как называются ошибки в расстановке знаков препинания?
Такие ошибки называются пунктуационными. Они связаны с неправильным употреблением знаков препинания: неграмотной расстановкой запятых, тире, использованием знаков, которые не подходят по смыслу (точка в конце вопросительного предложения).
Также ошибкой является пропуск знаков препинания.
Иди сюда, Маша, нужно поговорить.
Если в этом предложении не выделить обращение запятыми, это будет пунктуационной ошибкой.
Кроме того, пунктуационными считаются ошибки в обозначении прямой речи. Важно правильно расставить запятые, кавычки и тире (если оно требуется).
Классификация пунктуационных ошибок
В письменных работах учащимися могут быть допущены грубые и негрубые пунктуационные ошибки. Однотипных пунктуационных ошибок не бывает, поскольку в каждом конкретном случае проблема постановки и выбора знака препинания решается пишущим с учётом структуры и смысла записываемого. Среди пунктуационных ошибок могут быть повторяющиеся, если предположить, что одна и та же конструкция, с одним и тем же лексическим наполнением повторяется в записываемом тексте несколько раз.
Грубые пунктуационные ошибкинарушают структурно-смысловое членение письменной речи, так как являются следствием несоблюдения основных позитивных (регламентирующих постановку знаков препинания) правил.
Грубые пунктуационные ошибки:
– пропуск знака препинания в конце предложения (Каковы молнии_);
– постановка запятой между подлежащим и сказуемым (Лунной ночью это дерево, казалось сказочным. Каток, как зеркало.);
– пропуск тире на месте нулевой связки (Гипербола это преувеличение.);
– пропуск запятой между однородными членами (кроме постановки запятой между неоднородными определениями) (Почтальон вовремя доставляет письма газеты журналы.);
– постановка лишней запятой между однородными членами (К тишине ожидания примешивался, не столько слышимый, сколько угадываемый шум неотвратимого движения поезда.);
– пропуск запятых при выделении уточняющих обстоятельств места и времени (Вы проснётесь позже часов в десять, когда в поля и луга нахлынет зной. Далеко впереди справа от дороги я заметил человеческую фигуру.);
– пропуск двоеточия или тире при обобщающих словах (Но здравый смысл, твёрдость и свобода, горячее участие в чужих бедах и радостях словом, все её достоинства точно родились с ней.);
– ошибки, связанные с выделением знаками препинания обособленных членов предложения: обстоятельств, дополнений, определений, приложений(кроме оборотов скак)(Науки чуждые музыке были постылы мне.Как бедной мне не горевать. Нас русских двое только было. Он быстро шёл выставляя вперёд бороду.);
– пропуск знака для выделения обращения (Поздравляю друзья с благополучным завершением работы.Дорогие одноклассники Приходите на встречу выпускников школы.);
– пропуск знака для выделения наиболее употребительных вводных слов, вводных и вставных предложений (Он видимо был не доволен случившимся. Как выражаются моряки ветер крепчал.);
– пропуск запятой для разделения частей сложносочинённого предложения (Все ребята хотели тебя здесь дожидаться да я отговорил.);
– пропуск знака препинания для выделения придаточной части в сложноподчинённом предложении (Всюду куда ни бросишь взгляд ущелье, обрывы.);
– постановка запятой перед союзом, соединяющимоднородные придаточные части в сложноподчинённом предложении(Я бываю в лесу, когда солнце светит, и когда небо покрыто хмурыми облаками.);
– ошибки, связанные с пропуском знака для разделения частей бессоюзного сложного предложения (Статные осины высоко лепечут над вами длинные висячие ветки берез едва шевелятся. Погода была ужасная ветер выл, мокрый снег падал хлопьями. Он слово скажет_ все смеются.);
– пропуск знаков препинания для выделения прямой речи ( Согласятся, – сказал я, – когда узнают Марью Ивановну .), для отделения её от слов автора(«Ты здоров?» спросил он.), а также знаков препинания в конце прямой речи (при этом пропуск одного из сочетающихся знаков или нескольких считается за одну ошибку)(«Чему усмехаешься спросил он меня.);
– ошибочный выбор знака между частями бессоюзного сложного предложения (Сомнений не было – кто-то осторожно приближался к нам через заросли. Любишь кататься: люби и саночки возить.).
Негрубые пунктуационные ошибки являются следствием нарушения второстепенных, чаще негативных (отменяющих действие основных) правил, которые приводятся в примечаниях или выделяются петитом и регулируют норму, не имеющую широкого распространения или представляющую частные случаи постановки знаков препинания.
Негрубые пунктуационные ошибки:
– неправильный выбор конечного знака препинания (Боже мой, как весело сверкает всё кругом. Ребята спрашивали, кто войдёт в школьную команду?);
– постановка точки в заглавии текста (Зима_);
– постановка тире на месте нулевой связки, если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое – существительным в Им. п. или если между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в Им. п., стоит частица (Мы _ весёлые ребята. Бедность _ не порок.);
– пропуск знаков препинания для выделения сравнительных оборотов (Луг_ как бархат зеленеет.), обособленных приложений, присоединяемых словомкак(Мне как лицу высокопоставленному не подобает ездить на конке.); постановка запятой перед словомкак, имеющим значение ‘в качестве’ (Моё молчание было истолковано, как молчание дипломатическое.);
– употребление запятой между неоднородными определениями (Громкий хохот оглашал снежные, окрестные поля.);
– неправильный выбор знака препинания при обращении в случаях, когда эмоциональность высказывания подчёркивается лексически (“Надя. Подойди!” – крикнула мама.);
– постановка запятой после частицы опри обращении(О, мой милый, мой нежный, прекрасный сад.);
– пропуск запятых для выделения поясняющих слов к обращению при их расчленении (Дедушка, поздравляю тебя с днём рождения дорогой!);
– неправильный выбор знаков препинания для выделения вводных и вставных единиц (Алексей, читатель уже знает его, пристально глядел на молодую крестьянку.);
– обособление адвербиализованных (перешедших в наречия) деепричастий (Он шёл, не торопясь.);
– отсутствие знаков препинания для выделения обособленных обстоятельств, выраженных именами существительными с предлогами благодаря, согласно, ввиду, в силуи др.(Благодаря массе новых впечатлений день прошёл для Каштанки незаметно.);
– ошибочный выбор знака препинания при прямой речи (Дети закричали: «Гроза начинается!», и побежали прятаться от дождя. Проходя мимо, он сказал: »Не забудь купить билеты».—«Постараюсь», — ответила я.);
– постановка лишней запятой в сложносочинённом предложении с общим второстепенным членом или общим вводным словом (Сквозь дождь лучилось солнце, и раскидывалась радуга от края и до края.Одним словом, мы опоздали, и поездка наша сорвалась.).
Чем синтаксическая ошибка отличается от пунктуационной?
Пунктуационная ошибка возникает там, где пишуший не поставил запятую между двумя простыми предложениями в составе сложного ( сложносочиненного, сложноподчиненного или бессоюзного), не выделил запятыми оборот (причастный, деепричастный или сравнительный), не обособил второстепенные члены предложения со значением уступки или причины и т.д. В русской пунктуации существуют также правила постановки тире и двоеточия, кавычек, вопросительного и восклицательного знака в предложениях. Как видите, чтобы не делать этих ошибок, следует поинтересоваться пунктуацией русского языка.
Синтаксическую ошибку распознать труднее. Нужно владеть методом построения предложения, оборота и т.д. в изложении материала в письменном виде.
В качестве примера синтаксической ошибки приведу неправильное употребление деепричастного оборота:
Пробежав стометровку, мне стало жарко.
В этом предложении синтаксическая ошибка — употребление деепричастного оборота в безличном предложении, в котором нет действующего лица, выполняющего добавочное действие, обозначенное деепричастием. Следует исходить из того, что деепричастие обозначает добавочное действие к тому действию, которое обозначает глагол-сказуемое. Основное и добавочное действие производит подлежащее, которого нет и никогда не бывает в безличном предложении.
Это предложение, чтобы исправить синтаксическую ошибку, трансформируем в предложение с придаточной конструкцией:
Классификация ошибок.
консультация по русскому языку
Классификация ошибок: грамматических, речевых, орфографических, пунктуационных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipy_oshibok.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Грамматическая ошибка – ошибка в структуре языковой единицы: словосочетания или предложения; нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической и др.
Трудолюб им ый, над смехаться
Ошибочное образование формы существительного
Многие чуд а техники, не хватает врем я
Ошибочное образование формы прилагательного
Более интерес нее
Ошибочное образование формы числительного
С пятистам и рублями
Ошибочное образование формы местоимения
Ошибочное образование формы глагола
Они хочут , пиша о жизни
Я знаком с группой ребят, увлекающ имися джазом
Повествует читателей. Нужно сделать свою природу более красивую.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях
Он написал книгу, которая эпопея.
Мы были рады, счастливы и веселые.
Ошибки в построении предложения с однородными членами
Страна любила и гордилась поэтом.
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
Читая текст , возникает такое чувство …
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами .
Ошибки в построении сложного предложения
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочла еще в детстве.
Смешение прямой и косвенной речи
Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
Нарушение границ предложения
Когда герой опомнился. Было уже поздно.
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
Неудачное употребление местоимений
Данный текст написал В.Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении.
Речевая ошибка – ошибка в использовании языковых единиц, чаще всего в употреблении слова. Речевую ошибку можно обнаружить только в контексте.
Употребление слова в несвойственном ему значении
Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста.
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом
Мое отношение к этой проблеме не поменялось . Были приняты эффектные меры.
Неразличение синонимичных слов
В конечном предложении автор употребляет градацию.
Употребление слов иной стилевой окраски
Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею .
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов
Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
Неоправданное употребление просторечных слов
Таким людям всегда удается объегорить других.
Нарушение лексической сочетаемости
Автор увеличивает впечатление . Автор использует художественные особенности .
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм
Молодой юноша, очень прекрасный
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
Неоправданное повторение слова
Герой рассказа не задумывается под своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
Бедность и однообразие синтаксических конструкций
Когда писатель пришел в редакцию , его принял главный редактор. Когда они поговорили , писатель отправился в гостиницу.
Орфографические и пунктуационные ошибки
На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках (см. Нормы оценки знаний, умений, навыков по русскому языку).
Среди ошибок выделяются негрубые , т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым ошибкам относятся:
— в исключениях из правил
— в написании большой буквы в составных собственных наименованиях
— в случаях раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого
— в написании И и Ы после приставок
— в трудных случаях различения НЕ и НИ ( Куда он только не обращался! Куда он ни обращался! Никто иной не… Не кто иной, как Не что иное, как и др )
— в случаях, когда вместо одного знака поставлен другой
— в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности
Необходимо учитывать повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора заключены в грамматических ( в армии, в роще; колют, борются ) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму ( вода – воды, грустить – грусть )
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная считается за самостоятельную. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.
Ошибки графические (не учитывается при проверке) – разновидность ошибок, связанных с графикой, описки.
К числу наиболее распространенных относятся:
— замены одних буквенных знаков другими
— добавление лишних букв
Орфографические и пунктуационные ошибки,
не влияющие на оценку работы
— в переносе слов
— буквы э/е после согласных в иноязычных словах ( рэкет, пленэр ) и после гласных в собственных именах ( Мариетта)
— прописная /строчная буквы в названиях, связанных с религией ( М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог)
— прописная /строчная буквы в собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, Ван, сент .. (дон Педро и Дон Кихот)
— слитное/раздельное/дефисное написание сложных существительных без соединительной гласной (чаще всего заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум ( ленд-лиз, ноу-хау, папье-маше, пресс-папье, перекати-поле, гуляй-город, но портшез, метрдотель )
— на правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например, в разлив, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, на ощупь,на подхвате )
— тире в неполном предложении
— обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным
— запятые при ограничительно-выделительных оборотов
— различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение и выделение их запятыми
— в передаче авторской пунктуации
Соблюдение этических норм
Этическая ошибка выносится в случаях, когда в работе содержатся высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие циничное отношение к человеческой личности, проявления речевой агрессии (речевая агрессия может быть внешне выражена, может быть скрытой).
Речевая агрессия связана с словесным выражением негативных эмоций, чувств, намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, жаргонизмов и др.
Например: «Этот текст меня бесит», «Судя по тому, что говорит автор, он маньяк», «Михалков в своем репертуаре! Пишет детские книги, поэтому и требует, чтобы читали именно в детстве. Это настоящий пиар! Нечего морочить людям мозги устаревшими истинами»