Когда командиры подразделений взводов докладывают о готовности к занятиям
234. Боевая подготовка является основным содержанием повседневной деятельности военнослужащих. Она проводится как в мирное, так и в военное время. Занятия и учения в целях овладения военнослужащими приемами действий в современном бою должны проводиться без послаблений и упрощений.
На занятиях и учениях должен присутствовать весь личный состав полка, за исключением военнослужащих, находящихся в суточном наряде или привлеченных для выполнения задач, предусмотренных приказом командира полка.
С солдатами и сержантами, освобожденными по болезни от полевых занятий, по приказу командира роты организуются занятия в классе.
Командиры (начальники), виновные в отрыве личного состава от занятий по боевой подготовке, привлекаются к ответственности.
Мероприятия, определенные планом боевой подготовки и расписанием занятий, могут быть перенесены только командиром полка.
235. Занятия начинаются и заканчиваются в часы, установленные распорядком дня (регламентом служебного времени).
Перед выходом на занятия командиры отделений и заместители командиров взводов проверяют наличие подчиненных, а также по форме ли они одеты, правильно ли пригнано снаряжение и не заряжено ли оружие.
По окончании занятий и учений командиры подразделений должны лично проверить наличие и комплектность всего вооружения, военной техники и учебно-тренировочных средств, а также наличие стрелкового оружия, боеприпасов. Оружие и сумки для магазинов проверяются командирами отделений. Результаты проверки докладываются в порядке подчиненности. Неизрасходованные боеприпасы и гильзы сдаются в установленном порядке.
По окончании занятий и учений осуществляется уборка мест проведения занятий, чистка оружия и шанцевого инструмента, техническое обслуживание вооружения и военной техники.
Памятка студентам, проходящим обучение на военной кафедре (Общие положения о военном обучении студентов. Внутренняя служба на кафедре. Обязанности должностных лиц учебного взвода) , страница 5
Внутренняя служба на военной кафедре организуется применительно к требованиям Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Она имеет целью привить студентам практические навыки в выполнении требований воинских уставов, соблюдения воинской дисциплины, обеспечить высокую организованность и строевую подтянутость.
1. Утренний осмотр
На утренних осмотрах проверяется наличие студентов, их внешний вид и соблюдение ими правил личной гигиены, нали-
чие и состояние студенческих билетов.
Для утреннего осмотра по команде назначенного офицера от цикла “Для утреннего осмотра, становись” командиры взводов выстраивают свои взводы в назначенных местах. Для чего подают команду, например: “231 взвод, для утреннего осмотра в две шеренги, становись”.
Назначенный офицер цикла подает команды: “Равняйсь”, после паузы на ее выполнение “Смирно” и докладывает начальнику цикла: “Товарищ полковник. Студенты горного факультета для утреннего осмотра построены. Преподаватель цикла № 1 майор Иванов”. Начальник цикла, приняв доклад о готовности к утреннему осмотру, командует: “Командирам взводов к утреннему осмотру приступить”.
Командиры взводов (или их заместители) выходят на середину строя своих взводов подают команду “Первая шеренга, два шага вперед, шагом марш. Кругом. Командирам отделений к утреннему осмотру приступить”.
Командиры отделений проверяют наличие личного состава в строю, осматривают внешний вид студентов, проверяют выполнение ими правил личной гигиены, наличие у них студенческих билетов и их состояние, возвращают первую шеренгу на свое место. О результатах утреннего осмотра докладывают командиру взвода (или его заместителю): “Отделение равняйсь, смирно. Равнение на середину. Товарищ командир взвода, в 1-м отделении утренний осмотр проведен, отсутствует студент Петров (или все студенты налицо). Студент Иванов не подстрижен. Командир отеделения студент Воронов”.
Командиры взводов о результатах осмотра докладывают ответственному офицеру. Команды и форма рапорта командира взвода аналогична командам и форме рапорта командира отделения. По окончании утреннего осмотра начальник цикла (ответственный офицер) подает команду: “Равняйсь, смирно. Направо. К местам занятий, шагом марш”.
2. Обязанности дежурного по взводу
Дежурный по взводу назначается из студентов. Он подчиняется командиру учебного взвода и его заместителю, на занятиях — преподавателю, проводящему занятие, а в порядке внутренней службы — дежурному по кафедре.
Он отвечает за готовность учебного класса к занятиям, получение и сдачу пособий, имущества и за их сохранность.
Дежурный по взводу обязан:
— в день назначения на дежурство получить инструктаж у командира учебного взвода и изучить расписание занятий взвода на день несения службы;
— в день дежурства прибыть на военную кафедру в 8.30 и принять под расписку в специальном журнале от ответственного лица учебно-вспомогательного персонала учебный класс, в котором учебный взвод приступит к занятиям (самоподготовке);
— проверить чистоту класса, исправность мебели, наличие мела, тряпки;
— за 5-7 минут до начала занятий прибыть к преподавателю (ответственному за взвод), получить необходимую литературу, пособия, имущество и ТСО;
— по прибытии преподавателя подать команду: “Взвод, встать, смирно” и доложить преподавателю, например: “Товарищ майор, 341-й взвод в количестве 27 человек на занятия по тактико-специальной подготовке прибыл. Отсутствует студент Петров. Дежурный по взводу студент Иванов”. После команды преподавателя “Вольно”, дежурный по взводу на классных занятиях командует: “Вольно, садись!”.
Организация и планирование боевой подготовки

Тухватуллин, Д. Д. Организация и планирование боевой подготовки / Д. Д. Тухватуллин, Е. В. Чудинов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 19 (123). — С. 412-417. — URL: https://moluch.ru/archive/123/33853/ (дата обращения: 18.09.2023).
Боевая подготовка — это один из важнейших видов подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, который представляет собой целенаправленный, организованный процесс воинского обучения и воспитания личного состава, а также регулирования межличностных отношений подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления для выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначением. [5]
Боевая подготовка, как вид деятельности, является основным содержанием повседневной деятельности командующих (командиров), органов управления (штабов) и войск. Она проводится как в мирное, так и в военное время и обусловлена потребностями министерства обороны в качественной подготовки военнослужащих, подразделений, частей и соединений, способных успешно выполнять возложенные на них задачи в соответствии с уставом вооруженных сил. [1]
Непосредственным и основным организатором боевой подготовки в подразделении является командир подразделения, который согласно Устава внутренней службы обязан:
– в ходе выполнения повседневных задач организовывать в роте боевую подготовку, составлять расписание занятий на неделю, проводить занятия с офицерами, прапорщиками и сержантами, а также с личным составом подразделения;
– проверять знания и практические навыки солдат, сержантов и офицеров роты;
– еженедельно подводить итоги состояния боевой подготовки и проводить анализ;
– проверять подготовку и состояние вооружения и военной техники подразделения перед каждым выходом на учения или занятия, а также их наличие по возвращении с учений или занятий;
– принимать меры по предупреждению катастроф, аварий и поломок вооружения и военной техники, обеспечивать выполнение личным составом требований безопасности при проведении занятий, стрельб, учений и работ.
В каждой части устанавливается время, в которое командиры подразделений и взводов проверяют готовность подчиненных к занятиям, проводят инструктажи с сержантами и старшинами, проводят инструкторско — методические занятия по методике и порядку проведения предстоящих занятий, использованию тренировочных средств, учебных пособий, книг, рекомендации по организации состязания, устанавливают требования безопасности и утверждают планы проведения занятий.
Затем указанные командиры докладывают старшим начальникам о готовности руководителей и подразделений к занятиям на очередной день.
– проводить занятия с личным составом взвода по боевой подготовке и следить за правильным обучением солдат командирами отделений;
– проверять подготовку вооружения и военной техники к выходу на каждое учение или занятие, а также их наличие и состояние по возвращении с учения или занятия;
– обеспечивать выполнение требований безопасности на занятиях, стрельбах, учениях и при работе с вооружением и военной техникой;
– вести учет и анализ боевой подготовки взвода.
В соответствии с уставом вооруженных сил ему предоставляется право устанавливать продолжительность отработки учебных вопросов при проведении занятий.
Планирование боевой подготовки является творческим процессом, то есть его содержание зависит непосредственного от командира подразделения. Это делается для обеспечения своевременного и качественного выполнения поставленных задач по обучению и воспитанию личного состава.
Основой для планирования является решение командира полка на организацию боевой подготовки части. Для полноты и качества этого планирования должны выполняться следующие принципы:
– органическое единство обучения и воспитания солдат, пошаговое обучение;
– обеспечение постоянной боевой и мобилизационной готовности, полевой выучки и подчиненности всех предметов обучения тактической (тактико-специальной) подготовке;
– максимальное приближение боевой подготовки к реальной обстановке; согласованность и понимание при подготовке личного состава по задачам, предметам, срокам обучения с мероприятиями, определяющими повседневную деятельность подразделений; реальность и оперативность планирования; умелое и эффективное использование учебной материально-технической базы и учебного времени, а также стремление военнослужащих к обучению.
При планировании боевой подготовки разрабатываются и утверждаются план боевой подготовки на период обучения с тематическим расчетом часов и дней, также расписание занятий на месяц в подразделениях.
План боевой подготовки батальона на период обучения состоит из разделов и подразделов. В него входят отдельно: подготовка офицеров, прапорщиков и сержантов; подготовка подразделений; мероприятия по руководству обучением, воспитанием, укреплением и поддержанием воинской дисциплины и сплоченности. Конкретное содержание каждого раздела плана боевой подготовки зависит от условий, в которых будет организовываться и проводиться боевая подготовка.
Кроме того, в батальоне на период обучения, на основании плана боевой подготовки части на год, разрабатывается план-календарь основных мероприятий на месяц, в котором определяются виды и формы проведения учебных занятий, разрабатывается общий расчет часов учебного времени на месяц и понедельный расчет часов по предметам обучения, определяются темы занятий, количество часов на каждое из них, отрабатываемые упражнения стрельб, вождения и нормативы по боевой подготовке для всех специальностей.
Основным планирующим документом в роте является расписание проводимых занятий на неделю. Как правило, в четверг текущей недели под руководством командира батальона, командиры рот лично составляют это расписание.
Командир подразделения в установленное время дает указания по планированию боевой подготовки на очередную неделю. Для получения задачи, командиры рот и отдельных взводов прибывают с программами боевой подготовки, рабочими тетрадями и чистыми бланками расписаний занятий. Командир подводит итоги боевой подготовки, указывает положительные стороны и недостатки, отмечает отличившихся и отстающих за прошедшую неделю. Затем он ставит задачи по основным предметам обучения на очередную неделю, указывая с какими категориями офицеров, прапорщиков и сержантов и в какие дни и часы будут проводиться командирские занятия и прием зачетных стрельб.
Командиры подразделений на основе указаний командира батальона и расчета часов по предметам обучения на неделю, составляют расписание занятий.
Исходные данные для составления расписания занятий берутся:
– из выписки плана боевой подготовки батальона на предстоящую неделю, в которую входят темы занятий, сроки их отработки и время;
– из графика несения службы в гарнизонном и внутреннем наряде;
– из графика вариантов проведения физической зарядки;
Дополнительно командир подразделения учитывает тематику, сроки и порядок проведения занятий старшими начальниками с личным составом.
При подготовке к составлению расписания занятий командир роты обязан:
– изучить выписку из плана боевой подготовки подразделения на текущую неделю;
– изучить содержание отрабатываемых тем по программе боевой подготовки подразделений;
– провести рефлексию степени усвоения личным составом пройденного материала по каждому предмету обучения, а также качество отработки нормативов по боевой подготовке;
– предусмотреть комплексирование предметов обучения, особенно тактической и огневой подготовки, вождения, а также попутное использование учебных объектов.
Выписать тематику командирских занятий и определить содержание инструкторско-методических занятий с сержантами роты. Совместно с заместителем командира роты по воспитательной работе (если он имеется по штату) определить мероприятия по воспитательной, культурно досуговой и спортивно-массовой работ с учетом задач, проводимых старшими командирами. [3]
В последующем командир роты заполняет в бланке графы ротного расписания где указывает: конкретное время проведения занятий, должность руководителя, средства материального обеспечения, выделяемые на занятия, руководства и пособия с указанием статей или страниц.
В соответствии с распорядком дня планируется уход за военной техникой и вооружением, где указываются конкретные мероприятия, проводимые личным составом подразделения.
Занятия раздела «командирские, инструкторско-методические занятия с сержантами» должны предшествовать соответствующим занятиям с подразделениями. Важно учитывать, чтобы подготовка сержантов планировалась в то время, когда они свободны от занятий в составе отделений или не выступают в роли руководителей занятий, т. е. тогда, когда с личным составом занятия могут проводить другие должностные лица.
При планировании командир роты должен проявлять творчество с учетом требований предъявляемых полевой выучке, уровня подготовки личного состава и местных условий, в которых проводится обучение. Шаблона в деятельности командира роты при составлении расписания быть не может. Последовательность его работы в этом вопросе может быть различной. Это зависит от его опыта работы, знания им подчиненных и других факторов. Личностных качеств, степени образованности и морально — волевых особенностей.
В пятницу ротные расписания вывешиваются на видном месте с тем, чтобы с ними ознакомился весь личный состав. Отработанные расписания хранятся в течение всего учебного года, как отчетный документ выполнения программы боевой подготовки. Расписание занятий утверждается командиром батальона не позднее пятницы каждой недели. Перед его утверждением командир роты представляет его начальнику штаба, который проверяет правильность планирования всех занятий и других мероприятий. Он определяет полноту включения в расписание всех тем, количество часов на их отработку, руководителей и учебные места.
Каждый командир подразделения обязан вести учет результатов боевой подготовки, во взводе индивидуальный и за отделения; в роте за отделения — экипажи, взводы и сержантов роты; в штабе батальона за роты, отдельные подразделения и офицеров. Учет должен быть, качественным, своевременным, объективным и регулярным.
Главным документом по учету боевой подготовки в подразделении является журнал учета боевой подготовки роты на учебный год. Он ведется лично командиром роты и хранится в канцелярии роты в течение года, потом сдается в архив.
Журнал учета боевой подготовки роты состоит из десяти разделов в него входят:
- Порядок и правила ведения журнала.
- Строгий учет отработанных тем по предметам обучения. На каждый предмет выделяется определенное количество страниц, учет ведется по неделям за каждое подразделение в целом.
- Выписка результатов учебных стрельб. Учет ведется за каждый взвод по категориям, по виду оружия, номеру выполняемого упражнения и за подразделение в целом.
- Оценка результатов вождения боевых машин. Учет аналогичный.
- Стаж каждого военнослужащего по практическому вождению машин (танков). Учет ведется в индивидуальном порядке за каждого военнослужащего и за все занятия по вождению нарастающим итогом. В этом разделе также учитываются различные перегоны техники, а также вождение во время учений и на других занятиях.
- Учет отличников боевой подготовки. В этом разделе записываются военнослужащие — отличники боевой подготовки, отданные приказом по части.
- Отбор классных специалистов и перспектива их подготовки на период обучения. Учет ведется за каждого военнослужащего, имеющего классность или планирующего ее иметь к концу учебного года.
- Сдача нормативов Военно-спортивного комплекса. Учет ведется за каждого военнослужащего, в числителе показанный результат, в знаменателе дата сдачи, а перед дробью форма одежды: «С» спортивная, «В» военная.
- Командирские и инструкторско-методические занятия с сержантами. На каждый предмет выделяется определенное количество страниц, учет ведется в индивидуальном порядке за каждого сержанта.
- Полученные замечания и указания старших начальников. После проверки занятий в роте проверяющий в этом разделе записывает замечания и рекомендации по проверенным занятиям.
Журнал учета боевой подготовки взвода на период обучения ведется на всех занятиях лично командиром взвода, а в его отсутствие заместителем командира взвода и хранится в канцелярии роты.
Журнал учета боевой подготовки взвода состоит из шести разделов:
Правила ведения журнала.
Именной список личного состава. Он составляется согласно штатно-должностному расчету взвода и включает анкетные данные на каждого военнослужащего, необходимые командиру для проведения индивидуальной воспитательной работы.
Учет посещаемости занятий, успеваемости и отработанных тем (нормативов) по предметам обучения. На каждый предмет обучения отводится количество листов, необходимое для занесения в него всех занятий (учений, стрельб, тренировок) по данному предмету. В этом же разделе учитываются выполнение нормативов и время работы каждого военнослужащего на технике. Слева подклеивается список взвода, где указывается должность, воинское звание, фамилия и инициалы. По каждому занятию руководитель выставляет индивидуальные оценки всем опрошенным (проверенным) военнослужащим, а по окончании отработки темы каждому солдату (сержанту) выводит итоговую оценку по пройденной теме. Итоговые оценки заносятся в очередную свободную графу и по ним определяется оценка каждого отделения (экипажа) и за весь взвод.
Учет результатов выполнения упражнений по вождению машин. В этом разделе учитываются оценки за все выполняемые упражнения в целом и отдельно по скорости и за технику вождения и другие данные, необходимые для анализа качества подготовки обучаемого по данному упражнению.
Замечания старших начальников. После проверки занятий во взводе проверяющий в этом разделе записывает недостатки и рекомендации по проверенным занятиям.
Журналы учета боевой подготовки систематически проверяются старшими начальниками и обязательно при проверке и инспектировании подразделения.
Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий: Результативность каждого занятия зависит, прежде всего, от военно — профессиональных знаний командира и его методического мастерства. Однако какими бы знаниями и опытом ни обладал командир, он должен всегда тщательно готовиться к каждому занятию и знать углубленно материал. Всегда необходимо помнить, что военное обучение и воспитание — это творческий процесс, нуждающийся в постоянном совершенствовании и требующий чуткого психологического понимания подчиненных, это достигается при частых занятиях с личным составом и при работе с ним. Полноценность занятия достигается всесторонней подготовкой не только командира, но и подчиненных. Занятие должно быть понятным по цели, конкретным по содержанию, наглядным и четко организованным по возможности использование мультимедийных систем и обучающих фильмов.
При подготовке к занятию необходимо ознакомиться с расписанием занятий и программой боевой подготовки, тему и содержание занятия, выделив в нем главное, определить и четко сформулировать цель занятия, т. е. то, чему необходимо обучить солдат и сержантов. После этого определить метод проведения занятия, наметить приемы и действия по изучению отдельных вопросов, а также продумать вопрос о том, как увязать данную тему с предыдущей, а также произвести расчет времени. Затем изучить соответствующие статьи уставов, наставлений, приказы Министра обороны РФ, а также другие руководящие указания и документы, учебные пособия, освещающие методику обучения солдат и сержантов по вопросам темы;
– подобрать поучительные примеры из жизни своего подразделения или других подразделений части;
– отработать приемы и действия, необходимые для показа солдатам и сержантам;
– определить место проведения занятия и подготовить его;
– подготовить необходимое материальное обеспечение: учебные пособия, схемы, плакаты, чертежи, таблицы, учебные приборы, макеты, учебное оружие, диафильмы, кинофильмы и т.д.;
– продумать организацию и порядок проведения занятия и составить план-конспект;
– проверить, как солдаты и сержанты готовятся к занятию.
Готовясь к занятию, руководитель кроме того должен учесть степень подготовки обучаемых, опыт проведения предыдущих занятий, степень их подготовки, состояние и наличие материальной и технической базы. Методические советы и рекомендации по проведению инструктажа сержантов. Инструктаж сержантов следует проводить перед каждым занятием. (как правило, он проводится во время самоподготовки), продолжительность его не должна превышать 25 — 30 мин. Инструктаж необходимо проводить практически и желательно на том месте, где будет проводиться занятие с личным составом. Порядок проведения инструктажа:
– проверка теоретических знаний и практических навыков сержантов по вопросам предстоящих занятий с солдатами;
– в роли командира взвода наглядно показать, как надо организовать, материально обеспечить занятие и методически правильно обучать солдат;
– пройтись по каждому учебному вопросу приказать отдельным сержантам повторить в роли руководителя все, что было сказано;
– заставить других сделать разбор, чтобы они указали на недостатки и показали, как они сами обучали в данном случае.
В конце инструктажа инструктирующий делает разбор, указывает, какие статьи уставов и наставлений изучить к предстоящим занятиям, как эти же занятия материально обеспечить, распределяет ответственных за выполнение поручений, разглашает порядок составления плана-конспекта и время его утверждения в соответствии с УВС РФ.
Поддержание постоянной боевой готовности
Главной задачей, которую повседневно решает командир совместно с личным составом, является поддержание постоянной боевой готовности, ибо она является важнейшим показателем соответствия состояния подразделения предъявляемым к нему требованиям. Поддерживать высокую боевую готовность- значит обеспечить такой уровень морального состояния воинов, такую степень боевой выучки и организованности личного состава, такое состояние оружия и боевой техники и такой порядок несения службы, которые позволяют в любую минуту, в предельно короткие сроки выполнить поставленную боевую задачу.
Исходя из предъявляемых высоких требований к боевой готовности, командир взвода обязан:
организовывать и постоянно лично проводить разъяснение воинам решений Правительства, Конституции, требований Министра обороны РФ по обеспечению постоянной боевой готовности ВС;
повседневно готовить личный состав к борьбе с технически оснащенным и коварным противником, к ведению боевых действий в условиях применения им любых средств борьбы;
добиваться мастерского владения подчиненными вверенной техникой и оружием, поддерживая их в готовности к эффективному боевому применению;
постоянно совершенствовать боевую подготовку личного состава, прежде всего, полевую выучку, проявлять непримиримость к послаблениям и упрощенчеству в ходе полевой выучки;
поддерживать высокую воинскую дисциплину и уставной порядок;
добиваться твердого знания подчиненными своих задач, качественного их выполнения, четкого и быстрого действия по установленным сигналам боевой готовности;
анализировать состояние боевой готовности, намечать меры по устранению недостатков, докладывать командиру батареи о проделанной работе по повышению боевой готовности и вносить предложения по ее улучшению.
Жизнь и деятельность любого подразделения всецело зависят от умелого и твердого руководства им со стороны командира, от состояния боевой подготовки. Основой основ по поддержанию постоянной боевой готовности является обучение личного состава. С чего же начать выполнение этой задачи? Прежде всего, с изучения и твердого знания задач, возлагаемых на твое подразделение в бою. Затем необходимо взять «Программу боевой подготовки», внимательно ее изучить и проанализировать: какие предметы, разделы, темы, занятия не вызывают сомнений, а какие — требуют если не тщательного, то длительного изучения. Принимайся сразу же за самообразование. Не стесняйся учиться у своих подчиненных, спрашивать у старших. Помни! Лучше тебя во взводе никто не подготовлен. Твоя задача подготовить всех до своего уровня. Штатно-должностным расчетом предусмотрено иметь такое количество личного состава, которое обеспечивало бы выполнение поставленных боевых задач. Командир обязан предусмотреть именно такой вариант боевого расчета, который бы обеспечивал выполнение поставленных боевых задач.
Успех подразделения может быть обеспечен только тогда, когда обязанности в бою каждого специалиста смогут выполнять взаимозаменяясь два-три человека. При, каждой возможности старайся учить взаимозаменяемости. Готовь замену себе. В обучении опирайся на своих помощников и старослужащих солдат. Никогда не упрощай занятия, не делай условностей, всегда стремись создать сложную обстановку.
В каждом подразделении есть техника и вооружение. Прежде всего, командир обязан в совершенстве знать ее и уметь эксплуатировать. Изучи технику и вооружение подразделения. Помни, что без знания техники нельзя организовать ее эксплуатацию. Проведение занятий по боевой подготовке требует постоянного обслуживания техники. Не бойся участвовать в обслуживании техники. Надевай смелее комбинезон и обслуживай технику вместе со своими подчиненными. Это не уронит твоего достоинства, а наоборот, поднимет твой авторитет и поможет в изучении техники. Необходимо ввести свое правило — по возможности ежедневно осматривать состояние техники и вооружения. Не бойся доложить старшему начальнику о поломках и неисправностях техники к вооружения. Несвоевременная информация (доклад) старшему начальнику о неисправностях техники может привести к тяжким последствиям.
4. ПРОВЕДЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ
После представления командиру части прибыть к заместителю по воспитательной работе и представиться ему: В процессе беседы с ним целесообразно ознакомиться:
с системой общественно-государственной подготовки солдат, сержантов и офицерского состава;
с организацией культурно-досуговой и спортивно-массовой работы и какое участие будет принимать прибывший офицер в этой работе;
с основными задачами подразделения;
После состоявшейся беседы и прибытия в подразделение начать воспитательную работу с изучения подчиненных. В соответствии с требованиями Устава внутренней службы ВС это можно сделать несколькими путями:
старший командир характеризует подразделение, которым придется командовать выпускнику: какое место занимает подразделение по боевой подготовке, количество отличников, классных специалистов, распределение военнослужащих по годам службы;
после получения информации из разных источников приступить главному моменту в изучении подчиненных — личному наблюдению, обобщению фактов и личной оценке каждого военнослужащего.
При изучении, индивидуальных особенностей воина следует выяснить:
общие биографические сведения о военнослужащем;
основные факторы формирования личности воина до призыва в ряды Вооруженных Сил;
особенности физического развития и состояние здоровья воина;
морально-психологическое состояние военнослужащего;
темперамент и эмоциональные особенности личности, уровень воинского мастерства;
нравственные особенности воина, участие в общественной работе;
характер воина и особенности его волевых качеств.
Одним из основных направлений в работе по воспитанию личного состава являются занятия по ОГП. При организации и их проведении необходимо:
познакомиться с программой и планами занятии, по ОГП;
изучить в каких группах занимаются подчиненные, наличие учебников, наглядных пособий, место проведения занятий;
дать задание помощнику руководителя группы на подготовку о состава к занятию;
подготовиться к проведению занятий. На занятиях поддерживать организованность, порядок и дисциплину;
лично руководить самостоятельной работой солдат к каждому семинару.
Систематически подводить с подчиненными итоги боевой подготовки, состояния воинской дисциплины, поддержание внутреннего порядка и определять меры по их улучшению; регулярно рассматривать эти и другие вопросы жизни и быта на общих собраниях военнослужащих, учитывать выработанные на них предложения при решении соответствующих задач.
Организуя культурно- досуговую работу, необходимо знать запросы и настроения подчиненных и, учитывая это планировать мероприятия;
запланированные мероприятия записать в расписание занятий;
обеспечить 100% охват личного состава, высокую организованность и дисциплину;
обеспечить тесную связь проводимых мероприятий с боевой подготовкой и воинской деятельностью в целом;
разнообразить формы, сочетая массовые мероприятия с индивидуальным воспитательным воздействием;
организовывать коллективное прослушивание последних известий по радио и телевидению, читку газет и журналов.
В соответствии с требованиями Устава внутренней службы ВС РФ командир на основе задач, решаемых в государстве и Вооруженных Силах, обязан постоянно воспитывать подчиненных;
-формировать и поддерживать у них моральную и психологическую готовность к защите Отечества, гордость и ответственность за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации, развивать у военнослужащих качества, необходимые для выполнения воинского долга, сознание святости и нерушимости Военной Присяги, отвагу, выдержку, находчивость, бдительность, чувство войскового товарищества и взаимовыручки, активно использовать в этих целях личный пример воспитанности, ревностного отношения к службе, а так же воинские ритуалы;
-совершенствовать культуру межнационального общения, заботиться о сплочении воинского коллектива и укрепления дружбы между воинами различных национальностей, учитывать и уважать их социальные чувства, традиции и обычаи;
— проявлять чуткость и внимательность к подчиненным, не допускать во взаимоотношениях бестактности и грубости, сочетать высокую требовательность и принципиальность с уважением их личного достоинства, принимать меры к решению бытовых вопросов и обеспечению правовой и социальной защиты военнослужащих, создавать условия для развития технического и других видов творчества, культурного роста и отдыха, укрепления здоровья и физического развития, при необходимости ходатайствовать за них перед старшими начальниками.
РАБОТА С ПОДЧИНЕННЫМИ
В достижении наивысших результатов в боевой подготовке, в воспитании подчиненных большую роль играет авторитет офицера, его способность в критическую минуту сложной боевой или служебной обстановки своевременно принимать обоснованное решение и, не допуская колебаний и возражений, проводить его в жизнь. Твердость командира, его целеустремленность и настойчивость, умение потребовать от подчиненных беспрекословного выполнения своих обязанностей, приказов и распоряжений обеспечивает офицеру успех в его деятельности и авторитет среди воинов.
В молодежной солдатской среде авторитет во многом зависит от энтузиазма офицера, от его умения работать с огоньком, как он вкладывает свою душу в воспитание и обучение подчиненных.
Положительно влияет на солдат и сержантов личный пример офицера. Для этого офицер обязан добросовестно относиться выполнению своего служебного долга, вникать во все новое и внедрять все лучшее в учебный процесс, к каждому занятию или беседе с личным составом надо готовиться с большим усердием.
Необходимо знания, полученные в УВЦ, совершенствовать и заботиться о дальнейшем самообразовании. Чтобы иметь успех в работе с людьми, надо быть честным, правдивым, исключительно исполнительным, вежливым в обращении, уважать личность солдата, знать его нужды, запросы, уметь помочь ему, поддержать в трудный момент. Быть всегда рядом с солдатами на тактическом учении, стрельбище, занятиях по физической, строевой подготовке, проявлять, активность и инициативу. Больше учить, чем приказывать, надо иметь терпение разъяснять одно и то же несколько раз, если потребуется. Доброжелательность способствует воспитанию у подчиненных честности и правдивости, признанию и исправлению допускаемых ими ошибок, усиливает действенность командирской требовательности.
Всегда надо внимательно выслушивать любое предложение подчиненного, в противном случае он в следующий раз не обратится. Благоприятный психологический климат в коллективе зависит во многом от принимаемых мер поощрения и наказания подчиненных.
Поощрения должны объявляться в максимально торжественной обстановке и становиться достоянием всего личного состава. При наказании особенно недопустимо оскорбление достоинства подчиненного, не всегда нужна и гласность. Если проступок подчиненного незначителен, лучше ограничиться беседой наедине. В начале беседы надо изложить суть проступка и после этого представить подчиненному возможность изложить обстоятельства и причины проступка. Подчиненным нужно доверять, но и контролировать -это повышает чувство ответственности за дело. Нужно строить взаимоотношения с подчиненными на деловой основе.
Эффективность всей воспитательной работы повышается, если массовые формы ее сочетаются с индивидуальным подходом -это позволяет учитывать особенности характера каждого военнослужащего, его внутренним мир, успехи и недостатки в учебе, службе, поведении. Нужно подмечать у подчиненных даже малейшие положительные перемены, активно поддерживать их и поощрять.
Большую помощь в работе оказывают сержанты, для этого надо их кропотливо учить, поднимать их авторитет, считаться с мнением и советоваться с ними. В работе с сержантами необходимо учитывать, что их возраст примерно такой же, как и солдат, что они не имеют достаточного опыта работы с подчиненными. Они могут всесторонне изучить солдат и правильно использовать эти данные в воспитании подчиненных, но могут и сжиться с подчиненными и перестанут замечать недостатки, не будут проявлять достаточной принципиальности и требовательности в наведении уставного порядка и в воспитании подчиненных.
Сержанты помогают подчиненным изучать оружие и боевую технику, уставы и руководства, организуют и несут вместе с ними службу в суточном наряде, ведут ежедневную работу по укреплению воинской дисциплины, формируют умение подчинять свои действия и поступки требованиям воинских уставов и приказам командиров. Они отвечают за строевую выправку и физическую подготовку, за сохранность здоровья и обеспеченность всем необходимым подчиненных. Здесь особенно важны личный пример сержантов, их авторитет, высокие нравственные качества, самоотверженное отношение к порученному делу и дисциплинированность.
В работе с сержантами необходимо:
изучать деловые и моральные качества, индивидуальные особенности и способности сержантов;
воспитывать у них качества, необходимые современному командиру;
заботиться об их психологической и военно-технической подготовке;
регулярно ставить задачи, постоянно контролировать их выполнение, терпеливо учить практике обучения и воспитания подчиненных;
всемерно укреплять авторитет сержантов, оказывать им больше доверия, не допускать их подмены и мелочной опеки, поддерживать их уставную требовательность;
изучать и распространять опыт работы передовых сержантов, поощрять лучших из них;
своевременно принимать меры по продвижению лучших сержантов по службе, присвоению им очередных воинских званий.
Основными формами работы с сержантами являются:
инструктажи, совещания по выполнению плана боевой подготовки, состоянию воинской дисциплины, по вопросам организации воспитательной работы с личным составом, индивидуальной работы и т.д.;
обмен опытом работы по обучению и воспитанию подчиненных;
собеседования по изучению требований уставов и наставлений, обсуждения статей из журналов и газет;
индивидуальные и групповые беседы;
показные занятия, консультации.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ
ПО БОЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ
В статье 153 УВС ВС РФ обосновано требование — командир взвода лично обучает и воспитывает подчиненных и обязан проводить занятия с личным составом взвода по боевой подготовке и следить за правильным обучением солдат командирами отделений, а при выполнении боевых задач — умело управлять взводом;
вести учет боевой подготовки взвода.
Для выполнения этих обязанностей офицеру — командиру взвода необходимо усвоить задачи, поставленные в приказах Министра обороны, а также приказах и директивах Начальника РВ и А, командующих войсками округов.
Исходя из этого, командир должен знать специфику решаемых задач в боевой подготовке конкретно для своей части и подразделения, и календарный план основных мероприятий на период обучения.
Командир обязан довести задачи на предстоящий период обучения до каждого военнослужащего подразделения, воспитывать у него постоянное стремление полно и качественно выполнять поставленные задачи.
Занятия по боевой подготовке проводить на основании приказов и директив, оргуказаний по боевой подготовке Сухопутных войск, уставов, наставлений и программ.
Командир подразделения должен знать, что в части на основании плана боевой подготовки на учебный год разрабатывается месячный план боевой подготовки, который доводится до командиров подразделений.
Командир батареи (роты, отдельного взвода) составляет расписание занятий на предстоящую неделю в соответствии с планом части.
Расписание занятий, как правило, должно быть вывешено в пятницу текущей недели и доведено до личного состава на подведении итогов боевой подготовки за прошедшую неделю.
С целью проведения занятий по всем видам боевой подготовке на высоком теоретическом и практическом уровне, эффективно и качественно командир должен освоить задачи обучения и выполнять методические указания программ боевой подготовки.
Эти задачи, методические указания и перечень руководств указаны в программах перед перечнем тем и расчетом часов каждой конкретной дисциплины.
В процессе обучения командир должен отрабатывать с личным составом все нормативы, предусмотренные сборниками нормативов по боевой подготовке СВ, для чего командир обязан сам их изучить, уметь выполнять и довести до личного состава.
Командир обязан готовить сержантов к очередным занятия, для чего должен проводить с ними инструктажи. На инструктаже сержанты должны получить указания о порядке проведения предстоящего занятия, о его содержании и материальном обеспечении, а также рекомендации по воспитанию у солдат психологической устойчивости.
Командир обязан предоставить сержантам для подготовки их к очередным занятиям время в часы самоподготовки.
В целях закрепления знаний, умений и навыков солдат, также их подготовки к очередным занятиям, главным образом тактической, уставам, в подразделении должна проводиться самостоятельная подготовка (по 2 часа в день).
Командир обязан все занятия проводить с учетом обеспечения подготовки специалистов 2-го класса к концу 1-го года службы и 1-го класса — на 2-м году службы.
На каждом занятии, стрельбах, на учениях и при работе с техникой и вооружением обязательно обеспечить выполнение требований безопасности.
Проводить подведение итогов по боевой подготовке и постановку задач за неделю и месяц. Эти итоги учитывать во взводе по каждому военнослужащему индивидуально и за каждое отделение.
Командир подразделения ведет учет подготовки личного состава в журнале учета боевой подготовки, занося в него проведенные все плановые и неплановые занятия, а также работы и занятия, проведенные в часы ухода за техникой и вооружением в парково-хозяйственные дни.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ
И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНАМ
Успех каждого занятия зависит, прежде всего, от военных профессиональных знаний командира и его методического мастерства. Однако какими бы знаниями и опытом ни обладал командир, он должен всегда тщательно готовиться к каждому занятию. Необходимо помнить, что военное обучение и воспитание — это творческий процесс, нуждающийся в постоянном совершенствовании. Полноценность занятия достигается всесторонней подготовкой командира к нему. Занятие должно быть ясным по цели, конкретным по содержанию, наглядным и четко организованным.
При подготовке к занятию необходимо соблюдать следующую последовательность:
ознакомиться с расписанием занятий и программой боевой подготовки;
уяснить тему и содержание занятия, выделив в нем главное;
определить и четко сформулировать цель занятия, т.е. то, чему необходимо научить солдат и сержантов;
определить метод проведения занятия, наметить приемы и действия по изучению отдельных вопросов, а также продумать вопрос о том, как увязать данную тему с предыдущей;
произвести расчет времени;
изучить соответствующие статьи уставов, наставлений, приказы Министра обороны, а также другие руководящие указания и документы, учебные пособия, освещающие методику обучения солдат и сержантов по вопросам темы;
подобрать поучительные приемы из жизни своего подразделения или других подразделений части;
отработать приемы и действия, необходимые для показа солдатам и сержантам;
определить место проведения занятия и подготовить его;
подготовить необходимое материальное обеспечение: учебные пособия, схемы, плакаты, чертежи, таблицы, учебные приборы, макеты, учебное оружие, диафильмы, кинофильмы и т.д.;
продумать организацию и порядок проведения занятия и составить план-конспект;
подготовить себе помощников, провести (если требуется) инструктаж сержантов и помощников к предстоящим занятиям;
проверить, как солдаты и сержанты готовятся и занятию.
Готовясь к занятию, руководитель, кроме того, должен учесть степень подготовки обучаемых, опыт проведения предыдущих занятий, степень подготовки сержантов, состояние и наличие материальной базы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИНСТРУКТАЖА СЕРЖАНТОВ.
Инструктаж сержантов следует проводить перед каждым занятием, как правило, он проводится во время самоподготовки.
Продолжительность его не должна превышать 25-30 минут. Инструктаж необходимо проводить практически и желательно на том месте, где будет проводиться занятие с солдатами.
Последовательность проведения инструктажа:
проверить теоретические знания и практические навыки сержантов по вопросам предстоящих занятий с солдатами;
в роли командира взвода наглядно показать, как надо организовать, материально обеспечить занятие и методически правильно обучать солдат;
по каждому учебному вопросу приказать отдельным сержантам повторить в роли руководителя все, что было сказано;
заставить других сделать разбор, чтобы они указали на недостатки и показали, как бы сами обучали в данном случае.
В конце инструктажа руководитель делает разбор, указывает, какие статьи уставов и наставлений изучить к предстоящим занятиям, как эти занятия материально обеспечить, кому и что подготовить, порядок составления плана-конспекта и время его утверждения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ
а) по строевой подготовке.
Строевое обучение включает одиночную строевую подготовку и строевое слаживание подразделений. Высокая, одиночная выучка военнослужащих является основой для слаживания подразделений.
Занятия по строевой подготовке целесообразно проводить в такой последовательности:
тренировка и проверка приемов и действий, изученных на прошедших занятиях;
знакомство с новым строевым приемом или действием;
изучение приема или действия, если прием или действие сложны, то их нужно изучить по элементам, затем слитно в замедленном темпе, доводя до уставного темпа;
использование одностороннего и двустороннего (индивидуального или попарного) способов обучения;
тренировка обучаемых в выполнении приемов и действий до образцового выполнения;
организация состязания на лучшее исполнение, приема или действия;
Место командира при проведении занятий по строевой подготовке должно обеспечить наблюдение за действиями обучаемых, чтобы своевременно устранять ошибки. Наиболее целесообразным удалением от строя подразделения надо считать: для командиров отделений — 3-4 шага; командиров взводов — 5-6 шагов. Большое значение в строевой подготовке имеет умение командира четко и громко подавать команды. Неправильно и нечетко поданная команда затрудняет ее выполнение. Предварительная команда должна подаваться отчетливо и протяжно, чтобы обучаемые поняли, каких действий от них требует командир. Исполнительная команда должна подаваться после паузы отрывисто и энергично. Исполнительную команду никогда не следует затягивать, так как это приводит к ненужному перенапряжению обучаемых и нечеткости в действиях.
Перед подачей команды или отдачей приказания командир обязан принять положение "смирно". Это воспитывает у подчиненных дисциплинированность и уважение к строю.
Обучение строевым приемам надо проводить в такой последовательности:
ознакомление с приемом;
Для ознакомления с приемом командир должен:
назвать прием и указать, где и для какой цели он применяется;
подать команду, по которой выполняется прием;
показать строю по Уставу, как выполняется прием в целом, а затем в медленном темпе — по разделениям с кратким пояснением порядка его выполнения.
На ознакомление с приемом должно затрачиваться минимальное время, в зависимости от сложности строевого приема разучивание его может проводиться:
в целом, если прием несложный;
по разделениям, если прием сложный;
с помощью подготовительных упражнений, если прием сложный и отдельные его элементы трудно усваиваются.
Тренировка в выполнении приема заключается в многократном его повторении до выработки обучаемых прочных навыков. Тренировка проводится вначале в медленном темпе, а затем в обычном темпе попарно или индивидуально, по команде командира, под счет самих обучаемых или под барабан. Ошибки, допускаемые отдельными военнослужащими, должны исправляться во время тренировки.
Занятия по строевому слаживанию подразделений начинается с краткого объяснения строя (перестроения, действия), который предстоит изучить, в каких условиях он применяется и по каким командам выполняется, а затем непосредственно на подразделении командир показывает, как производится построение или перестроение. После этого каждому военнослужащему (подразделению) указывается место в строю (порядок действия при перестроении) и приступает к тренировке подразделения. Строй подразделений на машинах отрабатывается вначале «пеший по- машинному», а затем во время тактических занятий и учений на машинах.
Занятия по строевой подготовке планируются в батарее, как правило, одновременно со всеми взводами и проводятся обычно под руководством командира: по одиночной подготовке — одночасовые, а по строевому слаживанию подразделений в зависимости от масштаба могут быть и двух-трехчасовыми.
Каждое занятие должно состоять из трех частей:
вводной части, куда входит осмотр внешнего вида и выход к месту занятий на строевой плац, объявление темы, цели занятия и учебных вопросов;
основной части, включающей изучение и отработку новых приемов по подразделениям и в целом. Отработка проводится по командам командира или под барабан, самостоятельно, попарно и в составе отделения (взвода, батареи);
заключительной части, в которой рекомендуется провести разбор и объявить оценку обучаемым, выделить лучших и дать задание на самоподготовку.
Перед выходом на занятия командир батареи, приняв рапорт от командира первого взвода (старшины батареи) о готовности личного состава батареи к занятиям, выводит батарею к месту занятий. Батарея к месту занятий выходит в походном строю, либо с песней, либо под барабан. Прибыв к месту занятий, командир батареи выстраивает батарею в развернутый двухширеножный строй. Затем объявляет тему, цель занятии и учебные вопросы. Указывает каждому взводу (отдельно) место занятий и приказывает командирам развести взводы по местам занятий. По выходу взводов в указанные места каждый командир взвода указывает место для занятий каждому отделению. Командиры отделений разводят отделения по местам. Когда все подразделения займут свои учебные места, командир батареи подает команду: «К проведению занятий — ПРИСТУПИТЬ».
Командиры отделений, выйдя на середину строя, начинают занятия с повторения ранее изученных приемов, а затем приступают к изучению новых приемов и тренировке. Разучивание нового строевого приема, действия командир отделения начинает с показа в целом, а затем по элементам в медленном и в нормальном темпах. Закончив показ и убедившись, что обучаемые поняли прием, командир отделения приступает к разучиванию строевого приема с подчиненными сначала по элементам в медленном темпе, а затем в целом. Когда прием разучен, по указанию командира взвода отделение приступает к тренировке попарно и самостоятельно.
Для проведения тренировки по команде командир отделения становится внутрь квадрата, а по его периметру располагает солдат отделения. Заметив ошибку в выполнении приема одним из солдат командир отделения подходит к нему, и, находясь с ним рядом, тренирует (обучает) его, а остальной личный состав отделения в это время продолжает тренировку самостоятельно.
Если в ходе тренировки одну и ту же ошибку допускают несколько солдат, командир прекращает тренировку отделения и вновь показывает прем, после чего тренировка продолжается.
При проведении попарной тренировки солдаты (в паре) поочередно выступают в роли командира. Командир отделения контролирует действия солдат, переходя от одной пары к другой, исправляя допускаемые ими ошибки. Командир взвода, следя за действиями командиров отделений и обучаемых солдат, поочередно оказывает им помощь в обучении и устранении допущенных солдатами ошибок. Слабо подготовленных солдат он может вызвать к себе, лично обучать правильному выполнению строевого приема или действия.
Командир батареи, переходя от взвода к взводу, контролирует ход занятий, правильность обучения и дает рекомендации командирам взводов и отделений, как лучше устранить ошибки, допускаемые солдатами. При необходимости оказывает помощь одному из командиров взводов (отделений) в проведении занятий.
При переходе к тренировке под барабан командир батареи становится в центре плаца, вызывает к себе барабанщика и, подавая ему команды, руководит тренировкой. В этом случае командиры взводов и отделений следят за действиями обучаемых и устраняют ошибки солдат в своих подразделениях по ходу тренировки.
В конце занятия командир отделения указывает каждому солдату, что и к какому сроку ему необходимо доработать, а также дает указания о подготовке к очередному занятию.
Командир взвода при проведении разбора отмечает лучшее отделение и наиболее отличившихся солдат, подводит итоги соревнования. Командир батареи проводит разбор со всем личным составом и отдельно с офицерами, прапорщиками и сержантами. При общем разборе он указывает степень отработки изученного приема, действия по взводам, подводит итоги и дает указания по совершенствованию исполнения изученного приема в повседневной жизни. При проведении разбора с офицерами, прапорщиками и сержантами командир батареи отмечает положительное в проведении занятия и недостатки, допущенные при обучении и дает указания по подготовке к следующему занятию.
УТВЕРЖДАЮ
Командир 1 батареи
Капитан ___________Иванов
«___» _________ 200 _ года
проведения занятия по строевой подготовке
с личным составом 2 огневого взвода.
1. Тема 1. «Строевые приемы и движение без оружия».
2. Занятие №29, практическое.
3. Время: 90 минут.
4. Место проведения: строевой плац.
5. Учебные цели. После изучения темы занятия личный состав должен:
— знать требования Строевого устава ВС РФ по выполнению строевых приемов: выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него;
— уметь выполнять строевые приемы: выход из стоя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него;
— приобрести умения и навыки в подаче команд («Рядовой Петров. Выйти из строя на столько-то шагов. Рядовой Иванов. Ко мне (бегом ко мне), стать в строй!») и их выполнении, в командовании отделением и взводом.
6. Воспитательные цели:
— развивать волевые качества, воспитывать старание, дисциплинированность и исполнительность;
— требовать соблюдение уставных положений и норм воинской этики.
7. Материальное обеспечение занятия. Строевой устав ВС РФ, стенды на строевом плацу.
8.Рекомендуемая литература: Строевой устав ВС РФ, стр. 25,26, 69-73. Учебное пособие «Методика строевой подготовки», стр. 35-41.
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ-15 минут.
Строю огневой взвод, проверяю наличие личного состава, внешний вид. Вывожу огневой взвод на строевой плац. Осуществляю контроль усвоения изученного материала путем практического выполнения строевых приемов и теоретического опроса.
1. Рассказать и практически показать выполнение строевых приемов:
— повороты на месте (направо, налево, кругом);
— движение строевым шагом.
2..Доложить обязанности военнослужащего перед построением и в строю.
Объявляю тему занятия, учебно-воспитательные цели и учебные вопросы. Разъясняю военнослужащим, что в изучаемом курсе эта тема занимает одно из ведущих мест, так как этот учебный материал постоянно необходим в повседневной деятельности воинского подразделения.