С какой целью проводится экологический мониторинг
Перейти к содержимому

С какой целью проводится экологический мониторинг

  • автор:

С какой целью проводится экологический мониторинг

Статья 63.1. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)

(введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

1. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) создается в целях обеспечения охраны окружающей среды.

2. Задачами единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) являются:

регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды;

хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состоянии окружающей среды;

анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений;

обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.

3. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) включает в себя подсистемы:

государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;

государственного мониторинга атмосферного воздуха;

государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации;

государственного мониторинга объектов животного мира;

государственного мониторинга воспроизводства лесов;

(абзац введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 27-ФЗ)

государственного мониторинга состояния недр;

государственного мониторинга водных объектов;

государственного мониторинга водных биологических ресурсов;

государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;

государственного мониторинга исключительной экономической зоны Российской Федерации;

государственного мониторинга континентального шельфа Российской Федерации;

государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал;

государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания;

государственного фонового мониторинга состояния многолетней (вечной) мерзлоты.

(абзац введен Федеральным законом от 10.07.2023 N 297-ФЗ)

4. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на ведение подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), в соответствии с федеральными законами осуществляются:

поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации о состоянии окружающей среды, происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды;

поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, о характере, видах и об объеме такого воздействия;

оценка состояния окружающей среды и прогнозирование его изменений под воздействием природных и (или) антропогенных факторов;

определение связей между воздействием природных и (или) антропогенных факторов на окружающую среду и изменениями состояния окружающей среды;

выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на окружающую среду и направление их в органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям;

направление в органы государственной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), и правоохранительные органы информации о нарушении нормативов в области охраны окружающей среды вследствие воздействия природных и (или) антропогенных факторов и предложений об устранении таких нарушений;

направление в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений для их учета при подготовке документов территориального планирования и (или) предложений об изменении указанных документов в целях формирования благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах нынешнего и будущего поколений;

выпуск экстренной информации о необходимости снижения негативного воздействия на окружающую среду природных и (или) антропогенных факторов;

оценка эффективности проводимых природоохранных мероприятий;

создание и эксплуатация баз данных информационных систем в области охраны окружающей среды;

хранение информации о состоянии окружающей среды, о происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды и предоставление этой информации органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам.

С 01.03.2024 ст. 63.1 дополняется п. 5 (ФЗ от 04.08.2023 N 450-ФЗ). См. будущую редакцию.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (Государственный экологический мониторинг)

комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов (далее — экологический мониторинг). Экологический мониторинг включает в себя: мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа РФ, состояния недр, исключительной экономической зоны, внутренних морских вод и территориального моря РФ. Экологический мониторинг осуществляется в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе в районах расположения источников антропогенного воздействия, воздействием этих источников на окружающую среду; оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды вследствие природных и антропогенных воздействий; обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и её изменениях, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий таких изменений.
Организацию и осуществление экологического мониторинга обеспечивают в пределах своей ком-петенции в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти (МПР России, Минсельхоз России и др.) и подведомственные им федеральные службы и агентства. МПР России и др. федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции при осуществлении экологического мониторинга формируют государственную систему наблюдения за состоянием окружающей среды и обеспечивают её функционирование; взаимодействуют с органами государственной власти субъектов РФ по вопросам организации и осуществления экологического мониторинга, формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территориях субъектов РФ; осуществляют с участием органов исполнительной власти субъектов РФ сбор, хранение, аналитическую обработку и формирование государственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов.
МПР России: координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по организации и осуществлению экологического мониторинга; согласовывает методические и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти по вопросам организации и осуществления экологического мониторинга; обеспечивает с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ совместимость информационных систем и баз данных о состоянии окружающей среды, а также создает условия для формирования и защиты государственных информационных ресурсов в этой сфере.
Информация, полученная при экологическом мониторинге, используется при: разработке прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и принятии соответствующих решений; разработке федеральных программ в области экологического развития РФ, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ, инвестиционных программ, а также мероприятий по охране окружающей среды; осуществлении контроля в области охраны окружающей среды (экологического контроля) и проведении экологической экспертизы; прогнозировании чрезвычайных ситуаций и проведении мероприятий по их предупреждению; подготовке данных для ежегодного государственного доклада о состоянии и охране окружающей среды.

Экологический мониторинг окружающей среды: виды и методы

Поделиться

В статье рассказывается:

Экологический мониторинг окружающей среды необходим для оценки ее состояния, чтобы вовремя остановить или заранее предотвратить негативное влияние антропогенных факторов. Данный комплекс работ проводится под государственным контролем и на основании научно обоснованных данных.

Существуют различные методы и уровни экологического мониторинга. В нашей статье мы расскажем, какие задачи решаются в данном процессе, рассмотрим методологию работ и поговорим о роле государства в экомониторинге.

Понятие и задачи экологического мониторинга окружающей среды

Под экологическим мониторингом окружающей среды подразумевается комплекс наблюдений за природными и антропогенными объектами с целью получить достоверные и своевременные данные о фактах загрязнения территории, за которой ведется контроль. Благодаря собранной информации появляется возможность спрогнозировать будущую экологическую обстановку в исследуемом регионе.

Понятие и задачи экологического мониторинга окружающей среды

Понятие и задачи экологического мониторинга окружающей среды

В РФ утверждена единая государственная система экомониторинга (ЕГСЭМ). Все мероприятия проводятся на основании положений федеральных законов № 7 «Об охране окружающей среды» и № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Для каждого промышленного объекта может быть разработана отдельная совокупность контрольных мер. Слежение за интенсивностью воздействия выбросов на природную среду проводится с помощью измерительных систем.

При градостроительстве, перед началом работ на промышленных объектах природопользователям необходимо предоставить финансово-экономическое и правовое обоснование, которое формируется по результатам исследований.

Перед экологическим мониторингом состояния окружающей среды (на природном объекте, в городском округе или ином территориальном субъекте, на всей планете) стоят важные задачи:

  • Обнаружение источников человеческого влияния на природные системы.
  • Отслеживание воздействий антропогенного фактора на состояние природы.
  • Исследование зон, где было выявлено загрязнение токсическими веществами.
  • Сбор и анализ данных о состоянии объекта.
  • Поиск способов борьбы с загрязнением.
  • Прогнозирование последующих изменений экологической обстановки на исследуемой территории.
  • Разработка финансово-экономических и правовых обоснований для зон, где повышена концентрация вредных веществ.

Ключевая цель, стоящая перед экологическим мониторингом окружающей среды, заключается в определении степени влияния антропогенного фактора на природные условия и информировании жителей исследуемой зоны о вероятных последствиях. Все мониторинговые мероприятия проводятся согласно международным требованиям.

Экологический мониторинг окружающей среды

Экологический мониторинг окружающей среды

Виды экологического мониторинга окружающей среды

В основе экомониторинга лежит проведение наземных исследований, направленных на оценку физическо-химических показателей околоземного слоя атмосферы, почвы и объектов растительного мира.

В классификации И. П. Герасимова по задачам и масштабам проводимых наблюдений выделены три вида мониторинга.

  • Биоэкологический мониторинг

Он служит первоначальной ступенью, позволяющей следить и контролировать качество природной среды и степень ее влияния на самочувствие и состояние здоровья населения. Информацию собирают в границах определенной территории посредством анализа питьевой и сточных вод, исследования приземного слоя воздуха, изучения растительного и животного мира, выявления качественных характеристик сельскохозяйственных культур.

  • Геосистемный мониторинг

Этот вид экологического мониторинга окружающей среды направлен на отслеживание изменений естественных экосистем, образования природно-антропогенных геосистем. С его помощью можно следить за видоизменениями природных комплексов, предугадывать их воздействие на человеческий организм, составлять инструкции по уменьшению отрицательного влияния на природно-территориальные комплексы.

  • Биосферный мониторинг

Заключается в слежении и контроле за природными комплексами, составлении прогнозов глобальных преобразований. Проводятся исследования биоты, атмосферы, гидросферы и литосферы.

Уровни экологического мониторинга

  1. Детальный экомониторинг

На низшем уровне расположено детальное наблюдение за природной средой, проводимое в границах определенных зон или в масштабе конкретного хозяйственного комплекса, предприятия, завода, инженерного сооружения, месторождения и прочих объектов. Системы детального экологического мониторинга окружающей среды – это ключевой компонент системы высшего уровня. Совокупность этих мероприятий составляет локальный мониторинг.

Особо загрязненные зоны (города и иные населенные пункты, водоемы и проч.) требуют проведения локального наблюдения, которое фокусируется на источнике проблемы. Близость к этим источникам обуславливает высокую концентрацию всех токсических веществ, выброс которых вредит атмосфере и водным объектам. Совокупность локальных систем формирует системы регионального наблюдения.

Уровни экологического мониторинга

На этом уровне проводится исследование определенного региона, при котором учитываются природные особенности, виды и степень техногенного влияния. Комплекс региональных систем на территории одной страны образует единую сеть экологического мониторинга окружающей среды.

Системы наблюдения в границах одной страны. Ее ключевые отличия от мониторинга на глобальном уровне заключаются в масштабности проводимых мероприятий, а также национальном интересе при выполнении главной задачи по сбору данных и оценке состояния окружающей среды. В РФ проведение национального мониторинга контролирует МПР. Экологическая программа ООН подразумевает объединение национальных систем в единую сеть межгосударственного уровня – «Глобальную сеть мониторинга окружающей среды» (ГСМОС).

Перед ГСМОС стоит важнейшая задача – мониторинг и исследование глобальных изменений природной среды в масштабах планеты. Мониторинг такого уровня направлен на определение текущих условий и разработку прогноза вероятных изменений в общемировых явлениях и процессах, в том числе выявление степени влияния антропогенного фактора на биосферу Земли. ГСМОС проводит исследования проблемы глобального потепления, смены климатических условий, разрушения озонового слоя, засухи, охраны и защиты лесов и проч.

Методы экологического мониторинга окружающей среды

Существует множество различных методов исследования, применимых для экомониторинга. Среди них выделяют группы дистанционных (аэрокосмических) и наземных методов.

Одним из дистанционных методов является зондирование с искусственных спутников и космических кораблей. На земле исследования часто проводят посредством биологических (биоиндикационных) и физико-химических методов.

Биологический мониторинг – система длительного наблюдения, оценки и прогнозирования происходящих в биоте изменений. Иными словами, ведется слежение за наличием или исчезновением различных видов, их состоянием и численностью, изменением ареала обитания, появлением случайных интродуцентов в результате воздействия антропогенных факторов. Это один из ключевых методов организации экологического мониторинга окружающей среды.

Биологический мониторинг отличается сложной структурой. На разных уровнях организации биологических систем действуют различные подпрограммы. К примеру, субклеточный уровень требует проведения генетического мониторинга, популяционный и биоценотический – экологического.

Методы экологического мониторинга окружающей среды

Методы экологического мониторинга окружающей среды

При биологическом мониторинге создаются системы раннего оповещения, проводится диагностика, составляются прогнозы. Создание систем раннего оповещения подразумевает наличие важных этапов, на которых отбираются подходящие организмы и разрабатываются автоматизированные системы, способные максимально точно подавать сигналы отклика.

При диагностике занимаются выявлением, распознаванием и определением насыщенности биотической составляющей загрязняющими веществами с помощью организмов-индикаторов (в переводе с латин. indicare – указывать). Прогнозирование проводится с помощью биотестирования и экотоксикологии. Метод, при котором применяются организмы-индикаторы, называется биоиндикацией.

Разница между физическим или химическим измерением воздействия антропогенных факторов (для выявления качественных и количественных характеристик, дающих только косвенное понимание биологического действия) и биоиндикацией заключается в том, что последняя используется для выявления и определения биологически значимых антропогенных воздействий.

Удобнее всего проводить биоиндикацию с помощью рыб, водных беспозвоночных, микроорганизмов и водорослей. Биоиндикаторы должны характеризоваться большой численностью и непрерывной связью с антропогенными факторами.

Государственная система экологического мониторинга

В 1993 г. в РФ вышло постановление, согласно которому была создана единая государственная система экологического мониторинга окружающей среды (ЕГСЭМ). Ее целью стало увеличение эффективности мероприятий, проводимых для защиты мест обитания и обеспечения экологической безопасности.

Экологические проблемы городов: причины, пути решения

Основные задачи системы составили 2 связанных между собой блока – речь идет о мониторинге загрязнения экосистемы и контроле влияния этого загрязнения на природную среду. Кроме того, система служит для предоставления данных, описывающих базовое состояние биосферы, и определения изменений, вызванных антропогенным фактором.

ЕГСЭМ подразумевает экологическое и аналитическое наблюдение за источниками выбросов и сбросов (как антропогенного, так и природного характера) загрязняющих веществ в окружающую среду, и степенью загрязнения объектов природы вредными соединениями.

В этой связи уделяется внимание и предотвращению вторичного образования опасных соединений из химических и биохимических веществ, присутствующих в выбросах. Кроме того, в экологическом и аналитическом менеджменте предусмотрен комплекс мер, направленных на контроль за уровнем загрязнения окружающей среды и его регулирование.

Государственная система экологического мониторинга

Государственная система экологического мониторинга

На сегодняшний день перед Единым национальным комитетом по автоматизированным испытаниям и сертификации поставлены такие важные задачи:

  • Подготовить программу экологического мониторинга окружающей природной среды (ОПС) в РФ в целом и на территории отдельных субъектов страны.
  • Разработать комплекс мероприятий по наблюдению и измерению показателей, позволяющих проводить экомониторинг окружающей среды.
  • Обеспечить предоставление корректной и сопоставимой информации о результатах мониторинга для РФ в целом и для отдельных субъектов страны.
  • Собирать и анализировать информацию, полученную в ходе наблюдений.
  • Организовать хранение информации, ведение фонда данных об экологической ситуации в РФ и отдельных ее субъектах.
  • Обеспечить соответствие данных, содержащихся в экологической информационной базе различных уровней, с информацией в международной экологической системе.
  • Анализировать состояние природных объектов и влияние на них антропогенных факторов, наблюдать за природными ресурсами и реакцией экосистем, оценивать состояние здоровья людей, прогнозировать изменение экологической ситуации.
  • Разработать и реализовать систему оперативного управления и корректировки радиоактивных и химических выбросов в результате чрезвычайных ситуаций и природных катастроф, составлять прогноз состояния ОПС, оценивать ущерб от УОП.
  • Предоставить открытый доступ к интегрированной экологической информации различным категориям потребителей, в том числе населению, общественным движениям и организациям.
  • Обеспечить информационную поддержку ОПС и структур, контролирующих природные ресурсы и экологическую безопасность.
  • Сформировать и реализовать единую научно-техническую политику в сфере экомониторинга.
  • Способствовать разработке и модернизации организованного, правового, нормативного, методического, информационного, математического, аппаратно-технического обеспечения; совершенствованию единой государственной автоматизированной системы надзора и правоприменения.

Компонентами единой государственной системы экологического мониторинга окружающей среды являются:

  • Наблюдение за влиянием антропогенного фактора на природную среду.
  • Контроль за степенью загрязнения объектов неживой природы.
  • Наблюдение за объектами живой природы.
  • Осуществление санитарно-эпидемиологического контроля.
  • Формирование экологической информационной системы, наделенной функциями по обеспечению безопасности ОПС.

Влияние транспорта на экологию города: проблемы и пути их решения

Существует 3 уровня осуществления экологического и аналитического мониторинга.

  • На первом уровне проводится мониторинг промышленных территорий, крупных озер и водохранилищ, отдельных участков лиманов и рек, мест сброса сточных вод, предприятий сельского хозяйства, районов добычи нефти и проч.
  • На втором уровне осуществляется надзор за источниками загрязнения воздуха, почвы и воды в районах, расположенных вблизи промышленных зон, для контроля содержания распространенных опасных веществ – серы, диоксида азота, нефтепродуктов (в том числе контролируется состав выпадающих осадков).
  • Третий уровень предполагает мониторинг в отдалении от местных источников – биосферных заповедников и уникальных природных объектов.

Экологический мониторинг дает возможность оценить степень воздействия антропогенного фактора на состояние окружающей среды. Большое внимание уделяется наблюдению в промышленных зонах. Это позволяет оценить опасность выбросов, предупредить экологические катастрофы, разработать комплекс мер, направленных на борьбу с загрязнениями.

Экомониторинг: как работают новейшие технологии для сохранения природы

Фото: Shutterstock

Сегодня во всем мире уделяют большое внимание экологической повестке. Помимо общепринятых подходов, закрепленных в 17 глобальных целях устойчивого развития ООН, в каждой стране действуют свои законы, которые регулируют нормы воздействия на окружающую среду и устанавливают экологические стандарты для производственных предприятий.

Ключевую роль в улучшении экологической обстановки и переходу на возобновляемые источники энергии играет мониторинг ресурсов и окружающей среды.

Какие технологии используются за рубежом

С помощью систем экомониторинга в разных странах фиксируют природные, антропогенные и техногенные факторы воздействия на среду, а также их последствия — изменения экологической обстановки, биоразнообразия, природных ресурсов и ландшафта. Данные, полученные в ходе мониторинга, используются инженерами-экологами, консультантами, региональными и федеральными властями, а также корпорациями в области добычи и переработки полезных ископаемых, горнодобывающей промышленности, сельского хозяйства.

Например, в Китае используют географические информационные системы (ГИС) и технологии дистанционного зондирования (ДЗ) в рамках единой централизованной системы экологического мониторинга. Данные со спутников, наземной и аэрофотосъемки помогают составлять подробные карты экологической обстановки даже в самых отдаленных областях.

В Австралии система ECO Environmental более 15 лет проводит мониторинг и анализ качества воздуха, подземных и наземных вод, уровня шума и вибрации, содержания газа в атмосфере и недрах в режиме реального времени. Платформа South Coast Scientific с открытым исходным кодом собирает и анализирует данные южного побережья континента.

Сейчас для экологического мониторинга все чаще применяются инновационные решения на базе сквозных цифровых технологий. Это, например, платформенные решения и онлайн-сервисы, источниками данных которых могут быть дроны и другое оборудование со специальными датчиками для наблюдений. Такие системы могут быть локальными, в рамках конкретного региона, или глобальными — в масштабах одной или нескольких стран.

Инновации становятся особенно востребованы в связи с тем, что ежегодно объем собираемых данных в рамках экомониторинга растет, и нужны все более технологичные решения для их обработки и анализа — включая машинное обучение, искусственный интеллект и аналитику больших данных.

Решения для экомониторинга в России

В России разрабатывается проект создания комплексной платформы для мониторинга окружающей среды. Новая система будет собирать информацию о состоянии окружающей среды посредством объединения данных нескольких существующих систем наблюдения и автоматического контроля, установленных на предприятиях. К 2023 году проект позволит контролировать показатели на 30% территории страны, а к 2030 году — 100%. Запуск платформы в эксплуатацию должен состояться к 2024 году.

По данным АСИ в России растет число крупных компаний, которые готовы полностью раскрывать данные о реализуемых ими проектах с потенциальным риском для окружающей среды. Экологическая открытость становится трендом во взаимоотношениях между государством, общественностью, бизнесом и инвесторами. Кроме того, крупные отечественные технологические компании создают различные решения для мониторинга окружающей среды.

Фото:Shutterstock

Локальные системы мониторинга уже действуют в разных регионах России. Такие решения есть в Ростовской области, в Камчатском крае и так далее. Например, на Камчатке уже запущена система экологического мониторинга, а также специальный портал, на котором в картографическом удобном формате есть наглядная визуализация экологической обстановки в каждой точке мониторинга.

Системы экомониторинга уже протестировали в Нижнем Новгороде, Дзержинске, Туле, Калининграде, Саратове, Калуге, Великом Новгороде, Ноябрьске, а также в ХМАО, Коми и Удмуртии на базе платформы экологического мониторинга «МегаФон Экология».

Например, в Ноябрьске система мониторинга позволяет отслеживать качество воздуха по нескольким параметрам в каждой точке, где установлены датчики.

Система экомониторинга в Ноябрьске

Платформа может интегрироваться с различными устройствами и информационными системами: ситуационными центрами, информационными системами РОИВ, АПК «Безопасный город». Это позволяет передавать данные в режиме онлайн для экстренного реагирования и оперативного управления экологической ситуацией в регионах.

Как это работает?

Платформа собирает данные о загрязнении окружающей среды от различных типов существующих источников экологически значимых сведений, а также малогабаритного измерительного оборудования, размещаемого на базовых станциях оператора. Система оперативно отслеживает фактические изменения качества воздуха и метеорологических условий, рассчитывает индекс качества воздуха. Среди основных измеряемых веществ — массовое содержание пыли, оксида углерода, диоксида азота, сероводорода, диоксида серы, озона, а также метеорологические параметры: температура, влажность, атмосферное давление.

Данные в режиме онлайн поступают на единую электронную карту, где видны все потенциально опасные участки и объекты.

Перспективы технологии

Решение может применяться на промышленных, нефтяных и химических предприятиях. На производствах система автоматически контролирует уровень выбросов в соответствии с нормами законодательства и предупреждает, когда он достигает критической отметки. Это поможет предприятиям обеспечить экологическую безопасность своих технологических процессов и минимизировать возможные экологические и экономические риски.

Новые перспективы развития решений в области экомониторинга появятся с запуском сетей 5G, так как новый стандарт связи позволит передавать большие объемы данных, собираемых с датчиков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *