Статья 1. Понятие безопасности и ее объекты
Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
ЗАКОН РФ «О БЕЗОПАСНОСТИ» № 2446-1 от 5 марта 1992 года (в ред. Закона РФ от 25.12.92 № 4235-1, Указа Президента РФ от 24.12.93 № 2288)
Настоящий Закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.
Раздел I . Общие положения
Статья 1. Понятие безопасности и ее объекты
Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Статья 2. Субъекты обеспечения безопасности
Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.
Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.
Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.
Статья 3. Угроза безопасности
Угроза безопасности — совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.
Статья 4. Обеспечение безопасности
Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.
Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.
Статья 5. Принципы обеспечения безопасности
Основными принципами обеспечения безопасности являются:
соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;
взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;
интеграция с международными системами безопасности.
Статья 6. Законодательные основы обеспечения безопасности
Законодательные основы обеспечения безопасности составляют Конституция РСФСР, настоящий Закон, законы и другие нормативные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности; конституции, законы, иные нормативные акты республик в составе Российской Федерации и нормативные акты органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятые в пределах их компетенции в данной сфере; международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.
Статья 7. Соблюдение прав и свобод граждан при обеспечении безопасности
При обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъяснения даются в письменной форме в установленные законодательством сроки.
Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством.
Субъект-объектная структура безопасности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»
Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Усик Ирина Викторовна
Рассматриваются субъектные и объектные компоненты безопасности, предложена классификация видов безопасности.
Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Усик Ирина Викторовна
SUBJECT-OBJECTIVE STRUCTURE OF THE SAFETY
The interrelations subject with object aspects of the safety are examined.
Текст научной работы на тему «Субъект-объектная структура безопасности»
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия История, философия, социология
СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНАЯ СТРУКТУРА БЕЗОПАСНОСТИ
Статья представлена доктором философских наук, профессором Г араниной О.Д.
Рассматриваются субъектные и объектные компоненты безопасности, предложена классификация видов безопасности.
Создавая технические системы, человек стремится создать комфортную среду обитания, в которой многие рутинные функции субъекта — от физически-мускульных усилий до решения интеллектуальных задач — будут выполнять автоматы. Однако противоречие человека и техники, на современном этапе развития технизированной среды развертывающееся в сторону усиления последнего компонента, актуализирует вопрос об условиях безопасности субъекта и объекта указанного взаимодействия. Вряд ли можно предположить, что несовершенный человек превзойдет самого себя и создаст гармоничный мир, такую среду обитания, в которой будет комфортно и безопасно ему самому и всему обществу. Иными словами, проблема безопасности — это, во многом, проблема качества человека, его выбора по отношению к себе, обществу, государству.
Поскольку в рамках теории безопасности мы предпринимаем анализ всеобщих характеристик безопасности, необходимо предложить такое понятие данного термина, которое бы рациональным и непротиворечивым образом объясняло все случаи его употребления: и как безопасность личности, и как безопасность техники, и как безопасность производственных процессов, и все иные, выделенные в науке, виды безопасности: политическую, экологическую, духовную и т. д.
В научной литературе в разных контекстах используются такие словосочетания, как безопасность техники, государства, экономики или безопасность человека, общества, личности. Зачастую содержание этих понятий не раскрывается. И, тем не менее, можно смело утверждать, что одни из них относятся к безопасности субъекта, а другие соответственно, к безопасности объекта. Разница существенна, но понять, в чем она заключается можно исходя из того, что «. под объектом подразумевается то, что воспринимается, мыслится, обсуждается и обрабатывается, в отличие от субъекта (того, кто это воспринимает, мыслит, обсуждает и обрабатывает)» [1]. То есть субъектом выступают общество в целом, государство, социальная группа или отдельно взятая личность, обладающая интеллектом и целенаправленно преобразующая действительность. В то время как в качестве объекта могут быть представлены и все виды социальных групп, и природа, и техника, в общем, все то, что возможно представить как отдельно рассматриваемый объект.
Объект, включенный в сферу человеческой деятельности, никогда не существует независимо от субъекта — его интересов, целей. Вот что пишет об этом А. Маслоу в книге «Новые рубежи человеческой природы»: «внимание уделяется объекту, но одновременно и всему, что имеет к нему отношение. Четкая дифференциация фигуры и фона. Объект воспринимается как включенный в отношения со всем миром, как часть мира. Объект классифицируется; воспринимается только в некоторых аспектах; имеет место избирательное внимание и избирательное невнимание к определенным аспектам; объект воспринимается ситуативно, лишь с определенной точки зрения. Объект воспринимается по отношению к человеку — выясняется, например, какую пользу он приносит, как его можно использовать, представляет ли он благо или опасность для людей и т.п.» [2]. Следовательно, человек как субъект пользуется правом выбора, он
может сконцентрировать свое внимание на отдельном объекте, а может не включить его в сферу своих интересов, своей деятельности. В контексте сказанного отметим, что, по мнению А. Маслоу потребность в безопасности выступает одной из главных потребностей человека, наряду с такими потребностями, как здоровье, питание, любовь, самореализация и т.д. «Потребность в обеспечении безопасности, — пишет В.В. Сапронов, — относится к числу основных мотивов деятельности субъекта. Г осударство, общество, человек, не заботящиеся о своей безопасности, оказываются нежизнеспособными.». [3] Таким образом, всеобщим основанием возникновения и существования феномена безопасности выступает взаимодействие субъекта и объекта.
Возникновение новых опасностей и объектов обеспечения безопасности будет порождать и возникновение новых видов безопасности. Подвести единое основание для выделения видов безопасности и избежать путаницы в понимании их содержания можно при условии корректного употребления, например, уточняющего определения по характеру опасности (какая безопасность?) в сочетании с указанием объекта безопасности (безопасность чего?), например:
• экологическая (какая?) безопасность (чего?) государства;
• политическая безопасность экономики;
• информационная безопасность общества.
Типология безопасности представляет в настоящее время теоретическую проблему, возникающую вследствие многозначности трактовок понятия безопасности и отсутствия единого основания для выделения видов безопасности. Мы предлагаем разделить безопасность на объектную и субъектную. А также как результат взаимоотношений объекта и субъекта — объектносубъектную безопасность. На рисунке представлены субъектно-объектные взаимоотношения в структуре безопасности.
Особое внимание уделяется тому, что безопасность субъекта и безопасность объекта взаимосвязаны и во многом зависят друг от друга. Например, за безопасность общества в целом должно отвечать государство и, судя по всему, для этого оно должно обладать достаточной силой. А сильное государство — это, в первую очередь, сильная политика, во вторую, — сильная экономика и т.д. И откуда же всему этому взяться, если политику и экономику не будет создавать сам человек. Ту же картину мы наблюдаем в обратном направлении. Живет человек. Во-первых, живет он не один, а в обществе. Во-вторых, живет он не на улице, а в доме, предоставленном государством (со всеми удобствами). И, в-третьих, живет он не как ему заблагорассудится, а соблюдая определенные нормы, законы, договоренности. Все вышесказанное дает четкое представление о том, что безопасное существование как субъекта, так и объекта возможно только в том случае, когда будет достигнуто полное понимание потребностей и желаний одного с условиями жизни другого.
Может возникнуть вопрос, почему к субъектно-объектным факторам безопасности отнесены законы природы? Уж они-то, как кажется, не зависят от людей. Но и это — заблуждение, правда, очень давнее и прочное. Ведь «.какой бы закон природы мы ни взяли, он действует в заведомо ограниченном поле понятий, терминов, представлений о доказательности и достоверности. Так, законы механики базируются на понятиях массы, силы, энергии, скорости — абстрактных понятиях, сконструированных Галилеем и Ньютоном; законы химии базируются на понятиях вещества, реакции, химического элемента и т. п. Все закономерности, открываемые психологами, формулируются на основе понятий, выработанных той или иной психологической теорией. Можно привести великое множество примеров, свидетельствующих, по меньшей мере, об одном — о том, что законов, не зависимых от научно-культурного инструментария, не существует» [4]. Следовательно, и здесь все взаимосвязано: человек подвергается природным катаклизмам, но вместе с тем все в природе осуществляется по определенным законам и выражается в определенных понятиях, поэтому практически все природные катаклизмы можно логически объяснить.
Рисунок. Субъектно-объектные взаимоотношения в структуре безопасности
И, наконец, целевая задача предложенной схемы заключается в том, чтобы выявить на основе взаимоотношений субъекта и объекта новые виды безопасности. В данной структуре они подразделяются на объектные, субъектные и объектно-субъектные. Сделано это было преднамеренно, так как сам характер уточнения типа «государственная», «экономическая», «политическая» применительно к безопасности, может нести различную смысловую нагрузку. Например, определение «государственная» может характеризовать объект обеспечения безопасности, и тогда государственная безопасность представляет собой синоним безопасности государства. Если же определение «государственная» имеет не объектное, а субъектное содержание, то государственную безопасность необходимо понимать как деятельность государства по обеспечению безопасности. И, наконец, субъект-объектное понимание определения «государственная» предполагает рассматривать государственную безопасность как деятельность государства по обеспечению своей безопасности. Если к этому добавить различную трактовку понятий «государство» и «безопасность», то термин «государственная безопасность» получает практически неограниченную множественность определений.
Субъектно-объектный подход к структуре безопасности и ее видам обнажает остроту проблемы, без решения которой безопасность не может быть действенной. Речь идет о безопасности самого субъекта. К субъекту мы отнесли социальные общности разных видов: человека как такового и, что немаловажно — личность. Общество обычно определяется как совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле — исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений (например, общество, противопоставленное государству, у Гегеля) [5]. Прежде чем ставить вопрос о проблемах безопасности, связанных с обществом, стоит обсудить вопрос о безопасности внутреннего и внешнего мира самого человека.
Обладая многообразием свойств, личность вместе с тем представляет собой единое целое. Под условиями безопасности личности нужно понимать такое состояние внешних и внутренних факторов, которые обеспечивают ее устойчивое развитие. Устойчивое развитие, как полагает
Г.В. Платонов, — процесс изменения, который обусловливает экономический рост, оптимально распределяет его результаты, восстанавливает окружающую человека среду в большей мере, чем разрушает ее, увеличивает возможности людей [6]. Но, как показывает статистика последних лет, безопасность личности сильно ослаблена. И обусловлено это угрозой ликвидации ее права на бесплатное образование, бесплатное медицинское обслуживание, доступный отдых, гарантированную занятость и т. д. Отсюда складывается тревожный и опасный разрыв между интересами государства, общества — с одной стороны, и интересами личности — с другой. Значительная часть населения отвергает саму постановку вопроса о разумном сочетании личных интересов с общественными. Разрушение системы ценностей, отсутствие материальных ресурсов для поддержания полноценного физического и духовного существования человека, дегуманизация общественных отношений приводят к его постепенной духовной, социальной и физической деградации. Кризис во всех основных сферах, призванных обеспечивать поддержку и развитие жизненных сил личности создает угрозу ее социальной безопасности. А отсутствие безопасности личности — это ослабленная безопасность ее деятельности. Следовательно, если применить данный дискурс к анализу взаимодействия человека и техники, можно констатировать, что гарантировать безопасное эксплуатирование техники мы не можем. Поэтому, прежде чем обвинять человека в каких-либо происшествиях, связанных с техникой, мы должны задуматься над проблемой создания для человека оптимальных условий для жизнедеятельности, для его развития как личности.
Способы достижения безопасности, распределённые по всем сферам жизнедеятельности, группируются в два основных вида — защиту и предотвращение опасностей. Результаты преобразовательной жизнедеятельности, до последнего времени положительные, сегодня привели человечество к глобальному кризису. Для выхода из кризиса и перехода к устойчивому развитию необходимо изменить степень развитости личности и общества в области обеспечения безопасности. Именно этот компонент культуры безопасности является сегодня определяющим, если исходить из булгаковского положения, что «разруха начинается не в подъезде дома, а в головах людей». Наведение порядка в головах, формирование необходимого для выживания мировоззрения должно обезопасить сообщество от новых глобальных угроз, а не только латать «тришкин кафтан» безопасности защитой от неумолимо множащихся опасных и чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения. Новое мировоззрение, адекватное новой эпохе, устойчивому развитию, должно изменить систему ценностей и целей жизнедеятельности людей, переключить их с удовлетворения неограниченно растущих материальных потребностей на духовную жизнь. Смена эпох вызывает изменение систем безопасности; поэтому с появлением новых опасностей и угроз, устрашающих видов вооружений, возникает потребность в новой парадигме безопасности и осуществляющей ее на практике системы безопасности. Прежде всего, безопасность человека и общества — это неотъемлемая часть безопасности государства в целом, что закрепляется набором определенных ценностей и идеалов.
Например, официальная американская формула безопасности акцентирует внимание на защите США как свободного государства, ее идея состоит в том, что утверждение глобальной и собственно американской безопасности невозможно без лидерства Америки в мире, без ее экономического и военного превосходства над остальными государствами. Отсюда следует усиление роли государства в системе национальной безопасности Америки. Иными словами, в данном случае безопасность все чаще рассматривается сквозь призму триады «безопасность индивида — безопасность государства — международная безопасность», причем в этой схеме индивид «передоверяет большую часть забот о своей безопасности государству» [7, с.17].
Немаловажен для полноценной оценки уровня безопасности общества еще один ее вид -духовная безопасность. Угрозы в данной сфере заключаются в недооценке государством и обществом значимости таких основополагающих сфер общественной жизнедеятельности, как наука, образование, здравоохранение, культура. Это, прежде всего, проявляется в заниженном
вознаграждении труда работников. Тяжелая ситуация складывается в сфере высшего образования. Наука и образование вносят известный вклад в удовлетворение материальных и духовных потребностей человека, что способствует его самоопределению, формированию мировоззрения. Наука и образование оказываются, таким образом, неотъемлемой частью производства и культуры в целом, средством, обеспечивающим безопасность личности и общества, источником их духовного и физического здоровья.
На основе вышеизложенного логичен вывод о том, что безопасность человека и общества находится под угрозой, в силу того, что острота социальных проблем приобрела сложный характер. В каждой из сфер общественной жизни имеются свои не решенные проблемы, выступающие основой многих угроз (опасностей). Чтобы решить общую проблему безопасности, надо разобраться в каждой ее составляющей.
1. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983.
2. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы; Пер. с англ. — М.: Смысл, 1999.
3. Сапронов В.В. Научная база. О проблеме безопасности в современных условиях. — М. : Наука, 1998.
4. Ванд Л. Э., Муратова А.С. Кое-что о заблуждениях, связанных с понятиями «субъекта» и «объекта. — М.,
5. Интернет-энциклопедия. Толковый словарь. http://encycl.accoona.ru/
6. Платонов Г.В., Гирусов Э.В. Устойчивое развитие путь к ноосфере// Вестник Московского ун-та. Сер.7. Философия. №1. 1997.
7. Алексеева Т.А. Дилеммы безопасности: американский вариант. Полис. № 6. 1993.
SUBJECT-OBJECTIVE STRUCTURE OF THE SAFETY
The interrelations subject with object aspects of the safety are examined.
Сведения об авторе
Усик Ирина Викторовна, окончила МГТУ ГА (2004), член Российского философского общества, аспирант МГТУ ГА, автор 5 научных работ, область научных интересов — антропологический фактор в обеспечении безопасности полетов.
Термин «безопасность»: сущность и содержание.
Определение термина «безопасность» даны в толковых словарях, авторы которых рассматривают его, как сложное многостороннее явление. Так по В.И. Далю «безопасность — это отсутствие опасности, сохранность, надежность». С.И. Ожегов определяет безопасность как «положение, при котором не угрожает опасность кому-, чему-нибудь»». В Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона безопасность (личная и имущественная) рассматривается как главнейший залог человеческого развития, причина появления и смысл существования государства. «Безопасность создается предупреждением опасностей, которые могут угрожать как отдельным гражданам, так и обществу и государству в целом. Обеспечивается безопасность путем осуществления целого ряда мер».
Энциклопедия «Британика» предлагает рассматривать безо-пасность как систему средств и способов, предназначенных для защиты людей и имущества от самых разнообразных опасностей. «Безопасность» — это состояние или условие спокойствия, прочности, надежности, а также свобода от опасности или риска.
Оксфордский английский словарь (Дж. Симпсон и Е. Уэйнер) и словарь английского языка «Новый стандарт» (Фанк и Уэгноллс) выделяют ряд значений понятия «безопасность». В первом из них под безопасностью понимаются условия спокойствия, прочности и надежности. Речь идет об условиях защищенности от опасности, а также о защите интересов государства, организации, личности от угроз и осуществлении соответствующих мер: свободе от сомнений, доверии, уверенности; свободе от опасений и тревог, ощущении защищенности от опасности или отсутствии опасности; качестве существующей защищенности или достигнутой устойчивости. Во втором значений под безопасностью понимается собственно, что обеспечивает защищенность. Французский «Словарь международных отношений» (под рук. П. Шагню, 1998) определяет безопасность как состояние защищенности. Подчеркивается, что это многоаспектное явление, предполагающее перманентность действий соответствующих учреждений и защиту населения.
Мы же возьмем за основу определение термина «безопасность», которое дано в официальном документе – Федеральном законе РФ «О безопасности», принятого в 1992 г., статья №2 которого гласит:
«Безопасность – это состояние защищенности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз».
Следует отметить, что как в отечественной, так и в зарубежной практике не сформировано единого, всеми признаваемого подхода к понятию угрозы. В связи с этим часто понятия «угроза» и «опасность» используются как синонимы в официальных документах и публицистике. Кроме того, иногда опасность определяется через угрозу. «Опасность в чрезвычайной ситуации — это состояние, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника чрезвычайных ситуаций на население, объекты и окружающую природную среду в зоне чрезвычайной ситуации»
Базовое определение угрозы безопасности дано в Законе Российской Федерации «О безопасности» (ст. 3). «Угроза определяется как «совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства».
Под факторами в данном определении понимаются различного рода вредоносные действия конкретных социальных сил. С юридической точки зрения — это противоправные действия в самом широком смысле — как с позиций международного права, внутреннего законодательства, так и традиционных норм.
Под условиями в этом определении следует понимать действия (или бездействие) или проявления окружающей среды (социальной, техногенной, природной), которые способствуют возникновению вредоносных воздействий.
Содержание угрозы определяется:
затрагиваемыми национальными интересами страны, что отражает ее значимость;
обстоятельствами (собственной уязвимостью — степенью защищенности), что определяет потенциальный ущерб при реализации угрозы;
местом и временем проявления негативных факторов и условий;
возможностями, намерениями и волей субъекта угрозы (потенциального противника или конкурента).
Последние два пункта определяют вероятность реализации угрозы.
Природа угрозы определяется природой интереса, удов-летворению которого данная угроза противодействует. Поэтому различают угрозы экономического, военного, информационного, экологического, природного и другого происхождения.
По характеру различают:
прямую угрозу, создаваемую адресной преднамеренной деятельностью субъекта, который рассматривается как конкурент, противник, враг;
косвенную угрозу, вызванную деструктивными изменениями рыночной конъюнктуры либо непредсказуемыми политическими событиями, разрушающими сложившиеся системы экономического и политического взаимодействия.
В зависимости от того, откуда угроза исходит, т.е. где по отношению к государственной границе находится ее источник, различают также внешние, внутренние и транснациональные угрозы.
Внутренние угрозы обусловливаются состоянием экономики, науки, образования, культуры, социальной сферы, экологической ситуацией, уровнем националистических, сепаратистских устремлений, политического и религиозного экстремизма; криминализацией общественных отношений, а также угрозами терроризма.
Внешние угрозы определяются гегемонистскими устремлениями некоторых государств, территориальными или иными претензиями к другим государствам, уровнем работоспособности механизмов обеспечения международной безопасности, наличием военно-политических блоков и союзов, разъединяющих мировое сообщество, расширением сферы международного терроризма.
Источниками транснациональных угроз выступают как организации, так и процессы, которые не контролируются государствами, деятельность или развитие которых не «укладывается» в те или иные государственные границы. Транснациональные угрозы связаны с деятельностью международных преступных и террористических организаций, наркоторговлей, процессами распространения оружия массового поражения и средств его доставки, миграционными проблемами. Безопасность достигается путем установления баланса между существующей угрозой и способностью противостоять ей. Она рассматривается, как динамичный процесс, в основе которого лежит равновесие системы.
В настоящее время различают три уровня безопасности:
региональная;
безопасность отдельных стран (которая, в свою очередь, включает государственную безопасность, общественную безопасность, безопасность в быту и на производстве).
Каждому из этих уровней соответствуют свои, определенные формы обеспечения безопасности: коллективная, национальная, корпоративная, личная.
В зависимости от функциональных сфер общественной жизни принято различать безопасность: политическую, военную, экономическую, социальную, информационную, экологическую и др.
Кроме того, безопасность включает в себя внешний и внутренний аспекты. Решение задач безопасности осуществляется путем создания систем безопасности.
1.2. СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ.
Система (от греч. sistema) – целое, составленное из частей; соединение множества элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство.
Существует, по меньшей мере, несколько десятков различных определений — «система», используемых в зависимости от контекста, области знаний и целей исследования. Основной фактор, влияющий на различие в определениях, состоит в том, что в использовании понятия «система» есть двойственность: с одной стороны оно используется для обозначения объективно существующих феноменов, а с другой стороны– как метод изучения и представления феноменов, то есть как субъективная модель реальности.
Вот некоторые из определений:
система — комплекс взаимодействующих компонентов;
система — совокупность элементов, находящихся в определённых отношениях друг с другом и со средой;
система — множество взаимосвязанных элементов, обособленное от среды и взаимодействующее с ней, как целое;
система — комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей;
система — конечное множество функциональных элементов и отношений между ними, выделенное из среды в соответствии с определенной целью в рамках определенного временного интервала.
Мы же остановимся на таком определении, которое наиболее полно отражает цели и задачи, решаемые наукой «Безопасность жизнедеятельности».
Система – это совокупность множества элементов, находящихся во взаимосвязи друг с другом и решающих определенные задачи.
Системы безопасности предназначены для обеспечения защищенности личности, общества и государства от всех видов угроз и опасностей природного, техногенного и социального характеров. Они создаются на глобальном, региональном и национальном (государственном) уровнях.
СИСТЕМА ГЛОБАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКА.
Система, обеспечивающая глобальную безопасность, призвана обеспечить защиту населения всего земного шара, окружающей среды от глобальных угроз и опасностей, которые ставят под вопрос само существование жизни на Земле.
К ним сегодня относятся:
достижение человечеством в результате активной жизнедеятельности предельного порога устойчивости биосферы (невосполнимость природных ресурсов; предельная площадь и продуктивность возделываемых земель; загрязнение биосферы при ограниченных способностях окружающей среды к регенерации);
резкий рост численности населения Земли;
неизбежное снижение динамики развития мировой цивилизации;
перенасыщенность планеты оружием массового уничтожения и угроза «ядерной зимы» в случае применения ядерного оружия;
астероидная опасность с последствиями, аналогичными применению ядерного оружия.
Таким образом, глобальные проблемы формируются в двух принципиaльных сферах человеческого развития – взаимодействия природы и общества и сфере общественных взаимоотношений. К глобальным проблемам первой сферы традиционно относятся: проблемы, связанные с обеспеченостью человечества сырьем, продовольственная, демографическая, загрязнения окружающей среды (экологическая); освоения Мирового океана и космического пространства. Глобальные проблемы сферы общественных взаимоотношений связаны с неравномерностью развития отдельных стран и регионов, бедностью и отсталостью, адаптацией человека к масштабам и темпам технологического прогресса, противоборством и взаимовлиянием культур и традиций. Важнейшей глобальной проблемой выступает наращивание потенциала самоуничтожения человечества в результате войн или террористических актов с применением оружия массового поражения.
В настоящее время процессы глобализации, образование глобального информационного и финансово-экономического пространства не только во многом усугубили имеющиеся глобальные проблемы, но и дополнили их новыми. В сфере безопасности — это международный терроризм, распространение оружия массового поражения, разрушение традиционных систем политического и экономического управления, вынужденная миграция, распространение массовой культуры.
Перечисленные глобальные угрозы поставили человечество перед необходимостью формирования нового мировоззрения и миропонимания, новой культуры безопасности жизнедеятельности, иных ценностных ориентации и образа жизни современного человека и гражданина, всего человечества.
Главная особенность новой эпохи в истории человечества состоит в том, что безопасность личности, общества и государства не может быть обеспечена без надежной, постоянно поддерживаемой глобальной безопасности.
Впервые инициатива научной разработки проблем безопасности жизнедеятельности на глобальном и международном уровнях в середине XX столетия принадлежала международному сообществу ученых, объединившихся в так называемый Римский клуб. Это неправительственная международная организация проводила научные исследования и публичные мероприятия, которые привлекли внимание и интерес общественности и правительства к прогнозам ближайшего развития и отдаленного будущего человечества. Римский клуб был создан в 1968 г. в Риме крупным предпринимателем А. Печчеи. Организация объединила более 100 независимых экспертов — деятелей науки, культуры, бизнесменов, политических и общественных деятелей из 53 стран мира. В него вошли и наши соотечественники — академики Е. М. Примаков и Н. Н. Моисеев и писатель Ч. Айтматов. Особое внимание Римский клуб придавал глобальным проблемам человечества, выдвинутым новой эпохой. Именно эта организация заказала известному американскому ученому, крупнейшему специалисту в области больших систем и теории компьютерного управления, Дж. Форрестеру исследование динамики мирового развития.
Дж. Форрестер впервые применил математические методы к исследованию мировой системы человеческой цивилизации, которые он назвал мировой динамикой. Для изучения самых общих закономер-
ностей функционирования мировой системы в условиях естественного ограничения географического пространства планеты он взял 5 критериев:
численность населения Земли;
запасы природных ресурсов;
производство продуктов питания;
загрязнение окружающей среды (не утилизирует отхды);
капиталовложения (фонды, характеризующие уровень развития экономики, которая преобразует природу).
Результаты исследования показали, что рост населения вызывает рост индустриализации, потребности в продуктах питания и распространение населения по все большей территории. Экспоненциальный (в геометрической прогрессии) рост населения («демографический взрыв»), потребления пищи, фондов, уровня жизни и загрязнения окружающей среды не может продолжаться безгранично. Количество населения, достигнув к 2025-2050 годам предельной величины, станет резко уменьшаться, что может привести к катастрофе.
Демографический взрыв — это глобальная проблема безо-пасности жизнедеятельности, обусловленная высоким стихийным темпом роста численности населения Земного шара по установленной закономерности удвоения его численности каждые 35-40 лет (см. Таблицу 2).
Население Земли (млрд чел.)
0 (Рождество Христово)
Демографический взрыв создает реальные опасности ис-черпания природных ресурсов — основы современных технологий, а также экологических катастроф вследствие загрязнения окружающей среды отходами жизнедеятельности.
Первым на эту проблему обратил внимание английский ученый Т. Мальтусе — основоположник экономико-демографической концепции, получившей впоследствии название — мальтузианство. Его основные идеи были опубликованы в 1798 г. в первом анонимном издании книги под названием «Опыт о законе народонаселения». Ключевой принцип данной концепции заключается в том, что биологические темпы роста населения в долгосрочном периоде превышают темпы увеличения объема средств существования людей. Динамика увеличения численности населения может быть описана геометрической прогрессией, в то время как динамика роста производства продуктов питания — арифметической прогрессией. Балансу численности населения и количества продуктов питания, по Т. Мальтусу, служат войны и голод, уничтожающие «излишек населения». Возможность избежания нежелательных последствий ученый видел в использовании «превентивных» ограничителей роста населения, регулирующих уровень рождаемости (позднее вступление в брак, факторы моральной ответственности, предписывающие семьям иметь детей только при существующих возможностях их прокормить и т. д.). Сам Мальтус, будучи не только профессором, но и священником англиканской церкви, осуждал методы искусственного контроля над рождаемостью (контрацепция, аборты).
Теория Т. Мальтуса поразила современников своей «бесче-ловечностью» и в течение двух столетий ученые подвергали её уничижительной критике. Однако проблема угрожающего роста народонаселения постоянно будоражить умы мыслителей.
Д. И. Менделеев в начале 1900-х гг. провел собственные расчеты численности населения, которую «может прокормить: Земля. Оценив ее в 8 млрд человек, он утверждал, что опасность преувеличена (на тот момент население Земли составляла ло около 1,5 млрд человек). Как оказалось, ученый недооценил угрозу демографического взрыва: всего через 100 лет человечество вплотную приблизилось к установленному им пределу.
Тревожный прогноз Дж. Форрестера, другие исследования членов Римского клуба послужили причиной созыва международных форумов и конференций по защите окружающей среды и развитию цивилизации.
По поручению Римского клуба группа ученых под руководством Д. Медоуза проверила результаты исследований Дж Форрестера по 70 критериям (против 5) и подтвердила не только их качественные выводы, но и время возможной глобальной катастрофы. В исследованиях ученых членов Римского клуба рассматривались глобальные проблемы новой эпохи, вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности и развития цивилизации с учетом неравномерности развития регионов; необходимости социальной справедливости, военной конверсии. Поднимались проблемы, связанные с появлением таких опасных явлений, как международный терроризм, размывание культурного разнообразия, манипуляция сознанием масс, развитие чрезмерного индивидуализма и эгоизма; отвлечение общественного сознания отреальных проблем. Декларировалось также повышение роли и ответственности науки, образования и средств массовой информации. В работах Дж. Форрестера и докладах Римскому клубу говорится о том, что человечество должно выработать и реализовать обязательные для всех государств и наций, понимаемые и разделяемые всеми жителями Земли, принципы так называемого «устойчивого развития» и нормы поведения.
Реальную угрозу безопасности жизнедеятельности человечества сегодня представляет перенасыщенность планеты оружием массового уничтожения и угроза «ядерной зимы», в случае применения ядерного оружия.
Ускоренной разработке и созданию ядерного оружия спо-собствовали планы мирового господства фашистской Германии в конце 1930-х — начале 1940-х гг. А. Эйнштейн обратился с письмом к президенту Ф. Рузвельту о том, что немецкие ученые, занимающиеся исследованиями физики атома, привлечены к созданию атомной бомбы. В США срочно был организован сверхсекретный проект «Манхэттен», к работам над которым были привлечены крупнейшие ученые-физики из всех стран Европы, включая знаменитого датского физика Н. Бора. Про-ект возглавлял американский физик Р. Оппенгеймер 16 июля 1945 г. в 05.30 по местному времени на полигоне Аламагордо (США) раздался взрыв первой в мире атомной бомбы. Так при экспериментальном подрыве первой атомной бомбы; созданной из благих намерений — противостоять фашизму, впервые была создана реальная угроза всему человечеству от жизнедеятельности самого человека. В том же году президент Г. Трумэн отдавал немотивированный приказ об атомной бомбардировке городов Хиросима и Нагасаки. Дальнейшие планы правительства США по атомной бомбардировке СССР как геополитического конкурента были сорваны созданием в 1949 г. атомной бомбы советскими учеными во главе с И. В. Курчатовым. Возможные последствия массированного применения ядерного оружия установили в 1960-1970 гг. советские ученые (во главе с академиком Н.’Н. Моисеевым) и ученые США (во главе с К. Саганом). Результаты проведенных ими исследований показали, что ядерные взрывы (помимо известных поражающих факторов) проявят себя выбросами в атмосферу огромного количества грунта, пыли и сажи. Мелкие частицы размером около 1 мкм образуют экран, который в течение 3 месяцев перекроет доступ солнечных лучей на Землю. На планете настанет «ядерная зима». В дополнение к смертоносному охлаждению поверхности Земли добавятся ужасные сопутствующие явления, в частности жестокие ураганы из-за огромного температурного контраста остывшей суши и медленно остывающего океана. Учеными обеих стран был сделан однозначный вывод о том, что в ядерной войне победителей не будет — погибнет все человечество.
Аналогичный эффект «ядерной зимы» может вызвать столкновение Земли с астероидом. Удар космического тела размером 3 км в диаметре будет эквивалентен взрыву арсеналов, накопленных всеми ядерными державами. Современная техника позволяет создать защиту от этой угрозы в виде Системы противоастероидной защиты Земли (СПЗЗ), что по силам только объединенному мировому сообществу.
В настоящее время в мире существует только одна система, которую по праву можно назвать системой обеспечения глобальной безопасности – это организация объединенных наций.
ООН – это международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.
Основы ее деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции. Создание Организации Объединённых Наций стало возможным в результате объединения усилий государств в борьбе с нацизмом в период Второй мировой войны.
Предшественником ООН была созданная после Первой мировой войны Лига Наций, которая хотя и провозгласила своими целями в соответствии с Версальским договором «развитие сотрудничества между народами и обеспечение мира и безопасности», но так и не стала эффективным инструментом в их осуществлении и не смогла воспрепятствовать развязыванию Второй мировой войны.
Название «Объединённые Нации» было предложено президентом США Франклином Д. Рузвельтом и впервые использовано в Декларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года, в соответствии с которой представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран Оси.
Окончательный текст Устава ООН был принят на конференции в Сан-Франциско, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и подписан 26 июня 1945 представителями 50 государств, вступил в силу 24 октября 1945. Дата вступления Устава в силу отмечается как День Организации Объединённых Наций.