II. Меры, принимаемые таможенными органами при выявлении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в Реестр, и обладающих признаками контрафактных
11. Совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и перемещаемых через таможенную границу, осуществляется в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза, законодательством Российской Федерации и настоящим Порядком.
От имени таможенных органов таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, совершаются должностными лицами таможенных органов, уполномоченных на совершение таких таможенных операций в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.
12. В случае, если при совершении таможенных операций, связанных с помещением под таможенные процедуры товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в Реестр, должностным лицом таможенного органа выявлены товары, обладающие признаками контрафактных, выпуск таких товаров приостанавливается сроком на 10 (десять) рабочих дней.
Срок приостановления выпуска товаров исчисляется в соответствии с порядком, установленным частью первой пункта 8 статьи 5 Кодекса, вне зависимости от графика работы таможенного органа.
Исчисление срока действия решения о приостановлении выпуска товаров начинается со следующего рабочего дня после даты его принятия.
13. Товары, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска, приобретают (сохраняют) статус находящихся на временном хранении.
14. Решение о приостановлении выпуска товаров принимается начальником таможенного органа или уполномоченным им лицом в виде резолюции на рапорте, содержащем указание признаков контрафактности и мотивированное обоснование приостановления выпуска, составленном должностным лицом подразделения по защите прав интеллектуальной собственности таможенного органа либо иным должностным лицом таможенного органа, в должностные (функциональные) обязанности которого входит осуществление таможенного контроля за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (далее — уполномоченное должностное лицо), незамедлительно после выявления признаков контрафактности. Решение принимается до истечения срока выпуска товаров.
Перечень лиц, уполномоченных на принятие решения о приостановлении выпуска товаров, определяется начальником таможни.
При отсутствии в структуре таможенного поста подразделения по защите прав интеллектуальной собственности или уполномоченного должностного лица решение о приостановлении выпуска товаров принимается начальником таможни или уполномоченным им лицом на основании рапорта подразделения таможни по защите прав интеллектуальной собственности, составленного на основе информации, поступившей из таможенного поста.
15. В декларации на товары (далее — ДТ) в отношении товаров, по которым принято решение о приостановлении выпуска, проставляется штамп «Выпуск приостановлен» с указанием даты принятия решения, заверяемый подписью и проставлением оттиска личной номерной печати должностного лица таможенного органа, ответственного за выпуск товаров.
Выпуск остальных товаров в случае их декларирования в одной ДТ осуществляется в соответствии с Кодексом и Законом независимо от принятого решения о приостановлении выпуска в отношении товаров, обладающих признаками контрафактных. При этом на основном листе ДГ проставляется штамп «Выпуск разрешен» с записью «за исключением товаров N (N) _____».
16. Не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении выпуска товаров, таможенный орган вручает декларанту и правообладателю (их представителям) уведомления о приостановлении выпуска товаров.
В случае невозможности вручения уведомлений они направляются по электронной почте либо телетайпу (телексу), передаются посредством факсимильной связи или иными способами связи, позволяющими подтвердить как отправление уведомления, так и его получение.
(в ред. Приказа ФТС России от 10.04.2013 N 691)
(см. текст в предыдущей редакции)
При отсутствии подтверждения факта получения уведомлений, отправленных в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, они передаются посредством телефонограммы, по почте заказным письмом, курьером или иным способом доставки почтовых отправлений. В этом случае к копиям уведомлений, остающихся на хранении в таможенном органе, прилагаются документы, подтверждающие факт почтового отправления или иного способа их передачи декларанту и правообладателю (его представителю).
(абзац введен Приказом ФТС России от 10.04.2013 N 691)
17. Уведомление должно содержать следующие данные:
— описание товара, в отношении которого принято решение о приостановлении выпуска, с указанием представленных на товар документов, достаточных для их идентификации, указанием объекта интеллектуальной собственности, включенного в Реестр, признаки контрафактности которого содержит товар;
— выявленные признаки контрафактности;
— срок, на который принято решение о приостановлении выпуска товаров, и дату его принятия;
— наименование (фамилия, имя, отчество) и место нахождения (адрес) правообладателя (его представителя);
2) правообладателю (его представителю) по форме согласно приложению к Порядку.
К уведомлению могут быть приложены (отправлены по факсу, электронной почте и т.д.) фотографии товаров, выпуск которых приостановлен.
(пп. 2 в ред. Приказа ФТС России от 10.04.2013 N 691)
(см. текст в предыдущей редакции)
18. По письменному обращению декларанта и/или правообладателя (их представителей) таможенный орган представляет дополнительную информацию о товарах, выпуск которых приостановлен (о производителе, отправителе, количестве, маркировке и др.), которая может понадобиться правообладателю (декларанту) для доказывания нарушения его прав (отсутствия нарушения прав правообладателя), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Информация, полученная правообладателем и/или декларантом (их представителями) в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, является конфиденциальной и не должна ими разглашаться, передаваться третьим лицам, а также государственным органам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
С письменного разрешения таможенного органа правообладатель и декларант (их представители) могут брать под таможенным контролем пробы и образцы товаров, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска, проводить их исследование, а также осматривать, фотографировать или иным образом фиксировать такие товары.
19. По письменному запросу правообладателя (его представителя) срок приостановления выпуска товаров может быть продлен таможенным органом, если указанные лица представили информацию об обращении в уполномоченные органы за защитой прав правообладателя в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Приказа ФТС России от 10.04.2013 N 691)
(см. текст в предыдущей редакции)
20. Решение о продлении срока приостановления выпуска товаров в случае, указанном в пункте 19 Порядка, принимается начальником таможенного органа или уполномоченным им лицом в виде резолюции «Продлить до _____» на обращении правообладателя (его представителя) с указанием даты окончания срока продления, определяемой с учетом сроков, указанных в обращении. Решение о продлении срока приостановления выпуска товаров принимается не позднее одного рабочего дня со дня поступления в таможенный орган соответствующего письменного обращения правообладателя (его представителя).
Срок, на который продлевается решение о приостановлении выпуска товаров, не может превышать 10 рабочих дней.
В ДТ в таком случае под штампом «Выпуск приостановлен» делается запись «продлено до _____» с указанием даты, до которой продлено решение о приостановлении выпуска товаров. Запись заверяется подписью и личной номерной печатью уполномоченного должностного лица.
21. В течение срока приостановления выпуска товаров декларант при наличии письменного согласия правообладателя на уничтожение товаров может заявить таможенную процедуру уничтожения товаров, выпуск которых приостановлен. В этом случае решение таможенного органа о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене.
Если по истечении срока приостановления выпуска товаров таможенным органом не будет получено (принято) решение об изъятии товаров, наложении на них ареста либо не будет получено решение об их конфискации, решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене в день, следующий за днем истечения срока приостановления выпуска товаров. Выпуск таких товаров возобновляется и производится в порядке, установленном Кодексом и Законом.
22. Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене до истечения срока приостановления выпуска товаров, если:
— в таможенный орган поступило заявление правообладателя (его представителя) об отмене такого решения;
— объект интеллектуальной собственности исключен из Реестра.
Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене не позднее следующего рабочего дня со дня, когда стало известно о наличии указанных выше оснований.
23. Отмена решения о приостановлении выпуска товаров осуществляется начальником того таможенного органа, которым принималось решение о приостановлении выпуска товаров, или уполномоченным им лицом в виде резолюции на соответствующем обращении правообладателя (его представителя) или на рапорте должностного лица подразделения по защите прав интеллектуальной собственности либо иного уполномоченного должностного лица таможенного органа, составленными не позднее дня, следующего за днем истечения срока приостановления выпуска товаров, либо дня, когда стало известно об исключении объекта интеллектуальной собственности из Реестра.
24. После отмены такого решения выпуск товаров возобновляется и производится в соответствии с положениями Кодекса, если иное не предусмотрено законодательством государств — членов Таможенного союза.
25. Если после изъятия или ареста товары не будут конфискованы или уничтожены в соответствии с уголовным, гражданским законодательством или законодательством об административных правонарушениях, оборот таких товаров на территории Российской Федерации допускается после их выпуска таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и Законом.
26. Таможенный орган ежеквартально направляет в вышестоящий таможенный орган информацию, связанную с принятыми решениями о приостановлении выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, с указанием объекта интеллектуальной собственности, включенного в Реестр, номера декларации, наименования товаров, выявленных признаков контрафактности, даты и способа уведомления правообладателя (его представителя), данных об их действиях (бездействии), а также факта оставления правообладателем (его представителем) уведомления таможенного органа без ответа, причины и даты принятия решения об отмене приостановления выпуска, номера и даты решения об изъятии, аресте или конфискации товаров, наименования органа, принявшего такое решение, по форме статистической отчетности, ежегодно утверждаемой ФТС России.
РТУ (таможни, непосредственно подчиненные ФТС России) не реже одного раза в полугодие организовывают проверку поступившей от подчиненных таможенных органов информации в отношении объектов интеллектуальной собственности, по которым более чем в половине случаев правообладателем (его представителем) уведомления таможенных органов о приостановлении выпуска товаров оставлены без ответа либо подтверждены факты бездействия правообладателя.
В процессе проверки подлежат выяснению факты получения правообладателем (его представителем) уведомлений таможенных органов о приостановлении выпуска товаров, оставление правообладателем (его представителем) уведомлений таможенных органов без ответа. В случае необходимости РТУ (таможни, непосредственно подчиненные ФТС России) запрашивают у правообладателя (его представителя) информацию о предпринятых мерах по обращению в уполномоченные органы за защитой своих прав за проверяемый период.
РТУ (таможни, непосредственно подчиненные ФТС России) по результатам проверки направляют систематизированную информацию в ФТС России о фактах бездействия правообладателя (его представителя) для рассмотрения вопроса об исключении объекта интеллектуальной собственности из Реестра в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 307 Закона.
Контрафактный товар. Методы выявления контрафактных и фальсифицированных товаров. Торговля контрафактным товаром — ответственность
В последние годы в России увеличилось количество экономических правонарушений, связанных в том числе с торговлей контрафактным товаром. Ответственность за такие деяния предусмотрена в КоАП и ряде других нормативных актов. К примеру, в РФ действует ФЗ «О таможенном регулировании» (311-ФЗ). В 183 статье этого закона в качестве меры ответственности предусмотрена конфискация контрафактного товара .
Подделка продукции, поступающей на внутренний рынок, способствует тенезации экономических связей, существенно замедляет развитие добросовестных производителей, создает риски для здоровья и жизни населения.
Особенности терминологии
В качестве основного фактора масштабной подделки продукции выступает наличие в экономике теневого сектора. По объему своего производства его вполне можно считать параллельной экономикой.
В СМИ, некоторых юридических изданиях и ряде нормативных документов термины «контрафактный» и «фальсифицированный» продукт часто используются как синонимы. Между тем, с правовой точки зрения это самостоятельные понятия.
Слово «контрафакция» имеет латинские корни. Буквально оно переводится как «подделка». Контрафакцией называют противоправное использование фирменных знаков для извлечения прибыли при производстве и реализации изделий, сходных с продукцией известных изготовителей.
Фальсификацией называют действия, направленные на обман потребителей посредством подделки объекта сделки купли-продажи. В широком смысле ее можно рассматривать как противоправные действия, целью которых является ухудшение определенных свойств продукта, уменьшение его количества при неизменности характерных его показателей, несущественных для покупателя.
Контрафакт – это, по сути, нарушение авторского права, а фальсификация – нарушение производственной технологии. Соответственно, контрафактный товар всегда является фальсифицированным, а фальсифицированная продукция не всегда является контрафактной.
Нормативная база
Понятие контрафактного товара впервые было закреплено в Законе № 3520-1 от 1992 г. В 4 статье этого нормативного акта были определены объекты, которые считаются поддельными. В норме, в частности, сказано, что изделия, их этикетки и упаковки, на которых противоправно размещен товарный знак или обозначение, схожее с ним до степени смешения, являются контрафактными.
В Законе № 5351-1 от 1993 г. в категорию поддельных продуктов отнесены фонограммы и экземпляры произведений, при создании или распространении которых нарушаются авторские права.
Специфика нарушений
Контрафакт может выражаться в незаконном использовании, копии брендов, нарушении авторского права в форме противоправного тиражирования программных продуктов, книг, видео- и аудиозаписей.
Подделка обладает различными свойствами, в той или иной степени затрагивающими интересы правообладателей и покупателей. Цена и качество такой продукции могут быть разными, однако все контрафактные изделия объединены общим признаком – принадлежащий правообладателю товарный знак используется незаконно для введения потребителей в заблуждение и извлечения максимума прибыли.
Чаще всего являются контрафактными товары массового потребления, завоевавшие рынок и популярные среди населения. Среди огромного изобилия продукции подделки выявить довольно сложно. Как правило, на рынках встречаются копии брендов наиболее известных производителей.
Особенности сбыта
Оригинал и подделка могут находиться в одном магазине и даже на одной полке. Однако, как правило, контрафакт сбывается с рук, в интернет-магазинах, киосках, на ярмарках, мелких торговых точках.
География реализации может быть разной: один контрафактный товар продается в столице и близлежащих районах, другой – на значительном удалении от центра. В первом случае мошенники стремятся максимизировать прибыль, во втором – минимизировать риски.
Немногие потребители знают, как отличить подделку от оригинала . Однако есть ряд признаков, зная которые, можно себя обезопасить. Первое, на что нужно обратить внимание, — это цена. Оригинальные товары отличаются высоким качеством. В соответствии с этим устанавливается и стоимость. Между тем и контрафактный товар может быть качественным и стоить дорого. При этом ни продавцы, ни тем более потребители даже догадываться не будут о природе продукции.
Одинаковая стоимость оригинальных изделий и фальсифицированных товаров будет и в том случае, если используется метод «миксования», то есть смешения. К примеру, предприятие для маскировки сначала закупает небольшую партию оригинальной продукции и реализовывает ее. Впоследствии, используя документы на нее, фирма начинает продвигать на рынок подделку.
Явным признаком контрафактного товара является заниженная цена. Низкая стоимость обусловлена отсутствием затрат на рекламу, налоги, сертификацию, современное оборудование для производства.
Стоит, однако, сказать, что в отношении товара с низкой стоимостью говорить об обмане потребителей несколько некорректно. Дело в том, что покупатель, приобретая дешевый контрафакт, находится под влиянием бренда, а не потребительских качеств изделия.
Связь с импортом и экспортом
На «черном» рынке сбыта контрафактной продукции существует своего рода разделение труда. К примеру, поддельные сигареты, выпущенные отечественными производителями, обычно идут на экспорт. Это связано с разницей в их цене на российском и западном рынке. Что касается контрафактных лекарственных средств, то они преимущественно импортируются в Россию.
Как показывает статистика, безрецептурный аптечный сегмент достигает 63 %. На отечественном рынке работает порядка 7 тыс. оптовых предприятий. В Германии, к примеру, всего 10 дистрибьюторов, а во Франции – 4.
Зачастую для сбыта контрафакта ему нужно придать статус импортируемой продукции. Это обязательное требование для законной продажи, если оригинальная продукция в стране не выпускается. В такой ситуации происходит фиктивный экспорт, а затем легальный импорт. Такая схема использовалась компанией Брынцалова, которая подделывала товары компании, не имевшей собственного производства в РФ. Проникнуть в легальную сеть аптек можно было с документами, имитирующими импорт контрафактных лекарственных средств.
Методы выявления контрафактных и фальсифицированных товаров
Чтобы понять, является ли объект контрафактным, необходимо определить его соответствие обязательным требованиям, установленным в нормативных актах. Для решения этой задачи необходимо иметь стандарты с описанием характеристик и основных показателей товара, средств и методик его испытаний. Однако во многих нормативно-технических документах такие данные носят рекомендательный, а не обязательный характер.
Обязательным свойством любой продукции является ее безопасность. Однако изделие может и не представлять опасности для потребителей, но при этом являться контрафактным.
Так как отличить подделку от оригинала визуально можно далеко не всегда, на практике применяются следующие методы:
- Органолептические.
- Регистрационные.
- Измерительные.
- Расчетные.
- Экспертные.
Характеристика методов
Первые основываются на способностях органов чувств человека (слуха, обоняния и пр.). Органолептические методы определения подделки просты, однако не всегда объективны. Как правило, они применяются в торговле.
Регистрационный метод предполагает наблюдение и подсчет количества предметов, явлений, затрат.
Расчетным способом определяются показатели качества.
Наиболее объективным считается измерительный метод. При его применении можно получить довольно точные результаты. Определение показателей осуществляется при помощи специальных измерительных средств. Для использования этого метода необходимы высокая квалификация специалистов, большие финансовые вложения. Измерения, кроме того, занимают достаточно много времени. Однако сегодня все большую популярность приобретает экспресс-анализ и методы неразрушающего контроля.
Экспертные приемы выявления контрафактов основываются на выводах группы специалистов.
Меры сдерживания импорта контрафакта
Для некоторых видов продукции правообладатели устанавливают сравнительно низкие цены. С одной стороны, учитываются относительно небольшие доходы российских потребителей, с другой – желание завоевать отечественный рынок становится стратегической целью зарубежных производителей.
Однако низкие цены – привилегия официальных дилеров. «Серый» импортер, приобретающий товар за границей, оказывается в крайне невыгодных условиях. К примеру, когда в Европе началась борьба с курением, табачные компании стали активно перемещать свою продукцию на российский рынок. В результате в России установились относительно низкие цены на сигареты в сравнении с западными странами. Такой ценовой перепад обеспечивал защиту отечественного рынка от «серого» импорта. Повышение стоимости табачных изделий в России может привести к активизации потоков контрафактной табачной продукции.
Некоторые правообладатели стараются синхронизировать графики скидок, наладить учет сбыта на внутреннем рынке. При таком контроле любая внезапная крупная закупка привлечет внимание.
В борьбе с «серым» импортом используются и технические средства. К примеру, брендовая продукция для России выпускается в упаковке определенной формы, в особых флаконах и пр.
Достаточно часто официальные дилеры сами выявляют «серых» импортеров. После этого возможны разные варианты:
- Возбуждение дел правоохранительными органами.
- Взаимовыгодное сотрудничество дилера и импортера на легальной основе.
Участие ФТС в борьбе с контрафактом
В последнее время государство ужесточило меры ответственности для «серых» импортеров. Реализуются они преимущественно Таможенной службой.
При задержании партии контрафакта контрольный орган уведомляет правообладателя. Он, в свою очередь, вправе инициировать административное или уголовное дело против импортера.
С 2008 г. ФТС усилила борьбу с недобросовестными поставщиками. Таможенная служба получила возможность самостоятельно возбуждать дела, не дожидаясь реакции правообладателей. При этом в судебных инстанциях все чаще стали признавать «серый» импорт противоправным. В результате предпринятых мер поставки контрафактных товаров существенно сократились в объемах.
Изделия-имитаторы
Ими называют товары, выпущенные со стилевым заимствованием или копированием некоторых элементов товарного знака известного производителя. Проще говоря, некая компания выпускает изделие, очень похожее по внешнему виду и названию на популярный бренд, для введения потребителей в заблуждение. К примеру, в магазинах можно встретить лаки для волос Taft и Taff, косметическую продукцию марок Nivea и Livea. Внешне они выглядят почти одинаково.
Многие предприятия стремятся использовать популярность известных компаний для увеличения объема собственных продаж. Выпуск контрафактной продукции при этом могут осуществлять не только неизвестные правообладателю фирмы, но и их деловые партнеры. Погоня за большой прибылью зачастую приводит к судебным разбирательствам. Бывшие партнеры начинают оспаривать право собственности на известный бренд. Как правило, в результате спора товарный знак-имитатор ликвидируется.
На что еще следует обратить внимание?
В качестве ключевого признака контрафактной продукции выступает отсутствие разрешительных документов. Поставщик обязан предоставлять дилерам копию договора, в соответствии с которым за ним закрепляются товарный знак или логотип.
Если предприятие не является производителем продукции, у него все равно должны быть разрешительные документы от изготовителя.
Кроме этого, к товару должны прилагаться:
- Копии сертификата качества (соответствия требованиям стандартов), заверенные в установленном порядке.
- Накладные, счета и прочие сопроводительные документы.
Дополнительно
В договоре поставки должно присутствовать положение, гарантирующее легальность произведенной продукции. Отдельным пунктом должны устанавливаться правила и условия компенсации потерь, которые могут возникнуть у приобретателя при предъявлении ему претензий контрольными органами.
Как бороться с контрафактной продукцией
Одним из направлений нашей деятельности является защита интеллектуальной собственности, а именно борьба с контрафактной продукцией. Пожалуй, самый яркий пример — это поддельные игрушки, основанные на узнаваемых образах из отечественной и зарубежной мультипликации. Такие нарушители паразитируют на огромном труде, проделанном другими компаниями, однако не приносят им денег.
Зачастую контрафактный товар отличается крайне низким качеством и в итоге наносит правообладателям не только финансовый, но и репутационный ущерб. Многие покупатели попросту могут подумать, что все товары по определённому мультфильму столь же плохие и в будущем уже не захотят порадовать ими своих близких.
Разумеется, в этой статье мы делимся своим опытом так, чтобы вы могли применить наши знания в любой сфере бизнеса, если ваши интеллектуальные права были нарушены. К сожалению, контрафакт можно отыскать везде, где есть узнаваемые и популярные бренды или образы.
Согласно Гражданскому кодексу (ГК РФ), товар считается контрафактным, если на его этикетке или упаковки незаконно размещён чужой товарный знак или обозначенный бренд имеет с ним сходство до степени смешения, то есть потенциальный потребитель легко может принять один за другой, более известный.
Таможенное регулирование контрафактной продукции
Таможенное регулирование является одним из основных методов борьбы, призванным пресечь появление на отечественном рынке контрафактных товаров. К сожалению, оно не всегда эффективно на 100%.
Во-первых, чтобы за контроль взялась Федеральная таможенная служба, оригинальный товар должен быть включён в ТРОИС — таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.
Во-вторых, данная мера не позволяет пресечь появление контрафактной продукции, она может быть введена только после того, как контрафакт уже появился на рынке. Увы, тут дело не только в российском законодательстве, но и в общих правилах Таможенного Союза, в который входят сразу несколько стран. Чтобы оригинальный товар был включён в ТРОИС, прежде приходится доказывать, что контрафакт уже ввозился на территорию страны и приводить подробное описание признаков подделок.
Возбуждение уголовного/административного дела в случае с контрафактной продукцией
В данном случае достаточно эффективным может быть взаимодействие не только с Федеральной таможенной службой, но и с полицией и Роспотребнадзором. Но чаще всего составление протоколов о нарушении интеллектуальных прав ложится именно на полицейских.
Чтобы ведомство начало разбирательство и приступило к поиску признаков состава преступления, правообладатель должен подать соответствующее заявление. В зависимости от нанесённого ущерба, может быть возбуждено уголовное или административное дело. В первом случае необходимо доказать, что правообладатель понёс ущерб в размере более 250 тысяч рублей или что нарушитель нарушает права не в первый раз, а во втором — менее этой суммы, а само нарушение произошло единожды.
Даже административного дела достаточно, чтобы контрафакт был изъят и уничтожен, а правообладателю выплачена компенсация со стороны нарушителя.
Несмотря на то, что обращение в полицию — это самый эффективный путь к борьбе с контрафактом, правообладателям зачастую приходится оказывать полицейским активное содействие, прямо указывая на нарушение определённых законов. Увы, большинство сотрудников не всегда осведомлены об интеллектуальных правах в должной мере, что особенно ощущается на фоне сокращения структур МВД.
Гражданский иск в суд
С помощью гражданского иска правообладатель может добиться не только запрета на использование своего бренда, но и затребовать возмещения убытков или потребовать удовлетворения других своих требований. К таким требованиям относится запрет на ввоз и реализацию контрафакта на территории страны, а также его изъятие и уничтожение за счёт нарушителя.
Рамки Гражданского кодекса позволяют ожидать компенсации не только имущественных потерь, но и репутационного ущерба. Чаще всего правообладатели добиваются выплаты компенсации за использование своего знака до 5 миллионов рублей, но в таком объёме она присуждается крайне редко, чаще суды снижают её, в лучшем случае, до миллиона рублей.
Можно попробовать добиться компенсации, исходя из двукратной стоимости изготовленных товаров, на которых есть чужой бренд, но это имеет смысл только в очень больших объёмах контрафактной продукции. Также компенсация может быть затребована, исходя из двукратной стоимости лицензии на законное использование бренда.
Чтобы суд в итоге не снизил размер компенсации или хотя бы сделал это не слишком сильно, её размер рекомендуется обосновывать вместе с опытными юристами. Можно сослаться на длительный срок использования чужой интеллектуальной собственности и, если возможно, указать на то, что нарушитель нарушает ваши права не в первый раз.
Часто правообладатели добиваются именно компенсации за незаконное использование своего бренда, поскольку ему не нужно доказывать, что был понесён ущерб в определённом размере. Достаточно самого факта, что были нарушены чужие права.
Антимонопольное регулирование контрафактной продукции
Взаимодействие с Федеральной антимонопольной службой тоже может быть достаточно эффективным, если подойти к нему основательно. Но в случае с ФАС следует подходить с точки зрения закона «О рекламе» и доказывать факт недобросовестной конкуренции.
Многие правообладатели, прежде чем идти в суд или полицию, тщательно анализируют рекламную деятельность конкурента. Если он копирует чужие сайты, использует чужие товарные знаки для сообществ в социальных сетях или интернет-рекламе, всё это является поводом для обращения в ФАС.
Служба сама добивается судебного разбирательства и взыскания штрафа с нарушителя. Чтобы ваше обращения рассматривалось с точки зрения недобросовестной конкуренции, следует доказывать, что конкурент своими действиями (вводом контрафактной продукции на рынок России, использованием ваших брендов) вводит потенциальных покупателей в заблуждение, а также может нанести или уже нанёс убытки или ущерб деловой репутации.
В случае с ФАС мера может быть превентивной, то есть достаточно опасности, что указанный выше вред может быть нанесён в будущем. Ждать, пока он действительно будет нанесён, совсем не обязательно.
Если вам требуется бесплатная юридическая консультация на тему защиты интеллектуальной собственности, заполните заявку по форме ниже. Кроме того, мы имеем большой опыт в борьбе с контрафактной продукцией.
Способы выявления контрафактной продукции и борьбы с ней
Вводная цитата в моей статье подобрана не случайно, поскольку многие люди в погоне за одеждой, часами, модными девайсами стремятся получить товары известных брендов, которые зачастую не доступны человеку со средним заработком, в связи с их высокой стоимостью.
А ведь так хотелось бы иметь в своем гардеробе одежду от известного итальянского дизайнера, телефон производства одной фруктовой американской компании или часы с надписью «made in Switzerland».
Однако за низкой или относительно низкой ценой товара под известным брендом, как правило, скрывается подделка.
Тема настоящей статьи выбрана мной с той целью, чтобы вкратце рассказать о способах выявления контрафактной продукции и методах борьбы с контрафактом, применяемых правообладателями.
Вероятней всего термин «контрафакт» является словом, заимствованным из английского языка (от «counterfeit» – подделка, фальшивка), однако существует мнение, что корни данного термина ведут к французскому языку и, что образован он от «contrefaçon», что также обозначает подделку.
Так и есть, изначально контрафактом называли именно поддельную продукцию, но постепенно данный термин приобрел неотъемлемую на данный момент особенность, что такая подделка обязательно должна сопровождаться нарушением интеллектуальных прав.
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2006 № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» было указано, что: контрафактными являются экземпляры произведения и фонограммы, изготовление и распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав.
С принятием четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации
(далее – ГК РФ) в качестве контрафактных признаются материальные носители, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, которые приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство (пункт 4 статьи 1252 ГК РФ).
Кроме того, контрафактными являются товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение (пункт 1 статьи 1515 ГК РФ).
Стоит отметить, что если говорить о контрафактном товаре, на котором незаконно размещен товарный знак, то во взаимосвязи со статьями 1252, 1484 и 1487 ГК РФ названные законоположения позволяют относить к контрафактным как поддельную продукцию, так и товар, снабженный законным товарным знаком, но импортированный на территорию Российской Федерации без согласия правообладателя (параллельный импорт).
На параллельном импорте в этой статье я отдельно останавливаться не буду, потому что этот вопрос, по моему мнению, лежит больше в плоскости политической, чем в правовой. Основной акцент я хотел бы поставить на выявлении на рынке поддельной продукции, которая не имеет и никогда не имела никакого отношения к правообладателю.
Проблема контрафакта в наше время стоит очень остро, поскольку она затрагивает не только интересы правообладателей, но и негативно сказывается на потребителях.
Производители и продавцы оригинального товара несут убытки, в связи с тем, что на рынке появляются дельцы, которые продают поддельную продукцию, используя известность и репутацию раскрученного бренда или, не вкладывая средств на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ, производят и продают товар, в котором использован чужой патент или объект авторского права.
Для потребителей, которые стремятся сэкономить, приобретая дешевый, заведомо поддельный товар, самое незначительное разочарование – это быстрый выход из строя такой покупки, приход в негодность из-за низкого качества изделия, но имеются случаи и с более печальным исходом, если речь идет о контрафактной алкогольной продукции.
Крупные холдинги, международные корпорации, обладающие известностью в мире, стремятся вести бой с продавцами и производителями контрафакта, поскольку цифры, которые сопровождают ведение деятельности по продаже контрафакта, поражают.
Так, Федеральная таможенная служба в 2017 году предотвратила ущерб от ввоза контрафактной продукции к чемпионату мира по футболу 2018 года на 4,5 млрд. рублей.
В 2018 году в Европейском Союзе доля контрафакта возросла с 6% до 8%. Убытки от контрафакта по странам составили: Франция – 6,8 млрд евро, Великобритания – 9,2 млрд евро, Германия – 8,3 млрд евро.
Большая часть всей контрафактной продукции в мире, по данным экспертов Организации экономического сотрудничества и развития, производится в Китае, Турции, Сингапуре, Таиланде и Индии.
Если перейти из теоретической в практическую плоскость рассмотрения темы настоящей статьи, то я хотел бы дать несколько советов потребителям, а вернее предложить обращать внимание перед покупкой на несколько критериев, которые позволят отличить оригинальный товар от контрафактного, а именно:
— цена оригинальной продукции гораздо всегда выше контрафактной, порой в разы. Швейцарские часы не будут стоить 100 $, какие бы акции и скидки не были озвучены продавцом;
— низкое качество продукции (следы клея, неровные швы, разная длина штанин, несоответствие размеров одежды международным стандартам);
— использование известных товарных знаков или обозначений, сходных до степени смешения с ними (iFON, D&B, HIKE и пр.). При этом довольно часто встречается несоблюдение пропорций обозначений, наносимых на товар, относительно оригинальных обозначений. Встречаются случаи, когда на один товар наносят сразу несколько товарных знаков, принадлежащих разным правообладателям;
— покупателей должно настораживать наличие «брендовых» товаров в ларьках и на рынках, на неизвестных сайтах или группах в социальных сетях, не имеющих отношения к правообладателю.
Указанные выше критерии также применяются и правообладателями при выявлении контрафактной продукции. Вместе с тем правообладатели, стараясь оградить себя от возможных подделок, принимают превентивные меры для защиты своего товара от подделок, используют и иные инструменты и способы, которые впоследствии применяются для того, чтобы в огромной массе продаваемых товаров отсеять свой товар от подделки и привлечь нарушителя к ответу.
Для того, чтобы обезопасить себя от подделки своей продукции или постараться минимизировать объемы этих подделок правообладатели пытаются привнести оформление товара нечто такое, что затруднительно воспроизвести.
Как правило это выражается в том, что в упаковку товара, в полиграфическое исполнение этикеток, технологию производства вводят элементы защиты, к которым относятся защитные голограммы, водяные знаки, микронадписи, не подлежащие оптическому копированию, скрытые изображения, видимые только с помощью специальных приборов; использование индивидуальных номеров, по которым можно отследить партию товара, страну его назначения, и иные.
Указанные инструменты позволяют правообладателям разделять товар на «свой» / «чужой» и облегчают доказывание факта нарушения в суде.
Вместе с тем, прежде чем начать разделять и идти в суд, для начала необходимо выявить местонахождение контрафактного товара, это можно сделать при помощи следующих инструментов:
- Мониторинг сети Интернет на предмет выявления фактов предложения к продаже товаров, обладающих признаками контрафактности, в том числе при помощи специального программного обеспечения;
- Анализ товаров в предприятиях торговли, в том числе с привлечением правоохранительных органов, частных детективов;
- Включение товарного знака, наименования мест происхождения товаров, объекта авторского права (например, дизайна упаковки товара) в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее – ТРОИС).
При этом, включив свои объекты интеллектуальной собственности в ТРОИС, правообладатель приобретает ряд инструментов по борьбе с нарушителями, он может:
- направлять в таможенный орган письменные запреты на ввоз товара;
- через суд инициировать принятие предварительных обеспечительных мер в виде наложения ареста на контрафактный товар;
- посредством таможенных органов привлекать нарушителя к ответственности, предусмотренной статьей 14.10 КоАП РФ (в том случае если не параллельный импорт);
- материалы, собранные таможенным органом в ходе административного производства можно использовать в качестве доказательств при подаче иска к нарушителю об уничтожении контрафактного товара и взыскании компенсации.
В качестве основных, хорошо изученных и, достаточно предсказуемо работающих способов борьбы с контрафактом, можно назвать следующие:
Таможенный орган. Результат – привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 14.10 КоАП РФ, наложение административного штрафа:
- на граждан от 5 000 до 10 000 рублей;
- на должностных лиц от 10 000 до 50 000 рублей
- на юридических лиц от 50 000 до 200 000 рублей
Возможно применение меры ответственности в виде конфискации предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара, а также материалов и оборудования, используемых для их производства, и иных орудий совершения административного правонарушения.
Полиция. Результат – привлечение к административной ответственности по части 2 статьи 14.10 КоАП РФ, наложение административного штрафа:
- на граждан в размере двукратного размера стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, но не менее 10 000 рублей;
- на должностных лиц в размере трехкратного размера стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, но не менее 50 000 рублей;
- на юридических лиц в размере пятикратного размера стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, но не менее 100 000 рублей.
Возможно привлечение к уголовной ответственности на основании статьи 180 УК РФ, при условии, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб (свыше 250 000 рублей).
Антимонопольный орган. Результат – Получение решения антимонопольного органа, предписывающего прекратить нарушение. Привлечение к административной ответственности по части 2 статьи 14.33 КоАП РФ, наложение административного штрафа:
- на должностных лиц – 20 000 рублей либо дисквалификация на срок до трех лет;
- на юридических лиц — от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
Суд. Привлечение к гражданско-правовой ответственности. В соответствии с пунктом 1 статьи 1252 ГК РФ защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, требований. Результатом рассмотрения судом искового заявления в том числе, но не ограничиваясь может быть решение, предписывающее:
— выплатить компенсацию за нарушение исключительного права. При этом способы расчета компенсации могут варьироваться в зависимости от того, в защиту какого объекта интеллектуальной собственности обратился правообладатель.
— прекратить действия, нарушающие право или создающие угрозу его нарушения. Такое решение принимается в отношении лица, совершающего такие действия или осуществляющего необходимые приготовления к ним, а также к иным лицам, которые могут пресечь такие действия,
— изъять из оборота и уничтожить без какой бы то ни было компенсации материальные носители, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, в том случае если изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение таких материальных носителей приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство.
Как вы видите способы выявления и методы борьбы с контрафактной продукцией достаточно различные. Выбор того или иного инструмента в борьбе с нарушителями зависит от различных факторов, таких как вид и особенности товара, способ его ввода в гражданский оборот, уловки и ухищрения нарушителей и иные факторы.
Вместе с тем умелое владение всеми перечисленными способами, перечень которых, конечно, не является исчерпывающим ввиду развития средств защиты, позволит вести эффективную борьбу с контрафактом и его распространителями.