Обязательство не имеет стоимостного выражения: судами снова снижен размер штрафа по государственному контракту
Однако исполнитель не делал этого. Среди прочего госзаказчиком были начислены штрафные санкции в размере 10 процентов от стоимости государственного контракта за нарушение в ценовом выражении. Но контрагент платить отказался.
Тремя инстанциями денежные средства взысканы частично:
- Госзаказчику фотоотчеты не передавались – у этого обязательства нет стоимостного выражения. Штрафные санкции надо было начислять по-другому;
- Был завышен размер ответственности за нарушение обязательства в неденежной форме. Исполнитель был поставлен в невыгодные ему условия;
- Не был доказан факт того, что непредставление фотоотчетов стало причиной убытков либо привело к упущенной выгоде заказчика. Ремонтные работы проведены полностью. Претензии к результату не предъявлялись.
Стоит отметить, что к нестоимостным нарушениям судебные органы относят ситуации, если контрагент:
- Своевременно не представил обеспечение своих гарантийных обязательств; предписание, касающееся устранения нарушений; передачу документов либо не уведомил госзаказчика, к примеру, о необходимости приемки результатов работ по госконтракту, если он содержит такие обязанности.
Раньше Минфином РФ было рекомендовано указывать в госконтракте неденежные нарушения, которые влекут за собой начисление штрафа.
Документ: Постановление АС Центрального округа от 06.02.2023 по делу N А62-9771/2021
Обязательство не имеет стоимостного выражения: суды снова снизили размер штрафа по госконтракту
Стороны заключили контракт на ремонт пожарного автомобиля. По его условиям на электронную почту заказчика еженедельно следовало направлять фотоотчеты о выполненных работах.
Исполнитель этого не делал. Заказчик среди прочего начислил штраф в размере 10% от цены контракта как за нарушение в стоимостном выражении. Контрагент платить не стал.
Три инстанции взыскали деньги частично:
- заказчику не передавали фотоотчеты — это обязательство не имеет стоимостного выражения. Штраф следовало начислить иначе;
- размер ответственности за нарушение неденежного обязательства завысили. Исполнителя поставили в невыгодные условия;
- то, что отсутствие фотоотчетов привело к убыткам или упущенной выгоде заказчика, не доказали. Ремонт выполнили полностью без претензий к результату.
Отметим, к нестоимостным нарушениям суды относят ситуации, когда контрагент, в частности:
- вовремя не предоставил обеспечение гарантийных обязательств; предписание об устранении недостатков; документы или не уведомил заказчика, например, о необходимости приемки результатов по контракту, если в нем есть такие обязанности.
Ранее Минфин рекомендовал указывать в контракте неденежные нарушения, за которые начисляют штраф.
Штрафы для поставщиков по 44‑ФЗ
Если поставщик поставил не тот товар или сделал это с опозданием, то заказчик должен взыскать с него неустойку. Как рассчитать пени и штрафы, какие неустойки указывать в закупках для малого бизнеса и аукционах с переходом через «0» — читайте в статье.
Чем отличаются пени и штрафы для поставщиков
В госзакупках при нарушении условий контракта, заказчик обязан потребовать с поставщика неустойку (п.6, ст.34, 44-ФЗ). При этом он может взыскать денежное наказание двух типов:
- Пени. Назначается, если поставщик исполнил контракт позже срока. Заказчик берет пени за каждый день просрочки.
Например, подрядчик обещал поставить товар через неделю, но отгрузил его только через месяц. В итоге поставщик должен заплатить пени, накапавшие за 21 день.
- Штраф. Назначается за ненадлежащее исполнение контракта: нарушение обязательств, несоответствие товара требуемым параметрам. Размер штрафа заказчик заранее прописывает в проекте контракта в порядке, определенном правительством РФ.
Например, заказчик указал в закупке и контракте, что ему нужна глянцевая керамическая плитка. А поставщик поставил матовую. Заказчик имеет право не принять такой товар и потребовать штраф.
Поставщик может избежать уплаты пени или штрафа, если докажет, что нарушил условия контракта из-за непреодолимых обстоятельств или по вине заказчика.
Как рассчитать неустойку для поставщика
Расчет пени
- Пени для поставщика рассчитываются согласно ч.7 ст. 34 44-ФЗ, как 1/300 ключевой ставки Центробанка РФ от цены контракта и дней просрочки или:
Пени = Цена контракта х (1/300 х Размер ключевой ставки) х число дней просрочки
- Если поставщик уже выполнил часть контракта, то при расчете пени цену контракта нужно уменьшить на объем выполненных обязательств.
- Пени начинают начисляться на следующий календарный день после срока, установленного контрактом. Согласно письму Минфина России от 7 № 24-03-08/73293, нужно исключать дни приемки товара при расчете срока просрочки, если другого не указано в контракте.
- При расчете пени нужно использовать зафикисрованный законом размер ключевой ставки ЦБ РФ — 1/300. Изменять долю ставки нельзя, даже если обе стороны на это согласны (позиция арбитражного суда Центрального округа от 26.03.2015 по делу № А64-3838/2014).
Расчет штрафов
Штрафы для поставщика в госзакупках рассчитываются по постановлению Правительства РФ № 1042. Они зависят от цены, по которой был заключен контракт, или стоимости за этап контракта, но не от начальной максимальной цены.
- К поставщику можно одновременно применить и штраф, и пени. Например, если поставщик поставил ненадлежащий товар и опоздал по срокам. При этом в контракте должно быть прописано, что штраф и пени взыскиваются в разных случаях и не заменяют друг друга.
- Общая сумма неустойки, которую можно требовать с поставщика, не должна быть больше цены контракта. Это правило относится и к штрафам, и к пени.
Штрафы для поставщиков СМП и СОНКО
Для поставщиков, которые относятся к субъектам малого предпринимательства (СМП) или социальным некоммерческим организациям (СОНКО), закон устанавливает меньший размер штрафа.
Если победитель закупки для СМП и СОНКО исполнил контракт некачественно, он должен оплатить штраф — 1% цены контракта или этапа, но не менее 1 тыс. рублей и не более 5 тыс. рублей.
При этом если поставщик из числа СМП или СОНКО победил в закупке, проведенной на общих основаниях, контракт заключается со штрафами для обычных поставщиков, пункт о штрафах для малого бизнеса не добавляется.
Также если в закупке для СМП или СОНКО принял участие только один участник и контракт заключают с единственным поставщиком, то в контракте прописываются изначальные штрафы для СМП и СОНКО (решение Ивановского УФАС от 23.10 2017 № 07–15/2017–189).
Штрафы для поставщиков за отдельные виды нарушений
За нарушения обязательств без стоимостного выражения
Оштрафовать поставщика могут и за нарушение обязательств, которые не имеют стоимостного выражения. Например, за то, что он опоздал с доставкой товара, превысил уровень бракованного товара, не предоставил товаросопроводительные документы.
Штрафы для таких ситуаций также устанавливает постановление Правительства РФ № 1042:
- 1 тыс. рублей, если цена контракта не больше 3 млн рублей;
- 5 тыс. рублей, если цена — 3-50 млн рублей;
- 10 тыс. рублей, если цена — 50-100 млн рублей;
- 100 тыс. рублей, если цена — больше 100 млн рублей.
Нестоимостные обязательства и штраф за них заказчик должен выделить в проекте контракта заранее. Если этого не сделать, то заказчика оштрафуют за нарушения в документации (решение Челябинского УФАС от 20.10.2017 по делу № 713-ж/2017).
Штрафы при переходе через «0»
Иначе рассчитывается штраф для победителей аукциона с переходом цены через «0» — от начальной максимальной цены контракта (НМЦК), а не итоговой цены:
- 10 % от НМЦК, если НМЦК — не более 3 млн рублей;
- 5 % от НМЦК, если НМЦК — 3-50 млн рублей;
- 1 % от НМЦК, если НМЦК — 50-100 млн рублей.
Если цена контракта, заключенного в аукционе с переходом через «0», превышает НМЦК, то штраф рассчитывается, как и во всех остальных случаях, — в процентах от итоговой цены контракта.
При проведении аукциона заказчик не знает, перейдет ли цена контракта через «0». Поэтому в документацию аукциона всегда стоит включать положение о штрафе при переходе через «0», иначе ФАС может посчитать это нарушением (решение Челябинского УФАС от 30.10.2017 № 732-ж/2017).
Штраф за непривлечение субподрядчиков
Также поставщика оштрафуют за то, что он не привлек к исполнению контракта субподрядчиков СМП и СОНКО (если такое условие прописано в контракте). Штраф составит 5 % от суммы такого привлечения.
Штрафы в работах по капитальному строительству
Поставщиков, которые должны были выполнить без привлечения других подрядчиков работы по капитальному строительству, но выполнили их некачественно оштрафуют на 5 % от стоимость этих работ.
При составлении закупочной документации заказчик должен выбрать виды штрафов, соответствующие предмету и условиям закупки (п.4 ст.34 44-ФЗ). Если прописать в проекте контракта все виды штрафов и пояснить, что при направлении контракта победителю закупки из него исключат «лишние» штрафы, то это станет нарушением законодательства (решение Омского УФАС от 23.11.2017 № 03-10.1/298-2017).
Например, заказчик готовит три закупки и для каждой прописывает разные штрафы:
- Конкурс на общих основаниях — в документации нужно прописать общие штрафы.
- Аукцион на общих основаниях и с обязательствами без стоимостного выражения — нужно прописать три вида штрафов: общие, при переходе через «0» и без стоимостного выражения
- Аукцион для СМП и с обязательствами без стоимостного выражения — заказчик также должен прописать три вида штрафов, но вместо общих штрафов указать штрафы для малого бизнеса.
Таблица штрафов КоАП по 44-ФЗ с изменениями 2020 года
- один или несколько объектов закупки, которые не соответствуют целям осуществления госзакупок;
- объекты, не соответствующие требованиям к закупаемым товарам и услугам, установленным законодательством;
- НМЦК без обоснования или с обоснованием, противоречащим законодательству (требование относится и к контрактам с единственным поставщиком).
- требований 44-ФЗ;
- порядка предоставления документации конкурса или аукциона;
- порядка разъяснения положений документации;
- порядка приема заявок на участие и окончательных предложений.
- порядок рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений;
- требования к участникам закупки;
- требования к размеру обеспечения заявок на участие;
- требования к размеру и способам обеспечения исполнения контракта;
- требования о предоставлении в заяве документов, не предусмотренных 44-ФЗ.
- вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к электронным заявкам;
- рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений.
для запроса котировок и запроса предложений
Нарушение сроков возврата обеспечения заявок | ||
Деньги, внесенные участниками в качестве обеспечения заявок, возвращены с нарушением порядка или срока: | ||
ч.1 ст. 7.31.1 | не более, чем на 3 рабочих дня | 5 000 ₽ — должностное лицо 30 000 ₽ — юрлицо |
ч.2 ст. 7.31.1 1 | более, чем на 3 рабочих дня | 15 000 ₽ — должностное лицо 90 000 ₽ — юрлицо |
Нарушения при заключении, исполнении и изменении контрактов | ||
ч.1 ст.7.32 | При заключении контракта нарушены объявленные заказчиком условия определения поставщика или условия исполнения контракта. | должностное лицо — 1 % от НМЦК, но не менее 5 000 и не более 30 000 юрлицо — 1 % от НМЦК, но не менее 50 000 и не более 300 000 |
ч. 2 ст.7.32 | Это повлекло дополнительные расходы бюджетных средств или уменьшение количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ и услуг. | должностное лицо — двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, которые стали предметом правонарушения |
ч.3 ст.7.32 | Заказчик нарушил сроки заключения контракта или уклонился от его заключения. | 50 000 ₽ — должностное лицо |
ч.4 ст.7.32 | Заказчик изменил условия контракта (в том числе увеличил цену товаров, работ, услуг), если 44-ФЗ запрещает менять условия. | 20 000 ₽ — должностное лицо 200 000 ₽ — юрлицо |
ч.5 ст.7.32 | Это привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг | должностное лицо — двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, которые стали предметом правонарушения |
ч.6 ст. 7.32 | Нарушен порядок расторжения контракта при одностороннем отказа от исполнения контракта | 50 000 ₽ — должностное лицо 200 000 ₽ — юрлицо |
ч.7 ст.7.32 | Действия или бездействие, из-за которых поставщик не выполнил свои обязательства по контракту, поэтому был причинен существенный вред интересам общества и государства. При этом действия или бездействие не попадают под уголовную ответственность. | должностное лицо и ИП — 5-15% от стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом, но не менее 30 000 ₽ или дисквалификация до 2 лет юрлицо — от однократной до трехкратной стоимости неисполненных обязательств, но не менее 300 000 ₽ |
ч.8 ст.7.32 | Не соблюдены требования законодательства в сфере закупок при проведении экспертизы поставленного товара, работ, услуг или отдельных этапов исполнения контракта, которую, согласно 44-ФЗ, должны проводить эксперты или экспертные организации. | 20 000 ₽ — должностное лицо |
ч.9 ст.7.32 | Не составлены документы о приемке поставленного товара, работ, услуг или отдельных этапов исполнения контракта. Либо заказчик отказался от приемки товара, но не направил мотивированный отказ поставщику. | 20 000 ₽ — должностное лицо |
ч.10 ст. 7.32 | Поставленный товар, работы, услуги приняты заказчиком, хотя не соответствуют условиям контракта. При этом поставщик не устранил несоответствие, что привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема работ и услуг. | 20 000-50 000 ₽ — должностное лицо |
ч.1 ст.7.32.5 | Нарушение срока и порядка оплаты госконтракта или аванса | 30 000 — 50 000 ₽ — должностное лицо |
ч.2 ст.7.32.5 | Повторное нарушение ч.1 ст.7.32.5 КоАП | дисквалификация от 1 до 2 лет — должностное лицо |
Неправильный порядок ведения реестра контрактов, реестра недобросовестных поставщиков (РНП) | ||
ч.1 ст.7.31 | В РНП включена заведомо недостоверная информация | 50 000 ₽ — должностное лицо |
ч.2 ст.7.31 | Информация, которую нужно включать в РНП, не отправлена или отправлена в ФАС с опозданием. Информация, документы, которые согласно 44-ФЗ нужно включать в реестр контрактов, не направлены или направлены с опозданием в органы, уполномоченные вести реестр контрактов. |
20 000 ₽ — должностное лицо |
Закупки по 44-ФЗ в сфере энергоснабжения | ||
ч. 11 ст. 9.16 | Проведение закупки, которая не соответствует требованиям энергетической эффективности | 30 000 ₽ — должностное лицо 100 000 ₽ — юрлицо |
Закупки у СМП | ||
ч.11 ст.7.30 | Если заказчик проведет среди СМП и СОНКО закупок меньше, чем предусмотрено 44-ФЗ (не менее 15 % от годового объема закупок). Время совершения правонарушения — окончание календарного года. | 50 000 ₽ — должностное лицо |
Невыполнение в срок законного предписания | ||
ч.7 ст.19.5 | Предписание, требование ФАС не выполнено в установленный срок | Должностное лицо заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или член комиссии — 50 000 ₽ Юрлицо — 500 000 ₽ |
Нарушения при предоставлении информации в ФАС | ||
ч.1 ст.19.7.2 | Информация и документы, которые нужно предоставлять в ФАС, не предоставлены или предоставлены несвоевременно. Либо предоставлена заведомо недостоверная информация. | 15 000 ₽ — должностное лицо 100 000 ₽ — юрлицо |
Ищите нужные вам закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ на всех основных площадках и анализируйте их с помощью онлайн-сервиса Контур.Закупки.
Неустойка (штрафы, пени) по контрактам по 44-ФЗ
1. Общие положения о неустойке, правила включения условий о неустойке в контракт
В соответствии со ст.330 Гражданского кодекса РФ неустойка – определенная законом или договором денежная сумма, которую должник должен уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Законом №44-ФЗ предусмотрены 2 вида неустойки: штраф и пени. Закон предусматривает ответственность за нарушение условий контракта как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее – поставщик). При этом пени применяются только за нарушение сроков (просрочку поставки или исполнения гарантийного обязательства со стороны поставщика; просрочку оплаты со стороны заказчика). За остальные нарушения применяется штраф. Порядок, размеры, условия применения каждого вида неустойки указаны в Памятке по неустойке.
Часть 4 ст.34 Закона №44-ФЗ говорит об обязательности включения в контракт условий об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Таким образом, условия о неустойке являются существенными условиями контракта и должны быть указаны всеми заказчиками во всех контрактах. Исключениями являются случаи закупки у единственного поставщика, перечисленные в ч.15 ст.34 Закона №44-ФЗ. В таких закупках могут не применяться некоторые существенные условия контрактов, например, условия об ответственности сторон.
Подобрать закупочную позицию
Условия о размере и порядке расчета пени указываются в контракте для поставщика – в соответствии с ч.7 ст.34 Закона №44-ФЗ; для заказчика – в соответствии с ч.5 ст.34 Закона №44-ФЗ. Порядок расчета штрафа указывается в контракте в соответствии с Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2017 г. N 1042 (далее – Правила №1042). Правила №1042 предусматривают расчет штрафа как процент от цены контракта, или, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент от этапа исполнения контракта. Для поставщика размер штрафа определяется в соответствии с п.3-8 Правил №1042, для заказчика – п.9 Правил №1042.
Следует отметить, что включения в контракт просто ссылок на соответствующие пункты Правил №1042 недостаточно. ФАС России в письме от 01.12.2014 N АД/48791/14 указал, что «…включение в проект контракта ссылки на правила вместо установления вышеуказанных размеров штрафа, пени не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки…». Таким образом, заказчику необходимо указывать в контракте штраф в виде процента от цены контракта (от этапа исполнения контракта). При этом конкретную сумму штрафа в рублях указывать не рекомендуем, так как цена контракта в ходе его исполнения может измениться (например, в случаях, указанных в ч.1 ст.95 Закона №44-ФЗ), а соответствующие нормы для изменения суммы штрафа в контракте законом не предусмотрены.
2. Ответственность поставщика
Важным моментом является то, что ч.6 ст.34 Закона №44-ФЗ предусматривает обязанность заказчика направить поставщику требование об уплате неустоек (штрафа, пени) в любом случае нарушения последним своих обязательств по контракту. То есть заказчик обязан направить требование всегда, если был факт нарушения своих обязательств поставщиком. Заказчик не имеет права выбора: направлять требование или не направлять.
Из описанного ниже порядка расчета пени и штрафа возможны исключения в случаях, если в соответствии с законодательством РФ неустойка для поставщика должна рассчитываться в ином порядке (например, контракты на оказание услуг ОСАГО).
2.1. Пеня для поставщика
Размер пени для поставщика устанавливается ч.7 ст.34 Закона №44-ФЗ и составляет 1/300 действующей на дату уплаты ключевой ставки ЦБ РФ. Пеня рассчитывается от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства и включая день фактического исполнения обязательства поставщиком. В письме Минфина РФ от 13.04.2016г. №02-04-06/21780 указано, что в расчет неустойки включаются все календарные дни «… независимо от выходного (праздничного или непраздничного) дня пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства…». При расчете заказчиком размера пени, начисляемой контрагенту, не учитываются дни, потребовавшиеся заказчику для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, оформления результатов такой приемки, если иное не предусмотрено контрактом (см. письмо Минфина РФ от 16.03.2020 №24-03-07/19771). Следует отметить, что сумма пени не ограничена ценой контракта.
Формула расчета пени для поставщика:
Пеня
Цена контракта (этапа контракта)
Стоимость обязательства, которое поставщик исполнил в срок
×
Количество дней просрочки
×
1/300 ключевой ставки ЦБ на день уплаты неустойки
2.2. Штраф для поставщика
Штраф для поставщика начисляется за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства). Штрафы необходимо применять за каждый случай нарушения поставщиком своих обязательств. Общая сумма штрафов, в отличие от пени, ограничена ценой контракта.
Рассмотрим случаи применения штрафа для поставщика:
1. «Стандартный» штраф за неисполнение или ненадлежащее исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства) устанавливается в порядке, предусмотренном п.3 Правил №1042. Размер штрафа зависит от суммы цены контракта (этапа) и указан в колонке 1 Памятки по неустойке.
2. Штраф «для СМП и СОНО» (если заказчик в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона №44-ФЗ проводил закупку, в которой участниками могли являться только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации). В этом случае за неисполнение или ненадлежащее исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства) штраф устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей (п.4 Правил №1042) (колонка 2 Памятки по неустойке).
3. Штраф для победителя закупки, предложившего наиболее высокую цену за право заключения контракта. Применяется если, в соответствии с ч.23 ст.68 Закона №44-ФЗ при проведении электронного аукциона цена контракта снижена до половины процента НМЦК или ниже и аукцион проводится на право заключить контракт. Данный штраф необходимо всегда указывать в проекте контракта, включаемом в документацию об электронном аукционе, так как на момент размещения закупки заказчик не может предугадать, насколько снизится НМЦК на аукционе. Такой штраф устанавливается в соответствии с п.5 Правил №1042, его размер указан в колонке 3 Памятки по неустойке.
4. Штраф за нарушения, не имеющие стоимостного выражения. Применяется за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, в случаях, когда обязательство, нарушенное поставщиком не связано напрямую с ценой контракта (например, не предоставление сопроводительных документов вместе с товаром), устанавливается в соответствии с п.6 Правил №1042. Размер данного штрафа указан в колонке 4 Памятки по неустойке.
5. Штраф за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц (субподрядчиков) (колонка 5 Памятки по неустойке) . Размер данного штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ (п.7 Правил №1042). Виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории РФ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств установлены постановлением Правительства РФ от 15 мая 2017 г. N 570. Данное постановление применяется только по государственным и (или) муниципальным контрактам, поэтому, например, бюджетным учреждениям включать в проект контракта по строительству (реконструкции) указанный штраф не нужно.
6. Штраф за не привлечение подрядчиком, исполнителем к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (колонка 6 Памятки по неустойке) . Применяется, если в соответствии с ч. 6 ст. 30 Закона №44-ФЗ контрактом предусмотрено привлечение подрядчика к гражданско-правовой ответственности за невыполнение указанного условия и устанавливается в размере 5 процентов объема привлечения субподрядчиков, установленного контрактом (п.8 Правил №1042).
2.3. Возможность одновременного взыскания с поставщика и штрафов, и пени
В случае если поставщик вовсе не поставил товар или не приступил к работам, заказчик имеет право взыскать с поставщика не только штраф за нарушение обязательств по контракту, но и пеню за просрочку. Такие выводы сделала Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ в Определении от 09.03.2017 №№ 302-ЭС16-14360, А33-28174/2015. В Определении ВС РФ от 09.03.2017 N 302-ЭС16-14360 (Пункт 36 Обзора ВС РФ от 28.06.2017) также указано: «…Пеня за просрочку исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту подлежит начислению до момента прекращения договора в результате одностороннего отказа заказчика от его исполнения. Одновременно за факт неисполнения государственного (муниципального) контракта, послужившего основанием для одностороннего отказа от договора, может быть взыскан штраф в виде фиксированной суммы…».
3. Ответственность заказчика
Закон не обязывает поставщика требовать от заказчика уплаты неустойки в обязательном порядке в случае нарушения последним своих обязательств по контракту. Совершение данных действий для поставщика является его правом.
3.1. Пеня для заказчика
Порядок расчета пени для заказчика, в случае просрочки им исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, установлен ч.5 ст.34 Закона №44-ФЗ. Размер пени составляет 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки ЦБ РФ от не уплаченной в срок суммы. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Следует отметить, что сумма пени не ограничена ценой контракта.
Формула расчета пени для заказчика:
Пеня
=
Сумма, которую заказчик не оплатил в срок
×
Количество календарных дней просрочки
×
1/300 ключевой ставки ЦБ на день уплаты неустойки
3.2. Штраф для заказчика
За каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в соответствии с п.9 Правил №1042. Размер штрафа зависит от цены контракта (этапа) и указан в колонке 7 Памятки по неустойке.
Общая сумма штрафов, в отличие от пени, ограничена ценой контракта.
4. Порядок взыскания неустойки с поставщика
Заказчик может взыскать неустойку с поставщика 4 способами:
- Удержать из обеспечения исполнения контракта, если соответствующее обеспечение перечислено денежными средствами.
- Удержать из суммы, причитающейся поставщику в счет оплаты по контракту.
- Поставщик может добровольно перечислить неустойку на счет заказчика.
- Взыскать в судебном порядке.
Необходимо отметить, что удержание неустойки из суммы обеспечения контракта или суммы оплаты по контракту должно быть квалифицировано как один из способов прекращения обязательств – зачет встречных однородных требований (в соответствии со ст.410 ГК РФ). Зачет в рассматриваемых случаях бесспорно будет правомерен, если контрагент признает такой долг или если возможность соответствующего удержания предусмотрена в контракте между заказчиком и поставщиком.
Данные выводы согласуются с позицией регулирующих и контрольных органов. Минфин России и Федеральное казначейство в совместном письме от 25.12.2014 N 02-02-04/67438, 42-7.4-05/5.1-805 указывают, что частичное или полное удержание суммы обеспечения осуществляется в соответствии с условиями контракта . Данную позицию поддерживает ФАС России в письме от 10.12.2015 N АЦ/70978/15: «…По мнению ФАС России, включение в проект контракта условия о том, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик вправе произвести оплату по контракту за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени), не противоречит требованиям Закона о контрактной системе». Также Минфин России в письме от 02.11.2020 N 24-03-08/95446 указывает: «…заказчик вправе производить оплату по контракту за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени) или вправе вернуть обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер начисленных штрафов, пеней …».
Из банковской гарантии неустойку удержать нельзя. В письмах Минфина России от 14.09.2020 N 24-05-08/80942, от 02.10.2020 N 24-03-08/86257 указано: «Таким образом, исходя из вышеизложенного неустойка не может быть оплачена за счет средств банковской гарантии, так как является неосновным обязательством по контракту, исполнение которого обеспечено банковской гарантией…».
5. Освобождение от ответственности
В соответствии с ч.9 ст.34 сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны. Указанные обстоятельства относятся как к ответственности заказчика, так и поставщика.