Энциклопедия решений. Порядок оплаты электрической и тепловой энергии для граждан
По общему правилу оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии. Иное может быть предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 1 ст. 544 ГК РФ)*(1).
Если жилое помещение оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, размер платы за коммунальную услугу, в том числе за электроснабжение, определяется исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период (календарный месяц) как произведение объема (количества) потребленного за расчетный период коммунального ресурса и утвержденного тарифа на этот ресурс (п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, далее — Правила) и приложение N 2 к названным Правилам).
Если прибор учета электроэнергии отсутствует, размер платы за электроэнергию определяется следующим образом: норматив потребления электроэнергии (в киловатт-часах) умножается на количество граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, полученная цифра умножается на тариф на электроэнергию, установленный для населения (пп. "а" п. 4 приложения N 2 к Правилам). При этом в случае наличия технической возможности установки прибора учета электроэнергии размер платы за этот коммунальный ресурс рассчитывается по аналогичной формуле с применением повышающего коэффициента , величина которого с 01.01.2017 принимается равной 1,5. Этот коэффициент не применяется, если потребителем предоставлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета электроэнергии, подтверждающий отсутствие технической возможности его установки, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт (абзац третий п. 42 Правил в редакции постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 (далее — Постановление N 603), пп. "а.1" п. 4 приложения N 2 к Правилам, см. также п.п. 3, 7 приложения к письму Минстроя России от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04).
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами власти субъектов РФ как минимум на 3 года и по общему правилу пересмотру в течение срока их действия не подлежат (п. 3, пп. "д" п. 7, п. 14 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306).
Расчет платы за отопление в многоквартирном доме зависит от наличия общедомового (коллективного), общих (квартирных) и (или) индивидуальных приборов учета (п. 42.1 Правил).
Если приборами учета оборудован как дом, так и все находящиеся в нем жилые и нежилые помещения, то плата за отопление рассчитывается исходя из произведения объема потребленной тепловой энергии по показаниям приборов учета и тарифа на отопление. При этом в объеме тепловой энергии учитывается энергия, использованная на общедомовые нужды в многоквартирном доме, объем которой для собственника помещения определяется исходя из показаний общедомового прибора учета и доли площади помещения в общей площади всех помещений в доме.
Если общедомовой прибор учета установлен, но не все квартиры оборудованы собственными приборами учета, объем тепловой энергии, который должен быть оплачен гражданами, распределяется пропорционально общей площади между жилыми и нежилыми помещениями без учета мест общего пользования. Иначе говоря, размер платы за отопление для гражданина определяется следующим образом: рассчитывается соотношение доли площади его квартиры в общей площади помещений (жилых и нежилых помещений в доме), на полученный таким образом коэффициент площади умножается общий объем потребленной в многоквартирном доме тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета, полученный результат умножается на тариф на тепловую энергию, установленный для граждан.
Если же в многоквартирном доме отсутствуют как общедомовой, так и общие (квартирные) и индивидуальные приборы учета, платеж начисляется по нормативу потребления исходя из общей площади квартиры и тарифа на отопление. Количество граждан, проживающих в квартире, при этом значения не имеет.
Внимание
Ранее при наличии технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывался исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с учетом повышающего коэффициента. В 2016 году этот коэффициент был установлен в размере 1,4, а с 01.01.2017 — в размере 1,5 (п. 2.2 приложения N 2 к Правилам в прежней редакции). Однако в настоящее время повышающий коэффициент к нормативу потребления коммунальной услуги по отоплению в этом случае не применяется. Такое изменение в Правила было внесено постановлением Правительства РФ от 27.02.2017 N 232, причем оно подлежит применению к отношениям, возникшим с 1 января 2017 года.
Оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов — в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года (п. 42.1 Правил). При оплате тепловой энергии равномерно в течение календарного года, размер платы за коммунальную услугу по отоплению корректируется один раз в год по формуле, приведенной в п. 3.4 Приложения N 2 к Правилам.
По общему правилу исполнитель коммунальных услуг предоставляет потребителю платежные документы (квитанции) на оплату коммунальных услуг не позднее 1-го числа месяца, следующего за расчетным периодом (месяцем, за который вносятся коммунальные платежи), а потребитель обязан оплатить коммунальные услуги не позднее 10-го числа того же месяца. Иные сроки могут быть предусмотрены договором управления многоквартирным домом или решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (если коммунальные услуги предоставляются соответственно ТСЖ или кооперативом). В пределах упомянутого срока оплаты потребитель вправе оплачивать коммунальные услуги частями. Кроме того, он имеет право внести коммунальные платежи за один или несколько будущих месяцев. Потребитель свободен и в выборе способа оплаты коммунальных услуг : он может вносить платежи как в наличной форме, так и переводом через банковский счет либо переводом денег без открытия счета в банке, а также почтовым переводом, через Интернет и в других формах, предусмотренных законодательством. При этом он обязан сохранять документы об оплате в течение как минимум трех лет (ч.ч. 1, 2 ст. 155 ЖК РФ, п.п. 65 — 67 Правил).
С 01.07.2017 информация о расчетах за потребляемые коммунальные услуги (размер платы и образовавшейся задолженности), оказываемые в большинстве регионов России, будет размещаться в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее — система). Для городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) обязанность размещать такую информацию наступает с 01.07.2019. В том числе в системе размещаются платежные документы в электронном виде. Такие платежные документы могут направляться потребителям по адресу электронной почты. Платежные документы и информация о расчетах за коммунальные услуги будут размещаться также не позднее 1-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем. Размещать такие документы и информацию обязаны будут лица, оказывающие услуги по управлению многоквартирными домами, а также исполнители коммунальных услуг. Размещение в системе информации о размере платы за коммунальные услуги, задолженности по оплате коммунальных услуг будет достаточным основанием для оплаты потребителем соответствующих услуг в установленный для этого срок (ч.ч. 2, 2.1, 2.2 ст. 155 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 263-ФЗ, пп. 33 п. 1 ст. 6, ч.ч. 18, 19 ст. 7, ч.ч. 4, 4.1, 5 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ, приказ Минкомсвязи России и Минстроя России от 29.02.2016 N 74/114/пр, письмо Минстроя России от 13.01.2017 N 570-АЧ/04).
Размер неустоек (штрафов, пеней) за нарушение потребителем условий договора о предоставлении коммунальных услуг (например, за нарушение срока внесения коммунальных платежей), указывается исполнителем в платежном документе для внесения платы за коммунальные услуги (п. 70 Правил).
Если в каком-либо месяце размер платы за коммунальную услугу у потребителя более чем на 25% превысит размер платы за соответствующую коммунальную услугу в том же месяце прошлого года, потребитель имеет право оплатить эту коммунальную услугу в рассрочку в течение 12 месяцев (равными долями). За рассрочку исполнитель вправе взимать проценты на сумму такой платы. Размер процентов устанавливается исполнителем, но не может превысить ставку рефинансирования Банка России, увеличенную на 3% (проценты не начисляются, если исполнителю взамен предоставляется компенсация за счет бюджетных средств). Потребитель вправе отказаться от рассрочки и внести плату единовременно или сократить период использования рассрочки (п.п. 72, 73 Правил).
Если при проверке показаний прибора учета энергии выявится отклонение объема потребленной энергии от того объема, который был учтен при расчетах в предыдущем месяце, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу. При этом, если у потребителя образовалась переплата, она засчитывается при оплате за энергию в последующем месяце (или следующих за ним месяцах, если излишек превышает сумму оплаты в текущем месяце), а в случае, если у потребителя по итогам перерасчета образовалась задолженность, он оплачивает ее в составе платы за энергию за тот месяц, в котором проводилась проверка показаний, если не докажет, что он фактически потребил коммунальную услугу в другом расчетном периоде (п. 61 Правил).
При подключении внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам без соблюдения установленного порядка, а также при несанкционированном вмешательстве потребителя в работу приборов учета, находящихся в его жилом или нежилом помещении, объем потребленной энергии определяется расчетным способом, при котором мощность оборудования потребителя (в первом случае — несанкционированно подключенного, во втором случае — всего имеющегося оборудования, потребляющего электрическую или тепловую энергию) умножается на количество часов круглосуточной работы такого оборудования за весь период начиная с даты несанкционированного подключения (вмешательства), указанной в соответствующем акте до даты отключения оборудования (устранения вмешательства в работу прибора учета) (п. 62 Правил).
Если потребитель отсутствует в жилом помещении
До 01.01.2017 Правила предусматривали возможность перерасчета платы за коммунальную услугу по электроснабжению в случае отсутствия потребителя в жилом помещении в течение более 5 полных календарных дней подряд, если такое помещение не оборудовано прибором учета электроэнергии (то есть, в ситуации, когда объем потребленной электроэнергии рассчитывается по установленному нормативу). С названной даты такая возможность сохраняется лишь в случаях, когда установить прибор учета электроэнергии в помещении технически невозможно, что должно быть подтверждено актом обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета. Причем это не касается электроснабжения на цели отопления жилых (нежилых) помещений, перерасчет платы за которое не производится в любом случае.
Если жилое помещение не оборудовано прибором учета электроэнергии и техническая невозможность его установки не подтверждена либо такой прибор неисправен (а потребитель не принял мер к устранению неисправности прибора), пересчитать плату за электроснабжение, рассчитываемую по нормативу, можно лишь в ситуации, когда все лица, проживающие в жилом помещении, отсутствуют в результате действия непреодолимой силы, что должно быть подтверждено документально (см. п.п. 86, 92 Правил в редакции постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498).
Перерасчет размера платы за отопление не производится независимо от наличия в помещении прибора учета.
*(1) Если плата за единицу поставляемого ресурса является регулируемой, то установление соглашением сторон иного количества энергии, которое оплачивает абонент (потребитель, покупатель), допускается только тогда, когда невозможно определить фактически принятое им количество энергии в соответствии с данными учета, а закон или иные правовые акты не содержат порядка определения такого количества в отсутствие данных учета (см. абзац шестой п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах").
Оплата электроэнергии и потерь в СНТ: пени и судебная практика
На границах внутренней сети ЮВАО устанавливаются счетчики электроэнергии, которые показывают, сколько электроэнергии предоставлено СНП. Затем он должен оплатить. Общая сумма должна оплачиваться СНТ ежемесячно.
Законодательные технологические и иные потери
Размер технических потерь определяется договором энергоснабжения и состоит из двух частей: постоянной и переменной. Кроме того, дополнительные потери возникают в низковольтной сети СИЭ при транспортировке трансформаторов к потребителю. По закону допускается максимум 10% от «входящей» мощности.
Потери являются постоянными, не зависят от потребителя и выражаются в виде стабильной величины. Переменные потери — это потери на нагрузку — зависят от потребления электроэнергии. Они выражаются в процентах.
Члены СНТ и «индивидуалы» учитывают потребление электроэнергии на своем участке с помощью индивидуальных электросчетчиков. При этом сумма всех индивидуальных денежных знаков всегда меньше знака всего вводного счетчика ИМФ.
В сети существуют удельные потери.
- Технические потери в сети СТС.
- Разница между индивидуальными и общими признаками наличности
- Потребление электроэнергии без присмотра
- Задержки в снятии показаний и оплате денежных средств
- Авансовые платежи за электроэнергию, которая еще не была использована, что приводит к снижению счетов.
Таким образом, каждое ТСЖ может самостоятельно определять размер компенсационных потерь для выставления счетов.
Расходы по оплате имущества общего пользования
Сектор электроэнергетики обязан составлять бюджет на ремонт, модернизацию, техническое обслуживание, дефекты замены оборудования и другие расходы, определенные общим собранием. Эта часть включается в годовую смету расходов и утверждается Генеральной Ассамблеей.
Судебная практика
Судьи придерживаются мнения, что оплата за электроэнергию должна состоять из двух (а возможно, и более) пунктов (разных платежей).
- Законный счет за потребленную электроэнергию.
- Плата за обслуживание сети и возмещение ущерба. Они определяются каждым СНТ самостоятельно. В этом случае подтверждающими документами являются устав ТСЖ и протокол общего собрания, которые вносят дополнительные условия к причинам и условиям указанных платежей.
В большинстве судебных решений за несвоевременную оплату потребленной электроэнергии и компенсацию потерь начисляются штрафы.
Приборы учета электроэнергии
Если территория подключена к электросети, установка счетчика для учета потребления электроэнергии является обязательным требованием. Счетчики электроэнергии автоматически фиксируют уровень потребления, а плата за ресурсы взимается в соответствии с разницей в ежемесячных адаптациях.
При выборе и установке счетчика важно соблюдать несколько правил
Счетчик должен иметь сертификат качества.
Что говорит закон
Законодательство подтверждает, что требовать установки наличных денег на столбе незаконно. Согласно статье 1.5.27 Правил установки счетчиков электроэнергии (ПУЭ), счетчик электроэнергии должен быть установлен в месте, доступном для обслуживания. И если садовод решит установить счетчик внутри дома, он должен быть готов предоставить обслуживающему персоналу беспрепятственный доступ к счетчику в любое время.
Независимо от расположения счетчика, садовод обязан следить за тем, чтобы счетчик работал исправно. Однако если счетчик расположен далеко от участка, то говорить о его сохранности очень сложно, особенно если владелец отсутствует.
Чтобы защитить счетчики электроэнергии от негативного воздействия влаги, пыли, солнца, ветра и вандалов, в населенных пунктах часто устанавливают столы для измерения мощности. Это металлические ящики, в которых хорошо виден счетчик и имеется прозрачное проекционное окно, благодаря которому все показания остаются видимыми, а сам счетчик надежно защищен.
Такие ящики могут быть установлены на столбах пунктов питания или в помещениях коттеджей.
Откуда берутся «потери » в сетях СНТ
Поставка электроэнергии в СНП осуществляется по договору, заключенному товариществом с поставщиком электроэнергии. По этому договору СНП оплачивают электроэнергию на основании показаний счетчика, установленного на границе сети СНП.
Объемы, регистрируемые этими счетчиками, включают в себя.
1) Общий объем потребления электроэнергии, учтенный индивидуальными счетчиками
2) Технические потери в электросети СНП
3) трансформаторные потери при преобразовании электроэнергии высокого напряжения в низкое (если СНП имеет собственную трансформаторную подстанцию)
4) потребление электроэнергии для общественных мест (ворота, бары, административные здания и т.д.) и уличного освещения
5) неофициальное потребление (воровство электроэнергии).
Таким образом, даже если предположить, что объем электроэнергии, потребленной по индивидуальным счетчикам, полностью и своевременно оплачивается всеми членами ЧСЭ, в любом случае существуют технические потери и потребление электроэнергии на общие нужды. И ЕГЭ должен их оплачивать.
Конечно, невозможно, чтобы все члены ТСЖ оплачивали электроэнергию на 100%. Это означает, что «денежные пылесосы» из-за этих неплатежей необходимо заполнить. Для этого необходимы денежные средства.
Если ТСЖ не оплачивает вышеуказанные платежи, у поставщика электроэнергии возникает задолженность. Поставщик электроэнергии обязан оплатить эти долги. Поставщик электроэнергии также может наложить ограничения на поставку электроэнергии в АСТП.
Как правильно собирать средства на оплату потерь электроэнергии в СНТ?
СНП не имеют права покрывать эти расходы, а только увеличивать свои счета за электроэнергию. Обязательное законодательство предусматривает, что члены СНП должны платить за свет по счетам, утвержденным местным населением; оплата электроэнергии садоводам на основании неких «придуманных» счетов самими ТСЖ неоднократно, как в судах, так и надзорными органами (Федеральной антимонопольной и прокуратурой) Затронуты.
В то же время, ТСЖ имеет законное право взимать со своих членов (и не членов ТСЖ, имеющих участки на территории ТСЖ) целевые взносы за технические потери и потребление электроэнергии в местах общего пользования. Размер этих взносов, как и других взносов членов кооператива, определяется общим собранием членов ТСЖ.
При вынесении решения об оплате потерь на общем собрании важно убедиться, что соблюдены все необходимые реквизиты — вопрос включен в повестку дня, присутствует кворум, решение открыто для общественности и т.д. В противном случае решение об утверждении компенсации может быть принято в судебном порядке.
Стоит также отметить, что наличие отдельного договора энергоснабжения между членом ТСЖ (или владельцем участка на территории национального кооператива) и поставщиком электроэнергии не освобождает его от обязанности платить взносы на компенсацию сетей. Убытки. Данная норма содержится в статье 149 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» (утв.
постановлением Правительства РФ от 442 мая 2012 г. № 442).
Изложить в следующей редакции.
… При наличии договора энергоснабжения гражданами, ведущими садоводство или огородничество в территориальных границах садоводства или огородничества, или иными владельцами объектов недвижимости, расположенных на территории садоводства или огородничества, указанные лица оплачивают электрическую энергию, относящуюся к объектам общего пользования, расположенным в территориальных границах садоводства или огородничества, в размере часть потерь электроэнергии, возникающих в результате эксплуатации объектов сетевого хозяйства.
При этом процесс расчета раздела потерь электроэнергии, оплачиваемых гражданами, ведущими садоводство и огородничество, и иными получателями имущества садоводов и огородников, происходит в пределах территории садоводства и огородничества, которая возникает в помещениях. Электрические сети, связанные с имуществом, находящимся в общей собственности в границах территории садоводства и огородничества, являются одинаковыми по следующим причинам
Вариант, при котором потребители электроэнергии на территории ТСЖ освобождаются от оплаты потерь (а не от оплаты электроэнергии на общие нужды), возможен только при условии передачи товариществом инфраструктуры электросети.
Обычно электросеть бесплатно принимает линии и трансформаторы, включает их в производственный процесс и постепенно приводит в соответствие со своими стандартами (замена столбов, кабелей). Затем электросетевая компания оплачивает потери. Это делается за счет государственного счета за передачу электроэнергии, как в случае с электроснабжением жителей «простых» сельскохозяйственных поселений (сел и деревень).
Как определить размер взноса на оплату потерь электроэнергии в сетях СНТ?
Потери электроэнергии в сети садоводческого товарищества могут быть рассчитаны следующим образом
По денежным показаниям. Правовая основа — пункт 50 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ № 861 от 27 декабря 2004 года. ссылка на документ здесь.
Ежемесячные потери рассчитываются как разница между рассчитанным общим показанием счетчика и суммой индивидуальных денежных знаков.
На основании расчетов по утвержденным типам и нормативам. Расчеты выполнены в соответствии с Методикой расчета технических потерь электроэнергии при ее транспортировке по электрическим сетям в базовый период, утвержденной приказом Минэнерго России, 326 от 30 декабря 2008 года (зарегистрирован в Минюсте России 12 февраля 2009 года, регистрационный номер 13314). Ссылку на документ можно найти здесь.
Используются данные о технических характеристиках сети и вид расчета потерь из «методики».
Без расчета основываются на ‘приблизительных’ потерях сети СНТ. При утверждении потерь можно вывести на цену российских мер потерь. В России предусмотрено приказом Минэнерго России от 26 сентября 2017 г.
N 887″ утверждать потери электроэнергии в процессе. транспортировки по сетям электрической энергии территориальных организаций». Ссылка на документ здесь.
Для низковольтных воздушных линий критерий потерь составляет 13,49%.
Он основан на фактической высоте ответственности. Размер платы утверждается на основе суммарной разницы между собранными членами ГЭЭ средствами и счетами за электроэнергию, выставленными поставщиком электроэнергии. Практика показывает, что для таких решений существует достаточное правовое обоснование.
См. одно из соответствующих судебных решений здесь.
После определения общей суммы ущерба, полученная сумма распределяется между членами ТСЖ (и не членами ТСЖ, имеющими участки на территории ТСЖ). Как правило, размер взноса определяется в зависимости от индивидуального потребления электроэнергии.
Как заставить участников СНТ вовремя платить за электричество?
Проблема нашей подписчицы Ирины: «Как заставить всех членов садового товарищества честно платить за электроэнергию и как контролировать знаки на электросчетчике?
При попытке бороться с садоводами, задолжавшими деньги за электричество, СНТ часто прерывают подачу электроэнергии. По какой-то причине правления товариществ не всегда понимают, что по определению не обладают юрисдикцией для принятия таких мер. Это означает, что энергетические компании могут быть подвергнуты подобным санкциям.
В противном случае должник имеет право обратиться с жалобой в суд. Как показывает практика, в этом случае суд всегда встает на защиту должника и привлекает ТСЖ к административной ответственности (ст. 19.1 Закона РФ «Об административных правонарушениях»).
Другая карательная мера, часто применяемая товариществами собственников недвижимости — ограничение доступа на участок должника — также является незаконной (ст. 24 Федерального закона № 217-ФЗ). Они также могут быть оспорены в суде.
Отключать электроэнергию имеет право только энергокомпания.
Наиболее эффективный способ сделать это — подать в суд иск от имени председателя профсоюза с требованием к энергокомпании прекратить подачу электроэнергии на отдельные участки, если долг не будет погашен (ст. 28 Закона). (Гражданский иск). Других законных способов взыскания задолженности не существует.
Целесообразно также по решению общего собрания вынести все счетчики за границы участка, чтобы обеспечить беспрепятственную проверку показаний счетчиков.
Как компенсировать недостачу, которая появляется из-за потерь в электросети?
Этот вопрос был поднят Светланой Эрлер в ходе дискуссии о своевременной оплате электроэнергии. В обсуждении приняли участие и другие участники.
Некоторые организации добавляют процент к тарифам на электроэнергию для компенсации потерь электроэнергии. По сути, это несанкционированное повышение тарифов и не может считаться законным, поскольку СНТ не имеет полномочий устанавливать тарифы, и такое решение будет отменено в первой инстанции.
Однако компенсация может быть в виде дополнительной ежемесячной платы. Такой вариант допускается статьей 14 Закона.217-ФЗ.
Обязан ли я платить членские взносы в СНТ, если мой участок приватизирован?
Роман Щербаков спрашивает: «В чем разница между кооперативом и кооперативом?
Не так давно владельцы участков, не являющиеся членами садоводческих кооперативов, были освобождены от уплаты взносов. Все изменилось с принятием поправок к закону № 217-ФЗ, которые вступили в силу с 1 января 2019 года.
Теперь уплата членских взносов является обязательной, даже если вы не подавали заявление о вступлении в садоводческое товарищество.
Согласно статье 5 Закона, собственник или получатель участка имеет право пользоваться имуществом кооператива наравне с другими членами ТСЖ. Плата за пользование этой инфраструктурой устанавливается в виде ежегодного взноса для членов, имеющих на это право, и членских взносов, уплачиваемых другими членами.
Поэтому вопрос интеграции больше не является принципиальным. Достаточно того, что земля находится на территории СНТ. Обязанность платить взносы прекращается только в том случае, если пользователи земли теряют свои права на сговор.
Можно ли уменьшить членские взносы в СНТ, если на моем участке нет ни света, ни воды?
Наталья спрашивает следующее.
Размер взносов для всех членов определяется общим собранием ТСЖ на основании сметы доходов и расходов и исследования экономической целесообразности (см. Закон № 217-ФЗ, ст. 14, ст. 8). Если товарищество не получает расходов на содержание коммунальных служб на конкретном участке, это должно быть учтено.
В противном случае финансовое обоснование должно быть оспорено. Прежде всего, по договору, а при его отсутствии — в суде. В рамках предварительного решения целесообразно поставить вопрос перед Ревизионной комиссией.
Не слишком ли высоки сборы? Обсудите этот вопрос на общем собрании или обратитесь в суд.
Что касается коммунальных расходов, то если в доме нет электричества или водоснабжения, то, конечно, он не должен платить. Кроме того, эти платежи основаны на индивидуальных денежных измерениях.
Правомерна ли оплата работы ревизионной комиссии из членских взносов?
Один из пользователей задал вопрос: «Подскажите, я нашла «оплата расходов на работу ревизионной комиссии». Законно ли это, СНТ находится в Московской области? Спасибо».
Порядок работы и выборы Ревизионной комиссии регулируются статьями 16 и 20 того же закона. Таким образом, комиссия избирается общим собранием на срок не более пяти лет. Голосование может быть тайным или открытым; ни одна комиссия не может быть избрана без участия членов ТСЖ, а факт ее избрания должен быть отражен в протоколе общего собрания.
Круг полномочий для его работы также определяется общим собранием (ст. 17.3). В соответствии со ст. 14(7) подписка члена профсоюза может быть связана с выплатой заработной платы лицам, с которыми у профсоюза заключен трудовой договор. Следовательно, включение оплаты работы членов ревизионной комиссии является правомерным.
Имеет ли право председатель СНТ отключить электричество, если долгов за него нет, а есть только долги по членским взносам?
Подписчик группы ВК Юрий Аббакумов пишет ‘Председатель ТСЖ имеет право сокращать полномочия’.
Как было сказано выше, только поставщик электроэнергии имеет право прерывать подачу электроэнергии. Приостанавливая подачу электроэнергии в связи с неоплаченными абонементами членов, председатель ТСЖ действует незаконно. В то же время он имеет возможность взыскивать долги через суд.
Оплата электроэнергии в СНТ: основная проблема
Практическая сторона заключается в том, что в границах внутренней сети ТСЖ устанавливаются счетчики электроэнергии. Они показывают, сколько электроэнергии поставляется садоводческому товариществу. Общая сумма должна быть оплачена ИАС.
Кооператив получает платежи от своих членов и от тех, кто выращивает участки индивидуально и не является членом кооператива (назовем их для простоты «физическими лицами»). И члены, и «физические лица» ведут учет потребления на своих участках, используя индивидуальные счетчики электроэнергии.
Проблема, однако, заключается в том, что сумма всех показаний индивидуальных денежных средств в любом случае меньше, чем потребление электроэнергии, измеренное общим счетчиком на «входе» в аренду.
Первая причина этого — технические потери в сети товарищества. Они составляют от нескольких до 10 процентов от «полученного» количества электроэнергии. Этот процент зависит от состояния инфраструктуры товарищества, трансформаторов, кабельных линий и измерительных приборов.
Помимо технических потерь, разница между индивидуальной и общей денежной адаптацией обусловлена неучтенным потреблением электроэнергии (т.е. воровством) и задержками в передаче денежных знаков.
В итоге получается, что ЧОП должен электрокомпании сумму, основанную на валовой адаптации счетчиков. А на основании фактической цены и денежных знаков наличных денег, собранных с членов ГЭЭ, могло бы быть гораздо меньше.
И даже если удастся решить проблему воровства и добиться одновременного снятия показаний наличности, проблема технических потерь остается. Решить эту проблему можно двумя способами.
- Увеличить счет, который садовод платит за свет, потому что он выше, чем официально утвержденный для населения в данном районе
- Ввести дополнительные начисления для оплаты потерь в сетях.
Хотя действующее законодательство не дает прямого разъяснения по этому вопросу, исходя из сложившейся судебной практики, второй способ является правильным.
С чего начать
Основной проблемой неправильных расчетов является просто путаница с самим счетчиком. Обратите внимание, что все счетчики должны быть опломбированы. Это означает, что все кабели и провода опломбированы в кожухе для предотвращения хищения электроэнергии.
На сегодняшний день существует два типа счетчиков электроэнергии.
- Индуктивные,
- электронные.
Возможно, вас заинтересует эта статья о преимуществах газовых счетчиков RVG. О том, как устроены импульсные счетчики воды, вы также можете прочитать здесь.
Рассмотрим каждый из этих типов отдельно.
- Индукционный счетчик — это электрический счетчик с вращающимся диском, обмотки которого зависят от магнитного поля катушки.
- Электронные счетчики — это счетчики, у которых вместо диска к экрану прикреплен световой импульс. Другими словами, чем больше потребляется электроэнергии, тем быстрее начинает вращаться световой индикатор, в отличие от диска на индукционном счетчике, в данном случае быстрее.
Компенсация потерь в электросетях СНТ: судебная практика
Посмотрите на знаковое решение по делу о «завышенных» тарифах на электроэнергию в сельской местности.
Жительница Красноярского края обратилась в один из местных районных судов с жалобой на компанию «Сант-Агрник». В своем иске женщина просила отменить решение общего собрания членов «Агрника», установившего завышенную (по ее мнению) плату за электроэнергию в размере 2 рублей за кВт/ч, которое на тот момент (2012 год) было отменено. На тот момент (2012 год) плата за электроэнергию для населения территории Красногирка составляла всего 1,6 рубля за кВт/ч.
В ходе судебного разбирательства представитель СНТ заявил, что решение о повышении счета было принято для покрытия потерь, возникающих в электросетях и трансформаторах компании. Потери составили 5,2%.По словам представителя ТСН, вынесенное решение соответствовало действующему законодательству, так как оплата производилась за фактическое количество энергии, принятой абонентами по данным учета электроэнергии.
Однако суд не согласился с этим мнением. Суд установил, что действующее законодательство (в частности, постановление Федеральной службы по ценообразованию от 6. 08.
2004 № 20-Э/2 «Об утверждении методических указаний по расчету счетов и цен на электрическую и тепловую энергию на розничном потребительском рынке») относит некоммерческие соединения установок (с точки зрения платы за электроэнергию) к категории «население» с точки зрения платы за электроэнергию) ассимилируется.
В этом случае решение о размере платы за электроэнергию для населения принимает уполномоченный региональный кадастр, в случае Красноярского края — Региональная энергетическая комиссия (РЭК). платежи за потребление электроэнергии членами Сочты должны производиться в соответствии с Оплата потребленной членами «Почты» электроэнергии должна производиться в соответствии со счетом, утвержденным Региональной энергетической комиссией Красноярска.
СНТ пожаловалось в суд, что 2 рубля за кВт/ч — это не счет-фактура, а «конец электроэнергии». Он определяется как «комплексная мера расчетов в садоводческом товариществе», покрывающая затраты на потери и содержание электрической сети товарищества, и отличается от регионального счета за электроэнергию.
Суд не согласился с такой трактовкой. С точки зрения судьи, счет-фактура — это счет. Он используется для оплаты потребленной электроэнергии. Счета за обслуживание сети и потери должны выставляться в виде специальных дополнительных платежей.
В итоге, требование абонента об отмене непомерно высокого счета было удовлетворено. Чтобы прочитать решение суда полностью, нажмите здесь.
Подобных решений было много. Однако практика показывает, что садоводческий комплекс продолжает устанавливать «внутреннее» ценообразование на электроэнергию.
Последние новости по этому вопросу — результат проверки прокуратуры Нижегородской области по соблюдению законодательства об оплате электроэнергии региональными садоводческими товариществами. Всего было выявлено около 40 случаев «завышенных» и необоснованных счетов за электроэнергию в садоводческих товариществах. Их председатели были предупреждены прокуратурой и устранили выявленные нарушения.
Подводные камни или общедомовой счетчик электроэнергии
Возможно, вы этого не знаете, но так же, как вы пользуетесь своими личными приборами, вы пользуетесь и общей электроэнергией. Это лампы в подъезде, уличное освещение возле вашего дома, освещение лифта и лестницы.
Чтобы избежать недоразумений, обратитесь в свою коммунальную компанию и выясните, должны ли вы платить за эту электроэнергию или часть затрат включена в общую стоимость.
Оплата электроэнергии и новый закон об СНТ
Стоит также отметить, что с 1 января 2021 года вступает в силу новый закон о садоводческих товариществах («Федеральный закон от 29 июля 2021 г. N 217-ФЗ «О гражданском садоводстве и огородничестве для собственных нужд и о внесении изменений в законодательные акты. Российская Федерация»).
Этот документ делает интересующую нас тему более понятной. В частности, мы хотели бы обратить внимание на то, что п.
- плата за расчеты с поставщиками тепловой, электрической энергии, воды, газа и сточных вод на основании договоров с этими организациями
- взносы на содержание общего имущества кооператива.
Поэтому более понятным представляется разделение оплаты электроэнергии садоводческим кооперативам на два элемента: оплата за реально потребленную электроэнергию и оплата потерь в сетях.
IV. Порядок осуществления расчетов за электрическую энергию (мощность), в том числе при продаже по нерегулируемым ценам
78. Расчеты за электрическую энергию (мощность) по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) осуществляются с учетом того, что:
стоимость электрической энергии (мощности) по договору энергоснабжения включает стоимость объема покупки электрической энергии (мощности), стоимость услуг по передаче электрической энергии, сбытовую надбавку, а также стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям;
стоимость электрической энергии (мощности) по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) включает стоимость объема покупки электрической энергии (мощности), сбытовую надбавку, стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, и не включает стоимость услуг по передаче электрической энергии.
В стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) потребителям (покупателям), учитывается оплата расходов гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) по оплате услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, оказываемых такому гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) в случае его соответствия критериям отнесения к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике. Оплата услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, оказываемых потребителям (покупателям), отвечающим критериям, определенным Правилами отнесения субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 114, осуществляется этими потребителями (покупателями) в соответствии с условиями договора, заключенного ими с указанным субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
78(1). Стоимость электрической энергии (мощности) по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии, произведенной на квалифицированном генерирующем объекте, впервые включенных в схему и программу развития субъектов Российской Федерации до 1 мая 2021 г. (за исключением квалифицированных генерирующих объектов, отобранных по результатам конкурсных отборов проектов, проведенных в соответствии с Правилами разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики после 31 декабря 2020 г.), равна произведению суммарных за расчетный период объемов продажи электрической энергии (мощности), определенных в соответствии с пунктом 65(2) настоящего документа, и цены (тарифа) на электрическую энергию (мощность), произведенную на квалифицированном генерирующем объекте и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях, устанавливаемой в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее — Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике).
(п. 78(1) введен Постановлением Правительства РФ от 23.01.2015 N 47; в ред. Постановлений Правительства РФ от 28.10.2017 N 1311, от 29.08.2020 N 1298)
(см. текст в предыдущей редакции)
78(2). Стоимость электрической энергии (мощности) по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии, произведенной на квалифицированном генерирующем объекте, отобранных в соответствии с Правилами разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики после 31 декабря 2020 г., а также на квалифицированном генерирующем объекте, отобранном в соответствии с разделом XV настоящего документа, равна произведению суммарных за расчетный период объемов продажи электрической энергии (мощности), определенных в соответствии с пунктом 65(2) настоящего документа, и цены на электрическую энергию (мощность), произведенную на квалифицированном генерирующем объекте и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях, в соответствии с договорами.
(п. 78(2) введен Постановлением Правительства РФ от 29.08.2020 N 1298; в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2022 N 2556)
(см. текст в предыдущей редакции)
79. Расчетным периодом для осуществления расчетов потребителей (покупателей) с гарантирующими поставщиками является 1 месяц.
80. Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) в отношении потребителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых в границах балансовой принадлежности составляет не менее 670 кВт, заключивших договор энергоснабжения с этим гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), рассчитывает и в информационных целях указывает в счетах для оплаты электрической энергии (мощности) отдельной строкой величину резервируемой максимальной мощности, определяемую в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.12.2020 N 2319)
(см. текст в предыдущей редакции)
81. Граждане, приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, обязаны вносить в его адрес оплату стоимости потребленной за расчетный период электрической энергии (мощности) не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Исполнители коммунальной услуги обязаны вносить в адрес гарантирующего поставщика оплату стоимости поставленной за расчетный период электрической энергии (мощности) до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, если соглашением с гарантирующим поставщиком не предусмотрен более поздний срок оплаты.
Покупатели, приобретающие электрическую энергию для ее поставки населению, обязаны оплачивать стоимость электрической энергии (мощности) в объеме потребления населения за расчетный период до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
82. Если иное не установлено пунктом 81 настоящего документа, потребители (покупатели), приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, оплачивают электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику в следующем порядке, кроме случаев, когда более поздние сроки установлены соглашением с гарантирующим поставщиком:
30 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца;
40 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца;
стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если размер предварительной оплаты превысит стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет платежа за месяц, следующий за месяцем, в котором была осуществлена такая оплата.
В случае если договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) заключается гарантирующим поставщиком с энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, в нем предусматривается условие о предварительной оплате 50 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, до 1-го числа этого месяца, если иное не установлено договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)).
Соглашением между гарантирующим поставщиком и приобретающей у него электрическую энергию энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией указанное условие может быть заменено полностью или частично условием о предоставлении гарантирующему поставщику обеспечения исполнения обязательств по оплате по договору.
83. Для определения размера платежей, которые должны быть произведены гарантирующему поставщику потребителем (покупателем) в течение месяца, в котором осуществляется потребление электрической энергии (мощности), стоимость электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки определяется:
на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, — исходя из нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) за предшествующий расчетный период для соответствующей ценовой категории с учетом дифференциации нерегулируемых цен;
на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, — исходя из регулируемых цен на электрическую энергию (мощность) за предшествующий расчетный период для соответствующей ценовой категории с учетом дифференциации регулируемых цен;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.05.2016 N 433)
(см. текст в предыдущей редакции)
в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, — исходя из регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для категорий потребителей, по которым осуществляется дифференциация тарифов.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 17.05.2016 N 433; в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2022 N 2556)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае выставления счета для оплаты электрической энергии (мощности) до определения цены на электрическую энергию (мощность) за предшествующий расчетный период для определения размера платежей на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в ценовые и неценовые зоны оптового рынка, используется цена на электрическую энергию (мощность) за последний расчетный период, в отношении которого она определена и официально опубликована для соответствующей ценовой категории, при этом указанная цена должна быть проиндексирована в соответствии с изменением тарифа на услуги по передаче электрической энергии, если такое изменение имело место.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.05.2016 N 433)
(см. текст в предыдущей редакции)
Подлежащий оплате объем покупки электрической энергии (мощности) для применения пункта 82 настоящего документа принимается равным определяемому в соответствии с разделом X настоящего документа объему потребления электрической энергии (мощности) за предшествующий расчетный период. В случае отсутствия указанных данных подлежащий оплате объем покупки электрической энергии (мощности) рассчитывается исходя из отношения максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя, определяемой в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее — максимальная мощность), и коэффициента оплаты мощности, равного 0,002824.
84. Стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного бездоговорного потребления электрической энергии (далее — стоимость объема бездоговорного потребления) рассчитывается сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, и взыскивается такой сетевой организацией с указанного лица на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии, составленного в соответствии с разделом X настоящего документа.
Стоимость объема бездоговорного потребления за весь период его осуществления рассчитывается исходя из цены, по которой указанная сетевая организация приобретает электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь в объеме, не превышающем объема потерь, учтенного в сводном прогнозном балансе, за последний расчетный период, в отношении которого на момент составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии такая цена определена гарантирующим поставщиком и официально опубликована в соответствии с настоящим документом, и тарифа на услуги по передаче электрической энергии на соответствующем уровне напряжения.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 07.07.2017 N 810, от 15.07.2022 N 1275)
(см. текст в предыдущей редакции)
Абзацы третий — пятнадцатый утратили силу. — Постановление Правительства РФ от 07.07.2017 N 810.
(см. текст в предыдущей редакции)
Стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного безучетного потребления электрической энергии (далее — стоимость объема безучетного потребления) рассчитывается и взыскивается гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) с потребителя по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии, составленного в соответствии с разделом X настоящего документа.
Стоимость объема безучетного потребления по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) рассчитывается по ценам на электрическую энергию (мощность), определяемым и применяемым в соответствии с настоящим документом за расчетный период, в котором составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии, а также условиями договора.
Стоимость объема бездоговорного потребления и стоимость объема безучетного потребления в отношении потребления населением и приравненными к нему категориями потребителей определяются исходя из регулируемых цен (тарифов), установленных исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для населения и приравненных к нему категорий потребителей и применяемых для расчетного периода, в котором составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2022 N 2556)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае если проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках (дополнительного соглашения к действующему договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках), считается отозванным по основаниям, предусмотренным абзацем шестым пункта 19(1) Правил технологического присоединения, стоимость объема бездоговорного потребления за весь период его осуществления рассчитывается исходя из увеличенной в 2 раза цены, по которой указанная сетевая организация приобретает электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь в объеме, не превышающем объема потерь, учтенного в сводном прогнозном балансе, в тот же расчетный период, в котором составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии, и тарифа на услуги по передаче электрической энергии на соответствующем уровне напряжения.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 01.04.2020 N 403; в ред. Постановления Правительства РФ от 30.06.2022 N 1178)
(см. текст в предыдущей редакции)
85. Расчеты между гарантирующим поставщиком и потребителем (покупателем) при получении гарантирующим поставщиком уведомления потребителя (покупателя) о намерении отказаться от исполнения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) полностью или уменьшить объемы электрической энергии (мощности), приобретаемые у гарантирующего поставщика (далее — уведомление о расторжении или изменении договора), осуществляются на основании счета, который гарантирующий поставщик в течение 5 рабочих дней со дня получения указанного уведомления обязан направить потребителю (покупателю). Указанный счет включает в себя:
сумму задолженности потребителя (покупателя) по договору, о расторжении или изменении которого указано в уведомлении потребителя (покупателя), на дату получения уведомления (при ее наличии);
стоимость электрической энергии (мощности), рассчитанную исходя из объема, который прогнозируется к потреблению по договору до заявляемой потребителем (покупателем) в уведомлении даты его расторжения или изменения, и нерегулируемой цены на электрическую энергию (мощность) за предшествующий расчетный период (для территорий субъектов Российской Федерации, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, — исходя из утвержденных регулируемых тарифов на электрическую энергию (мощность)). Используемый при расчете стоимости электрической энергии (мощности) объем в случае расторжения договора определяется исходя из среднесуточного объема потребления электрической энергии (мощности) за предыдущий расчетный период, а в случае изменения договора — исходя из объемов, на которые будет уменьшена покупка электрической энергии (мощности) у гарантирующего поставщика, указанных в представленной потребителем (покупателем) гарантирующему поставщику в соответствии с пунктом 50 настоящего документа выписке из договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности);
абзацы четвертый — седьмой утратили силу. — Постановление Правительства РФ от 21.07.2017 N 863.
(см. текст в предыдущей редакции)
При получении энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией уведомления потребителя (покупателя) о намерении отказаться от исполнения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) полностью (далее — уведомление о расторжении договора), эта организация в течение 5 рабочих дней со дня получения такого уведомления, если меньший срок не установлен соглашением сторон, обязана передать потребителю (покупателю) счет, включающий в себя положения, предусмотренные абзацами вторым и третьим настоящего пункта.
Выставленный гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в соответствии с настоящим пунктом счет должен быть оплачен потребителем (покупателем) не позднее чем за 10 рабочих дней до заявленной им даты расторжения или изменения договора.
При наличии сумм, излишне внесенных потребителем (покупателем) в счет оплаты электрической энергии (мощности), гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) направляет потребителю (покупателю) соответствующее извещение в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления о расторжении или изменении договора от потребителя (покупателя).
Для осуществления окончательных расчетов за электрическую энергию (мощность) лицо, уполномоченное в соответствии с разделом X настоящего документа на совершение указанных действий, обязано обеспечить предоставление гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) показания приборов учета, используемых для расчетов по договору, на дату расторжения или изменения договора.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.04.2020 N 554)
(см. текст в предыдущей редакции)
Окончательные расчеты за электрическую энергию (мощность) должны быть произведены сторонами договора в сроки, предусмотренные настоящим документом, после определения за соответствующий расчетный период в соответствии с настоящим документом предельных уровней нерегулируемых цен для потребителей (покупателей) розничных рынков, функционирующих на территориях ценовых зон, и регулируемых цен, рассчитанных в соответствии с разделом XII настоящего документа в отношении потребителей (покупателей) на розничных рынках, функционирующих на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, и определенных в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике регулируемых цен на электрическую энергию (мощность), поставляемую на розничных рынках в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами.
Базовые знания о праве на свет
Мы начинаем публикацию цикла статей, в которых расскажем о правах потребителей электроэнергии и создадим алгоритм действий в наиболее острых ситуациях, таких как подключение к электросетям и увеличение мощности, отключение электричества, неучтенное потребление электроэнергии и т.д.
Откуда берутся опасения во время проверки счетчиков электроэнергии?
Почему все чаще чувство беспокойства у нас вызывает не уведомление о наличии задолженности по налогам либо штраф, а счет за электроэнергию или звонок со словами: «Добрый день. Энергоконтроль. Проверка пломб»?
Дело в том, что в этой сфере мы сталкиваемся не с государственным органом, а с коммерческими структурами, споры с которыми подлежат разрешению преимущественно в судебном порядке. А это затраты – как временные, так и финансовые. К тому же выиграем мы или нет – еще вопрос, а электроэнергию могут отключить «уже завтра».
Кому мы платим за электроэнергию?
Для начала попытаемся разобраться в рынке электроэнергии России. Упрощенно структура рынка выглядит так: производитель (генерирующая компания) создает электроэнергию и передает ее сетевой компании. Последняя, выполняя роль транспортной организации, передает ее через сложную систему сетей сбытовой компании. Именно у сбытовой компании мы и покупаем электроэнергию.
Граждане, проживающие в многоквартирных домах, обычно имеют дело с управляющими компаниями, которые выступают в роли наших представителей перед энергокомпаниями, закупая у них электроэнергию для последующей поставки нам.
Отношения с сетевыми компаниями в большинстве случаев ограничиваются вопросами подключения к электрическим сетям дома или участка, увеличения мощности, установки и эксплуатации прибора учета. В отношениях со сбытовыми компаниями мы решаем вопросы учета количества потребленной энергии, определения ее стоимости и расчета за полученные киловатты. При этом часть вопросов учета электроэнергии касается и сетевых, и сбытовых компаний. К примеру, точность, исправность работы прибора учета, сохранность пломб могут контролировать и те, и другие.
Зачем нам нужны сбытовые компании, если мы подключаемся к проводам сетевой компании и поставляет электроэнергию нам она?
Одно из обоснований – необходимость создать условия для возникновения конкуренции на рынке электроэнергетики. Дело в том, что передача электроэнергии – деятельность, которую могут осуществлять только сетевые компании, наделенные специальным статусом – субъекта естественных монополий. А реализация (сбыт) – деятельность конкурентная. Предполагалось, что если разделить эти виды деятельности, то монополистам будет сложнее навязывать свои условия потребителям. Получилось ли? Вопрос.
Кто такой гарантирующий поставщик?
С теми, кто владеет электрическими сетями и к кому обращаться, если нужно подключить электричество, мы разобрались. Это сетевые компании. Но непосредственно продает электроэнергию и выставляет счет сбытовая компания. Такая схема покупки электроэнергии действует для подавляющего большинства потребителей.
На территории каждого субъекта органы власти наделяют отдельные сбытовые компании особым статусом. Такие организации называют гарантирующими поставщиками. Главное для нас в их статусе то, что эти компании обязаны заключить договор энергоснабжения с любым обратившимся к ним лицом по установленным государством тарифам.
Обратиться можно в любую сбытовую компанию, однако надо учитывать, что гарантирующие поставщики, как правило, очень крупные компании, которые редко разоряются. Это значит, что риск потерять деньги и остаться без электроэнергии сведен к минимуму.
Однако есть плюсы и в обращении к малоизвестным перепродавцам: как правило, они более ориентированы на потребителей и часто предоставляют более выгодные условия покупки электроэнергии.
Кто поможет решить проблемы потребителей электроэнергии?
1. Федеральная антимонопольная служба и ее региональные управления осуществляют контроль по большей части вопросов взаимодействия монополистов с потребителями. Обращаемся к ним, когда:
- нам препятствуют в присоединении к электрическим сетям;
- нарушаются условия договора энергоснабжения и есть перспектива отключения электроэнергии;
- составлен акт безучетного потребления электроэнергии. Хотя не во всех случаях органы ФАС реагируют на подобные заявления.
2. Региональные энергетические комиссии – к ним обращаемся, если не согласны с тарифами на присоединение к электросетям, а также за поставляемую нам электроэнергию. Кроме того, данный орган проверяет полноту исполнения сетевыми компаниями инвестиционных программ, направленных на развитие электросетей.
3. Государственная жилищная инспекция – осуществляет надзор за исполнением законодательства в жилищной сфере. Электроэнергия – коммунальный ресурс, и если вы – физическое лицо и используете ее в бытовых целях, то именно этот орган может помочь вам избежать незаконного ограничения в энергоснабжении.
4. Ростехнадзор осуществляет контроль в сфере безопасности электроустановок (электросетей, трансформаторов и т.д.), качества электроэнергии. Для потребителя важно то, что эта федеральная служба наделена правом на дачу заключения о наличии или отсутствии возможности присоединения к электрическим сетям. Это на случай, если сетевая компания сообщает об отсутствии свободных мощностей.
О способах решения проблем потребителей электроэнергии можно будет прочитать в следующих публикациях Константина Смолокурова.
Какими нормативными актами пользуемся?
1. В вопросах присоединения к электросетям, увеличения мощности – Постановлением Правительства от 27 декабря 2004 г. № 861. Этим документом утверждены крайне важные для нас Правила недискриминационного доступа (основные принципы доступности электроэнергии), а также Правила технологического присоединения (детально определяют порядок подключения к сетям и дальнейшего взаимодействия с сетевыми компаниями).
2. В вопросах учета электроэнергии – Постановлением Правительства от 4 мая 2012 г. № 442. Данный документ определяет порядок взаимодействия потребителя с сетевой и энергоснабжающей организациями уже после осуществления технологического присоединения. Это очень важный документ, содержащий в себе, помимо прочего, понятия безучетного и бездоговорного потребления, а также порядок ограничения электроснабжения.
3. В вопросах энергоснабжения в многоквартирных домах в дополнение к первым двум документам необходимо помнить о Постановлении Правительства от 6 мая 2011 г. № 354. Его нормы рассчитаны на физических лиц, потребляющих электроэнергию для бытовых нужд.
4. Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон «Об электроэнергетике» содержат общие нормы, которыми регулируются отношения, связанные с потреблением электроэнергии.
Это основные документы. Однако нередко требуется прибегать к более узким нормативным актам. К каким – зависит от возникающего вопроса, который может касаться порядка прохождения поверки прибора учета, особенностей эксплуатации энергоустановок, правильности определения тарифа и т.д.