С 1 июля 2022 года планируется ввести штрафы за правонарушения, связанные с предоставлением документов и сведений о прослеживаемых товарах
Федеральным законом от 9 ноября 2020 г. № 371-ФЗ в Налоговый кодекс внесены поправки, касающиеся системы прослеживаемости товаров. В частности, с 1 июля текущего года налогоплательщики, осуществляющие операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, должны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с такими товарами, а также документы, содержащие реквизиты прослеживаемости (п. 2.3 ст. 23 НК РФ).
Несмотря на то что указанные нормы уже заработали, специальной ответственности за неисполнение соответствующих обязанностей пока в российском законодательстве нет. В целях восполнения этого пробела Минфин России совместно с ФНС России разработали проект поправок в КоАП 1 , устанавливающих необходимые санкции. В частности, планируется ввести штрафы за:
- невыполнение обязанности по представлению налоговому органу отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и (или) документов, содержащих реквизиты прослеживаемости;
- неотражение (неполное отражение, искажение) реквизитов прослеживаемости в счетах-фактурах и (или) в универсальных передаточных документах;
- искажение реквизитов прослеживаемости в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости;
- нарушение установленного способа представления счетов-фактур и универсальных передаточных документов, содержащих реквизиты прослеживаемости;
- невыполнение обязанности по представлению операторами электронного документооборота счетов-фактур и универсальных передаточных документов, содержащих реквизиты прослеживаемости.
Для каждого из указанных составов правонарушений предусмотрена отдельная статья КоАП РФ.
Непредставление отчета об операциях с подлежащими прослеживаемости товарами
Согласно законопроекту непредставление в налоговый орган отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, будет грозить наложением административного штрафа на ИП и юрлиц в размере 1 тыс. руб. за каждый непредставленный документ. В случае одобрения инициативы аналогичное наказание будет применяться и в случае несвоевременного представления отчета и документов.
Можно ли в один счет-фактуру включать и прослеживаемые, и не прослеживаемые товары? Ответ на этот вопрос можно найти в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Напомним, отчет представляется в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика), по месту жительства ИП в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Представлять его нужно только при наличии в отчетном периоде (квартале) операций с товарами, подлежащими прослеживаемости. Сдавать отчет нужно участникам оборота товаров, применяющим специальные налоговые режимы (за исключением применяющих ЕСХН и не имеющих права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, или не использующих указанное право), а также налогоплательщикам НДС, освобожденным и не освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика (п. 32-33 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июля 2021 г. № 1108; далее – Положение).
В соответствии с п. 33 Положения отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, подается в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Представление отчета и документов с реквизитами прослеживаемости в электронной форме допускается при обязательном использовании средств электронной подписи (п. 36 Положения).
Неотражение реквизитов прослеживаемости в счетах-фактурах
За неотражение, неполное отражение или искажение установленных реквизитов прослеживаемости в представленных налогоплательщиком налоговому органу счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах и в универсальных передаточных или корректировочных документах планируется ввести штрафы для юрлиц и ИП в размере 1 тыс. руб. за каждый счет-фактуру или универсальный передаточный документ.
Речь идет о таких реквизитах, как:
- регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости;
- количественная единица измерения товара, используемая в целях осуществления прослеживаемости;
- количество товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости (подп. 16-18 п. 5 ст. 169 НК РФ).
Однако в проекте имеется оговорка относительно случаев освобождения нарушителей от административной ответственности за указанное деяние. В частности, применять наказание не планируется, если до истребования у налогоплательщика при проведении камеральной налоговой проверки счетов-фактур или универсальных передаточных документов, относящихся к операциям с подлежащими прослеживаемости товарами, налогоплательщик внесет исправления в счет-фактуру, корректировочный счет-фактуру, универсальный передаточный или корректировочный документ и укажет полные, неискаженные реквизиты прослеживаемости.
Искажение реквизитов прослеживаемости в отчете
Еще одной статьей КоАП РФ может быть установлена ответственность за искажение реквизитов прослеживаемости в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, при корректном отражении реквизитов прослеживаемости в счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах, в универсальных передаточных или корректировочных документах, на основании которых были отражены сведения о реквизитах прослеживаемости в отчете. За такое правонарушение предусмотрено наложение штрафа на ИП и организации в сумме 1 тыс. руб. за каждый отчет с искаженными реквизитами. Но и здесь имеется послабление – если на дату представления в налоговый орган корректировочного отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, с указанием неискаженных реквизитов прослеживаемости налоговый орган не выявил административное правонарушение, то наказание не будет применяться.
Напомним, по общему правилу, при обнаружении участником оборота товаров в представленном им в налоговый орган отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок он должен внести в него необходимые изменения и представить корректировочный отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости. Сделать это нужно не позднее следующего рабочего дня с даты обнаружения факта неотражения или неполноты отражения сведений, ошибок (п. 34 Положения).
Нарушение способа представления счетов-фактур и универсальных передаточных документов с реквизитами прослеживаемости
За несоблюдение способа представления счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур, универсальных передаточных и корректировочных документов, содержащих реквизиты прослеживаемости, в электронной форме, предполагается установить штраф в размере 200 руб. за каждый такой счет-фактуру или универсальный передаточный документ. Предельный размер штрафа ограничен суммой в 100 тыс. руб.
По общему правилу, счет-фактура может быть составлен и выставлен на бумажном носителе и (или) в электронной форме (абз. 2 п. 1 ст. 169 НК РФ). Но в отношении счетов-фактур, выставляемых при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, в том числе корректировочных, действует ограничение – их разрешено формировать только в электронной форме. Исключения предусмотрены для трех случаев: реализация товаров, подлежащих прослеживаемости, физлицам для личных, семейных, домашних и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд, а также налогоплательщикам НПД; реализация и перемещение товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории России в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта); реализация и перемещение прослеживаемых товаров с территории РФ на территорию другого государства – члена ЕАЭС (п. 1.1 ст. 169 НК РФ). Причем выставлять и получать счета-фактуры с реквизитами прослеживаемости в зашифрованном виде нельзя, о чем прямо указано в абз. 3 п. 7 Порядка выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, утв. Приказом Минфина России от 5 февраля 2021 г. № 14н.
Невыполнение обязанности по представлению операторами документов с реквизитами прослеживаемости
Субъектами национальной системы прослеживаемости товаров наряду с уполномоченными органами и участниками оборота товаров являются операторы электронного документооборота (п. 10 Положения). Именно через них организации и ИП при приобретении товаров, подлежащих прослеживаемости, обеспечивают получение электронных счетов-фактур, в том числе корректировочных (п. 1.2 ст. 169 НК РФ), и именно через них направляют в налоговые органы отчеты об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документы с соответствующими реквизитами (п. 40 Положения). В последнем случае оператор должен направить в налоговый орган отчет и документы не позднее следующего рабочего дня после дня получения их от участников оборота товаров (п. 44 Положения).
В связи с этим ответственность планируется распространить и на операторов. Так, последняя проектируемая статья КоАП РФ посвящена такому нарушению, как непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган операторами электронного документооборота поступивших им счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур, универсальных передаточных или корректировочных документов, содержащих реквизиты прослеживаемости. Санкции для них тоже будут штрафными – 1 тыс. руб. за каждый непредставленный или несвоевременно представленный документ, содержащий регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости.
В случае одобрения законопроекта на рассмотрение дел об административных правонарушениях, связанных с предоставлением документов и сведений о прослеживаемых товарах, будут уполномочены налоговые органы. При этом все составы, которые касаются участников оборота товаров – организаций и ИП, начнут действовать с 1 июля 2022 года, а нормы об ответственности операторов электронного документооборота – с 1 января 2023 года.Ожидается, что поправки позволят исключить уклонение субъектов предпринимательской деятельности от предоставления документов и сведений, содержащих реквизиты прослеживаемости. По расчетам ФНС России, изменения затронут порядка 170 тыс. организаций и ИП.
Проект федерального закона будет проходить публичное обсуждение до 6 августа.
1 С текстом законопроекта «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/07-21/00117901).
С 2024 года могут начать штрафовать за нарушения с прослеживаемыми товарами
Минфин выставил на общественное обсуждение поправки к КоАП РФ об ответственности за нарушения в системе прослеживаемости. Планируют с 1 января 2024 года ввести, например, такие штрафы:
Нарушения
Для организаций
Для ИП
Непредставление или подача с опозданием отчета об операциях с прослеживаемыми товарами или документов с реквизитами прослеживаемости (п. 2 ст. 1 проекта)
От 1 000 до 100 тыс. руб.
От 1 000 до 30 тыс. руб.
Неотражение или искажение реквизитов прослеживаемости в счетах-фактурах и УПД, в том числе корректировочных (п. 3 ст. 1 проекта)
От 1 000 до 100 тыс. руб.
От 1 000 до 30 тыс. руб.
Искажение реквизитов в отчете, если в счетах-фактурах все правильно (п. 4 ст. 1 проекта)
Выставление счетов-фактур и УПД с реквизитами прослеживаемости не в электронной форме (п. 5 ст. 1 проекта)
От 200 до 100 тыс. руб.
От 200 до 30 тыс. руб.
При этом, если исправить счета-фактуры или УПД до того, как инспекция истребует документы при камеральной проверке, ответственности не будет. Также не оштрафуют, если корректировочный отчет с правильными реквизитами представить до момента, когда налоговики выявят искажение.
Штрафы за нарушения при работе с прослеживаемыми товарами с 2024 года
Законопроект со штрафами за нарушение требований системы прослеживаемости появился в 2022 году, планировалось, что штрафы введут с 2023 года. Но, это решение отложили. Сейчас законопроект снова на рассмотрении, штрафы появятся с 2024 года.
Законопроект с поправками в КоАП РФ размещен на федеральном портале нормативных актов. Предполагается, что его примут до конца года и штрафы появятся с 2024 года.
Минимальный штраф для нарушителей законодательства о прослеживаемости товаров составит 1 000 рублей, максимальный – 100 000 рублей.
Искажение реквизитов прослеживаемости в отчете об операциях с прослеживаемыми товарами грозит штрафом в размере 1 000 рублей (ст. 15.51 КоАП).
Непредставление или несвоевременное представление в налоговую отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и (или) документов грозит (ст. 15.49 КоАП):
- ИП — штрафом в размере от 1 000 до 30 000 рублей;
- организации — штрафом от 1 000 до 100 000 рублей.
Неотражение (неполное отражение, искажение) реквизитов прослеживаемости в счетах-фактурах и универсальных передаточных документах (УПД) грозит (ст. 15.50 КоАП):
- ИП— штрафом от 1 000 до 30 000 рублей;
- организации — штрафом от 1 000 до 100 000 рублей.
Штраф не будут назначен тем, кто внесет исправления в счет-фактуру или УПД до истребования этих документов в рамках камеральной проверки.
Нарушение установленного электронного способа выставления счетов-фактур, передачи УПД, грозит (ст. 15.52 КоАП):
Система прослеживаемости товаров в 2023 году
С 8 июля 2021 года стартовала система прослеживаемости товаров. Это еще одна мера контроля государства за оборотом товаров. На этот раз следить будут за импортом мониторов, проекторов, холодильников, стиральных машин, детских кресел и колясок, бульдозеров, автопогрузчиков и т. д.
Главное отличие — нужно обязательно обмениваться электронными счетами-фактурами и сдавать в налоговую новый отчет об операциях.
Рассказываем подробнее, за какими товарами следить и какую отчетность надо сдавать.
Вебинар «Прослеживаемость товаров»
Наш эксперт шаг за шагом рассказывает, в чем отличие прослеживаемости от маркировки, что изменится в работе, какую отчетность сдавать и как внедрить у себя.
Что вы узнаете
О национальной системе прослеживаемости
Цель системы прослеживаемости продукции — чтобы государство могло отслеживать путь ввозимого из других стран товара от импортера до покупателя. И тем самым снизить долю нелегальных продуктов на российском рынке.
Система регулируется следующими законодательными актами:
-
— внес поправки в Налоговый кодекс РФ и утвердил национальную систему прослеживаемости. — утвердило перечень товаров, подлежащих прослеживаемости. — определило дату старта прослеживаемости — 8 июля 2021.
Кто участники системы
Оператором системы прослеживаемости импортных товаров выступает ФНС России.
Участники оборота — импортеры и те, кто реализует или приобретает подконтрольный товар. Система прослеживаемости распространяется и на ИП, и на организации. При этом система налогообложения значения не имеет — отчитываются и обмениваются электронными документами и ООО на ОСНО, и ИП на Патенте.
Как работает система прослеживаемости
При ввозе прослеживаемых товаров в Россию присваиваем каждой партии РНПТ.
РНПТ — это регистрационный номер партии товара. Именно с его помощью ФНС будет следить за движением импортных товаров. Импортер после ввоза товаров получает на всю партию специальный номер, который далее указывается в счетах-фактурах, отгрузочных документах, отчете об операциях и декларации по НДС.
- Если ввозим из Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана (ЕАЭС) — импортеры в течение 5 дней с даты принятия товаров на учет отправляют в налоговую Уведомление о ввозе. На его основании ФНС формирует на каждую партию РНПТ.
- Если из других стран — импортеры формируют РНПТ самостоятельно на основании регистрационного номера таможенной декларации и номера партии товаров.
При продаже и покупке прослеживаемых товаров обмениваемся электронными документами с РНПТ:
- плательщики НДС — счетами-фактуры;
- неплательщики НДС — документами отгрузки.
Ежеквартально отчитываемся в налоговую по всем операциям с прослеживаемыми товарами:
- Плательщики НДС — заполняют сведения о прослеживаемых товарах в обновленной декларации НДС. Могут дополнительно сдавать отчет об операциях с товарами, при выбытии товара или покупке прослеживаемых товаров у неплательщиков НДС.
- Неплательщики НДС — сдают новый отчет об операциях с прослеживаемыми товарами.
Отчетность сдается в электронном виде не позднее 25 числа месяца, который следует за истекшим отчетным периодом начиная с 3 квартала 2021 года.
Работа с системой прослеживаемости под ключ
Чем система прослеживаемости отличается от маркировки
Прослеживаемость — это не маркировка, это новая система контроля. Вот основные отличия:
- Код маркировки физически наносят на товары, его нужно сканировать и передавать в документах.
- Следят за оборотом каждой единицы товара.
- Не нужно отдельно сдавать отчет по ТКС.
- Ничего не наносят на товары и не сканируют, путь товара отслеживается по электронным документам.
- Следят за всей партией сразу.
- Сдается отчет об операциях с прослеживаемыми товарами или обновленная декларация по НДС.
Какие импортные товары попадают под прослеживаемость
В таблице покажем перечень товаров с кодами ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД 2.
Товар | ТН ВЭД ЕАЭС | ОКПД 2 |
---|---|---|
Мониторы и проекторы, которые используются в системах автоматической обработки данных, телеприемники, мониторы и проекторы без встроенной телеприемной аппаратуры. | 8528 | 26.40.20 26.40.34 |
Бытовые холодильники и морозильники, другое холодильное и морозильное оборудование, тепловые насосы. | 8418 (кроме 8418 69 000, 8418 91 000 0, 8418 99) | 27.51.11 28.25.13 |
Коляски детские | 8715 00 100 0 | 30.92.40.110 |
Детские автокресла | 9401 71 000 1 9401 79 000 1 9401 80 000 |
29.32.20.130 |
Стиральные и сушильные машины (бытовые и промышленные) | 8450 (кроме 8450 90 000 0) | 27.51.13 28.94.22 |
Бульдозеры, грейдеры, самоходные планировщики, трамбовочные машины, дорожные катки, погрузчики с одним ковшом, экскаваторы | 8429 | 28.92.21 28.92.21 28.92.24 28.92.26 28.92.27 |
Автопогрузчики с вилочным захватом и другие погрузчики, тягачи, используемые на ж/д станциях. | 8709 8427 (кроме 8427 20 900 0) |
28.22.15 |
Штрафы за нарушение правил оборота прослеживаемого товара
Размер штрафа универсален — 1000 ₽ за каждый документ с нарушением, а за уклонение от использования ЭДО — 200 ₽ за документ, но не более 100 000 ₽. Если проект федерального закона утвердят, ответственность вступит в силу с 1 января 2024 года.
Что делать с остатками прослеживаемых товаров
Участники системы прослеживаемости движения товаров обязаны отправить в налоговую Уведомление об остатках таких товаров.
Получив от компании или ИП это уведомление, ФНС не позднее следующего дня присвоит регистрационные номера товарам и сообщит их налогоплательщику в электронной форме.
Присвоенные товару РНПТ следует указывать в счетах-фактурах и отгрузочных документах.
Преимущества работы с прослеживаемостью в СБИС
Чек-лист: как подготовиться к прослеживаемости
- Подключите ЭДО — для обмена электронными документами с РНПТ.
- Подключите СБИС Отчетность — для ежеквартальной сдачи отчета об операциях с прослеживаемыми товарами.
- Купите лицензию СБИС Прослеживаемость — для проверки кодов партии на корректность в налоговой.
Комплексное решение СБИС для прослеживаемости
Электронная регистрация партии в ФНС
Загрузка поступления из вашей учетной системы, отправка запроса в ФНС, получение номера партии и его загрузка в учетную систему.
Автоподбор партии для электронных УПД
СБИС возьмет накладную из вашей учетной системы, подберет номер партии, сформирует УПД и отправит контрагентам.
Легкий ЭДО с контрагентами по e-mail
Ваши клиенты будут получать электронные УПД независимо от оператора ЭДО, даже если они еще не подключены к электронному документообороту.
Проверка РНПТ во входящих УПД
При закупке СБИС за один клик проверит номер партии в УПД на корректность и загрузит документы поступления в вашу учетную систему.
Отправка отчетов об операциях с товарами
В СБИС вы легко загрузите или сформируете отчет обо всех операциях. СБИС проверит данные и РНПТ и передаст в ФНС.
Автозаполнение НД по НДС
СБИС автоматически заполнит налоговую декларацию по НДС, подтянет все РНПТ, проверит и отправит в ФНС и сообщит, когда отчет примут.