С какой целью проводится экологический мониторинг
Статья 63.1. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)
(введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 331-ФЗ)
1. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) создается в целях обеспечения охраны окружающей среды.
2. Задачами единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) являются:
регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды;
хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состоянии окружающей среды;
анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений;
обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.
3. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) включает в себя подсистемы:
государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;
государственного мониторинга атмосферного воздуха;
государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации;
государственного мониторинга объектов животного мира;
государственного мониторинга воспроизводства лесов;
(абзац введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 27-ФЗ)
государственного мониторинга состояния недр;
государственного мониторинга водных объектов;
государственного мониторинга водных биологических ресурсов;
государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;
государственного мониторинга исключительной экономической зоны Российской Федерации;
государственного мониторинга континентального шельфа Российской Федерации;
государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал;
государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания;
государственного фонового мониторинга состояния многолетней (вечной) мерзлоты.
(абзац введен Федеральным законом от 10.07.2023 N 297-ФЗ)
4. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на ведение подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), в соответствии с федеральными законами осуществляются:
поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации о состоянии окружающей среды, происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды;
поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, о характере, видах и об объеме такого воздействия;
оценка состояния окружающей среды и прогнозирование его изменений под воздействием природных и (или) антропогенных факторов;
определение связей между воздействием природных и (или) антропогенных факторов на окружающую среду и изменениями состояния окружающей среды;
выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на окружающую среду и направление их в органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям;
направление в органы государственной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), и правоохранительные органы информации о нарушении нормативов в области охраны окружающей среды вследствие воздействия природных и (или) антропогенных факторов и предложений об устранении таких нарушений;
направление в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений для их учета при подготовке документов территориального планирования и (или) предложений об изменении указанных документов в целях формирования благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах нынешнего и будущего поколений;
выпуск экстренной информации о необходимости снижения негативного воздействия на окружающую среду природных и (или) антропогенных факторов;
оценка эффективности проводимых природоохранных мероприятий;
создание и эксплуатация баз данных информационных систем в области охраны окружающей среды;
хранение информации о состоянии окружающей среды, о происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды и предоставление этой информации органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам.
С 01.03.2024 ст. 63.1 дополняется п. 5 (ФЗ от 04.08.2023 N 450-ФЗ). См. будущую редакцию.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (Государственный экологический мониторинг)
комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов (далее — экологический мониторинг). Экологический мониторинг включает в себя: мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа РФ, состояния недр, исключительной экономической зоны, внутренних морских вод и территориального моря РФ. Экологический мониторинг осуществляется в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе в районах расположения источников антропогенного воздействия, воздействием этих источников на окружающую среду; оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды вследствие природных и антропогенных воздействий; обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и её изменениях, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий таких изменений.
Организацию и осуществление экологического мониторинга обеспечивают в пределах своей ком-петенции в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти (МПР России, Минсельхоз России и др.) и подведомственные им федеральные службы и агентства. МПР России и др. федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции при осуществлении экологического мониторинга формируют государственную систему наблюдения за состоянием окружающей среды и обеспечивают её функционирование; взаимодействуют с органами государственной власти субъектов РФ по вопросам организации и осуществления экологического мониторинга, формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территориях субъектов РФ; осуществляют с участием органов исполнительной власти субъектов РФ сбор, хранение, аналитическую обработку и формирование государственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов.
МПР России: координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по организации и осуществлению экологического мониторинга; согласовывает методические и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти по вопросам организации и осуществления экологического мониторинга; обеспечивает с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ совместимость информационных систем и баз данных о состоянии окружающей среды, а также создает условия для формирования и защиты государственных информационных ресурсов в этой сфере.
Информация, полученная при экологическом мониторинге, используется при: разработке прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и принятии соответствующих решений; разработке федеральных программ в области экологического развития РФ, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ, инвестиционных программ, а также мероприятий по охране окружающей среды; осуществлении контроля в области охраны окружающей среды (экологического контроля) и проведении экологической экспертизы; прогнозировании чрезвычайных ситуаций и проведении мероприятий по их предупреждению; подготовке данных для ежегодного государственного доклада о состоянии и охране окружающей среды.
Экологический мониторинг окружающей среды: виды и методы
Поделиться
В статье рассказывается:
Экологический мониторинг окружающей среды необходим для оценки ее состояния, чтобы вовремя остановить или заранее предотвратить негативное влияние антропогенных факторов. Данный комплекс работ проводится под государственным контролем и на основании научно обоснованных данных.
Существуют различные методы и уровни экологического мониторинга. В нашей статье мы расскажем, какие задачи решаются в данном процессе, рассмотрим методологию работ и поговорим о роле государства в экомониторинге.
Понятие и задачи экологического мониторинга окружающей среды
Под экологическим мониторингом окружающей среды подразумевается комплекс наблюдений за природными и антропогенными объектами с целью получить достоверные и своевременные данные о фактах загрязнения территории, за которой ведется контроль. Благодаря собранной информации появляется возможность спрогнозировать будущую экологическую обстановку в исследуемом регионе.
Понятие и задачи экологического мониторинга окружающей среды
В РФ утверждена единая государственная система экомониторинга (ЕГСЭМ). Все мероприятия проводятся на основании положений федеральных законов № 7 «Об охране окружающей среды» и № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Для каждого промышленного объекта может быть разработана отдельная совокупность контрольных мер. Слежение за интенсивностью воздействия выбросов на природную среду проводится с помощью измерительных систем.
При градостроительстве, перед началом работ на промышленных объектах природопользователям необходимо предоставить финансово-экономическое и правовое обоснование, которое формируется по результатам исследований.
Перед экологическим мониторингом состояния окружающей среды (на природном объекте, в городском округе или ином территориальном субъекте, на всей планете) стоят важные задачи:
- Обнаружение источников человеческого влияния на природные системы.
- Отслеживание воздействий антропогенного фактора на состояние природы.
- Исследование зон, где было выявлено загрязнение токсическими веществами.
- Сбор и анализ данных о состоянии объекта.
- Поиск способов борьбы с загрязнением.
- Прогнозирование последующих изменений экологической обстановки на исследуемой территории.
- Разработка финансово-экономических и правовых обоснований для зон, где повышена концентрация вредных веществ.
Ключевая цель, стоящая перед экологическим мониторингом окружающей среды, заключается в определении степени влияния антропогенного фактора на природные условия и информировании жителей исследуемой зоны о вероятных последствиях. Все мониторинговые мероприятия проводятся согласно международным требованиям.
Экологический мониторинг окружающей среды
Виды экологического мониторинга окружающей среды
В основе экомониторинга лежит проведение наземных исследований, направленных на оценку физическо-химических показателей околоземного слоя атмосферы, почвы и объектов растительного мира.
В классификации И. П. Герасимова по задачам и масштабам проводимых наблюдений выделены три вида мониторинга.
- Биоэкологический мониторинг
Он служит первоначальной ступенью, позволяющей следить и контролировать качество природной среды и степень ее влияния на самочувствие и состояние здоровья населения. Информацию собирают в границах определенной территории посредством анализа питьевой и сточных вод, исследования приземного слоя воздуха, изучения растительного и животного мира, выявления качественных характеристик сельскохозяйственных культур.
- Геосистемный мониторинг
Этот вид экологического мониторинга окружающей среды направлен на отслеживание изменений естественных экосистем, образования природно-антропогенных геосистем. С его помощью можно следить за видоизменениями природных комплексов, предугадывать их воздействие на человеческий организм, составлять инструкции по уменьшению отрицательного влияния на природно-территориальные комплексы.
- Биосферный мониторинг
Заключается в слежении и контроле за природными комплексами, составлении прогнозов глобальных преобразований. Проводятся исследования биоты, атмосферы, гидросферы и литосферы.
Уровни экологического мониторинга
- Детальный экомониторинг
На низшем уровне расположено детальное наблюдение за природной средой, проводимое в границах определенных зон или в масштабе конкретного хозяйственного комплекса, предприятия, завода, инженерного сооружения, месторождения и прочих объектов. Системы детального экологического мониторинга окружающей среды – это ключевой компонент системы высшего уровня. Совокупность этих мероприятий составляет локальный мониторинг.
Особо загрязненные зоны (города и иные населенные пункты, водоемы и проч.) требуют проведения локального наблюдения, которое фокусируется на источнике проблемы. Близость к этим источникам обуславливает высокую концентрацию всех токсических веществ, выброс которых вредит атмосфере и водным объектам. Совокупность локальных систем формирует системы регионального наблюдения.
На этом уровне проводится исследование определенного региона, при котором учитываются природные особенности, виды и степень техногенного влияния. Комплекс региональных систем на территории одной страны образует единую сеть экологического мониторинга окружающей среды.
Системы наблюдения в границах одной страны. Ее ключевые отличия от мониторинга на глобальном уровне заключаются в масштабности проводимых мероприятий, а также национальном интересе при выполнении главной задачи по сбору данных и оценке состояния окружающей среды. В РФ проведение национального мониторинга контролирует МПР. Экологическая программа ООН подразумевает объединение национальных систем в единую сеть межгосударственного уровня – «Глобальную сеть мониторинга окружающей среды» (ГСМОС).
Перед ГСМОС стоит важнейшая задача – мониторинг и исследование глобальных изменений природной среды в масштабах планеты. Мониторинг такого уровня направлен на определение текущих условий и разработку прогноза вероятных изменений в общемировых явлениях и процессах, в том числе выявление степени влияния антропогенного фактора на биосферу Земли. ГСМОС проводит исследования проблемы глобального потепления, смены климатических условий, разрушения озонового слоя, засухи, охраны и защиты лесов и проч.
Методы экологического мониторинга окружающей среды
Существует множество различных методов исследования, применимых для экомониторинга. Среди них выделяют группы дистанционных (аэрокосмических) и наземных методов.
Одним из дистанционных методов является зондирование с искусственных спутников и космических кораблей. На земле исследования часто проводят посредством биологических (биоиндикационных) и физико-химических методов.
Биологический мониторинг – система длительного наблюдения, оценки и прогнозирования происходящих в биоте изменений. Иными словами, ведется слежение за наличием или исчезновением различных видов, их состоянием и численностью, изменением ареала обитания, появлением случайных интродуцентов в результате воздействия антропогенных факторов. Это один из ключевых методов организации экологического мониторинга окружающей среды.
Биологический мониторинг отличается сложной структурой. На разных уровнях организации биологических систем действуют различные подпрограммы. К примеру, субклеточный уровень требует проведения генетического мониторинга, популяционный и биоценотический – экологического.
Методы экологического мониторинга окружающей среды
При биологическом мониторинге создаются системы раннего оповещения, проводится диагностика, составляются прогнозы. Создание систем раннего оповещения подразумевает наличие важных этапов, на которых отбираются подходящие организмы и разрабатываются автоматизированные системы, способные максимально точно подавать сигналы отклика.
При диагностике занимаются выявлением, распознаванием и определением насыщенности биотической составляющей загрязняющими веществами с помощью организмов-индикаторов (в переводе с латин. indicare – указывать). Прогнозирование проводится с помощью биотестирования и экотоксикологии. Метод, при котором применяются организмы-индикаторы, называется биоиндикацией.
Разница между физическим или химическим измерением воздействия антропогенных факторов (для выявления качественных и количественных характеристик, дающих только косвенное понимание биологического действия) и биоиндикацией заключается в том, что последняя используется для выявления и определения биологически значимых антропогенных воздействий.
Удобнее всего проводить биоиндикацию с помощью рыб, водных беспозвоночных, микроорганизмов и водорослей. Биоиндикаторы должны характеризоваться большой численностью и непрерывной связью с антропогенными факторами.
Государственная система экологического мониторинга
В 1993 г. в РФ вышло постановление, согласно которому была создана единая государственная система экологического мониторинга окружающей среды (ЕГСЭМ). Ее целью стало увеличение эффективности мероприятий, проводимых для защиты мест обитания и обеспечения экологической безопасности.
Основные задачи системы составили 2 связанных между собой блока – речь идет о мониторинге загрязнения экосистемы и контроле влияния этого загрязнения на природную среду. Кроме того, система служит для предоставления данных, описывающих базовое состояние биосферы, и определения изменений, вызванных антропогенным фактором.
ЕГСЭМ подразумевает экологическое и аналитическое наблюдение за источниками выбросов и сбросов (как антропогенного, так и природного характера) загрязняющих веществ в окружающую среду, и степенью загрязнения объектов природы вредными соединениями.
В этой связи уделяется внимание и предотвращению вторичного образования опасных соединений из химических и биохимических веществ, присутствующих в выбросах. Кроме того, в экологическом и аналитическом менеджменте предусмотрен комплекс мер, направленных на контроль за уровнем загрязнения окружающей среды и его регулирование.
Государственная система экологического мониторинга
На сегодняшний день перед Единым национальным комитетом по автоматизированным испытаниям и сертификации поставлены такие важные задачи:
- Подготовить программу экологического мониторинга окружающей природной среды (ОПС) в РФ в целом и на территории отдельных субъектов страны.
- Разработать комплекс мероприятий по наблюдению и измерению показателей, позволяющих проводить экомониторинг окружающей среды.
- Обеспечить предоставление корректной и сопоставимой информации о результатах мониторинга для РФ в целом и для отдельных субъектов страны.
- Собирать и анализировать информацию, полученную в ходе наблюдений.
- Организовать хранение информации, ведение фонда данных об экологической ситуации в РФ и отдельных ее субъектах.
- Обеспечить соответствие данных, содержащихся в экологической информационной базе различных уровней, с информацией в международной экологической системе.
- Анализировать состояние природных объектов и влияние на них антропогенных факторов, наблюдать за природными ресурсами и реакцией экосистем, оценивать состояние здоровья людей, прогнозировать изменение экологической ситуации.
- Разработать и реализовать систему оперативного управления и корректировки радиоактивных и химических выбросов в результате чрезвычайных ситуаций и природных катастроф, составлять прогноз состояния ОПС, оценивать ущерб от УОП.
- Предоставить открытый доступ к интегрированной экологической информации различным категориям потребителей, в том числе населению, общественным движениям и организациям.
- Обеспечить информационную поддержку ОПС и структур, контролирующих природные ресурсы и экологическую безопасность.
- Сформировать и реализовать единую научно-техническую политику в сфере экомониторинга.
- Способствовать разработке и модернизации организованного, правового, нормативного, методического, информационного, математического, аппаратно-технического обеспечения; совершенствованию единой государственной автоматизированной системы надзора и правоприменения.
Компонентами единой государственной системы экологического мониторинга окружающей среды являются:
- Наблюдение за влиянием антропогенного фактора на природную среду.
- Контроль за степенью загрязнения объектов неживой природы.
- Наблюдение за объектами живой природы.
- Осуществление санитарно-эпидемиологического контроля.
- Формирование экологической информационной системы, наделенной функциями по обеспечению безопасности ОПС.
Существует 3 уровня осуществления экологического и аналитического мониторинга.
- На первом уровне проводится мониторинг промышленных территорий, крупных озер и водохранилищ, отдельных участков лиманов и рек, мест сброса сточных вод, предприятий сельского хозяйства, районов добычи нефти и проч.
- На втором уровне осуществляется надзор за источниками загрязнения воздуха, почвы и воды в районах, расположенных вблизи промышленных зон, для контроля содержания распространенных опасных веществ – серы, диоксида азота, нефтепродуктов (в том числе контролируется состав выпадающих осадков).
- Третий уровень предполагает мониторинг в отдалении от местных источников – биосферных заповедников и уникальных природных объектов.
Экологический мониторинг дает возможность оценить степень воздействия антропогенного фактора на состояние окружающей среды. Большое внимание уделяется наблюдению в промышленных зонах. Это позволяет оценить опасность выбросов, предупредить экологические катастрофы, разработать комплекс мер, направленных на борьбу с загрязнениями.
Экомониторинг: как работают новейшие технологии для сохранения природы
Сегодня во всем мире уделяют большое внимание экологической повестке. Помимо общепринятых подходов, закрепленных в 17 глобальных целях устойчивого развития ООН, в каждой стране действуют свои законы, которые регулируют нормы воздействия на окружающую среду и устанавливают экологические стандарты для производственных предприятий.
Ключевую роль в улучшении экологической обстановки и переходу на возобновляемые источники энергии играет мониторинг ресурсов и окружающей среды.
Какие технологии используются за рубежом
С помощью систем экомониторинга в разных странах фиксируют природные, антропогенные и техногенные факторы воздействия на среду, а также их последствия — изменения экологической обстановки, биоразнообразия, природных ресурсов и ландшафта. Данные, полученные в ходе мониторинга, используются инженерами-экологами, консультантами, региональными и федеральными властями, а также корпорациями в области добычи и переработки полезных ископаемых, горнодобывающей промышленности, сельского хозяйства.
Например, в Китае используют географические информационные системы (ГИС) и технологии дистанционного зондирования (ДЗ) в рамках единой централизованной системы экологического мониторинга. Данные со спутников, наземной и аэрофотосъемки помогают составлять подробные карты экологической обстановки даже в самых отдаленных областях.
В Австралии система ECO Environmental более 15 лет проводит мониторинг и анализ качества воздуха, подземных и наземных вод, уровня шума и вибрации, содержания газа в атмосфере и недрах в режиме реального времени. Платформа South Coast Scientific с открытым исходным кодом собирает и анализирует данные южного побережья континента.
Сейчас для экологического мониторинга все чаще применяются инновационные решения на базе сквозных цифровых технологий. Это, например, платформенные решения и онлайн-сервисы, источниками данных которых могут быть дроны и другое оборудование со специальными датчиками для наблюдений. Такие системы могут быть локальными, в рамках конкретного региона, или глобальными — в масштабах одной или нескольких стран.
Инновации становятся особенно востребованы в связи с тем, что ежегодно объем собираемых данных в рамках экомониторинга растет, и нужны все более технологичные решения для их обработки и анализа — включая машинное обучение, искусственный интеллект и аналитику больших данных.
Решения для экомониторинга в России
В России разрабатывается проект создания комплексной платформы для мониторинга окружающей среды. Новая система будет собирать информацию о состоянии окружающей среды посредством объединения данных нескольких существующих систем наблюдения и автоматического контроля, установленных на предприятиях. К 2023 году проект позволит контролировать показатели на 30% территории страны, а к 2030 году — 100%. Запуск платформы в эксплуатацию должен состояться к 2024 году.
По данным АСИ в России растет число крупных компаний, которые готовы полностью раскрывать данные о реализуемых ими проектах с потенциальным риском для окружающей среды. Экологическая открытость становится трендом во взаимоотношениях между государством, общественностью, бизнесом и инвесторами. Кроме того, крупные отечественные технологические компании создают различные решения для мониторинга окружающей среды.
Локальные системы мониторинга уже действуют в разных регионах России. Такие решения есть в Ростовской области, в Камчатском крае и так далее. Например, на Камчатке уже запущена система экологического мониторинга, а также специальный портал, на котором в картографическом удобном формате есть наглядная визуализация экологической обстановки в каждой точке мониторинга.
Системы экомониторинга уже протестировали в Нижнем Новгороде, Дзержинске, Туле, Калининграде, Саратове, Калуге, Великом Новгороде, Ноябрьске, а также в ХМАО, Коми и Удмуртии на базе платформы экологического мониторинга «МегаФон Экология».
Например, в Ноябрьске система мониторинга позволяет отслеживать качество воздуха по нескольким параметрам в каждой точке, где установлены датчики.
Платформа может интегрироваться с различными устройствами и информационными системами: ситуационными центрами, информационными системами РОИВ, АПК «Безопасный город». Это позволяет передавать данные в режиме онлайн для экстренного реагирования и оперативного управления экологической ситуацией в регионах.
Как это работает?
Платформа собирает данные о загрязнении окружающей среды от различных типов существующих источников экологически значимых сведений, а также малогабаритного измерительного оборудования, размещаемого на базовых станциях оператора. Система оперативно отслеживает фактические изменения качества воздуха и метеорологических условий, рассчитывает индекс качества воздуха. Среди основных измеряемых веществ — массовое содержание пыли, оксида углерода, диоксида азота, сероводорода, диоксида серы, озона, а также метеорологические параметры: температура, влажность, атмосферное давление.
Данные в режиме онлайн поступают на единую электронную карту, где видны все потенциально опасные участки и объекты.
Перспективы технологии
Решение может применяться на промышленных, нефтяных и химических предприятиях. На производствах система автоматически контролирует уровень выбросов в соответствии с нормами законодательства и предупреждает, когда он достигает критической отметки. Это поможет предприятиям обеспечить экологическую безопасность своих технологических процессов и минимизировать возможные экологические и экономические риски.
Новые перспективы развития решений в области экомониторинга появятся с запуском сетей 5G, так как новый стандарт связи позволит передавать большие объемы данных, собираемых с датчиков.