительства, массы мусора в тоннах и расстояний отвозки его от строительной площадки до места свалки.
В некоторых расценках на ремонтно-строительные работы приводятся ориентировочные натуральные показатели (масса) выхода строительного мусора. В прочих случаях масса строительного мусора может приниматься усредненной по нормам, приводимым в МДС 38, ОУ к сборникам ТЕРр и главе № 6 МТСН 81-98 «Ремонтно-строительные работы»:
— при разборке бетонных конструкций — 2400 кг/м 3 ;
— при разборке железобетонных конструкций -2500 кг/м 3 ;
— при разборке конструкций из кирпича, камня, отбивке штукатурки и облицовочной плитки -1800 кг/м 3 ;
— при разборке конструкций деревянных и каркасно-засыпных — 600 кг/м 3 ;
— при выполнении прочих работ по разборке (кроме работ по разборке металлоконструкции и инженерно-технологического оборудования) -1200кг/м 3 .
Масса разбираемых металлоконструкций и инженерно-технологического оборудования должна приниматься по проектным данным. (МДС-38)
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Общие положения
При выполнении ремонтно-реконструктивных работ по разборке строительных конструкций и демонтажу инженерного оборудования, а также при сносе зданий и сооружений образуются возвратные ресурсы:
— материалы повторного использования (возвратные материалы) — бывшие в употреблении строительные материалы, детали, изделия и конструкции;
— вторичное сырье — утилизируемые в порядке попутной добычи отходы (лом кирпичный, бетонный, асфальтобетонный, стеклянный; кирпичный и каменный щебень; дрова; металлолом);
Повторно используемыми следует считать материалы и изделия, полученные от разборки строительных конструкций и демонтажа инженерного оборудования и применяемые вновь на объектах ремонта, реконструкции и строительства, в том числе после их восстановления или переработки в изделия. В ремонтно-строительном производстве проблема образования и использования возвратных материалов, получаемых от разборки конструкций, всегда была актуальной и трудноразрешимой.
В административно-командной системе управления проблема решалась на основе максимального использования на объектах реконструкции и капитального ремонта «старых», бывших в употреблении материалов, полученных при смене, замене, ремонте и разборке строительных конструкций на этом объекте ремонт. За счет расчетной сметной стоимости этих «возвратных материалов» уменьшался объем финансирования из бюджетных источников ассигнований на реконструкцию и капитальный ремонт жилых и общественных зданий и сооружений.
В условиях централизованного отраслевого управления ремонтно-строительным производством проблема «возвратных материалов» была решена административным путем, возложив на подрядчика все работы и затраты по получению и использованию материалов, полученных от разборки строительных конструкций и инженерного оборудования. Законодательно такое решение было закреплено в Инструкции о составе, порядке разработки, согласовании и утверждении проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий (ВСН 55-87р) положением, когда за итогом объектной сметной стоимости ремонтно-строительных работ определяется нормативная стоимость возвратных материалов и на эту сумму уменьшается объем финансирования капитального ремонта конкретного объекта. Таким образом, подрядчик был поставлен в условия изыскивать ресурсы, которые не оплачивались заказчиком, и выполнять при этом несвойственные строителям функции производителя строительных материалов, деталей и конструкций.
В плановой централизованной экономике сметная стоимость строительства и ремонта была слабо связана с потребностью конкретного объекта строительства и ремонта в ресурсах. Финансовые ресурсы планировались и выделялись через систему «титульных списков» капитальных вложений и планов капитального ремонта, а материальные ресурсы на выполнение утвержденной программы работ подрядные организации получали по «фондам» — лимиту годовой потребности в ресурсах, рассчитанной по отраслевым нормам расхода материалов на 1 млн. руб. строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ. В этих условиях обеспеченность материалами отдельного объекта не имела особого значения, а недостаток финансовых ресурсов на выполнения годовой программы подрядные ремонтно-строительные организации, компенсировали разными внеэкономическими приемами.
В плановой экономике возвратные материалы от разборки конструкций практически не использовались. Подрядчику было невыгодно отвлекать дефицитных рабочих-строителей на приведение возвратных материалов в годное к дальнейшему применению состоянию или организовывать подсобное производство по облагораживанию возвратных материалов, а попытки создать в административном порядке городские и региональные базы по сбору и переработке возвратных материалов оказались неудачны из-за отсутствия какой-либо нормативной базы функционирования таких предприятий.
Как правило, возвратные материалы, потенциально годные к дальнейшему хозяйственному обороту, уничтожались уже на этапе их получения — при разборке конструкций или сносе зданий. В лучшем случае, материалы от разборки нелегальными путями попадали населению и использовались как строительные материалы или как дрова, а предложения организовать официальную легальную продажу возвратных материалов населению не могли быть реализованы из-за прямого запрета властей на такую деятельность.
Основным нормативно-методическим документом по использованию возвратных материалов в строительстве продолжает оставаться «Инструкция по повторному использованию изделий, оборудования и материалов в жилищно-коммунальном хозяйстве» — ВСН 39-83(р), утвержденная приказом Госгражданстроя от 26 декабря 1983 г. № 414 по согласованию с Госстроем СССР.
Инструкция устанавливает систему технических и организационных мероприятий по повторному использованию изделий, оборудования и материалов, получаемых от разборки строительных конструкций и демонтажа инженерного оборудования жилых, коммунальных и других общественных зданий при их капитальном ремонте, реконструкции и сносе. Показатели технических и организационных мероприятий в Инструкции содержат только описательные характеристики разбираемых конструкций и получаемых возвратных материалов с рекомендациями по их первичной переработке и направлениям использования материалов и изделий, полученных от разборки и демонтажа. При этом, — «целесообразность повторного использования материалов и изделий на объектах ремонта и строительства должна устанавливаться на основе технико-экономического обоснования при разработке норм их выхода с учетом затрат на восстановление и переработку».
В соответствии с Инструкцией по повторному использованию изделий, оборудования и материалов в жилищно-коммунальном хозяйстве: — «Сохранность повторно используемых материалов и изделий должна быть обеспечена на всех этапах подготовки и проведения работ, включающих: предпроектное техническое обследование; подготовку и передачу объекта подрядной организации; производство работ на объекте; транспортирование и хранение материалов и изделий; приведение материалов и изделий в годное состояние. Сохранность объекта, подлежащего капитальному ремонту, реконструкции или сносу, включая его конструктивные элементы, изделия, материалы и элементы систем инженерного оборудования, должна быть обеспечена эксплуатирующей организацией до приемки объекта подрядчиком. Сохранность материалов и изделий, получаемых от разборки конструкций и демонтажа оборудования, с момента передачи объекта заказчиком подрядчику должна быть обеспечена подрядчиком до завершения их повторного использования в ремонтно-строительном (строительном) производстве или возврата заказчику».
Инструкция ВСН 39-83(р) регламентирует порядок образования, учета, переработки и использования возвратных материалов: — «Материалы и изделия, повторное использование которых на объекте предусмотрено проектно-сметной документацией, должны быть подрядчиком или заказчиком (в соответствии с обязательствами сторон, определенными договорными условиями) приведены в состояние, годное для повторного применения в условиях строительной площадки, мастерских, либо на специализированных производственных предприятиях. Материалы и изделия, предназначенные для реализации населению, восстановлению и переработке не подлежат. Годные материалы и изделия, не используемые на данном объекте, подрядчик обязан передать заказчику или с его согласия использовать для своих нужд ».
При переходе на рыночные отношения в вопросе получения и применения возвратных материалов мало что изменилось. В основном методическом документе по ценообразованию в строительстве — Своде правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации (СП 81-01-94), подход к проблеме возвратных материалов остался без изменений. Все прочие методические материалы административного характера, выпущенные Госстроем РФ с 1995 по 2005 г. или имели ссылки на положения Свода правил, или включали прямые цитаты из СП 81-01-94.
Следует также отметить, что все документы по сметному ценообразованию и нормированию в строительстве, разработанные и опубликованные Госстроем РФ после 1991 г. не прошли регистрацию в Минюсте РФ и в соответствии с законодательством не являются официальными нормативными актами межотраслевого действия, не могут служить основанием для регулирования соответствующих взаимоотношений и на них нельзя ссылаться при решении хозяйственных споров.
Свод правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации, СП 81-01-94, п.13.2.9.:
— «Если в соответствии с проектными данными осуществляется разборка конструкций (металлических, железобетонных или других), снос зданий и сооружений, в результате чего намечается получить конструкции, материалы и изделия, пригодные для повторного применения, или производится попутная строительству добыча отдельных материалов (камень, щебень, лес и др.), то за итогом локальных сметных расчетов (смет) на разборку, снос (перенос) зданий и сооружений и другие работы справочно указываются возвратные суммы, т.е. суммы, уменьшающие размеры выделяемых заказчиком капитальных вложений, не исключаемые из итога локального сметного расчета (сметы) и из объема выполненных работ.
Эти суммы показываются отдельной строкой под названием в том числе возвратные суммы» и определяются на основе приводимых также за итогом расчета (сметы) номенклатуры и количества получаемых для последующего использования конструкций, материалов и изделий. Стоимость таких конструкций, материалов и изделий в составе возвратных сумм определяется по свободным (рыночным) ценам за вычетом из этих сумм расходов по приведению их в пригодное для использование состояние и доставке в места складирования. Стоимость материалов, получаемых в порядке попутной добычи, при невозможности использования их на данном строительстве, но при наличии возможности реализации учитывается по действующим в регионе ценам.
В случае невозможности (что должно быть подтверждено соответствующими документами) использования или реализации материалов от разборки или попутной добычи их стоимость в возвратных суммах не учитывается».
Принципиально не меняя административных плановых решений проблемы возвратных материалов, формулировки СП 81-01-94 позволяют применять в договорных отношениях гражданско-правового характера (подрядных контрактах на реконструкцию и ремонт) решения рыночного характера. Это основывается, во-первых, на установлении справочного характера возвратных сумм в сметах и, во вторых, на необходимости обоснования применения возвратных материалов на конкретных объектах ремонта.
Современный подход к решению проблемы возвратных материалов, отражающий переход к рыночным отношениям, основан на новой концепции ценообразования и сметного нормирования в строительстве, которая устанавливает «гибкий, вариантный подход к вопросам ценообразования, без жесткой регламентации и чрезмерной централизации и соблюдение принципа равноправия участников инвестиционного процесса, обязательного взаимного согласия сторон по принимаемым решениям в ходе согласования свободных (договорных) цен на строительную продукцию».
Сегодня отсутствуют какие-либо законодательные нормативные документы, определяющие обязательный или рекомендательный порядок определения количества возвратных материалов и уменьшения объемов финансирования ремонта на величину расчетной стоимости возвратных материалов. Кроме того, в современных условиях использование возвратных материалов на объекте их получения организационно нереально, технически недопустимо и практически невозможно.
Решение проблемы получения и использования возвратных материалов и вторичных ресурсов, полученных от разборки, демонтажа и сноса, в рыночных условиях хозяйствования возможно на основе реализации следующих концептуальных положений:
— все возвратные материалы, полученные при разборке и ремонте объекта, являются собственностью заказчика (собственника здания), а стоимость возвратных материалов при их реализации включаются заказчиком в объем финансирования капитального ремонта;
— взаимоотношения и взаиморасчеты заказчика и подрядчика сторон по получению (в номенклатуре и количестве) возвратных материалов является предметом отдельного договора (или специального раздела договора строительного подряда) без увязки со сметной стоимостью и договорной ценой ремонтных работ на объекте.
Договорные условия
Рыночное ценообразование предполагает разделение порядка определения количества возвратных материалов и расчета стоимости реализации возвратных материалов.
Правила определения номенклатуры, количество и качества возвратных материалов, получаемых при разборке конструкций и оборудования, обязательно включается в договор на выполнение подрядных работ по реконструкции, капитальному ремонту и сносу зданий и сооружений.
Порядок учета возвратных материалов устанавливается исходя из условия, что все возвратные материалы принадлежат собственнику ремонтируемого объекта (заказчику), а все затраты при получении возвратных материалов и вся прибыль от их реализации относятся на результаты его хозяйственной деятельности.
Во всех случаях стоимость возвратных материалов определяется как цена их реализации на региональном рынке и не должна увязываться с договорной сметной стоимостью подрядных ремонтно-строительных работ ремонта или сноса объекта, на котором получены эти возвратные материалы.
Отказ от учета возвратных сумм в договорной стоимости подрядных работ по ремонту объекта основан на применении современной технологии ремонтно-строительных работ, жестких технических условиях, предъявляемых к качеству используемых материалов и их сертификации, а также требований, установленных к долговечности, работоспособности и качеству отремонтированных конструкций.
В договоре строительного подряда на реконструкцию и ремонт рекомендуется фиксировать следующие условия и порядок взаимоотношений заказчика и подрядчика в системе определения и использования возвратных материалов:
— все возвратные материалы, получаемые на объекте ремонта, являются собственностью заказчика (владельца объекта) и используются им по своему усмотрению;
— стоимость возвратных материалов при формировании договорной цены подрядных работ и в определении размера финансирования подрядчика не учитывается;
— в сметной стоимости ремонта устанавливаются только затраты на образование, перемещение и вывозку с объекта возвратных материалов и строительного мусора;
— перечень и объем возвратных материалов определяется на основе «норм выхода возвратных материалов» к работам по разборке конструкций и оборудования;
— корректировка перечня и количества возвратных материалов, полученных сметным расчетом, допускается только по взаимному соглашению заказчика и подрядчика;
— применение возвратных материалов на объектах ремонт в любых конструкциях допускается только по специальному разрешению заказчика и с согласия подрядчика.
Рекомендации основаны на рыночной системе учета и использования возвратных материалов и определяют ответственность подрядчика за получение возвратных материалов и доставку их на склад заказчика ч перечне и объеме, установленном проектом, сметным расчетом или двухсторонним актом, и обязательством заказчика оплатить все работы по разборке конструкций и перемещению возвратных материалов и строительного и мусора в установленные места в соответствии со сметой.
Все существенные положения соглашения сторон в вопросах получения и использования возвратных материалов от разборки конструкций и оборудования обязательно включаются в текст подрядного договора на реконструкцию, ремонт или снос зданий и сооружений.
Порядок учета и реализации возвратных материалов рекомендуется принимать в зависимости от договорных условий:
— если в договоре и смете установлен объем получения и порядок передачи заказчику возвратных материалов, то эти материалы в номенклатуре и объеме доставляются на склад заказчика, а в смете отражаются все затраты на эти работы;
— если в подрядном договоре не установлен объем возвратных материалов отходов, то (по умолчанию) все материалы от разборки конструкций и оборудования учитываются как строительный мусор, а подрядчик может их перерабатывать и реализовывать по собственному усмотрению;
— если в договоре оговаривается передача заказчиком подрядчику возвратных материалов для использования на объекте ремонта и определена их договорная цена, то эта сумма не исключается из договорной стоимости подрядных работ, а расчеты между заказчиком и подрядчиком осуществляются в соответствии с правилами учета поставок «материалов заказчика в строительстве.
Реализация материалов от разборки конструкций и оборудования осуществляется заказчиком (владельцем объекта) по договорным ценам в зависимости расчетных затрат на получение и переработку возвратных материалов и от конъюнктуры регионального рынка строительных материалов.
В настоящее время, на основе вышеуказанных принципов, подготовлены современные рекомендации по сметной работе с возвратными материалами в составе Сборника средних сметных норм и расценок — СНИР «Разборка строительных конструкций и инженерного оборудования», 2006 г. (сайт Интернет — www . a 0. infostoy . ru ).
Рекомендации по учету и использованию возвратных материалов в комплексе сметных норм и расценок СНИР «Разборка конструкций» являются справочной сметно-информационной базой и не могут использоваться как заказчиком, так и подрядчиком односторонне, в бесспорном порядке.
Объем выхода возвратных материалов
В сметной документации на реконструкцию и капитальный ремонт объемы выхода возвратных материалов и строительного мусора рассчитывается на физические единицы изменения материальных ресурсов, а также в массе (тоннах) возвратных материалов и выполняются отдельным расчетом за итогом локальных смет.
Объем выхода материалов от разборки конструкций и демонтажа инженерного оборудования возврат материалов) обуславливается наличием данного материала в разбираемой конструкции, теоретически возможным получением этого материала для повторного использования при принятой технологии разборки и техническим состоянием износом) материалов разбираемой конструкции.
Количество и номенклатура возвратных материалов на объектах ремонта, реконструкции и сноса определяется «прямым счетом» — на основе результатов натурного обследования объекта ремонта, или «нормативным методом» — по сметным нормам выхода материалов и объемам работ по разборке конструкций.
Определение объема получения возвратных материалов «прямым счетом» выполняется в составе предпроектного обследования строительных конструкций и инженерного оборудования ремонтируемого здания. Выявление количества, качества и номенклатуры возвратных материалов устанавливает комиссия в составе представителей заказчика и проектной организации с привлечением специалистов необходимых специальностей.
На основе обследования определяются сметные объемы получения возвратных материалов на объекте реконструкции или ремонта и принимается технология производства ремонтных работ, обеспечивающая предусмотренный документацией выход повторно используемых материалов и изделий.
Уточнение и корректировка объема получения возвратных материалов проводятся в процессе передачи объекта ремонта в работу от заказчика подрядчику. Обследование технического состояния разбиваемых конструкций и материалов от разборки, проводимое в процессе передачи объекта ремонта подрядчику может выполняться со вскрытием конструкций или разборкой их элементов, для уточнения объем выхода и качества возвратных материалов, а также возможности использования их на данном объекте. Результаты уточнений сметных объемов возврата материалов должны оформляться соответствующими актами, подписанными заказчиком, подрядчиком и проектной организацией.
Инструкция по повторному использованию изделий, оборудования и материалов в жилищно-коммунальном хозяйстве — ВСН 39-83(р) устанавливает следующие правила определения объема возвратных материалов, учитываемого в сметной документации: — «Объем выхода и стоимость годных для повторного использования материалов и изделий должны устанавливаться в проектно-сметной документации на объекты капитального ремонта, реконструкции и сноса на основании норм выхода материалов и изделий. Объем выхода, предусмотренный нормами, может быть уточнен проектной организацией по данным предпроектного технического обследования. Из общего объема выхода должны быть выделены материалы и изделия, подлежащие повторному использованию на данном объекте».
Нормативное количество возвратных материалов на объекте ремонта рассчитывается на основе объемов работ по разборке строительных конструкций и инженерного оборудования и соответствующих нормы выхода возвратных материалов, разработанных составе сметно-нормативных баз на ремонтно-строительные работы.
Нормы выхода возвратных материалов и изделий от разборки конструкций и демонтажа оборудования разрабатываются для работ по разборке и демонтажу, на которых образуются материалы повторного использования, вторичное сырье и строительный мусор.
Базовые нормы разработаны в составе СН 436-72 — Нормы выхода материалов от разборки конструкций к сборнику № 8 ЕРЕР «Работы по реконструкции промышленных зданий и сооружений» и были использованы в сметно-нормативной базе 1984 г — ЕРЕР-84 с привязкой к соответствующим сметным работам Сборника 46 «Работы по реконструкции зданий и сооружений».
Нормы выхода материалов от разборки конструкций в составе ЕРЕР-84 и ВРЕР-87 на ремонтно-строительные работы в жилищно-коммунальном хозяйстве представлены в двух вариантах отражающих техническое состояние разбираемых конструкций — «удовлетворительное» и «неудовлетворительное». Как правило, при неудовлетворительном состоянии конструкций выход годного к дальнейшему использованию материала составляет половину нормы при удовлетворительном состоянии.
При разработке проектно-сметной документации в нормах и расценках сметно-нормативной базы 1884 г. следует учитывать, что нормы выхода материалов могут выявить только часть материалов повторного применения. Основной объем возвратных материалов, используемых на этом же объекте, образуется при включении в сметы работ по смене, замене и ремонту конструкций и инженерного оборудования. Таких норм в сметно-нормативной базе ВРЕР-87 на ремонтно-строительные работы больше половины и в них предусмотрено использование «новых» и «старых» (возвратных) материалов одновременно в восстанавливаемой конструкции. Нормы выхода возвратных материалов для таких работ не разрабатывались, поэтому установить нормативный объем выхода материалов в сметах, разработанных с использованием сметных норм ВРЕР-87, не представляется возможным.
Применение нормативного метода предусматривает наличие профессионально разработанных сметных норм выхода материалов. Нормы выхода материалов и изделий для объектов капитального ремонта входили в состав элементных сметных норм на работы по разборке и смене строительных конструкций и инженерного оборудования. В настоящее время действуют и могут применяться в сметных расчетах нормативы следующих документов:
— нормативная база 1884 г. — Нормы выхода материалов от разборки конструкций к Сборнику 46 «Работы по реконструкции зданий и сооружений»;
— нормативная база 1991 г. — Сборник сметных ном и расценок на ремонтно-строительные работы СНиР-92р, утверждены приказом Минстроя РФ от 23.07.86. № 176;
— 2006 г. (без привязки к нормативным базам) — Сборник СНИР «Разборка конструкций», раздел «Нормы выхода возвратных материалов»,
При применении современных норм СНИР «Разборка конструкций» дополнительно при формировании объемов выхода возвратных материалов для работ по разборке и демонтажу конструкций вводится показатель — «коэффициент использования» возвратных материалов.
Коэффициент использования возвратных материалов (КИ — в диапазоне от 1 до 0) представляет собой оценку технического состояния материалов разбираемой конструкции с точки зрения их повторного использования по основным потребительским свойствам: при КИ = 1 — состояние материалов хорошее и объем выхода равен нормативному; при КИ = 0 — состояние материала неудовлетворительное и весь объем возврата составляет строительный мусор.
Уточнение номенклатуры и количества возвратных материалов проводится не только при передаче объекта подрядной организации, но и в ходе выполнения ремонтно-строительных работ, а при необходимости, должны проводиться повторные технические обследования строительных конструкций. Результаты обследования оформляются актами (подписанными заказчиком, подрядчиком и проектной организацией), на основе которых выполняются сметные расчеты по выявленным дополнительным работам.
Корректировка объемов выхода возвратных материалов, а также окончательное количество и номенклатура возвратных материалов (или коэффициент использования возвратных материалов) оформляются дополнительными соглашениями к подрядному договору на ремонт объекта, если в договоре имеется оговорка на внесение подобных изменений и дополнений.
Нормы выхода возвратных материалов
В настоящее время подготовлены новые нормы выхода возвратных материалов в составе Сборника СНИР «Разборка конструкций» (сайт Интернет — www . a 0. infostoy . ru , раздел «Сметные нормы и расценки»).
Особенностью новых норм выхода возвратных материалов является значительное увеличение количества нормативов за счет работ по разборке строительных конструкций и оборудования промышленных зданий и привязка норм выхода к конструктивным элементам зданий и сооружений, а не к сметным ремонтно-строительным работам, как в предыдущих сметно-нормативных базах 1984 и 1991 г. В сметно-нормативной базе 2000 г. — ГЭСН -2001 нормы выхода возвратных материалов не разрабатывались, а вопросы образования и транспорта возвратных материалов и строительного мусора на объектах ремонта не рассматривались.
Замена измерителя нормирования показателей выхода возвратных материалов позволяет документально разделить расчеты количества возвратных материалов, определение возвратных сумм и расчеты сметной стоимости ремонта. Дополнительно новый формат норм выхода материалов позволяет корректировать нормативный объем получения возвратных материалов на конкретных объектах в зависимости от технического состояния разбираемых конструкций, физического износа возвратных материалов и планируемой технологии поэлементной разборки строительных конструкций и инженерного оборудования.
Нормы выхода материалов и изделий от разборки конструкций и демонтажа оборудования разработаны для работ, на которых образуются материалы повторного использования, вторичное сырье и строительный мусор. Отдельные нормы выхода материалов от разборки относятся к нескольким сметным работам, сметным таблицам или группе таблиц в сборниках элементных сметных норм на ремонтно-строительные работы для всех действующих в настоящее время сметно-нормативных баз.
Проектирование норм выхода возвратных материалов в Сборнике СНИР «Разборка конструкций» выполнено расчетно-аналитическим методом с использованием результатов методических и практических разработок по этой проблеме. Данные об объеме возврата по источникам исходной информации приняты в качестве экспертных оценок, по которым на основе анализа и нормативного калькулирования проектируются сметные нормы выхода материалов от разборки строительных конструкций и инженерного оборудования.
Нормы выхода разработаны по разновидностям конструктивных элемента зданий и учитывают оптимальное количество возвратных материалов, получаемое от разборки при принятой технологии поэлементного демонтажа конструкций и оборудования, и при современном уровне организации ремонтно-строительного производства. Нормативные показатели выхода возвратных материалов составляют 20-50 % количества аналогичного материала в составе разбираемой конструкции, находящейся в хорошем техническом состоянии.
Всего в сметно-информационной базе СНИР «Разборка конструкций» разработаны нормы выхода возвратных материалов по более 500 видам конструктивных элементов и инженерного оборудования зданий и сооружений жилищно-гражданского и промышленного назначения.
Нормы выхода возвратных материалов учитывают поэлементную разборку конструкций (по технологии, принятой в производственных нормах 1987 г. — сборник ЕНиР № 20 ремонтно-строительные работы, выпуск 1 — здания и промышленные сооружения), с первичной очисткой и складированием возвратных материалов и вторичного сырья на рабочем месте.
Кроме определения теоретически возможного выхода возвратных материалов для работ по разборке (разработка норм выхода материалов от разборки), необходимо установить механизм расчета реального выхода возвратных материалов для любого конструктивного элемента здания на конкретном объекте. Определение фактического объема выхода выполняется путем введения в расчет «коэффициента использования», отражающего техническое состояние (износ) возвратных материалов и возможность их повторного применения.
Коэффициент использования возвратных материалов (КИ) представляет собой оценку технического состояния материалов разбираемой конструкции с точки зрения их повторного использования по основным потребительским свойствам. Коэффициент КИ принимается в диапазоне от 1 до 0:
КИ = 1 — техническое состояние материалов разбираемой конструкции хорошее и все полученные после разборки возвратные материалы могу быть повторно использованы. Объем получения возвратных материалов на единицу разбираемой конструкции равен нормативному выходу возвратных материалов.
КИ = 0 — техническое состояние разбираемой конструкции неудовлетворительное, возвратные материалы при разборке не образуются, и весь объем выхода составляет строительный мусор. Количество строительного мусора на единицу разбираемой конструкции равно сумме показателей по строкам: