В каком возрасте идти в школу и какую систему предпочесть
По закону каждый ребенок имеет право на получение образования, когда достигает возраста шести лет и шести месяцев, если при этом отсутствуют противопоказания по состоянию здоровья. Верхняя граница — 8 лет. Многие родители к первому сентября встают перед выбором: отдать ребенка в школу в шесть с половиной лет или подождать еще год и пойти после семи.
Стандарты возраста
К семи годам у детей совершенствуются многие навыки, которые начали развиваться в дошкольном возрасте. Это касается как физических характеристик, когда ребенок становится выносливее, может делать несколько дел одновременно, совершенствуется его центральная нервная система, улучшается моторика и координация движений, так и психических — проявляется логическое мышление, способности к произвольному вниманию и запоминанию. Дети учатся систематизировать, анализировать, сосредотачиваться на нужных, а не только интересных вещах.
Чем старше становится ребенок, тем активнее он познает мир с помощью обучения. Фото: Sharomka/shutterstock.com
Главная особенность этого периода — смена ведущей деятельности. У дошкольников главный способ развития и познания — игра. К семи годам она все еще занимает важную часть жизни, сами игры становятся сложнее и многограннее. Чем старше становится ребенок, тем активнее он познает мир с помощью обучения. Именно этот фактор — смена игровой деятельность на учебную — должен быть главным при принятии решения о том, когда отдавать ребенка в школу — в 6, 7 или 8 лет.
Чего опасаются родители
У родителей будущих первоклассников немало тревог: меняется жизнь не только ребенка, но и всей семьи. А вдруг малыш плохо готов в школе? А если он будет самым младшим/старшим? Вдруг он не подружится с учителем или не найдет друзей среди сверстников? Подобные страхи обоснованы. Даже если вы уже выбрали школу и пообщались с педагогом, первый учебный год — это неизвестность. Как с ней справиться? Главное — понять, в чем причина переживаний.
Волнуетесь, что у ребенка не сложатся отношения с педагогом и детьми? В ваших силах обсудить с ребенком его ожидания от школы, ребят, с которыми он там встретится, учителя. Обратите внимание на коммуникативные навыки ребенка — как он знакомится с детьми в парках, боится ли задавать вопросы, умеет ли рассказывать о себе.
Тревожитесь, что ребенок будет старше или младше остальных? Здесь снова помогут разговоры и наблюдение: в детском саду ребенку комфортно общаться с одногруппниками? А с незнакомыми детьми старше или младшего него он может найти общий язык?
Многие родители считают, что ориентироваться стоит не на возраст, а на готовность ребенка к школе. Фото: Yuganov Konstantin/shutterstock.com
Опрос, проведенный Учи.ру, показал, что большинство родителей — 83% — считают, что оптимальный возраст для первоклассника — 7 лет. По мнению респондентов, к семи годам ребенок уже наигрался, ему проще будет усваивать непростую школьную программу, находиться в школе в течение продолжительного времени. 13% респондентов считают, что в школу можно пойти в 6 лет, потому что «чем раньше, тем лучше». Многие родители ответили, что ориентироваться стоит не на возраст, а на готовность ребенка к школе. Что это означает? Разберемся далее.
Как понять, что ребенок готов к школе
Произвольное внимание
Способность удерживать внимание не на том, что интересно, а на том, на чем просит сосредоточиться педагог, — один из важнейших навыков подготовки к школе. Рассчитывать на то, что все 30 минут ребенок в первом классе будет сосредоточенно слушать учителя и запоминать всю нужную информацию, не стоит. Но если вы, занимаясь с ребенком дома, замечаете, что приходится постоянно удерживать его внимание, подумайте, как он будет справляться с поставленными задачами в классе? Ведь там, помимо непосредственного обучения, ему придется думать о том, какой учебник достать, где взять ручку, как ответить соседу по парте и не посмотреть в окно.
Задача учителя — увлекать детей, преподавать так, чтобы они меньше отвлекались. Но если у ребенка не развито произвольное внимание, педагог может не справиться, это плохо повлияет на успеваемость и адаптацию первоклассника. Хорошая новость: произвольное внимание можно тренировать. Делать это просто: читайте вместе, а потом обсуждайте, что ребенок запомнил, играйте в настолки, доставайте развивающие виммельбухи, (книги-иллюстрации, где надо искать маленькие детали), купите журналы, в которых надо найти отличия. Даже простая прогулка по лесу может стать способом потренировать произвольное внимание: попросите ребенка найти желтый цветок, потом — птичку с красной грудкой, а следом — пенек.
Тренируйте произвольное внимание: читайте вместе, а потом обсуждайте, что ребенок запомнил. Фото: fizkes/shutterstock.com
Умение общаться с другими взрослыми
Задать вопрос, обратиться за помощью, не побояться отпроситься в туалет на уроке или уточнить, если что-то осталось непонятным. До семи лет главные взрослые в жизни ребенка — родители. В школе же ему придется сталкиваться с самыми разными людьми — от охранника на входе до учителей и директора. Умение найти с ними общий язык и при этом донести свою точку зрения — еще один важный навык, на который стоит обратить внимание.
Умение общаться с детьми
В школе много детей. Не только одноклассники, с которыми тоже надо будет налаживать отношения, но и другие ребята, с которыми ваш ребенок может сталкиваться в раздевалке, на переменах, в столовой. Здесь важно, чтобы ребенок умел реагировать на происходящее в коллективе по-разному: отстаивать свою точку зрения и защищаться, соглашаться и отходить в сторону, делиться и поддерживать.
Эмоционально-волевая зрелость
В первом классе нет оценок, зато есть оценивание. Как со стороны учителя, так и со стороны детей. Важно, чтобы ребенок, если ему указали на ошибку, мог воспринять эту информацию правильно. Расстроиться и в дальнейшем попробовать исправить — это нормально, заплакать и накричать на учителя — нет. Умение владеть своими эмоциями — навык, напрямую определяющий школьную успешность. Как академическую, так и социальную. Без него ребенку будет не только сложно найти друзей, но и продемонстрировать все свои умения.
Физиологическая зрелость
Чем ребенок будет заниматься в школе? Учиться читать, писать, общаться со взрослыми и детьми. А еще он будет сидеть. Несколько часов подряд. Как к этому подготовиться? Лучшее, что вы можете сделать для пока еще неусидчивого ребенка, — отправить его бегать, прыгать, играть в мяч, плавать, кататься на лыжах. То есть делать все, кроме статичного сидения за партой или перед экраном. Проще говоря — дайте ребенку напрыгаться и набегаться до школы, чтобы потом он мог просидеть пять уроков подряд, не ерзая и не скатываясь под парту от переутомления.
Лучшее, что можно сделать — отправить ребенка бегать, прыгать, играть в мяч, плавать, кататься на лыжах. Фото: StrDr stock/shutterstock.com Самостоятельность и бытовые навыки
В школе ребенку не будут помогать застегивать куртку, завязывать шнурки, надевать кроссовки на физкультуру или разыскивать носки, которые остались в раздевалке. Теперь ребенок сам должен следить за своими вещами, самостоятельно готовиться к уроку, контролировать время, учиться следить за выполнением домашнего задания.
Принимая решение, во сколько лет отдавать ребенка в школу, обратите внимание на эти параметры. Чтение и счет — важные навыки, но они не являются ключевыми для освоения программы первого класса и не могут гарантировать легкую адаптацию.
Какую программу обучения выбрать
Помимо школы и учителя, вам придется выбирать и программу. Их сейчас больше десяти, основные — «Гармония» и «Школа России». Еще есть классы, которые работают по программе «Эффективная начальная школа». Дети проходят программу первого и второго класса за год по тем же учебникам, что в обычных классах и школах, но с более высокой нагрузкой.
Сложно назвать плюсы и минусы каждой программы, они индивидуальны для каждого ребенка. Многое также зависит от педагога:
- как он организует работу;
- поможет ли детям адаптироваться к высокому темпу;
- справится ли сам с такой нагрузкой.
Но если вы переживаете, что ребенок идет в школу на год позже (в 7,5 и старше), то программа 1-3 может помочь «уравнять» ребенка с ровесниками — в пятый класс он пойдет так же, как и сверстники. Но важно ориентироваться на готовность ребенка, его возможности — выдержит ли он ускоренный темп обучения.
При выборе программы обучения важно ориентироваться на готовность ребенка, его возможности. Фото: wavebreakmedia/shutterstock.com
Готовность ребенка к школе — это совокупность нескольких факторов. Задача родителей — внимательно присмотреться к будущему первокласснику и провести время перед школой с пользой. Как именно это сделать?
Принимать решение о возрасте, в котором ребенок пойдет школу, родители могут, опираясь на ряд факторов:
- произвольное внимание (умение сосредоточиться и выслушать учителя);
- умение общаться со взрослыми и детьми;
- самостоятельность и овладение бытовыми навыки;
- способность контролировать эмоции;
- физиологическая зрелость.
Важно смотреть на развитие каждого из этих навыков и помогать ребенку осваивать их до школы, иначе в первом классе он может столкнуться с рядом сложностей. Выбор программы обучения также зависит от ребенка, его способностей и готовности к обучению: кому-то может подойти «Эффективная начальная школа», кто-то сможет осваивать программу только в рамках подхода 1-4. Универсального ответа на вопрос, во сколько лет отдавать ребенка в школу, не существует. Наблюдайте за ребенком, поддерживайте его и вдохновляйте.
Во сколько лет отдать ребенка в школу
Какими факторами руководствоваться при принятии решения
Некоторые родители уверены, что умение читать, считать и писать — главные показатели того, что ребенок готов к школе. Но, если прислушаться к опытным педагогам и детским психологам, важнее всего неумение читать и писать, а умение фокусировать внимание и запоминать, доводить начатое дело до конца, сравнивать и рассуждать, находить общий язык со сверстниками и многое другое. Иными словами, быть психологически подготовленным к школьному этапу жизни. От этого будет зависеть, сможет ли ребенок «высиживать» на уроках, как он будет реагировать не неудачи, как сможет адаптироваться в новом коллективе и выдерживать нагрузки в школе.
Поэтому, принимая решение, о том, когда вести ребенка в школу, родители должны оценить его готовность по нескольким характеристикам:
· мотивация к обучению;
Не стоит опираться на мнение окружающих или следовать примеру тех, кто стремится к более раннему или, наоборот, позднему началу школьного обучения. Отдавайте ребенка в первый класс, когда он будет к этому готов, даже, если его друзья идут в школу раньше.
Как определить готовность ребенка к школе
Какой возраст считается оптимальным
Разница в возрасте — насколько это критично для ребенка
Если вы решили отдать ребенка, которому еще не исполнилось 7,5-8 лет, в школу будьте готовы, что в классе большая часть детей будет старше его на год-полтора. В детском возрасте, когда за один год жизни происходят большие изменения в развитии, такой разрыв можно считать существенным.
Нередко дети в 8 лет физически выносливее и крупнее 7-леток и имеют другой уровень осознанности. Здесь мы снова возвращаемся к вопросу готовности конкретного ребенка — дети одного возраста могут отличаться физически, психологически и интеллектуально.
Кто поможет сделать правильный выбор
Если вы затрудняетесь в принятии решения, проконсультируйтесь со специалистами «Планеты Детей» К кому можно обратиться, чтобы оценить готовность ребенка к обучению в школе
Шесть или семь: в каком возрасте отдать ребёнка в школу
Лариса Морозова 30.09.2018 11 12k
XXI век отличается высоким темпом жизни, люди стремятся успеть как можно больше. И многие родители хотят, чтобы их ребёнок поскорее пошёл в школу. Если раньше в первый класс почти все дети приходили в 7 лет, то сегодня за партами оказывается очень много шестилеток. Оправдано ли это? Как понять, когда малыша пора отправлять учиться, а когда лучше посидеть ещё год в детском саду?
Законодательные рамки возраста, с которого ребёнок может посещать школу
По российским законам ребёнок имеет право начать посещать школу с 6 с половиной лет, но никак не позднее 8 лет. В отдельных случаях допускается и более раннее поступление в учебное заведение: родители для этого должны получить разрешение директора конкретной школы.
Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте
ч. 1 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
http://zakon-ob-obrazovanii.ru/67.html
Возможно, у кого-то возникнет вопрос: можно ли вообще не отдавать малыша в школу. На этот счёт в законодательстве также есть разъяснения. Ребёнок обязательно должен получить основное общее образование (то есть закончить 9 классов). И если восьмилетний малыш ещё не пошёл в первый класс, семьёй незамедлительно заинтересуются органы опеки: речь может дойти даже до лишения родительских прав.
Согласно российскому законодательству, дети имеют право поступить в первый класс с 6,5 до 8 лет
В отдельных случаях допускается домашнее образование (в основном, по медицинским показаниям). Кроме того, сегодня функционируют частные школы, которые непременно должны иметь соответствующую лицензию.
Видео: может ли ребёнок 6 лет 4 месяца пойти в школу (объясняет юрист)
Кто чаще всего идёт в школу в 6 лет
Как показывает современная жизнь, малышей, которые родились летом, родители без особых колебаний отправляют за парту в 7 лет. «Осенние» же ребята чаще всего идут в школу в шестилетнем возрасте: взрослые мотивируют это тем, что их чаду совсем скоро исполнится семь, а идти в первый класс почти в восемь — это уже как-то поздно.
Больше всего сомнения одолевают родителей «зимних» малышей. С одной стороны, им кажется, что в школу ещё рановато, а с другой, не хочется терять лишний год в детском саду.
Одна моя однокурсница в своё время даже устроила опрос в социальных сетях на тему: отправлять ли ей дочь, родившуюся в декабре, в школу в 6 лет или подождать ещё год. В итоге шестилетняя девочка всё же стала первоклассницей.
«Весенние» малыши (как и летние) чаще всего идут в школу в полных 7 лет. В шесть лет их отдают учиться только очень немногие родители. В основном, это обусловлено стремлением попасть к конкретному учителю (например, своей родственнице). Отдельная же категория взрослых — те, кто стремится уже в этом возрасте избавить мальчика от службы в армии.
Мой сын ходил в детский сад с одним мальчиком (он так же, как и мой, родился весной). И уже в средней группе его мама «огорошила» меня вопросом: «А вы разве не пойдёте в школу в 6 лет?». Она приняла решение отдать сына в первый класс раньше времени исключительно потому, что очень боится армии, куда, она уверена, её 18-летнее чадо заберут сразу же после окончания 11-го класса — буквально со школьного крыльца. Эта женщина искренне недоумевала, почему я не поступаю так же
Родителям детей, родившихся зимой, труднее всего сделать выбор
Вообще, сегодня укоренилась тенденция отдавать детей в школу раньше, нежели это было пару-тройку десятилетий назад.
Помню, в моём классе была одна «декабрьская» девочка Аня. Её отдали в первый класс в шесть лет, в то время как большинство детей в коллективе родились весной и летом (соответственно, им было уже по семь). Так вот, её часто дразнили по этому поводу, называли «малышкой». В то же самое время другая одноклассница Ира (она родилась в ноябре) была самой старшей в классе, поскольку пошла в школу в неполные восемь. Она очень гордилась этим и часто подчёркивала свой старший возраст. Сейчас же, наблюдая за взаимоотношениями в ученическом коллективе сына, я вижу, что такого уже нет: рядом совершенно спокойно «уживаются» ребята с разницей в возрасте в год.
Определяющие факторы
Определяя готовность ребёнка в школе, родители не должны ориентироваться только на возраст. Учитывать нужно многие факторы, чтобы малыш чувствовал себя в роли ученика максимально комфортно. Причём, задумываться нужно хотя бы за полгода до потенциального похода в школу.
Интеллектуальное развитие
Для будущего школьника очень важным фактором является развитие интеллекта. Здесь можно выделить следующие примерные параметры:
- Развитое логическое мышление, способность понимать причинно-следственные связи, родовидовые отношения. В этом плане показательны будут настольные дидактические игры (типа «Подбери к каждой профессии её атрибуты» или парные картинки «Что было и что стало» и пр.), занятия с пазлами.
- Достаточно широкий кругозор. Хорошо, если малыш любознательный, интересуется устройством окружающего мира.
- Элементарные математические знания. Малыш должен уметь легко считать от 1 до 10 и обратно (хотя в программе подготовительной группы уже идёт счёт до 20), решать простейшие задачки, знать основные геометрические фигуры.
- Хорошая внятная речь, достаточный словарный запас (не менее 3500 слов). Все логопедические проблемы к школе должны быть устранены, начинать это нужно уже с 5 лет. Ребёнок должен уметь говорить полными предложениями, составлять небольшой рассказ по картине, по ряду сюжетных картинок, подбирать синонимы и антонимы к словам.
- Развитая память, способность последовательно воспроизводить события. Ребёнок должен легко запоминать небольшие стишки, песенки, уметь пересказать сказку, короткий рассказ, просмотренный спектакль. При этом важна внимательность к деталям.
Фотогалерея: показатели интеллектуального развития будущего первоклассника
Для успешной учёбы в школе очень важно развитое логическое мышление Широкий кругозор и любознательность очень важны для будущего ученика Ребёнок должен иметь внятную речь, уметь составить небольшой рассказ по картине Большое значение имеет хорошая память, умение запоминать стихи, песни Будущий ученик должен уметь считтать хотя бы до 10 и обратно
Наряду с познавательным развитием ребёнок, готовящийся пойти в школу, должен обладать элементарными изобразительными навыками. Конечно же, не всем дан художественный талант, однако будущий первоклассник должен владеть кистью (уверенно рисовать тонкие и толстые линии), раскрашивать изображение, не выходя за контур. Кроме того, большое развитие имеет и развитие мелкой моторики: будущий ученик должен умело обращаться с ножницами, хорошо лепить.
Что касается умения читать, то многие учителя начальных классов говорят, что это вовсе не обязательно: иначе ребёнку может быть попросту неинтересно в первом классе.
Конечно, ребята, исправно посещающие детский сад, в норме должны обладать всеми указанными выше умениями и навыками. Однако есть малыши, которые туда не ходят: с ними занимаются дома. Здесь родители должны быть внимательны, не упуская ничего важного. Например, в классе с моим сыном учится мальчик, который никогда не посещал детский сад. Когда начались курсы подготовки к школе, он в целом показал хороший уровень интеллектуального развития, однако выяснилось, что ребёнок совершенно не умеет работать с ножницами. Учительница указала на эту проблему маме, и постепенно всё наладилось после домашних занятий.
Видео: что в себя включает интеллектуальная готовность ребёнка к школе
Степень зрелости психики, эмоциональный фон
Будущему первокласснику понадобятся определённые усилия, чтобы сохранять внимание и усидчивость весь учебный день в школе. И здесь уже важна психическая зрелость: умение владеть своим поведением, принимать взвешенные решения, быть собранным, терпеливым, самостоятельным. А далеко не все шестилетние дети уже способны это делать.
Конечно, в первом классе образовательный процесс выстроен так, чтобы облегчить вчерашним дошколятам нагрузки: обязательные физкультминутки во время урока, грамотное чередование предметов познавательной и физической направленности.
10.17. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз (приложение 4 и приложение 5 настоящих санитарных правил).
10.18. Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 — 4 классах не должна превышать 7 — 10 минут, в 5 — 11 классах — 10 — 15 минут.
СанПиН 2.4.2.2821–10 для школ и образовательных организаций (санпин по школам новый)
www.kudagradusnik.ru
Но если ребёнок быстро истощается психически, гиперактивен либо слишком тревожный, то в 6 лет самоконтроль будет для него большой проблемой. Неизбежно возникнет психическая перегрузка, что уже чревато последующими нервными срывами и полной потерей интереса к учёбе.
Для успешной учёбы в школе важен не только интеллект, но и эмоциональная зрелость
Даже если шестилетний ребёнок очень смышлёный, интеллектуально развитый, но не готов идти в первый класс эмоционально, то от этой идеи лучше отказаться. Один год значит очень много в психическом развитии.
Видео: важность эмоциональной зрелости ребёнка к моменту поступления в школу (советы психолога)
Темперамент
На успешную адаптацию к школе влияет и темперамент. Он во многом определяет степень жизненной активности ребёнка, его поведение, отношение к окружающей действительности. Труднее всего учёба даётся холерикам и меланхоликам. Первые слишком гиперактивны, вспыльчивы, трудно контролируют своё поведение, не могут сосредоточиться на занятиях. Такие ребята склонны до последнего отстаивать своё мнение, в том числе с помощью драки. Вторые же чересчур ранимы, остро на всё реагируют, могут заплакать от замечания учителя или реплику одноклассника.
Флегматики слишком спокойны и медлительны, они часто не успевают выполнить задание, указания учителя доходят до них не сразу.
Указанным трём типам не стоит торопиться идти в школу в шестилетнем возрасте. Большая ошибка полагать, что школа сама утихомирит маленького холерика или «растормошит» флегматика. А вот тип, самый благоприятный для учёбы, – это сангвиник. Такие ребята общительны и любознательны, не ищут конфликтов, легко вписываются в коллектив.
У шестилетних холериков, флегматиков и меланхоликов могут возникнуть трудности с адаптацией в школе
Родители всегда могут определить темперамент своего ребёнка. Например, одному нужно всё время быть в движении, а другой может долгое время сидеть за столом и собирать пазлы. Один сразу плачет от шуток других детей на площадке, а другой не обращает на это внимания, способен сам посмеяться над собой.
Мотивация к учёбе
Перед тем как отправлять шестилетнего ребёнка в школу, нужно обязательно поинтересоваться, хочет ли он сам скорее сесть за парту, не возникают ли у него слишком грустные мысли из-за будущего расставания с детским садом. Замечательно, если малыш в свободное время охотно воспринимает предложение почитать книжку или решить простую задачку, если он всё время любит узнавать что-то новое (часто расспрашивает родителей об устройстве окружающих вещей). Школа как раз предоставит возможность удовлетворить все эти потребности.
Возникновение желания учиться во многом зависит от родителей, других близких людей, воспитателей в детском саду. Пробудить его помогают и внешние школьные атрибуты: красивый портфель, яркие канцтовары. Можно поставить в пример старшего брата или сестру, которые хорошо и с удовольствием учатся, рассказать ребёнку, что в школе он сможет найти много новых друзей.
Замечательно, если шестилетний ребёнок хочет поскорее стать учеником
Коммуникативные навыки и самостоятельность
Для начала успешной учёбы большое значение имеет и умение ребёнка общаться (как со сверстниками, так и со взрослыми), иметь адекватную самооценку. Важно, как сын или дочь заводит знакомства, насколько открывается людям. Если шестилетний малыш коммуникабельный, ему будет гораздо легче адаптироваться в новой обстановке. Застенчивому же будет труднее и в шесть, и в семь лет, поэтому родители обязательно должны работать в этом направлении (почаще приглашать в гости сверстников, создавать ребёнку ситуации успеха, воспользоваться помощью психолога).
Как показывает практика, у стеснительных детей возникают трудности с ответами у доски, особенно это касается устных предметов. Например, выразительное чтение стихотворения требует определённой раскрепощённости. А такие ребята от всеобщего внимания, наоборот, начинают ещё больше замыкаться в себе.
Коммуникативные качества также имеют значение при определении готовности идти в школу
Будет полезно вспомнить прошлый опыт адаптации своего чада, например, как ребёнок привыкал к детскому саду, осваивался среди ровесников в школе искусств или спортивной секции. Если же малыш редко посещает дошкольное учреждение, не ходит на дополнительные занятия, проводит всё время с родителями и бабушками, то есть вероятность, что в школе у него будут определённые проблемы.
С социализацией ребёнка тесно связан и вопрос его самостоятельности. Ведь в школе ему придётся самостоятельно быстро и аккуратно переодеваться (например, на физкультуру), содержать в порядке своё рабочее место. Если шестилетка к этому не приучен, то неизбежны будут насмешки более расторопных одноклассников, недовольство учителей.
Физическое развитие, состояние здоровья
Физическое развитие будущего ученика не менее важно, чем умственное. В школе на уроках физкультуры предполагается сдача определённых нормативов, и для ребёнка, который пошёл в школу на год раньше, они могут оказаться большой нагрузкой. Да и сам учебный процесс требует от школьника выносливости, хорошего здоровья.
Родители самостоятельно могут оценить примерно следующие параметры своего сына или дочери:
- Достаточно долго бегает и не устаёт.
- Хорошо кидает и ловит мяч руками.
- Способен какое-то время простоять на одной ноге (держит равновесие).
- Умеет прыгать в длину с места.
Кроме того, у шестилетнего ребёнка уже должна начаться смена молочных зубов. Но самое главное — это то, насколько часто малыш болеет простудными заболеваниями. Если это случается чаще, чем один раз в полтора-два месяца, то стоит повременить с поступлением в первый класс (даже при наличии хорошо развитого интеллекта). Самые лучшие фриспины казино без депозита собраны на этом сайте. За этот лишний год хорошо лишний раз свозить своё чадо на море, вплотную заняться закаливанием, основательно пролечить хронические очаги инфекции.
Если детский сад можно «безболезненно» периодически пропускать, то в школе из-за этого уже могут возникнуть серьёзные проблемы с успеваемостью.
Если шестилетний ребёнок интеллектуально развит, но при этом часто болеет, поступление в школу лучше отложить на год
Поступление шестилетки в первый класс также стоит отложить, если у малыша в недавнем прошлом была травма головы или позвоночника, какие-то психические расстройства. Нужно обратить внимание и на работу желудка. Например, ребёнок склонен к поносам или запорам — в обоих случаях в школе может возникнуть дискомфорт на уроках. Проблему нужно обязательно решать.
Если малыш быстро устаёт, обязательно нуждается в дневном сне, ему лучше ещё годик побыть в детском саду. Ведь, многим ученикам начальных классов приходится посещать ещё и группу продлённого дня. Согласно СанПин, в первом классе там предусмотрен дневной сон и прогулка, но всё равно насыщенный событиями режим дня (уроки в школе требуют гораздо больших усилий, чем непосредственно образовательная деятельность в ДОУ) может не очень хорошо отразиться на здоровье шестилетки.
Для обучающихся первых классов в режиме группы продленного дня рекомендуется предусматривать сон и игры. При отсутствии в общеобразовательной организации специальных помещений для организации сна и игр могут быть использованы универсальные помещения, объединяющие спальню и игровую, оборудованные встроенной мебелью: шкафы, одноярусные кровати.
Для обучающихся II — VIII классов, в зависимости от конкретных возможностей, рекомендуется выделить закрепленные помещения для организации игровой деятельности, кружковой работы, занятий по желанию обучающихся, дневного сна для ослабленных.
…
В режиме дня должны обязательно предусматриваться: питание, прогулка, дневной сон для обучающихся 1-х классов и ослабленных обучающихся II — III классов, самоподготовка, общественно-полезный труд, кружковая работа и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.
СанПиН 2.4.2.2821–10 для школ и образовательных организаций (санпин по школам новый) Приложение 6
www.kudagradusnik.ru
Если шестилетний ребёнок быстро устаёт, нуждается в дневном сне, то в школе ему будет трудно
Интересно, что доктор Е. О. Комаровский уделяет оценке физиологической готовности ребёнка в школе ключевое внимание. Обязательным является полное медицинское обследование будущего ученика. Однако педиатр считает, что в современных отечественных школах мало внимание уделяется физическим нагрузкам, спорту, прогулкам. Исходя из этого, лучше не спешить отправлять своё чадо за парту, а, если есть возможность, дополнительно укрепить лишний год его здоровье.
В каком возрасте отдавать ребенка в школу
Во сколько отдавать ребенка в школу? Этот вопрос интересует всех родителей. Если ребенок уже в 4-5 лет может читать и писать, то стоит ли ждать, еще 1,5 года? Подготовленному ребенку будет трудно в классе, где большинство детей отстают от него в развитии. Но, ранее обучение не всегда эффективно. Оно может привести к чрезмерным нагрузкам на еще не окрепшую психику малыша. Из этой статьи нашего блога вы узнаете, во сколько лет отдавать ребенка в школу. На что нужно обратить внимание, чтобы процесс обучения был эффективен и малышу было комфортно получать знания.
Что прописано в законодательстве?
Регулирует возраст приема в начальную школу закон «Об образовании в РФ». В нем указывается, что в первый класс можно зачислить детей возрастом от 6,5 до 8 лет. Некоторые школы делают поблажку. Например, принимают ребенка, которому только исполнилось 6 лет. Но это делается только с письменного согласия родителей и разрешения педсовета образовательного учреждения.
Ваш ребенок умеет писать и читать? Но, это неосновные показатели того, готов ребенок к школе или нет. Куда важнее умение фокусировать внимание на процессе обучении. Если ваш непоседа пока не готов к «высиживанию» уроков, то ему еще рано посещать школу.
При решении вопроса отдавать ли ребенка в школу, важно правильно оценить готовность своего чада по следующим характеристикам:
- развитие речи;
- желание учиться;
- аспекты здоровья;
- развитие интеллекта;
- психологические факторы.
Обратите внимание: Так как не все родители имеют необходимые навыки для проведения оценки готовности ребенка к школе, лучшим вариантом будет обращение к психологу.
Специалист проведет оценку подготовки дошкольника. А вот советов знакомых и родственников лучше не слушать. Они скорее навредят, чем помогут вашему малышу.
Как определить в каком возрасте отдавать ребенка в школу?
Выше описаны факторы, влияющие на оценку подготовки ребенка к школе. Давайте остановимся на них подробнее:
1. Речевое развитие.
Подготовленный к школе ребенок должен хорошо понимать значение слов и использовать их в общении. Специалисты считают, что перед началом обучения в школе ребенок должен использовать в разговоре до 2 000 слов. Перед зачислением в первый класс научите своего будущего школьника навыкам тематического рассказа. Для этого читайте ему сказки или рассказы, и просите их пересказать своими словами.
2. Интеллектуальное развитие.
Важный критерий готовности ребенка к школе. Малыш должен уметь воспринимать то, что ему говорят взрослые. Если он пока неспособен запоминанию информации и использованию ее для решения поставленных задач, то отдавать его в школу рано. К 6 годам малыш должен уметь рассказать о своей семье, находить отличительные особенности предметов, знать адрес места жительства. Если ваш сорванец пока не может это сделать, советуем воспользоваться подготовительными офлайн или онлайн-курсами.
3. Психологическая зрелость.
Чтобы процесс обучения был комфортным, ребенок должен уметь контролировать свои эмоции и быть усидчивым. Не стоит спешить отдавать своего ребенка в школу, если он не может концентрироваться на задаче или с трудом находит язык со своими сверстниками. Если ребенок психологически не готов к школе, это приведет к сложностям во время обучения и периодическим конфликтам в классе.
4. Состояние здоровья.
Еще один важный фактор, определяющий готовность ребенка к школе. Физическое развитие малыша должно соответствовать возрастным нормам. Поэтому одним из важных документов, которые родители сдают при записи малыша в 1 класс, является справка от врача. В ней педиатр дает заключение о том, может ли ребенок посещать школу и есть ли при этом какие-либо ограничения.
5. Мотивация учится.
Чтобы понять, стоит ли отдавать ребенка в школу, требуется определиться с тем, хочется ему это на данной стадии развития или нет. Если самостоятельно определиться с тем, имеет ваше чадо мотивацию к учебе или нет, вы не можете, воспользуйтесь подготовительными курсами. На них не только помогут малышу научиться читать и писать, но и «подогреют» интерес к дальнейшему обучению. Это станет сразу заметно родителям.
Обратите внимание: Если ребенок перед школой не ходит в детский сад, то обязательно запишитесь на подготовительные курсы. Они помогут малышу лучше понять, как себя вести в школьном классе и как проходит процесс обучения.
В какую школу отдать ребенка?
Если вы заметили, что ваш малыш испытывает стресс во время обучения, то не нужно его насильно отправлять в школу, даже если ему исполнилось 6,5 лет. Отличную возможность получить необходимые знания без стрессовых ситуаций предоставляют онлайн-школы. Сегодня можно обучаться без посещения школьного класса. В домашней обстановке ребенку будет гораздо комфортнее. А родители могут контролировать этот процесс.
Наша онлайн-школа:
- Предоставит необходимый опыт перед обучением в начальной школе. Ребенок получает представление, что такое уроки, домашнее задание, учитель и др.
- Сформирует полезные привычки. Обучаясь у нас, малыш поймет, что рабочий стол нужно держать в чистоте. Научится ответственности, выполняя домашние задания.
- Психологически подготовит ребенка. Смена привычного жизненного ритма приводит к стрессу. Учеба у нас станет отличным опытом, который поможет провести грань между развлечениями и получением знаний.
Если ваш непоседа достиг 6-летнего возраста, и вы не знаете в какую школу можно отдать ребенка, то обратитесь к нам. Предлагаем онлайн-обучение детей по общероссийским программам для первых классов. С их помощью можно не только получить необходимые знания, но и понять, готов ребенок к начальной школе или нет.