informpravo / 3. Принципы информационного права
Принципы – это зафиксированные в правовых нормах основополагающие начала, определяющие сущность и содержание отрасли, придающие ей системный характер и позволяющие говорить о целостности механизма правового регулирования.
Под принципами информационного права понимают исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни, проявляющиеся в информационной сфере.
Принципы, основанные на Конституции РФ, называются общеправовыми принципами. Остальные принципы – специальные принципы.
К общеправовым принципам относят:
Приоритетности прав личности;
Принцип единства прав и обязанностей;
Принцип неотвратимости и ответственности.
Принцип приоритетности прав имеет свою особенность: когда происходит столкновение интересов личности и государства (установление тайны государства или личности), то здесь действует приоритет прав государства.
Вопрос 2: Специальные принципы информационного права
Специальные принципы информационного права – это базовые нормативные установления в отношении объектов и субъектов информационно-правовых отношений, основной целью которых является обеспечение информационных прав и свобод.
Статья 3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» устанавливает следующие принципы:
Принцип свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом:
Право человека на информацию это одно из субъективных прав, закрепленных в Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22.11.91 года и в Конституции РФ (ч. 4 ст. 29), а так же в ином законодательстве: ФЗ «О СМИ» и др.
В ч. 3 ст. 55 Конституции РФ указывается, что права и свободы могут быть ограничены Федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, свобода поиска, получения, распространения, производства информации не абсолютна, и может быть ограничена в целях защиты личности, общества, государства.
Свобода поиска информации – возможность обращения к кому-либо с просьбой о предоставлении определенной информации законным способом.
Свобода получения информации – возможность стать ее обладателем на законных основаниях.
Свобода передачи и распространения информации – возможность доведения информации до неограниченного круга лиц.
Свобода производства информации связана со свободой творчества и означает возможность создания в результате творческих усилий нового информационного ресурса, нового информационного продукта. Примером является ст. 1270 ГК. В ней представлении целый ряд действий. Незаконными способами производства, поиска, распространения, передачи, получения информации являются те, которые нарушают авторские права.
Принцип установления ограничений доступа к информации только Федеральными законами:
Данный принцип основан на ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Субъекты РФ не вправе принимать свои нормативные акты, ограничивающие право на доступ к информации. Данный принцип является гарантией соблюдения прав и свобод различных субъектов. Таким образом, случаи возможного ограничения доступа к информации должны быть оговорены в ФЗ и этот перечень не подлежит расширительному толкованию.
Принцип открытости информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, предусмотренных ФЗ:
Это принцип направлен на обеспечение прозрачности работы государственных органов и открытого доступа общественности, кроме случаев, установленных законом. Данный принцип детализирован, например, в ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации».
Изучить: ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов».
Принцип равноправия языков народов РФ при создании информационных систем и их эксплуатации:
Закреплен данный принцип в ст. 19 Конституции РФ. В ст. 68 Конституции РФ определен государственный язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. Таким образом, РФ гарантирует каждому право на использование родного языка, свободный выбор общения, обращения, обучения и творчества.
Принцип обеспечения безопасности РФ при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации:
Изучить: Доктрина информационной безопасности РФ (09.09.2000 года), Концепция национальной безопасности РФ (17.12.1997 года).
Национальная безопасность РФ зависит от информационной безопасности, и с развитием информационной сферы уровень опасности так же будет возрастать.
Принцип достоверности информации и своевременности ее предоставления:
Качественная информация характеризуется своевременностью, достоверностью, полнотой и доступностью. Принцип достоверности и своевременности информации направлен на обеспечение физических лиц и организаций качественной информацией.
Принцип неприкосновенности частной жизни, недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия:
Закрепляется данный принцип в ст.ст. 23, 24 Конституции РФ. Этот принцип противостоит принципу свободы поиска, получения, передачи, производства, распространения информации. Неприкосновенность, конфиденциальность частной жизни защищены нормами уголовного, административного, дисциплинарного, гражданского законодательства.
Нарушение данного принципа может быть обжаловано в судебном порядке. Но запрет сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия не имеет абсолютного характера и может быть ограничен в силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Распространение информации допускается в связи с проведением расследования и проведением судебного разбирательства. При этом иным лицам информация без согласия лица не может быть предоставлена.
Принцип недопустимости установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлены ФЗ
Принцип основан на ст. 8 Конституции РФ, гарантирующая единство экономического пространства и т.д., а так же на ч. 1 ст. 44 Конституции РФ. Как пример, ст. 1 ФЗ «О СМИ».
Нормативные акты:
«Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948);
«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993);
Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 11.07.2011) «О средствах массовой информации»;
Федеральный закон от 13.01.1995 N 7-ФЗ (ред. от 12.05.2009) «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»;
Принципы информационного права
Принципы информационного права являются основой правового регулирования информационных отношений. Они представляют собой основные юридические положения, которые объясняют и закрепляют закономерности в общественных отношениях в информационной сфере.
С помощью принципов информационного права формируется право, как индивидуальная отрасль. Основополагающей платформой принципов информационного права выступают основные конституционные положения и нормы, которые закрепляют информационные права и свободы, гарантируют их осуществление как объекта правоотношений на особенностях и юридических свойствах информации.
Основные принципы информационного права
К основным принципам информационного права относятся:
- Принцип приоритетности личностных прав. Статья 2 Конституции устанавливает принцип приоритетности личностных прав, который характеризуется признанием, соблюдением и защитой свобод и прав гражданина и человека, что является обязанностью государства, то есть органы государственной власти обязуются защищать права и свободы человека и гражданина в информационной сфере.
- Принцип свободного распространения и производства различной информации, не противоречащей государственным законам.
- Принцип запрещения распространения информации, которая представляет вред и опасность для государства, личности, общества.
- Принцип свободного доступа информации, которая не ограничена государственным законом. Каждый гражданин и человек имеет право доступа к разной информации. Сущность принципа состоит в том, что государственные структуры не имеют права ограничивать доступ граждан к информации, в которой содержится соответствующая установленная компетенция. Она затрагивает права и свободы человека и гражданина, представляет общественный интерес. Ограничение устанавливается законами государства.
- Принцип полноты обработки и оперативности предоставления информации. Данный принцип обязывает различные государственные структуры или органы местного самоуправления накапливать, собирать и хранить информацию и предоставлять всю нужную информацию в установленные сроки потребителям.
- Принцип законности. Субъекты информационного права должны неукоснительно соблюдать законодательство и Конституцию, поэтому информационно-правовое регулирование не должно противоречить законодательству и Конституции государства.
- Принцип ответственности. Применяется к информационно-правовому регулированию и означает, что нарушение предписаний и требований информационно-правовых норм влечет за собой наказание.
- Принцип «отчуждения» информации. Суть данного принципа заключается в том, что содержание не может физически отчуждаться от обладателя на юридической основе. Закономерность принципа состоит в том, что отчуждение прав посредством юридического механизма реализуется путем перехода прав на использование информации, согласно договора или по закону.
- Принцип оборото-способности информации формируется на основе юридических свойств. Отчуждение информации от ее автора происходит на основе ее перехода в новое положение «вещь». Суть заключается в превращении информации при обнародовании, в объект, который существует самостоятельно от автора и свободно включается в общественный оборот. Данный принцип защищает интересы участников общественных отношений при правовом регулировании отношений, основанных на обороте информации.
- Принцип информационного распространения.
- Принцип организационной формы. Основой данного принципа выступает организация информации на материальном носителе, при включении ее в качестве вещи в оборот. Закономерностью принципа является существование информации, находящейся в обороте не в свободной форме, а в четко определенной, например, в форме документа. Такие документы чаще всего юридически закрепляются и подтверждаются.
- Принцип экземплярности информации. Суть его заключается в тиражировании информации, распространяемой по экземплярам. Учет экземпляров ведется очень строго, так как они могут содержать государственную или коммерческую тайны.
- Принцип информационной вещи или обоюдного единства информации и ее носителя. Он основывается на свойствах обоюдного единства содержания информации и материального носителя, которые отображают ее.
Закономерность принципа информационной вещи сводится к тому, что:
- объективно существуют сложные информационные объекты или информационные вещи;
- в обороте информационных объектов существуют особенные категории их владельцев, которые используют обычные правомочия владельцев в ситуациях с такими объектами, при неукоснительном применении информационных правомочий ввиду содержания информации.
Описанный принцип устанавливает требования к юридическому механизму, обеспечивающему осуществление права информационной собственности.
Принципы распространения информации
Принцип свободного распространения и производства различной информации, не противоречащей государственным законам. Данному принципу присуща закономерность, которая основана на конституционных положениях, формирующих основу демократического государства, и выражающихся в ограничении свободы исключительно государственными законами, но, действующих только в интересах государства, личности, общества.
Принцип запрещения распространения информации, которая представляет вред и опасность для развития государства, личности, общества.
Целью данного принципа выступает защита государства, личности, общества от воздействия вредоносной информации. Закономерность принципа выражается в запрете, направленном на защиту прав, свобод и интересов общества и личности от вредоносного воздействия опасной информации.
Последствиями такого воздействия могут стать дестабилизации общества, нарушения информационных прав и свобод, стабильности и государственной целостности. Запретом может выступить только государственный закон, основанный на балансе демократических ограничений и свобод, не допустимых в демократическом обществе.
Принцип распространения информации строится на том, что она может неоднократно использоваться, копироваться в неограниченном количестве экземпляров, при этом содержание может оставаться неизменным. Сущность его заключается в принадлежности одной и той же информации неограниченному кругу лиц, но права на использование этой информации для различных категорий потребителей экземпляров разнятся.
Принципы информационного права
Под методом правового регулирования в информационном праве будем понимать способы воздействия отрасли информационного права на информационные отношения.
Рассматривая ту или иную отрасль права, некоторые ученые утверждают, что каждая отрасль имеет свой особый метод правового регулирования. Однако, по сути дела, все отрасли права в регулятивных целях используют единые правовые механизмы, заложенные в природе права. Можно согласиться с тем, что любая отрасль права использует в качестве средств правового регулирования юридические возможности, выражающиеся в предписании (распоряжении, повелении), запрете или дозволении.
Повеление — возложение на участников общественных отношений юридической обязанности действовать в полном соответствии с требованиями правовой нормы. Этот способ чаще всего используется в административном праве, где большая часть норм имеет повелительный (императивный) характер. Запрет — возложение на участников общественных отношений юридической обязанности воздержаться от совершения действий, предусмотренных правовой нормой. Чаще всего этот способ применяется в уголовном праве. Дозволение — разрешение участникам общественных отношений совершать те или иные юридически значимые действия, указанные в правовой норме, либо воздерживаться от их совершения по своему усмотрению. Такой способ правового регулирования характерен для гражданского (частного) права, где большая часть норм построена на способе диспозитивного регулирования (равенство сторон).
В информационном праве применяется вся совокупность перечисленных способов регулятивного воздействия на информационные отношения. Действительно, поскольку информация сопровождает практически все области человеческой деятельности, то для регулирования информационных отношений применяются различные существующие методы публичного и частного права в зависимости от вида и назначения информации и характера поведения субъектов и возникающих при этом отношений.
Правовое регулирование информационных отношений основывается на принципах информационного права, под которыми понимаются основные исходные положения, юридически объясняющие и закрепляющие объективные закономерности общественных отношений, проявляющихся в информационной сфере. Именно применение принципов информационного права позволяет формировать это право как самостоятельную отрасль.
Принципы информационного права базируются на положениях основных конституционных норм, закрепляющих информационные права и свободы и гарантирующих их осуществление, а также на особенностях и юридических свойствах информации как объекта правоотношений.
Исходя из предписаний основных конституционных информационных норм, формируются следующие принципы.
1. Принцип приоритетности прав личности. Этот принцип устанавливается ст. 2 Конституции, в которой утверждается, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Отсюда следует, что органы государственной власти обязаны защищать права и свободы человека и гражданина в информационной сфере.
2. Принцип свободного производства и распространения любой информации, не ограниченной федеральным законом (принцип свободы творчества и волеизъявления). Закрепляется закономерность, основанная на конституционных положениях, составляющих основы демократического государства, и выражающаяся в том, что ограничение этой свободы возможно только федеральным законом, да и то в целях и интересах личности, общества, государства.
3. Принцип запрещения производства и распространения информации, вредной и опасной для развития личности, общества, государства. Имеет целью защиту личности, общества, государства от воздействия вредной информации. Закономерность выражается в том, что этот запрет направлен на защиту интересов и свобод личности и общества от воздействия вредной и опасной информации, которое может привести к нарушению информационных прав и свобод, дестабилизации общества, нарушению стабильности и целостности государства. При этом запрет может налагаться только федеральным законом, основанным на осторожном и тонком балансе демократических свобод и ограничений, принципиально не допустимых в демократическом обществе.
4. Принцип свободного доступа (открытости) информации, не ограниченной федеральным законом (право знать), или принцип гласности. Закономерность заключается в том, что ни одна государственная структура не может вводить ограничений по доступу потребителей к информации, которой она обладает в соответствии с установленной для нее компетенцией, затрагивающей права и свободы человека и гражданина и представляющей общественный интерес. Ограничения могут вводиться только федеральным законом.
5. Принцип полноты обработки и оперативности предоставления информации означает обязанность любой государственной структуры или органа местного самоуправления собирать, накапливать и хранить информацию в полном объеме в соответствии с установленной для нее компетенцией, а также предоставлять в установленные сроки потребителям всю запрашиваемую информацию.
6. Принцип законности предполагает, что субъекты информационного права обязаны строго соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ. Отсюда также следует, что информационно-правовое регулирование не должно противоречить Конституции и законодательству РФ.
7. Принцип ответственности применительно к информационно-правовому регулированию означает неотвратимое наступление ответственности за нарушение требований и предписаний информационно-правовых норм.
На основе юридических особенностей и свойств информации формируются следующие принципы.
8. Принцип «отчуждения» информации от ее создателя основан на юридическом свойстве физической неотчуждаемости информации (ее содержания) от ее создателя (обладателя). Закономерность проявляется в том, что механизм юридического «отчуждения» информации от субъекта реализуется через отчуждение прав на использование информации (ее содержания) в соответствии с законом или договором. Суть такого отчуждения заключается в передаче производителем прав и обязанностей по использованию информации получившими ее субъектами (обладателем, потребителем информацию), а также ответственности за неправомерное использование информации (ее содержания).
9. Принцип оборотоспособности информации основан на юридическом свойстве обособляемое информации от ее создателя (обладателя) на основе ее овеществляемое. Закономерность заключается в том, что информация, будучи обнародованной, превращается в объект, существующий независимо от ее создателя, и, стало быть, который может быть включен в общественный оборот. Этот принцип определяет необходимость правового регулирования отношений, возникающих при обороте информации, с целью защиты интересов участвующих в нем сторон.
10. Принцип информационного объекта (информационной вещи) или принцип двуединства информации и ее носителя основан на свойстве двуединства материального носителя и содержания информации, отображенной на нем. Закономерность заключается в том, что, во-первых, объективно существуют сложные информационные объекты — информационные вещи, а во-вторых, при обороте информационных вещей объективно существуют особые категории их собственников (собственники информационных объектов — создатели информации, собственники информационных объектов — обладатели информации и собственники информационных объектов — потребители информации), которые реализуют традиционные правомочия собственников по поводу таких вещей (объектов) при обязательном соблюдении информационных правомочий по поводу содержания информации. Этот принцип устанавливает требования к юридическому механизму, который должен обеспечивать осуществление права информационной собственности.
11. Принцип распространяемости информации основан на том, что одна и та же информация может многократно копироваться в неограниченном количестве экземпляров без изменения ее содержания. Закономерность заключается в том, что одна и та же информация (ее содержание) объективно может принадлежать одновременно неограниченному кругу субъектов. Однако при этом объем прав на использование информации (ее содержания) для разных категорий получателей (потребителей) таких экземпляров — разный.
12. Принцип организационной формы основан на том, что информация при включении ее в оборот всегда определенным образом организуется на материальном носителе. Закономерность заключается в том, что находящаяся в обороте информация всегда существует не сама по себе, а в четко определенной форме (например, в форме документа). При этом принадлежность таких документов может быть юридически подтверждена и закреплена.
13. Принцип экземплярности информации основан на одноименном свойстве информации. Закономерность заключается в том, что тиражированная информация распространяется по экземплярам, учет которых принципиально возможен и нередко необходим (например, в случае государственной или иной тайны).
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Понятие, предмет, методы и принципы информационного права
Понятие «информационное право» появилось сравнительно недавно и трактуется различными учеными юристами по-разному. Однако в основу всех определений положен принцип предметной области информационного права, по отношению к которому или в связи с которым возникают общественные отношения, подлежащие правовому регулированию.
В информационном праве основным объектом, по поводу которого возникают общественные отношения, подлежащие правовому регулированию, является информация, находящаяся в гражданском, административном или ином общественном обороте.
Информационное право — это система правовых норм, регулирующих на комплексной основе дозволений и запретов область общественных отношений по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации и производных от нее продуктов.
Предметом информационного права являются общественные отношения, возникающие в процессе создания, преобразования, хранения, распространения и потребления информации.
Под методом правового регулирования понимаются способы воздействия отрасли информационного права на информационные отношения. Многофункциональность и специфика информации приводят к необходимости применять в информационном праве как диспозитивные, так и императивные методы в зависимости от вида и назначения информации.
Императивные методы — это методы права, которые основываются на неравенстве участников правоотношений и установлении жесткой, однозначной модели их поведения.
К императивным методам относятся:
1) метод повеления, который заключается в возложении на участников информационных правоотношений обязанности совершать какие-либо действия (например, использование информации с особым правовым режимом);
2) метод запрета, который заключается в возложении на участников информационных правоотношений обязанности воздерживаться от совершения каких-либо действий (обозначаются деяния, представляющие собой информационные нарушения).
Диспозитивные методы — это методы права, которые основываются на равенстве участников правоотношений и на их возможности самостоятельно выбирать модель возможного поведения в информационном праве.
К диспозитивным методам относятся:
1) метод дозволения, который заключается в предоставлении участникам информационных правоотношений права совершать какие-либо действия либо не совершать их по своему выбору (чаще используется в сфере библиотечного и архивного дела);
2) метод согласования, который применяется при регулировании правоотношений между равными субъектами для достижения какого-либо согласия между ними (применяется в сфере интеллектуальной собственности);
3) метод рекомендаций, заключается в указании законодателем предпочтительной модели поведения участников информационных правоотношений (регулирование средств массовой информации);
4) метод поощрений, при этом законодатель предоставляет различные льготы, если субъекты информационного права выбирают предложенную законодателем модель поведения.
Опираясь на объективные закономерности общественных отношений в информационной сфере, особенности и юридические свойства информации, можно сформулировать принципы информационного права.
1. Принцип приоритетности прав личности — органы государственной власти обязаны защищать права и свободы человека и гражданина в информационной сфере.
2. Принцип свободного производства и распространения любой информации, не ограниченной законом.
3. Принцип запрещения производства и распространения информации вредоносной и опасной — запрет направлен на защиту интересов и свобод личности и общества от воздействия вредоносной информации, которое может привести к нарушению стабильности и целостности государства. При этом запрет может налагаться только законодательно.
4. Принцип свободного доступа к не ограниченной законом информации. Ни одна государственная структура не может вводить ограничений по доступу потребителей к информации, которой она обладает в соответствии с установленной для нее компетенцией, затрагивающей права и свободы человека и гражданина и представляющей общественный интерес.
5. Принцип полноты обработки и оперативности предоставления информации означает обязанность любой государственной структуры накапливать, хранить информацию в полном объеме в соответствии с установленной для нее компетенцией, а также предоставлять в установленные сроки потребителям.
6. Принцип законности предполагает, что субъекты информационного права обязаны строго соблюдать Конституцию Республики Беларусь и законодательство Республики Беларусь.
7. Принцип ответственности применительно к информационно-правовому регулированию означает неотвратимое наступление ответственности за нарушение требований и предписаний информационно-правовых норм.
8. Принцип оборотоспособности информации. Этот принцип определяет необходимость правового регулирования отношений, возникающих при обороте информации, с целью защиты интересов участвующих в нем сторон.
9. Принцип распространяемости информации означает, что одна и та же информация может многократно копироваться в неограниченном количестве без изменения ее содержания.