Срок расследования несчастного случая о котором не было своевременно сообщено работодателю
Перейти к содержимому

Срок расследования несчастного случая о котором не было своевременно сообщено работодателю

  • автор:

ТК РФ Статья 229.1. Сроки расследования несчастных случаев

Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение трех календарных дней. Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 календарных дней.

Несчастный случай, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления.

При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений указанные в настоящей статье сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 календарных дней. Если завершить расследование несчастного случая в установленные сроки не представляется возможным в связи с необходимостью рассмотрения его обстоятельств в организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде, решение о продлении срока расследования несчастного случая принимается по согласованию с этими организациями, органами либо с учетом принятых ими решений.

Срок расследования несчастного случая о котором не было своевременно сообщено работодателю

ТК РФ Статья 229.1. Сроки расследования несчастных случаев

Готовые решения. Вопросы применения ст. 229.1ТК РФ

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 311-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение трех календарных дней. Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 календарных дней.

Несчастный случай, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления.

При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений указанные в настоящей статье сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 календарных дней. Если завершить расследование несчастного случая в установленные сроки не представляется возможным в связи с необходимостью рассмотрения его обстоятельств в организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде, решение о продлении срока расследования несчастного случая принимается по согласованию с этими организациями, органами либо с учетом принятых ими решений.

Особенности расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях

Приказом Минтруда от 20.04.2022 № 223н утверждено Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве.

Напоминаем. Расследование несчастных случаев проводят в соответствии со статьями 227-231 ТК РФ. При этом для отдельных категорий работодателей установлены особенности расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях. Это означает, что расследование, проводимое по ТК РФ, должно учитывать специфику производства отдельных работ.

С 1 сентября 2022 года в Положении существенно изменили перечень отраслей, имеющих особенности в расследовании:

Исключены несчастные случаи, пострадавшими при которых являются надомники, осужденные лица, и другие категории работников, перечисленных в подпункте «д» пункта 2 отменяемых положениях. Это означает, что расследование нужно проводить теперь в общем порядке.

Исключили НС, при которых пострадавшими являются студенты и практиканты учебных заведений. Порядок их расследования установили приказом Минобрнауки РФ от 27.06.2017 г. № 602 «Об утверждении Порядка расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность».

В пункте 22 Положения конкретно прописали: «Сроки расследования несчастных случаев исчисляются в календарных днях, начиная со дня издания работодателем приказа об образовании комиссии по расследованию несчастного случая». Ранее уточнения «календарных» не было.

В Положении предусмотрена замена членов комиссии или ее председателя по объективным обстоятельствам. К материалам расследования НС должны быть приобщены документы, которые подтверждают такую замену. Основанием является письменное уведомление от органа, который инициировал замену — например, ГИТ, ФСС или Ростехнадзор отправит такое уведомление работодателю. В течение суток после его получения, работодатель обязан внести изменения в приказ о создании комиссии по расследованию в новом составе.

В пункте 24 Положения указано, что несчастные случаи, о которых не сообщили своевременно работодателю или в результате которых нетрудоспособность наступила не сразу, расследуются по заявлению пострадавшего или его доверенного лица. Формировать комиссию для расследования такого несчастного случая теперь будет необходимо по месту регистрации работодателя или по месту происшествия. Такого уточнения не было в старом порядке.

В пункте 25 Положения теперь допускается провести опрос очевидцев или потерпевшего с использованием в том числе видео-конференц-связи, с последующим оформлением соответствующих форм документов, приобщаемых к материалам расследования. Раньше такой возможности не было.

В пункте 27 Положения указано, что в материалы расследования в случае гибели работника необходимо по требованию комиссии включать экспертное заключение о причинах смерти и его нахождении в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

В пункте 31 Положения впервые подробно рассмотрен механизм учета особого мнения при разногласиях в работе комиссии по расследованию. Особое мнение приобщается к материалам расследования. При этом члены комиссии и ее председатель обязаны подписать акт. В исключительном случае, при отказе от подписания акта, протокол об отказе передается в ГИТ, там рассматривается и назначается дополнительное расследование НС.

В разделе III «Особенности работы комиссий по расследованию несчастных случаев» убраны сроки расследования. Сделано это для того, чтобы не дублировать положения статьи 229.1 ТК РФ, в которой эти сроки прописаны максимально подробно.

Во II разделе п. 10 подп. з указаны особенности расследования групповых, тяжелых несчастных случаев, или со смертельным исходом, происшедших с дистанционными работниками. Расследование нужно проводить комиссиями по месту происшествия, при условии, что работодатель зарегистрирован в субъекте РФ.

А вот если несчастный случай с дистанционными работниками произошел в другом субъекте, отличном от места регистрации организации, работодателю нужно сформирует комиссию, которую будет возглавлять инспектор ГИТ субъекта РФ на территории которого зарегистрирован работодатель. При необходимости к расследованию будет привлечен по приказу Роструда главный инспектор труда той территории, где произошел НС.

Классификаторы несчастных случаев

Новым Положением о порядке расследования несчастных случаев ввели специальные классификаторы несчастных случаев на производстве, которые будут применяться для оперативного ввода сведений в электронные базы данных. (приложении № 3 к Положению).

Классификатор состоит из трех разделов:

1. Классификатор видов (типов) несчастных случаев на производстве (Классификатор № 1)

2. Классификатор причин несчастных случаев на производстве (Классификатор № 2)

3. Дополнительные классификаторы (Классификатор № 3)

-Классификатор видов несчастных случаев

В нем указаны все виды несчастных случаев, которые могут произойти с работниками и места, где это может потенциально случиться. Расскажем, как выбрать подходящий вид.

К примеру, работник упал в колодец и получил травму. Из классификатора выбирается вид НС «Падение пострадавшего с высоты», а затем из раскрываемого подробного списка – его тип «Падение на глубину (в шахты, ямы, рытвины и других)». И получаете финальный код «02.2».

Падение пострадавшего с высоты

Падение при разности уровней высот (с деревьев, мебели, со ступеней, приставных лестниц, строительных лесов, зданий, оборудования, транспортных средств и других)

Падение на глубину (в шахты, ямы, рытвины и других)

-Классификатор причин несчастных случаев

В этом классификаторе указаны коды причины несчастного случая на производстве. Допустим, с работником произошел НС, причиной которого является нарушение инструкции по эксплуатации станка. Поэтому выбираем причину «Нарушение технологического процесса». Затем смотрим какой вид нарушений лучше подойдет под причину НС. В нашем случае это «05.3».

Нарушение технологического процесса

Использование оборудования, инструмента и материалов, не соответствующих технологии и виду выполненных работ

Неправильная эксплуатация оборудования, инструмента

Неисполнение требований проекта производства работ и (или) требований руководства (инструкции) по монтажу и (или) эксплуатации изготовителя машин, механизмов, оборудования

-Дополнительные классификаторы

В этом разделе приведены дополнительные классификаторы, которые нужны для того, чтобы их отмечали в материалах расследования НС. Например, если произошел несчастный случай с дистанционщиком, нужно применять код по статусу занятости 13.1.4.

Код по статусу занятости

Работник – физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем

Работник, выполняющий работу на условиях трудового договора (в том числе заключенного на срок до двух месяцев или на период выполнения сезонных работ)

Работник, выполняющий работу в свободное от основной работы время (совместитель)

Работник, выполняющий работу на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем или приобретаемых ими за свой счет (надомники)

Работник, выполняющий работу дистанционно

Иностранный гражданин, привлекаемый к трудовой деятельности

Три классификатора несчастных случаев ввели, чтобы стандартизировать процедуры расследования, избежать возможных путаниц в формулировках, для быстрого заполнения форм отчетности государственных органов, для того, чтобы по результатам расследования сделать выводы о том, какие причины НС наиболее характерны для конкретных отраслей или субъектов РФ.

Обратите внимание. В актах о расследовании появилась новая строка о проведенной оценке профрисков на рабочем месте пострадавшего. Если оценку профрисков в организации не проводили, нужно указать это в материалах расследования, при этом административное взыскание неминуемо. Если же проводили – укажите дату ознакомления работников с результатами оценки рисков и планом мероприятий по снижению этих рисков на его рабочем месте. Отдельно нужно сказать о новой форме «Акт о расследовании обстоятельств происшествия, предполагающего гибель работника в результате несчастного случая» (Форма № 6). Ее заполняют с 1 сентября, если произошел несчастный случай предположительно со смертельным исходом в отдаленных труднодоступных местах, например, при работе вахтовым методом, в труднодоступных станциях и обсерваториях. По

окончании расследования оформленный и подписанный акт по форме № 6 направляется в территориальный орган прокуратуры, а их копии — в государственную инспекцию труда. По форме № 7 государственный инспектор ГИТ принимает решение о признании пропавшего умершим.

Порядок расследования несчастного случая пошаговый алгоритм.

Есть общие правила расследования несчастных случаев, указанные в главе 36.1 ТК РФ.

Шаг 1. Устранить травмирующий фактор

При обнаружении несчастного случая необходимо в первую очередь принять неотложные меры, чтобы предотвратить развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц. Необходимо объяснить работникам предприятия, что запрещено оказывать первую помощь пострадавшему с риском для собственной жизни. Например, если несчастный случай произошел от удара электрическим током, в первую очередь нужно обесточить место происшествия. А если пострадавшие находятся в канализационном колодце, прежде чем в него спускаться, нужно надеть СИЗ. В противном случае, пострадавших может быть больше.

Шаг 2. Оказать помощь пострадавшему

Работодатель обязан немедленно организовать первую помощь пострадавшему, и при необходимости доставить его в медицинскую организацию. Вызовите скорую помощь, обеспечьте ее свободный проезд к месту происшествия. Только в том случае, если медицинская помощь не может быть оказана, доставьте пострадавшего работника в учреждение здравоохранения своими силами.

Шаг 3. Зафиксируйте место происшествия

Необходимо по возможности сохранить обстановку на месте происшествия до начала расследования. Если это невозможно, например, несчастный случай произошел на проезжей части, нужно сделать видеозаписи, фотографии, схемы и включить их в материалы расследования несчастного случая (абз. 3 ч. 3 ст. 229.2 ТК).

Шаг 4. Получите заключение о диагнозе и степени тяжести травмы

В суточный срок работодатель обязан отправить сообщение в ФСС о произошедшем (бланк в Приложение 1 к Приказу Фонда социального страхования Российской Федерации от 24.08.2000 № 157 «О создании в Фонде

социального страхования Российской Федерации единой системы учета страховых случаев, их анализа и определения размера скидок и надбавок к страховым тарифам с учетом состояния охраны труда») (далее – Приказ № 157). Для этого нужно получить от медицинской организации, где оказывают помощь пострадавшему, заключение по форме 315/у (утв. приказом Минздрава от 15.04.2005 г. № 275).

Пример: как сделать запрос заключения 315-У в медучреждении

Работник получил травму в 16:35. Бригада скорой помощи забрала его и определила в городскую больницу. Специалист по охране труда едет с подписанным руководителем организации запросом в городскую больницу. Секретарь медучреждения регистрирует заявление, главврач или другое ответственное лицо отписывают запрос заведующему отделением, в котором госпитализирован пострадавший.

Получив такой запрос, заведующий отделением вместе с лечащим врачом оформляют заключение № 315-У, в котором указывают диагноз и степень тяжести травмы. Эти сведения работодатель указывает в сообщение о НС, подаваемом в ФСС.

Шаг 5. В зависимости от тяжести травмы известите госорганы и профсоюзы

Извещение о легком несчастном случае в ФСС

Если в заключении № 315-У указано, что травма легкая, работодатель обязан известить о случившемся только ФСС.

Извещение о тяжелом, групповом или несчастном случае со смертельным исходом в органы исполнительной власти.

При тяжелом, групповом или смертельном НС (далее – ТГС) нужно известить, в дополнение к ФСС, еще и государственные органы, указанные в ТК РФ. Даже в том случае, если у вас нет профсоюза, при ТГС обязательно извещается территориальный орган профсоюза. О тяжелом или смертельном НС нужно известить еще и родственников пострадавшего. Бланк извещения скачать.

Внимание! Если в ходе расследования изменится категория НС — например, пострадавший умрет в больнице, или легкое повреждение окажется тяжелым, так как наступит ухудшение, нужно будет в течение 3 суток известить об этом ГИТ, ФСС, территориальное объединение профсоюзов и надзорный орган (например, Ростехнадзор).

Шаг 6. В зависимости от степени тяжести, создайте комиссию по расследованию НС.

Если НС в заключении № 315-у признан легким, в комиссию включите:

-представителей работодателя (председателем комиссии назначается руководитель или его заместитель по направлению);

-специалиста по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда;

-председателя представительного органа работников (при наличии);

-представителя ФСС (по согласованию);

-уполномоченного по охране труда (при наличии).

При расследовании несчастного случая с тяжелыми повреждениями, смертельного или группового, в состав комиссии также включаются:

-государственный инспектор труда;

-представители органа исполнительной власти по труду субъекта (по согласованию);

-специалист отдела охраны труда органа местного самоуправления (по согласованию);

-представитель территориального объединения организаций профсоюзов, территориальный орган ФСС;

-представитель надзорного органа, если НС произошел на его поднадзорном объекте (по согласованию).

Если НС произошел с работником подрядной организации, в состав комиссии по расследованию должен быть включен представитель организации — владельца (собственника или на другом законном праве) территории, на которой произошел НС и другие лица по решению председателя комиссии по расследованию.

-Сроки расследования

Срок расследования — 3 календарных дня для легких, и не более 15 календарных дней — для остальных. Этот срок отсчитывается от даты приказа о создании комиссии по расследованию НС. Сроки можно продлевать на 15 календарных дней, но необоснованно затянутое расследование, является нарушением.

Сроки продлевают, если не получено медицинское врачебное заключение, или техническое заключение эксперта, если причины задержки в расследовании кроются в необходимости назначения дополнительных исследований (например, ГИБДД затягивает с предоставлением необходимого документа).

-Материалы расследования

Для того, чтобы провести объективное расследование НС, необходимо приобщить к материалам расследования документы, которые будут служить содержанием акта расследования НС. Эти материалы представляют собой сведения об условиях труда и производства работ, и немаловажно — документы, подтверждающие допуск работника к труду, при котором произошла травма:

— приказ (распоряжение) о создании комиссии по расследованию несчастного случая, а также о внесении изменений в ее состав (при наличии);

-планы, эскизы, схемы, протокол осмотра места происшествия, а при необходимости фото- и видеоматериалы; Форму протокола осмотра скачать

-результаты СОУТ на рабочем месте, результаты проведенной оценки профессионального риска на рабочем месте и мероприятий по управлению рисками;

-выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знания пострадавшим требований охраны труда;

-протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших; Форму протокола опроса скачать

-экспертные заключения, результаты технических расчетов, лабораторных исследований и испытаний;

-медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате

несчастного случая на производстве и степени их тяжести;

-медицинское заключение о возможном нахождении пострадавшего при его поступлении в медицинскую организацию в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (отравления), выданное по запросу работодателя (его представителя);

-личная карточка учета выдачи СИЗ, смывающих и обезвреживающих средств, формы учета дежурных СИЗ, декларации и сертификаты соответствия на СИЗ, сведения об испытаниях СИЗ;

-предписания инспектора ГИТ (при наличии);

-решение о продлении срока расследования

несчастного случая (при наличии);

-другие документы по усмотрению комиссии.

Конкретный перечень материалов расследования определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств несчастного случая.

-Акт Н-1: как составить, кому выдавать

По каждому НС на производстве оформляют акт о несчастном случае на производстве в двух экземплярах. Форму Акта Н-1 скачать

Этот акт составляют на русском языке либо на русском языке и государственном языке республики, входящей в состав РФ. Поскольку все работники являются застрахованными в системе обязательного страхования от

НС, нужно составить еще один экземпляр акта. Таким образом, акт о несчастном случае составляют в 3 экземплярах.

Внимание! При групповом НС на производстве акт о несчастном случае на производстве составляют на каждого пострадавшего отдельно.

В том случае, если комиссия установит факт грубой неосторожности застрахованного, содействовавшей возникновению вреда или увеличению вреда, причиненного его здоровью, в акте указывается степень вины застрахованного в процентах, установленная по результатам расследования несчастного случая на производстве, но не более 25% (ч. 1 ст. 14 Закона РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»). По окончании расследования акт Н-1 подписывают все члены комиссии, утверждает работодатель, ставят печать.

-Порядок выдачи актов о расследовании

В течение 3 календарных дней после утверждения акта Н-1 работодатель обязан выдать один экземпляр акта Н-1 работнику, который пострадал (его законному представителю или иному доверенному лицу). Если НС смертельный, 1 экземпляр надо выдать лицам, состоявшим на иждивении погибшего (их законному представителю или доверенному лицу), по их требованию. Если акт Н-1 невозможно передать в указанные сроки, можно направить его заказным письмом с уведомлением о вручении лично адресату и описью вложения. Дата будет исчисляться по дате отправления.

Второй экземпляр указанного акта вместе с материалами расследования хранится в течение 45 лет. При страховых случаях третий экземпляр Н-1 передается в ФСС.

При НС на производстве, происшедшем с командированным лицом (часть пятая статьи 229 ТК РФ), работодатель принимающей стороны должен направить копию акта Н-1 по месту основной работы пострадавшего, вместе с копиями материалов расследования.

-Участие в расследовании доверенных лиц

Помимо пострадавшего в расследовании несчастного случая могут принимать участие его законные представители или иные доверенные лица (ч. 10, 11 ст. 229 ТК РФ). Ключевое слово – законные, то есть имеющие документ о законном представительстве. Такими представителями пострадавшего могут выступать его родители, усыновители, опекуны, попечители (абз. 2 п. 1 ст. 64 СК РФ, п. 2 ст. 31 ГК РФ, пп. 2 ст. 2, п. п. 1, 2 ст. 15 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ).

Документы, которые подтверждают законное представительство:

-для родителя — свидетельство о рождении ребенка и паспорт родителя (ст. 23 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ);

-для усыновителя — свидетельство об усыновлении, паспорт усыновителя (ст. 43 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ);

-для опекуна или попечителя — акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, паспорт опекуна или попечителя (п. 6 ст. 11, п. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ).

Доверенным лицом является также тот, кому права на представление интересов пострадавшего предоставлены на основании доверенности (ст. 185 ГК РФ). Наряду с доверенностью для подтверждения личности доверенное лицо должно предъявить свой паспорт (п. 1 Положения о паспорте гражданина РФ от 08.07.1997 № 828). В доверенности обязательно должна быть указана дата ее совершения, иначе документ признают ничтожным (абз. 2 п. 1 ст. 186 ГК РФ). Срок действия доверенности, напротив, указывать не обязательно. Документ сохраняет силу в течение года со дня его подписания. Но максимальный срок ее действия не может превышать трех лет (абз. 1 п. 1 ст. 186 ГК РФ).

При расследовании несчастного случая законный представитель или доверенное лицо имеют право участвовать (ч. 1 — 3 ст. 229.2 ТК РФ):

-в опросах очевидцев события;

-в опросах лиц организации-работодателя, которые нарушили требования безопасности и охраны труда;

-в осмотре места несчастного случая;

-в ознакомлении с материалами расследования.

Участие законного представителя в опросе пострадавшего отражают в протоколе опроса. В графе протокола «Иные лица, участвующие в опросе», указывают фамилию, инициалы представителя и его процессуальное положение — «законный представитель». Даже если законный представитель или доверенное лицо пострадавшего не участвуют в расследовании несчастного случая непосредственно, они имеют право знакомиться с материалами расследования. Работодатель (его представитель) или председатель комиссии по расследованию НС обязаны предоставить им такую возможность по первому требованию (ч. 11 ст. 229 ТК РФ).

Форма требования законодательством не установлена. Поэтому оно может быть предъявлено как устно, так и письменно. Факт ознакомления законного представителя или доверенного лица с материалами расследования рекомендуется подтверждать их подписями.

В случае спора о порядке ведения расследования это позволит работодателю доказать, что он ознакомил указанных лиц с материалами расследования несчастного случая так, как того требовал закон (ч. 11 ст. 229 ТК РФ).

-Несчастные случаи, не связанные с производством

Не все несчастные случая являются связанными с производством, но, если они произошли в рабочее время и на территории, подконтрольной работодателю, они должны быть расследованы. Если комиссия установила, что НС не связан с производством, составляют Акт о расследовании НС по форме 5 в приложении № 2 к новому приказу № 223, не связанного с производством в 2 экземплярах. Один выдается работнику, а второй – остается у работодателя. Форму Акта ф5 скачать

Комиссия или инспектор ГИТ могут установить в ходе расследования, что несчастный случай является не связанным с производством только при следующих обстоятельствах:

-смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке соответственно медицинской организацией, органами

следствия или судом (например, работница в рабочее время вышла на крышу фабрики и бросилась вниз, погибла в результате падения с 9 метровой высоты);

-смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось по заключению медицинской организации алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение (отравление) пострадавшего, не связанное с нарушениями технологического процесса, в котором используются технические спирты, ароматические, наркотические и иные токсические вещества (например, работник украл на складе и выпил спирт, тот оказался не этиловым, а метиловым, и работник умер).

-несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим действий (бездействия), квалифицированных правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние (например, электромонтер погиб при совершении кражи цветного металла на линии электропередачи).

Для того, чтобы достоверно определить, что причина смерти именно в виновных действиях, новыми особенностями предусмотрено прилагать к материалам расследования экспертное заключение о причинах смерти и его нахождении в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Документ оформляет медицинская организация, которая устанавливает, например, при жизни или после смерти в организм умершего поступил метиловый спирт.

Шаг 8. Проведите учет несчастного случая и сообщите о проведенном расследовании

Каждый НС на производстве необходимо зарегистрировать в журнале регистрации несчастных случаев на производстве. Форма журнала приведена в приложении № 2 к приказу № 223 (Форма 11), утвердившему новые особенности расследования НС.

Если НС был легким, составьте акт Н-1 в 3 экземплярах, один экземпляр отдайте работнику, второй оставьте у себя, а третий направьте в ФСС.

-Сообщение о последствиях легкого несчастного случая на производстве и принятых мерах

Когда у работника закончится период временной нетрудоспособности, он выйдет на работу и предоставит медзаключение № 316-У, направьте в десятидневный срок сообщение в ГИТ, а также в надзорный орган, если НС произошел на подконтрольных объектах.

Сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев на производстве, подают по форме № 10 к Приказу Минтруда России от 20.04.2022 № 223н в десятидневный срок после получения формы № 316-У. Форму скачать

Один экземпляр акта по форме №5 о расследовании ТГС вместе с копиями материалов расследования, включая копии актов о несчастном случае на производстве на каждого пострадавшего, председатель комиссии в течение трех календарных дней после представления работодателю направляет в прокуратуру, в которую сообщалось о данном несчастном случае. Второй экземпляр акта вместе с материалами расследования хранится у работодателя 45 лет.

Копии акта вместе с копиями материалов расследования направляются в ГИТ, в ФСС (при страховых случаях), а также в надзорный орган, если НС произошел на подконтрольных объектах — по несчастным случаям на производстве, происшедшим в организациях или на объектах, подконтрольных этому органу.

Сообщение о последствиях несчастного случая и принятых мерах направляют в ГИТ по окончании периода временной нетрудоспособности пострадавшего. Форма такого сообщения приведена в форме № 10 к Приказу Минтруда России от 20.04.2022 № 223н. В новом положении указан срок – в течение 10 календарных дней с момента получения работодателем медицинского заключения № 316-У. Раньше такой конкретный срок не прописывался.

Зато в этом абзаце убрано требование отправлять один экземпляр такого сообщения в ФСС. В отменяемых особенностях такое указание было дано в пункте 36.

Критерии нарушения порядка расследования несчастных случаев

Критерии нарушений порядка расследования не изменились. За нарушения по-прежнему предусмотрена административная ответственность, а по результатам проведенного расследования виновных лиц могут привлечь к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Также работодателя могут привлечь и к гражданской ответственности по иску от пострадавшего или его доверенных лиц в порядке гражданского судопроизводства.

Трудовая инспекция следит за тем, чтобы работодатель не нарушал порядок расследования НС.

Типичными нарушениями при расследовании являются:

-неправильно сформированная комиссия по расследованию – включили в состав комиссии четное количество участников или включили в состав комиссии руководителя подразделения, в котором произошел НС (конфликт интересов);

-незаконное отнесение несчастного случая к НС, не связанному с производством;

-указание не соответствующих фактическим обстоятельствам причин расследования;

-факт сокрытия НС.

За сокрытие несчастного случая на производстве оштрафуют по статье 15.34 Кодекса об административных правонарушениях:

-юридических лиц – от 5000 до 10 000 руб.,

-должностных лиц – от 500 до 1000 руб.

Срок давности для расследования несчастного случая, произошедшего с работником на производстве, действующим законодательством не предусмотрен.

Независимо от давности несчастного случая государственный инспектор труда вправе провести дополнительное расследование (статья 229.3 ТК РФ), в том числе по законодательству, которое применялось на момент НС. Родственники пострадавшего и давно умершего гражданина могут сообщить о сокрытии работодателем несчастного случая или расследовании его с нарушениями.

За нарушения, выявленные в ходе расследования НС, может быть установлена как административная, в том числе и по статье 5.27.1 КоАП, так и уголовная ответственность, в зависимости от выводов суда.

Расследование несчастных случаев на производстве

Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала https://онлайнинспекция.рф (далее – Портал). Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей и не зарегистрированных посетителей Портала.

1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах

1.1 В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: https://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.

2. Общие правила

2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обращения, обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.

2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.

2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов.

2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.

3. Регистрация пользователей

3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.

3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («никнейм»).

3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.

3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.

3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (https://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи.

4. Публикация обращений

4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.

4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.

4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.

4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:

  • никнейм (в случае, если он не был указан ранее). Пользователь ознакомлен с тем, что в случае не указания никнейма при создании обращения на Портале, его фамилия и имя, заявленные при регистрации, будут отображаться на веб-странице с описанием его проблемы, а поэтому будут доступны неопределенному кругу лиц – пользователям Портала.
  • адрес проживания заявителя (опционально);
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;
  • номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда. Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (https://rostrud.gov.ru/). В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;
  • электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы;
  • фотография (по желанию Пользователя).

Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.

4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:

  • регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);
  • данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;
  • сведения о своей должности и периоде работы;
  • сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.

4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:

  • описание ситуации;
  • фотоматериалы.

Пользователю следует иметь в виду, что сведения, заявленные в графе «Описание ситуации» отображаются на веб-странице с описанием проблемы Пользователя и будут доступны неопределенному кругу лиц – Пользователям портала. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.

Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и не размещаются в публичном доступе, за исключением тех категорий проблем, для которых в автоматических шаблонах обращений в явном виде указано, что материалы подлежат публикации в открытом доступе.

4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и Пользовательским соглашением, а также дает согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2008 № 152-Ф3 «О персональных данных» и Политикой обработки персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.

4.8. На Портале применяется пре-модерация обращений, вопросов и тем обсуждений. Данные виды сообщений публикуются сразу после прохождения процедуры модерации, при условии, что они не нарушают настоящие Правила. Если данные виды сообщений нарушают настоящие Правила, они не допускаются к публикации, и модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.

4.9. На Портале применяется пост-модерация комментариев. Данный вид сообщений публикуется сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.

4.10. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:

  • игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;
  • отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;
  • экстремизм, дискриминация (во всех формах: расовая, этническая, возрастная, половая, религиозная, социальная и т.д.);
  • коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;
  • недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;
  • не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;
  • не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;
  • не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации);
  • не проходят модерацию сообщения, которые содержат персональные данные, в том числе третьих лиц.

4.11. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению/вопросу в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.

Пользовательское соглашение

1. Термины и понятия, используемые в настоящем соглашении

1.1. Основные понятия, используемые в настоящем Пользовательском соглашении, идентичны понятиям, используемым в Федеральном законе от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

1.2. В настоящем Пользовательском соглашении используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Регистрация – процесс предоставления Пользователем данных для возможности доступа к использованию услуг и сервисов Портала.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящего Пользовательского соглашения и Правилам использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Основные инструменты – подготовленные Порталом шаблоны, (содержащие информацию из нормативной базы) для автоматической отправки обращений компетентным адресатам, предоставляемые с условием указания Пользователем всех предлагаемых сведений о его проблеме, регулируемой правовым полем, а также соблюдением пункта 3.5 настоящего соглашения.

Проблема – жизненная ситуация, решение которой возможно в рамках полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

2. Предмет соглашения

2.1. Предметом настоящего соглашения является регулирование отношений между Пользователем и Порталом.

3. Использование сервисов, представленных на Портале

3.1. При регистрации Пользователь даёт своё согласие на соблюдение всех условий и правил Портала, изложенных ниже.

3.2. Портал предоставляет площадку (веб-страницу) для размещения Пользователем информации о проблеме. Для каждой проблемы предоставляется отдельная веб-страница.

3.3. Вся информация, добавленная Пользователем на его площадку (веб-страницу), предоставляемую Порталом, принадлежит Пользователю.

3.4. Использование Портала должно происходить надлежащим образом. Пользователю запрещается вмешиваться в работу Портала, в его техническую и/или программную часть, пользоваться возможностями Портала в обход предложенного интерфейса.

3.5. Пользователю Портала запрещается использовать нецензурные выражения, оскорбления, порочащие и заведомо ложные/недостоверные материалы (касаемо физических и юридических лиц/государственных органов), призывать к насилию, экстремизму, проявлять признаки какой-либо вражды, ненависти, дискриминации, явно или скрыто осуществлять рекламную и любую иную, не относящуюся к работе Портала деятельность.

3.6. Ответственность за проявление вышеуказанного лежит на Пользователе. Он несет ответственность за распространение сведений, указанных в пункте 3.5 в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.7. Администратор и модераторы Портала оставляют за собой право изменять набор имеющихся услуг и сервисов, а также ограничивать доступ к сведениям о проблемах, заявленных Пользователем, содержащих признаки пункта 3.5 настоящего соглашения.

4. Конфиденциальность и защита персональных данных

4.1. Персональные данные, предоставляемые Пользователем Порталу при регистрации, защищаются, используются и обрабатываются в соответствии с Федеральном законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

4.2. Цели обработки персональных данных, а также иные вопросы, регламентирующие порядок их обработки, определены в Политике обработки персональных данных.

4.3. Для эффективного использования услуг и сервисов Пользователю необходимо корректно представлять все запрашиваемые персональные данные.

4.4. Администратор и модераторы Портала оставляют за собой право передачи персональных данных Пользователя в компетентные органы (Федеральную службу по труду и занятости и Государственные инспекции труда), если такая передача способствует разрешению проблемы. Пользователь дает согласие на передачу собственных персональных данных третьим лицам в целях проведения социологических опросов и иных исследований, направленных на повышение качества сервисов, доступ к которым осуществляется через Портал.

4.5. Пользователь ознакомлен с тем, что в случае не указания никнейма при создании обращения на Портале, его фамилия и имя, заявленные при регистрации, будут отображаться на веб-странице с описанием его проблемы, а поэтому будут доступны неопределенному кругу лиц – пользователям Портала.

4.6. Пользователю следует иметь в виду, что сведения, заявленные в графе «Описание ситуации» отображаются на веб-странице с описанием проблемы Пользователя и будут доступны неопределенному кругу лиц – Пользователям портала. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если Пользователь нарушает данный пункт, за публикацию информации несет ответственность сам Пользователь.

4.7. В случае нежелания распространения персональных данных администрация Портала рекомендует избирательно подходить к их размещению в открытом доступе.

4.8. Пользователь предоставляет согласие на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, отдельно от иных согласий на обработку персональных данных.

4.9. В случае если Пользователь не может самостоятельно удалить/отредактировать информацию, содержащую персональные данные, распространение которых нежелательно, он может обратиться в службу поддержки по адресу электронной почты администрации Портала – info@onlineinspector.ru.

5. Порядок работы Портала

5.1. После добавления проблемы Пользователем, она попадает на стадию модерации.

5.2. При наличии условий, указанных в пункте 3.5 настоящего соглашения, а также нарушении правил модерации, модератор оставляет за собой право отказать в опубликовании проблемы и/или отказать в отправке сообщения о проблеме в компетентный орган.

5.3. В случае одобрения опубликования проблемы (при отсутствующем шаблоне автоматической отправки) Пользователю предлагается самостоятельно отправить обращение в компетентный орган, информация о котором представлена на Портале. В случае одобрения сообщения о проблеме модератором (при наличии шаблона автоматической отправки), сообщение о проблеме отправляется в компетентный государственный орган без участия Пользователя.

5.4. В случае автоматической отправки сообщения о проблеме в компетентный орган, ответ на Портале будет размещён автоматически.

5.5. В случае если проблема Пользователя решена, ему предлагается отметить проблему как решённую (самостоятельно или обратившись по адресу электронной почты администрации Портала info@onlineinspector.ru).

6. Стоимость услуг

6.1. Регистрация и использование сервисов и услуг Портала являются безвозмездными.

7. Заключительные положения

7.1. Настоящее соглашение вступает в силу с момента регистрации Пользователя на Портале и действует вплоть до удаления учётной записи Пользователя.

7.2. Настоящее Соглашение составлено в соответствии с законодательством Российской Федерации и призывает Пользователя использовать сервисы, доступ к которым предоставлен на Портале, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласие на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения (далее – Согласие)

Настоящим, я, также именуемый «Субъект персональных данных»/ «Пользователь», свободно, своей волей и в своем интересе, даю в целях исполнения требований ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных», свое согласие Федеральной службе по труду и занятости (ИНН 7710538364, адрес местонахождения: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 40, стр. 16), далее именуемой «Оператор», на обработку персональных данных, разрешенных мной, как Субъектом персональных данных для распространения, а именно:

1. Я ознакомлен(-а) и соглашаюсь с тем, что при создании обращения на информационном ресурсе «Онлайнинспекция.рф», находящемся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://онлайнинспекция.рф (далее – Портал), информация, внесённая в поле «Описание ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если Пользователь нарушает данный пункт, за публикацию информации несет ответственность сам Пользователь.

Если я указываю в данном поле свои персональные данные, я даю свое согласие на их раскрытие (предоставление доступа) неопределенному кругу лиц – пользователям Портала.

2. Я ознакомлен(-а) и соглашаюсь с тем, что при создании обращения на Портале я указал(-а) в пункте «информация о заявителе» никнейм, который станет публичным.

Если я не указал(-а) никнейм, я даю свое согласие на размещение моих персональных данных – имени и фамилии, в публичном доступе и их раскрытие (предоставление доступа) неопределенному кругу лиц – пользователям Портала.

3. Срок действия настоящего Согласия соответствует сроку существования личного кабинета Пользователя.

4. Оператором не осуществляется передача (кроме предоставления доступа) персональных данных неограниченному кругу лиц в рамках данного Согласия.

Обработка персональных данных в рамках настоящего соглашения осуществляется Оператором в целях реализации функциональных возможностей Портала.

5.1. Обработка персональных данных, разрешенных Субъектом персональных данных для распространения, должна быть прекращена Оператором в любое время по требованию Субъекта персональных данных. Данное требование должно включать в себя фамилию, имя, отчество (при наличии), контактную информацию (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес) субъекта персональных данных, а также перечень персональных данных, обработка которых подлежит прекращению.

Указанные в данном требовании персональные данные могут обрабатываться только Оператором, которому оно направлено.

Данное требование может быть направлено на электронную почту Оператора info@onlineinspector.ru.

Прекращение обработки персональных данных, разрешенных Субъектом персональных данных для распространения, влечет за собой удаление из публичного доступа тех обращений Пользователя, в которых эти данные были указаны.

Политика обработки персональных данных

1. Общие положения

1.1. Настоящая Политика в области обработки и защиты персональных данных (далее – Политика) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (далее – Система):

  • разработана в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – 152-ФЗ), в целях обеспечения реализации требований законодательства РФ в области обработки персональных данных субъектов персональных данных;
  • раскрывает основные категории персональных данных, обрабатываемых на информационном ресурсе «Онлайнинспекция.рф», находящемся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://онлайнинспекция.рф (далее – Портал), Федеральной службой по труду и занятости (далее – Оператор), цели, категории и принципы обработки Оператором персональных данных, права субъектов персональных данных, а также перечень мер, применяемых Оператором в целях обеспечения безопасности персональных данных при их обработке.

1.2. Основные понятия

Персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

Персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения – персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;

Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;

Распространение персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;

Предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;

Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);

Уничтожение персональных данных – действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;

Обезличивание персональных данных – действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;

Информационная система персональных данных – совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;

Трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу.

Cookie — это небольшие файлы данных (обычно содержащие буквы и цифры), которые веб-сайты могут оставлять на компьютере или мобильном устройстве при посещении того или иного сайта или страницы. Файл cookie помогает веб-сайту узнать устройство при следующем посещении. Эту задачу могут также выполнять веб-маяки или другие подобные файлы.

1.3. Права субъектов персональных данных

1.3.1. Субъект персональных данных имеет право на получение сведений об обработке его персональных данных Оператором.

1.3.2. Субъект персональных данных вправе требовать от Оператора уточнения, обрабатываемых Оператором персональных данных субъекта персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.

1.3.3. Право субъекта персональных данных на доступ к его персональным данным может быть ограничено в соответствии с федеральными законами, в том числе если:

  • обработка персональных данных, включая персональные данные, полученные в результате оперативно-розыскной, контрразведывательной и разведывательной деятельности, осуществляется в целях обороны страны, безопасности государства и охраны правопорядка;
  • обработка персональных данных осуществляется органами, осуществившими задержание субъекта персональных данных по подозрению в совершении преступления, либо предъявившими субъекту персональных данных обвинение по уголовному делу, либо применившими к субъекту персональных данных меру пресечения до предъявления обвинения, за исключением предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации случаев, если допускается ознакомление подозреваемого или обвиняемого с такими персональными данными;
  • обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма;
  • доступ субъекта персональных данных к его персональным данным нарушает права и законные интересы третьих лиц;
  • обработка персональных данных осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

1.3.4. Для реализации своих прав и защиты законных интересов субъект персональных данных имеет право обратиться к Оператору. Оператор рассматривает любые обращения и жалобы со стороны субъектов персональных данных, тщательно расследует факты нарушений и принимает все необходимые меры для их немедленного устранения, наказания виновных лиц и урегулирования спорных и конфликтных ситуаций в досудебном порядке.

1.3.5. Субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие Оператора путём обращения в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных.

1.3.6. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. Цели обработки персональных данных:

  • использование функционала Системы и Портала;
  • направление заявлений, составленных с использованием Системы в государственные органы в рамках полномочий Федеральной службы по труду и занятости и Государственных инспекций труда по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • проведение социологических опросов и иных исследований, направленных на повышение качества Системы, доступ к которым осуществляется через Портал;
  • исполнение иных полномочий, возложенных на Оператора.

3. Правовые основания обработки персональных данных

3.1 Политика Оператора в области обработки персональных данных определяется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и документами Оператора:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;
  • Положение о системе электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф», Пользовательское соглашение, Правила использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (утверждены Приказом Роструда № 246 от 30 июня 2016 г.).

4. Обрабатываемые категории персональных данных и источники их поступления

4.1. Оператором обрабатываются следующие категории персональных данных:

4.1.1. Персональные данные пользователей портала, а именно:

  • фотография;
  • фамилия, имя и отчество;
  • телефон;
  • дата рождения;
  • город;
  • электронная почта;
  • адрес проживания;
  • иные данные, указанные Пользователем в соответствующих разделах Портала (в случае, если они относятся к персональным данным);

Оператор применяет технологии cookie, если это разрешено в настройках браузера Пользователя (включено сохранение файлов «cookie»).

4.2. Источники получения персональных данных.

Персональные данные предоставляются лично Пользователем при совершении действий по регистрации в качестве Пользователя в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://онлайнинспекция.рф и при формировании сообщений (обращений, обсуждений, комментариев, вопросов и использования любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой) на Портале.

5. Порядок и условия обработки персональных данных

5.1. Оператор в своей деятельности обеспечивает соблюдение принципов обработки персональных данных, указанных в статье 5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

5.2. Обработка персональных данных осуществляется Оператором с использованием средств автоматизации.

5.3. Обработка персональных данных субъектов персональных данных, указанных в п. 4.1 настоящей Политики, осуществляется с согласия указанных лиц в рамках целей, определенных пунктом 2.1 настоящей Политики.

5.4. Оператор не осуществляет трансграничную передачу персональных данных.

5.5. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора поручения обработки персональных данных. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные 152-ФЗ.

5.6. В случае, если Оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет Оператор. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Оператора, несет ответственность перед Оператором.

6. Сроки обработки (хранения) персональных данных

6.1. Началом срока обработки персональных данных считается момент их получения Оператором.

6.2. Оператор осуществляет хранение персональных данных в форме, позволяющей определить субъект персональных данных, не дольше, чем того требуют цели их обработки.

6.3. Сроки обработки и хранения персональных данных субъектов персональных данных соответствует сроку существования личного кабинета Пользователя.

7. Уточнение, блокирование и уничтожение персональных данных

7.1. Целью уточнения персональных данных, в том числе обновления и изменения, является обеспечение достоверности, полноты и актуальности персональных данных, обрабатываемых Оператором.

7.2. Уточнение персональных данных осуществляется Оператором по собственной инициативе, по требованию субъекта персональных данных или его представителя, по требованию уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных в случаях, когда установлено, что персональные данные являются неполными, устаревшими, недостоверными.

7.3. Целью блокирования персональных данных является временное прекращение обработки персональных данных до момента устранения обстоятельств, послуживших основанием для блокирования персональных данных.

7.4. Блокирование персональных данных осуществляется Оператором по требованию субъекта персональных данных или его представителя, а также по требованию уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных в случае выявления недостоверных персональных данных или неправомерных действий с ними.

7.5. Уничтожение персональных данных осуществляется Оператором:

  • по достижении цели обработки персональных данных;
  • в случае утраты необходимости в достижении целей обработки персональных данных;
  • в случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку своих персональных данных;
  • по требованию субъекта персональных данных или уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных в случае выявления фактов совершения неправомерных действий с персональными данными, когда устранить соответствующие нарушения не представляется возможным.

7.6. При уничтожении материальных носителей персональных данных составляется акт об уничтожении носителей, содержащих персональные данные.

8. Меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработки

8.1. Оператор при обработке персональных данных принимает все необходимые правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

8.2. Обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности:

  • назначением ответственных лиц за организацию обработки персональных данных;
  • назначает лиц, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных;
  • осуществлением внутреннего контроля соответствия обработки персональных данных Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам, требованиям к защите персональных данных, внутренним распорядительным документам Оператора;
  • ознакомлением работников Оператора, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, с положениями законодательства Российской Федерации в области персональных данных, в том числе требованиями к защите персональных данных, внутренних распорядительных документов Оператора в отношении обработки персональных данных, и (или) обучением указанных работников;
  • применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных;
  • учетом машинных носителей персональных данных;
  • обнаружением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятием мер;
  • восстановлением персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;
  • контролем за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных.

9. Использование метрических программ

9.1. На Портале может использоваться программное средство сбора метрических данных — «Яндекс.Метрика» (далее – Метрическая программа) — для сбора сведений об использовании сайта, таких как частота посещения сайта пользователями, посещенные страницы и сайты, на которых были пользователи до перехода на данный сайт. Метрическая программа собирает только IP-адреса, назначенные коммуникационному устройству пользователя в день посещения данного сайта, но не имя или другие идентификационные сведения.

9.2. Метрическая программа размещает постоянный cookie-файл в клиентском веб-браузере для идентификации посетителя сайта в качестве уникального пользователя при следующем посещении данного сайта. Этот cookie-файл не может использоваться никем, кроме Метрической программы. Сведения, собранные с помощью cookie-файла, будут передаваться для хранения на серверы Яндекс.

9.3. Условия использования сервиса «Яндекс. Метрика» запрещают передавать идентификационную информацию на серверы Яндекс.

9.4. Сведения, полученные через Метрическую программу, используются только для совершенствования услуг на данном сайте. Сведения, полученные через Метрическую программу, не объединяются и не коррелируются с персональными сведениями посетителей сайта.

9.5. Возможности разработчиков Метрической программы по использованию и передаче третьим лицам сведений, собранных посредством Метрической программы о посещениях пользователей данного сайта, ограничиваются Политикой конфиденциальности Яндекс.

9.6. Пользователь может запретить Метрической программе «узнавать пользователя» при повторных посещениях данного сайта, отключив cookie-файлы Метрической программы в своем браузере или использовать специальные программные средства блокировки действия Метрических программ.

10. Заключительные положения

10.1. Настоящая Политика является внутренним документом Оператора.

10.2. Настоящая Политика подлежит изменению, дополнению в случае появления новых законодательных актов и специальных нормативных документов по обработке и защите персональных данных, но не чаще одного раза в три года.

10.3. Контроль исполнения требований настоящей Политики осуществляется лицом, ответственным за организацию обработки персональных данных Оператора.

10.4. Ответственность должностных лиц Оператора, имеющих доступ к персональным данным, за невыполнение требований норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации и внутренними документами Оператора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *