Кто устанавливает мрц на сигареты
Перейти к содержимому

Кто устанавливает мрц на сигареты

  • автор:

Утвержден порядок установления единой минимальной цены на табачную продукцию

Президентом РФ подписан закон, котрый вносит изменения в Федеральный закон от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции», направленные на установление единой минимальной цены табачной продукции, ниже которой не могут быть установлены максимальные розничные цены табачной продукции (Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 504-ФЗ). Поправки вступят в силу с 1 апреля 2021 года.

Законом определено, что уполномоченным федеральным органом в сфере агропромышленного комплекса по формуле будет рассчитываться значение единой минимальной цены, а также определяться порядок применения такой цены. Единая минимальная цена табачной продукции должна применяться с даты применения ставки акциза на табачную продукцию, на основании минимального значения которой она рассчитывается. Такая цена подлежит опубликованию не позднее 30 дней до даты применения новых ставок акциза на табачную продукцию.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Продажа табачной продукции потребителям будет осуществляться по максимальным розничным ценам, установленным в соответствии с законодательством о налогах и сборах. При этом реализация такой продукции по ценам ниже действующей единой минимальной цены табачной продукции запрещается. Исключение могут составить только случаи продажи ранее произведенной или ввезенной табачной продукции в течение трех месяцев с даты применения новой единой минимальной цены по ценам не ниже единой минимальной цены табачной продукции, действовавшей в период, предшествующий дате применения новой единой минимальной цены табачной продукции.

С даты вступления в силу поправок (1 апреля 2021 года) подлежит применению единая минимальная цена табачной продукции, рассчитанная на основании минимального значения ставки акциза на табачную продукцию, установленной Налоговым кодексом с 1 января 2021 года. Табачная продукция, произведенная или импортированная в РФ до 1 апреля 2021 года, с максимальной розничной ценой ниже установленной единой минимальной цены табачной продукции может быть реализована до 1 июля 2021 года.

Отдельным Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. № 506-ФЗ внесены изменения в ст. 18 Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции». Данные поправки запрещают перемещение по территории России физлицами немаркированной специальными акцизными марками табачной продукции и табачных изделий, в том числе продукции, являющейся товарами ЕАЭС, за исключением случаев, если такая продукция перемещается совершеннолетним гражданином в количестве не более 200 сигарет или 50 сигар, или 250 граммов табака, или указанных табачных изделий общим весом не более 250 граммов на человека.

Государство вводит единую минимальную цену на сигареты с 1 июля 2021

С 1 июля 2021 года продажа сигарет с МРЦ ниже 108 рублей будет запрещена. Это следует из Федерального закона от 30.12.2020 N 504-ФЗ который ввел новое для нашей страны понятие — единая минимальная цена на табачные изделия.

По действующему закону максимальную розничную цену определяет производитель сигарет, вы все ее видели, она должна быть напечатана на каждой пачке. Продавать сигареты дороже этой цены нельзя, хотя штраф за это и небольшой. Продавать дешевле максимальной цены тоже нельзя, штраф за это гораздо серьезнее — до 100 тыс. рублей по КоАП 14.6.2

Зачем ввели новую — единую минимальную цену? МРЦ определяет производитель табака. Чтобы сократить табакокурение, правительство решило ограничить возможности производителей в определении МРЦ на свою продукцию нижней границей. Эта нижняя граница и есть ЕМЦ. По новому закону МРЦ не может быть ниже ЕМЦ.

ЕМЦ определяется государством по сложной формуле и меняется с изменением акциза на табак. До 31 декабря 2021 года ЕМЦ равна 108 рублей.

Что делать с сигаретами с МРЦ ниже 108 рублей?

В законе сказано, что реализация потребителям ранее произведенной или ввезенной табачной продукции с максимальными розничными ценами, установленными на уровне ниже единой минимальной цены табачной продукции, действующей на момент реализации указанной продукции, но не ниже единой минимальной цены табачной продукции, действовавшей в период, непосредственно предшествующий дате применения новой единой минимальной цены табачной продукции, допускается в течение трех месяцев с даты применения новой единой минимальной цены табачной продукции.

Иными словами, продавать сигареты с МРЦ ниже 108 рублей можно в течении трех месяцев с даты вступления в силу закона, а это 1 апреля 2021 года. Таким образом, продажа сигарет с такими МРЦ разрешена только до 1 июля 2021 года. При этом не важно, по какой цене вы будете реализовывать такие сигареты.

В наших решениях работа с единой минимальной ценой на табачную продукцию уже реализована. Мы проверим МРЦ на пачке, сверим ее с действующей ЕМЦ и предупредим кассира о том, что такую пачку нельзя продавать.

Не забудьте обновить свои кассы до 1 июля 2021 года. Проверьте остатки табачной продукции и оставайтесь на связи. Мы продолжим следить за новостями розничной торговли.

Закон о госрегулировании производства и оборота сигарет с 1 сентября 2023 года: к чему готовиться бизнесу

Закон о госрегулировании производства и оборота сигарет с 1 сентября 2023 года: к чему готовиться бизнесу

Федеральный закон от 13.06.2023 № 203-ФЗ внедряет комплекс мер по сокращению нелегального производства и оборота табачной продукции и увеличению доходов бюджета от акцизов, маркировки и дополнительных затрат легальных участников табачного рынка. Пополнить бюджет новый закон планирует, в том числе и за счет госпошлин, которые участники табачного рынка уплатят за регистрацию используемого технологического оборудования и лицензирования своей деятельности.

При этом в пояснительной записке к закону уточняется, что данные затраты бизнеса несопоставимы с теми потерями, которые добросовестные участники рынка сейчас несут из-за постоянно растущей на рынке доли нелегальной табачной продукции. Поэтому, по заверениям законодателей, дополнительные расходы участников табачного рынка в конечном счете сыграют им же на руку, поскольку наличие нелегального рынка наносит колоссальный ущерб финансовому положению его добросовестных участников, отвлекая денежные средства покупателей из легального оборота в теневой сектор.

В целом закон предусматривает жесткую регламентацию рынка табачной продукции на основе тех механизмов, которые в настоящее время задействованы в сфере производства и оборота алкоголя.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. С 01.09.2023г. вступит в силу Федеральный закон от 13.06.2023 № 203-ФЗ, который внедрит комплекс мер по сокращению нелегального производства и оборота табачной продукции.

2. Объем производства и оборота табачной и никотинсодержащей продукции будут контролировать через специальную систему мониторинга, в которой должны регистрироваться производители, импортеры, поставщики табачной продукции и сырья для ее производства.

3. Осуществлять производство, ввоз, поставки табачной продукции и закупать сырье для ее производства смогут только компании, зарегистрированные в информационной системе мониторинга.

4. Производители табачной продукции пройдут госрегистрацию оборудования, используемого для производства. Оборудование должно принадлежать им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

5. Производство и оборот табачной продукции и никотинсодержащей продукции будут осуществляться только с нанесенными на такую продукцию средствами идентификации (маркировкой).

6. Немаркированная табачная продукция и продукция, изготовленная (ввезенная) без лицензии, подлежат изъятию и уничтожению.

7. Продавать табачную продукцию конечным потребителям можно будет по цене не ниже минимальной цены на такую продукцию. Минимальную цену утвердит Правительство РФ.

8. С 01.08.2024г. отдельные виды деятельности в области производства и оборота табачной продукции потребуют получения лицензии.

Закон обязывает производителей пройти государственную регистрацию оборудования, используемого для производства табачной продукции. По новым правилам оборудование должно принадлежать производителю на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. На технологическое оборудование у производителей должны быть паспорта и другие документы, позволяющие идентифицировать данное оборудование и подтвердить, что оно принадлежит производителю на законных основаниях. Размещать на своих территориях чужое технологическое оборудование производителям табачной продукции теперь запрещается. Неиспользуемое по причине отсутствия лицензии на производство табачной продукции оборудование подлежит консервации.

Производство и оборот табачной продукции и никотинсодержащей продукции должны осуществляться только с нанесенными на такую продукцию средствами идентификации (маркировкой). В связи с этим производители и импортеры табачной и никотинсодержащей продукции должны обеспечивать (ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 13.06.2023 № 203-ФЗ):

  • получение кодов маркировки на производимую (ввозимую в страну) табачную продукцию;
  • нанесение маркировки на потребительскую упаковку табачной продукции;
  • передачу сведений о нанесенной маркировке в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (ГИС МТ).

Объем производства и оборота табачной и никотинсодержащей продукции будет контролироваться через информационную систему мониторинга, в которой должны зарегистрироваться все производители, импортеры, поставщики табачной продукции и сырья для ее производства. Осуществлять производство, ввоз, поставки табачной продукции и закупать сырье для ее производства смогут только компании, зарегистрированные в системе мониторинга.

Получать коды маркировки, наносить их на табачную продукцию и отчитываться об этом в информационную систему мониторинга компании станут в соответствии со ст. 5, 8 и 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». Поставлять и перемещать по территории РФ табачную и никотинсодержащую продукцию можно будет только при наличии электронного универсального передаточного документа, подтверждающего легальность такой продукции.

Немаркированная табачная продукция и продукция, изготовленная (ввезенная) без лицензии, подлежат изъятию, вывозу с места изъятия и последующему уничтожению по решению суда. Изъятое из незаконного оборота основное технологическое оборудование компаний будет подвергнуто демонтажу, вывозу и последующей утилизации (ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 13.06.2023 № 203-ФЗ).

Продавать табачную продукцию конечным потребителям можно будет только по ценам, которые не смогут быть ниже действующей единой минимальной цены табачной продукции. Минимальную цену позднее утвердит Правительство РФ (ст. 7 Федерального закона от 13.06.2023 № 203-ФЗ).

Закон о госрегулировании производства и оборота табачной продукции вступает в силу с 1 сентября 2023 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены специальные сроки вступления в силу. В частности, отдельный срок вступления в силу предусмотрен для положений об обязательном лицензировании деятельности производителей, поставщиков и импортеров табачной и никотинсодержащей продукции.

Какая деятельность потребует наличия лицензии

Закон предполагает введение с 1 марта 2024 года лицензирования следующих видов деятельности в области производства и оборота табачной продукции (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 13.06.2023 № 203-ФЗ):

  • производство, а также связанные с производством хранение и поставка произведенной табачной продукции;
  • производство и связанные с производством хранение и поставка произведенной никотинсодержащей продукции;
  • ввод в оборот при ввозе в РФ и вывод из оборота при вывозе из РФ табачной продукции и никотинсодержащей продукции;
  • ввод в оборот и вывод из оборота сырья и никотинового сырья;
  • производство сигар, а также связанные с производством хранение и поставка произведенных сигар;
  • закупка табачной продукции и никотинсодержащей продукции для реализации такой продукции в качестве товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли.

Для получения лицензии потребуется представить заявление, документ об уплате госпошлины (размеры установят позднее), а также копии документов, подтверждающих право собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на основное технологическое оборудование компании. В случае отсутствия правоустанавливающих документов допускается представление документов, подтверждающих принятие основного технологического оборудования к бухгалтерскому учету. Представление заявителем документов, ранее представленных им для госрегистрации оборудования, не потребуется.

Нарушение компанией обязательных законодательных требований повлечет аннулирование ранее выданной лицензии. Например, лицензию аннулируют при вводе в оборот немаркированной табачной продукции или при неправомерном использовании при производстве данной продукции зарегистрированных товарных знаков. Компания, чья лицензия была аннулирована, сможет подать заявление о выдаче лицензии на тот же вид деятельности только по истечении одного года после дня аннулирования лицензии (ч. 34 ст. 8 Федерального закона от 13.06.2023 № 203-ФЗ).

Новые запреты в сфере оборота табачной продукции

Наряду с установлением требований о лицензировании деятельности производителей и поставщиков табачной продукции закон с 1 марта 2024 года устанавливает запрет на совершение ряда действий в данной сфере. В частности, с указанного момента под запрет попадут (ст. 6 Федерального закона от 13.06.2023 № 203-ФЗ):

  • ввод в оборот и оборот немаркированной табачной продукции;
  • производство и оборот сырья и никотинового сырья без представления сведений о нем в информационную систему мониторинга;
  • розничная продажа сырья и никотинового сырья;
  • производство табачной продукции из сырья, сведения о котором отсутствуют в информационной системе мониторинга;
  • розничная продажа табачных изделий и никотинсодержащей продукции не в потребительской упаковке;
  • производство и оборот табачных изделий без соответствующей лицензии;
  • продажа сырья и никотинового сырья лицам, не имеющим лицензии на производство и оборот табачной продукции;
  • поставка табачной продукции лицу, не зарегистрированному в информационной системе мониторинга;
  • закупка или поставка табачной продукции лицом, не зарегистрированным в информационной системе мониторинга;
  • закупка на территории РФ табачной и никотинсодержащей продукции у лица, не зарегистрированного в информационной системе мониторинга;
  • перемещение (транспортировку) по территории РФ физическими лицами немаркированной табачной и никотинсодержащей продукции, в том числе из стран ЕАЭС.

Что касается последнего запрета, то перемещать немаркированную табачную продукцию физлицам разрешат только в количестве не более 200 сигарет или в количестве не более 5 единиц никотинсодержащей продукции на одного человека, достигшего возраста 18 лет.

Продажа табака по стоимости ниже максимальной, но не ниже минимальной: нарушение или нет?

Как известно на табачную продукцию устанавливаются минимальные розничные цены на уровне семидесяти пяти процентов от максимальных розничных цен, определяемых в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 3 статьи 13 Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»).

Максимальная розничная цена представляет собой цену, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями. Максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком (производителем – прим. ДРВ) самостоятельно на единицу потребительской упаковки (пачку) табачных изделий отдельно по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий (пункт 2 статьи 187.1 НК РФ).

Казалось бы, всё предельно понятно: производитель установил максимальную розничную стоимость на табачное изделие, а розничный продавец обязан не продавать такое изделие по стоимости ниже 75 процентов от максимальной. Если же продавец продает ниже минимальной стоимости, то рискует быть привлеченным к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.6 КоАП РФ за занижение регулируемых цен.

Однако, как показывает административная и судебная практика продажа табака ниже максимальной розничной стоимости, но не ниже минимальной также является нарушением, как и продажа ниже минимальной стоимости, и признаётся стимулированием продажи табака, что влечёт ответственности на основании части 1 статьи 14.3.1 КоАП РФ.

В частности, указанная позиция была поддержана в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 03.11.2016 №Ф05-16061/2016 по делу №А40-17530/2016. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2017 №305-АД17-6 по указанному делу отказано в передаче жалобы на указанное постановление на рассмотрение судебной коллегии. При этом судья Тютин Д.В. попутно отметил в тексте определения: «Ссылка общества на положения статьи 187.1 Налогового кодекса Российской Федерации о максимальной розничной цене также правомерно не принята апелляционным судом. Названные положения относятся к исчислению акциза по подакцизному товару (табачные изделия) и не применяются при рассмотрении споров о привлечении лица к ответственности за совершение указанного административного правонарушения.»

Приведенная правовая позиция нашла подтверждение и в других судебных актах, например:

  1. Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2018 №06АП-4843/2018 по делу №А73-7904/2018: «Установление цены на табачные изделия ниже максимальной розничной цены, указанной на пачках табачных изделий уже является стимулированием продажи, курения табака.»
  2. Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2019 №16АП-2097/2019 по делу №А63-1661/2019: «Довод Общества о недоказанности Управлением обстоятельств того, что продажа табачных изделий ниже максимальной розничной цены стимулирует потребителей на покупку табачных изделий, также подлежит отклонению. В рассматриваемом случае действия Общества, направленные на привлечение интереса потребителя к курению или покупке табачной продукции, являются стимулированием курения (продажи) табака, табачной продукции или табачных изделий, и следовательно, нарушением требований Закона №15-ФЗ. Соответственно и дело об административном правонарушении возбуждено в отношении Общества в связи с осуществлением им действий, направленных на спонсорство табака либо стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака»

Таким образом, продавая табачную продукцию по стоимости ниже максимальной, но не ниже минимальной стоимости, указанной на пачке, розничный продавец рискует быть привлеченным к ответственности на основании части 1 статьи 14.3.1 КоАП РФ за стимулирование продажи табака. Возможное наказание в этом случае для юридических лиц составляет от восьмидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *