Как начисляются пени за просрочку платежа за коммунальные услуги
Перейти к содержимому

Как начисляются пени за просрочку платежа за коммунальные услуги

  • автор:

Как начисляются пени за просрочку платежа за коммунальные услуги

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 10 ноября 2022 г. N 23766-ОГ/00 О ключевой ставке, применяемой для целей исчисления пени при несвоевременном внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капремонт

Постановлением Правительства РФ от 26.03.2022 N 474 установлены особенности начисления и уплаты пени за несвоевременное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капремонт. Так, согласно первоначальной редакции пункта 1 указанного постановления в период с 28 февраля по 31 декабря 2022 года начисление и уплата пени осуществляются исходя из ключевой ставки, действовавшей по состоянию на 27 февраля 2022 г., то есть 9,5%.

Однако в указанное постановление Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2022 г. N 1681 были внесены изменения, согласно которым до 1 января 2023 г. начисление и уплата пени осуществляются исходя из минимального значения ключевой ставки Центрального банка РФ из следующих значений: ключевая ставка, действующая по состоянию на 27 февраля 2022 г. (это 9,5%), и ключевая ставка, действующая на день фактической оплаты.

Данные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 августа 2022 г.

В связи с чем прошу пояснить, какую ключевую ставку необходимо применять для целей исчисления пени в период с 25 по 31 июля 2022 года:

— 8,00% (ставка, установленная Центральным банком РФ в период с 25 июля по 18 сентября 2022 г.);

— 9,50% (ставка, установленная Центральным банком РФ по состоянию на 27 февраля 2022 г.).

Отдел управления жилищным фондом и предоставления коммунальных услуг Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России рассмотрел Ваше обращение от 1 ноября 2022 г. N 232437 (вх. Минстроя России от 1 ноября 2022 г. N 25101-ОГ), и в пределах своей компетенции сообщает.

Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги относится к обязанностям нанимателя жилого помещения по договору социального найма, что следует из пункта 5 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) и части 1 статьи 153 ЖК РФ, а также подпункта з пункта 4 типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 года N 315 "Об утверждении типового договора социального найма жилого помещения".

В силу статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем), плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Рассматриваемая норма направлена на обеспечение баланса интересов потребителя и исполнителя, предоставляющего коммунальные услуги, не предусматривает возможности возложения на собственника жилого помещения обязанности по оплате услуг, не оказанных либо оказанных без законных оснований.

В соответствии с частью 14 статьи 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2022 г. N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее — Постановление N 497), вступившим в силу с 1 апреля 2022 года, на шесть месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей в соответствии со статьей 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

всех юридических лиц (кроме застройщиков);

С учетом требований законодательства об исполнительном производстве и разъяснений Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 декабря 2020 г. N 44 введенный мораторий влечет за собой:

— принудительную приостановку ФССП России всех возбужденных на территории Российской Федерации исполнительных производств по долгам любых граждан и юридических лиц, а также аналогичный запрет на исполнение исполнительных документов любыми банками и иными кредитными организациями сроком на 6 месяцев;

— невозможность применения к любым должникам (кроме исключенных из-под моратория) каких-либо штрафных санкций (неустоек, штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств, в том числе по долгам за поставленные коммунальные ресурсы (оказанные коммунальные услуги);

— запрет зачетов встречных требований и запрет на обращение взыскания на заложенное имущество;

— невозможность инициирования процедуры судебного банкротства в отношении любых граждан и юридических лиц (кроме исключенных из-под моратория) на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев.

При этом взыскание долгов, возникших после 1 апреля 2022 года происходит в обычном порядке. Также мораторий не препятствует взысканию долгов за вред жизни и здоровью, по выплате заработной платы и выходного пособия, по уплате алиментов и взысканию уголовных штрафов.

На основании вышеизложенного, взыскание задолженности, возникшей в период с октября 2021 года по март 2022 года приостановлено до 1 октября 2022 года.

Минстрой России обращает внимание, что в соответствии с частями 14, 14.1 статьи 155 ЖК РФ, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2022 г. N 474 "О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 году", которое зафиксировало размер ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на период с 28 февраля 2022 года по 1 января 2023 года в размере 9,5%. По общему правилу, установленному статьей 155 ЖК РФ, при расчете пеней за жилищно-коммунальные услуги применяется ставка рефинансирования, действующая на дату последней оплаты.

Обращаем Ваше внимание, что согласно пункту 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

И.о. начальника отдела
управления жилищным фондом
и предоставления коммунальных услуг
А.Н. Горбунова

Обзор документа

Пени за неоплату жилищно-коммунальных услуг начисляются с 31-го дня просрочки и составляют 1/300 ставки рефинансирования Центробанка, действующей на день фактической оплаты, от суммы долга за каждый день. Начиная с 91-го дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере 1/130 ставки рефинансирования Центробанка, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

С 1 апреля по 1 октября 2022 г. Правительством был введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов, который повлек за собой в т. ч. предоставление лицам, на которых он распространяется, преимущества в части освобождения от уплаты неустоек, штрафов и пени, в т. ч. по долгам за поставленные коммунальные ресурсы (оказанные коммунальные услуги).

Взыскание задолженности, возникшей в период с октября 2021 г. по март 2022 г. было приостановлено до 1 октября 2022 г. При этом взыскание долгов, возникших после 1 апреля 2022 г. происходит в обычном порядке.

Ставка рефинансирования Центробанка на период с 28 февраля 2022 г. по 1 января 2023 г. зафиксирована в размере 9,5%. По общему правилу, установленному ЖК РФ, при расчете пеней за жилищно-коммунальные услуги применяется ставка рефинансирования, действующая на дату последней оплаты.

Должникам за коммунальные услуги не придется платить повышенные пени за просрочку платежей

Правительство России отвязало расчет пеней за просрочку платежей за жилищно-коммунальные услуги от текущей ставки Центробанка.

До 1 января 2023 года пени за просрочку по платежам за жилое помещение и жилищно-коммунальные услуги, а также по взносам за капремонт будут рассчитывать и начислять с учетом ставки Центробанка в 9,5%, установленной на 27 февраля 2022 года. Эти правила действуют для физлиц, включая ИП, и организаций.

К ставке 9,5% привязаны все пени за долги, которые не оплачены на 28 февраля. Пени, возникшие позже, тоже будут считаться по этой ставке. 28 февраля ЦБ повысил ключевую ставку до 20%, и размер пени должен был вырасти вслед за ней. Но не вырастет — благодаря решению правительства.

Обложка статьи

Баннер

Как начисляются пени

Потребители должны платить за жилое помещение и коммунальные услуги ежемесячно не позднее десятого числа месяца, следующего за истекшим, если другая дата не указана в договоре.

Согласно Жилищному кодексу РФ, размер пеней за неполное и несвоевременное внесение платы за жилье, коммунальные услуги и взносов за капремонт рассчитывается по ключевой ставке ЦБ на день оплаты. Но до конца 2022 года будет использоваться ставка 9,5%.

Пени за неоплату ЖКУ начисляются с 31-го дня просрочки. Отсчет начинается после крайнего срока уплаты, указанного в квитанции.

Размер пени — 1/300 ключевой ставки Центробанка от суммы долга за каждый день просрочки. Начиная с 91-го дня пени начисляются в повышенном размере — 1/130 ставки.

  • Допустим, человек не оплатил ЖКУ за февраль 2022 года, поэтому у него появился долг в 10 тысяч рублей. По февральской квитанции крайний срок оплаты — до 10 марта, то есть уже с 9 апреля ему будут начислять пени.
  • Если рассчитывать пени по ставке ЦБ 20%, то за каждый день просрочки должнику начисляли бы 6,66 ₽, а за 30 дней накопилось бы 200 ₽. Но теперь пени будут рассчитывать по ставке 9,5%, и цифры уже будут такие: 3,17 ₽ за день и 95 ₽ за 30 дней, то есть почти в два раза меньше.

Обложка статьи

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.

Артём Мазанов

Загрузка

Ни разу не оплачивала пени за просрочку платежей, хотя начисляют их с завидной регулярностью — то сами же некорректно произведут начисление, так как "перепутали" тарифы (вместо тарифа для жилых помещений применили тариф для нежилых), или "по неизвестной науке причине" внезапно изменились показатели площади: площадь квартиры увеличилась (соответственно, увеличились и начисления за кап. ремонт и услуги управляшки) или уменьшилась общая площадь многоквартирного дома (соответственно, увеличились начисления по ОДН), или "не видят" оплату, потому что я "оплачиваю не со счета Сбера, а со счета другого банка, а реестры из других банков поступают к нам гораздо дольше", из чего мне, видимо, следует сделать вывод о том, что оплачивать необходимо только через Сбер! Даже когда оплату "видят", для расчета пени применяют почему-то дату поступления оплаты на р/с организации, а не фактическую дату оплаты, кот. я вижу в своем чеке, а также пени начисляют почему-то с 1-го числа, например, за просрочку оплаты за май — с 01 июля, а не с 11 июля, как положено в соответствии с действующим законодательством — с 31-го дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, а срок оплаты — это по 10 число месяца (вкл.), следующего за расчетным.
Как умудряюсь не платить начисленные мне пени? Выражаю свое несогласие и привожу аргументы — пишу эл. обращения, представляя подтверждающие док-ты: через личный кабинет ГИС ЖКХ (если получатель оплаты доступен в ГИС ЖКХ) или непосредственно через личный кабинет организации, кот. выставляет счет за услугу, если игнорируют — пишу на эту организацию жалобу (эл. обращение через личный кабинет ГЖИ). Все это очень печально, так как занимает приличное количество времени, ведь необоснованные начисления пени происходят регулярно, но я не желаю платить "за воздух" и давать повод "рисовать" в счетах на оплату любые цифры.

Мотивация неплательщикам наращивать долг. Выгоднее положить деньги на вклад жене, детям, родителям и тп, а не платить долги + крайними оказываются управляющие компании, особенно тсж и жск, которые собирают деньги с жильцов и оплачивают услуги за весь дом

Алевтина Анисимова

Empty, а по моему все честно, привыкли, что пени волшебный котелок
причины возникновения долга чаще всего:
— у ресурсоснабжающей организации к примеру есть недобросовестные агенты при взымании платежей часто в квитанции изменяют номер расчетного счета, и потом ссылаются что плательщик не оплатил, хотя потребитель оплатит в полном объеме и ресурснабжающая и агент получили и пользовались деньгами
-не корректные начисления, возникают как ни при своевременной передаче, так и несвоевременной обработке поданных сведений, т.е. идет начисление по нормативам, при этом если получателем денежных средств уже получен судебный приказ либо другой судебный акт о закреплении данных сумм начисления долга и пени, то уже никакая прокуратура не поможет и ГЖИ не помогают произвести перерасчет
-ещё вопрос в скольки экземплярах выдавался судебный акт и каков был порядок предъявления (на прямое исполнение или через УФССП России), кто был получателем, представитель по доверенности с правом получения денежных средств, либо агентство, либо ресурсоснабжающая организация и многое другое
реальных должников намного ниже чем привыкли отражать поставщики услуг, а вот бабушка в большинстве своем сложно разобраться в этих абстрактных ситуация. да и услуги адвоката практикующих в этой сфере дороже именно из-за специфики к примеру проект искового заявления на рынке услуг о взыскании заработной платы или взыскании убытка стоит от 3500 руб., на за этот же период и на эту сумму по ЖКХ от 5000 руб., а 1/300 % за каждый день просрочки очень выгодный и сытый кусок

Порядок начисления пеней за ЖКУ с поправками за 2022 год

При расчете пеней за жилищно-коммунальные услуги в 2022 году необходимо руководствоваться следующими нормами права:

  • п. 1 ст. 314, ст. 193 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ)
  • п. 1, п. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ)
  • Постановление Правительства РФ № 424 от 02.04.2022 г. «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»
  • Обзор по отдельным вопросам судебной практики №1 Верховного Суда РФ, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространения на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19) от 21 апреля 2020 г.
  • Постановление Правительства РФ № 474 от 26 марта 2022 г. «»О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 году»

В соответствии с пунктом 1 статьи 314 ГК РФ если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.

На основании пункта 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее — иной специализированный потребительский кооператив).

Согласно пункту 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

При этом ст. 193 ГК РФ устанавливает следующее правило: если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Однако, как указал Верховный Суд РФ в Обзоре от 21 апреля 2020 г., это общее правило неприменимо к нерабочим дням, объявленным Президентом РФ указами № 206 и 239 в связи с распространением коронавирусной инфекции.

Как отметил Суд, «нерабочие дни» в смысле, который придаёт этому понятию гражданское законодательство, — это выходные и нерабочие праздничные дни, предусмотренные статьями 111 и 112 Трудового кодекса РФ. Иное понимание, — заключил Суд, — «означало бы приостановление исполнения всех без исключения гражданских обязательств в течение длительного периода и существенное ограничение гражданского оборота в целом, что не соответствует цели названных Указов Президента Российской Федерации», коей является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Таким образом, введенные Президентом РФ нерабочие дни не приостанавливают исполнения обязательств, которые должны быть исполнены в данный период.

В 2022 году у Правительства РФ появилось специальное полномочие — определять особенности начисления и уплаты пени в ЖКХ-отрасли (Постановление Правительства РФ от 26 марта 2022 г. № 474). Такие особенности установлены на период с 28 февраля 2022 года по 1 января 2023 года: начисление и уплата пеней (неустойку, штраф) исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей по состоянию на 27 февраля 2022 года, в следующих случаях:

  • неполное / несвоевременное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капремонт,
  • несвоевременное и (или) не полностью исполненное ИП и организациями обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством РФ о газоснабжении, об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, об обращении с ТКО;
  • просрочка исполнения обязательства по установке, замене / эксплуатации ИПУ/ОДПУ энергоресурсов;
  • включение условия о рассрочке в договор об установке ИПУ, общего (для коммунальной квартиры) прибора учета или ОДПУ, заключаемый с гражданином – собственником жилого / садового дома, помещения в МКД, либо с УК/ ТСЖ ( в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых исходя из указанного значения ключевой ставки).

Размер по состоянию на 27 февраля 2022 года составляет 9,50% годовых.

Итак, до 06 апреля 2020 года – начала действия моратория по начислению пеней согласно Постановлению Правительства РФ №424 от 02.04.2020 г., посчитать пени за просрочку платежа за жилищно-коммунальные услуги было хотя и достаточно трудоемко, но все же в целом понятно. Бухгалтеры, юристы, иные специалисты Управляющих и ресурсоснабжающих организаций, ответственные за работу с задолженностью и осуществляющие расчеты для формирования долговых ЕПД и расчетов для судебного взыскания, руководствовались правилами статьи 155 Жилищного кодекса РФ (пункт 14) и общими правилами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации в статье 193.

При этом при расчете обязательно учитывался тот факт, что до 2016 года Жилищный кодекс РФ устанавливал иные правила расчета пеней за жилищно-коммунальные услуги:

Правила части 14 ст. 155 ЖК РФ, существовавшие до 01 января 2016 года (формула №1)

  • с 1 по 30 день просрочки — пени не начисляются
  • с 31 по 90 день просрочки — пени начисляются в размере 1/300 ставки рефинансирования
  • с 91 дня просрочки — пени начисляются в размере 1/300 ставки рефинансирования

Формула расчета пеней за ЖКУ по задолженности до 01.01.2016 г.:

расчет пени по задолженности, возникшей 01.01.2015

Правила части 14 ст. 155 ЖК РФ, после 01 января 2016 года (формула №2)

  • с 1 по 30 день просрочки — пени не начисляются
  • с 31 по 90 день просрочки — пени начисляются в размере 1/300 ставки рефинансирования
  • с 91 дня просрочки — пени начисляются в размере 1/130 ставки рефинансирования

Формула расчета пеней за ЖКУ по задолженности после 01.01.2016 г.:

расчет пени по задолженности, возникшей 01.01.2016

То есть, если нам необходимо посчитать пени за период с 01.01.2014 года и раньше до 01.01.2022, то период с 01.01.2014 по 01.01.2016 рассчитывается по формуле №1, а период с 01.01.2016 по 01.01.2022 по формуле №2.

Это первый необходимый элемент для верного расчета пеней за жилищно-коммунальные услуги.

Вторым важным элементом, непосредственно влияющим на сумму, которую мы получим в итоге расчета, является обязательный учет нерабочих выходных и праздничных дней в соответствии с требованиями статьи 193 ГК РФ. Напомним, что согласно установленным ей правилам если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. На практике это означает, что если мы начинаем расчет пеней по задолженности, например, с 02 января 2021 года, а нерабочими праздничными днями в 2021 году являются даты с 01 января по 10 января 2021 года, то расчет мы обязаны начать с 11 января 2021 г. Далее, если следующая дата в расчете (например, 11 февраля 2021 г.), является субботой или воскресеньем, мы должны скорректировать дату в расчете на ближайший рабочий день.

Таким образом, основными сложностями, на которые надо было обратить внимание до введения моратория в апреле 2020 года, были учет различных порядков расчёта пеней до 01.01.2016 и после, знание актуальной ставки рефинансирования ЦБ на дату расчет, а также применения правила по переносу выходных дней в соответствии со статьей 193 ГК РФ.

Однако, после наступления 2020 года произошло очень много серьезных изменений в жизни общества, связанные с новой короновирусной инфекцией, и проведением специальной операции на Украине, что не могло не повлечь за собой изменений в законодательстве Российской Федерации в целом, и в правовом регулировании вопросов ЖКХ, в частности.

Постановлением Правительства РФ № 424 от 02.04.2022 г. «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», подписанным Премьер-министром России Михаилом Владимировичем Мишустиным, на начисление пеней в период с 06.04.2020 по 01.01.2021 гг. был наложен мораторий. Это означает, за на задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, возникшей в этом период, пени Управляющие и Ресурсоснабжающие организации начислять не имеют право. Более того, как разъяснил Верховный Суд РФ, на задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, возникшую до установленного периода моратория, пени в период с 06.04.2020 по 01.01.2021 гг. также не начисляются.

Таким образом, рассчитывая пени по задолженности за ЖКУ за период, включающий в себя мораторий, бухгалтер или иной специалист, обязаны полностью исключить этот период из расчета. Очень часто для упрощения этой задачи, специалисты разбивают при расчете периода задолженности на части: первая часть – с начала задолженности до начала действия моратория и просчитывается она на дату начала действия моратория (06.04.2020 г.). Вторая часть расчета – с даты, следующей за датой окончания моратория (02.01.2021) и по текущую дату. При этом размер задолженности при просчёте второго периода берется фактический, учитывая месяцы моратория. Последним действием две получившиеся суммы складываются.

И последнее нововведение, повлиявшее на порядок расчета пеней за ЖКУ, было введено Постановлением Правительства РФ № 474 от 26 марта 2022 г. «»О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 году», которое зафиксировало размер ставки рефинансирования ЦБ на период с 28 февраля 2022 года по 1 января 2023 года в размере 9,5%. Напомним, что по общему правилу, установленному статьей 155 Жилищного кодекса РФ, при расчете пеней за жилищно-коммунальные услуги применяется ставка рефинансирования, действующая на дату последней оплаты – а на практике это означает – на дату расчета.

Подытоживая все ранее сказанное по корректному расчету пеней, можно сделать вывод, что такой расчет, с учетом всех требований и изменений в законодательстве РФ, представляется весьма скрупулёзной и непростой задачей. Формируя расчет пеней в 2022 году и направляя его на рассмотрение мирового или районного суда, необходимо учесть все вышеназванные нюансы: применить разные порядки подсчета дней просрочки до 01.01.2016 года и после, не забыть о переносе выходных и праздничных дней в соответствии со статьей 193 ГК РФ, учесть мораторий за период с 06.04.2020 по 01.01.2021 гг., а также изменить ставку рефинансирования ЦБ с текущей на 9,5% до 01 января 2023 года. При этом в расчете необходимо также учесть и все частичные оплаты, произведённые должником за весь период взыскания. Именно по это причине многие Управляющие и Ресурсоснабжающие организации, имеющие дело с большим объемом должников, отказываются от своего законного права по взысканию пеней и ограничиваются только размером самой задолженности. И то часто только за период, не выходящий за пределы исковой давности.

Назван порядок расчета пени по долгам за ЖКХ в 2023 году

Кабмин продлил на 2023 год действие своего постановления № 474 от 26 марта 2022 года о порядке расчета пени по долгам за жилое помещение и коммунальные услуги, взносам за капремонт, платежам по договорам энергоснабжения и обращения с ТКО.

Как и в 2022 году, пеня будет начисляться исходя из минимального значения ключевой ставки ЦБ РФ из следующих значений: ключевая ставка ЦБ, действующая по состоянию на 27 февраля 2022 года, и ключевая ставка ЦБ, действующая на день фактической оплаты.

Постановление Правительства РФ от 23.09.2022 № 1681 определило дифференцированный подход к выбору ставки ЦБ для расчета пеней. Если она выше 9,5%, то используется 9,5%; если ниже, то исполнитель услуг выбирает ставку на день фактической оплаты. Для расчета пени берется минимальное значение ключевой ставки Центробанка России.

Ранее, в марте 2022 года, пришлось принять Постановление о ставке для расчета пеней в ЖКХ на уровне 9,5% (ПП РФ от 26.03.2022 № 474), поскольку ставка резко подскочила до 20%. В сентябре она опустилась до 7,5%, поэтому был применен дифференцированный подход.

Правила расчета действуют для физлиц, включая ИП, и организаций.

Игорь Поздняков

Согласно Жилищному кодексу РФ, размер пеней за неполное и несвоевременное внесение платы за коммунальные услуги и взносов за капремонт рассчитывается по ключевой ставке ЦБ на день оплаты. Но до конца 2023 года будет использоваться минимальная ставка. Пени за неоплату коммунальных услуг начисляются с 31-го дня просрочки. Отсчет начинается после крайнего срока уплаты, указанного в квитанции.

Размер пени составляет 1/300 ключевой ставки ЦБ от суммы долга за каждый день просрочки. А с 91-го дня просрочки пени начисляются в повышенном размере –1/130 ставки.

Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *