Какой кодекс был принят первым в годы советской власти
10 декабря 1918 г. в Собрании узаконений РСФСР был опубликован и, таким образом, введён в действие первый советский Кодекс законов о труде (КЗоТ) — единый систематизированный законодательный акт, предназначенный для регулирования труда лиц, работавших за вознаграждение. Все существовавшие и вновь создаваемые по вопросам труда постановления, а также отдельные договоры и соглашения впредь учитывались лишь при условии, если они не противоречили кодексу.
При составлении Кодекса использовались нормативно-правовые акты, изданные различными государственными органами, документы профсоюзных и иных общественных организаций, тарифные соглашения, также учитывалась практика регулирования трудовых отношений. КЗоТ 1918 г. состоял из введения и 9 разделов («О трудовой повинности», «Право на применение труда», «Порядок предоставления труда», «О предварительном испытании», «О переводе и увольнении трудящихся», «О вознаграждении за труд», «О рабочем времени», «Об обеспечении надлежащей производительности труда», «Об охране труда»), содержащих 137 статей. К Кодексу прилагались правила о порядке установления нетрудоспособности, о выдаче пособий трудящимся во время их болезни, о безработных и выдаче им пособий, о трудовых книжках, о еженедельном отдыхе и праздничных днях.
В первом советском своде законов о труде было установлено участие рабочих организаций в решении вопросов о найме и увольнении; месячный отпуск с сохранением содержания для всех трудящихся, проработавших непрерывно не менее одного года; государственное урегулирование заработной платы на основе тарифов, вырабатываемых профсоюзами; создание органов, обязанных предоставить работу безработным. Впервые в мире было возведено в закон требование об установлении 8-часового рабочего дня, выдвинутое ещё в 1866 г. на Женевском конгрессе I Интернационала.
Экономические условия, сложившиеся в стране в результате окончания Гражданской войны и перехода к НЭПу, явились основанием для принятия нового КЗоТ. 9 ноября 1922 г. был принят, а 15 ноября введён в действие второй советский Кодекс законов о труде.
Учебные материалы по Истории России
Формирование советского права конституция 1918 года
Декреты II съезда Советов рабочих и солдатских депутатов были первыми актами конституционного характера. В них решались проблемы внешней политики, экономических преобразований, власти. Поэтому факт принятия этих документов можно рассматривать как первый этап конституционного строительства (октябрь 1917 г.)
Второй этап начался с принятия на III съезде Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.) — документа, определившего основные принципы и направления социальной, экономической и государственной политики. Однако этот документ носил декларативный, программный характер. Поэтому неизбежно должен был наступить заключительный этап конституционного строительства, на котором был бы окончательно создан Основной закон республики. III Всероссийский съезд Советов поручил ВЦИК разработать проект Конституции и внести его на рассмотрение очередного Всероссийского съезда Советов.
Конституционная комиссия была создана на заседании ВЦИК (всероссийского центрального исполнительного комитета) 1 апреля 1918 г. В ее состав вошли представители от партийных фракций (большевиков, левых эсеров, эсеров-максималистов) и ряда народных комиссариатов. Председателем комиссии стал Я.М. Свердлов. Работа над проектом Конституции заняла четыре месяца. В ее ходе развернулась оживленная полемика между представителями различных фракций.
Обсуждались следующие вопросы:
1. О федеративном устройстве государства. Левые эсеры предлагали ввести административно-территориальный принцип государственного устройства, а не национально-государственное разделение. Каждому субъекту Федерации предлагалось предоставить самые широкие права по самоопределению и управлению своей территорией. Субъектами Федерации, с точки зрения представителя Наркомата юстиции, должны были стать местные федеральные общины-коммуны. Коммуны должны входить в федеративные объединения — провинции, а последние — в областные федеративные республики, объединяющиеся в РСФСР. Основной целью такого государственного устройства должна была стать максимальная децентрализация государственного управления. На органы коммунального, провинциального и областного уровней возлагались хозяйственные, а не политические задачи.
2. О системе Советов. Левые эсеры предлагали заменить местные Советы традиционными сельскими сходами, преобразовать их в муниципальные органы, лишив политических функций. На решение вопроса о статусе Советов сильное воздействие оказывали тенденции местных Советов к автономии, развившиеся в первые месяцы советской власти, что угрожало государственному единству страны.
3. О Совете народных комиссаров. Оппозиция настаивала на преобразовании СНК и слиянии его с Всероссийским центральным исполнительным комитетом, мотивируя это идеей о нераздельности властей и их объединении в одном органе. Несколько более умеренным было предложение об изъятии у СНК законодательных полномочий и передаче их Съезду и ВЦИК.
На заседании ВЦИК по вопросу о подотчетности СНК развернулась дискуссия. Свою позицию большевики обосновывали следующим образом: советский парламент не имеет ничего общего с буржуазным, в котором борются разные политические силы; он не может отказать СНК в праве издавать неотложные декреты без предварительного обсуждения; в руках ЦИК сосредоточивается общий контроль над всей деятельностью СНК и возможность сменять правительство или отдельных его членов. Большевистская резолюция была принята.
4. О социально-экономических преобразованиях. Радикалы (эсеры-максималисты) настаивали на тотальной социализации собственности, внедрении трудовой повинности и т.п.
Все предложения оппозиции были отвергнуты созданной в июне 1918 г. специальной комиссией во главе с В.И. Лениным. В проект в качестве составной части вошла Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, проект был дополнен статьями о правах и обязанностях граждан, внесены существенные изменения в избирательное право.
10 июля 1918 г. на V съезде Советов была принята первая советская Конституция и избран новый состав ВЦИК, в основном большевистский. После столкновений между большевиками и левыми эсерами делегаты последних стали отзываться из местных и центральных представительных органов, а руководство партии подверглось аресту накануне V съезда Советов.
Основные принципы Конституции были сформулированы в ее шести разделах:
I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;
II. Общие положения Конституции РСФСР;
III. Конструкция советской власти (организация советской власти в Центре и на местах);
IV. Активное и пассивное избирательное право;
V. Бюджетное право;
VI. О гербе и флаге РСФСР.
В Декларации определялась социальная основа новой государственности — диктатура пролетариата и ее политическая основа — система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Законодательно закреплялись первые экономические преобразования: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков, части промышленности. Срок действия Конституции определялся как переход от капитализма к социализму.
Государственное устройство РСФСР носило федеративный характер, субъектами Федерации были национальные республики.
Высшим органом власти Конституция провозглашала Всероссийскийсъезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Съезд избирал ответственный перед ним Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). ВЦИК формировал Правительство РСФСР — Совет народных комиссаров, состоявший из народных комиссаров, возглавлявших отраслевые народные комиссариаты.
ВЦИК объявлялся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. Он издавал собственные декреты и распоряжения и рассматривал законодательные предложения правительства. Все решения правительства докладывались ВЦИК, который мог отменить или приостановить любое из них. Образовывалось 18 народных комиссариатов.
Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. В городах и селениях создавались городские и сельские Советы.
Компетенция центральных органов власти определялась следующим образом.
Всероссийский съезд Советов и ВЦИК утверждали изменения в Конституции, принятие в состав РСФСР, объявление войны и заключение мира, общее руководство внешней, внутренней и экономической политикой, устанавливали общегосударственные налоги и повинности, основы организации вооруженных сил, судоустройства и судопроизводства, формировали общегосударственное законодательство и т.д. Всероссийский съезд Советов обладал исключительным правом изменять Конституцию и ратифицировать мирные договоры.
Характерно, что законодательную власть в РСФСР осуществляли сразу три высших органа: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК. Последний мог издавать декреты и распоряжения в области государственного управления, носившие общеобязательный характер. Наиболее значимые из них утверждались ВЦИК.
Важнейшей задачей, возложенной на нижестоящие Советы, было проведение в жизнь решений вышестоящих органов и подчинение им по вертикали. Этот принцип получил наименование демократического централизма.
Избирательная система, закрепленная Конституцией, отражала сложившуюся социально-политическую ситуацию в стране. К выборам допускались лишь представители отдельных социальных групп, в отношении которых не применялись ограничения по признакам пола, национальности, оседлости, образования и вероисповедания. Эти группы объединялись понятием трудящиеся. Значительная часть населения (так называемые социально-чуждые элементы) была лишена избирательных прав. Это не позволяло рассматривать избирательное право как всеобщее.
Представительство от социальных групп, имевших избирательное право, не было равным. При выборах на Всероссийский съезд городские Советы имели более высокую норму представительства, чем губернские съезды Советов. Это преимущество (в 5 раз!)должно было обеспечить относительно малочисленному рабочему классу страны большинство в органах власти.
Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в Советы. Так создавался фильтр, предназначенный для отсева чуждых элементов.
Комплекс конституционных прав граждан ставился в самую тесную связь с их обязанностями и объявлялся конкретно гарантированным, а не только провозглашенным.
Историческое значение Конституции 1918 г. заключалось в создании правовой базы для последующего законотворчества. Важным было ее воздействие на всю сферу социальных и политических преобразований в стране: она подвергла пересмотру старую систему общественных отношений, декларировав новые принципы и социальные ценности. Также она закрепила реальные механизмы власти и формирования ее структур, положив в их основание новую идеологию.
Сто лет назад был принят первый отечественный Гражданский процессуальный кодекс
В 1921 г. Советская Россия объявила НЭП. Для осуществления «новой экономической политики» одних деклараций было недостаточно, необходимо было изменять правила игры в стране, давать возможность проявления частной инициативы, привлекать «проклятый» только что частный капитал, в том числе иностранный, и как-то его защищать.
В конце 1922 г. был принят Гражданский кодекс РСФСР, который, как Земельный, КЗоТ и ГПК, называли кодексом НЭПа. Потом перестали, потому что кодексы пережили не только НЭП, но и большой террор, войну и даже оттепель. Известно, что основную роль в подготовке этих текстов сыграл главный кодификатор того времени А.Г. Гойхбарг.
Главный кодекс — ГК РСФСР — допускал рыночные отношения, чем поставил советских и партийных деятелей в неловкое положение. Как при этом следует соблюдать революционную законность, понимаемую как «организованное вмешательство права, законности в усложняющуюся экономическую жизнь государства», да еще не заблудиться в трех соснах: следования букве и духу закона; социалистической законности, понимаемой как исполнение закона с точки зрения классового интереса; революционной целесообразности, когда законы, ей противоречащие, и вовсе не следует исполнять?
В то, что есть законы как некая правовая ценность, большевики, понятное дело, не верили. Однако надо было идти чуть дальше и устанавливать порядок защиты прав как физических, так и юридических лиц, при этом обеспечивая государственный интерес.
Все эти проблемы нужно было урегулировать советским судопроизводственным законом, которым и должен был стать Гражданский процессуальный кодекс, определяющий принципы и процедуры рассмотрения гражданских споров. Рецепт решения проблемы, как всегда без обиняков, раскрыл А.Я. Вышинский: «Основные положения ГПК РСФСР дают большое место началу публичному, явно подчиняя начало частное».
Особой разницы между гражданским и уголовным процессом Андрей Януарьевич не видел: «. когда государственная власть переходит в руки пролетариата, орудием осуществления защиты интересов трудящихся становится не только уголовный, но и гражданский суд, вместе с тем исчезает и самое различие в природе уголовного и гражданского процессов».
«Опубличивание» любых правовых отношений стало ведущим трендом законодательства советского государства в рассматриваемый период. Оно коснулось и уже бывших частноправовых отраслей законодательства — не только гражданского, но и трудового, земельного, жилищного и даже семейного законодательства, послужив тем самым катализатором выделения их в отдельные отрасли и подготовки соответствующих кодексов.
ГПК 1923 г. полностью соответствовал задачам, которые советская власть ставила перед судоустройством СССР: защита завоеваний пролетарской революции, защита интересов и прав трудящихся, укрепление общественно-трудовой дисциплины, осуществление революционной законности в личных и имущественных отношениях граждан.
От инквизиционного процесса — к состязательному
Еще при подготовке Положения о народном суде 1920 г. было принято решение о подготовке советского кодекса, регламентирующего гражданское судопроизводство.
Разработка проекта ГПК велась в наркомате юстиции под руководством наркома Д.И. Курского и заведующего I отделом Я.Н. Бранденбургского.
Непосредственно текстом проекта занимался А.Г. Гойхбарг.
В ходе подготовки проекта в качестве основной идеи гражданского судопроизводства Я.Н. Бранденбургский видел «самодеятельность суда в гражданском процессе», называл процесс состязательным в отличие от следственного или инквизиционного метода.
В Объяснительной записке к проекту ГПК отмечалось, что данный проект вносится с несомненным опозданием, причина которого лежит в том, что «регулирование судебного процесса в области имущественных прав на почве новой экономической политики представляло из себя задачу исключительной трудности. В обстановке военного коммунизма имущественный оборот почти отсутствовал, а споры сводились или к незначительным по размерам претензиям между гражданами, или к спорам об уплате содержания нетрудоспособным членам семьи, по разделу семейного имущества и по искам, не выходящим за пределы домашнего обихода.
Разрешение всех сложных споров, вытекающих из современной экономической обстановки, оказалось практически невозможным уложить в те узкие, немногочисленные правила, которые содержались в Положении о народном суде 1920 г. и были рассчитаны на простоту имущественных отношений».
30 июня 1923 г. Я.Н. Бранденбургский докладывал проект ГПК на втором заседании II сессии ВЦИК десятого созыва, где рассматривались положения, «которые ни разу еще не проходили в советской России в законодательном порядке», в частности положения о порядке исполнения судебных решений, в том числе в отношении взысканий, которые предъявляются к государственным учреждениям, а также обращений взыскания на заработную плату рабочих и служащих.
Особое внимание при обсуждении проекта кодекса было уделено источникам гражданского процесса. Обычаи предлагалось не рассматривать как источник права, во-первых, по политическим мотивам, а во-вторых, по юридическим основаниям, «поскольку судья должен руководствоваться в своих решениях теми законодательными нормами, которые существуют, а если при разрешении какого-нибудь вопроса он не находит необходимых законодательных норм, он должен исходить из общего смысла законодательных норм посредством их логического развития».
ГПК состоял из пяти частей, 36 глав и 316 статей.
Часть первая включала в себя семь глав: основные положения, нормы о представительстве, подсудности, судебных расходах, штрафах, процессуальных сроках, вызовах в суд и других извещениях суда.
Кодекс практически не содержал положений о принципах гражданского судопроизводства, за исключением принципа добросовестности сторон при осуществлении процессуальных прав и принципа языка судопроизводства. В нем содержались элементы процессуального положения прокурора, особенности распоряжения исковыми средствами защиты права, принцип аналогии права, задачи суда в гражданском процессе, особенности применения материального права в отношениях с иностранным элементом.
Аналогия права (принцип аналогии закона не был предусмотрен) состояла в том, что при отсутствии «узаконений и распоряжений для решения какого-либо дела, суд решает его, руководствуясь общими началами советского законодательства и общей политикой Рабоче-крестьянского Правительства».
В поисках «объективной истины»
Партия не упускала возможность воздействовать на принятие судебных решений. Так, в решениях XV съезда ВКП(б) (декабрь 1927 г.) и апрельского объединенного пленума ЦК и ЦКК ВКП(б) (1928 г.) содержалась установка «неуклонно исходить из выдвинутых задач более решительного наступления на частный капиталистический сектор хозяйства, борясь не только с попытками кулацких и других нетрудовых элементов использовать «легальные» правовые возможности в целях закабаления бедноты, и проводить судебную политику так, чтобы лозунг XV съезда находил свое отражение при каждом разрешении дела». Каждое судебное заседание должно было быть тесно увязано с текущими политическими задачами.
Суду отводилась достаточно активная роль при «уяснении действительных прав и взаимоотношений тяжущихся». Суд не должен был «ограничиваться представленными объяснениями и материалами, а должен, посредством предложенных сторонам вопросов, способствовать выяснению существенных для разрешения дела обстоятельств и подтверждению их доказательствами, оказывая обращающимся к суду трудящимся активное содействие к ограждению их прав и законных интересов, дабы юридическая неосведомленность, малограмотность и подобные тому обстоятельства не могли быть использованы им во вред» (ст. 5 ГПК).
Это положение трактовалось как одно из составляющих принципа установления объективной истины и оправдывало возможности выхода решения суда за пределы исковых требований. Так что, приходя в суд, ни истец, ни ответчик, вообще говоря, не знали, чем может закончиться дело. Не только в том смысле, на чью сторону встанет суд, а в том, как он проинтерпретирует рассматриваемую ситуацию и что кому в результате присудит.
Интерес вызывает и особая терминология тех лет. Например, в соответствии со ст. 6 ГПК всякие злоупотребления и заявления сторон, имеющие целью затемнить процесс, немедленно должны пресекаться судом.
Нельзя не отметить высокий уровень проработки норм о представительстве, которые во многом были заимствованы и развиты в процессуальных законах более позднего времени.
В качестве представителей мог выступать достаточно широкий круг дееспособных лиц, но приоритет в ведении дел в судах общей юрисдикции отдавался членам коллегии защитников. К видам представительства относилось представительство: добровольно выбранное стороной; законное представительство за недееспособных; назначенное в соответствии с семейным и гражданским законодательством.
От суда зависело признать необходимым участие прокурора, в последнем случае участие прокурора являлось обязательным (ст. 12 ГПК). Кроме того, в соответствии со ст. 2 ГПК прокурор имел право инициировать дело по своему усмотрению.
Представителями сторон могли быть: члены коллегии защитников; уполномоченные профессиональных союзов по делам своих членов; руководители и постоянные сотрудники коллективов по делам своего коллектива; лица, допущенные судом, разбирающим дело, к представительству по данному делу. Был установлен и перечень лиц, которые не могли участвовать в деле в качестве представителей, а также полномочия представителей, порядок оформления представительства.
Достаточно подробно регулировались подведомственность и подсудность споров, порядок уведомления, вызова в суд, процессуальные сроки, предусматривалась возможность восстановления судом пропущенных сроков.
Иск и суд в устной форме
Широко распространенная до недавнего времени категория «подведомственность» впервые упоминалась именно в ГПК РСФСР 1923 г. и заключалась в том, какие органы (ведомства), и не только суды, могут рассматривать те или иные споры.
ГПК предусматривал два вида судопроизводства: исковое и особое. Иск в то время мог быть подан не только в письменной, но и в устной форме по тем делам, которые рассматривались в народном суде. По трудовым делам подача письменного искового заявления также была необязательна. В нормах, посвященных исковому производству, были закреплены принципы публичности и устности гражданского процесса.
Положения о доказательствах содержались в части второй «Исковое производство» ГПК. Общие положения о доказательствах во многом сводились к наделению суда широкими полномочиями в деле определения, сбора и исследования доказательств. Например, в соответствии со ст. 118 ГПК доказательства могли быть собираемы по инициативе суда. Допущение тех или иных доказательств, представленных сторонами, зависело от того, найдет ли их суд существенными для дела. Кроме того, суд определял, можно ли признать известное обстоятельство не нуждающимся в доказательствах. Суд мог по собственной инициативе или по просьбе сторон производить необходимые поверочные действия по представленным доказательствам с помощью осмотра на месте, вызова сведущих лиц (экспертов), вызова и допроса свидетелей и поверки письменных документов.
К делам особого производства относились дела об имуществе, оставшемся после умерших, о расторжении брака и ряд других.
Обращаем внимание на то, что некоторые из указанных дел в настоящее время рассматриваются в рамках искового производства (например, о расторжении брака), приказное производство и производство, связанное с деятельностью третейских судов, приобрели самостоятельное значение.
В части четвертой две главы были посвящены обжалованию решений суда и их пересмотру. В соответствии со ст. 235 ГПК на решение суда лицами, участвующими в деле, могла быть подана кассационная жалоба в губернский суд или Верховный суд по принадлежности. Основаниями к отмене решения служили нарушение или неправильное применение действующих законов или явное противоречие решения фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Срок на подачу жалобы составлял один месяц со дня объявления решения.
В соответствии со ст. 250 ГПК разрешение вопроса о пересмотре судебных решений принадлежало исключительно Верховному Суду и могло быть пересмотрено лишь в следующих случаях: а) когда открылись новые обстоятельства, имеющие существенное для дела значение, которые не были известны той или иной стороне; б) когда по делу, по которому состоялось решение, установлены судебным приговором ложные показания свидетелей, преступные деяния сторон, их представителей или экспертов или преступные деяния членов суда, участвовавших в деле, и в) когда решение основано на документах, признанных впоследствии по приговору суда по уголовному делу подложными, или когда отменено постановление суда, положенное в основание данного решения.
Исполнению судебных решений была посвящена часть пятая. Она включала обращение взыскания на заработную плату, на денежные суммы и имущество должника, находящееся у государственных учреждений и частных лиц, на строения и даже право застройки.
Специальные суды и трудовые сессии
В соответствии с Положением о судоустройстве 1922 г. предусматривалась сеть специальных судов, состоявших из нескольких инстанций и замыкавшихся на Верховный Суд РСФСР. В Положении о судоустройстве РСФСР 1926 г. специальные суды также получили закрепление. При общем весьма невысоком уровне квалификации судейского корпуса система специальных судов позволяла привлекать кадры, располагающие специальными знаниями для рассмотрения отдельных категорий дел. К ним относились особые трудовые сессии, земельные комиссии и арбитражные комиссии для рассмотрения тех дел, которые имели высокий уровень сложности и требовали специальных знаний или отличались особым характером и спецификой сторон.
Особые трудовые сессии народных судов образовывались при каждом губернском суде в составе одного постоянного судьи и двух постоянных членов суда: одного — от местного губернского профсоюза, другого — от местного губернского отдела труда.
Трудовым сессиям были подсудны: иски, вытекавшие из трудовых отношений, независимо от суммы иска и от личности ответчика; все уголовные дела по нарушению законов и других нормативных актов о труде, коллективных договоров; дела, связанные с воспрепятствованием работе профсоюзов. Положение о судоустройстве 1926 г. включало специальную главу «Об особых сессиях народного суда по трудовым делам» и уточняло статус членов особых трудовых сессий.
На земельные комиссии возлагалось рассмотрение спорных дел, возникавших при землеустройстве, и споры о правах на землепользование.
Функционирование земельных судов было предусмотрено Земельным кодексом РСФСР 1922 г.
Арбитражные комиссии образовывались и действовали на основании положений о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями, принятых декретами ВЦИК и СНК РСФСР в 1922 и 1925 гг.
Судебное рассмотрение трудовых конфликтов было широко распространено в годы НЭПа и в основном касалось владельцев и работников частных предприятий. Стоит ли говорить, что в соответствии с классовым подходом в подавляющем большинстве случаев тяжбу с хозяевами выигрывали работники.
Трудовые конфликты на государственных предприятиях, как правило, не афишировались и решались не в суде, а келейно, с привлечением партийной организации и профсоюзов. Нередко для подавления недовольства рабочих руководство использовало локауты, т.е. увольнения участников трудовых споров. Впрочем, иногда конфликты на госпредприятиях все-таки получали огласку. Например, в марте 1922 г. жалоба рабочих на грубость милиционеров, которых администрация привлекала для проведения обысков на проходной, разбиралась в народном суде Наро-Фоминского уезда.
Решение суда оштрафовать обвиняемых на 500 руб., в свою очередь, вызвало недовольство в городской милиции, которая выполняла приказ начальства.
В ходе сворачивания НЭПа по мере укрепления административно-командной системы и исчезновения частных работодателей трудовые конфликты исчезали из публичной сферы, в том числе и из судов. К середине 30-х годов понятие «трудовой конфликт» практически перестало существовать.
Земельные споры имели основание лишь тогда, когда существовало множество частных сельских хозяйств. В результате сплошной коллективизации, когда все вопросы землеустройства и землепользования решались исключительно партийными органами, споры на этот счет стали невозможны.
За подлый обман — в товарищеский суд!
Сворачивание НЭПа привело к полному исчезновению хозяйственной самостоятельности юридических лиц, единственным владельцем которых стало государство. Имущественные споры стали носить ведомственный характер.
Тем не менее в рамках гражданского судопроизводства рассматривалось значительное количество дел. Поэтому Народный комиссариат юстиции РСФСР в 1927-1928 гг. начал разработку мероприятий по созданию, в виде эксперимента, общественных судов. В 1928 г. стали организовываться примирительные камеры при сельских советах для крестьян и товарищеские суды на фабрично-заводских предприятиях, в государственных и общественных учреждениях для рабочих и служащих.
Обжалованию постановления примирительных камер не подлежали, но могли быть пересмотрены в порядке прокурорского надзора. Суд имел право внести дело на рассмотрение народного суда, если считал, что решение примирительной камеры нарушает закон или интересы государства и граждан. Постановления примирительных камер приводились в исполнение судебными исполнителями и заинтересованными лицами, в пользу которых было присуждено имущество.
В 1930 г. общественные суды превратились в часть судебной системы. Их подсудность была расширена. Постановлением ВЦИК, СНК РСФСР от 10 октября 1930 г. примирительные камеры были реорганизованы в сельские общественные суды в изъятие из общего порядка рассмотрения уголовных, гражданских, трудовых и земельных дел. Товарищеские суды были реорганизованы в производственно-товарищеские суды, затем, через некоторое время, обратно.
Система товарищеских судов просуществовала практически до последних дней советской власти. Еще в 70-е годы товарищеские суды активно вмешивались в конфликты жильцов коммунальных квартир, во внутрисемейные проблемы, в вопросы воспитания детей и т.д. и т.п.
ГПК РСФСР действовал с 1923 по 1964 г. За этот период в него было внесено чуть больше ста изменений. За сорок лет не так уж и много. Правила гражданского судопроизводства были понятны и недвусмысленны, где было нужно, использовалось судейское усмотрение. Юридическая техника, также как и в ГК 1922 г., была на высочайшем уровне, сказывалась квалификация авторов. Кодекс представлял собой в первую очередь средство достижения властью своих целей, а затем уже механизм защиты прав и законных интересов граждан.
Декрет (лат.decretum постановление от decernere — постановить) – правовой акт, постановление органа власти или должностного лица.
1917 год.
Декрет о мире, 26 октября (8 ноября), принят на II съезде Советов: предлагал всем воюющим странам всеобщий демократический мир, то есть мир без аннексий (передача побежденными части своей территории победителям) и контрибуций (денежные выплаты побежденных победителям).
Декрет о земле , 26 октября (8 ноября), принят на II съезде Советов: отменял всякую собственность на землю, объявлял конфискацию помещичьих земель, национализацию земли, уравнительное распределение земли «по едокам» (на основе эсеровского Крестьянского наказа или «Наказа 242-х»), передавал земли в распоряжение местных Советов и в вечное бесплатное пользование крестьянству.
Декрет о власти, об образовании Рабочего и Крестьянского правительства (Совнаркома) 26 октября (8 ноября), принят на II съезде Советов; СНК, Совет Народных Комиссаров — это правительство, были переименованы министерства в народные комиссариаты.
Декрет о печати, 27 октября (9 ноября).
Декрет о введении восьмичасового рабочего дня, 29 октября (11 ноября).
«Декларация прав народов России», 2 ноября 1917 г. провозгласила основы советской национальной политики: равенство и суверенитет народов России; право наций на самоопределение (вплоть до полного отделения и образования самостоятельного государства; отмена всех национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений.)
Декрет об увеличении пенсий рабочим, пострадавшим от несчастных случаев, 8 (21) ноября.
Декрет об учреждении государственной комиссии по просвещению, 8 (22) ноября.
Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов, 11 (24) ноября.
Декрет о суде, 22 ноября (5 декабря).
Декреты о признании независимости Финляндии (18 (31) декабрь 1917 г.); «Турецкой Армении» (декабрь 1917 г.); Украины (4 декабря 1917 г.); Польши.
Декрет об отмене права частной собственности на городские недвижимости, 23 ноября (6 декабря.)
Декрет о рабочем контроле, 27 ноября 1917 г. — на основе «Положения о рабочем контроле» ВЦИК 14 ноября. Рабочий контроль – это наблюдение с целью проверки и получения опыта управления посредством прикрепления рабочих к управляющим, бухгалтерам, кладовщикам и т.п.
Декрет об аресте вождей гражданской войны против революции, 28 ноября (11 декабря).
Декрет об учреждении ВСНХ — Высшего совета народного хозяйства, высшего органа регулирования экономики.
Декрет о создании ВЧК (Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем), 7 декабря 1917 г. (во главе с Феликсом Эдмундовичем Дзержинским — «Железным Феликсом»).
Декрет о национализации банков, 14 (27) декабря.
Декрет о расторжении брака, 16 (29) декабря.
Декрет о запрещении сделок с недвижимостью, 16 (29) декабря.
Декрет об уравнении всех военнослужащих, 16 (29) декабря.
Декрет о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния, 18 (31) декабря.
Декрет «Об открытии Учредительного собрания», 25 декабря 1917 г.: намечал открытие Учредительного собрания на 5 января 1918 г.
1918 год (январь-февраль)
«Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (3 января 1918 г. принята на заседании ВЦИК, 13-18 января 1918 г. — III съездом Советов): Россия объявлялась Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, власть в центре и на местах передавалась Советам, форма государственного устройства — федерация. Этот документ был положен в основу Первой советской Конституции 1918 г., принятой V Всероссийским съездом Советов 4-10 июня 1918 г.
Декрет о роспуске Учредительного собрания, 6 (19) января.
Декрет о комиссиях для несовершеннолетних, 9 (22) января.
Декрет об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии 15 (28) января на добровольных началах, с мая 1918 г. — Декрет о всеобщей воинской обязанности, декрет «Об образовании Рабоче-Крестьянского Красного Флота», 29 января 1918 г.
Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах, 20 января (2 февраля).
Декрет об аннулировании государственных займов, 21 января (3 февраля.)
Декрет о конфискации акционерных капиталов бывших частных банков, 23 января (5 февраля).
Декрет о национализации торгового флота, 23 января (5 февраля).
Декрет о введении западноевропейского календаря, 24 января (6 февраля).
Декрет о порядке изменения границ губерний, уездов и волостей, 27 января (9 февраля).
«Закон о социализации земли», 27января (9 февраля) 1918 г., принят на основе «Декрета о земле».
Декрет о Революционном трибунале печати, 28 января (10 февраля).
Декрет о суде №2, 15 февраля.
Декрет о третейском суде ,16 февраля.
Декрет «Социалистическое отечество в опасности!» 21 февраля.
Вывод.
Первые декреты советской власти выражали надежды и чаяния трудового народа, но вызывали ожесточенное сопротивление собственников средств производства, вылившееся в гражданскую войну 1918 — 1920 гг.