Осаго при обоюдной вине как выплачивается
Перейти к содержимому

Осаго при обоюдной вине как выплачивается

  • автор:

Обоюдная вина при дтп в каких случаях решение проблемы нужно ли обращаться в суд

Обоюдная вина при дтп в каких случаях решение проблемы нужно ли обращаться в суд

Один из самых неоднозначных терминов, де-факто отсутствующий в нормативной базе. Обоюдная вина при ДТП регулируется действующим законодательством как ситуация, при которой все водители признаны виновными, либо происшествие, при котором установить виновность участника не представляется возможным.

В последнем случае есть смысл оспорить решение – вам в помощь юрист по административным делам и гражданскому судопроизводству. Мы же рассмотрим ситуацию с обоюдной виной участников ДТП более подробно и разберем все возможные варианты.

Кто кому платит при «обоюдке»?

Обоюдная вина в ДТП приводит к тому, что участники одновременно являются и виновником, и потерпевшим. На основании ст.1064 ГК ему обязаны компенсировать причиненный ущерб.

Выплата производится пропорционально степени вины. Многое также зависит от наличия страхового полиса у каждого из участников происшествия, а также от выявления смягчающих или отягчающих обстоятельств.

Рассмотрим наиболее распространенные ситуации.

Если полис ОСАГО есть у обоих водителей

Если ОСАГО при обоюдной вине есть у обоих водителей, то в соответствии с п.22 соответствующего федерального закона выплата производится в равных долях всем участникам происшествия, либо обратно пропорционально степени их вины.

Если виновность признана равной и участники ДТП не обжалуют это решение, то всем пострадавшим будут выплачены равные доли установленного страхового ущерба от обеих страховых компаний.

Если же автомобилей было 4, то 25% от полного возмещения и так далее.

Если же суд произвел определение степеней вины, то каждый водитель получит компенсацию в той степени, в которой он признан невиновным.

Предположим, что суд определил степень виновности одного участника ДТП на 60%, а второго – на 40%. Повреждения первого автомобиля оценены в 100 тыс. руб. Он получит только 40 тыс. руб от этой суммы, так как на 60% он признан виновным. В ситуации со вторым участником при аналогичной оценке повреждений водителю будут выплачены 60 тыс. руб., так как виновным он признан только на 40%.

Степень виновности участников ДТП устанавливает только суд. Ни сотрудники ДПС, ни эксперты не имеют таких полномочий.

Если полис ОСАГО только у одного владельца ТС

Выплата по ОСАГО при «обоюдке» возможна только в ситуациях, когда со ответственность застрахована. Если у одного из виновников ДТП нет полиса, то его «оппонент» не сможет получить компенсацию от страховой и будет вынужден взыскивать ее со второго виновника через суд.

Водители Иван и Игорь обоюдно виновны в ДТП. У Ивана полный порядок со страховкой, а у Игоря ее нет. Игорь обращается в страховую компанию Ивана и получает выплату. Иван обращается в суд с исковым заявлением и взыскивает с Игоря сумму причиненного ущерба.

При взыскании ущерба с виновника ДТП без страховки работает правило, на основании которого производится выплата по ОСАГО: компенсация назначается обратно пропорционально степени виновности. Единственное различие: в одном случае ущерб компенсирует страховая компания, в другом – второй виновник происшествия.

Если один водитель был в нетрезвом состоянии

В этом случае устанавливается причинно-следственная связь между ДТП и нарушениями, который допустил каждый из участников. Мнение о том, что пьяный водитель априори виновен – заблуждение. Да, его привлекут по статье за вождение в нетрезвом виде. Но если не его действия привели к происшествию, то его вины в ДТП нет.

Само по себе опьянение причиной аварии быть не может. А вот допущенные из-за него нарушения – вполне.

Поэтому по факту произошедшего ДТП второго виновника не должно волновать, находился ли первый в состоянии опьянения или нет. Значение имеет только установленная степень его вины. Если виновны оба в равной степени – производится выплата 50 на 50. Если в разной, то процент виновности установит суд.

Что грозит участникам при «обоюдке»?

«Обоюдка» при ДТП влечет за собой ту же ответственность, что и при «обычном происшествии. Но есть некоторые нюансы. Рассмотрим наступающие последствия по каждому виду ответственности для всех виновников ДТП:

  • Административная – протокол выписывается на всех виновников.
  • Гражданская – если не установлена степень вины, то все участники получают возмещение в равных долях, если установлена – компенсация выплачивается пропорционально виновности каждого водителя.
  • Уголовная – по аналогии с «обычным» ДТП причинение вреда здоровью или жизни человека влечет за собой наступление уголовной ответственности.

Однако в последнем случае определяющее значение имеет категория пострадавшего. Если им оказался второй водитель, то ответственность возлагается на первого. Если же пострадавшим признан, например, пешеход, то за него отвечают оба виновника ДТП.

Нарушителей может быть двое, но «обоюдки» при этом не будет

«Обоюдка» наступает только в ситуации, когда все участники ДТП были в нем виновны. Их может быть 2, 3, 10 или больше – не имеет значения. Но если один из участников было, предположим, трое, а виновными в происшествии признаны только двое, то ДТП обоюдным не будет, хотя таковой и будет признана вина тех двоих водителей.

Порядок действий при обоюдной аварии

Действовать необходимо в соответствии с ПДД, никаких «привилегий» для обоюдно виновных участников ДТП не предусмотрено. В соответствии с действующими правилами:

  • Участники аварии должны остановить транспортные средства.
  • Не перемещая автомобили включить «аварийку» и выставить знак на удалении, предусмотренном нормативами.
  • Вызвать сотрудников ДПС или оформить европротокол, если это допускает ситуация (нет пострадавших и погибших).

В какую страховую обращаться после происшествия? В свою. Если же у вас не было страховки, то необходимо обратиться к страховщику второго виновника. Тот, в свою очередь, имеет право взыскать с вас компенсацию через суд.

Можно ли оформить европротокол при «обоюдке»?

Да, равно как и при любом другом ДТП, но только в ситуациях, когда происшествие соответствует требованиям оформления европротокола. Напомним, что для этого должны быть соблюдены следующие предусмотренные законом условия:

  • В происшествии участвовало ровно 2 транспортных средства.
  • Оба участника ДТП имеют страховые полиса.
  • В ходе происшествия был причинен вред только транспортным средствам, но не жизни и здоровью, не другому имуществу.
  • При ДТП между машинами был прямой контакт.
  • Не превышался лимит в 100 тыс. руб или в 400 тыс. руб, если оформление происходило посредством приложения.
  • Участники происшествия пришли к соглашению в обстоятельствах ДТП.

Соответственно при оформлении европротокола в нашей ситуации участники дают обоюдное согласие и, тем самым, происходит установление их обоюдной вины. Часто именно этот факт страховые компании относят к разногласиям между участниками происшествия, хотя прямого указания на это в законе нет.

Установление степени вины в ДТП

Если участники ДТП не согласны признать обоюдную вину и хотят установить ее степень, то они обращаются в суд. В этой ситуации истцом может выступить как один водитель, так и оба.

Суд рассматривает представленные доказательства и документы, заслушивает свидетелей, если таковые имеются, и устанавливает степень вины каждого участника аварии в процентном соотношении.

В зависимости от этих показателей в дальнейшем водителям выплачивается компенсация от страховщиков или вторых виновников ДТП.

В этой ситуации крайне важно отстоять свою позицию. Вам может помочь опытный автоюрист. Специалист подготовит комплект документов, представит ваши интересы в суде и поможет добиться наиболее благоприятного исхода. Юридическая компания «АПК» в Казани готова предоставить профессиональную помощь участникам ДТП, которые хотят установить степень вины в происшествии.

Как оспорить обоюдную вину?

Если речь идет об оспаривании протокола, то вы можете обратиться к руководству составившего документ инспектора. Если это не принесет результата, то нужно идти в суд. Если же речь идет как раз о судебном решении, то вам необходимо обратиться в вышестоящий суд с соответствующим апелляционным заявлением.

Во второй ситуации вам также может потребоваться помощь квалифицированного юриста. Необходимо предоставить весомые аргументы, которые позволят отменить решение суда первой инстанции. Часто требуется проведение экспертиз, сбор документов, привлечение свидетелей – в этом может помочь опытный автоюрист.

Можно ли не заявлять в ГИБДД о ДТП и уехать?

Теоретически это возможно, хоть и не вполне законно. Но мы не рекомендуем оставлять место ДТП и не заявлять о нем. Иногда лучше получить штраф и увеличить КБМ, даже если повреждения совсем небольшие и по оценке выйдут всего на пару тысяч рублей. Ничто не мешает второму виновнику происшествия вернуться на место и вызвать сотрудников ДПС.

Если вы все же решили договориться и оставить место ДТП, то:

  • Напишите расписку – в ней укажите, что в происшествии не было пострадавших, и необходимость в оформлении инцидента отсутствует.
  • При необходимости составьте европротокол, заранее договорившись, что никто из вас не будет обращаться в суд.

На самом деле избежать повышения КБМ можно даже после вызова сотрудников ДПС – главное договориться, что никто из вас не будет обращаться в страховую компанию за выплатой компенсации. В этом случае вы отделаетесь штрафами. Однако маневры до обмана со стороны второго участника все равно остаются.

Остались вопросы к адвокату по данной тематике? Задайте их в форме, расположенной ниже, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Дата актуальности материала: 29.04.2022

Что такое «обоюдка»? Открываем секреты!

Обоюдная вина при дтп в каких случаях решение проблемы нужно ли обращаться в суд

Что такое «обоюдка»? Чем она грозит водителю, и сколько можно получить денег от страховой компании? Кто должен чинить машину в случае обоюдного признания вины?

В законодательстве нет такого понятия, как «обоюдка». Однако представители страховых компаний обычно подразумевают под «обоюдкой» ситуации, когда инспектором ГИБДД были выявлены нарушения правил дорожного движения у всех участников аварии.

Именно поэтому при рассмотрении обстоятельств ДТП в группе «разбора» (не говоря уже про момент оформления протокола на месте ДТП) нужно пристальное внимание уделять тому, чтобы сотрудники ГИБДД отметили все нарушения со стороны «второго» водителя.

Как оформить протокол?

При оформлении сотрудником ГИБДД документов не будьте пассивны.

Именно от того, что инспектор напишет на месте ДТП, во многом и будет зависеть, кого в итоге признают виновником аварии и кто будет нести материальную ответственность.

Именно поэтому постарайтесь в спокойно форме донести до инспектора свою точку зрения на обстоятельства ДТП, привести доказательства (тут-то и пригодится видеорегистратор) или показания свидетелей.

Если вы не согласны с мнением инспектора об обстоятельствах ДТП, то настоятельно советуем отразить свою точку зрения в письменном виде в документах. Вы имеете на это полное право. И не бойтесь писать — если не хватит свободного места в протоколе, то тогда запишите в бланке «Замечания и дополнения изложены в приложении к протоколу на одном (двух) листах».

Кроме того, обратите внимание на то, чтобы в документах были отражены следующие обстоятельства ДТП:•Состояние дорожного покрытия. Если на дороге есть крупные ямы, то лучше всего измерить их (длину, глубину, ширину) и занести эти данные в протокол.

Если размеры ям превышают ГОСТ Р50597-93, то ответственность за ДТП может быть полностью либо частично возложена на дорожные службы (согласно ГОСТу, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см).

•Наличие и работоспособность светофоров и прочего дорожного оборудования, наличие и читаемость разметки и дорожных знаков.•Погодные и дорожные условия (туман, дождь, лужи, лед и так далее).•Особенности дороги (уклоны и прочее).

•Наличие тормозного пути (лучше его измерить самому), расположение различных предметов, которые оказались на дороге после ДТП.

«При этом нужно помнить — инспектор ГИБДД не устанавливает степень вины. Это не в его полномочиях. Он лишь описывает все обстоятельства аварии и фиксирует нарушения правил со стороны водителей», — рассказал референт Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Дмитрий Лейбов.

Итак, предположим, произошла авария. И сотрудник ГИБДД установил, что оба водителя нарушили правила дорожного движения (еще раз стоит повторить — в ГИБДД не устанавливают степень вины, а только описывают все обстоятельства ДТП). Что делать дальше? «Нужно идти в страховую компанию и подавать документы с просьбой о компенсации ущерба.

Причем в страховую компанию может идти как тот, так и другой водитель», — рассказал Юрий Иванов, заместитель руководителя управления компании «АльфаСтрахование».

И тут уже от страховой зависит, как они будут интерпретировать «обоюдку» (если вам не понравится решение страховой компании, то необходимо подавать документы в суд, который и будет устанавливать степень вины).

Существует несколько вариантов «обоюдки»:•Нарушение одного из водителей не находится в причинно-следственной связи с произошедшим ДТП. В этом случае страховая компания должна выплатить ему 100% компенсацию. «Если участник ДТП забыл дома водительское удостоверение, то он нарушил ПДД (часть 2.1.1).

Однако это нарушение не имеет никакой причинно-следственной связи со столкновением с другим транспортным средством», — пояснила Екатерина Оберюхтина, начальник управления урегулирования убытков по ОСАГО Страховой компании «Согласие».•Нарушения со стороны участников ДТП находятся в причинно-следственной связи с аварией и признаются равнозначными.

В этом случае каждый из водителей получает лишь 50% от возможной суммы компенсации.

•Определить степень вины водителей невозможно. «В гражданском законодательстве закреплено правило, которое используется судами, что при невозможности определить степень вины доли признаются равными», — рассказал начальник управления правого обеспечения по судебной работе OAO «САК «Энергогарант» Вадим Ермаков.

Предположим, что каждый из водителей в равной доле виноват в аварии. В этом случае они подают заявления в свои страховые компании. И далее начинаются «юридические нюансы».

Ведь вы имеете право рассчитывать только на 50% от суммы ущерба. Следовательно, если ремонт стоит, предположим, 140 000 рублей, то страховая компания заплатит лишь 70 000 рублей. Часто можно услышать, что оставшиеся 70 000 тысяч вы можете требовать с другого участника ДТП, но это не так. Ибо, повторим еще раз, — при обоюдной вине вы можете получить компенсацию только в размере 50%.

Рассмотрим более сложный случай. В «обоюдке» пострадало два автомобиля: ремонт первого стоит 300 тысяч рублей, а второго 400 тысяч.

Как вы уже поняли, каждый из водителей может претендовать лишь на 50% от стоимости ремонта (150 000 рублей и 200 000 рублей соответственно).

Однако, согласно действующим на данный момент правилам ОСАГО, максимальная сумма компенсации может быть лишь 120 000 рублей (с 1 октября 2014 года будет уже 400 тысяч рублей).

«После получения выплаты по полису ОСАГО каждый из водителей вправе обратиться к другому участнику ДТП за компенсацией оставшейся части ущерба. В том числе и в судебном порядке. При этом размер ущерба, подлежащего возмещению участниками ДТП, будет равняться 50% за минусом полученной потерпевшим страховой выплаты.

В нашем случае потерпевший № 1 сможет дополнительно претендовать на 30 000 руб. (300 000*50%-120 000 = 30 000 руб.), потерпевший № 2 на 80 000 руб. (400 000*50%-120 000 = 80 000)», — пояснил начальник отдела принятия решений по ОСАГО Страховой компании «Согласие» Иван Иров.

В итоге взаимозачетов потерпевший № 2 может рассчитывать на получение 50 000 рублей от потерпевшего № 1 (80 000 — 30 000 = 50 000).

Опыт показывает, что обычно подобные дела решаются в досудебном порядке. Однако порой водители и судятся. Причем и здесь есть свои особенности — если один из водителей написал заявление в суд, то второму настоятельно рекомендуется сразу же подать встречный иск.

А что делать в том случае, если так и не удалось установить виновника аварии (не путать с ситуацией, когда оба водителя виноваты, но невозможно установить степень вины каждого из них)? Бывает и такое.

«26 января 2010 года Верховный Суд РФ разъяснил, что при отсутствии вины владельцев во взаимном причинении вреда (независимо от его размера) ни один из них не имеет права на возмещение вреда друг от друга. Помочь в возмещении вреда в таком случае может только полис каско.

Если его нет, то ремонтировать придется за свой счет», — рассказал Вадим Ермаков.

Именно поэтому, помимо обязательного ОСАГО, рекомендуется иметь еще полис каско, а лучше всего и полис добровольного страхования автогражданской ответственности, которые защитят ваш бюджет в подобных сложных случаях.

В каких случаях наступает обоюдная вина при дтп?

Большинство водителей становились участниками либо свидетелями ДТП хотя бы раз в жизни. Обычно ДТП делятся на два типа – виновником выступает один из водителей или же в ДТП виноваты обе стороны. Однако далеко не все до конца понимают, что же из себя представляет ДТП по обоюдной вине.

Что значит обоюдная вина в ДТП

Большинство водителей могут провести за рулем всю жизни и никогда не стать участником ДТП по обоюдной вине. Все потому, что чаще всего виновником все же выступает лишь одна из сторон. Тем не менее, аварии по обоюдной вине случаются, причем достаточно часто.

ДТП по обоюдной вине – это авария, в которой виновниками признаны обе стороны, в следствии чего за ними будет закреплено нарушение административного типа. Именно ситуации, когда ГИБДД признает обеих участников аварии виновными, попадают под определение рассматриваемого варианта.

Ситуация может быть и абсолютно противоположной. Речь идет о ДТП, в котором нет виновников. Такое обычно происходит лишь в тех случаях, когда представители ГИБДД просто не могут достоверно определить причины возникновения аварии.

Это может произойти в таких случаях:

  • отсутствие свидетелей;
  • отсутствие доказательств, вроде фото- и видеозаписи;
  • причиной аварии стали внешние факторы, вроде неисправности светофора и так далее.

Чаще всего ДТП, в которых обе стороны признаются невиновными, происходят в обычных дворах многоквартирных домов. Свидетели в таких ДТП бывают далеко не всегда, а с учетом того, что урон чаще всего минимальный и нет жертв – все заканчивается аварией без виновников и оба владельца автомобилей, например, могут получить выплаты по страховке.

В каких случаях признается обоюдная вина водителей в дтп

Определение виновника ДТП не является работой сотрудников ГИБДД. После прибытия на место аварии автоинспекторы анализируют ситуацию, фиксируют факт ДТП. Далее дело отправляется в суд, где судья устанавливает причины аварии по имеющимся доказательствам и определяет виновника.

Сотрудники ГИБДД при этом все равно могут определить изначально виновника аварии, но это заключение не является конечным – его можно оспорить в будущем.

Когда нарушение ПДД не приведет к обоюдной вине

Дела с признанием обоюдной вины чаще всего не бывают простыми. После прибытия на место аварии автоинспекторы могут прийти к выводу, что в ДТП виноваты оба водителя.

Делается это на основании показаний свидетелей, видеозаписей с регистратора или после прямого признания обеих сторон.

Тем не менее данное заключение может служить лишь началом для расследования, в ходе которого может выясниться, что один из водителей нарушал ПДД, но все же не является виновником аварии.

Примеров подобных вариантов может быть много. Например, один из водителей находился за рулем в нетрезвом состоянии, но других правил ПДД при этом не нарушал.

Если при неправильном обгоне в него врежется водитель другого автомобиля – вина будет лежать исключительно на том, кто совершал неправильный обгон.

В итоге получаем ситуацию, в которой оба водителя нарушали ПДД, но виновником аварии будет признан лишь один из них.

Учитывая все это, становится более понятно, почему недостаточно просто зафиксировать факт ДТП и определить примерных его виновников. Сотрудники ГИБДД фиксируют факт аварии, после чего проводится расследование, которое определит истинных виновников. Обоюдная вина фиксируется лишь в том случае, если оба водителя признаются виновными в аварии.

Когда, явно не нарушив, можно оказаться виновным

Причиной аварии не всегда могут быть четкие неправомерные действия со стороны водителя.

Нарушение не всегда может быть явным, вроде выезда на встречную полосу – иногда нарушение бывает неявным, что все равно не отменяет факт вины водителя.

Когда речь заходит о неявной вине в ДТП, чаще всего всплывают ситуации со скоростью движения автомобиля и тем, тормозил ли водитель в меру своих возможностей.

Ограничение скорости движения, особенно в пределах городской черты, существует не просто так. На дорогах постоянно находится множество автомобилей, причем у каждого из них может произойти непредвиденная ситуация.

Огромное количество ДТП можно предотвратить при помощи банального торможения, но оно поможет лишь в том случае, если водитель вовремя среагировал и его автомобиль не превышает определенной скорости.

Не только у действий есть последствия – бездействие также может стать причиной аварии.

Например, один из автомобилей может просто заглохнуть посреди дороги. При надлежащей скорости другие водители должны иметь возможность притормозить вовремя, чтобы не столкнуться со сломанным автомобилем. При большой скорости тормозной путь увеличивается, в связи с чем избежать ДТП становится намного сложнее.

Примеров может быть много, ведь те же дети довольно часто перебегают дорогу в неположенном месте. В результате водителям иногда приходится резко тормозить.

Да, дети могут нарушить правила, не подумав, но ответственность всегда несет водитель.

Резкая остановка одного автомобиля может вызвать цепную реакцию, в которой не будет столкновений лишь в том случае, если все водители соблюдают положенную дистанцию между автомобилями и не превышают скорость.

Более того, бездействие может стать причиной аварии даже при соблюдении положенной скорости.

Речь идет о ситуациях, когда водитель просто не тормозил достаточно долго или же решил сделать это слишком поздно. Определение виновника аварии в такой ситуации ложится на плечи следствия.

Водителям нужно помнить, что в таких ситуациях одна секунда может стать разницей между удачным исходом и ДТП с жертвами.

Как доказать обоюдность вины

За свои права и интересы нужно бороться. Финальное решение по тому, кто же является виновником аварии, выдает суд, но на деле все не так просто. Изначально виновниками аварии считаются все, кто во время ДТП нарушал ПДД.

Сотрудники ГИБДД обычно не горят желанием находится на месте аварии пол дня и разбираться в ситуации. Если все проходит без жертв, автоинспекторы обычно стараются быстрее оформить документы, не сильно разбираясь в том, кто же виноват на самом деле.

В документах по аварии могут быть разные заключения:

  • ДТП без виновников;
  • виноват в аварии один из водителей;
  • оба водителя признаны виновными;
  • виновна третья сторона.

Последнее случается довольно редко. Речь идет о том, чтобы сотрудники ГИБДД вынесли такое решение. За примерами далеко ходить не нужно – один водитель выехал на встречную полосу.

Водитель второго автомобиля, пытаясь избежать столкновения, резко повернул в сторону, из-за чего в итоге столкнулся с водителем третьего автомобиля. Без жертв суд может определить, что виновником аварии является автомобиль, которые выехал на встречную полосу.

При этом, хоть водитель второго автомобиля и стал инициатором столкновения, его действия были вызваны попыткой сохранить жизнь.

Если вы не согласны с заключением сотрудников ГИБДД, тогда готовьтесь к обращению в суд.

Иска, как такового, для определения виновника аварии в принципе нет – вам нужно будет подавать иск по делу нанесения ущерба вам и вашей собственности другим человеком.

При этом в самом иске вам нужно указать, что в ходе судебного процесса вы хотите провести разбирательство по определению виновника аварии.

В такой ситуации важно еще помнить, что иск вы подаете не только на водителя другого автомобиля, но и на его страховую компанию – они вместе должны будут возмещать вам ваши убытки, не говоря уже о моральном ущербе.

Поведение в суде

Судебный процесс играет крайне важную роль в определении истинного виновника ДТП. В этом случае определяющим фактором может стать ваше поведение. Не стоит вести себя пассивно в надежде на то, что суд сам разберется в том, кто же действительно виновен в аварии.

Займите активную позицию – предоставьте суду все доказательства по делу, которые у вас только есть. Даже если ваши действия были сомнительными, при правильном обосновании они могут стать полностью правомерными.

Если вы плохо знакомы с законами и многими пунктами ПДД – не лишним будет рассмотреть вариант с привлечением опытного юриста.

Если вас записали одним из виновников аварии, но вы уверенны в том, что не виновны, тогда тщательно подготовьтесь к судебному процессу. В ходе судебного разбирательства вам помогут любые доказательства:

  • записи с видеорегистраторов;
  • записи с дорожных камер или с камер магазинов/ресторанов рядом с местом ДТП;
  • показания свидетелей – водителей или прохожих, которые четко видели аварию;
  • данные дополнительных экспертиз, вроде автотехнической или трасологической.

При надлежащем поведении и плане действий можно не волноваться о том, какое решение примет судья. Достаточное количество материалов по делу обычно помогает суду определить истинных виновников аварии, а в случае, если это не вы – назначить в вашу пользу надлежащие выплаты.

Какая сторона оплачивает причиненный ущерб

В случае ДТП ущерб всем пострадавшим возмещает тот, кто признан виновником. Если же пострадавших всего двое, при этом зафиксирована и подтверждена обоюдная вина – ситуация становится существенно запутаннее.

При обоюдной вине оба водителя признаются виновниками ДТП, следовательно, они оба должны заниматься возмещением ущерба. Если пострадавших больше нет, то оба водителя при этом являются и пострадавшими.

Другими словами, оба водителя обязаны возместить нанесенный ущерб, при этом они оба имеют право на получение компенсации.

Дополнительные сложности могут возникнуть со страховыми компаниями. Именно из-за страховки подобные судебные процессы длятся довольно долго – нужно точно определить степень вины каждого водителя для того, чтобы страховая компания возместила ущерб, который нанес ее клиент.

Другое дело, если ДТП произошло с участием водителей, у которых нет страховки. Важно разобраться с тем, как будут происходит выплаты в такой ситуации.

Без страховых компаний участники ДТП сами должны разобраться с тем, в каких долях будут проводится выплаты. Сделать это можно мирным путем – подписать договор, в котором будут прописаны все условия. Также можно обратиться в суд.

Первый вариант встречается крайне редко, ведь обе стороны часто не до конца честны с денежными суммами.

Как рассчитывается сумма ущерба

Победителей в такой ситуации практически никогда не бывает. Все дело в определении сумы ущерба, от чего в свою очередь зависят выплаты страховой компании.

Если все же суд определил, что оба участника ДТП виноваты в аварии, важную роль начинает играть степень вины. По умолчанию страховые компании считают степень вины обеих участников ДТП равными – 50% на 50%.

Изменить это может лишь решение суда, по которому одна сторона будет нести большую ответственность за аварию.

На практике получается довольно неприятная ситуация. Например, вы попали в ДТП и суд признал вас на 20% виновным в аварии, а другая сторона, соответственно, виновна на 80%.

Если ущерб автомобилей с обеих сторон составил условные 100 тыс. рублей, вы в качестве компенсации получите 80% от положенной суммы (80 тыс. рублей), а вторая сторона – 20% (20 тыс. рублей).

Вот почему, даже если обе стороны признаны виновными в аварии, так важно максимально снизить степень вины.

Выбор вида возмещения ущерба

В начале 2017 года в ОСАГО произошли важные изменения. Начиная с конца апреля того года, появились новые варианты возмещения ущерба, если обе стороны были признаны виновными в ДТП. Речь идет о том, что вы можете вместо ремонта автомобиля принять простое возмещение ущерба в виде фиксированной денежной суммы.

Ремонт сейчас все же является более популярным вариантом. Если вернуться к нашему примеру, где вина была распределена в равной степени, то при ущербе автомобилю на 100 тыс. рублей, вам нужно будет сервису выплатить лишь 50 тыс. – остальное выплатит страховая компания.

С денежным возмещением все проще, но и подводные камни тоже есть. Для начала нужно помнить, что степень износа автомобиля никто еще не отменял, что определенно скажется на выплате. Более того, в зависимости от степени вины, общий размер выплаты может быть сильно занижен.

Именно поэтому натуральное возмещение убытков все еще является более предпочтительным вариантом.

Как получить выплату по страховке

Для начала вам нужно как можно быстрее уведомить вашу страховую компанию о ДТП. Им же нужно будет позже предоставить копии всех документов, которые связаны с делом – акт сотрудников ГИБДД, решение суда.

В случае, если сотрудники ГИБДД признали вину обоюдной, вы можете обратиться за страховкой как к своему страховщику, так и к чужому. Вам выплатят полную сумму, после чего уже страховая компания будет разбираться, сколько она выплатила своему клиенту, а сколько чужому – все будет зависеть от степени вины.

После этого страховая компания начнет заниматься возвращением своих денег – их ей вернет либо другой виновник, либо другой страховщик.

Что будет, если покинуть место ДТП по обоюдному согласию?

Иногда имеет смысла договориться между собой сразу после ДТП. Это возможно в случае, если обе стороны нашли согласие в том, кто и насколько виноват в аварии. Если стороны решили не вызывать сотрудников ГИБДД, они могут сами выбрать обоюдное решение:

  • сделать оформление Европротокола;
  • отправиться в ближайшее отделение ГИБДД и зафиксировать факт ДТП;
  • обойтись без официального оформления ДТП.

Если мы говорим об обоюдной вине, то первый вариант сразу отпадает. Все потому, что Европротокол предусматривает лишь одного виновника.

Вариант с отделением ГИБДД также можно использовать, но вы должны быть уверенны в том, что вы и второй водитель полностью согласны между собой о том, в какой степени кто виноват, что бывает крайне редко.

При малейших несогласиях в отделении ГИБДД начнется разбирательство, которое, скорее всего, закончится только в суде.

Если в ДТП нет никаких пострадавших и жертв, то оба водителя по закону имеют право мирно разойтись.

В такой ситуации люди часто либо обмениваются контактами, либо сразу отправляются в мастерскую для того, чтобы определить степень ущерба для будущих компенсаций.

Если же все закончилось простыми царапинами, водители могут решить денежный вопрос сразу на месте. Если же пострадавшие в ДТП есть, то без ГИБДД обойтись не получится.

Судебная практика

Практически всегда ДТП с обоюдной виной заканчиваются в суде. Все потому, что виновники очень редко могут договориться о том, в каких долях на кого будет возложена ответственность – все хотят получить как можно больше денег со страховой компании, что вполне понятно.

Учитывая все это, судебная практика в России по этому вопросу действительно развита.

Вы должны понимать, что в РФ практикуется не прецедентное право, как в США, а потому аналогичная вашей ситуация не является гарантом аналогичного решения суда – вам нужно будет еще доказать свою правоту.

Если же говорить о статистике, то подавляющее большинство судебных разбирательств заканчиваются разделением вины в равной степени – 50 на 50. Если же вы уверенны в своей правоте, постарайтесь собрать качественную доказательную базу для суда, ведь без нее вероятность успеха минимальна.

Полезные советы

Бывают случаи, когда на деле виновен в ДТП лишь один водитель, а вас приписывают как второго. Чаще же виновны в аварии оба водителя, но нужно понимать, как себя вести в разной ситуации.

Если вы уверенны в том, что не нарушали ПДД и вашей вины в аварии нет, то защищайте свои права и отстаивайте свою позицию.

Дело отправится в суд, где вам нужно уверенно настаивать на том, чтобы второй водитель был признан виновным на 100%. Для такого дела вам лучше нанять юриста, который поможет подготовить документы.

Также не стоит теряться сразу после ДТП – при наличии свидетелей постарайтесь собрать их контактные данные для дачи показаний в суде.

Не забывайте о страховой компании второго водителя – она должна также выступать ответчиком по делу, ведь она обязана вернуть вам деньги.

Если вы понимаете, что обе стороны виновны в аварии, но процесс определения степени вины стоит на месте, тогда старайтесь добиться хотя бы равного распределения вины.

В таком случае вы точно получите половину необходимой вам компенсации. Намного хуже, если виновников по ДТП в итоге не окажется.

Данный вариант приводит к тому, что вы несете финансовые потери, а страховые компании – нет, ведь выплат пострадавшим не будет.

Суд поможет решить, кто виноват в ДТП — новости Право.ру

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов Если в ДТП виноваты обе стороны, каждая из них получает от страховой 50% суммы возмещения. Однако наличие у обеих сторон нарушений еще не означает, что вина в ДТП была обоюдной. Именно суд на основе административного материала, показаний свидетелей и прочих доказательств должен установить степень вины каждого лица и с учетом этого взыскать выплату.

Произошло ДТП с участием двух машин. Владелица одного из автомобилей Нина Тлюнева* обратилась в САО «ВСК» за взысканием страхового возмещения. Страховая компания признала вину водителей обоюдной, осмотрела машину, определила 750 037 руб. ущерба и выплатила половину этих денег – 375 019 руб. Не согласившись с размером возмещения, Тлюнева подала несколько претензий, а затем иск.

  • ИСТЕЦ: Нина Тлюнева*
  • ОТВЕТЧИК: САО «ВСК»
  • СУТЬ СПОРА: О взыскании страховой выплаты, неустойки, штрафа и компенсации морального вреда
  • РЕШЕНИЕ: Апелляционное определение отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд второй инстанции

Майкопский городской суд Республики Адыгея изучил административный материал, из которого усматривается обоюдная вина водителей: один не уступил дорогу встречной машине при повороте (п. 8.8 ПДД), второй управлял автомобилем без полиса ОСАГО и с покрытием на переднем стекле, ухудшающим обзор.

Документ, определяющий степень вины каждого водителя, отсутствует. Поэтому суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска. Верховный суд Республики Адыгея оставил это решение без изменения. Они напомнили: при обоюдной вине участников ДТП выплате подлежит 50% суммы страхового возмещения.

Верховный суд решил, что факт привлечения участников ДТП к административной ответственности не является безусловным основанием для возложения на них гражданско-правовой ответственности за ущерб.

Причинно-следственная связь между ДТП и управлением машиной с покрытием на переднем стекле не устанавливались, а отсутствие страхового полиса ОСАГО в принципе нельзя связать с аварией. ВС считает, что нижестоящие суды должны были установить степень вины каждого лица, и с учетом этого взыскать со страховой выплату.

Поскольку это не было сделано, ВС отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции (№ 24-КГ18-17). Пока еще оно не рассмотрено.

Что делать?

По мнению управляющего партнера Федеральный рейтинг.

группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) Профайл компании
Андрея Бежана, позиция судов общей юрисдикции была неверной. Она основывалась на том, что при установлении факта привлечения к административной ответственности обоих участников ДТП вина считается обоюдной. Это, уверен Бежан, свидетельствует о неустановленности степени вины участников ДТП. «Лицо может быть привлечено к ответственности только в том случае, если нарушение непосредственно или опосредованно привело к причинению ущерба», – отметил старший юрист Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Международные судебные разбирательства группа Фармацевтика и здравоохранение группа Комплаенс группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Семейное и наследственное право группа Антимонопольное право (включая споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международный арбитраж группа Уголовное право группа Цифровая экономика группа Банкротство (включая споры) (high market) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) 4место По выручке 6место По выручке на юриста (более 30 юристов) 10место По количеству юристов Профайл компании
Олег Хмелевский.

Суд самостоятельно обязан установить такие важные обстоятельства, как наличие вреда, противоправность действий его причинителя, причинно-следственную связь ними и вину причинителя вреда, отметил адвокат КА «Меклер и партнеры» Анатолий Клейменов.

«Сделать это суд должен на основании всех имеющихся доказательств, к которым относятся не только материалы дела об административном правонарушении, но и результаты судебных экспертиз, а также показания свидетелей», – считает Клейменов. Юрист ЮФ Федеральный рейтинг.

Делгира Ходжаева рассказала, что суды часто определяют степень вины участников ДТП (например, в этих делах № 33-19245/2016, № 33-6977/2016).

«Если вина обоих водителей будет установлена, должна быть установлена и степень их вины. Она, по сути, является той пропорцией, в которой стороны обязаны возместить причиненный вред. Степень вины одного водителя может быть оценена, например, в 60%, а другого в 40%. Такие прецеденты по этой категории дел уже были»

Что касается судьбы этого дела, при новом рассмотрении суд апелляционной инстанции должен будет учесть все неучтенные обстоятельства и вынести новое решение. Достоверно установить, каким оно будет, сейчас не представляется возможным, говорит Клейменов. Все будет зависеть от оценки ранее не учтенных обстоятельств и новых доказательств, которые представят стороны.

* – имя и фамилия изменены редакцией.

Право.ru Connections: вакансии, партнерства, проекты для юрфирм 18:12ВС объяснил, когда супруг теряет долю в совместной собственности 16:45Патрушев анонсировал новую миграционную политику Адвокатское бюро «Стиран, Сегал и партнеры» ищет юриста 16:06Ограничения смогут ввести в 30 регионах России 15:30 Путин поручил решить проблемы снабжения армии
14:01ВС отправил на пересмотр дело о запрете должнику выезжать за границу 13:48Кабмин расширил возможности применения маткапитала 13:27ВС решал, сколько налогов уплатит управляющая компания 13:12Новые основания для отсрочки Госдума обсудит в закрытом режиме 12:27В Москве эвакуировали восемь судов 11:51Материальную помощь при мобилизации предложили освободить от налогов 11:27ВС объяснил, когда банк накажут за неисполнение требований пристава
10:10ВС разбирался в споре между сторонами договора лизинга 9:54Бизнес-омбудсмена могут обязать помогать самозанятым 8:48Союз адвокатов России запросил бронь от мобилизации 8:43Обзор СМИ за 19 октября 20:33КС разъяснил права дачников с участками вблизи линий электропередачи 18:47Депутаты одобрили кредитные каникулы для МСП в связи с мобилизацией 17:33ВС разобрался с действительностью платежей от «предбанкротного» должника 17:10Госдума одобрила налоговые льготы для вкладчиков лопнувших банков 16:07 Глава МВД предложил не возбуждать уголовные дела по заявлениям бизнеса
15:40Центробанк будет обмениваться информацией с МВД 15:22ВС допустил зачет требования с контрагентом-банкротом 14:57Госдума разрешила сочетать статус ИП и военнослужащего 14:21С одного предприятия призовут не более 30% сотрудников 14:12В РФ завели первое уголовное дело о секретном сотрудничестве с иностранным государством 13:43ВС признал: брачный договор поможет защитить имущество в банкротстве супруга 13:23ВККС ищет председателя, двух зампредов и 9 судей
12:10Ответственность за преступления полицейских предложили смягчить 12:08Российский суд впервые оштрафовал американскую компанию Amazon 11:46Пленум ВС обсудил постановление об ОСАГО 11:07Обвинение оспорило приговор гендиректору «Зимней вишни» 10:42Мобилизованным бизнесменам дали отсрочку по аренде 9:50Депутаты предложили усилить надзор за психически больными 9:18ВС выяснял, какие требования считаются реестровыми 8:35Мобилизованным хотят вернуть деньги за купленную экипировку 8:18Россияне смогут оплачивать сборы в Лондонском международном арбитраже 8:00Обзор СМИ за 18 октября 19:12Путин удвоил выплаты чиновникам на новых территориях 18:39В Госдуму внесли законопроект о статусе добровольцев 18:16Немецкий Минюст оштрафовал Telegram на €5,1 млн 17:00ВС защитил права «Аэрофлота» 15:51С 2024 года Росреестр будет взаимодействовать с компаниями электронно 15:05Минфин снижает требования к министерствам 14:51ВС решал, какую компенсацию выплатят ИП за изъятую землю 13:25Трех предполагаемых участников теракта на Крымском мосту арестовали 12:16 Собянин объявил о прекращении мобилизации в Москве
11:22ВС решал, включать ли в конкурсную массу многоквартирный дом 11:17Минфин подготовил меры налоговой поддержки мобилизованных 10:32Пленум ВС обсудит страхование ответственности водителей 9:25С депутатов и сенаторов планируют снять бронь от мобилизации 8:42Обзор СМИ за 17 октября 19:57Издатель «Фонтанки» подал в суд на Disney 18:16В суд поступил первый иск из-за мобилизации от женщины 13:55Возбуждено дело из-за утечки данных о рейсе Навального

Что такое «обоюдка»? Открываем секреты!

Что такое «обоюдка»? Чем она грозит водителю, и сколько можно получить денег от страховой компании? Кто должен чинить машину в случае обоюдного признания вины?

В законодательстве нет такого понятия, как «обоюдка». Однако представители страховых компаний обычно подразумевают под «обоюдкой» ситуации, когда инспектором ГИБДД были выявлены нарушения правил дорожного движения у всех участников аварии. Именно поэтому при рассмотрении обстоятельств ДТП в группе «разбора» (не говоря уже про момент оформления протокола на месте ДТП) нужно пристальное внимание уделять тому, чтобы сотрудники ГИБДД отметили все нарушения со стороны «второго» водителя.

Как оформить протокол?

При оформлении сотрудником ГИБДД документов не будьте пассивны. Именно от того, что инспектор напишет на месте ДТП, во многом и будет зависеть, кого в итоге признают виновником аварии и кто будет нести материальную ответственность. Именно поэтому постарайтесь в спокойно форме донести до инспектора свою точку зрения на обстоятельства ДТП, привести доказательства (тут-то и пригодится видеорегистратор) или показания свидетелей.

Если вы не согласны с мнением инспектора об обстоятельствах ДТП, то настоятельно советуем отразить свою точку зрения в письменном виде в документах. Вы имеете на это полное право. И не бойтесь писать — если не хватит свободного места в протоколе, то тогда запишите в бланке «Замечания и дополнения изложены в приложении к протоколу на одном (двух) листах».

Кроме того, обратите внимание на то, чтобы в документах были отражены следующие обстоятельства ДТП:
•Состояние дорожного покрытия. Если на дороге есть крупные ямы, то лучше всего измерить их (длину, глубину, ширину) и занести эти данные в протокол. Если размеры ям превышают ГОСТ Р50597-93, то ответственность за ДТП может быть полностью либо частично возложена на дорожные службы (согласно ГОСТу, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см).
•Наличие и работоспособность светофоров и прочего дорожного оборудования, наличие и читаемость разметки и дорожных знаков.
•Погодные и дорожные условия (туман, дождь, лужи, лед и так далее).
•Особенности дороги (уклоны и прочее).
•Наличие тормозного пути (лучше его измерить самому), расположение различных предметов, которые оказались на дороге после ДТП.

«При этом нужно помнить — инспектор ГИБДД не устанавливает степень вины. Это не в его полномочиях. Он лишь описывает все обстоятельства аварии и фиксирует нарушения правил со стороны водителей», — рассказал референт Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Дмитрий Лейбов.

Итак, предположим, произошла авария. И сотрудник ГИБДД установил, что оба водителя нарушили правила дорожного движения (еще раз стоит повторить — в ГИБДД не устанавливают степень вины, а только описывают все обстоятельства ДТП). Что делать дальше? «Нужно идти в страховую компанию и подавать документы с просьбой о компенсации ущерба. Причем в страховую компанию может идти как тот, так и другой водитель», — рассказал Юрий Иванов, заместитель руководителя управления компании «АльфаСтрахование». И тут уже от страховой зависит, как они будут интерпретировать «обоюдку» (если вам не понравится решение страховой компании, то необходимо подавать документы в суд, который и будет устанавливать степень вины).

Существует несколько вариантов «обоюдки»:
•Нарушение одного из водителей не находится в причинно-следственной связи с произошедшим ДТП. В этом случае страховая компания должна выплатить ему 100% компенсацию. «Если участник ДТП забыл дома водительское удостоверение, то он нарушил ПДД (часть 2.1.1). Однако это нарушение не имеет никакой причинно-следственной связи со столкновением с другим транспортным средством», — пояснила Екатерина Оберюхтина, начальник управления урегулирования убытков по ОСАГО Страховой компании «Согласие».
•Нарушения со стороны участников ДТП находятся в причинно-следственной связи с аварией и признаются равнозначными. В этом случае каждый из водителей получает лишь 50% от возможной суммы компенсации.
•Определить степень вины водителей невозможно. «В гражданском законодательстве закреплено правило, которое используется судами, что при невозможности определить степень вины доли признаются равными», — рассказал начальник управления правого обеспечения по судебной работе OAO «САК «Энергогарант» Вадим Ермаков.

Предположим, что каждый из водителей в равной доле виноват в аварии. В этом случае они подают заявления в свои страховые компании. И далее начинаются «юридические нюансы».

Ведь вы имеете право рассчитывать только на 50% от суммы ущерба. Следовательно, если ремонт стоит, предположим, 140 000 рублей, то страховая компания заплатит лишь 70 000 рублей. Часто можно услышать, что оставшиеся 70 000 тысяч вы можете требовать с другого участника ДТП, но это не так. Ибо, повторим еще раз, — при обоюдной вине вы можете получить компенсацию только в размере 50%.

Рассмотрим более сложный случай. В «обоюдке» пострадало два автомобиля: ремонт первого стоит 300 тысяч рублей, а второго 400 тысяч. Как вы уже поняли, каждый из водителей может претендовать лишь на 50% от стоимости ремонта (150 000 рублей и 200 000 рублей соответственно). Однако, согласно действующим на данный момент правилам ОСАГО, максимальная сумма компенсации может быть лишь 120 000 рублей (с 1 октября 2014 года будет уже 400 тысяч рублей).

«После получения выплаты по полису ОСАГО каждый из водителей вправе обратиться к другому участнику ДТП за компенсацией оставшейся части ущерба. В том числе и в судебном порядке. При этом размер ущерба, подлежащего возмещению участниками ДТП, будет равняться 50% за минусом полученной потерпевшим страховой выплаты. В нашем случае потерпевший № 1 сможет дополнительно претендовать на 30 000 руб. (300 000*50%-120 000 = 30 000 руб.), потерпевший № 2 на 80 000 руб. (400 000*50%-120 000 = 80 000)», — пояснил начальник отдела принятия решений по ОСАГО Страховой компании «Согласие» Иван Иров. В итоге взаимозачетов потерпевший № 2 может рассчитывать на получение 50 000 рублей от потерпевшего № 1 (80 000 — 30 000 = 50 000).

Опыт показывает, что обычно подобные дела решаются в досудебном порядке. Однако порой водители и судятся. Причем и здесь есть свои особенности — если один из водителей написал заявление в суд, то второму настоятельно рекомендуется сразу же подать встречный иск.

А что делать в том случае, если так и не удалось установить виновника аварии (не путать с ситуацией, когда оба водителя виноваты, но невозможно установить степень вины каждого из них)? Бывает и такое. «26 января 2010 года Верховный Суд РФ разъяснил, что при отсутствии вины владельцев во взаимном причинении вреда (независимо от его размера) ни один из них не имеет права на возмещение вреда друг от друга. Помочь в возмещении вреда в таком случае может только полис каско. Если его нет, то ремонтировать придется за свой счет», — рассказал Вадим Ермаков.

Именно поэтому, помимо обязательного ОСАГО, рекомендуется иметь еще полис каско, а лучше всего и полис добровольного страхования автогражданской ответственности, которые защитят ваш бюджет в подобных сложных случаях.

Суд поможет решить, кто виноват в ДТП

Суд поможет решить, кто виноват в ДТП

Произошло ДТП с участием двух машин. Владелица одного из автомобилей Нина Тлюнева* обратилась в САО «ВСК» за взысканием страхового возмещения. Страховая компания признала вину водителей обоюдной, осмотрела машину, определила 750 037 руб. ущерба и выплатила половину этих денег – 375 019 руб. Не согласившись с размером возмещения, Тлюнева подала несколько претензий, а затем иск.

ИСТЕЦ: Нина Тлюнева*

ОТВЕТЧИК: САО «ВСК»

СУТЬ СПОРА: О взыскании страховой выплаты, неустойки, штрафа и компенсации морального вреда

РЕШЕНИЕ: Апелляционное определение отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд второй инстанции

Майкопский городской суд Республики Адыгея изучил административный материал, из которого усматривается обоюдная вина водителей: один не уступил дорогу встречной машине при повороте (п. 8.8 ПДД), второй управлял автомобилем без полиса ОСАГО и с покрытием на переднем стекле, ухудшающим обзор. Документ, определяющий степень вины каждого водителя, отсутствует. Поэтому суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска. Верховный суд Республики Адыгея оставил это решение без изменения. Они напомнили: при обоюдной вине участников ДТП выплате подлежит 50% суммы страхового возмещения.

Верховный суд решил, что факт привлечения участников ДТП к административной ответственности не является безусловным основанием для возложения на них гражданско-правовой ответственности за ущерб. Причинно-следственная связь между ДТП и управлением машиной с покрытием на переднем стекле не устанавливались, а отсутствие страхового полиса ОСАГО в принципе нельзя связать с аварией. ВС считает, что нижестоящие суды должны были установить степень вины каждого лица, и с учетом этого взыскать со страховой выплату. Поскольку это не было сделано, ВС отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции (№ 24-КГ18-17). Пока еще оно не рассмотрено.

Что делать?

По мнению управляющего партнера АЛЬТХАУС (ALTHAUS) АЛЬТХАУС (ALTHAUS) Федеральный рейтинг. группа АПК и сельское хозяйство группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Семейное и наследственное право группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Недвижимость, земля, строительство группа Санкционное право группа Частный капитал группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) Профайл компании × Андрея Бежана, позиция судов общей юрисдикции была неверной. Она основывалась на том, что при установлении факта привлечения к административной ответственности обоих участников ДТП вина считается обоюдной. Это, уверен Бежан, свидетельствует о неустановленности степени вины участников ДТП. "Лицо может быть привлечено к ответственности только в том случае, если нарушение непосредственно или опосредованно привело к причинению ущерба", – отметил старший юрист BGP Litigation BGP Litigation Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Санкционное право группа Семейное и наследственное право группа Транспортное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Банкротство (споры high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Международные судебные разбирательства группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Недвижимость, земля, строительство группа Страховое право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Цифровая экономика группа Международный арбитраж группа Природные ресурсы/Энергетика группа Уголовное право группа Частный капитал 2 место По выручке 2 место По количеству юристов 8 место По выручке на юриста Профайл компании × Олег Хмелевский.

Суд самостоятельно обязан установить такие важные обстоятельства, как наличие вреда, противоправность действий его причинителя, причинно-следственную связь ними и вину причинителя вреда, отметил адвокат КА «Меклер и партнеры» Анатолий Клейменов. "Сделать это суд должен на основании всех имеющихся доказательств, к которым относятся не только материалы дела об административном правонарушении, но и результаты судебных экспертиз, а также показания свидетелей", – считает Клейменов. Юрист ЮФ Надмитов, Иванов и партнеры Надмитов, Иванов и партнеры Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market) × Делгира Ходжаева рассказала, что суды часто определяют степень вины участников ДТП (например, в этих делах № 33-19245/2016, № 33-6977/2016).

"Если вина обоих водителей будет установлена, должна быть установлена и степень их вины. Она, по сути, является той пропорцией, в которой стороны обязаны возместить причиненный вред. Степень вины одного водителя может быть оценена, например, в 60%, а другого в 40%. Такие прецеденты по этой категории дел уже были"

Что касается судьбы этого дела, при новом рассмотрении суд апелляционной инстанции должен будет учесть все неучтенные обстоятельства и вынести новое решение. Достоверно установить, каким оно будет, сейчас не представляется возможным, говорит Клейменов. Все будет зависеть от оценки ранее не учтенных обстоятельств и новых доказательств, которые представят стороны.

Кому заплатят по ОСАГО, если оба виноваты?

Каждый водитель прекрасно понимает, что если он станет виновником ДТП, полис ОСАГО позволит ему полностью или частично избежать необходимости компенсировать финансовые потери пострадавшего. Но будет ли платить страховая компания, а главное – сколько и кому, если причиной аварии частично выступят обе стороны? Иными словами, что будет, если вина окажется обоюдной.

Что такое «обоюдная вина»?

Сразу оговоримся, что в административном праве (Гражданском кодексе, законе об ОСАГО) такого понятия, как «обоюдная вина» не существует. Под так называемой «обоюдкой» страховщики и сотрудники ГИБДД подразумевают ситуации, когда все участники ДТП в той или иной степени оказались нарушителями правил дорожного движения. Итак, при дорожно-транспортном происшествии могут возникнуть три ситуации:

  1. ДТП однозначно произошло по вине одного из участников дорожного движения. Все последствия этого очевидны, следовательно, выплату по ОСАГО получает потерпевший.
  2. Автоинспекторы выносят официальное постановление о прекращении производства по делу «в связи с невозможностью установить картину ДТП из-за противоречивых показаний его участников». В случае несогласия заинтересованных сторон с таким решением, дальнейшее выяснение обстоятельств происшествия будет происходить в суде.
  3. Нарушителями ПДД в группе разбора признаются оба участника аварии. Каждому выписываются протокол и постановление по делу об административном правонарушении.

С точки зрения юристов говорить об обоюдной вине можно только в третьем случае.

Кому и сколько заплатят при «обоюдке»

Поскольку наше законодательство никак не регулирует вопросы, связанные с обоюдной виной в ДТП, страховые компании решают проблему с выплатами по ОСАГО в подобных случаях очень просто:

  • Компенсируют каждому потерпевшему-виновнику по 50% ущерба, поскольку сложившаяся на данный момент судебная практика диктует именно такое развитие ситуации. Суды при этом основываются на закрепленной в ГК РФ норме (ст. 1083), что в случае невозможности установления степени вины, она автоматически признается равной. В то время, как доказать обратное, т.е. «неравность» оказывается порой очень сложно.
  • Отказывают в выплате всем заявителям, объясняя это невозможностью установить степень вины каждого участника ДТП. Зачастую при этом страховщики прекрасно осознают неправомерность своих действий и просто надеются, что клиенты не пойдут доказывать свою правоту в суд.

Между тем, справедливость и п. 2 ст. 1083 ГК РФ требуют, чтобы выплаты каждой стороне производились пропорционально степени вины. Теоретически никто с этим не спорит. Только вот установить меру истинной виновности и убедить в этом суд весьма непросто. Суды, как правило, идут по пути наименьшего сопротивления – присуждают участникам аварии выплаты в равных долях. Впрочем, изредка случается, что при участии «виртуозных» адвокатов страховые компании обязывают произвести выплату в ином, чем 50 на 50 процентном соотношении, например, 90% на 10%, 80% на 20% и т.д. Но в реальности, даже если очевидно, что виновность одной из сторон гораздо меньше, чем другой, и есть шанс добиться большей выплаты, редкие автовладельцы готовы бороться до победного конца. Особенно из-за небольших сумм.

В случаях обоюдной вины большинство водителей с легкостью соглашаются на предложение страховой компании о половинчатой компенсации: «лучше синица в руках, чем журавль в небе». Одним словом, «обоюдка» выгодна страховой компании, поскольку правовая неразбериха оставляет ей немалое пространство для маневра. Что же касается порядка выплаты 50/50, поясним на примере. Водитель А получил ущерб на 50 000 рублей, а водитель В – на 100 000 рублей. В случае признания обоюдной вины, они, соответственно, получат 25 000 и 50 000 рублей.

Впрочем, худший вариант развития событий – это когда суд не может установить виновника или констатировать обоюдную вину: обстоятельства происшествия не позволяют сделать какие-либо однозначные выводы, водители договориться не смогли, а свидетелей не было. В этом случае, участники аварии гарантированно ничего не получат по ОСАГО. И отремонтировать свое ТС можно будет только с помощью КАСКО, если оно, конечно, имеется.

Юридические «подводные камни»

  • Обоюдной вины не было, а выплаты лишился наполовину. Если есть хоть малейшие признаки «обоюдки», нужно быть особенно критичным и уделить пристальное внимание тому, чтобы сотрудники ГИБДД зафиксировали все детали происшествия. Нередко случается так, что один из водителей в надежде на ОСАГО поначалу полностью признает свою вину. Но в дальнейшем выясняется, что размер ущерба превышает лимит выплаты по ОСАГО, и все расходы «сверх ОСАГО» ему придется компенсировать из собственных средств. Самое время пойти на хитрость, обратившись в страховую компанию с заявлением о том, что виновником является не только он. Коль скоро появился шанс совсем не платить или возместить лишь половину от заявленного ущерба, страховая компания с радостью приостановит выплату потерпевшей стороне до решения суда. Дальше – дело за автоюристами. И если удастся доказать обоюдную вину, один автовладелец неожиданно потеряет деньги, а тот, который изначально признал свою вину, останется в выигрыше вместо того, чтобы серьезно потерять в деньгах.
  • «Обоюдная вина» может быть кажущейся. Особое внимание нужно обратить на такой вариант «обоюдки», когда установлено, что у обоих водителей на момент ДТП было выявлено нарушение правил дорожного движения, но нарушение одной стороны не находилось в причинно-следственной связи с произошедшей аварией. В такой ситуации страховая компания обязана выплатить потерпевшему полную компенсацию, несмотря на то, что на него был оформлен протокол. Например, произошло столкновение на перекрестке. При этом один водитель проехал на «красный» свет, а другой двигался на разрешенный «зеленый», но со скоростью превышающей дозволенные 60 км/ч. Или, предположим, участник аварии забыл дома документы на машину, что также, несомненно, является нарушением ПДД.
  • Стоит привести еще один весьма показательный пример, когда очень важно доказать отсутствие причинно-следственной связи, чтобы восторжествовала справедливость. В мирно стоящий на красном светофоре автомобиль врезается машина. Но поскольку водитель стоящего авто оказался пьян, обе стороны признаются нарушителями ПДД, и вина в аварии считается обоюдной. Однако гражданская ответственность не зависит от возникновения ответственности административной. И адекватный суд примет решение, что пьяный водитель был виновен только лишь в своем состоянии. За это он заплатит штраф и лишится прав. А вот ремонт его автомобиля полностью компенсирует страховка ОСАГО. Всё потому, что авария произошла не из-за опьянения водителя стоящего авто, а по причине несоблюдения дистанции или скоростного режима вторым участником дорожного движения. Именно он и является реальным виновником этого ДТП.

Сложности и несуразности, возникающие по теме «обоюдная вина» можно перечислять до бесконечности. И юридических тонкостей при этом возникает множество. Вплоть до утверждения, что поскольку Закон об ОСАГО не предусматривает уменьшение страховой выплаты в зависимости от степени вины водителя при обоюдной вине, возмещение обеим сторонам должно быть произведено в полной мере. В судебной практике имеются и такие прецеденты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *