Какая избирательная система в россии
Перейти к содержимому

Какая избирательная система в россии

  • автор:

Избирательная система современной России

Широкое толкование: установленный в той или иной стране механизм формирования органов государственной власти и местного самоуправления посредством выборов, который включает:

закрепленную в законодательстве систему органов, на которые возложены полномочия по организации и проведению выборов, избирательный процесс как урегулированную законами и иными нормативными правовыми актами деятельность политических органов, других субъектов правоотношений (на различных стадиях или этапах выборов)

способ установления результатов выборов и распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей.

Узкое толкование: исключительно закрепленный в законодательстве той или иной страны способ установления результатов выборов или способ распределения депутатских мандатов в зависимости от итогов голосования.

Из приведенных понятий можно сделать вывод о двойственной природе избирательной системы: с одной стороны она рассматривается как некая совокупность мероприятий по организации, в которую входят мероприятия по организации избирательных участков, определения результатов голосования, а также распределения мандатов; а с другой стороны основное внимание направлено на финальную стадию выборов – голосование и определение результатов.

Типы избирательных систем

Тип избирательной системы варьируется и определяется тем, голосует ли гражданин за конкретного кандидата (кандидатов), или за партию (список кандидатов), а также тем, какие правила (методы) используются для перевода полученных голосов избирателей в мандаты. Существенное значение имеет и так называемая «величина» избирательного округа (одномандатный, многомандатный, единый).

  • Пропорциональная. (предполагает распределение депутатских мандатов между партийными списками в соответствии с количеством голосов, поданных за каждый список.Для распределения голосов вычисляется избирательная квота — необходимое число голосов избирателей для получения одного мандата. Для этого общая сумма голосов, поданных за все списки, делится на число мандатов по избирательному округу. Затем сумма голосов, полученных каждым списком, делится на квоту, целая часть будет соответствовать числу полученных мандатов.

  • Мажоритарная(избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей по избирательному округу, где он баллотируется)

  • Смешанная

Избирательная система в Российской Федерации

В Российской Федерации применяются оба вида избирательных систем, что, на наш взгляд, обуславливается применением принципа федерализма. Пропорциональная система в России применяется на выборах 1\2 депутатов Государственной Думы РФ, часть депутатов региональных парламентов, может применятся и на местных выборах.В данном случае вся территория страны становится единым избирательным округом. От каждой политической партии выдвигается не один кандидат, а списки кандидатов, за один из которых должен проголосовать один избиратель. Победа на выборах в данном случае определяется путем определения списка, набравшего большее число голосов. Списки, набравшие менее 5% голосов избирателей, не учитываются при данном подсчете. При явном удобстве применения, данная система имеет некоторые недостатки: связь депутатов с избирателями крайне слаба, в связи с чем может происходить включение в списки малоквалифицированных и никому не известных кандидатов, наряду с теми, кто уже на слуху. К достоинствам данной системы можно отнести демократичный характер, позволяющий максимально учесть волю избирателей, высокую структурированность избираемых органов, меньшую зависимость депутатов от внешних источников воздействия.

Мажоритарная система в Российской Федерации применяется на выборах половины депутатов Государственной Думы. Реализуется этио следующим образом:

  • вся территория Российской Федерации разделяется на 225 одномандатных округов,
  • кандидаты выдвигаются партиями или путем самовыдвижения.
  • избранным по одномандатному избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей.

Говоря о мажоритарной избирательной системе, следует отметить, что она используется в основном при выборах законодательных органов местного самоуправления и государства. Однако при проведении выборов в представительные органы власти у электората иногда возникают упреки в адрес государства по той причине, что при определении границ округов, как правило, необходимо учитывать количество избирателей, проживающих на соответствующей территории, что ставит территориальные параметры округа в зависимость от уровня плотности населения, который не всегда равномерен на всей территории государства.

В случае же с пропорциональной избирательной системой, избирательными округами обычно является не отдельная часть территории, а государство в целом или его отдельный субъект.

Также проблемным вопросом в отношении выбора наиболее приемлемой избирательной системы является установление минимального порога явки избирателей, хотя нельзя сказать, что данный критерий будет являться обязательным для, например, пропорциональной правовой системы.

Ее существенной характеристикой, отраженной в законодательстве большинства государств, применяющих данную систему, является наличие так называемого электорального барьера, или «избирательного метра», — установленного в процентном отношении от общего числа голосов минимального показателя, достижение которого выступает в качестве основания допуска партии, выдвинувшей список кандидатов, к распределению мандатов в соответствующем представительном органе.

Избирательное право и избирательная система РФ

Что такое избирательная система, избирательное право

Избирательную систему также называют системой выборов или голосования.

В широком понимании избирательная система — это совокупность всех норм и процессов, которые регулируют соблюдение права граждан участвовать в выборах в рамках своей страны и отвечают за организацию и проведение этих выборов до определения их итогов.

В более узком понимании это правовые нормы, которые определяют результаты голосования и количество депутатских мандатов.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

В рамках второго определения вырабатываются более мелкие вопросы: тип выборов, избирательных округов, оформление бюллетеня, правила подсчета голосов и др. в каждом регионе.

Избирательное право любого гражданина страны заключается в возможности участвовать в свободных выборах управленческих кадров на разных уровнях.

В Российской Федерации согласно Конституции (статья 3.3) каждый гражданин имеет право на высшее выражение власти народа в форме свободных выборов и референдума. Право на участие в референдуме и выборах каждому гражданину страны гарантирует 32.2 статья Конституции РФ. Регулирующим актом также выступает федеральное законодательство. В частности, ФЗ РФ от 12 июня №67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации » .

Разновидности избирательных систем, характерные черты

Пропорциональная

Система, при которой выбираются списки кандидатов партий, то есть избиратель выбирает не лицо, а партию. При этом число полученных партией мандатов в парламенте зависит от количества голосов в пользу ее кандидатов на выборах.

Характерна для больших многомандатных округов, где много партий и движений.

Мандаты распределяются между партиями в том порядке, в котором партии расположены в избирательном списке.

Такая система выявляет много мелких фракций в парламенте, что снижает эффективность его работы. Чтобы этого избежать, определяется избирательный порог — минимальное количество голосов на выборах, чтобы партия могла участвовать в распределении мандатов.

Согласно законодательству, каждый кандидат в списке партии должен взять на выборах не меньше 7% голосов, при этом списков должно быть два и более и все они вместе должны взять 60% и более голосов по избирательному округу.

Квота — это один из методов распределения мандатов между списками кандидатов.

Этот метод осуществляется в два этапа.

  1. Определяется сама квота.
  2. Количество голосов, которое получил каждый список, допущенный к распределению, делится на эту квоту. Результат деления и будет количеством мандатов, которые данный список получил на этом этапе распределения.

Мажоритарная

В основе названия — французское слово, означающее «большинство».

Система, при которой выбор делается между кандидатами, причем один из них получает большинство голосов на выборах.

Это наиболее распространенная система, даже единственно возможная в случаях, когда избирается одно лицо (президент, мэр, губернатор).

Депутат считается победителем в случае получения им установленного законодательством большинства голосов.

Классифицируется по показателю установленного большинства голосов.

Вид 1. Относительного большинства. Один кандидат получает большинство голосов по сравнению со всеми остальными (парламентские выборы). Применяется при проведении местных выборов в субъектах РФ. Чем больше кандидатов на место, тем меньше показатель необходимого большинства голосов.

Вид 2. Абсолютного большинства. Кандидату нужно получить больше 50% голосов. Считают, исходя из общего числа голосов.

Чем больше кандидатов, тем менее результативен этот вариант. Т.к. тогда вероятность получения большинства голосов снижается. Этот вид часто оказывается неэффективным.

Смешанная

Когда сочетаются две вышеописанные системы.

Система, при которой избиратель голосует и за кандидата, и за партию.

Распределение мандатов с учетом голосов основано на пропорциональной системе. Речь идет об учете голосов за списки кандидатов партий. Порядок распределения основан на методе Хейра:

  • все полученные голоса (за все списки) делят на 225 (общее число мандатов). Получается первое частное;
  • количество голосов за каждый список делят на это частное. Получаются дробные числа. Их целая часть означает, сколько мандатов получит данная партия;
  • затем смотрят на дробную часть и в порядке ее уменьшения распределяют между партиями дополнительные мандаты.

Показывает реальную политическую ситуацию в стране и помогает максимально учесть голоса избирателей.

Распределение мандатов без учета голосов базируется на мажоритарной системе. Устойчивое правительство не могло быть существовать без этой практики. Часть мандатов распределяется по принципу « пост достается первому » — тому, кто получил абсолютное большинство голосов.

Избирательная система в России

В России принято использовать и мажоритарную, и смешанную избирательные системы.

Основные принципы

Указаны в Конституции РФ.

  1. Всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании.
  2. Каждый гражданин может участвовать в выборах и быть избран в государственные органы власти и местного самоуправления.
  3. Возрастные рамки: кандидаты в Госдуму должны быть не моложе 21 года, в президенты — 35 лет и старше.
  4. Выборы в Госдуму назначает президент, а регламентирует федеральное законодательство.
  5. Выборы президента назначает Совет Федерации. Регламентируются они также с помощью федерального закона.
  6. Принцип федерализма (используются оба варианта избирательных систем).

Какие системы действуют на выборах:

  • выборы высших должностных лиц (президента, мэра, губернатора) проводятся по мажоритарной системе. Если на первом туре не было кандидата, набравшего абсолютное большинство, назначается второй. В него проходят лишь два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов по сравнению с остальными;
  • выборы в представительные органы страны проходят по смешанной системе. При этом в муниципалитетах можно выбирать форму между смешанной и мажоритарной;
  • Выборы в Госдуму также с 2016 года проходят по смешанной системе.

Минимальный порог явки избирателей

  • на региональных выборах — 20%;
  • на федеральных парламентских — не меньше 25%;
  • на президентских — от 50%.

После 2006 года порог явки на любых выборах был отменен. Современный избирательный процесс проходит без назначения такого порога.

Какая избирательная система действует на выборах президента РФ

Мажоритарная система. Кандидат выбирается абсолютным большинством голосов (побеждает набравший больше 50%).

71. Избирательная система Российской Федерации.

Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.

Этот порядок определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право.

Рассмотрим сроки и порядок проведения выборов:

1.Президента РФ: Изначально (в 1991 ) Президент России избирался на 5 лет. В Конституции РФ 1993 года срок полномочий Президента был сокращён до 4 лет. Однако согласно п.3 Заключительных и переходных положений Конституции Президент Ельцин осуществлял полномочия до истечения срока, на который он был избран (то есть до 1996 года ). После поправок к Конституции, вступивших в силу 31 декабря 2008 года со следующих выборов он будет избираться на шестилетний срок полномочий.

Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Кандидатом на должность Президента может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Точный порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ».

2.Федерального Собрания . В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации. До 2000 года это были непосредствено губернаторы и спикеры региональных парламентов. Затем (вплоть до настоящего времени) — назначаемые ими представители. В будущем предполагается внести поправки в конституцию и перейти к комплектованию Совета из числа лиц, избранных представительными органами власти и депутатов местного самоуправления. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых всенародным голосованием по партийным спискам .

выборы Президента РФ осуществляются по мажоритарной системе. Проводятся они по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу. Выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, начиная с 2007 года, будут проводиться по пропорциональной системе. Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. В Государственную Думу избирается 450 депутатов по единому федеральному избирательному округу.

В современной России на формирование избирательной системы влияют различные силы. Среди них есть те, кто искренне надеется отшлифовать демократические процедуры формирования реально представительной власти. Однако много и таких политических сил, которые пытаются сформировать избирательную систему «под себя», гарантируя себе победу в любом случае. В этом смысле совершенно не случайно в избирательном законодательстве России существует множество лазеек для недобросовестных участников избирательного процесса. К их числу, несомненно, относятся использование пресловутого «административного ресурса», снятие принципиальных соперников с выборов через суды иногда по надуманным причинам и непосредственно перед днем голосования, «вбросы» бюллетеней за не явившихся на избирательные участки лиц, откровенная подтасовка результатов выборов и т.д. Результат борьбы за формирование новой избирательной системы в России во многом будет предопределен общим направлением изменений, происходящих сейчас в России.

Выборы – это способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления, а также занятия отдельных государственных должностей, обеспечивающих представительный характер соответствующих органов.

Избирательная система — это совокупность общественных отношений, возникающих по поводу выборов.

Избирательная система — порядок выборов государственных органов и органов местного самоуправления, избираемых непосредственно гражданами.

Принципы избирательного права

К выборам допускается все взрослое население, и каждому дается возможность реализовать свое избирательное право независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, убеждений, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям

Все избиратели и кандидаты участвуют в выборах на равных основаниях. Это означает: 1) значение голосов всех избирателей одинаково; 2) равное право быть избранным проявляется в предоставлении равных возможностей состязаться в предвыборной борьбе

Избиратели голосуют на выборах “за” или “против” кандидата непосредственно и лично

Исключает возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. Избирателю предоставляется закрытая кабина для заполнения бюллетеня

Никто не вправе принуждать и влиять на свободное волеизъявление

Ограничения: а) возрастные; б) общая недееспособность (по суду); в) нахождение в местах лишения свободы; г) нахождение на государственной должности, несовместимой со статусом депутата Государственной Думы

В РФ используется смешанная избирательная система.

Избирательный процесс — деятельность по подготовке и проведению выборов.

Стадии избирательного процесса:

1. Составление списков избирателей.

2. Образование и утверждение избирательных округов и избирательных участков.

3. Формирование избирательных комиссий.

4. Выдвижение, регистрация кандидатов.

5. Предвыборная агитация.

7. Подсчет голосов и установление результатов выборов.

Выборы в РФ имеют ряд характерных черт, на которых базируется избирательный процесс. К ним относится:

1. Обеспечение подготовки и проведения выборов избирательными комиссиями.

2. Право граждан и общественных объединений на предвыборную агитацию.

3. Финансирование выборов за счет бюджетных средств.

4. Гласность при подготовке и проведении выборов.

Избирательные комиссии организуют выборы; на них возлагаются: подготовка и проведение, реализация и защита избирательных прав граждан, контроль за их соблюдением.

• Центральная избирательная комиссия РФ

• Избирательные комиссии субъектов РФ

• Окружные избирательные комиссии

• Территориальные (район, город) избирательные комиссии

• Участковые избирательные комиссии

Мажоритарная система квалифицированного большинства

При этой системе избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший квалифицированное большинство голосов. Квалифицированное большинство устанавливается законом и, во всяком случае, превышает большинство абсолютное. Такая система чрезвычайно редка, поскольку еще менее результативна, чем система абсолютного большинства.

Пропорциональная избирательная система имеет много разновидностей, но суть ее состоит в следующем. Территория государства или представительного органа объявляется единым избирательным округом. Политические партии и движения, их союзы выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из таких списков. Победа в этом случае пропорциональна числу голосов, поданных за соответствующий список избирательного объединения, причем подсчет зачастую ведется лишь по спискам, набравшим более 5% (например, ФРГ, РФ; может быть и другой процент – в частности, 4% в Швеции, 3 – в Аргентине, 2 – в Дании, 1% в Израиле). Общее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании, делится на общее количество депутатских мандатов, замещаемых по пропорциональной избирательной системе. Получается избирательное частное. Так устанавливается, сколько партии, движения получили мест в представительном органе. Внутри списка мандаты получают кандидаты согласно их очередности, начиная от первого. Если список разбит на центральную часть и региональные группы, первыми проходят в парламент кандидаты из центральной части. Кандидаты из региональных групп получают мандаты пропорционально голосам избирателей, подданным за данный список в соответствующем регионе.

По способу подсчетов голосов и определения итогов выборов выделяют мажоритарную и пропорциональную избирательную систему.

Система голосов обычно проходит по представительству (списку) абсолютного большинства (победившим считается кандидат, за которого проголосовало 50%+1 голосов либо от общего числа избирателей, либо от числа участвовавших в выборах) и относительного большинства (победившим считается кандидат, за которого проголосовало меньше половины, но больше чем за других кандидатов). Необходимо отметить, что система относительного большинства не дает юридического равенства.

Применяется тогда, когда осуществляются выборы от избирательных объединений. Каждое избирательное объединение, занимает в парламенте количество мест, пропорциональное количеству отданных за него голосов избирателей.

Может быть двух видов:

— Без установления минимума голосов.

— С установленным минимумом голосов (в РФ он составляет 5%).

Таким образом, второй вид в какой-то степени совмещает в себе мажоритарную и пропорциональную избирательную систему.

Данная избирательная система не позволяет учитывать полностью соотношение сил в стране (не обеспечивает мнение меньшинства). Данная избирательная система не обеспечивает гласности выборов (при выборах, мы не имеем понятия о членах данного общественного объединения, т.е. голосуем за партию, а не людей).

Данная избирательная система не обеспечивает гласности выборов (при выборах, мы не имеем понятия о членах данного общественного объединения, т.е. голосуем за партию, а не людей).

В мировой практике существует система единого и непередаваемого голоса, которая практически ликвидирует отрицательную сторону пропорциональной системы. Суть этой системы в том, что избиратель голосует не только за список, а за каждую фигуру в списке конкретного объединения. И из списка считаются выбранными те, за кого отдано больше голосов, и роль списка как такового при этом ничтожна. На федеральном уровне внедрять данную систему было бы утопично, а вот на уровне субъектов федерации можно было бы ввести (здесь имеется реальная возможность у избирателя ознакомится с каждым кандидатов в списке).

2. По степени альтернативности: альтернативные и безальтернативные выборы. Безальтернативными выборами считаются такие выборы, где на одну должность выдвигается только один кандидат. Такая избирательная система существует в авторитарных государствах.

3. По характеру избирательных округов:

• избирательные системы с территориальными округами;

• с экстерриториальными округами.

4. По мандатности:

• на основе только одномандатного округа;

• на основе одно и многомандатного округа;

• смешанный вместе одно и многомандатный округ.

Избирательное право Российской Федерации имеет свои источники..

К числу таких источников относятся:

1) Конституция Российской Федерации, конституции республик в составе

Российской Федерации; уставы краев, областей, городов феде¬рального значения,

автономной области, автономных округов;

2) Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. №2-ФКЗ «О

референдуме Российской Федерации»;

3) Федеральные законы, а также законы субъектов Российской Федерации,

подробно регламентирующие орга¬низацию и порядок выборов в различные органы

государственной влас¬ти и органы местного самоуправления:

Ø Федеральный закон Российской Федерации от 19 сентября 1997 г.

№124-ФЗ «Об основных гаран¬тиях избирательных прав и права на участие в

референдуме граждан Российской Федерации»;

Ø Федеральный закон Российской Федерации от 26 ноября 1996г. №138-

ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать

и быть избранными в органы местного самоуправления»;

Ø Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 1999г.

№228-ФЗ «О выборах президента Российской Федерации»;

Ø Федеральный закон Российской Федерации от 21 июня 1995 г. №90-ФЗ

«О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской

Ø другие законы;

4) указы и распоряжения Президента Российской Федерации, акты глав

администраций и других руководителей исполнительных органов субъектов

Российской Федерации по вопросам организации и проведе¬ния выборов.

Некоторые вопросы избирательного процесса регулируются поста¬новлениями

Государственной Думы и Центральной избирательной ко¬миссии.

Демократические свободные выборы в органы государственной власти и в выборные

органы местного самоуправления Российской Фе¬дерации являются высшим

непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государство

гарантирует свободные волеизъявление граждан на выборах путем защиты

демократических принципов и норм избирательного права.

Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и

прямого избирательного права при тайном голо¬совании

72. Пенсионная реформа: необходимость проведения и сущность

Сущность пенсионной реформы в РФ Федерации заключается в переходе работы Пенсионного Фонда от распределительной схемы, к распределительно-накопительной:

До 2002 года для всех граждан существовала распределительная система пенсионного обеспечения. Все средства, которые работодатель выплачивал в качестве пенсионных отчислений из фонда оплаты труда предприятия, использовались для выплат текущих пенсий. Однако, тенденция увеличения средней продолжительности жизни населения приводит к тому, что количество работающих снижается, а количество пенсионеров увеличивается. Таким образом, при распределительной системе уровень пенсионного обеспечения, приходящийся на каждого пенсионера, неуклонно снижается. Проведение пенсионной реформы в Российской Федерации и переход к накопительно-распределительной системе пенсионного обеспечения позволяет повысить общий и индивидуальный уровень пенсионного обеспечения.

Распределительно-накопительная схема не только распределяет пенсионные отчисления, но и определенную часть отчислений накапливает на специальном пенсионном счете работающего гражданина.

Минздравсоцразвития и ПФ подготовили рабочий вариант пенсионной реформы. Окончательный вариант Минздрав должен представить в октябре, а до конца 2012 года вся реформа должна быть утверждена президентом.

Пенсионная реформа предполагает повышение пенсионного возраста, причем поэтапное его увеличение планируется начать уже в 2015-м году. Напомним, что перед самыми выборами, Владимир Путин сказал, что пенсионный возраст повышаться не будет. Обещал он это и год назад.

Теперь же предлагается повысить пенсионный возраст для женщин до 60 лет к 2029 году. А к 2047 году пенсионный возраст и мужчин, и женщин должен составить 65 лет. Для этого с 2030 года возраст выхода на пенсию россиян обоих полов планируется повышать по три месяца в год, а с 2036 года — по шесть месяцев в год.

Чиновники также призывают ввести несколько категорий стажа: Минимальный (15 лет) необходим для получения социальной пенсии; Стаж в 30 лет — для получения 40% от утраченного заработка, а стаж в 40 лет — для получения пенсии в 45% от зарплаты. Учитывая, что половина зарплат в России до сих пор выплачивается «по-черному» и «по-серому», перспективы не слишком радужные. В Минздраве признают, что «выработать такую продолжительность стажа (40 лет для женщин и 45 лет для мужчин) к 60 годам практически невозможно». Таким образом, это должно стимулировать более поздний выход на пенсию и без повышения пенсионного возраста.

Если работник пожелает выйти на пенсию в 55-60 лет и продолжит работать, то пенсию ему пересчитывать не будут.

Сейчас обязательная госпенсия формируется за счет взносов в Пенсионный фонд, ставка которых составляет 22%. У родившихся в 1967 году и позже эта цифра делится следующим образом: 6% направляется на накопительную часть (средства инвестируются для будущих выплат); из остальных 16%-ти — 10% учитывается на индивидуальном счете работника и формирует объем его будущих пенсионных прав, а 6% — в солидарную часть и на объем пенсионных прав не влияет.

Солидарная часть тарифа предназначена для формирования денежных средств в целях выплаты базового размера трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на день смерти и иных целях, не связанных с формированием средств для выплаты накопительной части трудовых пенсий.

Индивидуальная часть тарифа предназначена для формирования денежных средств застрахованного лица и будет учитываться на его индивидуальном лицевом счете.

Минздрав предлагает оставить ставку пенсионных взносов на нынешнем уровне — 22%, но накопительную часть сократить до 4%, отменить индивидуальную часть тарифа и полностью направлять взносы в солидарную часть. Тем самым объем взносов больше не будет напрямую влиять на объем пенсионных прав, также Минздрав предлагает новую формулу, основанную на стаже и заработке.

Заработок будет рассчитываться как соотношение зарплаты работника за весь период работы к средней зарплате по стране за тот же период, умноженное на размер среднего заработка по стране за последний квартал перед начислением пенсии. Но не номинального, учитываемого Росстатом, а с которого Пенсионный фонд получил взносы.

Минэкономразвития и Минфин не поддерживают предложения Минздравсоцразвития. Министерства отмечают, что в разработанной формуле у граждан отсутствуют стимулы отказываться от назначения пенсии после достижения существующего пенсионного возраста. Эксперты же говорят, что в результате реформы в таком ее виде пострадают работники с низкой зарплатой: у них при любом стаже пенсия будет равна прожиточному минимуму. В целом, новая формула приведет к снижению размера средней пенсии в стране.

Тема 2. Избирательные системы Российской Федерации

Существует три типа избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

Мажоритарная избирательная система система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей в своем избирательном округе. Существуют две разновидности мажоритарной системы: абсолютного и относительного большинства. На выборах по системе абсолютного большинства избранным признается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов — 50 % + 1 голос избирателя. В случае, если ни один из кандидатов не получил абсолютного большинства, организуется второй тур, в который обычно выходят два кандидата, собравшие наибольшее количество голосов. Получивший абсолютное большинство во втором туре считается победителем.

На выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, и необязательно больше половины.

При выборах по пропорциональной системе избиратель голосует за списки кандидатов, сформированные политическими партиями. Мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально поданным за них голосам при условии, что кандидаты преодолели установленный процентный барьер. В России пропорциональная избирательная система применяется на выборах в Государственную Думу и на выборах в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации. В 2016 году половина депутатов (225) Государственной Думы РФ избирались по одномандатным избирательным округам, а вторая половина – по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 5%. С 2007 по 2011 года все 450 депутатов избирались по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 7%.

Достоинством пропорциональной избирательной системы является то, что голоса избирателей «не пропадают» (кроме, тех голосов, которые были отданы за партии, не прошедшие процентный барьер). Система позволяет создать представительство политических партий в соответствии с их популярностью у избирателей, при этом такая возможность не теряется у меньшинства. Избиратели голосуют не за конкретного кандидата, который имеет больше шансов, а за направление, которое они разделяют.

Одним из главных недостатков пропорциональной избирательной системы считается утрата связи депутатов с избирателями и/или конкретными регионами, частичная потеря принципа народовластия.

В тех странах, где применяется закрытый партийный список, избиратель голосует за абстрактного кандидата. Чаще всего избиратель знает только лидера партии и нескольких ее ярких представителей. В качестве недостатка может рассматриваться и процентный барьер, не позволяющий пройти новой и/или небольшой партии.

Смешанная система основана на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной. Часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию устойчивого правительства, а другая часть — в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более полному учёту голосов избирателей и точнее отражает реальную картину политической ситуации в стране.

С 2014 года в Российской Федерации принята смешанная система выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации: 225 депутатов избираются по мажоритарной системе относительного большинства, 225 — по пропорциональной избирательной системе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *