О гармонизации стандартов
Обычно под гармонизацией стандартов понимают приведение содержания документа в соответствие с каким-то другим стандартом. Например, в соответствие с каким-либо международным или региональным стандартом. При этом так называемый гармонизованный стандарт может содержать точный перевод международного (регионального) стандарта, но являться стандартом национальной системы стандартизации. Например, такие стандарты в нашей стране имеют аббревиатуру ГОСТ Р ИСО. Это означает, что текст такого стандарта — это перевод какого-либо международного стандарта, подготовленного Международной организацией по стандартизации (International Organization for Standardization, в сокращенном варианте это ISO). В названии зарубежных стандартов данной международной организации всегда присутствует аббревиатура ISO. Но в названии таких стандартов, принятых потом за основу и в нашей стране, присутствует аббревиатура с использованием русских букв, т.е. пишут ИСО.
К региональным стандартам могут быть отнесены европейские стандарты, разработанные по линии Европейского комитета по стандартизации (Comite Europeen de Normalisation, CEN). В названии европейских стандартов (европейских норм) присутствует аббревиатура EN. Известно, что Европейский комитет сотрудничает со всеми европейскими организациями по стандартизации с целью единообразного применения в странах-членах CEN международных стандартов ISO при разработке европейских норм. В дальнейшем такие нормы, за основу которых был взят международный стандарт, имеют аббревиатуру EN ISO.
Понятно, что не исключён вариант, когда в какой-либо из европейских стран используются одновременно с этим и свои национальные стандарты, они также могут представлять интерес и для других стран. Например, в Великобритании, где существует национальный институт стандартов, в названии национальных стандартов присутствует аббревиатура BS. А в Германии в названии стандартов есть аббревиатура DIN, указывающая на национальный институт по стандартизации (Deutsches Institut fur Normung). Но национальный документ (стандарт) в некоторых случаях может быть идентичен европейскому стандарту, что всегда ясно из названия на его титуле. Например, аббревиатура BS EN указывает на то, что британский стандарт BS EN 16001:2009 по разработке системы энергетического менеджмента предприятия идентичен европейскому стандарту. Возможны также варианты, когда в названии стандарта присутствует аббревиатура BS EN ISO. Это может означать, что международный стандарт используется европейскими странами, тогда как в Великобритании принят в качестве национального стандарта.
Если говорить только о таком направлении деятельности в строительстве, как проектирование, то Европейским комитетом по стандартизации разработаны европейские стандарты по строительному проектированию, которые именуют ЕВРОКОДЫ.
Они объединены в такие группы:
Еврокод 0. Основные положения по проектированию строительных конструкций.
Еврокод 1. Воздействия на строительные конструкции.
Еврокод 2. Проектирование бетонных и железобетонных конструкций.
Еврокод 3. Проектирование стальных конструкций.
Еврокод 4. Проектирование сталежелезобетонных конструкций.
Еврокод 5. Проектирование деревянных конструкций.
Еврокод 6. Проектирование конструкций из каменной кладки.
Еврокод 7. Геотехническое проектирование.
Еврокод 8. Проектирование с учетом сейсмических воздействий.
Еврокод 9. Проектирование конструкций из алюминия.
В приведении стандартов европейских стран в соответствие друг с другом важную роль играли Директивы ЕС. Как правило, Директива содержит подробное описание требований, которыми необходимо руководствоваться исполнителю, а также процедур, которые ему нужно реализовать, чтобы обеспечить выполнение целей и задач, поставленных Директивой. А вот сами требования и содержатся в нормативных документах, которые разрабатываются во исполнение конкретной Директивы ЕС.
Пример, такого документа Директива 2010/31/ЕС по энергетическим характеристикам зданий. Идеология этого документа базируется на том, что необходимость эффективного использования энергоносителей (это нефтепродукты, природный газ и твёрдого топливо), объясняется не только тем, что они являются основными источниками энергии, но и тем, что эти ресурсы не возобновляются. Но при этом они же — главный источник выброса углекислого газа в атмосферу. Поэтому данной Директивой рекомендовано при проектировании и возведении зданий обращать внимание на инженерные системы зданий. Для этого Директивой предписано установить требования в отношении энергетических характеристик, правильного монтажа, проверки и контроля инженерных систем, установленных в существующих зданиях, а также вновь строящихся. Эти требования должны распространяться на системы отопления, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха и мощные системы вентиляции.
В дальнейшем в соответствии с этой Директивой разработали стандарт ЕС EN 15603 «Энергоэффективность зданий. Общее потребление энергии и определение номинальных энергетических характеристик». Этот документ содержит методику, которой руководствуются при определении так называемых номинальных энергетических характеристик. Помимо этого нормативного документа был разработан стандарт EN 15217 «Энергоэффективность зданий. Методы выражения энергетических характеристик зданий и сертификация энергопотребления зданий».
В последующем европейский стандарт EN 15603 был принят за основу в нашей стране при разработке проекта аналогичного свода правил. Это проект СП (EN 15603). «Энергетическая эффективность зданий — общее потребление энергии и определение уровней энергопотребления». Также в нашей стране был издан стандарт ГОСТ Р ЕН 15459-2013 «Энергоэффективность зданий. Методика экономической оценки энергетических систем в зданиях». Он идентичен европейскому стандарту EN 15459:2007. Таким образом, данные примеры проясняют механизм, в соответствии с которым возможна реализация на практике процесса гармонизации отечественных и зарубежных стандартов применительно к такому направлению, как экологическая безопасность строительства.
Поэтому в нашей стране могут использоваться стандарты, гармонизированные как с европейскими нормами, так и с международными. Например, согласно стандарту EN ISO 14644-1 классифицируется чистота воздуха помещений. В нашей стране издан аналогичный стандарт ГОСТ ИСО 14644-1-2002. Чистые помещения и связанные с ними контролируемые среды. Часть 1. Классификация чистоты воздуха. Стандарт EN ISO 14644-4 содержит руководство для проектирования чистых помещений, также там содержатся сведения о современных возможностях систем очистки. В нашей стране также издан, например, стандарт ГОСТ Р ИСО 14644-4-2001. Чистые помещения и связанные с ними контролируемые среды. Часть 4. Проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию.
Если говорить о стандартах организаций (СТО), которые ранее входили в систему нормативных документов по строительству, то в настоящий момент они издаются и используются более активно, чем раньше. При этом также не исключен вариант, когда стандарт организации (объединения) разрабатывается по аналогии с техническими документами других стран. В качестве примера таких стандартов можно привести разработанные в нашей стране стандарты по «зелёному строительству». К ним относятся стандарты: СТО НОСТРОЙ 2.35.4-2011 «Зеленое строительство». Здания жилые и общественные. Рейтинговая оценка устойчивости среды обитания. А также СДОС НОСТРОЙ DS NOC-14.0.2012 Правила и порядок рейтинговой оценки соответствия объектов недвижимости стандартам устойчивости среды обитания («зелёного строительства»).
16. Гармонизация международных и национальных стандартов.
Гармонизация стандарта – это приведение его содержания в соответствие с другим стандартом для обеспечения взаимозаменяемости продукции (услуг), понимания результатов испытаний и информации, содержащейся в стандартах.
Гармонизированные (идентичные) стандарты – стандарты, полностью совпадающие по содержанию и форме. Нередко это точный перевод стандарта (международного, национального), принятого в национальной системе стандартизации. Эти стандарты могут отличаться лишь обозначением (шифром, кодом).
Гармонизированные (эквивалентные) стандарты могут содержать некоторые различия: по форме в пояснительных примечаниях, в отдельных специальных указаниях и т.п.
Унифицированные стандарты — гармонизированные стандарты, которые по содержанию идентичны, но отличаются по форме.
В зависимости от нормативного документа, по отношению к которому гармонизируется стандарт, различают уровни гармонизации. Стандарты международного уровня соответствуют международным стандартам, национального уровня – национальным. Гармонизация нередко поводится в рамках двухсторонних или многосторонних отношений. При разработке национального стандарта целесообразно использовать в качестве основы международные стандарты, принимая во внимание действующие национальные стандарты других стран. При этом в текстах следует указать на соответствие международных (национальных) стандартов, либо на отличия от них.
Следует иметь в виду, что гармонизированные стандарты не аналогичны односторонне согласованным и сопоставимым стандартам.
Согласованный стандарт (односторонне согласованный) — это нормативный документ, согласованный с другим стандартом таким образом, чтобы продукция, процессы и услуги, испытания и информация, представляемые в соответствие с первым стандартом, отвечали требованиям второго, но не наоборот.
Сопоставимый стандарт — это нормативные документы на одну и ту же продукцию(процессы, услуги), утвержденные различными органами по стандартизации. Они содержат различные требования, но относящиеся к одним и тем же характеристикам объекта стандартизации, которые оцениваются с помощью одних и тех же методов. Это позволяет сопоставить различия в требованиях.
Ни односторонне согласованные, ни сопоставимые стандарты не являются гармонизированными (эквивалентными), так как не обеспечивают взаимозаменяемость продукции.
17. Европейская экологическая стандартизация. Директивы ес в области экологической стандартизации.
Экологическая политика ЕС связана с принятием и реализацией шести Программ действий по окружающей среде, на основе которых были подготовлены нормативные акты Европейского Сообщества по охране окружающей среды в промышленности.
В первой Программе действий по окружающей среде (1973 г.) были сформулированы основные принципы экологической политики. В соответствии с ними осуществлялась нормотворческая и правоприменительная деятельность в странах — членах ЕС. К их числу относятся, в частности: предупреждение загрязнения или иного негативного воздействия источника вместо нейтрализации последствий; необходимость учета экологических требований при планировании и принятии решений; запрет природопользования, приводящего к значительному нарушению экологического баланса; обязанность загрязнителя нести расходы по предотвращению и ликвидации вредных последствий. Дальнейшую конкретизацию эти принципы получили во второй Программе действий по окружающей среде.
Третья Программа действий по окружающей среде (1983 г.):
сдвинула акцент с контроля за загрязнением окружающей среды промышленными предприятиями на его предупреждение;
расширила масштаб природоохранных мер в промышленности вплоть до включения в них планирования;
интегрировала природоохранную политику в общую политику ЕС.
Такой подход был утвержден Европейской комиссией в 1998 г., что нашло отражение в нормативных актах и активизировало реализацию экологического законодательства в отдельных странах — членах ЕС.
Пятая Программа по окружающей среде (1993 г.) изменила акценты в экологической политике в промышленности стран Европейского Сообщества. Для обеспечения эффективной природоохранной деятельности в сфере промышленного производства предусматривалось, в частности, стимулирование, долгосрочное управление природопользованием; борьба с загрязнением и образованием отходов; снижение использования энергии из невозобновляемых источников; усовершенствование схем размещения промышленности.
Для улучшения координации научных исследований участников ЕС в сфере охраны окружающей среды приняты меры по созданию единого научного пространства. Это положение имеет особо важное значение для объединения усилий регионов Российской Федерации по координированию научных исследований по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов в промышленности и внедрению их результатов в практическую деятельность предприятий и организаций.
Шестая Программа действий по охране окружающей среды (2001 — 2010) «Окружающая среда 2010: наше будущее, наш выбор» предусмотрела, что экологическое законодательство остается важным инструментом в решении проблем, охраны окружающей среды в странах — членах ЕС, а его соблюдение и совершенствование является одним из приоритетов в экологической политике Европейского Сообщества. Европейская Комиссия будет применять санкции (вплоть до привлечения к ответственности на уровне Европейского Суда) в отношении тех стран, которые не выполняют свои обязательства. К числу других приоритетов экологической политики отнесены, в частности: климатические изменения, природа и биоразнообразие, окружающая среда и здоровье населения, управление природными ресурсами и отходами, развитие рынка экологически чистых товаров путем соблюдения требований по охране окружающей среды на протяжении существования продукта.
Значительное внимание в ЕС уделяется правовой охране окружающей среды от отходов производства и потребления. Здесь следует отметить ряд важных директив ЕС:
Директива ЕС о сжигании опасных отходов (94/67/ЕЕС), в которой определены меры по предупреждению и, если оно невозможно, по снижению отрицательного влияния на окружающую среду и здоровье человека загрязнения воздуха, почв и вод, вызванного сжиганием опасных отходов. Определены условия нормирования и осуществления выбросов предприятиями;
Директива ЕС об опасных веществах (76/464/ЕЕС) устанавливает механизм устранения или снижения выбросов опасных веществ промышленными предприятиями на земли, побережье и территориальные воды, а также содержит список 1 и 2 с группами и видами опасных веществ, внесение в окружающую среду которых требует предварительного разрешения от уполномоченных органов;
Директива ЕС об управлении отходами (975/442/ЕЕС) с поправками, внесенными Общей директивой 91/156/ЕЕС, определяет систему управления отходами и их образованием. Она требует максимально избегать их образования, поощрять предприятия осуществлять переработку отходов, включая их утилизацию и использование в качестве источников энергии. Где это технически и экономически невозможно — отходы промышленных предприятий должны быть захоронены методом, не приводящим к воздействию на окружающую среду;
Директива ЕС об опасных отходах (91/689/ЕЕС) устанавливает меры по размещению, удалению опасных отходов. Запрещается предприятиям и организациям смешивать опасные отходы различных видов, опасные отходы с неопасными, кроме как в определенных обстоятельствах. Она уточняет разрешительные и иные требования к производственной деятельности промышленных предприятий, которые не предусмотрены Директивой об управлении отходами;
Директива ЕС о нефтяных отходах (75/439/ЕЕС) направлена на создание системы сбора, очистки, хранения и удаления нефтяных отходов без вреда окружающей среде. Члены ЕС обязаны создать системы регистрации, выдачи разрешений и надзора за деятельностью по производству или удалению нефтяных отходов. Наибольший приоритет имеет регенерация, затем сжигание, разрушение, хранение или удаление. Кроме того, в данной Директиве ЕС определяются условия по их сжиганию. Отходы предприятий, которые не регенерируемы и не сжигаемы, должны быть безопасным способом разрушены, или размещены на хранение, или удалены на жестко контролируемых условиях. Промышленные предприятия, сжигающие нефтяные отходы, должны соблюдать нормативы выбросов, установленные для тяжелых металлов, хлоридов и фторидов;
Директивами ЕС об отходах промышленности, связанной с диоксидом титана (78/176/ЕЕС, 82/883/ЕЕС, 92/112/ЕЕС), регулируются отношения по предотвращению и снижению загрязнения окружающей среды, вызванного отходами от промышленности, связанной с диоксидом титана;
Директива ЕС о полигонах для захоронения отходов (99/31/ЕС) определяет стандарты для функционирования полигонов. Так, предусматривается организация, управление, ликвидация и мониторинг мест их расположения, возможность размещения на них тех или иных отходов, установлены предварительная очистка, ограничения по размещению органических, опасных и бытовых отходов, минимальные технические требования, которые должны отражаться в разрешениях, выдаваемых организациям, эксплуатирующим полигоны;
Директива ЕС Seveso (96/82/ЕЕС) содержит меры по предупреждению промышленных аварий, в том числе связанных с опасными веществами, и по ограничению их последствий. Предписывается разрабатывать в промышленности, связанной с опасными веществами, декларацию безопасности и план действий в чрезвычайных ситуациях, запрещается деятельность предприятий и производственных объектов, если имеется серьезная нехватка мер по обеспечению безопасности.
13.2. Гармонизация стандартов
Гармонизация стандарта — это приведение его содержания в соответствие с другим стандартом для обеспечения взаимозаменяемости продукции (услуг), взаимного понимания результатов испытаний и информации, содержащейся в стандартах. В такой же степени гармонизация может быть отнесена и к техническим регламентам.
Гармонизованные (эквивалентные) стандарты могут содержать некоторые различия: по форме, в пояснительных примечаниях, в отдельных специальных указаниях и т.п. В связи с этим Руководство 2 ИСО/МЭК предлагает термины:
идентичные стандарты и унифицированные стандарты. Идентичные стандарты — гармонизованные стандарты, полностью идентичные по содержанию и по форме. Нередко это точный перевод стандарта (международного, регионального), принятого в национальной системе стандартизации. Эти стандарты могут отличаться лишь обозначением (шифром, кодом).
Унифицированные стандарты — это гармонизованные стандарты, которые по содержанию идентичны, но отличаются по форме представления.
В зависимости от нормативного документа, по отношению к которому гармонизуется стандарт, различаются уровни гармонизации. Стандарты, гармонизованные на международном уровне — гармонизованы с международным стандартом. Стандарты, гармонизованные на региональном уровне — гармонизованы с региональным стандартом. Гармонизация нередко проводится в рамках двусторонних или многосторонних соглашений. Стандарты, гармонизованные на многосторонней основе — гармонизованы тремя или более органами по стандартизации.
Стандарты, гармонизованные на двусторонней основе — гармонизованы двумя органами, занимающимися стандартизацией.
Следует иметь в виду, что гармонизованные стандарты не аналогичны односторонне согласованным и сопоставимым стандартам.
Согласованный стандарт (односторонне согласованный стандарт) — это нормативный документ, согласованный с другим стандартом таким образом, чтобы продукция, процессы, услуги, испытания и информация, представляемые в соответствии с первым стандартом, отвечали требованиям второго, но не наоборот.
Сопоставимые стандарты — это нормативные документы на одну и ту же продукцию (процессы, услуги), утвержденные различными органами по стандартизации. Они содержат различные требования, но относящиеся к одним и тем же характеристикам (свойствам) объекта стандартизации, которые оцениваются с помощью одних и тех же методов. Это позволяет сопоставить различия в требованиях. Неодносторонне согласованные, несопоставимые стандарты не являются гармонизованными (эквивалентными), так как не обеспечивают взаимозаменяемость продукции (услуги) и др.
Гармонизация стандартов имеет важнейшее значение для расширения взаимовыгодного обмена товарами (услугами), заключения соглашений по сертификации, развития и углубления промышленного сотрудничества и совместного решения научно-технических проблем, повышения и обеспечения качества продукции, оптимизации затрат материальных и энергетических ресурсов, повышения эффективности мер по безопасности труда и защите окружающей среды.
ЕЭК ООН в своих рекомендациях по гармонизации стандартов отмечает следующие принципиально важные моменты, влияющие на эффективность этого процесса: четкая увязка деятельности по гармонизации с международным экономическим и научно-техническим сотрудничеством, что необходимо учитывать при составлении планов работы органов, занимающихся стандартизацией; большая роль правильного выбора нормативного документа для гармонизации. ЕЭК предлагает следующие критерии выбора:
• степень обеспечения уровня взаимозаменяемости и технической совместимости объекта стандартизации и ее влияние на экономическую и техническую эффективность сотрудничества;
• значение стандарта для взаимного признания результатов испытаний и контроля качества продукции;
• степень влияния стандартов на другие нормативные документы;
• способность стандарта реально или потенциально создать технический барьер в торговле.
Рекомендации ЕЭК ООН касаются также порядка использования международных стандартов в национальной стандартизации: при разработке национального стандарта целесообразно в качестве основы использовать международные стандарты, региональные стандарты и принимать во внимание действующие национальные стандарты других стран. При этом в текстах национальных стандартов следует давать указания об их соответствии международным (региональным) нормативным документам либо об отклонениях от них.
Отклонения должны быть описаны, мотивированы, что создает более благоприятные условия для заключения торговых соглашений по товарам (услугам), являющимся объектами таких стандартов.
Гармонизации стандартов способствует участие стран в работе организаций, разрабатывающих международные стандарты. Международное сотрудничество России по линии этих организаций имеет различные формы: участие в создании международных и региональных стандартов, правил, рекомендаций; двустороннее и многостороннее сотрудничество (по гармонизации отечественных стандартов с национальными стандартами стран-партнеров, обмен опытом, взаимное консультирование и обучение в области стандартизации); обеспечение применения международных, региональных стандартов в договорно-правовых отношениях и в народном хозяйстве.
Активная деятельность по гармонизации стандартов ведется в рамках СНГ.
Факторами, которые влияют на степень гармонизации национальных стандартов, являются уровень ориентации экономики страны на внешнюю торговлю, емкость внутреннего рынка. В этой связи, например, в странах Северной Европы значительную часть фонда национальных стандартов составляют международные (региональные) нормативные документы, принятые "методом обложки" либо используемые путем прямого применения, а национальные стандарты в значительном объеме гармонизованы с международными.
В Западноевропейских государствах гармонизовано с международными 70—80% национальных стандартов. В России принято различными методами до 20% стандартов ИСО и около 60% стандартов МЭК.
Гармонизация стандартов с международными, региональными и национальными стандартами других стран — не единственная цель России в плане международного сотрудничества. Не менее важно добиться гармонизации основополагающих стандартов России с международными правилами и рекомендациями, что в значительной степени достигнуто в редакции ГСС 1993г., которая снова подвергается актуализации. От международного сотрудничества по стандартизации и гармонизации стандартов зависит эффективность работ по повышению конкурен-
тоспособности товаров на внешних рынках, да и на внутреннем рынке при той ситуации, которая сложилась за последние годы.
Важно также добиваться принятия отечественных стандартов в качестве международных, в чем несравненно больше преуспевают страны Западной Европы. Успехом России в этом направлении является стандарт ИСО на пиломатериалы и пиловочные бревна, в котором за основу взят соответствующий стандарт бывшего СССР.
Актуальной проблемой является гармонизация государственных стандартов с международными стандартами "Кодекс Алиментариус" Комиссии ФАО/ВОЗ. Стандарты "Кодекс Алиментариус" содержат, как уже отмечалось выше (см. §11.3), требования к качеству продуктов питания и к их производству: гигиенические требования и положения по микробиологическим и пищевым добавкам; запреты, касающиеся остатков пестицидов, загрязнителей; методы отбора и проб и проведения анализа, а также требования по маркировке.
Гармонизация стандартов по данному направлению позволяет создать условия для решения ряда задач, касающихся как внутреннего рынка, так и экспортно-импортных операций по пищевым продуктам и сырью для их производства. К основным задачам здесь можно "отнести: обеспечение безопасности пищевых продуктов для жизни и здоровья людей; защиту потребителей от ввоза в Россию некачественных, опасных и фальсифицированных продуктов питания; повышение конкурентоспособности российской пищевой продукции; взаимное признание систем сертификации пищевой продукции в двусторонних и многосторонних отношениях.
При гармонизации российских стандартов со стандартами "Кодекс Алиментариус" принимаются во внимание и действующие Директивы ЕС относительно пищевых продуктов и пищевого сырья. Работа по данному аспекту гармонизации стандартов в России находится в начальной стадии. Наиболее важное условие для применения стандартов "Кодекс Алиментариус" состоит во введении в национальное законодательство положения, устанавливающего максимальный уровень содержания пестицидов в пищевой продукции. На сегодняшний день проведен сравнительный анализ требований отечественных стандартов и стандартов Комиссии ФАО/ВОЗ, подготовлены рекомендации по гармонизации выявленных расхождений. Принято решение об обязательной сравнительной оценке требований, включаемых во вновь разрабатываемые или пересматриваемые стандарты на пищевые продукты; подготовлены "Правила по применению в России международных стандартов "Кодекс Алиментариус" совместными усилиями Госстандарта, Минздрава, Госсанэпиднадзора и МИД РФ.
Об активизации работ по гармонизации отечественных стандартов с международными говорит тот факт, что доля гармонизованных нормативных документов в общем количестве вновь принятых в России государственных стандартов составляет 90%, что в несколько раз превышает цифру, относящуюся ко всему фонду стандартов.
За последние годы акценты гармонизации все заметнее смещаются в сторону национальных систем стандартизации, метрологии и сертификации. Создание единого европейского рынка, переход к рыночной экономике России и стран Восточной Европы, заключение соглашений о свободной торговле на американском континенте и другие события и процессы ведут к глобализации международной торговли: огромные массы товаров перемещаются по всем странам и континентам, что в еще большей степени привлекает внимание мирового сообщества к вопросам технических барьеров в торговле. Ведущую роль в этом направлении продолжает играть ЕЭК ООН, определяя области сотрудничества по стандартизации и сертификации товаров, которое содействовало бы свободной мировой торговле товарами и услугами.
Концепция гармонизации российских и международных нормативных документов в области пожарной безопасности
Гармонизация российских документов в области стандартизации, содержащих требования пожарной безопасности, с международными стандартами — является приоритетным направлением по совершенствованию технического регулирования и развитию национальной системы стандартизации в области пожарной безопасности в Российской Федерации. В Концепции гармонизации российских и международных нормативных документов в области пожарной безопасности (далее — Концепция) под международными стандартами понимаются международные и региональные (в первую очередь европейские) стандарты, национальные стандарты других стран и другие международные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Концепция разработана в целях реализации положений Федеральных законов «О техническом регулировании», «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Концепции развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Соглашения по техническим барьерам в торговле и иных обязательств Российской Федерации при вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Данная Концепция определяет основные направления, подходы и принципы гармонизации документов в области стандартизации, содержащих требования пожарной безопасности, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федеральных законов «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», технических регламентов Таможенного союза, содержащих требования пожарной безопасности.
Актуальность задачи гармонизации обусловлена необходимостью использования зарубежных достижений в целях повышения уровня пожарной безопасности в Российской Федерации, создания благоприятного инвестиционного климата, обеспечения соответствия отечественной продукции международным требованиям и повышения её конкурентоспособности и устранения технических барьеров в международной торговле.
I. Основные принципы, цели и задачи
гармонизации нормативных документов по пожарной безопасности с международными стандартами
1. Существующая система документов в области стандартизации, содержащих требования пожарной безопасности, в Российской Федерации выстраивалась на протяжении последних двух десятилетий с учетом международных принципов и подходов к обеспечению пожарной безопасности, защиты окружающей среды, прогрессивности и оптимальности требований, гибкости противопожарного нормирования.
В результате данной работы в значительной степени достигнута сопоставимость отечественных и зарубежных методов и подходов в области пожарной безопасности зданий и сооружений, продукции в целом. Во многом идентичны требования к системам противопожарной защиты, в том числе по выбору огнетушащих веществ и параметрам их подачи, инерционности срабатывания систем оповещения о пожаре и пожаротушения.
В частности, Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» содержит международную классификацию показателей огнестойкости строительных конструкций, которая определяется по времени наступления потери несущей способности ® , целостности (Е), теплоизолирующей способности (I), достижения предельных величин плотности теплового потока (W) и дымогазонепроницаемости (S).
Одновременно с применением международных стандартов при разработке национальных стандартов проводится работа по внедрению прогрессивных российских подходов в систему международной стандартизации. Так по инициативе российской стороны в стандарт МЭК включена разработанная российскими специалистами методика расчёта вероятности возникновения пожара от электротехнических изделий со ссылкой на соответствующий национальный стандарт. Зарубежных аналогов такой методики ранее не существовало.
С целью реализации положений Технического регламента о требованиях пожарной безопасности в настоящее время действуют 236 национальных стандартов в области пожарной безопасности, из них полностью гармонизировано с международными нормами — 52 стандарта (методом аутентичного перевода), частично (гармонизированы основные положения) — 45 стандартов.
Вместе с тем, в ряде случаев отечественные классификация, требования пожарной безопасности, методы подтверждения соответствия и испытательное оборудование отличаются от зарубежных, что создает препятствие в международной торговле.
Например, в России определение показателя токсичности продуктов горения проводится на биологическом материале (лабораторных мышах). В Европе — с использованием методов анализа.
Аналогичное положение с определением пределов огнестойкости некоторых строительных конструкций. Международный подход учитывает технологические особенности применения данного элемента в строительстве (вертикальное или горизонтальное расположение, толщина огнезащитного слоя и пр.). Учитываются вид и количество горючей нагрузки и режим горения, что позволяет расширить спектр применения строительных конструкций в зданиях различного функционального назначения.
Практически отсутствуют методы проведения испытаний и соответствующие установки, имитирующие распространение и развитие пожара в сложных планировочных условиях.
Несмотря на то, что в области строительства (выборе проектных решений и способов противопожарной защиты, применении строительных материалов и конструкций) активно развивается система гибкого нормирования с использованием механизмов оценки пожарного риска, аналогичная той, что внедрена в странах Европы, в России не используется потенциал управления этими рисками. И данный вопрос не в полной мере урегулирован существующими нормативными документами по пожарной безопасности.
Это осложняется отсутствием отечественных наработок по сбору необходимой для проведения расчётов информации и статистических данных.
Решение в рамках Концепции задач по гармонизации является логичным продолжением проводимой ранее работы. Системный и комплексный подход к решению задач обеспечит оптимальный уровень гармонизации всего спектра стандартов в области пожарной безопасности с учётом национальных интересов.
2. Основные подходы к гармонизации документов в области стандартизации, содержащих требования пожарной безопасности, базируются на апробированных практикой и соответствующих международным подходам принципах:
— полноправного участия представителей Российской Федерации в деятельности международных технических комитетов по разработке международных стандартов и обеспечения учёта интересов Российской Федерации при их принятии. Применение прогрессивных международных подходов при разработке национальных и межгосударственных стандартов, продвижение национальных разработок для включения в международные стандарты;
— обеспечения необходимого уровня пожарной безопасности и формирование доказательной базы подтверждения соответствия требованиям технических регламентов;
— применения в установленном порядке на территории Российской Федерации международных стандартов, в том числе содержащих расчётные методы по оценке пожарного риска, обеспечивающих условия безопасной эвакуации людей и ограничение распространения опасных факторов пожара, устанавливающих параметры огнестойкости и др. с учётом национальных особенностей;
— добровольности применения заинтересованным лицом национальных и межгосударственных стандартов в области пожарной безопасности, и обязательность добросовестного соблюдения таким лицом требований стандартов в случае объявления об их использовании (путем декларирования, нанесения соответствующей информации на продукцию, упаковку, указания в технической документации, либо иным способом), а также в случае определения обязательности исполнения требований стандартов в рамках контрактных (договорных) обязательств;
— максимального учёта мнения заинтересованных лиц при разработке документов в области стандартизации;
— использования единых с международными требований пожарной безопасности и методик проведения испытаний в целях подтверждения соответствия, взаимного признания протоколов испытаний;
— применения международных стандартов, как основы разработки национальных и межгосударственных стандартов, за исключением случаев, когда такое применение признано невозможным вследствие климатических, географических, технических и технологических особенностей Российской Федерации, государств — участников Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации;
— обеспечения преемственности работ по противопожарному нормированию в Российской Федерации;
— недопустимости создания препятствий для производства и обращения продукции, выполнения работ и оказания услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения установленного уровня пожарной безопасности;
— прогрессивности и оптимальности требований пожарной безопасности, гибкости нормирования, обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции;
— соответствия требований нормативных документов по пожарной безопасности мировому уровню развития науки и техники.
3. Основными целями гармонизации документов в области стандартизации, содержащих требования пожарной безопасности, с международными стандартами являются:
— повышение пожарной безопасности в Российской Федерации в условиях сокращения сферы государственного регулирования и оптимизации функций, расширения самостоятельности хозяйствующих субъектов при выборе способов достижения необходимого уровня пожарной безопасности;
— содействие интеграции России в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнёра, снятие технических барьеров в международной торговле, создание благоприятного инвестиционного климата;
— актуализация и дальнейшее развитие на основе международных стандартов фонда нормативных документов по пожарной безопасности, обеспечивающих выполнение требований национальных технических регламентов и технических регламентов Таможенного союза;
— оптимизация нормативных требований пожарной безопасности, создание возможности выбора различных способов обеспечения необходимого уровня пожарной безопасности, в том числе с применением вероятностного подхода к определению пожарных рисков, который основан на более рациональном сопоставлении опасных факторов пожара, уровня безопасности людей, ожидаемого материального ущерба и в конечном итоге затрат на противопожарную защиту;
— формирование единых с международными требований пожарной безопасности к продукции и формы подтверждения соответствия, а также оснащение соответствующим испытательным оборудованием;
— повышение качества и конкурентоспособности отечественной продукции, работ и услуг;
— защита интересов отечественных производителей и потребителей в условиях происходящих интеграционных процессов в рамках формирования Таможенного союза, а также в условиях вступления Российской Федерации в ВТО;
— предупреждение действий, вводящих потребителя в заблуждение;
— создание системы стандартизации, отвечающей положениям Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле и международным соглашениям Таможенного союза в сфере технического регулирования;
— обеспечение прогресса, развитие техники и технологий предупреждения и тушения пожаров.
4. Для гармонизации документов в области стандартизации, содержащих требования пожарной безопасности, с международными стандартами и достижения основных целей концепции необходимо:
— провести анализ действующего фонда документов в области стандартизации, содержащих требования пожарной безопасности, на соответствие современному уровню и передовому международному опыту, обязательствам Российской Федерации при вступлении в ВТО, требованиям технических регламентов. По результатам анализа определить перечень нормативных документов, подлежащих гармонизации, а также необходимую форму гармонизации;
— обеспечить при разработке национальных и межгосударственных стандартов баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и потребителей;
— обеспечить привлечение всех заинтересованных сторон к работам по развитию национального фонда нормативных документов по пожарной безопасности;
— установить взаимоотношения с профильными техническими комитетами Европейского комитета по стандартизации (CEN), институтами по стандартизации зарубежных стран (Британским институтом стандартов (BCI), Национальной ассоциацией по пожарной безопасности США (NFPA) и др.), активизировать сотрудничество с Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС), Международной организацией по стандартизации (ISО), Международной электротехнической комиссией МЭК (IEC), а также с Европейской ассоциацией организаций и лабораторий, занимающихся испытаниями, инспекцией и сертификацией в области пожарной безопасности (EGOLF);
— обеспечить постоянное участие специалистов Российской Федерации в работе профильных международных и региональных технических комитетов;
— обеспечить регулярное обновление действующих и разработку новых национальных стандартов в области пожарной безопасности на базе передовых международных стандартов, а также на базе проектов международных стандартов, с учётом практики применения действующих норм, анализа и обобщения типовых решений по объектам, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности;
— организовать межведомственное взаимодействие МЧС России с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации по разработке нормативных документов в области пожарной безопасности;
— обеспечить взаимодействие МЧС России с уполномоченными органами Таможенного союза и Евразийской экономической комиссией в формировании нормативных документов по пожарной безопасности, обеспечивающих соблюдение требований технических регламентов Таможенного союза;
— продолжить разработку классификации, требований пожарной безопасности и методов испытаний в соответствии с международными подходами, а также создание соответствующей испытательной базы. Обеспечить внедрение передовых российских требований и методов испытаний в систему международной стандартизации;
— совершенствовать методы испытаний посредством проведения круговых испытаний с оценкой сходимости результатов испытаний (измерений), а также воспроизводимости и повторяемости методов испытания;
— обеспечить подготовку специалистов для работы по международным методам испытаний.
II. Основные направления гармонизации документов в области стандартизации, содержащих требования пожарной безопасности, с международными стандартами
5. Основные направления гармонизации документов в области стандартизации, содержащих требования пожарной безопасности, с международными стандартами включают в себя:
— разработку национальных стандартов и сводов правил по пожарной безопасности на основе применения международных стандартов с учётом возможности управления рисками причинения вреда жизни и здоровью людей и повреждения имущества;
— разработку в рамках деятельности Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации гармонизированных межгосударственных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов Таможенного союза;
— применение в установленном порядке на территории Российской Федерации международных стандартов;
— модернизацию и переоснащение существующей технической базы, в целях обеспечения проведения испытаний в соответствии с гармонизированными национальными стандартами.
6. Перечень, подлежащих разработке и гармонизированных национальных и межгосударственных стандартов, а также очередность и форму их гармонизации следует определять на основе анализа действующих международных стандартов в сопоставлении с российскими стандартами с учётом национальных интересов и уровня развития производственной и испытательной базы.
7. Гармонизации подлежат.
7.1. Национальные и межгосударственные стандарты, содержащие классификацию, требования пожарной безопасности, а также методы испытаний (исследований) следующей продукции:
— строительные конструкции и изделия;
— вещества и материалы;
— элементы инженерных систем противопожарной защиты;
— средства индивидуальной защиты при пожаре;
— продукция общего назначения.
7.2. Нормативные документы, содержащие требования пожарной безопасности для следующих объектов защиты:
— подземных зданий сооружений;
— высотных зданий и сооружений;
— многофункциональных зданий и сооружений с массовым пребыванием людей;
— объектов, добычи, хранения, переработки и транспортировки углеводородов;
— объектов производства электрической и тепловой энергии;
— комплексной территориальной малоэтажной застройки (в рамках реализации программы «доступное жилье») и др.
8. Одним из важных направлений работы является разработка гармонизированных национальных стандартов, устанавливающих расчётные методы определения характеристик строительных конструкций и изделий. Такой подход широко применяется в международной практике (европейские стандарты — Еврокоды содержат расчётные методы определения различных параметров строительных конструкций), что позволяет существенно снизить затраты на проведение процедур подтверждения соответствия.
Кроме этого внедрение подхода к определению и управлению пожарными рисками при проектировании и строительстве объектов защиты, учитывающего анализ событий, обладающих незначительными последствиями, но высокой вероятностью реализации, и событий обладающих существенными последствиями, но низкой вероятностью реализации, позволит оптимизировать затраты на противопожарную защиту.
III. Методы гармонизации российских и международных документов в области стандартизации, содержащих требования пожарной безопасности
9. Методы гармонизации национальных стандартов с международными определяются в соответствии с ГОСТ Р 1.7–2008 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов».
Для разработки национальных стандартов на основе применения международных стандартов используются официальные переводы данных стандартов (документов) на русский язык или иные переводы, одобренные секретариатом технического комитета по стандартизации, за которым закреплена соответствующая тематика, а также стандарты ИСО, ЕН и МЭК, изданные на русском языке.
В случае отсутствия необходимого для стандартизации на национальном уровне опыта применения в Российской Федерации новых технических и/или технологических решений, материалов и иных инноваций на основе применения международных стандартов могут быть разработаны предварительные национальные стандарты.
Международные документы, не являющиеся международными стандартами, могут быть применены в качестве основы для разработки предварительных национальных стандартов, в исключительных случаях могут разрабатываться национальные стандарты, если это отвечает национальным интересам Российской Федерации.
10. При разработке гармонизированного национального стандарта на основе применения международного стандарта необходимо провести оценку целесообразности его использования и выбрать одну из форм этого применения.
10.1. В обоснованных случаях международный стандарт может быть применён в Российской Федерации в качестве национального стандарта методом подтверждения. Метод подтверждения заключается в придании международному стандарту статуса национального стандарта и введении его в действие в Российской Федерации в этом качестве путем принятия национальным органом по стандартизации соответствующего документа.
Данный метод предполагает прямое применение международного стандарта без оформления национального стандарта Российской Федерации.
10.2. Идентичный национальный стандарт — ID. Оформление национального стандарта, идентичного международному стандарту осуществляют путем использования перевода на русский язык международного стандарта без изменения структуры и технического содержания.
10.3. Модифицированный национальный стандарт — MOD. Оформление национального стандарта, модифицированного по отношению к международному стандарту, осуществляют путём использования перевода на русский язык данного стандарта с изменением его структуры и/или содержания, если сравнение структуры и содержания этих стандартов не создаст никаких затруднений для пользователей. При этом внесение технических отклонений в используемый текст допускается только при условии их чёткой идентификации и объяснения причин.
10.4. Неэквивалентный национальный стандарт — NEQ.
Неэквивалентный стандарт не является гармонизированным. Однако, настоящей Концепцией предполагается разработка и применение таких стандартов для повышения уровня гармонизации в целях достижения целей и задач Концепции.
Неэквивалентный стандарт разрабатывается в случае, если отсутствует необходимость в обеспечении гармонизации разрабатываемого национального стандарта с применяемым международным стандартом, а также в случае, когда для учёта национальных интересов Российской Федерации необходимо внести существенные технические отклонения.
Оформление национального стандарта, не эквивалентного международному стандарту, осуществляют путём использования перевода на русский язык данного стандарта с применением установленных методов его переработки.
10.5. Оценку целесообразности использования международного стандарта при разработке гармонизированного национального стандарта и выбор метода гармонизации осуществляет разработчик национального стандарта. В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О техническом регулировании» разработчик обеспечивает прохождение проекта национального стандарта установленных процедур публичного обсуждения, экспертизы в профильном техническом комитете по стандартизации, рассмотрения и регистрации в национальном органе по стандартизации. При прохождении данных процедур проводится дополнительная оценка целесообразности использования международного стандарта при разработке гармонизированного национального стандарта и выбора метода гармонизации.
IV. Реализация Концепции
11. Основные направления, подходы и принципы, заложенные в Концепцию должны внедряться на основе исполнения Плана реализации Концепции гармонизации нормативных документов по пожарной безопасности с международными стандартами (далее — План реализации). Корректировка данного Плана должна производиться с учетом анализа хода и проблем реализации Концепции, результатов участия в работе международных организаций по стандартизации.
План реализации содержит комплексный подход к исполнению положений Концепции, предусматривает постановку и пути решения основных задач, координацию действий всех заинтересованных сторон.
12. Перечень разрабатываемых в рамках данной Концепции проектов гармонизированных национальных и межгосударственных стандартов подлежит включению в Программу разработки национальных стандартов, утверждаемую Росстандартом.
13. Порядок и сроки введения в действие гармонизированного стандарта должны определяться с учетом готовности отечественных производителей продукции, работ и услуг. При необходимости модернизации производственной базы при переходе на гармонизированный стандарт, должны быть установлены сроки вступления в силу такого стандарта, достаточные для подготовки производственной базы.
14. Приоритетным направлением работы по гармонизации является формирование на основе международных стандартов фонда межгосударственных нормативных документов по пожарной безопасности, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов Таможенного союза.
15. Реализация положений данной Концепции планируется во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, с учётом ведомственных программ. В целях обеспечения координации действий предполагается создать межведомственную комиссию, наделив ее соответствующим статусом и полномочиями.
Также реализация концепции планируется во взаимодействии с уполномоченными органами государств — участников Таможенного союза, Евразийской экономической комиссией, заинтересованными и образовательными организациями, общественными объединениями предпринимателей, представителями бизнеса.
16. Настоящей Концепцией планируются следующие механизмы реализации ее положений:
— в рамках выполнения мероприятий федеральных целевых программ;
— в рамках выполнения мероприятий целевых программ, реализуемых заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;
— в рамках выполнения НИОКР в соответствии с планом деятельности МЧС России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти;
— с привлечением заинтересованных научных и образовательных организаций, общественных объединений предпринимателей, ;
— в рамках межгосударственного взаимодействия государств — участников Таможенного союза.
17. Реализация положений Концепции потребует активизации деятельности национальных технических комитетов по стандартизации, в первую очередь ТК 274 «Пожарная безопасность», а также Т 465 «Строительство», ТК 320 «Средства индивидуальной защиты», ТК 234 «Системы тревожной сигнализации и противокриминальной защиты» и других технических комитетов, деятельность которых включает в себя вопросы пожарной безопасности.
Планы работы технических комитетов предлагается формировать с учётом положений данной Концепции, а также Плана её реализации.
18. Разработка и дальнейшее применение гармонизированных нормативных документов по пожарной безопасности потребует подготовки квалифицированных кадров. В этих целях необходимо:
— внести соответствующие изменения в систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области противопожарного нормирования;
— разработать образовательные программы, направленные на подготовку высококвалифицированных специалистов в области технического регулирования пожарной безопасности, с учетом перехода на гармонизированные стандарты;
— повысить эффективность программ профессиональной подготовки кадров, в том числе путём корректировки учебных планов учреждений высшего профессионального образования.
19. Переход на гармонизированные национальные и межгосударственные стандарты, содержащие отличные от действующих в настоящее время требования к продукции и методам испытаний, повлечёт за собой необходимость переоснащения производственной и испытательной базы производителей продукции и испытательных лабораторий. Объем финансовых затрат на решение этой задачи составит около 2,3 млрд. рублей.
В настоящее время производители продукции и испытательные лаборатории преимущественно являются коммерческими организациями, развитие их базы предполагается осуществлять без привлечения государственных средств. Процесс гармонизации планируется осуществлять последовательно в течение семи лет в соответствии с Планом гармонизации. Реализация такого подхода позволит обеспечить поэтапную модернизацию производственной и испытательной базы и не будет излишне обременительна для бизнеса.
В целом, заложенный в Концепцию системный и комплексный подход к решению задач позволит к 2020 году обеспечить оптимальный уровень гармонизации всего спектра национальных стандартов в области пожарной безопасности, что создаст условия для повышения уровня пожарной безопасности в Российской Федерации, оптимизации затрат на противопожарную защиту при безусловном обеспечении безопасности для жизни и здоровья людей (при внедрении системы управления рисками), интеграции России в мировую экономику, создания благоприятного инвестиционного климата, обеспечения соответствия отечественной продукции международным требованиям и повышения её конкурентоспособности, устранения технических барьеров в международной торговле.