КАСКО после ДТП, КАСКО после аварии — как поступить?
Стоит ли покупать КАСКО после аварии в той же страховой компании? Сколько это будет стоить? Дорожает ли КАСКО после ДТП? Не лучше ли перейти к другому страховщику? Все эти вопросы возникают у человека, который, отремонтировав свою машину по страховке, задумался о своем ближайшем будущем. В данной статье мы постараемся ответить на все эти вопросы.
Во сколько обойдется КАСКО после аварии?
Безубыточным водителям проще — при продлении своей страховки они получат скидку, средний размер который составляет десять процентов от размера страховой премии в прошлом году. А вот КАСКО после аварии рассчитывается «по новой» — то есть с учетом применения действующих тарифов, которые за год могли и подрасти. Причем при условии всего одного страхового случая вы все еще можете получить скидку — например, 5%. Или же скидки не будет (коэффициент безубыточности равен 1). Как еще один возможный вариант — небольшой повышающий коэффициент КАСКО после ДТП — 1,05. Каждая страховая компания действует по-своему, но общий принцип именно таков.
А вот если у вас будет два и более страховых случая — то тут уже стоимость КАСКО после ДТП может вырасти сразу на 20-100%. Более того, некоторые страховщики могут вовсе отказаться от оформления КАСКО после аварии — если обращений за выплатами было более трех.
Менять ли страховщика по КАСКО после ДТП?
Если за год у вас было больше двух обращений за выплатами — то однозначно менять. Обычно удорожание КАСКО после ДТП в таких случаях настолько велико, что лучше потратить немного времени и найти другого страховщика, у которого вы сможете начать все с нуля — в отличии от ОСАГО, по добровольному автострахованию общей базы у компаний нет и проверить вашу «убыточность» они просто не смогут.
Не все так просто при условии одного страхового случая. Здесь — пограничная ситуация. С одной стороны, вы по-прежнему или можете получить небольшую скидку, или же повышающий коэффициент КАСКО после ДТП будет незначительным. С другой — не исключено, что на рынке появилось более выгодное предложение.
Поэтому лучшее, что вы можете сделать — за некоторое время до окончания срока полиса попросить у вашей текущей страховой компании узнать стоимость КАСКО после страхового случая, а затем сравнить ее с ценами в других страховых компаниях, рассчитав ее на онлайн-калькуляторе.
Вы оформляли КАСКО после ДТП? В какой компании — старой или новой? Расскажите нам в комментариях!
Популярные статьи по ОСАГО:
Популярные статьи по КАСКО:
Практически любой покупатель новой машины сегодня старается обеспечить ее такой дополнительной опцией, как страховка авто КАСКО. Справедливости ради отметим, что иногда такое стремление все же носит вынужденный характер.
Подорожает ли каско если было дтп не по моей вине
Мой автомобиль застрахован по КАСКО. В конце весны я попал в ДТП. Вина не моя, а другого водителя. Я обратился для возмещения ущерба в свою страховую компанию. Мне она полностью оплатила ремонт у ОД. Теперь, когда подошел срок страховать машину вновь (год проходит), страховая считает у меня 1 ДТП и выплату по КАСКО. Почему? Я был не виновен в ДТП, страховая выплаченные мне деньги отжала с виновника ДТП. Кто-нибудь сталкивался с подобным? Права ли СК?
В разных страховых компаниях свои правила. Некоторые из них при пролонгации договора страхования на следующий год не учитывают регрессные убытки. То есть, если клиент не был виновником ДТП и компания получила за выплаченный убыток возмещение с виновной стороны, то клиенту предоставляется вполне законная скидка. Другие компании при любых убытках считают возможным не применять понижающий коэффициент при пролонгации договора страхования. Так что, все зависит от страховой компании.
Страховая компания в вашем случае абсолютно права. Если автомобиль, застрахованный по КАСКО в страховой период попадает в ДТП, при следующем страховании понижающий коэффициент НЕ применяется. Что такое «понижающий коэффициент» — это оценка мастерства вождения, опыт. Не имеет значения, кто прав, а кто виноват в ДТП. Это влияет только на страховую выплату. Но, если вашего мастерства не хватило, чтобы вообще избежать ДТП, какой смысл делать вам скидку при страховке? Тем более, что вы дорого обошлись страховой компании.
Внимательно почитайте договор КАСКО.
Не поняла, по поводу «страховая считает выплату по КАСКО»? Что вы этим хотите сказать?
В моём случае мастерство оценить невозможно,так как в той ситуации даже мастерство Шумахера и всех водителей вместе взятых не спасло бы меня от ДТП,так как виновник въехал в лоб моему СТОЯЩЕМУ (то есть без движения) автомобилю. Почему же мне вводят понижающий коэффициент? — 9 лет назад
Скажем так, к вам НЕ применяют понижающий коэффициент. Понижающий коэффициент понижает стоимость страховки. — 9 лет назад
За безаварийную езду страховая компания делает скидку при покупке каско, а за ДТП применяет повышенный коэффициент для расчёта стоимости полиса. Чем больше было дорожных происшествий за год, тем выше окажется стоимость добровольного страхования в следующем периоде. В среднем удорожание каско после одного страхового случая составляет около десяти процентов.
Факторы увеличения стоимости каско после страхового случая
Каско — это добровольное автострахование, стоимость которого каждая профильная компания определяет самостоятельно. Законодательно цены на каско не регулируются.
Сотрудники страховых компаний анализируют автомобильную статистику и формируют сетку коэффициентов. Стандартные коэффициенты следующие:
- Регион. В крупных городах аварий больше, поэтому для жителей мегаполисов установлен повышающий коэффициент.
- Возраст и опыт водителя. Например, если фиксируется большое количество ДТП с водителями моложе 25 лет, для этой категории страховщик устанавливает повышающий коэффициент. А если число аварий с участием лиц в возрасте от 35 до 45 лет незначительное, для них страховая компания может предусмотреть понижающий коэффициент.
- Возраст машины.
- Количество водителей. Чем больше лиц допущено к управлению автомобилем, тем дороже выходит полис.
- Безаварийное вождение снизит стоимость, а ДТП, произошедшее в течение периода страхования, сделает каско дороже.
То, как влияет ДТП на страховку каско, зависит от нескольких факторов:
- Сумма убытка от ДТП. Чем серьёзней был ущерб, тем дороже обойдётся каско на следующий период.
- Количество обращений.
- Виновность водителя.
ДТП — это лишь один из видов страхового случая. Кроме аварий полис каско распространяется на стихийные бедствия, техногенные происшествия и противоправные действия третьих лиц. Конкретный перечень страховых случаев всегда указан в договоре страхования.
На сколько дорожает каско после страхового случая компании рассматривают индивидуально. Они самостоятельно устанавливают ограничения на обращения по количеству и размеру компенсаций. Страховая компания может отказать в оформлении договора на следующий период.
Как сэкономить на каско, если ДТП уже произошло?
Если в течение периода страхования у водителя были аварии, то каско всё равно можно приобрести по выгодной цене. Для этого стоит воспользоваться следующими возможностями:
- Купить полис онлайн со скидкой 5%. Заполните форму, выбрав регион страхования, марку авто и нужные опции каско. Полис можно оплатить банковской картой на сайте. Полис, договор страхования и чек будут отправлены на электронную почту. При возникновении проблем с оформлением можно позвонить по бесплатному телефону горячей линии 8 800 100-2-100.
- Добавить в полис франшизу и получить скидку до 20%. Франшиза — это сумма убытков, которую водитель по договорённости со страховой компанией покрывает за свой счёт. Например, если ущерб от ДТП составил 15 000 рублей, каско с франшизой в 10 000 рублей означает, что полис покроет только 5 000 рублей.
- Выбрать неполное каско и сэкономить до 70%. Вместо стандартных рисков можно указать только те, которые действительно нужны. МиниКАСКО включает полное страхование на случай хищения или угона автомобиля, а также событий, которые могут повлечь за собой крупные убытки. МикроКАСКО — экономичный полис для защиты от ДТП и угона.
Узнать стоимость полиса каско можно с помощью онлайн-калькулятора на сайте. Для этого нужно указать информацию об автомобиле и водителях и получить предварительный расчёт.
Как работает КБМ
КБМ, или, говоря простым языком, скидка за безаварийное вождение, — один из коэффициентов, которые применяют страховые компании для расчета стоимости ОСАГО. На него, как и на другие коэффициенты (территориальный, стаж и возраст автовладельца, количество допущенных к управлению водителей, мощность авто), умножается базовая ставка полиса.
Обновляется КБМ один раз в год 1 апреля для всех автомобилистов, и в течение года он не пересматривается, даже если вы покупаете новый полис на другой автомобиль. Кроме того, ваш КБМ одинаков для всех видов транспорта, которыми вы управляете.
За каждый год безаварийной езды положена скидка в размере 5%, а максимально возможная экономия до последнего времени была 50% (при КБМ 0,5), которую водитель мог получить на десятый год безаварийной езды. Теперь она увеличится.
Как изменится КБМ
Максимальный коэффициент, который применяется к автовладельцам, наиболее часто становящимся виновниками ДТП, напротив, увеличивается с прежних 2,45 до 3,92. И полис может подорожать до 60%.
Таблица расчета КБМ, приведенная в указании ЦБ от 08.12.2021 № 6007-У
Источник: Банк России
Класс КБМ на период КБМ
Коэффициент КБМ на период КБМ
страховых возмещений за период КБМ
страховое возмещение за период КБМ
страховых возмещения за период КБМ
страховых возмещения за период КБМ
Более 3 страховых возмещений за период КБМ
Пять столбцов таблицы справа показывают взаимосвязь между количеством страховых возмещений и коэффициентом КБМ водителя на следующий год. Рассчитать самостоятельно свой новый КБМ несложно, главное — знать, каким он был с 1 апреля 2021 года по 31 марта 2022 года:
— если по вине водителя не случилось в 2021 году ни одного ДТП, то после 1 апреля 2022 года КБМ перемещается на одну строку вниз, то есть улучшается;
— если ДТП были, то перемещается на несколько строк вверх, то есть его КБМ ухудшается. И растет КБМ более резко, чем снижается. Например, у водителя до конца марта был минимальный КБМ (0,46), и он за прошлый год стал виновником лишь одного ДТП — значит, его КБМ станет после 1 апреля равняться 0,78. А вот вернуться обратно к минимальному значению ему можно будет лишь через шесть лет безаварийной езды. Если ДТП по вине водителя было больше чем одно, то КБМ растет еще сильнее.
Итак, стоимость ОСАГО с 1 апреля 2022 года изменится:
— для водителей, имеющих класс М, ставших виновниками как минимум двух ДТП — полис вырастет в цене на 60%;
— для начинающих водителей увеличится на 20%;
— для опытных водителей, которые за рулем без аварий десять лет или более, страховка подешевеет больше всего — на 8%.
Получается, что средняя стоимость страховых полисов с 1 апреля станет выше. Но возможность получения скидки на покупку ОСАГО уже в следующем году призвана стимулировать ездить без аварий.
Почему лучше продлить полис до 1 апреля
Директор страховой вертикали Банки.ру Елена Перфильева считает, что продлить полис заранее имеет смысл тем автомобилистам, у которых срок действия ОСАГО заканчивается в апреле и КБМ высокий. Например, действующий до 1 апреля 2022 года коэффициент 2,45, в этом случае даже при безаварийном вождении после 1 апреля значение КБМ вырастет до 2,94. То есть страховка подорожает на 20% (2,94/2,45 * 100 = 1,2). Еще один пример: в прошлом году вы не попадали в ДТП по своей вине, но ваш КБМ был 1,55. Первоапрельское изменение коэффициентов повысит его с 1,55 до 1,76, а вместе с ним ОСАГО подорожает примерно на 13,5%. Плюс с учетом повышения базовых тарифов может получится, что даже для безаварийных водителей стоимость полисов вырастет.
1. Как узнать свой КБМ и оспорить его значение, если не согласен?
Вы можете проверить свой коэффициент за безаварийную/аварийную езду на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА), на сайте страховщика или финансового супермаркета, который предлагает услуги разных компаний и дает возможность сравнить цены (они зависят от выбранного компанией базового тарифа для данного региона). Необходимо ввести фамилию, имя, отчество, дату рождения и номер водительских прав. На сайтах страховщиков или агрегатора вы можете сразу рассчитать стоимость полиса. Если цена подошла, на этой же странице вы можете оплатить полис и получить его по электронной почте в течение нескольких минут. Если вы не согласны (при переходе на единый КБМ могут быть сбои) с данными, можно обратиться в РСА, если там не удалось разрулить ситуацию, есть еще Банк России.
2. Могут ли отличаться значения КБМ у разных компаний?
Страхование на Банки.ру
3. Раньше КБМ устанавливался на момент заключения договора ОСАГО и мог меняться в течение года после каждого ДТП. Как теперь?
4. Я вожу мотоцикл и легковой автомобиль, будет ли у меня единый КБМ при оформлении ОСАГО на любой из этих видов транспорта?
5. Какую максимальную скидку я смогу получить за безаварийную езду? Какова максимальная надбавка за высокую аварийность?
6. Сохранится ли мое значение КБМ, если я поменял страховую или долго не страховался?
7. Какой у меня будет КБМ при покупке первого полиса страхования автогражданской ответственности?
Для людей, страхующих свою ответственность впервые, КБМ считается равным единице. Такой же КБМ присваивается лицам, данных о которых нет в АИС ОСАГО по какой-то иной причине. Например, если вы поменяли водительское удостоверение и не уведомили об этом своего страховщика — система просто вас не найдет.
Для тех водителей, по которым нет данных в АИС ОСАГО (а до 18 лет их быть попросту не может), коэффициент аварийности равен единице. Надбавки за малые возраст и стаж учитываются другим коэффициентом. По КБМ вы получите единицу, так как выбирается максимальный коэффициент из всех, которые имеют вписанные в полис водители.
9. Могу ли я вписать в полис человека, который попадал в аварии (я — нет), без увеличения КБМ?
10. У меня полис без ограничения числа водителей, допущенных к управлению (мультиполис). Кому будет присваиваться повышенный КБМ, если автомобиль окажется участником аварии, но за рулем буду не я?
\n \n\t\t\t \n\t\t\t \n\t\t \n\t»,»content»:»\t\t
\n\t\t\t\u0412\u044b \u043d\u0435 \u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u0438\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u044b \u043d\u0430 \u0441\u0430\u0439\u0442\u0435.\n\t\t \n\t\t
С марта 2022 года страховым выгодно признать поврежденную в результате ДТП машину тотальной, то есть не подлежащей восстановлению. В этом случае автовладельцу выплачивается указанная в договоре страховая стоимость, а он обязан передать компании годные остатки, которые из-за сильного роста цен могут с лихвой компенсировать саму выплату.
Повреждено сразу несколько кузовных панелей, что оставляет простор для творческого подхода к оценке ущерба
Минимальная цена нового KIA Soul сегодня составляет 1,83 миллиона рублей, средние версии стоят в районе 2 миллионов рублей. Отремонтировав автомобиль, можно продать его за близкую сумму, таким образом компенсировав почти всю выплату и стоимость ремонта. А Дмитрий, получив компенсацию в 1,1 миллиона рублей, еще успеет купить Lada Granta.
Насколько законны действия страховой
В отличие от ОСАГО, условия которого едины для всех пользователей, договоры каско существенно отличаются друг от друга. Дмитрий, например, акцентирует внимание, что страховая обязана оценивать ущерб на дату ДТП (22 февраля), а не дату оценки (7 марта). Но, есть ли в этом нарушение условий договора, может решить лишь суд.
Порядок расчета определяется правилами страхования, которые выдаются клиенту вместе с договором, и калькуляция ущерба может проводиться как на момент ДТП, так и на дату проведения оценки — это зависит от условий.
Может ли страховая искусственно завысить ущерб, включив в калькуляцию повреждения, не относящиеся к данной аварии?
— Может. В таком случае потерпевшему необходимо проводить трассологическую экспертизу, чтобы определить, какие именно повреждения могли образоваться в заявленном ДТП, — говорит Владимир Новгородов.
— Если ДТП случилось по вине другого автомобилиста, можно проработать вариант обращения по ОСАГО, где лимит достигает 400 тысяч рублей, а затем взыскать разницу с виновника, — добавляет Владимир Новгородов.
А возможен ли вариант, когда Дмитрий, получив от страховой рублей, покупает за сумму около рублей новый KIA Soul, аналогичный разбитому, и взыскивает разницу с виновника ДТП в гражданском порядке.
— Вариант полурабочий, — считает юрист. — Тогда нужно экспертным путем определять среднерыночную стоимость автомобиля на дату ДТП. Скорее всего, если Дмитрий купит автомобиль по новым ценам, полную разницу он не получит — только ту, что зафиксирована на дату аварии.
Напомним, что стоимость автомобилей в марте 2022 года скакнула в беспрецедентной манере: ряд дилеров продает Volkswagen Tiguan за 7–8 миллионов рублей.
Почему вырос спрос на каско
По мнению специалистов, это связано с негативными ожиданиями россиян из-за возможного роста количества угонов автомобилей. Основной интерес похитителей — запчасти, которые не только существенно подорожали, но и попали в разряд дефицита. Это касается не только премиального сегмента и традиционных лидеров угон-рейтингов, но и ходовых моделей, которые, например, используются в такси: из-за аварийности, спрос на запчасти в этом сегменте высок.
Стоимость мини-каско начинается от рублей, говорит специалист, но при его оформлении нужно тщательно изучать договор, в частности, обращать внимание, страхуется ли автомобиль от хищения или угона (де-юре это разные понятия). При расчете выплаты может учитываться износ деталей, что снижает выплату. Обращайте внимание на требования к местам хранения автомобиля: например, угон с неохраняемой парковки могут признать нестраховым случаем.
Владимир Новгородов подчеркивает, что если речь о полноценном каско, при нынешних ценах полис не может стоить дешевле 60 тысяч рублей для автомобиля стоимостью миллион.
СЮЖЕТ
Кстати, по данным агрегаторов, растет и интерес к полисам ОСАГО, что, вероятно, связано с его возможным подорожанием в ближайшее время. А с 1 апреля меняются коэффициенты бонус-малус: стоимость полиса для аварийных водителей возрастет сразу в полтора раза. Банк России при этом разрешил менять страховые тарифы многократно в течение 2022 года.
Хитрости коэффициентов КАСКО
Цена добровольной автостраховки формируется при перемножении базового тарифа по конкретной модели на поправочные коэффициенты. Влиять на первый автовладелец не может, поэтому остается лишь один способ снижения цены – за счет регулирования коэффициентов.
Поделиться
Итоговый платеж по КАСКО зависит не только от модели транспортного средства, но и от других параметров, среди которых в числе прочих возраст и стаж водителей, место жительства собственника, тип и модель противоугонной системы, наличие или отсутствие выплат по предыдущим договорам страхования, если такие имелись.
При отсутствии выплат страхового возмещения автовладельцу предоставляется скидка на КАСКО, размер которой, как правило, составляет пять-десять процентов за каждый год безубыточного страхования. При наличии страховых случаев платеж возрастает.
Однако основной составляющей цены всё же является начальный тариф в зависимости от модели транспортного средства. Именно он закладывается в калькулятор КАСКО, а затем перемножается программой на поправочные коэффициенты с целью индивидуализации платежа по страховому договору.
Начальный тариф определяется не только в зависимости от модели транспортного средства, но и в привязке к дате его производства. Чем старше автомобиль, тем выше начальная ставка, так как считается, что автовладельцы менее бережно относятся к подержанным машинам.
Правда, в итоге страховка КАСКО на подержанный автомобиль может стоить меньше, чем на аналогичный новый. Но здесь важно понимать, что последним шагом при вычислении платежа по полису является перемножение тарифа на страховую стоимость машины, определяемую на основании рыночной цены.
Естественно, рыночная цена автомобиля снижается по мере его старения, поэтому нет ничего удивительного в том, что при большем тарифе владельцы подержанных автомобилей платят за страховку меньше, чем собственники аналогичных более новых моделей.
Начальный тариф и рыночную стоимость транспортного средства определяют сотрудники страховой компании, поэтому при необходимости экономии автовладелец в состоянии повлиять лишь на поправочные коэффициенты.
Какие коэффициенты расчета КАСКО влияют на цену?
Методика расчета стоимости добровольной автостраховки не регулируется централизованно государством, поэтому страховые компании вольны использовать при определении итогового тарифа любые коэффициенты. Однако всё же можно выдели основной набор коэффициентов, применяемых повсеместно и более остальных влияющих на размер платежа, среди них следующие.
- Коэффициент возраста и стажа.
- Коэффициент за наличие или отсутствие противоугонки.
- Коэффициент за наличие или отсутствие выплат по предыдущему договору.
- Территориальный коэффициент.
Также цена на полис КАСКО зависит от места ночного хранения машины, наличия автокредита, рулевого управления с правой стороны, дистанционного запуска двигателя.
Однако данные параметры не столь существенно влияют на тариф, как территориальный коэффициент, регулирующий стоимость страховки в зависимости от места преимущественного использования автомобиля, которое определяется по прописке собственника машины.
В разных населенных пунктах складывается индивидуальная статистика убыточности по конкретным моделям. В добровольном автостраховании, как и в ОСАГО, применяются соответствующие регулирующие коэффициенты на страховку. Как правило, в крупных городах, например, в Москве и Санкт-Петербурге, чаще случаются дорожные аварии, поэтому клиенты чаще обращаются за возмещением в страховые компании.
Если в 2019 году в каком-либо населенном пункте произошло большое количество ДТП с участием, скажем, автомобилей Lada Vesta, то в 2020 году для владельцев данной модели существенно увеличится платеж за полис.
Однако стоит учесть, что по КАСКО убыточность одной страховой компании в определенном городе еще не означает повсеместного увеличения цены полиса по всем компаниям. Каждый страховщик прежде всего ориентируется на собственную статистику выплат.
Поэтому теоретически всегда есть возможность оформить добровольную страховку на автомобиль недорого, даже если данная модель находится в числе убыточных у какой-либо компании. То есть высокий тариф, скажем, в СК «ВСК» и «Росгосстрах», отнюдь не означает, что «АльфаСтрахование», «Ингосстрах», «РЕСО», «Тинькофф Страхование» и другие компании будут продавать полисы примерно по той же цене.
Территориальный коэффициент зависит не только от аварийности, но и от активности в определенной местности угонщиков.
В отдельных случаях страховые компании могут даже вводить требования по обязательной установке на авто спутниковых противоугонных систем. Но это, как правило, происходит применительно к машинам премиум класса, и только при высокой вероятности хищения транспортного средства.
Возраст и стаж водителей
Один из наиболее важных при расчете параметров – возраст и стаж водителей. Соответствующий поправочный коэффициент может существенно увеличить или уменьшить страховую премию на год. Эксперимент с каким-либо популярным сервисом онлайн-страхования, например, быстрострахованием или калькулятором КАСКО по ведущим компаниям, покажет, что манипуляции с возрастом и стажем водителей чуть ли не вдвое меняет итоговый платеж.
Суть данного коэффициента проста – чем моложе водитель и чем меньше у него стажа, тем дороже расчет КАСКО.
Коэффициент возраста и стажа влияет на размер тарифа по риску «Ущерб», за счет которого и формируется большая часть платежа, поэтому опыт водителя столь существенно влияет на страховую премию.
Есть только один способ экономии за счет данного коэффициента без потери качества и объема страховой защиты – исключение из договора молодых и неопытных водителей. Конечно, данная мера применима отнюдь не всегда. Рассчитать КАСКО с учетом разного возраста и стажа можно через вышеупомянутый калькулятор или другую подобную программу. При этом автовладелец сможет оценить, насколько именно увеличился платеж, что позволит принять взвешенное решение о целесообразности включения в договор водителей без достаточного возраста и стажа.
Если же предполагается включение в договор лишь одного водителя с низкими стажем и возрастом, то сэкономить получится, сменив компанию или добавив в договор франшизу. Последний вариант предполагает существенное ограничение страхового покрытия, поэтому нужно подходить к его применению с пониманием того, что при повреждении или угоне автомобиля собственнику придется самостоятельно компенсировать часть ущерба.
По состоянию на 2020 год правила КАСКО большинства страховщиков РФ предполагают применение безусловной франшизы, сумму которой в любом случае вычтут из выплаты. При проведении восстановительного ремонта по направлению страховой компании клиенту придется доплатить сумму франшизы СТОА или страховщику.
В качестве альтернативы можно рассмотреть оформление договора без ограничения по лицам, допущенным к управлению авто. В некоторых случаях данный вариант может оказаться выгоднее, чем включение в договор неопытного водителя или применение франшизы.
Скидка за отсутствие ДТП
Самый простой способ получения скидки по КАСКО – страхование автомобиля без обращения за возмещением ущерба. Как правило, страховщики делают скидку в размере пяти процентов от годового платежа за каждый год безубыточного страхования.
В некоторых случаях скидка сохраняется при переходе из компании в компанию, но в таком случае автовладельцу нужно предоставить справку от предыдущего страховщика, подтверждающую отсутствие выплат.
В справке должна быть следующая информация.
- Сведения о транспортном средстве.
- Информация о собственнике авто и страхователе.
- Название страховой компании, выдавшей справку.
- Серия и номер последнего договора КАСКО.
Некоторые компании готовы использовать при оформлении страховки КАСКО скидку по ОСАГО. То есть собственнику машины снизят тариф, если выяснится, что водители его авто не попадали в дорожно-транспортные происшествия во своей вине. Такая скидка обычно не превышает пяти процентов от цены добровольной автостраховки.
Если же автовладелец страхуется по КАСКО в той же компании, что и раньше, и не обращался за выплатой по предыдущим полисам, то скидку должны применить автоматически. Однако всё же стоит проконтролировать применение понижающего коэффициента за отсутствие ДТП. Например, при оформлении договора агент или менеджер может попросту забыть о необходимости расчета тарифа с учетом безубыточности.
Также стоит помнить, что из-за уменьшения рыночной цены автомобиля его владелец может ощутить финансовую выгоду даже без скидки за безубыточное страхование.
При этом тариф может вырасти в процентном отношении к страховой сумме. Дело в том, что итоговый платеж по добровольной автостраховке получается путем перемножения тарифа и страховой суммы. С течение времени страховая сумма, то есть цена авто, снижается, а тариф увеличивается, так как принято считать, что автовладельцы со временем менее бережно относятся к машинам.
Поэтому оценить, применены ли скидки по страхованию КАСКО, можно только с позиции сравнения тарифа по предыдущему и новому договорам. Так как исходя из размера платежа будет непонятно, какой из договоров заключен на более выгодных условиях.
Чтобы получить тариф по договору, нужно размер платежа разделить на страховую сумму, указанную в договоре. Затем результат перемножается на сто. Таким образом, любой автовладелец может получить информацию о том, сколько в процентном отношении к цене авто приходится платить за добровольную автостраховку.
Когда применяется повышающий коэффициент КАСКО?
Повышенный коэффициент КАСКО применяется в ситуации, противоположной той, когда применяется скидка за безубыточность. Основание для повышения тарифа по новому договору лишь одно – увеличение риск повреждения транспортного средства.
Соответственно, страховая компания повысит тариф либо в случае обращения клиента за возмещением по предыдущему договору, либо в случае грубого нарушения правил дорожного движения водителями, вписанными в полис.
Однако на практике повышающий коэффициент КАСКО применяется крайне редко. Чаще страховщики попросту предпочитают отказывать клиенту в оформлении нового договора. При этом они не обязаны сообщать о причине отказа, что порой приводит к негативному отношению со стороны клиентов, выливающемуся в разгромные отзывы в Интернете.
Стремясь завуалировать отказ, страховые компании нередко устанавливают запретительные тарифы, вынуждающие клиентов принять решение о смене страховщика. Суть запретительных тарифов в том, что новая стоимость КАСКО устанавливается на уровне двадцати-тридцати процентов от рыночной цены транспортного средства.
Расчет прост: никто не захочет страховать авто за четверть его стоимости.
В итоге клиент самостоятельно принимает решение об отказе в оформлении полиса, не публикуя в Интернете разгромных отзывов о плохой работе страховщика. А страховая компания избавляется от клиента, которого считает убыточным.
Повышающий коэффициент по риску «Угон»
Отдельного внимания заслуживает применение повышающего коэффициента по риску «Хищение транспортного средства». В данном случае страховщики смотрят не на убыточность отдельного клиента, а на статистику по конкретной модели.
Например, при росте числа угонов какой-либо модели страховая компания непременно увеличит для такого транспорта тариф по риску «Угон». В некоторых случаях тариф может вырасти практически до уровня тарифа по «Ущербу», что сделает полис примерно вдвое дороже.
Выхода из подобной ситуации два, клиент может:
- сменить страховщика;
- установить рекомендованную страховщиком противоугонку.
Второй вариант требует финансовых затрат, поэтому чаще всего автовладельцы предпочитают смену компании. Вполне возможно, что в другой организации сложилась более позитивная статистика по угонам авто конкретной модели.
Телематика и КАСКО онлайн
Что же делать тем, кто оформляет договор КАСКО впервые или не оформлял такую страховку в течение последнего года? Скидка за безубыточное страхование в данном случае неприменима, а корректировка перечня водителей не всегда возможна. Ответ кроется в применение современных решений, лучшие среди которых – телематическое страхование и заключение договора через Интернет.
Сколько же удастся сэкономить, например, при покупке полиса через официальный сайт страховой компании или через сайт посредников? Как правильно, размер скидки в таком случае достигает пяти-семи процентов.
При этом всё равно придется побывать в офисе страховой компании или встретиться с её представителем для осмотра машины, но даже с учетом этого вместе с денежной экономией автовладелец существенно снижает временные затраты на оформление полиса.
Также отличным способом покупки КАСКО недорого является установка на автомобиль телематического устройства. Некоторые компании делают клиентам скидку в размере двадцати-тридцати процентов за одну только установку устройства, в дальнейшем корректируя цену в зависимости от стиля вождения.
Другие страховщики не готовы сразу уменьшать платеж. Они возвращают клиенту часть платежа, если тот зарекомендует себя как аккуратный водитель в течение определенного срока, обычно равного одному или трем месяцам. Если прочесть отзывы тех, кто уже успел воспользоваться телематикой, станет очевидно, что система действительно работает, а аккуратность на дороге позволяет значительно снизить тариф по полису КАСКО.
Однако подобный способ экономии нужно применять с осторожностью. Если водитель не соблюдает скоростной режим и периодически нарушает ПДД, то в итоге экономия обойдется существенной переплатой. Впрочем, в мобильных приложениях почти всех компаний есть возможность просмотра накопленных баллов, что позволяет своевременно корректировать манеру вождения.
Ремонт по страховке-2022: что нужно знать
С 19 июня стоимость восстановительного ремонта автомобилей по договору обязательного автострахования (ОСАГО) рассчитывается по-новому. Вступили в силу новые справочники оценки средней стоимости запчастей, которые используются для расчета выплат по страховке. По подсчетам Российского союза автостраховщиков, стоимость «корзины часто бьющихся запчастей», рассчитываемая по новым справочникам деталей, выросла на 28,7% относительно предыдущей редакции.
Другие изменения находятся на стадии обсуждения и проработки. Так, еще в апреле Центробанк предложил новые правила расчета стоимости ремонта по ОСАГО с учетом цен на аналоги оригинальных запчастей. Такое решение регулятор предложил как временную меру из-за «высокой неопределенности цен» оригинальных деталей и проблем с их доступностью. А в июне ЦБ выступил с инициативой изменить коридор базового тарифа ОСАГО для большинства категорий автовладельцев. Его хотят расширить на 26% вверх и вниз — так страховщики смогут точнее учитывать риски на фоне роста стоимости запчастей.
За ремонтом авто по ОСАГО может обратиться только автовладелец, которого признали потерпевшим в ДТП. Виновник аварии должен ремонтировать машину самостоятельно, если у него нет договора добровольного автострахования (каско).
По закону «Об ОСАГО» максимальная сумма, которую страховая фирма вправе потратить на восстановительный ремонт авто, не должна превышать 400 000 руб. Если был нанесен ущерб жизни и здоровью человека, лимит достигает 500 000 руб.
В случае когда в ДТП виноваты оба водителя либо не виноват никто, оба получают по 50% стандартной компенсации. То есть не больше 50 000–200 000 руб. Но если в судебных разбирательствах выяснится, что у сторон ДТП степень вины различная, то возмещение утвердят пропорционально тяжести последствий от действий участников аварии.
П. 16.1 ст. 12 закона «Об ОСАГО» предусматривает закрытый перечень оснований, когда страховщик может вместо организации ремонта выплатить потерпевшему возмещение в денежной форме:
✅ полное уничтожение попавшего в ДТП транспортного средства;
✅ смерть потерпевшего;
✅ при заключении письменного соглашения между страховой компании и потерпевшим;
✅ в заявлении о страховом возмещении потерпевший сам выбрал такую форму возмещения;
✅ в 50 км от места жительства клиента нет ни одного сервиса, который сможет восстановить машину;
✅ страховая не сотрудничает с СТО, способными произвести восстановительный ремонт;
✅ цена ремонта превышает лимиты по договору, когда ДТП оформляется по европротоколу.
Во всех других случаях страховая компания не может в одностороннем порядке изменить форму возмещения.
По итогам разбирательств на месте происшествия у водителя должен быть главный документ, необходимый для обращения в страховую компанию — извещение о ДТП. С ним и нужно идти к страховщику. Но не только с ним: еще понадобятся заявление на возмещение, права, паспорта заявителя и транспортного средства. Полный пакет документов, необходимый при обращении, может отличаться у конкретных страховых компаний и в зависимости от обстоятельств аварии, так что лучше уточнить этот вопрос через горячую линию или в мобильном приложении, если оно есть.
По закону «Об ОСАГО» страховая должна в течение пяти рабочих дней после получения заявления изучить повреждения пострадавшей в ДТП машины клиента. После этого у нее будет еще 15 дней на принятие решения по страховому случаю — отказать автовладельцу или оплатить ремонт.
Но такой порядок действий предусмотрен только для стандартных ситуаций, когда машина на ходу и может самостоятельно доехать до представителя страховщика. Если авто не передвигается, то страховая вправе прислать своего представителя или даже вызвать эвакуатор для доставки транспортного средства до места проведения оценки. Кроме того, автовладелец имеет право попросить перенести дату осмотра, тогда у страховой будет уже не 20, а 40 дней на принятие решение о возмещении.
Если же осмотр задерживается по вине страховой компании, за каждый день просрочки она выплатит своему клиенту неустойку в 1% от размера страховой выплаты.
При аварии водители могут не вызывать сотрудников ГИБДД, а составить извещение о ДТП или европротокол своими силами, если одновременно выполняются несколько условий:
✅ в результате ДТП нанесен вред авто, но не жизни или здоровью граждан;
✅ столкнулись два авто (даже с прицепами), у владельцев которых есть действующие полисы ОСАГО;
✅ обстоятельства произошедшего не вызывают разногласий у участников ДТП*.
Закон позволяет составить европротокол даже тогда, когда попавшее в аварию авто зарегистрировано за рубежом, но у водителя есть международный полис ОСАГО. Когда все условия оформления ДТП соблюдены, то потерпевший получит страховую сумму до 400 000 руб. Если у страховщика нет сведений о ДТП, полученных через ГЛОНАСС или мобильное приложение, то он все равно выплатит возмещение, но его сумма не превысит 100 000 руб.
* Если есть разногласия, то водители должны передать информацию об аварии в экстренные службы через систему ЭРА-ГЛОНАСС или мобильное приложение «ДТП. Европротокол».
Подсчет страховых выплат производится в соответствии с единой методикой. Основные факторы, влияющие на стоимость возмещения, — регион, где произошло ДТП, и степень износа деталей авто с учетом его возраста, или амортизация. Максимальная амортизация составляет 50%, то есть при любом износе поврежденной детали возместят как минимум половину от ее стоимости.
Подсчет ущерба важен не только для случаев, когда возмещение выплачивают деньгами. Если страховая соглашается отправить авто на ремонт, это тоже важно, поскольку стоимость восстановления может не уложиться в пороговую сумму (400 000 руб.). При этом подсчет производится по нормам региона, где произошло ДТП, а ремонт производится по месту жительства автовладельца.
По правилам закона «Об ОСАГО» страховая должна разместить информацию о сервисных центрах, с которыми сотрудничает, на своем официальном сайте. Там должны быть указаны их адреса, марки обслуживаемых авто, примерные сроки проведения ремонта. Из предложенного перечня клиент выбирает понравившийся, чтобы направить свой автомобиль туда.
А еще в начале июня Центробанк выпустил информационное письмо, в котором запретил страховым компаниям направлять поврежденные авто клиентов в сервисные центры, не указанные на сайте страховой. Если среди партнеров компании нет сервиса, который сможет отремонтировать авто клиента, тот может сам выбрать СТО для ремонта и согласовать свой выбор со страховой. Тогда компания также оплатит ремонт.
Для споров со страховыми компаниями уже несколько лет предусмотрен досудебный порядок. Клиент сперва должен обратиться к финансовому уполномоченному, который по общему правилу рассмотрит заявление в течение 15 дней. Если потребуется техническая экспертиза, срок увеличат еще на 10 дней.
Обратиться к уполномоченному можно через форму на сайте финомбудсмена или по почте. Его решение обязательно для исполнения любой финансовой организацией, к которым относятся и страховые.
Если одна из сторон спора не согласна с решением финомбудсмена, то может оспорить его в судебном порядке. При этом после прекращения рассмотрения спора в службе уполномоченного досудебный порядок считается соблюденным, поэтому претензию страховой направлять не нужно, — на это в 2021 году указывал Пленум Верховного суда.
Перед обращением в суд придется проводить еще одну экспертизу и оплачивать ее самостоятельно. Стоимость такого исследования всегда относится к судебным расходам, которые оплачивает проигравшая сторона.
Правила страхового возмещения по ОСАГО не только прописаны в законах. Верховный суд неоднократно делал важные разъяснения по этой теме.
✅ У страховой не было сервисов-партнеров, которые готовы были починить машину, а клиент отказался ждать или доплачивать из своего кармана. ВС подчеркнул, что в такой ситуации нельзя заменить ремонт на выплату денег.
✅ Страховая не вправе требовать вернуть возмещение, если она не получила свою копию европротокола.
✅ Если поврежденный автомобиль нельзя предоставить на осмотр, так как его починили или утилизировали, это еще не повод отказывать клиенту в возмещении. Тогда можно исследовать акты осмотров, фотоснимки и другие материалы о ДТП (подробнее — Когда можно взыскать деньги по ОСАГО без осмотра авто).
✅ Разницу между денежным возмещением и стоимостью ремонта нужно взыскивать с виновника ДТП, а не с его страховой компании, указывает Верховный суд.
✅ Страховая не может навязывать клиенту ремонт авто дороже 400 000 руб., если он отказывается доплатить СТО за восстановление.