Какие правила дорожного движения действуют для машин с мигалками и номерами АМР?
Вечером 25 сентября на Новом Арбате в Москве погиб полицейский. Его насмерть сбила машина с мигалкой и номерами серии АМР (А896МР97), которая ехала по разделительной полосе на скорости 120 километров в час.
120 км/ч по разделительной полосе? Это как, нормально?
Смотря кто и куда едет. У машин с синими мигалками есть преимущество перед другими водителями. В некоторых случаях они могут нарушать правила дорожного движения. Например, ехать по разделительной полосе, проезжать на красный, превышать скорость, пересекать двойную сплошную, поворачивать не из своего ряда, не уступать дорогу тем, кто на «главной», и так далее. Но! Все это позволяется только в случае, если водитель спешит по какому-то действительно неотложному служебному делу и «при условии соблюдения безопасности движения» . И еще мигалка должна быть включена — она должна мигать и издавать громкий звуковой сигнал.
Кому положены мигалки?
Если не считать экстренные службы вроде полиции и скорой, синие мигалки полагаются тем, кого охраняет Федеральная служба охраны, — это президент, премьер-министр, спикеры Совета Федерации и Госдумы, председатели Конституционного и Верховного судов, генеральный прокурор, глава СКР и еще руководители иностранных государств, когда они приезжают в Россию. Кроме того, определенное количество автомобилей с мигалками положены разным ведомствам вроде администрации президента, ФСБ, МИД и других. Руководители этих ведомств сами решают, кто именно будет ездить с мигалкой.
А номера АМР дают какие-то дополнительные полномочия?
По закону — нет. По факту — да. Все знают, что есть особые серии номеров вроде АМР, ААА, ЕКХ и прочих, которые традиционно связывают с разными государственными структурами. Но это неофициальная практика, пусть и весьма устойчивая. Нет никаких документов (во всяком случае, публичных), в которых было бы прописано, что машинам высокопоставленных людей надо выдавать номера с каким-то особенным сочетанием букв и цифр. В законе говорится про цветные номера, которые ставят на машины органов внутренних дел (синие), дипломатических служб (красный), военных (черный) и такси (желтый), а про всякие АМР и ООО там ничего нет. Так что формально такие номера не должны давать никакого особого статуса.
А неформально?
Машины с «особыми» номерами, по сути, в списке неприкасаемых — об этом подробно рассказывал Петр Шкуматов, координатор «Общества синих ведерок», которое борется за ограничение прав машин с мигалками. По словам Шкуматова, номера разных высокопоставленных людей заносят в «белый список», и им не приходят штрафы даже с дорожных камер. Это связано с тем, что на таких машинах обычно ездят люди, которых по закону все равно нельзя привлекать к административной ответственности по большинству статей — только к дисциплинарной ответственности.
Водителю, который сбил полицейского на Новом Арбате, ничего не будет?
Мы не знаем. Пока неизвестно даже, задержали водителя или нет. По данным «Интерфакса», уголовное дело будет вести военный следователь, потому что машина из гаража ФСБ. В прошлом бывали случаи, когда водителей машин со спецсигналами наказывали. Например, в 2011 году водителя губернатора Иркутской области, который сбил человека на пешеходном переходе, осудили на год условно и лишили прав.
Кто ездит с мигалками в москве
ПДД РФ, 3. Применение специальных сигналов
(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.04.2000 N 370)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перечень государственных органов, на транспортные средства которых устанавливаются специальные сигналы, утвержден Указом Президента РФ от 19.05.2012 N 635.
3.1. Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований разделов 6 (кроме сигналов регулировщика) и 8 — 18 настоящих Правил, приложений 1 и 2 к настоящим Правилам при условии обеспечения безопасности движения.
Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут только убедившись, что им уступают дорогу.
Этим же правом пользуются водители транспортных средств, сопровождаемых транспортными средствами, имеющими нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, в случаях, установленных настоящим пунктом. На сопровождаемых транспортных средствах должен быть включен ближний свет фар.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
(см. текст в предыдущей редакции)
На транспортных средствах Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Военной автомобильной инспекции дополнительно к проблесковому маячку синего цвета может быть включен проблесковый маячок красного цвета.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 N 1041)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.2. При приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.
При приближении транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств).
Запрещается выполнять обгон транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом.
Запрещается выполнять обгон транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств).
(п. 3.2 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.3. Приближаясь к стоящему транспортному средству с включенным проблесковым маячком синего цвета, водитель должен снизить скорость, чтобы иметь возможность немедленно остановиться в случае необходимости.
3.4. Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета должен быть включен на транспортных средствах в следующих случаях:
выполнение работ по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных, неисправных и перемещаемых транспортных средств;
движение крупногабаритных транспортных средств, а также перевозка грузов повышенной опасности;
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.03.2020 N 341, от 06.10.2022 N 1769)
(см. текст в предыдущей редакции)
сопровождение тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, а также транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.03.2020 N 341)
(см. текст в предыдущей редакции)
сопровождение организованных групп велосипедистов при проведении тренировочных мероприятий на автомобильных дорогах общего пользования;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2013 N 64)
организованная перевозка группы детей.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 23.12.2017 N 1621)
Включенный проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета не дает преимущества в движении и служит для предупреждения других участников движения об опасности.
(п. 3.4 в ред. Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 84)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.5. Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных, неисправных и перемещаемых транспортных средств могут отступать от требований дорожных знаков (кроме знаков 2.2, 2.4 — 2.6, 3.11 — 3.14, 3.17.2, 3.20) и дорожной разметки, а также пунктов 9.4 — 9.8 и 16.1 настоящих Правил при условии обеспечения безопасности дорожного движения.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)
(см. текст в предыдущей редакции)
Водители крупногабаритных транспортных средств, а также транспортных средств, осуществляющих сопровождение крупногабаритных и (или) тяжеловесных транспортных средств, с включенным проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета могут отступать от требований дорожной разметки при условии обеспечения безопасности дорожного движения.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.03.2020 N 341)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 3.5 в ред. Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 84)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.6. Водители транспортных средств организаций федеральной почтовой связи и транспортных средств, перевозящих денежную выручку и (или) ценные грузы, могут включать проблесковый маячок бело-лунного цвета и специальный звуковой сигнал только при нападениях на указанные транспортные средства. Проблесковый маячок бело-лунного цвета не дает преимущества в движении и служит для привлечения внимания сотрудников полиции и иных лиц.
Инструкция по мигалкам: кому нужно уступать, а кому — не обязательно
Какие бывают мигалки
Проблесковые маячки могут быть как съемными, так и стационарными. Согласно ГОСТу, мигалки должны устанавливаться на крышу транспортного средства или над ней так, чтобы обеспечивалась видимость со всех сторон. На практике некоторые спецслужбы ставят маячки в фальшрадиаторные решетки или на специальные сигнальные балки в передней части автомобилей.
Также правила допуска транспортных средств к эксплуатации запрещают установку маячков внутри салона. Сами маячки могут представлять собой как вращающиеся лампы накаливания, так и ксеноновые лампы-вспышки, либо мигающие светодиоды. В России маячки могут быть синего, красного, оранжевого и бело-лунного цветов. Зеленый цвет, который использовался в СССР, сейчас запрещен.
Синие и красные маячки
Мигалки синего цвета устанавливаются на автомобили экстренных и специальных государственных служб — помимо пожарных, скорой помощи и полиции маячки могут получить машины МЧС, Следственного комитета, ФСО, ФСБ, ВАИ и других ведомств, а также муниципальных и частных организаций. В любом случае, установка и использование должны согласовываться с ГИБДД.
Красные маячки могут использоваться только в дополнение к синим и устанавливаются на автомобили ГИБДД, ГАИ и ВАИ, то есть ведомств, отвечающих за организацию движения. Также красные совместно с синими могут использовать машины ФСБ.
Оранжевый или желтый маячок
Оранжевые мигалки устанавливаются на транспорт коммунальных служб, машины частных охранных предприятий, автомобили, перевозящие опасные или негабаритные грузы, а также машины сопровождения таких перевозок. Кроме того, оранжевыми маячками в обязательном порядке оснащается вся автомобильная техника, использующаяся на аэродромах. Основная задача — сделать транспорт более заметным, особенно в условиях недостаточной видимости.
Преимуществ на дороге оранжевый или желтый маячок не дает, однако машины коммунальных и дорожных служб в процессе работы имеют право отступать от некоторых требований дорожных знаков и разметки при условии обеспечения безопасности. Например, разворачиваться в технологических разрывах автомагистралей. Обязанность других водителей — не препятствовать работе техники.
Бело-лунный
Белые маячки устанавливаются на инкассаторские и почтовые автомобили с цветографической раскраской, которые используются для перевозки денег и других ценных грузов. При этом речь идет только о маячках, а белые стробоскопы категорически запрещены. Никаких преимуществ на дороге такие маячки не дают и могут использоваться только в случае нападения на транспорт для привлечения внимания правоохранительных служб.
Какие преимущества у мигалок
Преимущественное право проезда на дороге дают только синие маячки вместе со специальным звуковым сигналом. В таком случае при приближении спецтранспорта другие водители должны уступить дорогу, то есть, согласно формулировкам ПДД, не начинать, возобновлять или продолжать движение, а также не осуществлять маневры, которые могут вынудить спецтранспорт изменить направление движения или скорость. А при одновременном включении красного маячка водитель обязан уступить дорогу не только спецтранспорту, но и сопровождаемым им автомобилям. Кроме того, спецтранспорт с синими маячками и звуковым сигналом может игнорировать указания светофора, но не команды регулировщика.
Что будет за непредоставление преимущества
Согласно ч.1 статьи 12.17 КоАП РФ непредоставление преимущества транспорту с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами наказывается штрафом в размере 500 руб., но в Москве или Санкт-Петербурге сумма составляет 3000 рублей. Однако если речь идет о машинах оперативных служб со специальной раскраской (пожарные, полиция, скорая помощь, МЧС и другие), то в качестве наказания предусматривается уже лишение права управления на срок от 1 до 3 месяцев, либо только малый штраф в 500 рублей.
Стоит отметить, что использование мигалок без звукового сигнала несет лишь информационную функцию, и уступать дорогу спецтранспорту в этом случае водитель не обязан.
Существует ли более жесткое наказание
Если действия водителя повлекли за собой смерть человека, например, в результате непредоставления преимущества автомобилю скорой медицинской помощи или реанимобилю, на него могут завести уголовное дело ст. 109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности». Максимальное наказание — исправительные или принудительные работы либо ограничение свободы на срок до двух лет. Однако на практике такая мера не применяется.
В Госдуму поступали законопроекты, предлагающие увеличить штраф до 1500 руб., срок лишения прав — до одного года, а в случае тяжкого вреда здоровью или смерти человека ввести прямую уголовную ответственность. Предполагалось при причинении вреда здоровью ввести ограничение свободы на срок до трех лет, а в случае смерти — до пяти лет с запретом на определенные виды деятельности. Однако эти проекты приняты не были.
Можно ли избежать ответственности
Оспорить наказание за непредоставление преимущества спецтранспорту с включенными спецсигналами можно только в случае, когда уступить дорогу было невозможно физически. Например, в условиях затора на дороге, при поломке транспортного средства, либо других форс-мажорных обстоятельствах. Лучший защитой водителя может стать запись с видеорегистратора, либо показания свидетелей. Также можно отправить запрос в компетентные органы на предоставление записей с городских камер видеонаблюдения.
С мигалкой — не нарушитель: кого освободят от штрафов за нарушение ПДД
Машины с мигалками предлагают освободить от штрафов за нарушение ПДД. Речь в законопроекте, разработанном депутатами от ЛДПР, идет о спецтранспорте на задании. Всегда ли синий проблесковый маячок сможет защитить от камер, разбирались «Известия».
Нарушать можно не всем
«Водители спецтранспорта, которые находятся на задании, с включенными маячками, выполняют, например, доставку человека в больницу, едут на пожар, они имеют право в некоторой степени нарушать ПДД, но комплексы фото- и видеофиксации об этом не знают и формируют административные штрафы», — пояснил «Известиям» председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, член фракции ЛДПР Ярослав Нилов. Он отметил, что законопроект не касается мигалок на машинах депутатов.
«Автомобили АМР не имеют специальных цветографических обозначений, о чем говорится в нашем законопроекте. Мы говорим только про автомобили спецслужб», — уточнил Нилов.
Платить приходится водителям
По закону, водители спецтранспорта с включенными проблесковыми маячками и звуковым сигналом имеют право на отступления от правил дорожного движения, если выполняют неотложное служебное задание. Они могут отступать от требований по соблюдению отдельных правил дорожного движения. Проезжать светофор на красный, выезжать на встречку, превышать разрешенную скорость и нарушать правила остановки-стоянки. При условии, что будет обеспечена безопасность движения.
Однако отступления от ПДД спецтранспорта, за исключением машин ГИБДД, фиксируются камерами. Согласно ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ, такие штрафы должны оплачивать собственники транспортного средства. Однако согласно ч. 2 ст. 130 ГК РФ действия работника, которые привели к штрафу, рассматриваются как причинение прямого действительного ущерба. Поэтому руководство вполне имеет право возложить на него полную материальную ответственность (ст. 243 ТК РФ). Часто эти штрафы оплачивает водитель машины, нарушивший правила «из-за служебной необходимости».
«В Минздраве, например, разбираться не хотят, спускают вниз и говорят — пусть оплачивают водители скорой. Ты нарушил, ты и плати, с твоей зарплаты вычитается. В день у них до 500 вызовов, где-то они нарушают скорость и т.д. Я был удивлен, что к ним приходят штрафы и водители обязаны их оплачивать. И люди из-за этого едут медленней! Скорая сейчас едет 30–40 мнут на вызов. Мы с коллегами посовещались и решили поправить законодательство», — рассказал в интервью «Известиям» первый заместитель председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству, член фракции ЛДПР Юрий Напсо.
300 тыс. за скорую на газоне
В 2018 году водителя скорой оштрафовали за парковку у дома больного на 300 тыс. рублей. В ожидании врачей, отправившихся на вызов, он поставил карету скорой помощи на тротуар, заехав двумя колесами на газон, — двор и обочина были заняты.
Неизвестный прохожий отправил фото нарушения в МАДИ. Ведомство отправило штраф автокомбинату, однако генеральный директор перенаправил его подчиненному.
В Госдуме отреагировали на случай с таким большим штрафом. Инициатором стал зампред комитета Госдумы по транспорту и строительству Сергей Бидонько. Законопроект предполагал снятие ответственности в случае неумышленного нарушения ПДД с водителей скорых и других экстренных служб, а также с юридических лиц, владеющих этими машинами. Однако тогда процесс застопорился.
В Москве, по словам Ярослава Нилова, вопрос со скорой помощью решен. Но не в регионах. Нилов рассказал, что за один месяц скорая помощь города Сочи оплачивает штрафы на сумму от 300 000 до 500 000 рублей.
«Представляете, город Сочи протяженностью по всему побережью 146 километров. Скорая едет из центра, сколько водитель камер поймает по дороге? А они все на 40 км/ч, на 60 км/ч. Ну какой водитель захочет отступать от правил ПДД и платить? Да и тут нарушения нет, машина скорой едет с синим проблесковым маячком, ему можно. А камеры фиксируют нарушения, потом приходит штраф владельцам ТС», — отметил Нилов.
«Абсолютно бессмысленная деятельность»
Освобождения спецтранспорта, находящегося на задании, от штрафов с камер — идея отличная и давно назревшая, считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.
«Сейчас эти автомобили (скорые, пожарные) получают штрафы с камер, и потом водители вынуждены ходить и писать однотипные жалобы на постановления, что, дескать, ехал к больному или ехал в больницу. Сами постановления, конечно же, отменяют, но это мало того что жуткая потеря времени, так еще и абсолютно бессмысленная деятельность. Исключить вообще автомобили экстренных служб из автоматической фиксации нарушений — это наиболее правильный механизм в сложившихся условиях», — рассказал «Известиям» Шкуматов.
Цель поездки — деловая
Однако не всё так однозначно, считает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. Он вспомнил случаи, когда крупные бизнесмены просто покупали себе обслуживание с помощью карет скорой помощи.
«На этих скорых с проблесковыми маячками бизнесмены ездят по своим делам в течение дня. Это есть, и это, видимо, будет. Но это другой разговор — нужно бороться с неправомерным использованием подобного транспорта для бизнесовых целей. Это касается и скорой помощи, и газовых служб и пр. Для меня главное — отделить именно эти машины от тех, кто пользуется этими машинами в личных целях, — поделился своим мнением с «Известиями» главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.
Ждут отзыва
Законопроект должны внести на рассмотрение в Государственную думу уже в ближайшем будущем, однако до этого авторы инициативы должны получить и учесть комментарии кабмина.
«По новым правилам теперь прежде, чем вносить поправки в административный кодекс, требуется отзыв правительства. У него есть месяц, чтобы этот отзыв подготовить и направить. Но бывают случаи, когда правительство задерживает процесс, в этом случае мы начинаем повторно требовать направление отзыва и привлекаем внимание председателя правительства Государственной думы», — пояснил Ярослав Нилов.