На какие из перечисленных товаров установлены квоты
Какие товары квотируются
Для заказчиков по Закону N 44-ФЗ правительство определило перечень российских товаров и товаров из стран ЕАЭС с минимальной долей закупки. В него включили в том числе продукцию, которая поставляется при выполнении работ (оказании услуг).
Среди прочего в список вошли следующие товары, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска:
— перевязочные клейкие материалы (код по ОКПД2 — 21.20.24.110);
— портативные компьютеры весом не более 10 кг (код по ОКПД2 — 26.20.11);
— некоторый спортинвентарь, например лыжи (код по ОКПД2 — 32.30.11.110);
Всего в списке 107 наименований.
Напомним, недавно правительство определило продукцию, которая квотируется по Закону N 223-ФЗ.
Квотирование закупок российских товаров по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Квотирование — это комплекс норм, которые обязывают заказчиков закупать определенное количество товаров отечественного производства. Они утверждены Постановлениями Правительства № 2013 и 2014 от 03.12.2020, а в декабре 2021 года опубликовали изменения, которые существенно расширили сферу применения.
Скачать разъяснения по Постановлению 2013 от 03.12.2020 № 24-03-07/1390 от 15.01.2021 из КонсультантПлюс |
Чем регулируется
31.07.2020 подписаны законы № 249 и 250 о квотировании закупок российской продукции по 44-ФЗ и 223-ФЗ. А с 01.01.2021 вступили в силу:
- Постановление Правительства № 2014 от 03.12.2020 о квотировании доли российской продукции при госзакупках по закону о госзакупках;
- Постановление Правительства № 2013 от 03.12.2020 о размере квот по 223-ФЗ.
Планируется, что с 2022 года вступят в силу положения, которые связаны с ответственностью за невыполнение минимального объема. В законопроекте расписано, какая из мер в обязательном порядке применяется вместе с квотированием, — штрафы:
- новые штрафы для участников госзакупок;
- новые законопроекты с изменениями в закупках в 2022 году.
Какие товары квотируются
С введением новых правил организации больше всего интересуются, какие обязательные квоты по закупкам обязаны выполнять заказчики? Система квотирования закупок является нововведением, раньше она не применялась, хотя в 44-ФЗ существовало понятие национального режима, который работал на создание приоритетного положения российских производителей. Механизм национального режима реализовывался за счет регулирования допуска к госзакупкам иностранных производств. Теперь заказчикам напрямую диктуют, на какую продукцию сейчас действует квотирование по 44-ФЗ и 223-ФЗ и какой объем потребностей организации в каждом конкретном товаре подлежит удовлетворению за счет российских производств.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как применяется национальный режим в госзакупках. Используйте эти инструкции бесплатно.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
Для заказчиков по ФЗ № 44 установлены минимальные объемы на:
- лекарства ЖНВЛП;
- технику, компьютеры, принтеры;
- музыкальные инструменты;
- оружие;
- иные наименования.
С 01.01.2022 для отдельных позиций повысили размер минимальной обязательной доли закупок российских товаров, в т. ч. товаров, которые поставляются при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, в госзакупках в которых установлены ограничения допуска иностранной продукции. А еще определили минимальную обязательную долю в таких закупках в отношении музыкальных инструментов.
Для отдельных видов юридических лиц перечень квотируемых товаров по 223-ФЗ включает, в частности, следующие наименования:
- щебень;
- бумага, картон;
- приборы и полупроводники;
- офисная техника.
С 01.01.2022 изменили перечень с ОКПД по ПП 2013 от 03.12.2020 , в него включили ряд музыкальных инструментов. А еще для ряда товаров из этого списка увеличили минимальную долю закупок товаров российского происхождения.
Как выполнить требование
Механизм выполнения требования о квотах прост и состоит из следующей последовательности действий:
- Определить общий объем того или иного товара, который организация намерена закупать в календарном году.
- Исходя из общего требуемого объема, рассчитать, какое количество отечественной продукции предполагается закупить.
- Провести процедуры, выбрать победителей, заключить контракты и исполнить их.
- Отчитаться о выполнении квот по окончании отчетного периода.
Например, организация приобретает ТРУ по ФЗ № 44 и нуждается в 100 тоннах щебня в 2021 г., 100 тонн — это общий объем потребности в щебне на отчетный период. Определив его, организация смотрит проект приказа о квотировании доли российских товаров при госзакупках по 44-ФЗ и видит, что в 2021 г. госзаказчики обязаны 80% щебня закупать у российских поставщиков. То есть 80 тонн щебня, который организация может купить в 2021 г., должны иметь российское происхождение, остальные 20 тонн — на усмотрение организации. В течение 2021 г. организация проведет ряд закупок для удовлетворения потребности в щебне, а в начале 2022 г. отчитается, какой объем из реально закупленного щебня имел российское происхождение.
Постановления № 2013 и 2014 устанавливают квотируемые товары не только на 2021-й, но и на 2022 и 2023 гг., причем по ряду позиций процент объема закупок возрастает — законодатель стремится увеличить участие российских производителей на рынке и укрепить их позиции к 2023 году.
Когда не соблюдают минимальную долю
Постановление 2014 определяет минимальную обязательную долю закупок российских товаров (к которым приравниваются, в т. ч., продукция из других государств — участников ЕАЭС) для госзакупок, в которых установлены ограничения допуска иностранных товаров. Это означает, что закупки из перечня по ПП 2014, например у единственного поставщика, никакому квотированию не подлежат.
Часть 7 статьи 14 закона № 44 перечисляет заказчиков, для которых ориентация на российского производителя не является обязательной. Среди них:
- органы внешней разведки;
- органы Федеральной службы безопасности;
- органы государственной охраны.
Как отчитаться о выполнении квот
В п. 7 Постановления Правительства № 2014 указано, что положения, которые касаются отчетности, вступают в силу с 2022 года. Это значит, что первый отчет по квотированию по 44-ФЗ придется готовить не позднее 01.04.2022.
Отчетный период определен с 1 января по 31 декабря. Документ готовится автоматически в ЕИС на основе сведений из реестра контрактов до 1 февраля. Отчет подписывают усиленной квалифицированной ЭП. Делает это уполномоченное лицо не позже 1 апреля. После этого отчет по квотам по 44-ФЗ автоматически размещается в ЕИС не позднее 1 часа с момента подписания.
Бланк разработало правительство РФ. Найдете его в том же ПП 2014.
Как обосновать начальную цену квотируемой продукции
В п. 3 Постановления Правительства № 2014 от 03.12.2020 установлены особенности определения начальной (максимальной) цены (НМЦК) контракта для достижения минимальной доли закупок. Так, при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик направляет запрос о предоставлении цены товара субъектам в сфере промышленности, информация о которых включена в государственную информационную систему промышленности (ГИСП). Этот запрос регулируется ч. 5 ст. 22 44-ФЗ . Для реализации этого положения 01.02.2021 Минпромторг на сайте ГИСП опубликовал информационное сообщение — инструкцию, как рассчитать НМЦК в рамках квотирования:
Шаг 1. Найти товар в реестре российской, евразийской или отечественной радиоэлектронной продукции.
Шаг 2. Отправить запрос не менее чем трем поставщикам продукции в ГИСП. Учитывайте параметры из КТРУ (если такие есть). Контактные данные поставщиков найдете в карточке компании. Если организаций меньше, или сведений о них нет в системе, или эта информация неполная, то зафиксируйте это. Например, сделайте скриншот. Этот скрин направьте на электронную почту в Минпромторг — metod@minprom.gov.ru.
Скриншот может потребоваться, чтобы отчитаться о невозможности соблюсти минимальную долю.
Шаг 3. Получить коммерческие предложения от поставщиков и рассчитать НМЦК по правилам ст. 22 44-ФЗ .
В 2011 году окончила УрГЮА (ИПиП), в 2013 — РАНХиГС по программе «Управление государственными и муниципальными закупками». С 2013 по 2018 года занималась юридическим сопровождением закупок бюджетных учреждений федерального и регионального уровней.
Квотирование закупок: правила и практика
Понятие квотирования в национальном режиме рассматривается законодателем в качестве специальной защитной меры, с помощью которой государство старается защитить внутренний рынок, поддержать собственную экономику и своего товаропроизводителя. Как правило, такая мера является временным инструментом, который необходим для анализа и мониторинга эффективности действующего законодательства.
В контрактной системе механизм квотирования является обязательным с 1 января 2021 года, с принятия Правительством РФ подзаконного акта – Постановления N 2014 [2], которым установлен перечень товаров, размер квот и определены особенности применения квоты.
Обзор правил квотирования
Правила применения квотирования отражены во всех статьях Закона № 44-ФЗ, имеющих в той или иной степени отношение к механизму: национальный режим, особенности осуществления закупок для целей достижения заказчиком минимальной доли закупок, описание объекта закупки, планирование.
Правило применяется в конкурентных закупках, а также в закупке у ЕП по ч.12 ст.93.
Важно. В Приложении указан перечень продукции с учетом кодов ОКПД 2 и наименованием товара.
Позиции перечня совпадают с позициями:
– отдельных видов промышленных товаров в соответствии с Постановлением N 617[5],
– радиоэлектронной продукции в соответствии с Постановлением N 878[6],
– отдельных видов медицинских изделий в соответствии с Постановлением N 102[7].
Квоты должны выполняться заказчиками при осуществлении закупок при условии установления Правительством РФ ограничений допуска товаров, происходящих из иностранных государств.
– минимальная обязательная доля определена в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году;
Важно. Квота считается на основании документов о приемке (а не на основании документов об оплате). Единица измерения рубль.
– заказчиком учитываются товары, происходящие из государств – членов ЕАЭС- Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения;
– установлена особенность определения НМЦК для цели достижения минимальной доли закупок;
Важно. При обосновании (расчете) НМЦК методом анализа рынка применяем правила:
-ценовые запросы направляем производителям, сведения о которых размещены в реестрах на сайте Минпромторга РФ, в государственной информационной системе промышленности (далее – ГИСП).
– Реестр российской промышленной продукции https://gisp.gov.ru/pp719v2/pub/prod;
– Единый реестр российской радиоэлектронной продукции https://gisp.gov.ru/pprf/marketplace/#/products;г
– Евразийский реестр промышленных товаров https://erpt.eecommission.org.
Контакты в карточке промышленного предприятия. Поиск осуществляем по наименованию, коду ОКПД 2.
При определении идентичности и однородности продукции, учитываем исключительно товары из ЕАЭС, а также их характеристики по КТРУ.
– утверждены Положение о требованиях к содержанию и форме отчета об объеме закупок российских товаров и Положение о порядке, критериях и последствии проведения оценки выполнения заказчиком обязанности достижения минимальной обязательной доли закупок российских товаров.
Не забывайте, что работа с квотой начинается уже на подготовительном этапе закупки. Исходя их этого, специалисту необходимо определить, какая продукция необходима заказчику и в соответствии с каким кодом ОКПД2/ кодом номенклатурной классификации медицинских изделий (НКМИ) при закупке МИ (в случаях, установленных законодательством) и наименованием товара, будет проходить закупка. После подбора нужной позиции сверяемся с КТРУ, так как в дальнейшем это понадобится и для описания объекта закупки (характеристик и параметров).
Работая с квотированием, специалист должен своевременно учитывать все изменения и корректировки НПА. Так весной 2023 года Постановления N 318[8] и N 486[9], внесли поправки в некоторые позиции перечня Постановления N 2014:
1 | – уточнили минимальную обязательную долю закупок товаров российского происхождения; |
2 | – расширили перечень товаров, в отношении которых установлена квота; |
3 | – определенные позиции продукции, например, аппараты телефонные для сотовых сетей связи или для прочих беспроводных сетей, размер минимальной обязательной доли на 2023 год исключили. |
Важно. Учитываем актуальную версию перечня и актуальный размер минимальной обязательной доли.
Квотирование определено периодом на 2021-2023годы. Ежегодный отчетный период – это календарный год, начинающийся с 1 января по 31 декабря включительно.
Важно. Все контракты заказчика на момент формирования отчета должны быть закрыты, в них должна быть указана страна происхождения товара и верно выбран код ОКПД 2 (соответствующий коду из перечня Приложения Постановления N 2014).
Отчет о выполнении минимальной доли закупок
В текущем году заказчики по Закону № 44-ФЗ подготовили и разместили уже второй отчет об объеме закупок российских товаров. Отчет автоматически готовится в ЕИС до 1 февраля года, следующего за отчетным. В соответствии с Положением о требованиях к содержанию и форме отчета, у заказчика есть два месяца (февраль, март), чтобы проверить документ, сделать обоснование невозможности достижения минимальной обязательной доли, если это необходимо и разместить его в ЕИС.
На сегодняшний день, сроки размещения отчета в ЕИС имеют разночтение. В Законе № 44-ФЗ этот срок – до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, а в Постановлении N 2014 – не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
Рекомендация: устанавливать крайний срок размещения отчета – 31 марта года, следующего за отчетным годом.
Кроме этого, необходимо учитывать, что отчет готовится в ЕИС автоматически на основании сведений из реестра контрактов. Если заказчик вносит в реестр контрактов изменения, касающиеся информации об исполнении контракта, необходимо скорректировать размещенный документ, но с учетом срока размещения, установленного Постановлением N 2014.
Что делать, если квота не выполнена
Если минимальная доля закупок российских товаров не достигнута, то с учетом требований ст.30.1 Закона № 44-ФЗ и НПА, готовим обоснование невозможности достижения заказчиком минимальной доли закупок.
Например, Постановление N 102:
Установить, что ограничения, установленные настоящим постановлением, не применяются в следующих случаях:
а) необходимость обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки;
б) закупка запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупка товаров, указанных в позициях 101 и 102 перечня, в целях обеспечения нужд спорта высших достижений;
Например, Постановление N 102:
Ответственность заказчика за нарушения, связанные с квотированием
Для заказчиков по Закону № 44-ФЗ с 1 января 2023 года Минпромторг РФ предлагал ввести ответственность за невыполнение квотирования по закупкам российских товаров. Это следовало из подготовленного министерством законопроекта, предусматривающего внесение соответствующих изменений в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) и опубликованного на портале проектов НПА. На сегодняшний день в КоАП РФ не внесены изменения, поэтому при проведении контрольных мероприятий территориальные УФАС выдают предписания об устранении выявленных нарушений ст.30.1, а также применяют административную ответственность по ч. 1.4, ч. 3, ч. 4 ст.7.30 КоАП РФ:
– нарушение сроков размещения, не размещение или отсутствие обоснования в отчете.
Данная позиции подтверждена письмами ФАС России N 28/37143/23 [10] и N МШ/24867/23 [11] 2023 года и решениями территориальных УФАС.
Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 16.06.2023 по делу N 11-80/23 (Нарушение ч. 2 ст. 30.1 и п. 2 ч., ст. 30.1 44-ФЗ. Решение: Выдать предписание об устранении нарушений; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении). – Нарушение сроков размещения отчета, отчет не содержит обоснование.
Решение Астраханского УФАС России от 12.01.2023 N 030/06/34-15/2023 (Нарушение ч. 2 ст. 30.1, 44-ФЗ. Решение: Предписание не выдавать; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, состав которых предусмотрен частью 1.4 статьи 7.30, частью 3 статьи 7.30 КоАП РФ). – Не размещение отчета в ЕИС.
Кроме того, начиная с 2021 года, еще до размещения в ЕИС первых отчетов об объеме закупок РТ, контрольные органы указывали заказчикам, какие типовые ошибки, допущенные при подготовке документов по закупке, могут привести к нарушениям в части квоты.
Расчет осуществляется на основании цен производителей продукции, указанных в ГИСП. При наличии в ГИСП информации о менее чем трех субъектах, заказчик направляет запрос об информации о цене товара также поставщикам, которые осуществляют поставки ЕАЭС продукции, и информация о которых и о поставленных ими товарах содержится в реестре контрактов с надлежащим исполнением обязательств.
Например, если ваша закупка попадает под Постановление N 878 и Постановление N 2014 применение дополнительных характеристик запрещено, даже с обоснованием. У позиций в КТРУ по каждому товару указаны дата включения в каталог и дата применения сведений КТРУ. Это важно, так как некоторые позиции хотя и включены в КТРУ, но пока еще необязательны к применению и носят исключительно справочный характер.
Решение Магаданского УФАС России от 03.03.2022 по делу N 049/06/33-38/2022 Нарушение: ч. 1.1 ст. 33, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе. Решение: Предписание не выдавать; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение Магаданского УФАС России от 14.02.2022 по делу N 049/06/99-25/2022 Нарушение: ч. 1.1 ст. 33, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе. Решение: Предписание не выдавать; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение Воронежского УФАС России от 25.08.2021 по делу N 036/06/64-942/2021 Нарушение: ч. 3 ст. 14, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 1.1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Решение: Признать жалобу частично обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений.
В отношении оценки обязанности заказчика осуществления минимального объема закупок Правительством РФ разработан порядок, критерии и последствия контроля. Оценка действий заказчика возложена на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление оценки достижения заказчиком минимальной доли закупок (Минпромторг РФ). Норму закона, в части оценки действий заказчика, подтверждают решения территориальных УФАС, выданные в результате рассмотрения жалоб от участников закупок.
Решение Тульского УФАС России от 13.04.2023 по делу N 071/06/106-420/2023 Обстоятельства: Поступила жалоба Заявителя, согласно которой Заказчик при описании объекта закупки не применил соответствующую позицию каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и при описании объекта закупки неправомерно использовал характеристики поставляемых товаров, не указанные в описании соответствующей позиции КТРУ. Решение: Признать жалобу необоснованной.
Достижение или не достижение заказчиком минимальной доли закупок за отчетный год не относится к порядку проведения закупок.
Таким образом, антимонопольный орган не уполномочен осуществлять оценку достижения заказчиком минимальной доли закупок.
Следовательно, министерство (Минпромторг РФ), по итогам анализа размещенных заказчиками отчетов, составляет отчет о результатах оценки достижения заказчиками минимальной доли закупок. В документе отражаются, при необходимости, предложения по корректировке размера минимальной доли и изменения перечней НПА об ограничении допуска иностранных товаров.
[1] Федеральный закон от 05.04.2013г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон N 44-ФЗ).
[2] Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 N 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком» (вместе с «Положением о требованиях к содержанию и форме отчета об объеме закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, осуществленных в целях достижения заказчиком минимальной обязательной доли закупок, о требованиях к содержанию обоснования невозможности достижения заказчиком минимальной обязательной доли закупок российских товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) отдельных видов, при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, о порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок таких отчета и обоснования», «Положением о порядке, критериях и последствии проведения оценки выполнения заказчиком обязанности достижения минимальной обязательной доли закупок российских товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) отдельных видов, при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств») (далее по тексту – Постановление N 2014).
[3] Письмо Минпромторга России от 27.04.2022 N ОВ-39122/12 «О формировании единого подхода к осуществлению закупок» (далее по тексту – Письмо Минпромторга РФ N ОВ-39122/12).
[4] Письмо Минпромторга России от 02.03.2021 N 15387/12 «По вопросу реализации Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 N 2014» (далее по тексту – Письмо Минпромторга РФ N 15387/12).
[5] Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Постановление N 617).
[6] Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с “Правилами формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции») (далее по тексту – Постановление N 878).
[7] Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Постановление N 102).
[8] Постановление Правительства РФ от 28.02.2023 N 318 «Об изменении и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее по тексту – Постановление N 318).
[9] Постановление Правительства РФ от 27.03.2023 N 486 (ред. от 31.05.2023) «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее по тексту – Постановление N 486).
[10] Письмо ФАС России от 15.05.2023 N 28/37143/23 «О рассмотрении обращения» (далее по тексту – Письмо ФАС РФ N 28/37143/23).
[11] Письмо ФАС России от 04.04.2023 N МШ/24867/23 «О направлении разъяснений по вопросу применения отдельных положений КоАП» (далее по тексту – Письмо ФАС РФ N МШ/24867/23).
[12] Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Постановление N 145).
Правила квотирования товаров в госзакупках
Для заказчиков по Закону N 44-ФЗ правительство определило перечень российских товаров и товаров из стран ЕАЭС с минимальной долей закупки. В него включили в том числе продукцию, которая поставляется при выполнении работ (оказании услуг).
Среди прочего в список вошли следующие товары, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска:
- перевязочные клейкие материалы (код по ОКПД2 — 20.24.110);
- портативные компьютеры весом не более 10 кг (код по ОКПД2 — 20.11);
- некоторый спортинвентарь, например лыжи (код по ОКПД2 — 30.11.110);
- протезы (код по ОКПД2 — 50.22.121).
Всего в списке 107 наименований.
Напомним, недавно правительство определило продукцию, которая квотируется по Закону N 223-ФЗ.
Как квотируются товары
Для каждого товара из перечня предусмотрена минимальная доля закупок, которая определена на период с 2021 по 2023 год. На каждый год установлена своя квота, но для некоторых позиций она меняться не будет (например, для лифтов, музыкальных инструментов).
Для других товаров квота будет меняться из года в год (например, для портативных компьютеров с весом не более 10 кг, а также некоторых вычислительных машин).
Какие особенности учитываются при определении НМЦК
При обосновании НМЦК рыночным методом принимаются во внимание следующие особенности:
- определяя идентичность и однородность продукции, необходимо учитывать товары из ЕАЭС, а также их характеристики по КТРУ;
ценовые запросы надо направлять производителям, сведения о которых есть в ГИСП.
Как отчитаться о соблюдении минимальной доли
Отчетный период определен с 1 января по 31 декабря включительно.
Документ готовится автоматически в ЕИС на основании сведений из реестра контрактов до 1 февраля года, который следует за отчетным. Его форму определило правительство.
Отчет подписывает усиленной квалифицированной ЭП уполномоченное на это лицо заказчика не позднее 1 апреля года, который следует за отчетным.
Если соблюсти минимальную долю нельзя, отчет корректируется. В него добавляется обоснование того, почему квота не достигнута. Отдельный документ для этого не нужен.
Отчет размещается в ЕИС также автоматически не позднее 1 часа с момента подписания.
Если сведения о закупке не размещаются в ЕИС, отчитываться нужно в Минпромторг. Документ направляется в ведомство в бумажном виде. Перечень информации для включения в документ определен в п. п. 8 — 10 положения об отчете.
Кто оценит достижение минимальной доли закупок
Оценка проводится Минпромторгом до 30 апреля года, который следует за отчетным. Ведомство проанализирует:
- достигнута минимальная доля или нет;
- какова величина отклонения от минимальной доли;
- случаи, когда достижение минимальной доли невозможно.
По итогам ведомство составит отчет. Среди прочего в нем отразят предложения изменить:
- размеры минимальной доли;
- нормативные акты об ограничении допуска иностранных товаров, а также их перечни.
Когда заработают поправки
Изменения вступают в силу 1 января 2021 года, за исключением положений об отчетности. Последние заработают с 1 января 2022 года.
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс