Кто отвечает за качество электроэнергии
Перейти к содержимому

Кто отвечает за качество электроэнергии

  • автор:

Кто отвечает за качество электроэнергии

(п. 1 в ред. Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией являются надежная схема энергоснабжения, выполнение субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии требований к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок и обеспечению качества электрической энергии, установленных правилами технологического функционирования электроэнергетических систем и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти, а также наличие на розничных рынках специализированных организаций — гарантирующих поставщиков.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2022 N 174-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок присвоения статуса гарантирующего поставщика определяется основными положениями функционирования розничных рынков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

3. Границы зон деятельности гарантирующих поставщиков в пределах территорий соответствующих субъектов Российской Федерации определяются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации в основных положениях функционирования розничных рынков. В границах зоны деятельности одного гарантирующего поставщика не допускается деятельность других гарантирующих поставщиков. На территории одного субъекта Российской Федерации могут функционировать несколько гарантирующих поставщиков.

4. Гарантирующим поставщикам при осуществлении хозяйственной деятельности не могут быть предоставлены преимущества по отношению к иным энергосбытовым организациям, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

5. В отношении любого обратившегося потребителя гарантирующий поставщик обязан самостоятельно урегулировать отношения, связанные с приобретением и передачей электрической энергии обслуживаемым им потребителям, с иными осуществляющими указанные виды деятельности организациями.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2022 N 174-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Договор, заключаемый гарантирующим поставщиком с потребителем электрической энергии, является публичным.

6. Правительство Российской Федерации устанавливает критерии, при соответствии которым у потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным с гарантирующим поставщиком. При установлении данных критериев Правительство Российской Федерации исходит из случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения данными потребителями электрической энергии обязательств по оплате электрической энергии (мощности). При этом не возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) у потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и которые не имеют неисполненных обязательств по оплате электрической энергии (мощности).

Указанная в абзаце первом настоящего пункта обязанность не устанавливается в отношении потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и которые являются органами государственной власти, органами местного самоуправления, казенными, автономными и бюджетными учреждениями.

Гарантирующие поставщики обязаны в предусмотренном Правительством Российской Федерации порядке определить потребителей электрической энергии, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации критериям, и уведомить их в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности). В направляемом потребителю электрической энергии уведомлении указываются основания для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), срок, в течение которого данное обеспечение должно быть предоставлено гарантирующему поставщику, а также другая информация, установленная Правительством Российской Федерации.

В случае, если потребитель электрической энергии до истечения указанного в уведомлении срока предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) устранил допущенное нарушение обязательств по оплате электрической энергии (мощности), послужившее основанием для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, предоставление такого обеспечения в связи с возникновением указанных в уведомлении оснований не требуется.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в установленном Правительством Российской Федерации порядке в информационных целях обеспечивает формирование и ведение перечня потребителей электрической энергии в субъекте Российской Федерации, в отношении которых гарантирующими поставщиками установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).

Информация об устранении потребителем электрической энергии допущенных нарушений обязательств по оплате электрической энергии (мощности) учитывается при ведении предусмотренного настоящим пунктом перечня потребителей электрической энергии, обязанных предоставлять обеспечение, в соответствии с устанавливаемым Правительством Российской Федерации порядком формирования и ведения данного перечня.

Если иное не согласовано сторонами, обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) предоставляется потребителями электрической энергии, соответствующими установленным Правительством Российской Федерации критериям и определенными гарантирующими поставщиками в соответствии с настоящим пунктом, в виде независимой гарантии, выдаваемой банком (банковской гарантии). Указанная гарантия должна содержать условие о невозможности ее отзыва гарантом (безотзывная гарантия) и условие о невозможности ее изменения гарантом без согласия бенефициара. Предоставляемые банковские гарантии не должны содержать требования о предоставлении гарантирующим поставщиком гаранту для получения выплаты по гарантиям судебных актов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем электрической энергии обеспечиваемых гарантиями обязательств.

Банковская гарантия обеспечивает исполнение возникших после ее выдачи обязанностей по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным с гарантирующим поставщиком.

Банковские гарантии должны быть предоставлены банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

В случае предоставления в качестве обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) банковских гарантий, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации условиям предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), гарантирующий поставщик обязан принять указанные гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).

Указанными в настоящем пункте потребителями электрической энергии по согласованию с гарантирующим поставщиком может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности) может быть обеспечено иными способами, предусмотренными законом или договором.

Расходы потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, связанные с предоставлением обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), не учитываются при установлении (утверждении) для указанных потребителей в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых государством цен (тарифов).

Срок, в течение которого действует обязанность потребителя электрической энергии, соответствующего установленным Правительством Российской Федерации критериям и определенного гарантирующим поставщиком, по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), определяется в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

Нарушение установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) влечет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сведения об указанном нарушении направляются в федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен на осуществление федерального государственного энергетического надзора и к компетенции которого Правительством Российской Федерации отнесено рассмотрение данных сведений.

Основания и порядок предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) лицом, поставляющим товары, оказывающим услуги в сфере теплоснабжения с использованием арендуемых объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицом, поставляющим товары, оказывающим услуги в сфере водоснабжения и (или) водоотведения с использованием арендуемых централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо отдельных объектов таких систем, а также лицом, признанным победителем конкурса на право заключения договора аренды такого имущества, устанавливаются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

(п. 6 в ред. Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями — участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня. Указанный порядок в части введения ограничения режима потребления электрической энергии в связи с неисполнением обязательств по оплате электрической энергии обеспечивает:

(в ред. Федеральных законов от 04.11.2007 N 250-ФЗ, от 03.11.2015 N 307-ФЗ, от 11.06.2022 N 174-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

обязательность предварительного (не менее чем за пять рабочих дней) предупреждения о возможном введении полного и (или) частичного ограничения режима потребления, содержащего информацию о состоянии задолженности потребителя за электрическую энергию, а также о предполагаемом сроке введения ограничений режима потребления;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 522-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

обязательность введения предварительного частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, перед полным ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, для категорий потребителей, определяемых Правительством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

запрет на нарушение прав иных потребителей в связи с вводимым ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня;

ответственность за нарушение порядка ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, повлекшее за собой причинение убытков потребителям и (или) продавцам электрической энергии;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 03.11.2015 N 307-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

обязательность установки устройств, предназначенных для удаленного и (или) автоматизированного введения ограничения режима потребления электрической энергии (далее — технические средства удаленного ограничения), в определенных этим порядком случаях;

(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2018 N 522-ФЗ)

меры по социальной защите граждан Российской Федерации, в том числе по выплате им компенсаций на оплату стоимости электрической энергии, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

недопустимость ограничения режима потребления электрической энергии до прекращения действия предоставленных обеспечений исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).

(в ред. Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Указанным в абзаце первом настоящего пункта порядком устанавливаются основания для введения ограничения режима потребления электрической энергии, порядок введения ограничения режима потребления электрической энергии по каждому из таких оснований, а также категории потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2022 N 174-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перечень потребителей электрической энергии в субъекте Российской Федерации с указанием принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, ежегодно до 1 июля утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Формирование и ведение указанного перечня потребителей электрической энергии осуществляются в соответствии с требованиями порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, установленного Правительством Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 03.11.2015 N 307-ФЗ)

Потребители электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязаны согласовать технологическую и (или) аварийную броню. Порядок согласования технологической и (или) аварийной брони, а также ее параметры, обеспечивающие предотвращение экономических, экологических или социальных последствий ограничения режима потребления электрической энергии, устанавливаются Правительством Российской Федерации либо уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(абзац введен Федеральным законом от 03.11.2015 N 307-ФЗ)

7.1. В случае возникновения оснований для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, указанные потребители обязаны устранить причины, являющиеся основанием для введения ограничения их режима потребления, либо выполнить мероприятия, обеспечивающие готовность потребителей электрической энергии к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления.

Состав указанных в абзаце первом настоящего пункта мероприятий определяется потребителями электрической энергии самостоятельно в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком и может включать мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, мероприятия по установке потребителями за свой счет автономных резервных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией энергопринимающих устройств потребителей в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями после введения полного ограничения режима потребления электрической энергии.

Потребитель электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязан выполнить мероприятия, обеспечивающие его готовность к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления, в течение шести месяцев со дня введения в отношении такого потребителя частичного ограничения потребления электрической энергии до уровня аварийной брони, если иной срок выполнения указанных мероприятий (но не более одного года) не установлен в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии. Проверка выполнения потребителем электрической энергии указанных мероприятий осуществляется в соответствии с порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

Введение полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, возможно только при устранении возможности наступления указанных последствий.

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 03.11.2015 N 307-ФЗ)

7.2. Потребители электрической энергии при возникновении предусмотренных порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, оснований для введения ограничения режима потребления электрической энергии в порядке, установленном указанными нормативными правовыми актами, обязаны совершить действия по самостоятельному обеспечению введения ограничения режима потребления электрической энергии или обеспечить доступ уполномоченных лиц сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика к своим энергопринимающим устройствам и (или) иным объектам электроэнергетики, с использованием которых вводится ограничение режима потребления электрической энергии, для введения такого ограничения.

При неоднократном возникновении оснований в отношении потребителя электрической энергии (мощности) для введения ограничения режима потребления электрической энергии, предусмотренных порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, и нарушении им обязанностей по осуществлению действий по самостоятельному обеспечению введения ограничения режима потребления электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств соответствующего потребителя сетевая организация (гарантирующий поставщик, если соответствующий потребитель электрической энергии является потребителем коммунальных услуг в многоквартирном доме) устанавливает технические средства удаленного ограничения при их отсутствии. Указанный потребитель обязан по требованию сетевой организации (гарантирующего поставщика) обеспечить доступ к местам установки технических средств удаленного ограничения и возместить расходы сетевой организации (гарантирующего поставщика) на установку указанных технических средств удаленного ограничения.

Функциональные и иные характеристики технических средств удаленного ограничения, порядок обеспечения доступа к местам установки технических средств удаленного ограничения, порядок установки и эксплуатации технических средств удаленного ограничения, порядок расчета расходов на установку технических средств удаленного ограничения, подлежащих возмещению потребителем электрической энергии (мощности), а также порядок введения ограничения режима потребления электрической энергии при возникновении предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике оснований с использованием технических средств удаленного ограничения определяется порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством.

(п. 7.2 введен Федеральным законом от 27.12.2018 N 522-ФЗ)

8. При возникновении дефицита электрической энергии и мощности для предотвращения угрозы нарушения устойчивости режима работы Единой энергетической системы России и выхода параметров электроэнергетического режима за допустимые пределы полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии, включая ограничение, обусловленное использованием средств противоаварийной автоматики, применяется субъектом оперативно-диспетчерского управления в соответствии с порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, и правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(п. 8 в ред. Федерального закона от 11.06.2022 N 174-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В целях предотвращения нарушения снабжения электрической энергией ее потребителей по не зависящим от действий субъектов электроэнергетики причинам, в том числе по причинам, вызванным опасными природными явлениями или иными чрезвычайными ситуациями, в субъектах Российской Федерации создаются коллегиальные органы — штабы по обеспечению безопасности снабжения электрической энергией ее потребителей, которые принимают решения о применении мер, необходимых для предотвращения и (или) ликвидации последствий нарушения снабжения электрической энергией ее потребителей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Касательно наличия у cетевой организации получения сертификата качества (соответствия) электрической энергии (риски, последствия, рекомендации)

Субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии (пункт 7 Основных положений).

При исполнении договора сетевая организация обязана: обеспечить передачу электрической энергии в точки поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, с соблюдением величин аварийной и технологической брони (пункт 15 Правил недискриминационного доступа).

Перечень ГОСТ, устанавливающих требования к показателям качества электрической энергии:

  1. ГОСТ 32144-2013 Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения, введен в действие приказом Росстандарта от 22.07.2013 №400-ст. . Межгосударственный стандарт. Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Контроль и мониторинг качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения, введен в действие приказом Росстандарта от 08.12.2014 №1948-ст. . Национальный стандарт РФ. Оценка соответствия. Правила сертификации электрической энергии, утв. и введен в действие приказом Росстандарта от 29.11.2018 №1038-ст.

Исходя из условий оказания услуг по передаче электрической энергии на Сетевую организацию возложены соответствующие обязанности:

  • по обеспечению передачи электрической энергии от точек приема до точек поставки в соответствии с согласованными параметрами надежности и качества с учетом технологических характеристик энергопринимающих устройств потребителей и с соблюдением величин аварийной и технологической брони, а также в сети смежных сетевых организаций, к электрическим сетям которых присоединены энергопринимающие устройства потребителей;
  • по поддержанию в точках поставки и точках передачи показатели качества электрической энергии в соответствии с ГОСТ, устанавливающим показатели и нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего пользования, и иными обязательными требованиями.

Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором (пункт 1 статьи 542 ГК РФ).

В целях анализа возможных рисков, связанных с наличием обязанности по оформлению сертификата качества электрической энергии необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. о наличии обязанности у Сетевой организации по оформлению Сертификата соответствия электрической энергии (если Договором предусмотрено условие
    о поставке электрической энергии в соответствии с требованиями технических регламентов
    );
  2. о наличии/ отсутствии для Общества рисков, связанных с отсутствием Сертификата соответствия электрической энергии;
  3. о способах компенсации расходов на проведение мероприятий по сертификации электрооборудования.

НАЛИЧИЕ ОБЯЗАННОСТИ СЕТЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ СЕРТИФИКАТА СООТВЕТСТВИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

— Действующим законодательством не предусмотрена прямая обязанность Сетевой организации на получение Сертификата соответствия.

Вместе с тем, имеются риски привлечения Общества к административной и (или) гражданско-правовой ответственности (как в случае выявления несоответствия электрической энергии установленным параметрам качества, так и выявления отсутствия соответствующего Сертификата качества электрической энергии).

Указанный подход может быть применен по аналогии в соответствии с толкованием пунктов 8.1 и 8.2 Правил проведения сертификации электрооборудования.

NB! Правила проведения сертификации электрооборудования утрачивают силу
с 01.01.2021 в связи с изданием постановления Правительства РФ от 30.01.2020 №65.

Вместе с тем, сохраняют силу иные обязательные к применению нормативные правовые акты, согласно которым предусмотрена возможность обязательной сертификации электрической энергии.

Правовое обоснование.

В соответствии с требованиями статьи 7 Закона о защите прав потребителей постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 №982 утвержден единый перечень продукций, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия деклараций
о соответствии.

Согласно разделу 0110 указанного Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц является товаром, подлежащим обязательной сертификации.

Объектом обязательного подтверждения соответствия является продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации (статья 23 Закона о техническом регулировании).

Порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с сетевой организацией в целях оказания услуг по передаче электрической энергии определяется в соответствии с Правилами недискриминационного доступа (пункт 120 Основных положений).

Заявитель обязан обеспечивать соответствие продукции требованиям технического регламента (пункт 2 статьи 28 Закона о техническом регулировании).

NB! Под заявителем понимается изготовитель, продавец, исполнитель, обратившиеся с заявкой на проведение работ по подтверждению соответствия (пункт 1.13 Правил по проведению сертификации).

Заявка на проведение сертификации электроэнергии подается организацией, являющейся владельцем электросетевого оборудования и имеющей непосредственную техническую возможность регулирования качества электрической энергии в распределительных сетях.

NB! Ввиду особенностей электрической энергии как продукции (производится и потребляется одномоментно, не является предметом, имеющим стабильные физические характеристики; параметры напряжения зависят от характеристик сети), влиять на показатели качества электроэнергии в электрических сетях могут только сетевые организации, осуществляющие эксплуатацию электрических сетей действиями собственного персонала и состоянием распределительных сетей.

Под безопасностью продукции понимается состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан (статья 2 Закона о техническом регулировании).

Введение обязательной сертификации электрической энергии направлено на обеспечение безопасности жизни, здоровья людей, предотвращения вреда имуществу потребителя (ст. ст. 6, 7 Закона о техническом регулировании).

Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям (ст. ст. 4 и 7 Закона о защите прав потребителей).

Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.

NB! Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия установленным требованиям.

Таким образом, исходя из системного толкования норм ст. ст. 2, 3 и 38 Закона об электроэнергетики, пункты 8.1, 8.2 Правил проведения сертификации электрооборудования, подпункта "а" пункта 15 Правил недискриминационного доступа следует, что лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики (в том числе сетевые организации), обязаны соблюдать требования, предъявляемые к качеству электроэнергии и иметь сертификат такого качества.

NB! Правила проведения сертификации электрооборудования (пост. Госстандарта №36), Правила проведения сертификации в РФ (пост. Госстандарта №26) утрачивают силу с 01.01.2021 в связи с изданием постановления Правительства РФ от 30.01.2020 №65.

Вместе с тем, сохраняют силу иные обязательные к применению нормативные правовые акты, согласно которым предусмотрена возможность обязательной сертификации электрической энергии (например, единый перечень продукций, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия деклараций о соответствии, утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 №982).

Так, согласно правовой позиции, отраженной в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2017 по делу №А40-24706/2017 (в удовлетворении требований об отмене постановления о привлечении к ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ (в связи с отсутствием сертификата электрической энергии) отказано):

Качество электроэнергии является необходимым условием безопасного применения электроэнергии, следовательно, проведение сертификации электрической энергии, передаваемой потребителям по электрическим сетям истца, в соответствии с заключенным договором и действующим законодательством является обязательным.

Таким образом, на Сетевой организации (как на профессиональном субъекте розничного рынка электрической энергии) лежит обязанность по соблюдению параметров качества поставляемой электрической энергии, вместе с тем, норма действующего законодательства, в соответствии с которой Сетевая организация обязана получить сертификат соответствия качества электрической энергии, отсутствует.

Порядок выдачи сертификатов урегулирован Положением о Департаменте государственного энергетического надзора, утв. Минэнерго РФ от 25.12.2000 (пункты 5.3.3, 5.3.4 Положения).

Несоблюдение Сетевой организацией обязанности по соблюдению параметров качества поставляемой электрической энергии может привести к административным и (или) гражданско-правовым рискам для Общества.

ВОПРОСЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ, ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СЕТЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Поставка электрической энергии в отсутствие Сертификата соответствия электрической энергии может послужить основанием для привлечения Общества к административной и (или) гражданско-правовой ответственности.

Правовое обоснование (в части административной ответственности).

В случае нарушения требований национальных стандартов и технических регламентов принимаются меры, предусмотренные ст. ст. 14.43 – 14.46 КоАП РФ и ст. ст. 37 – 40 Закона о техническом регулировании (пункт 118 Административного регламента по осуществлению государственного контроля).

Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.

Объектом данного правонарушения являются охраняемые государством правоотношения в сфере технического регулирования, т.е. правового регулирования отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (статья 2 Закона о техническом регулировании).

Субъект ответственности – профессиональный субъект розничного рынка электрической энергии, осуществляющий поставку электрической энергии на основании заключенного Договора.

Так, согласно позиции, отраженной в постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2020 по делу №А60-40919/2019:

Общество, являясь профессиональным участником деятельности в сфере электроэнергетики в качестве сетевой организации, обязано соблюдать требования, предъявляемые к качеству электроэнергии, и проводить в предусмотренных законодательством случаях ее сертификацию в отношении всех своих объектов электроэнергетики.

Аналогичная позиция содержится в Определении Верховного Суда РФ от 16.01.2018 №305-АД17-20505 по делу №А40-24706/2017, согласно которому было отказано в передаче кассационной жалобы Сетевой организации в Судебную коллегию Верховного Суда РФ.

Результат: предписание оставлено в силе.

Таким образом, на Сетевой организации (как на профессиональном субъекте розничного рынка электрической энергии) лежит обязанность соблюдению параметров качества поставляемой электрической энергии, вместе с тем, норма действующего законодательства, в соответствии с которой Сетевая организация обязана получить сертификат соответствия качества электрической энергии, отсутствует.

Несоблюдение Сетевой организацией обязанности по соблюдению параметров качества поставляемой электрической энергии может привести к административным и (или) гражданско-правовым рискам для Общества (подробнее – см. раздел 3.2 настоящего Заключения).

Обязательной сертификации подлежит электрическая энергия, предназначенная для приобретения и использования гражданами исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; субъектом, на которого возлагается обязанность по проведению сертификации, – лица, участвующие в электроснабжении потребителей (в том числе сетевые организации, оказывающие услуги по передаче энергоресурса).

Так, согласно позиции Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.01.2020
по делу №А21-12953/2018 отмечено следующее:

… тот факт, что объектом сертификации является электрическая энергия в распределительных сетях, не свидетельствует о том, что сетевая организация является субъектом, на которого законодательством возложена обязанность по подтверждению соответствия продукции требованиям технических регламентов.

Как отмечено судами и подтверждается материалами дела, в соответствии с актом разграничения между Сетевой организацией и СНТ балансовой принадлежности электросетей ТП265-25 (прим. – в отношении которой Ответчику вменялось неисполнение требований по получению Сертификата соответствия) расположен в зоне эксплуатационной ответственности Сетевой организации».

Рекомендации для субъектов розничного рынка для минимизации рисков в части административной ответственности.

  • В рамках рассмотрения споров об оспаривании предписаний необходимо обратить внимание на границу эксплуатационной ответственности, в зоне которой расположены объекты электросетевого хозяйства, в отношении которых планируется получение Сертификата соответствия – указанное обстоятельство поможет ограничить ответственность Сетевой организации на нарушение качества (либо отсутствие сертификата качества) электрической энергии в электрических сетях, не относящихся к зоне ответственности Общества.

Правовое обоснование (в части гражданско-правовой ответственности).

Гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям (пункт 30 Основных положений).

Согласно пункту 1 статьи 1079 ГК РФ юридические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего, а, что установлено пунктом 2 статьи 1083 ГК РФ, при причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается даже при грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда.

В соответствии со статьей 1095 ГК РФ вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними
в договорных отношениях или нет.

Продавец или изготовитель товара, исполнитель работы или услуги освобождается от ответственности в случае, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил пользования товаром, результатами работы, услуги или их хранения (статья 1098 ГК РФ).

В соответствии с позицией, отраженной в апелляционном определении Свердловского областного суда от 29.06.2017 по делу №33-10423/2017:

… ни ответчик, ни третье лицо не представили ни сертификатов качества электрической энергии, о которых было заявлено в подтверждение надлежащего качества электрической энергии, ни доказательств проведения замеров
по обращению жителей
.

Рекомендации для субъектов розничного рынка в части гражданско-правовой ответственности.

  • Бремя доказывания того, что вред имуществу потребителя электроэнергии был причинен не в результате ненадлежащего исполнения энергоснабжающей организацией и (или) сетевой организацией своих обязанностей по договору энергоснабжения (оказания услуг по передаче электрической энергии), а вследствие иных причин, возлагается на такую энергоснабжающую организацию, которая отвечает перед потребителем за качество услуги в том числе и за действия лиц, привлеченных ею для оказания услуги.
  • Такими доказательствами могут являться сертификаты соответствия электрической энергии, а также замеры электрической энергии после получения соответствующих обращений потребителей и (или) энергоснабжающей организацией.

Обратить внимание на границы балансовой принадлежности, о которой указывалось в суде первой инстанции и указывается в апелляционных жалобах, имеет существенное значение для вменения ответственности между поставщиками энергии и потребителями.

СПОСОБЫ КОМПЕНСАЦИИ РАСХОДОВ ПОСРЕДСТВОМ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

— Экономически обоснованные расходы Сетевой организации могут быть включены при представлении полного анализа экономической обоснованности расходов
по данной статье.

Вместе с тем, имеются антимонопольные риски, например, приказ ФАС России
от 13.08.2019 №1087/19 «Об отмене приказа службы по тарифам Иркутской области
по передаче электрической энергии на территории Иркутской области на 2019 год».

Правовое обоснование.

В соответствии с положением статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках.

К полномочиям Правительства РФ относится утверждение основ ценообразования
в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (статья 24 Закона
об электроэнергетике
).

Указанные основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) определяют:

  • принципы и методы расчета цен (тарифов) в электроэнергетике;
  • критерии оценки экономической обоснованности затрат, включаемых в указанные цены (тарифы) – постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2010 по делу А40-174518/09;
  • порядок учета результатов деятельности субъектов электроэнергетики по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов);
  • порядок определения, распределения и учета величины перекрестного субсидирования между потребителями (покупателями) на розничных рынках электрической энергии;
  • особенности определения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям в технологически изолированных территориальных энергетических системах.

Расходы Общества на Сертификацию электрической энергии могут быть включены в тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Вместе с тем, имеются антимонопольные риски, связанные с исключением указанных расходов из НВВ.

Так, ФАС России отменила приказ об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии и исключила расходы на «Сертификацию электрической энергии» (приказ ФАС России от 13.08.2019 №1087/19):

Расходы по «Сертификации электрической энергии» учтены Службой в размере 967 тыс. руб., вместе с тем, не представлен в полном объеме анализ экономической обоснованности расходов по данной статье.

… законодательство, действующее в области ценообразования в электроэнергетике, постановления Верховного суда РФ от 13.05.2016 №305-АД15-19783 и от 13.05.2016 №305-АД17-20505 не содержат положений, предусматривающих обязательность учета в тарифах средств на получение сертификата соответствия качества электрической энергии.

В соответствии с законодательством, действующим в области электроэнергетики, сетевая организация обязана обеспечивать надежное и качественное энергоснабжение потребителей вне зависимости от наличия (отсутствия) сертификата соответствия качества электрической энергии. В целях исполнения этих требований в тарифах на услуги по передаче электрической энергии предусмотрены все необходимые средства, обязательность включения в расходы которых предусмотрена Основами ценообразования.

Затраты по статье «Сертификация электрической энергии», принятые Службой на 2019 год, подлежат исключению как принятые с нарушением Основ ценообразования.

Рекомендации для субъектов розничного рынка в части включения расходов в тариф.

Ответственность Энергосбытовой компании.

На все эти вопросы можно ответить кратко — гарантирующий поставщик (пример ПАО «Мосэнергосбыт», далее по тексту — ГП). Именно эта организация отвечает за электроснабжение любого обратившегося к ней абонента (потребителя).

ответственность ГП

В настоящее время ГП является по сути необходимым «злом», которое не стыдно лишний раз привлечь к ответственности.

Необходимо оговорить следующий момент: ответственность, предусмотренная ГК РФ и Правилами функционирования розничных рынков электроэнергии (далее — ОПФРР), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, носит гражданско-правовой характер. Тем не менее из-за исключительного статуса ГП, он может быть привлечен и к административной ответственности.

Таким образом, в отношениях по снабжению электрической энергией, предусмотренных ГК РФ и ОПФРР, возможны следующие случаи наступления ответственности ГП перед иными субъектами:

— за надежность снабжения потребителя электрической энергией и ее качество (п. п. 7, 30, 40 ОПФРР);

— за необоснованное введение ограничения режима потребления электрической энергии (п. 25 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

Договор энергоснабжения, предусмотренный в параграфе 6 гл. 30 ГК РФ, не включает в себя возможность привлечения третьих лиц к процессу энергоснабжения, т.е. всего законодателем предполагалось 2 стороны в договоре — абонент (потребитель) и энергоснабжающая организация. В силу положений ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

При этом важно отметить, что в рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям (п. 30 ОПФРР).

Статья 547 ГК РФ устанавливает, что в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (пункт 2 статьи 15). Если в результате регулирования режима потребления энергии, осуществленного на основании закона или иных правовых актов, допущен перерыв в подаче энергии абоненту, энергоснабжающая организация несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств при наличии ее вины.

В современных условиях, когда деятельность по физической доставке электроэнергии потребителю в подавляющем большинстве случаев возлагается энергоснабжающей организацией (ГП) на третьих лиц (сетевую организацию — СО), норма п. 2 ст. 547 ГК фактически устанавливает для ГП возможность ухода от ответственности.

Ответственность ГП в данном случае строится по модели ответственности должника за действия третьих лиц (ст. 403 ГК).

Большую проблему, в частности, представляет отсутствие в законодательстве четкой регламентации ответственности субъектов электроэнергетики за качество предоставляемой потребителю электроэнергии, которое продолжает оставаться весьма низким.

При этом согласно ОПФРР сетевая организация несет ответственность за качество электроэнергии только в случае наличия прямого договора потребителя с сетевой организацией, а также в случае передачи электроэнергии через объекты электростанций или других потребителей (п. 30 ОПФРР). Поэтому нормы, устанавливающие ответственность ГП за качество электроэнергии (п. п. 7, 30, 40 ОПФРР), носят, по сути, декларативный характер, если гражданско-правовая ответственность ГП в данном случае будет обусловлена необходимостью доказывания его вины.

Таким образом, привлечь ГП к гражданско-правовой ответственности оказывается весьма затруднительным, поскольку доказать его вину в данной ситуации в принципе невозможно, тогда как ответственность за третьих лиц является безвиновной. В ситуации возмещения убытков потребителям ГП вина сетевой организации не влияет на возможность привлечения ГП к ответственности, что непосредственно следует из положений ст. 403 ГК.

Ответственность ГП предусматривается и КоАП РФ, Жилищным кодексом РФ, тарифным законодательством (Постановление Правительства РФ N 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике») и иными нормативными актами.

Так согласно ст. 157 ЖК РФ Правительство РФ приняло 06.05.2011 Постановление N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Применение при расчетах с потребителями ГП необоснованных тарифов также является основанием для возникновения ответственности гражданской и административной: во-первых, суд обяжет вернуть неосновательное обогащение, полученное при применении не того тарифа, а во-вторых, при желании потребитель может обратиться в УФАС, ГЖИ (Государственная жилищная инспекция) с жалобой на действия ГП. ГП в этом случае будет привлечен к административной ответственности.

ГП всегда несет ответственность за полное или частичное ограничение режима электропотребления, в случае если такое ограничение было введено без достаточных оснований и повлекло наступление вредных последствий для потребителя. Самыми распространенными основаниями для введения ограничения режима электропотребления является соглашение сторон договора, нарушение потребителем условий по оплате электроэнергии, выявление неучтенного потребления электрической энергии, возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов, необходимость проведения ремонтных работ, нарушение потребителем введенного ранее в отношении его ограничения режима потребления при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для его введения, и т.д.

Законом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для возникновения права ГП на введение режима ограничения подачи электроэнергии.

Отдельного внимания заслуживают споры о бездоговорном и безучетном потреблении электрической энергии. На первый взгляд, ГП не может нести ответственность за подобные действия потребителя. Однако у ГП есть обязанность производить расчет согласно показаниям измерительных приборов учета. Более того, ГП обязан, согласно п. 167 ПП РФ N 442, проверять соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводить проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии (дело N А50-12066/2012, N А50-8437/2013).

Несмотря на кажущуюся прозрачность нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность ГП, при возникновении спорных ситуаций и рассмотрении дел в суде часто на практике встречаются следующие проблемы, разрешение которых коренным образом влияет на ответственность ГП (необходимо помнить, что ответственность наступает только при виновном поведении).

При спорах с потребителями о расчетах за поставленную электроэнергию ответственность ГП при неверно произведенном расчете может быть вызвана тем, что сетевая компания или сам потребитель предоставил некорректные данные. Например, о нахождении точки поставки, характеристике энергопринимающего оборудования, сведения о газификации или электрификации многоквартирного жилого дома и т.д.

При спорах о качестве электроэнергии необходимо привлекать к участию в деле сетевые компании, т.к. именно они несут ответственность за состояние и содержание электрических сетей, уровень напряжения в сетях и т.д., а не привлекать к ответу только ГП. Подобные судебные решения крайне редко исполняются, т.к. у ГП нет правовых оснований производить с имуществом (сетями) иной компании какие либо действия, поэтому ГП в порядке регресса адресует требования к сетевым компаниям. Это приводит к затягиванию судебных процессов, а в результате будет страдать потребитель, т.к. именно у него не будет электроэнергии надлежащего качества.

При спорах о ценообразовании ответственность наряду с ГП должны нести органы государственной власти, ответственные за принятие тарифов, а также иные лица, так или иначе влияющие на ценообразование в сфере энергоснабжения.

Аналитика Публикации

Что делать, если электроэнергия, пришедшая на энергопринимающие устройства, не соответствует обязательными параметрам качества? Ведь абонент потребляет ее для собственных нужд, в т. ч. производственных.

Вопрос возникает от потребителя к потребителю, и у каждого учетом особенного и индивидуального процесса потребления электрической энергии энергопринимающими устройствами каждого отельного потребителя.

Как восстановить нарушенное право на качественную электроэнергию? Причинен ли оборудованию ущерб некачественной электроэнергией и как можно его рассчитать и возместить? Как материально компенсировать то, что обязательство поставщиком исполнено ненадлежащим образом, но электроэнергия потреблена и вернуть ее потребитель не может?

Таким образом, из факта поставки электрической энергии ненадлежащего качества возникает не один, а множество вопросов.

Возмещение убытков

Первым способ, к которому прибегают при защите нарушенного права, – это возмещение убытков.

Более того, в последнее время перспектива взыскания убытков при их наличии стала более ясной.

Этому способствовали постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.09.2011 № 2929/11, Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 [1] и положения ст. 393 ГК РФ. Согласно правовой позиции судов размер подлежащих возмещению убытков следует установить с разумной степенью достоверности, при которой объективная сложность доказывания убытков и их размера, равно как и причинно-следственной связи между действиями и причиненными убытками не должна снижать уровень правовой защищенности участников правоотношений. Нельзя отказать кредитору в возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, основываясь только на том, что размер убытков не может быть установлен с разумной степенью достоверности.

Однако в любом случае по смыслу ст. 15 и 393 ГК РФ кредитор[2] при защите своего права должен подтвердить наличие у него убытков, а также обосновать с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (ст. 404 ГК РФ)[3].

Как доказать размер убытков (установить разумную степень достоверности их размера) и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками? Например, некачественная электроэнергия была потреблена, и не последовало прямого ущерба в виде сгоревшего энергопринимающего устройства (энергоприбора, оборудования ) или полученного производственного брака продукции в результате поступления некачественной энергии. Тогда разумная степень размера убытков будет зависеть от некого способа расчета причиненного ущерба, возникающего уже сегодня, но окончательно материализующегося, возможно, в будущем и связанного, например, с сокращением срока безаварийной работы энергоприбора (оборудования ) в сравнении с сроком работы при качественном электроснабжении или возврату некачественной продукции в связи с возникающими недостатками в пределах гарантийного срока.

Практика показывает, что даже расчет такого возможного ущерба, выполненный специалистами или экспертами, зависит от многих субъективных составляющих и может не соответствовать той самой разумной степени размера убытков, описанной в приведенной позиции высших судов России.

Более того, непример, в указанной модели расчета нельзя будет достоверно доказать, что сокращение срока безаварийной работы энергоприбора (энергообъекта) будет вызвано действиями конкретного поставщика, так как поставщик электрической энергии со временем может поменяться.

Таким образом, возможность взыскать убытки нельзя сбрасывать со счетов. Но сложность доказывания их размера и причинной связи между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и понесенными убытками переводит данную модель в раздел малоэффективных.

Альтернативный вариант

Предлагается альтернативная и более перспективная модель защиты нарушаемых прав потребителя электрической энергии. Она связана с правами и обязанностями, установленными Гражданским кодексом РФ в части исполнения договоров купли-продажи (поставки).

Электроэнергия – это товар

Уже несколько лет как закончились споры цивилистов и практиков о том, к каким гражданско-правовым формам обязательств причислять отношения, связанные со снабжением электрической энергией конечных потребителей этой энергии.

В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) законодатель определил основные понятия, применяемые в электроэнергетике. Из их анализа следует, что электрическая энергия (мощность) относится к «товарам», производимым на объектах по производству электрической энергии, передаваемым через объекты электросетевого хозяйства посредством оказания услуг по передаче электрической энергии, на энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии. Более детально основные понятия описаны в постановлениях Правительства РФ: от 27.12.2010 № 1172, от 04.05.2012 № 442; от 27.12.2004 № 861.

Электроэнергетика – отрасль экономики Российской Федерации, включающая комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (абз. 2 ст. 3 Закона об электроэнергетике).

Оптовый рынок электрической энергии и мощности – сфера обращения особых товаров – электрической энергии и мощности, с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии и мощности (абз. 8, 10 ст. 3 Закона об электроэнергетике), а розничные рынки электрической энергии – сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии.

При этом услуги по передаче электрической энергии являются самостоятельными и обособленными гражданско-правовыми обязательствами, осуществляемыми посредством комплекса организационно и технологически связанных действий (в т. ч. по оперативно-технологическому управлению), которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей (объекты электросетевого хозяйства – линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование) (абз. 11, 12 ст. 3 Закона об электроэнергетике).

Закон ввел понятие двустороннего договора купли-продажи электрической энергии – соглашения, в соответствии с которым поставщик обязуется поставить покупателю электрическую энергию, соответствующую обязательным требованиям, в определенном количестве и определенного качества, а покупатель обязуется принять и оплатить электрическую энергию на условиях заключенного в соответствии с правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков договора (абз. 20 ст. 3 Закона об электроэнергетике). Здесь уже появилось указание на «сопутствующие» свойства товара – «количество», «качество». Договоры энергоснабжения фактически являются договором купли-продажи + оказание услуг и также предусматривают продажу-покупку товара – электрической энергии[4]

Для целей настоящей статьи нас в первую очередь интересуют обычные потребители, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд, т.е. потребители розничных рынков электроэнергии.

Для справки

Гарантирующий поставщик электрической энергии – коммерческая организация, обязанная в соответствии с Законом об электроэнергетике или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию (далее – гарантирующий поставщик).

Статья 3 Закона об электроэнергетике

Основные поставщики электрической энергии (мощности) на розничных рынках: гарантирующие поставщики, энергосбытовые организации, производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках.

Потребители, участвующие в сфере обращения электрической энергии на розничных рынках, вправе приобретать электрическую энергию в порядке, определенном настоящим документом, у гарантирующих поставщиков, энергосбытовых (энергоснабжающих) организаций, производителей электрической энергии на розничных рынках (п. 6 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, далее – Правила № 442).

Для справки

Энергосбытовые организации – организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии.

Статья 3 Закона об электроэнергетике

Электрическая энергия (мощность) реализуется на розничных рынках на основании двух видов договоров (п. 27 Правил № 442):

– купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).

По договору энергоснабжения поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги (п. 28, 55 Правил № 442).

По договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а потребитель обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) (п. 29, 55 Правил № 442).

Таким образом, в любом случае независимо от формы договора (энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии) по заключенному договору поставщик обязан обеспечить продажу электрической энергии как товара, а потребитель – принимать и оплачивать данный товар, т. е. приобретаемую электрическую энергию.

Продавец отвечает за недостатки товара

Правовые положения участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления прав собственности и других вещных прав, договорные и иные обязательства регулирует гражданское законодательство. Гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в пп. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ.

Отношения по обязательствам купли-продажи регулирует гл. 30 «Купля-продажа» ГК РФ. Предусмотрено, что по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену) (п. 1 ст. 454 ГК РФ). Описаны и последствия передачи товара ненадлежащего качества. Так, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, получивший товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца:

– соразмерно уменьшить покупную цену;

– безвозмездно устранить недостатки товара в разумный срок;

– возместить понесенные расходы на устранение недостатков товара.

Если требования к качеству товара нарушены существенно, покупатель может отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возвратить уплаченную за товар денежную сумму либо потребовать заменить товар ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

Нарушение требований считается существенным, если покупатель обнаружил неустранимые недостатки; недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков (п. 2 ст. 475 ГК РФ).

Покупатель может предъявить требования об устранении недостатков или о замене товара, указанные в пп. 1 и 2 ст. 475 ГК РФ, если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства (п. 3 ст. 475 ГК РФ).

Последствия поставки товаров ненадлежащего качества по договорам поставки установлены в ст. 518 ГК РФ. Покупатель (получатель) таких товаров вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные ст. 475 ГК РФ. Исключение: поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменил поставленные товары товарами надлежащего качества.

Особенность электрической энергии (мощности) как товара – одномоментность производства и потребления. Это де-факто исключает возможность требовать устранения недостатков или замены товара.

При этом требование соразмерно уменьшить покупную цену остается как наиболее возможное при условии поставки и потребления электрической энергии ненадлежащего качества.

Продавец (поставщик) отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что они появились до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента (п. 1 ст. 476 ГК РФ). При этом если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, покупатель может предъявлять требования при условии, что он обнаружил недостатки проданного товара в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока, когда такой срок установлен законом или договором купли-продажи (ст. 477 ГК РФ). Учитывая одномоментность производства и потребления электрической энергии (мощности), гарантийный срок на данный товар установить невозможно.

Таким образом, факт купли-продажи (поставки) некачественной электрической энергии необходимо фиксировать в точках поставки (п. 2 Правил № 442), указанных в соответствующем договоре с поставщиком электрической энергии, на границе балансовой и эксплуатационной ответственности (п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861). Тогда потребитель получит доказательства поступления некачественной электрической энергии до границы местонахождения его энергопринимающих устройств (объектов).

Для замеров качества электрической энергии следует использовать оборудование, которое позволяет производить замеры ежесекундно, фиксировать и хранить полученную информацию в электронном виде. В таком случае, полученные и зафиксированные сведения может будет использовать в качестве доказательства подтверждающего факт поставки некачественной энергии. Требования к качеству электрической энергии установлены ГОСТ 32144-2013 «Межгосударственный стандарт. Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения» (введен в действие приказом Росстандарта от 22.07.2013 № 400-ст).

Казалось бы, остается определить только размер уменьшения покупной цены и предъявить его поставщику. Однако требуются существенные уточнения к предложенному способу защиты.

Подводные камни

В соответствии с п. 5 ст. 454 ГК РФ положения, предусмотренные § 1 «Общие положения о купле-продаже», применяются к энергоснабжению, если иное не предусмотрено правилами Гражданского кодекса РФ об этих видах договоров. Схожая норма содержится и в п. 5 ст. 475 ГК РФ: правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются, если Гражданский кодекс РФ или другой закон не установил иное.

Права и обязанности сторон (поставщиков и потребителей) в отношении качества энергии (в т. ч. электроэнергии) предусмотрены ст. 542 ГК РФ. Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в т. ч. с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.

При этом если энергоснабжающая организация нарушает требования, предъявляемые к качеству энергии, абонент (потребитель) вправе отказаться оплачивать такую энергию. Энергоснабжающая организация в свою очередь может требовать от абонента возместить стоимость того, что он неосновательно сберег вследствие использования этой энергии (п. 2 ст. 1105 ГК РФ).

Право потребителя отказаться от оплаты некачественной электроэнергии выглядит заманчиво. Судебная практика по таким делам положительная, хотя и малочисленная (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.05.2013 по делу № А58-2953/2012). Однако прогнозируемые последствия от реализации описанного статей права выглядят более чем высокорисковыми.

В статье 542 ГК РФ законодатель дает ссылку на п. 2 ст. 1105 ГК РФ, в соответствии с которым лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, обязано возместить потерпевшему то, что сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило. В нашем случае это относится к потребителю, который отказался оплачивать некачественно поставленную электроэнергию.

В электроэнергетике конечная цена товара (электрической энергии) складывается из трех составляющих: нерегулируемой цены электрической энергии, стоимости услуг по передаче и сбытовой надбавки. Если абонент потребил некачественную электрическую энергию, фактически данная норма никак не защищает потребителя, потому, что с него будет взыскано неосновательное обогащение в том же размере, что и стоимость поставленной электроэнергии по договору.

Помимо этого, на потребителя, скорее всего, лягут проценты за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГК РФ[5]. Кроме того, возникнут риски бездоговорного потребления, связанные с отказом гарантирующего поставщика от договора энергоснабжения, купли-продажи (поставки) на основании п. 53 Правил № 442 в связи с неисполнением потребителем обязательств по оплате электрической энергии. Оплата объема бездоговорного потребления, рассчитанного по Правилам № 442, многократно превысит стоимость потребленной электроэнергии.

Но! Следует отметить, что параграф 6 «Энергоснабжение» главы 30 ГК РФ применятся ограниченно, а именно, к отношениям между энергоснабжающей организаций и абонентом, в части не урегулированной отраслевым законодательством. Сегодня основные отношения по поставке электрической энергии возникают между гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) и потребителем и регулируются отраслевым законодательством[6], о чем далее.

К отношениям по энергоснабжению, купле-продаже (поставки) электрической энергии нормы Гражданского кодекса РФ применяется в том случае, если они не противоречат специальному отраслевому закону или иными правовыми актами, в данном случае – Закону об электроэнергетике и Правилам № 442. Однако указанными актами вопрос обязательств и ответственности за поставку некачественной электроэнергии никак особенно не урегулирован.

Закон об электроэнергетике предоставил гарантии надежного обеспечения потребителей электрической энергией: субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в т. ч. энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями (ст. 38). Каких-либо норм, закрепляющих виды, способы, порядок определения размера ответственности упомянутых субъектов электроэнергетики за несоблюдение качества электрической энергии при поставке конечным потребителям, Закон об электроэнергетике на содержит.

В Правилах № 442 установлено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в т. ч. гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии (п. 7). Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Наличие оснований и размер ответственности субъектов электроэнергетики перед потребителями за действия (бездействие), повлекшие за собой неблагоприятные последствия, определяются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об электроэнергетике. Как уже отмечали, законом не предусмотрены какие-то особенные виды ответственности за некачественную электроэнергию. Также формулировка «неблагоприятные последствия» не отвечает принципам определенности законодательства и оставляет возможность для апелляции субъектов электроэнергетики к ограниченному толкованию своих обязательств и ответственности.

Не добавляет конкретики и то, что вопрос обязательств и ответственности за поставку качественной электроэнергии относится к существенным условиям договора купли-продажи (поставки) электрической энергии и договора энергоснабжения (пп. 40 и 41 Правил № 442). Правила № 442 не содержат параметров указанной ответственности. Теоретически любой потребитель может воспользоваться правом на внесение более детализированных условий об ответственности поставщика в договор – ст. 422, 426, 433, 435, 443, 445 и 446 ГК РФ, в т. ч. в судебном порядке. На практике это реализовать затруднительно, хотя и не невозможно (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.04.2013 по делу № А31-3305/2012).

Когда потребитель – население

В отношении поставки электрической энергии в адрес граждан сделана особая оговорка. Ответственность субъектов электроэнергетики перед исполнителями и потребителями коммунальной услуги за отклонения показателей надежности и качества электрической энергии сверх величин, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, определяется в т. ч. в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (п. 7 Правил № 442). То есть законодатель указал на применение другого законодательства – Жилищного кодекса РФ и подзаконных ему актов.

При предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за коммунальные услуги изменяется в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 4 ст. 157 ЖК РФ). Данный порядок предусмотрен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354). В частности, требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении 1 к Правилам № 354. Предусмотрено, например, снижение размера платы за коммунальную услугу на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества. При этом лицо, виновное в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, обязано уплатить потребителю штраф, определяемый в размере и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

Законодательство об электроэнергетике прямо не предусматривает расчета обязательств или ответственности поставщика за поставленную электроэнергию ненадлежащего качества. В то же время оно и не ограничивает применение норм Гражданского законодательства, в т. ч. нормы о праве покупателя потребовать соразмерного уменьшения покупной цены приобретенного товара ненадлежащего качества, закрепленного в п. 1 ст. 475 ГК РФ

Кроме того, в качестве обоснования расчета по определению соразмерного уменьшения цены за поставленную некачественную электроэнергию можно применить подходы, заложенные в разд. IX Правил № 354. При этом использовать условия ст. 6 ГК РФ: в случаях, когда предусмотренные пп. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Предложенный подход к защите прав потребителя, постоянно получающего электрическую энергию ненадлежащего качества, не несет для него существенных финансовых рисков и ограничен лишь необходимостью тщательной подготовки правовой позиции и вакуумом схожей судебной практики. Реализация хотя бы одного подобного подхода на практике в судебном порядке помогла бы сформировать бы крепкий инструмент в защите прав потребителей при поставке электроэнергии, не соответствующей требованиям качества, установленным действующим законодательством.

[1] Раздел «Общие положения об ответственности и о возмещении убытков».

[2] В нашем случае – потребитель, получивший некачественную электроэнергию.

[3] Пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7.

[4] Пункт 28. (Основ функционирования розничных рынков утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442)

[5] Пункт 2 ст. 1107 ГК РФ.

[6] Пункт 3 Правил 442. В пункте 4 Правил 442 указано, что энергоснабжающая организация — это особый субъект розничного рынка, который совмещает деятельность по производству электрической энергии (мощности) с деятельностью по ее продаже и (или) в установленных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике случаях совмещает деятельность по продаже электрической энергии (мощности) с деятельностью по ее передаче.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *