Политика
Политика — деятельность государственной власти, партии или общественной группы в области внутригосударственных или внешних отношений, определяемая интересами этой власти, партии, группы.
Основные разделы
Политический режим
Демократический режим
Демократический режим — политическая система, в основе которой лежит метод коллективного принятия решений. Выбор большинства так как почти невозможно 100% согласие.
Авторитарный режим
Авторитарный режим — основанного на несменяемой централизованной власти одного лица (президента, монарха, премьер-министра) или группы лиц(партии).
- Народ не участвует в политике.
- Основа — первые лица.
- Цель — благосостояние первых лиц.
- Принцип — запрещено всё, что не разрешено законом.
Тоталитарный режим
Тоталитарный режим — политический режим, подразумевающий абсолютный (тотальный) контроль государства над всеми аспектами общественной и частной жизни.
- Народ вовлечен в политику, но во благо идеологии.
- Основа — идеология.
- Контроль всех общественных процессов и взгляды каждого гражданина.
- Цель — строительство утопического государства.
- Принцип — запрещено всё, что вредит власти.
Анархия
Анархический режим — состояние общества без власти или руководящего органа.
Приёмы пропаганды
- Ложная дилемма — мы или победим либо, умрем.
- Ложные ожидания — когда тебе обещают что-то, что сейчас нельзя проверить(захватим столицу за 3 дня).
- Разделение и конфликт — мы не такие, как они мы хорошие — они плохие.
- Новояз — хлопки — взрывы, украинцы — бандеры, отрицательный рост, военная спец операция.
- Навешивание ярлыков — Зеленский актер.
- Смешение истины, слухов лжи — Показывают протесты и беспорядки, но причину озвучивают ложную или не полную.
- Иллюзия большинства — показывают поддержку большинства. Также чат-боты, опросы и тд.
- Ссылка на авторитеты — даже не специалистов. Как своих так и чужих.
- Повторение — они плохие x 1000.
Типы идеологий
Социально-политические
Фашизм
Фашизм — государство важнее, личности. Коллектив важнее индивидуальности.
- Содержит: национализм
- Культ государства
- Ничего кроме государства. Ничего вне государства. Ничего против государства.
Анархизм
Анархизм — взгляды, основывающиеся на отрицании управления и власти человека над человеком.
Консерватизм
Консерватизм — идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным и религиозным доктринам. За главную цель принимается сохранение традиций общества, его институтов, нравственности и морали.
Либерализм
Либерализм — философское и общественно-политическое течение, провозглашающее непоколебимость прав и свобод человека и гражданина.
- Право на жизнь
- Право на личную свободу
- Свобода слова
- Свобода культурного и религиозного выбора
Экономические
Социал-демократия
Социал-демократия — течение и идеология, опирающаяся на рабочее, профсоюзное и демократическое движение, цель в достижении социальной справедливости.
Коммунизм
Коммунизм — теоретический общественный и экономический строй, основанный на общественной собственности на средства производства, чем обеспечиваются социальное равенство и социальная справедливость. В этом контексте объединяются различные школы и течения, которые включают марксизм, социальный анархизм (анархо-коммунизм), а также близкие к ним политические идеологии.
Капитализм
Капитализм — экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, юридическом равенстве и свободе предпринимательства. Главным критерием для принятия экономических решений является стремление к увеличению капитала, к получению прибыли.
Неолиберализм
Неолиберализм — разновидность либерализма. в отличие от классического либерализма, не отрицает полностью государственное экономическое вмешательство и регулирование экономики.
Национально-этнические
Нацизм
- Содержит: Национализм, Тоталитарный режим, Ультраправые взгляды, Расистские взгляды(Идея арийской расы), Антисемитские взгляды.
- Культ отдельной нации.
- Уничижительное отношение к другим нациям.
Национализм
Национализм — нация это высшая форма общественного единства. Любой к своей нации. Патриот хочет блага стране, националист только нации.
- Гражданский национализм — есть гражданство ты в группе(США к примеру не имеют достаточно долгую нацию).
- Этнический национализм — зависит только от национальности твоих предков.
Расизм
Расизм — взгляды когда одна раса лучше другой.
Шовинизм
Шовинизм — идеология национального превосходства, ставящая целью обоснование права на дискриминацию, эксплуатацию и угнетение других народов. Также этот термин нередко используется в переносном значении и означает социальные, этнические, религиозные, сексуально-ориентационные, возрастные и любые другие стереотипы, убеждения и верования, утверждающие «неполноценность» одного типа людей по сравнению с остальными.
Окно Овертона
Окно Овертона — социологическая концепция существования рамок допустимого спектра мнений в публичных высказываниях политиков и активистов с точки зрения текущего общественного дискурса.
- Немыслимые
- Радикальные
- Приемлемые
- Разумные
- Стандартные
- Действующая норма
Культ традиции
Культ традиции — делать что-то не потому что это лучший вариант, а потому что мы так делали раньше.
Виды политических режимов
Государственно-правовой, или политический режим — это совокупность методов, способов и средств реализации государственной власти, отражающих ее содержание и характер. Это функциональная и динамическая характеристика политической системы.
Политический режим и политическая система тесно взаимосвязаны между собой. Политический режим включает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в реализации политической власти. Политическая система показывает, как государственная власть реализуется на практике, как функционируют политические институты.
Понятие политического режима является основным для формирования представления об основополагающих системах власти. Политический режим обуславливает реализацию принципов организации устройства общества.
Виды политических режимов:
- демократический — государственная власть создается и действует по принципу подчинения меньшей части населения большей;
- авторитарный — во главе власти находится одно лицо, государственная власть осуществляется по его произволу, мнение большинства населения не учитывается;
- тоталитарный — абсолютный контроль государства над всеми областями общественной жизни, подчинение человека власти и господствующей идеологии;
- переходный — временный режим, формируется вследствие революции или политического переворота;
- чрезвычайный — временный режим, формируется при стихийных бедствиях природного или техногенного характера.
Демократический политический режим
При демократическом режиме население участвует в формировании государственной власти, ее осуществлении посредством прямой и представительной демократии (референдум и выбираемые представительные органы).
Признаки демократического режима:
- прямое и непосредственное участие народа в формировании представительных органов;
- решение принимается большинством граждан с учетом интересов меньшинства;
- реализация принципа разделения властей;
- существование гражданского общества с развитой структурой;
- полное подчинение государственных органов праву;
- выборность и сменяемость государственных органов власти;
- легитимность государственной власти;
- провозглашение и гарантия государством прав и свобод человека.
Виды демократии: демократия участия (в управлении страной участвует все население); демократия многовластия (в стране функционирует большое количество центров политической активности); демократия сообществ (за каждым человеком сохраняется его культурная и национально-религиозная самостоятельность).
Силовые структуры (органы безопасности, полиция, вооруженные силы) находятся под контролем общества, их деятельность полностью регламентируется законом.
Тоталитарный политический режим
В централизованном государстве действует одна идеология, признанная официальной, которая ограничивает демократические права и свободы граждан. Государственные органы власти формируются правящей партией и ее лидером, контролируются все сферы общественной жизни.
Признаки тоталитарного режима:
- всеохватывающая государственная власть, глобальное господство над общественной жизнью;
- централизация государственной власти, во главе которой находится диктатор и его окружение;
- господство одной партии, запрет оппозиционно настроенных сил;
- монопольный государственный контроль над экономической сферой, средствами массовой информации, религией, культурой и т.д., вплоть до мотивов поступков людей и контроля личной жизни;
- доминирующим методом управления является принуждение, насилие, террор;
- права и свободы граждан носят формальный, декларативный характер, гарантии их реализации отсутствуют;
- экономической основой является крупная собственность;
- наличие одной официальной доминирующей идеологии, практически полное устранение плюрализма;
- отсутствие сформированного гражданского общества и правовой государственности.
При тоталитарном политическом режиме общество отчуждено от политической власти, в сознании людей складывается представление о «слиянии» и «единстве» народа и власти. Государственная власть поддерживается бюрократическими методами, окружена «тайной», недоступна для контроля со стороны населения страны. Она осуществляется без учета мнения большинства населения страны, в противоречии с демократическими институтами, нормами, механизмами.
Авторитарный политический режим
Авторитарный режим занимает промежуточное место между демократическим и тоталитарным политическими режимами. Он либеральнее, мягче, чем тоталитаризм, но антинароднее, жестче, чем демократический режим.
Авторитарный режим — это государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (партией, классом, элитной группой) при минимальном участии народа. Основной характеристикой режима является авторитаризм как метод управления и властвования, как разновидность общественных отношений.
Признаки авторитарного режима:
- полное отстранение населения от формирования государственной власти;
- концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от рычагов государственной власти; сосредоточение государственной власти в руках правящей элиты, преобладание интересов элиты;
- устранение властью оппозиции, борьба с любыми проявлениями недовольства политическим режимом;
- доминирование противоправных решений;
- внедрение постановлений и решений властных органов происходит с применением насилия, при помощи военно-полицейского аппарата.
При авторитарном режиме полностью отсутствует принцип разделения властей. Часто президент, исполнительные органы подчиняют себе все иные органы, наделяются различными законодательными и судебными полномочиями. Действие принципов выборности органов государственной власти, должностных лиц, подконтрольности и подотчетности их населению сведено на нет или значительно сужено.
Политический режим: понятие, признаки, виды
Политический (государственный) режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.
Согласно одной точке зрения, понятия «политический режим» и «государственный режим» можно расценивать как тождественные.
По мнению других авторов, понятие «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», поскольку включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.
Политический режим — это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «политический режим» и «политическая система» тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая — как эта власть реализуется, как действуют данные институты: демократично либо недемократично.
Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим создает определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.
Политический режим представляет собой совокупность способов, средств и методов практического осуществления правящими кругами, главным образом высшими должностными лицами, государственной властной воли. В известном смысле политический режим близок к понятию «стиль государственного управления», но если последний раскрывает технологию управления с точки зрения ее рациональности и эффективности, то политический режим фиксирует политическую сторону государственного управления — реальную принадлежность власти определенным субъектам политических действий, способы владения и удержания ее и, соответственно, механизмы воздействия на людей. В политическом режиме скрыты многие секреты властеотношений, которые к тому же специально камуфлируются, маскируются, прикрываются благообразным антуражем (Г.В. Атаманчук).
Политический режим обеспечивает стабильность и определенную упорядоченность политической власти; управляемость субъектов политики, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений; достижение целей государственной власти, реализацию интересов властвующей элиты.
Политический режим определяется уровнем развития и интенсивностью социально-политических процессов; структурированностью правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией; развитостью социально-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием, поведением, типом легитимности.
Понятие «политический режим» включает в себя следующие параметры (признаки):
степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;
соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности;
характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом;
положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;
место и роль негосударственных структур в политической системе общества; соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;
тип политического поведения; характер политического лидерства;
доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;
политическое и юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.);
меру политического плюрализма, в том числе многопартийности.
В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима — демократический и антидемократический.
Демократический режим. Понятие «демократия» означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это, скорее, идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые продвинулись в этом направлении дальше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Великобритания) и на которые зачастую ориентируются иные государства.
Основными характеристиками демократического режима являются следующие:
провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;
решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;
предполагается существование правового государства и гражданского общества;
выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;
силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества;
доминируют методы убеждения, компромисса;
политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции;
гласность; средства массовой информации свободны от цензуры;
реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений.
Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.
Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и ее название — непосредственная, т.е. та, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.
Одни из них — выборы, референдумы — четко регламентированы соответствующими нормативными актами (Конституцией, специальными законами), носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции государственных структур, другие имеют консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных институтов прямой формы демократии их влияние на механизм принятия политических решений трудно переоценить, так как в них находит выражение воля народа.
К положительным моментам прямой демократии можно отнести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с представительными институтами) для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе; в большей мере обеспечивает полную легитимизацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой и т.п.
Недостатки прямой демократии — это отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью, сложность и дороговизна проводимых демократических мероприятий, низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства «правителей» и т.д.
Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа — депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.
Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что она дает больше возможностей (по сравнению с институтами прямой демократии) для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально организует политическую систему и т.п.
К недостаткам представительной демократии часто относят следующие черты: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей власти от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.
Таковы существенные черты демократического политического режима, отличающие его от авторитарного и тоталитарного режимов. Знание вышеперечисленных признаков имеет важное значение, помогает четче ориентироваться в квалификации системы методов, приемов и средств осуществления политической власти.
Однако сами демократические режимы тоже могут быть неоднородными. В частности, особыми их разновидностями выступают либерально-демократические и консервативно-демократические режимы. Если либерально-демократические режимы характеризуются тем, что приоритет отдается личности, ее правам и свободам, а роль государства сводится к защите этих прав и свобод, собственности граждан, то консервативно-демократические режимы опираются не столько на Конституцию, сколько на политические традиции, которые являются основой данных режимов.
К антидемократическим режимам относят тоталитарные и авторитарные режимы.
Тоталитарный режим. Термин «тоталитаризм» (от латинского totus — весь, целый, полный) был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. данное понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии.
В каждой из стран, в которых возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, которые присущи всем формам тоталитаризма и отражают его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.
Основными характеристиками тоталитарного политического режима являются следующие:
государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;
общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа;
монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;
государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа;
доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;
господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил; права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;
фактически устраняется плюрализм; централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением; бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества и т.д.
Особой разновидностью тоталитарного режима выступает фашистский режим, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Фашизм в Италии был установлен в 1922 г. Для итальянского фашизма характерным было стремление к возрождению великой Римской империи. Фашизм в Германии утвердился в 1933 г., целью которого было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская.
Тоталитарный политический режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.
Авторитарный режим. Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он (авторитарный режим), с одной стороны, мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но с другой — жестче, антинароднее, чем демократический.
Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа. Главную черту данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).
Основные характеристики авторитарного политического режима:
в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;
игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);
роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;
суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;
сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;
в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор;
сохраняется ограниченная цензура, «полугласность»;
существует частичный плюрализм;
права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте;
силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас и в сугубо политических целях и т.п.
Авторитарный режим неоднороден по своему характеру. В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный и иные разновидности авторитарного режима.
Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.
Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.
Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается, как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из высших военных чинов. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства. В условиях военного режима создается разветвленный военно-политический аппарат, который включает помимо армии и полиции большое количество других органов, в том числе и неконституционного характера, для политического контроля за населением, общественными объединениями, для идеологической обработки граждан, борьбы с антиправительственными движениями и т.п. Отменяются конституция и другие законодательные акты, которые заменяются актами военных властей.
Авторитарные режимы отличаются от тоталитарных по следующим параметрам: 1) если при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, недоступных государственному контролю; 2) если при тоталитаризме осуществляется систематический террор по отношению к противникам, то в авторитарном обществе проводится тактика «выборочного» террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции.
Правоведение для чайников — 16. Политические режимы
Продолжаю серию заметок "Правоведение для чайников". Прошу моих читателей — "нечайников" указывать на существенные ошибки, а также дополнять текст своими мыслями или интересными примерами. Заметки рассчитаны на людей без юридического образования, которые хотят больше узнать о правовой сфере, а также на школьников, которые готовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.
Итак, я уже рассказал о двух элементах формы государства. Напомню ещё раз схему.
Сегодня поговорим про третий и самый важный элемент – политический режим.
Политический режим – система методов и приёмов, при помощи которых руководство государства осуществляет свою власть. Это очень объёмное понятие, которое включает ответы на многие вопросы: каковы отношения руководства страны и населения, какие задачи ставит перед собой руководство, как происходит завоевание и передача власти и т. д.
Издавна мыслители пытались разными способами классифицировать политические режимы. Древнегреческий философ Аристотель делил их на тиранию, олигархию, демократию, монархию, аристократию и политию. Британский политолог Эндрю Хейвуд в книге «Политология» выделил «западную полиархию», «новые демократии», «восточноазиатские режимы», «исламские режимы» и «военные режимы». Российский политолог Григорий Голосов в книге «Сравнительная Политология» описал «традиционный режим», «соревновательную олигархию», «авторитарно-бюрократический режим», «эгалитарно-авторитарный режим», «авторитарно-инэгалитарный режим» и «либеральную демократию». У других исследователей можно встретить иную классификацию.
Всё это многообразие моделей в правовой науке упрощают и сводят к двум-трём вариантам. Считается, что есть два вида политических режимов: демократический и недемократический, а недемократический, в свою очередь, делится на два подвида – авторитарный и тоталитарный.
Категория «политический режим» очень субъективна и неоднозначна. А если говорить об этой теме не абстрактно, а на конкретных примерах, то рассказ неизбежно станет политизированным. Но здесь сложно разобраться, не вдаваясь в политику, поэтому придётся её все-таки затронуть.
Демократия и её виды
Слово «демократия», как многие знают, в переводе с греческого означает «власть народа» или «народовластие».
Под демократией часто понимают метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса. В этом смысле можно говорить о демократии в семье, профсоюзе, религиозной, общественной или коммерческой организации и вообще в любой группе людей. Если при решении важной проблемы мы спрашиваем всех заинтересованных участников и выбираем вариант, который поддерживает большинство, тогда можно говорить о демократии.
Например, группа туристов заблудилась в лесу и не может решить, в какую сторону идти. Одни говорят, что нужно идти на север, другие – что на юг. Палатка на всех одна, так что разделиться они не могут. В этой ситуации можно всё обсудить и проголосовать: за какой вариант будет большинство, туда группа и направится.
Этому простому принципу, видимо, следовали все первобытные сообщества людей. Взрослые участники племени собирались и решали наиболее важные вопросы: где проводить зиму, как поступать с запасами еды, кого отправить на охоту. В некоторых местах вплоть до позднего Средневековья сохранялась традиция таких народных собраний – когда свободные жители города (обычно только мужчины) собирались и принимали решения. Такие собрания («вече») были в некоторых древнерусских городах, в том числе Новгороде и Пскове. Эта система называется прямой демократией – при ней все люди, обладающие правом голоса, обсуждают и решают важные для всех вопросы.
Недостатки такой системы заметили ещё в древности. Людей стало слишком много, у всех появились разные интересы и занятия, а количество проблем, требующих решения, увеличилось в сотни и тысячи раз. В итоге почти везде народные собрания пришли в упадок, а вместо них все вопросы стали единолично решать вожди и цари.
Однако древние греки, жившие в Афинах, додумались до очень простой мысли: если не получается собрать жителей города и совместно решить все вопросы, то можно выбрать людей, которые будут заниматься решением этих вопросов на постоянной основе. Желательно, конечно, избирать их на определённый срок, причём нескольких и с разными полномочиями, чтоб никто не пытался подмять под себя всех остальных. Это была уже не прямая, а представительная демократия. При ней граждане выбирают специальных людей на разные должности со строго определёнными полномочиями. Система представительной демократии – наиболее распространённой в современном мире, и именно её обычно вспоминают, когда говорят о демократическом режиме.
Нечто среднее между прямой и представительной демократией – плебисцитарная демократия. Это когда люди непосредственно не обсуждают решения и законы, которые нужно принять, а просто голосуют – за или против решения. Термин «плебисцит» происходит от латинских слов plebs (простой народ) и scitum (решение, постановление). Первоначально эта система возникла в тех же Древних Афинах. Там работал специальный орган – Совет пятисот, который занимался подготовкой законопроектов для народного собрания. Жителям города оставалось только решать – они за предложенный закон или против.
В современных государствах могут присутствовать все три вида демократии. На самом нижнем уровне власти возможна прямая демократия. Так, в российском праве предусмотрен аналог народного собрания или вече – «сход граждан». Такой сход может проходить в поселениях, где живёт не более 300 жителей, обладающих правом голоса (ч. 1 ст. 25 ФЗ «ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»). Соответственно, жители такого поселения могут почувствовать себя древними греками или новгородцами – собраться на главной деревенской площади и совместно решить какой-то вопрос. Конечно, объявить войну персам или шведам уже не получится, но есть и другие важные вопросы – например, постройка общего коровника.
Плебисцитарная демократия проявляется во время референдума – голосовании по поводу тех или иных вопросов. В России, правда, референдумы бывают очень редко. Последний общегосударственный референдум прошёл в 1993 г., на нём была принята российская Конституция. С тех пор власти страны не доверяли гражданам решать ни один важный вопрос.
Но самая распространённая форма демократии – представительная. Именно она преобладает на всех уровнях власти: люди избирают президентов, губернаторов, мэров, депутатов парламента, а также региональные и муниципальные собрания. И именно с этой процедурой обычно связывают понятие «демократического политического режима».
Демократический режим
Главная особенность демократического режима – в нём решения по управлению государством зависят от мнения граждан этого государства. Люди при таком режиме непосредственно влияют на то, какие принимаются законы и кто стоит у власти.
Вообще же, демократический режим не имеет чёткого определения. Как и государство, его определяют через ряд признаков. То есть когда в государстве есть все или большинство таких признаков, то режим можно назвать демократическим.
Вот эти признаки.
Народовластие. Это значит, что народ является единственным источником власти и реализует её через прямую, плебисцитарную и представительную демократию.
Разделение властей. Про сущность и цели принципа разделения я уже рассказывал.
Выборность и сменяемость органов государственной власти. Все лица, управляющие страной, приходят к власти путём состязательных выборов без фальсификаций (нарушений) при подсчёте голосов. «Состязательными» называют выборы, на которые допущены все значимые кандидаты и политические силы.
Децентрализация государственной власти. Про эту особенность я уже говорил, рассказывая о формах государственно-территориального устройства. Демократический режим не пытается сосредоточить всю власть в столице, а стремится передать максимум полномочий регионам и городам.
Многопартийность и свобода слова. Одно из непременных условий демократического режима – возможность для граждан зарегистрировать свою партию и принять участие в выборах, а также право высказать своё мнение о положении в стране и о её руководстве.
Свобода личности в экономической сфере, в том числе свобода предпринимательства. Если человек не может самостоятельно заниматься производством и продажей товаров или услуг, значит страна не вполне свободна. Поэтому рыночная экономика считается одним из необходимых условий свободного общества.
Большой объём прав и свобод, которые гарантируются гражданам. В демократическом государстве не только провозглашены, но и реально существуют базовые права и свободы – свобода собраний, свобода передвижения, право избирать и быть избранным, право на неприкосновенность частной жизни и т. д.
Первыми демократическими режимами были, видимо, древнегреческие города-государства, самый известный из которых – Афины. Позже демократический режим вместе с республиканским строем установился в Древнем Риме.
В I в. до н. э. Рим превратился в авторитарную монархию. После этого почти две тысячи лет в Европе и остальном мире господствовали в основном недемократические режимы. Были, впрочем, исключения – некоторые города и небольшие страны с республиканским строем (Исландия, Сан-Марино, Венеция, Дубровник, Новгород, Псков). Также в некоторых странах власть короля с какого-то момента стал ограничивать парламент, как это произошло, в частности, в Англии в XIII в.
Но настоящая волна демократизации началась в Европе и Северной Америке в конце XVIII в. и продолжается до сегодняшнего дня. Ныне к демократическим государствам можно отнести США, Канаду, все страны Евросоюза, Японию, Южную Корею, Израиль, Австралию, Новую Зеландию, Чили, Мексику, Бразилию, Индию и ряд других стран.
Недемократические режимы
Недемократические режимы имеют столь же долгую историю, что и демократические. Вероятно, ещё в первобытном мире в некоторых племенах один или несколько сильных воинов захватывали власть и командовали всеми остальными. И если другие члены племени были слабы и разобщены, то вынуждены были подчиняться. Так появились первые вожди, цари, короли и другие подобные лидеры.
Главная особенность недемократического режима – все принципиальные решения по управлению государством принимает его руководство, а народ почти никак не может на них повлиять. Также недемократический режим можно определить через отсутствие признаков демократического режима. То есть, например, если в стране нет многопартийности, свободы слова, децентрализации государственной власти и т. д. – всё это означает, что режим в стране недемократический.
Существует две основных разновидности недемократических режимов: авторитарный и тоталитарный.
Слово «авторитарный» происходит от латинского auctoritas (власть, влияние). При авторитарном режиме государством руководит один человек или узкий круг людей, а народ отстранён от управления государством. Основная задача людей, стоящих у власти при авторитарном режиме, – обогащение и сохранение личной власти. Никаких глобальных целей такие люди перед собой не ставят: они не хотят преобразовать общество, завоевать мир или построить рай на земле. Поэтому уровень насилия сравнительно невелик: сажают только тех, кто активно проявляет недовольство. В частную жизнь граждан государство почти не вмешивается.
Большинство политических режимов в мировой истории были именно авторитарными. Такие государства существуют во множестве и сегодня. Больше всего их в Африке и Азии. Примеры ярко выраженных авторитарных режимов – Китай, Вьетнам, Сирия, Иран, Саудовская Аравия, Россия, Белоруссия, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения.
Надо иметь в виду, что авторитаризм – очень нестабильный режим. За последние полвека многие авторитарные режимы сменились на демократические в результате смерти главы государства, революций и других чрезвычайных ситуаций: в Греции – в 1974 г. после попытки военного режима начать войну на Кипре, в Португалии – в 1974 г. в результате «Революции гвоздик», в Испании в 1975 г. из-за смерти диктатора Франко, в социалистических странах Восточной Европы – в конце 1980-х – начале 1990-х гг. после серии так называемых «бархатных» революций, в Чили – в 1989 г. после референдума по вопросу о сохранении власти диктатора Пиночета, в Сербии – в 2000 г. после «Бульдозерной революции».
Слово «тоталитарный» происходит от латинского totalis, что означает «весь, целый, полный». Это понятие возникло в период правления диктатора Бенито Муссолини в Италии. Причём сам Муссолини употреблял его в положительном смысле и прямо заявил, что его цель – создание в Италии тоталитарного государства (stato totalitario). Одновременно с ним в Европе существовали два других похожих режима – гитлеровская Германия и сталинский Советский Союз. Между ними нашли много общего, поэтому и объединили в одно понятие.
Муссолини в своей статье «Доктрина фашизма» (1931 г.) называл тоталитарным такой режим, где государственная идеология имеет решающее влияние на граждан. Лозунг такого режима – «Всё внутри государства, ничего вне государства, никого против государства». Иными словами, вся жизнь человека должна быть подчинена государственной власти.
Руководство тоталитарного государства не просто хочет сохранить власть и обогатиться. Оно желает полной победы определённой идеологии: коммунизма, национал-социализма, фашизма, ислама. Все они напрямую касаются каждого гражданина, его семейной жизни, работы и мировоззрения. Каждый в стране должен перестроить свою частную жизнь в соответствии с государственной идеологией и активно бороться за победу этого «единственно верного» учения. При таком режиме очень много пострадавших: не нужно быть оппозиционером, чтобы попасть в тюрьму или под расстрел. Иногда достаточно иметь неправильную национальность, происхождение или образ жизни.
Таким образом, тоталитарный режим отличается господством одной идеологии, массовыми репрессиями и контролем государства над частной жизнью граждан и экономикой.
Тоталитарные режимы пережили расцвет в первой половине XX в. в Германии, Италии, Советском Союзе, Китае, после чего постепенно ослабли и сменились авторитарными либо демократическими. Сегодня тоталитарными государствами можно назвать разве что Северную Кореи и Исламское государство (ИГИЛ).
Авторитаризм vs Тоталитаризм
Пожалуй, главное отличие тоталитарного режима состоит в том, что ему нужна победа государственной идеологии и, соответственно, активные граждане, которые будут за неё бороться: ходить на митинги, стучать на недовольных и даже сами расправляться с ними. Бороться надо как с внутренними врагами, так и с внешними – ведь почти весь остальной мир живёт неправильно (не по исламу или не по Марксу). Поэтому населению также нужно выявлять шпионов и диверсантов, охранять границу и готовиться к войне. Всё это позволяет держать граждан в состоянии мобилизации.
А вот авторитарный режим напротив – воспитывает в граждан бездействие. Если тоталитарный как бы говорит людям: «Ты будешь жить так, как мы скажем!», то основной посыл авторитарного режима: «Живи, как хочешь, только в политику не лезь». Никакой внятной идеологии у авторитарного режима обычно нет: чаще всего его заботят «традиционные ценности», под которыми подразумевается семья, церковь и армия. И напрямую репрессии касаются только тех, кто борется с режимом.
Авторитарные режимы в последнее время также называют «гибридными», в том смысле, что они представляют собой гибрид между наличием свободы и полным её отсутствием. «Гибридный режим старается решить свою основную задачу – обеспечение несменяемости власти – относительно низким уровнем насилия, – пишет Екатерина Шульман в книге «Практическая политология». – Он не имеет в своем распоряжении ни морального капитала монархии, ни репрессивной машины тоталитаризма. Нельзя развернуть «маховик репрессий» без активного участия граждан. Но граждане гибридных режимов не хотят ни в чем участвовать. Характерно, что государственная пропаганда в гибридных режимах никого не мобилизует. Она объединяет граждан по принципу пассивности.
Посмотрите на российские 87%, которые одобряют всё, от военных вторжений до продуктовых санкций. На вопрос «одобряете ли?», они отвечают «да». Но при этом они ничего не делают. Они не записываются в добровольческие батальоны, не ходят на провоенные митинги. Они даже на выборы не особенно ходят, отчего гибридному режиму приходится бесконечно заботиться о ложной явке и фальсификации результатов».
Демократия или нет?
Когда-то отличить демократический режим от недемократического было просто. В государстве либо был король, который решал все вопросы (недемократический режим), либо та или иная форма республики, где люди участвовали в решении общегосударственных вопросов (демократический режим). Когда какой-то режим прекращал быть демократическим, это сразу становилось очевидным: люди, захватившие власть, отменяли выборы, запрещали все партии, кроме правящей, а иногда и разгоняли парламент.
Сегодня всё стало сложнее. Почти все государства называют себя свободными, правовыми и демократическими. Всюду провозглашены свобода слова и многопартийность, проходят выборы, а гражданам по конституции предоставлены многочисленные права и свободы.
Тем не менее, некоторые из таких государств мы считаем демократическими, а некоторые – нет. Как же отличить первое от второго?
Универсального ответа здесь нет. Нужно изучить всю совокупность признаков и решить, насколько они реализованы в стране или нет. Например, признак «народовластие» можно признать отсутствующим, если на выборах выставляется всего одна кандидатура, или на них не допускают известных политиков, или подсчёт голосов происходит с многочисленными фальсификациями и нарушениями.
То есть периодические выборы – недостаточное условие для демократии. Нам необходимо понять, насколько процедура выборов наполнена реальным содержанием. Также желательно изучить, как в законе прописан процесс регистрации политических партий и кандидатов на выборах, какие деяния по закону считаются преступными, каковы полномочия разных органов власти и т. д.
Когда нет времени изучать всю эту информацию, можно использовать простой, но почти безотказный способ определить политический режим. Если какой-то страной больше десяти лет руководит один и тот же человек или группа людей, скорее всего, это будет авторитарный режим. Из этого правила, впрочем, есть исключения. Например, в Китае режим авторитарный, но способный к самообновлению: каждые десять лет руководство этой страны полностью меняется.
Не всегда получается чётко отделить демократию от авторитаризма. Существует и нечто среднее. На мой взгляд, Россия в 1990-х годах сочетала в себе черты обоих режимов. С одной стороны, принятая в 1993 г. Конституция не реализовала принцип разделения властей, поэтому почти все значимые полномочия были в руках у президента Бориса Ельцина. С другой стороны, в стране существовала реальная многопартийность и свобода слова: действовали разные политические партии, в выборах на всех уровнях участвовали оппозиционные кандидаты, а деятельность руководства свободно обсуждали на федеральном телевидении.
Однако с начала 2000-х гг. Россия постепенно избавилась от демократических элементов. Законы о выборах теперь позволяют отказать в регистрации любому неугодному кандидату, а законы о политических партиях – ликвидировать любую партию. В Уголовном кодексе размножились каучуковые нормы, которые позволяют наказывать граждан за выражение своего мнения. Таким образом, России стала полностью авторитарным государством с рядом процедур, которые формально похожи на выборы, но фактически не имеют никакого значения.
Лирическое отступление: авторитаризм и выборы
Один из интереснейших вопросов в политологии – зачем авторитарному режиму имитировать демократические процедуры. Дело в том, что большинство современных диктатур регулярно проводят президентские и парламентские выборы. На них стабильно побеждает один и тот же кандидат или одна и та же партия. Казалось бы, если результат заранее известен, зачем проводить это дорогостоящее мероприятие?
Всё дело в том, что выборы в такой системе становятся важным ритуалом, который регулярно демонстрирует поддержку действующей власти.
Добиться этого несложно. Руководство страны просто не регистрирует или не допускает к выборам потенциально популярных кандидатов и партии. Помимо лидера страны и правящей партии, в политике разрешают действовать лишь тем, кто согласен на роль неудачника, не пытается привлечь голоса избирателей и заранее обречён на провал.
В итоге на президентских выборах выдвигается действующий президент и несколько заведомо слабых кандидатов, на парламентских – сильная партия и несколько слабых, почти карикатурных политических сил. Соответственно, действующий президент или партия власти получают подавляющее большинство голосов, а все остальные – по 5-10%.
«Оппозиционные партии» должны находиться под контролем властей и быть непривлекательными для избирателей, – пишет политолог Григорий Голосов в книге «Демократия в России: инструкция по сборке». – В оптимальном случае они должны быть «нишевыми» партиями, заведомо способными привлечь голоса узких по определению ограниченных слоёв населения. С детской непосредственностью этот подход реализован в Габоне, где главная «оппозиционная» партия называется «Национальное объединение лесорубов» Конечно, лишь немногие габонцы – лесорубы, и не все лесорубы проголосуют за эту партию. Но так оно и надо».
Если потенциально сильную партию не зарегистрировать и не допустить к выборам, то большинство избирателей о ней и не узнают. Людям предлагают выбирать только из того, что есть. А из того, что есть, сложно выбрать что-то, кроме действующей власти.
Так и проявляется важная политическая функция выборов: руководители страны убеждают население, зарубежных наблюдателей и, возможно, даже самих себя, что имеют решительную поддержку, а никакая альтернативная сила не может с ними соперничать.
Впрочем, иногда такая система даёт сбои. Например, в России в 2011 г. из-за популярного лозунга «Голосуй за любую партию, кроме «Единой России» правящая партия чуть было не лишилась большинства в парламенте. Кроме того, предсказуемость результата порождает у граждан равнодушие к политике, и они перестают ходить на выборы. Поэтому даже в этой системе власти постоянно фальсифицируют данные о явке и результатах голосования.
Демократический vs Недемократический режимы
О преимуществах и недостатках демократии и авторитаризма написано очень много. Не буду углубляться в эту тему, перечислю лишь наиболее очевидные вещи.
Прежде всего, чем больше люди могут влиять на принятие государственных решений, тем выше вероятность, что эти решения будут улучшать их жизнь, а не ухудшать. А лидеры страны будет лучше решать проблемы государства, если их к этому будет что-то стимулировать. Такими стимулами могут быть: вероятность проиграть следующие выборы; необходимость согласовывать свои действия с независимым парламентом; возможность привлечения к ответственности независимым судом; свободное обсуждение политики в средствах массовой информации.
Если же лидеры страны знают, что не будет ни честных выборов, ни споров в парламенте или суде, ни обсуждения в СМИ, тогда это освобождает им руки для решения своих собственных проблем.
Разумеется, в недемократическом режиме к власти могут прийти хорошие люди, а в демократическом – плохие. Просто демократический режим создаёт гибкую и устойчивую систему, при которой плохие люди с большей вероятностью будут отстранены от власти. При авторитарном режиме никаких рычагов воздействия на плохих лидеров нет – и населению остаётся только смиренно просить власть сделать что-то хорошее и полезное.
Ещё одно важное достоинство развитого демократического режима – стабильность и предсказуемость. В демократическом государстве правят не конкретные личности, а организации и процедуры. Существует разделение властей, каждый госорган имеет свои полномочия и действует независимо от других. Это придаёт устойчивость всему государственному аппарату. Если глава государства умрёт, заболеет или сойдёт с ума, это ни на что не повлияет: его место займёт новый человек, а парламент, судьи, губернаторы и мэры вообще не заметят разницы.
В свою очередь недемократические режимы крайне нестабильны. Они обычно не создают никакой системы разделения полномочий и передачи власти. Государство в них держится на приказах одного конкретного человека. И если с ним что-то случится, всё в государстве может обрушиться.
Занятно, что этот тезис часто используют сторонники конкретных диктаторов: мол, не трогайте его, он должен остаться у власти, иначе в стране начнётся бардак. При этом они почему-то забывают одну простую вещь: все люди смертны, и диктаторы – тоже. Рано или поздно человек всё равно отойдёт в мир иной. Так зачем же откладывать решение проблемы, если она неизбежно возникнет? Будет лучше, если мы сразу создадим систему, где всё держится не на одном человеке.
Демократия и всеобщее избирательное право
Никто никогда не считал, что все граждане могут влиять на принятие важных решений. В любом государстве существовали и существуют так называемые «избирательные цензы» – ограничения для тех, кто не может участвовать в выборах и референдумах. Раньше до участия в голосовании не допускали рабов, женщин или недостаточно богатых граждан. Позже произошло массовое движение за всеобщее избирательное право, и сегодня большинство этих ограничений исчезли.
Однако даже сейчас в любой стране существуют некоторые избирательные цензы. Например, избирать и быть избранными не могут дети (в России – до 18 лет) и душевнобольные. Таким образом, признаётся, что решать общегосударственные вопросы могут не все, а только определённые категории населения – те, кто в состоянии сделать осознанный и разумный выбор. Однако сегодня единственный критерий осознанности и разумности – это возраст и отсутствие психических заболеваний.
Между тем, каждый из нас знает взрослых и психически здоровых людей, которые не знают ничего об устройстве государства, не отличают одну партию от другой и не способны осмысленно проголосовать на выборах. Наличие таких людей в любом обществе – особенно в том, где невысок уровень образования, – приводит к тому, что на самых честных выборах к власти приходят некомпетентные политики. Мало этого – такие политики продолжают переизбираться, умело убеждая избирателей, что проблемы страны связаны не с их неспособностью руководить, а с происками Америки и другими мифическими причинами.
В последнее время журналисты и политологи всё чаще обсуждают возможность введения разных избирательных цензов и иные меры, которые помогли бы повысить компетентность избирателей.
Так, Леонид Волков и Фёдор Крашенинников в книге «Облачная демократия», описывающей систему электронной демократии, предложили ограничения по знанию основ конституционного строя. Смысл в том, что перед началом голосования гражданин должен будет пройти крайне простой тест об устройстве государства. «Пусть этот фильтр пройдут 95%, а не пройдут только 5% избирателей, которые находятся в состоянии полной неадекватности к окружающей политической реальности. Тем не менее выборы становятся чем-то почетным и значимым, а их результат — гораздо более осмысленным».
Другой избирательный ценз – «тест на меркантильность». Этот забавный способ придумала журналистка Юлия Латынина во время наблюдения за выборами президента в 2012 г. В данном случае граждан никоим образом не ограничивают, однако те, кто не видит смысла в выборах, легко отстраняются от этой процедуры. «Ведь что делает «карусельщик» [человек, получающий деньги от одного из кандидатов, если проголосует за них]? Он продает свой голос. Но если он избиратель и если он этого хочет, надо предоставить ему такую возможность! Воля избирателя священна! Пусть приходит на участок и говорит: «Я не хочу ни А, ни Б, я хочу деньги». И он получает деньги, которые ему причитаются за отказ от права голоса (допустим, 1000 руб.), а его голос погашается и не участвует в голосовании, как не участвуют в акционерных собраниях казначейские акции» ("Право избирателя на водку").
Некоторые предлагают ввести налоговый ценз. Состоит он в том, что принимать участие в выборах могут лишь те, чьи денежные отношения с государством носят характер «положительного баланса». Т.е. человек может голосовать, только если заплатил налогов больше, чем получил от государства денег в виде пособий, стипендий или пенсий. В этом тоже есть разумное зерно – в конце концов, если человек заплатил что-то государству, то он и имеет больше прав при решении вопросов о судьбе этих денег.
Интересный избирательный ценз описал Роберт Хайнлайн в фантастическом романе «Звёздный десант». В далёком будущем на Земле политическими правами обладают только люди, отслужившие в армии. Причём военная служба – дело сугубо добровольное. К ней никого не принуждают, а напротив, создают все условия для того, чтобы человек сломался и не дослужил до конца срока. «При нашей политической системе каждый голосующий и каждый государственный чиновник – это человек, который тяжёлой добровольной службой доказал, что интересы группы, коллектива он ставит выше интересов собственных. Это чрезвычайно важное отличие. Человек может быть не таким уж умным, мудрым, он может ошибаться. Но в целом его деятельность будет во сто крат полезнее для общества, чем деятельность любого класса или правителя в прошлом».
Все эти идеи в последнее время обсуждают не только в политических исследованиях, но и озвучивают с трибун. Во время политического кризиса 2014 г. в Таиланде оппозиция потребовала отменить всеобщее избирательное право. Дело в том, что премьер-министра Йинглак Чинават тратила деньги налогоплательщиков на закупку риса у бедных крестьян. Рис не получилось никуда перепродать, так что он просто лежал и гнил на государственных складах. Представители городского населения заявили, что правящая партия де-факто покупает за счёт бюджета голоса крестьян, которые рады проголосовать за нужную партию в обмен на денежную подачку. Оппозиционные лидеры предложили пресечь такое безответственное поведение.
«В целом суть предложения состоит в отказе от системы «один избиратель — один голос». Одни оппозиционеры предлагают ввести образовательный и/или имущественный ценз для голосующих. Другие настаивают, что избирать надо лишь половину парламента, а вторую половину депутатов — назначать из числа все тех же людей, пользующихся авторитетом в стране. Цель, впрочем, у них одна: отсечь от голосования бедноту и крестьян, чьи мозги легко промыть, а голоса — купить» (Лента.Ру "С царём в голове")
Политический режим – система методов и приёмов, при помощи которых руководство государства осуществляет свою власть. Это понятие включает ответы на вопросы, каковы отношения руководства страны и населения, как происходит завоевание и передача власти и т. д.
Есть два вида политических режимов: демократический и недемократический, а недемократический, в свою очередь, делится на два подвида – авторитарный и тоталитарный.
Демократия – это метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса. Существует прямая демократия – когда граждане сами собираются и решают вопросы общественного значения, плебисцитарная демократия – когда специальные люди готовят текст закона или иного решения, а люди голосованием выражают одобрение или неодобрение, и, наконец, представительная демократия – когда граждане избирают людей, которые будут за них принимать законы и решать вопросы общественного значения.
С процедурами представительной демократии обычно связывают понятие «демократического политического режима». Главная особенность демократического режима – в нём решения по управлению государством зависят от мнения граждан. Люди при таком режиме непосредственно влияют на то, какие принимаются законы и кто стоит у власти. Другие признаки демократического режима: народовластие; разделение властей; выборность и сменяемость органов государственной власти; децентрализация государственной власти; многопартийность и свобода слова; свобода личности в экономической сфере; большой объём прав и свобод, которые есть у граждан.
При недемократическом режиме все решения по управлению государством принимает его руководство, а народ почти никак не может на них повлиять. Также демократический режим можно определить через отсутствие признаков демократического режима.
Существует две разновидности недемократических режимов: авторитарный и тоталитарный. При авторитарном режиме уровень насилия сравнительно невелик: сажают только тех, кто активно проявляет недовольство. В частную жизнь граждан государство почти не вмешивается. При тоталитарном режиме каждый в стране должен перестроить свою частную жизнь в соответствии с государственной идеологией, а жертв очень много: люди могут пострадать из-за неправильной национальности, происхождения или образа жизни.
Сегодня не так просто сразу отличить демократический режим от недемократического, потому что почти все государства называют себя свободными, правовыми и демократическими. Тем не менее, мы можем посмотреть на всю совокупность признаков того или иного режима и решить, насколько они реализованы в стране или нет.
Большинство недемократических режимов проводят выборы, допуская на них только заведомо слабых кандидатов. Такие выборы демонстрируют всем, что действующий лидер и правящая партия имеют широкую поддержку.
Преимущество демократии состоит в следующем: чем больше люди могут влиять на принятие государственных решений, тем больше вероятность, что эти решения будут улучшать их жизнь, а не ухудшать. Кроме того, демократические режимы более стабильны и предсказуемы. В демократическом государстве правят не конкретные личности, а организации и процедуры. Существует разделение властей, каждый госорган имеет свои полномочия и действует независимо от других. Это придаёт устойчивость всему государственному аппарату.
Издавна во всех государствах использовали «избирательные цензы» – ограничения для тех, кто не может участвовать в выборах. Сегодня в выборах могут принимать участие все взрослые и психически здоровые люди, однако многие считают это недостаточным и предлагают разные меры, повышающие ответственность избирателей.