Налоговая база ндс определяется как
Перейти к содержимому

Налоговая база ндс определяется как

  • автор:

Порядок определения налоговой базы по НДС

Согласно п. 1 ст. 154 НК РФ в качестве налоговой базой по НДС при реализации покупных товаров, продукции собственного производства, выполнении работ, оказании услуг выступает выручка. Ее величина определяется на основании всех доходов экономического субъекта, связанных с расчетами по оплате этих товаров (работ, услуг и пр.). То есть в общих случаях базой для определения НДС становится стоимость активов, прописанная в договоре поставки (выполнения работ, оказания услуг).

Однако в Налоговом кодексе перечислены операции, по которым существуют некоторые особенности определения налоговой базы по НДС. Например:

  • При безвозмездной передаче имущества налоговой базой является рыночная стоимость таких активов, определяемая на основании гл. 14.2 НК РФ.
  • В случаях реализации сельхозпродукции, закупленной у граждан, или автомобилей, также приобретенных у граждан без статуса ИП, налоговая база определяется как разница между рыночной ценой (с учетом НДС) и покупной ценой.
  • Также особенности формирования базы по НДС есть у операций по реализации:
    • имущественных прав;
    • товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами РФ;
    • активов, учтенных ранее по стоимости, включающей НДС;
    • услуг по производству продукции из давальческого сырья;
    • товаров (работ, услуг) по срочным сделкам, производных фининструментов, не обращающихся на организованном рынке.

    Как определить налоговую базу по НДС, если расчеты по договору производятся в иностранной валюте? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

    Регулирование порядка определения базы по всем представленным случаям осуществляется в соответствии с нормами ст. 154 НК РФ.

    Момент определения налоговой базы по НДС: понятие и особенности

    Моментом определения налоговой базы по НДС является тот момент времени, в который у налогоплательщика появляется обязанность исчислить и уплатить налог в госказну. Когда же это происходит? В соответствии со ст. 167 НК РФ база по НДС считается сформированной:

    • в день отгрузки;
    • день поступления на расчетный счет налогоплательщика-продавца денежных средств по отгружаемой им продукции.

    День отгрузки характеризуется оформлением документов на реализацию (накладной, счета-фактуры, универсального передаточного документа и пр.) или подписанием акта.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Срок, установленный для выписки счета-фактуры, составляет 5 календарных дней с момента оформления накладной или акта.

    Поступление оплаты на расчетный счет можно отследить по банковским выпискам, в кассу — по чекам ККТ и данным кассовой книги. Если деньги пришли раньше, чем продукция отгружена, продавцу следует исчислить налог к уплате именно с сумм поступивших средств. При последующей отгрузке исчисленный ранее НДС с аванса принимается к вычету, и уже с самой отгрузки происходит начисление налога в бюджет. Так порядок расчетов, установленный в договоре между партнерами, влияет на момент времени, в который формируется база.

    А вот переход права собственности в подавляющем большинстве случаев не является фактором, изменяющим момент определения базы: при произошедшей отгрузке налог тут же должен быть начислен к уплате, даже если право собственности до определенных обстоятельств остается за продавцом.

    Какие факты позволят налоговому органу выявить занижение налоговой базы по НДС, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

    В каких ситуациях момент определения базы по налогу отличается от общеустановленного

    Кодексом установлен перечень операций, при совершении которых момент определения базы не попадает на дату отгрузки или получения аванса. Разберем отдельные примеры:

    1. Невозможность произвести отгрузку и транспортировку по активам. Для недвижимого имущества база по налогу сформируется при передаче актива по акту приемки-передачи, а для движимого — при переходе права собственности.
    2. Реализация товаров с применением ставки НДС 0%, требующей последующего подтверждения. Формирование налоговой базы произойдет в последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов.
    3. Реализация имущественных прав. Налог должен быть исчислен к уплате в бюджет в день уступки требования или день прекращения/исполнения соответствующего обязательства либо в день передачи имущественных прав.
    4. Выполнение строительно-монтажных работ собственными силами для себя. НДС начисляется в последний день квартала.
    5. Передача активов для собственных нужд. Моментом определения базы по налогу станет дата совершения указанной передачи.
    6. Реализация товаров, переданных налогоплательщиком на хранение по договору складского хранения с выдачей складского свидетельства. Налоговая база сформируется в день реализации складского свидетельства.

    Полный перечень операций с нюансами формирования базы по налогу приведен в ст. 167 НК РФ.

    Итоги

    Итак, мы рассказали, что налоговой базой по НДС при реализации признается выручка. Определяется база по налогу в наиболее раннюю из дат: либо день отгрузки, либо день поступления авансового платежа продавцу. В Налоговом кодексе отражены все типы операций, по которым расчет базы по налогу либо определение момента ее формирования отличается от стандартных принципов.

    Читаем кодекс: определение налоговой базы по НДС

    Для того, чтобы правильно исчислить сумму НДС, причитающуюся к уплате в бюджет, нужно правильно и своевременно определить налоговую базу. Казалось бы, чего проще: все, что нужно знать налогоплательщику, есть в положениях НК РФ (ст. 153 – 162).

    Однако, как это ни странно, среди руководителей до сих пор бытует мнение, что, к примеру, в торговле данным налогом облагается наценка. Они свято в это верят и используют свое «знание» при планировании расходов. Переубедить их бывает крайне сложно, и важность данной задачи зачастую отходит для бухгалтера на второй план, но когда по итогам периода «вдруг» вырисовывается сумма НДС к уплате, не соответствующая изначальным расчетам предпринимателя, виноватым в этом оказывается почему то именно работник учетной службы. Чтобы избежать подобных недопониманий, по мнению автора, следует провести с руководителем небольшой ликбез по вопросу определения налоговой базы по НДС.

    Определение налоговой базы.

    Начать, пожалуй, следует с азов: налоговой базой согласно п. 1 ст. 53 НК РФ называют стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения, каковым в целях обложения НДС является передача права собственности на товары, либо передача результатов работ, либо оказание услуг на возмездной и безвозмездной основе на территории РФ (п. 1 ст. 146 НК РФ) [1] . Так как речь идет о стоимостной характеристике, в большинстве случаев налог исчисляется исходя именно из стоимости тех товаров (работ, услуг), которые реализуются (передаются). При определении налоговой базы выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг), определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им как в денежной, так и в натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (п. 2 ст. 153 НК РФ) суммарно по всем видам операций, облагаемых по одинаковой налоговой ставке (п. 1 ст. 153 НК РФ).

    В общем случае базой для исчисления НДС будет являться договорная цена реализуемого товара (работы, услуги) с учетом акциза (для подакцизных товаров) без включения в нее налога (п. 1 ст. 154 НК РФ), то есть НДС начисляется сверх цены продаваемого товара, за исключением товаров, учитываемых у продавца по стоимости, включающей уплаченный налог (например, изначально закупленных для осуществления не облагаемой НДС деятельности – п. 3 ст. 154 НК РФ), и отдельных категорий товаров, закупленных у физлиц, которые, как известно, плательщиками НДС не являются (п. 4 и 5.1 ст. 154 НК РФ), в таких случаях налоговой базой действительно признается наценка (разница между продажной (с учетом НДС) ценой и ценой приобретения [2] ).

    Организация, применяющая только общую систему налогообложения, реализует партию товара, облагаемого по ставке НДС 18%. Цена партии – 400 000 руб., без учета налога.

    В целях определения налоговой базы по НДС в данном случае имеет значение только место реализации товара. По умолчанию это территория РФ. Таким образом, на основании п. 1 ст. 154 НК РФ налоговой базой признается цена партии – 400 000 руб. Сумма НДС, исчисленная при реализации указанной партии, составит 72 000 руб. (400 000 руб. х 18%). А себестоимость товара будет иметь значение только для определения базы по налогу на прибыль. В бухгалтерском учете продавца следует сделать такие записи:

    Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
    Отражена выручка, полученная от реализации партии товара 62 90 выручка 472 000
    Начислен НДС с суммы реализации 90 НДС 68 НДС 72 000

    Если же реализуется товар, ранее приобретенный для осуществления не облагаемых НДС операций, его учетная стоимость будет иметь значение для целей исчисления налога.

    Организация реализует имущество, ранее приобретенное для осуществления не облагаемых НДС операций, принятое к учету по цене, включающей в себя сумму налога, 354 000 руб. Продажная цена имущества согласно договору с покупателем составляет 472 000 руб., включая НДС.

    В данном случае налоговой базой признается межценовая разница [3] — 118 000 руб. (472 000 — 354 000), а вот ставка НДС будет расчетной (18/118) в силу прямого указания п. 4 ст. 164 НК РФ. Таким образом, к уплате в бюджет продавец должен исчислить по указанной операции 18 000 руб. (118 000 руб. х 18/118). В случае же реализации имущества по цене ниже учетной налоговая база по НДС будет равна нулю.

    Кроме того, при планировании расходов на уплату НДС нужно помнить, что суммы предварительной оплаты, поступающей организации в счет будущих поставок товара, также подлежат обложению налогом (речь, конечно, ведется о тех товарах, реализация которых не освобождена от налогообложения нормами гл. 21 НК РФ). То есть, если организация работает на условиях предоплаты, базу по НДС она будет определять дважды: на момент получения аванса и на момент отгрузки товара (п. 1 и 14 ст. 167 НК РФ). В случае, когда отгрузка приходится на последующий налоговый период, в планируемом возможно увеличение расходов на платежи в бюджет.

    НДС по предоплате начисляется по расчетной ставке (18/118 или 10/110), причем ставка 10/110 применяется в тех случаях, когда предоплата поступает за товары, налогообложение которых в момент отгрузки производится по ставке 10%.

    Организация получила аванс в счет будущей поставки товара, реализация которого облагается НДС по ставке 18%, в сумме 300 000 руб.

    Независимо от того, является предоплата полной или частичной, налогоплательщик в день появления денежных средств на его расчетном счете обязан исчислить из поступившей суммы сумму налога (45 763 руб [4] (300 000 руб. х 18/118)), а в бухгалтерском учете сделать следующие записи:

    Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
    Поступила сумма предварительной оплаты от покупателя 51 62 аванс 300 000
    Начислен НДС с суммы поступившей предоплаты 76 ав 68-НДС 45 763

    Это уже впоследствии при отгрузке можно будет уменьшить исчисленную сумму налога на сумму «авансового» НДС, но, как уже отмечалось, этот вожделенный момент может наступить уже в другом налоговом периоде.

    Увеличение налоговой базы.

    Но наименее поддающимся планированию, пожалуй, следует признать НДС, исчисляемый с сумм, увеличивающих налоговую базу согласно п. 1 ст. 162 НК РФ. Указанная статья устанавливает перечень ситуаций, в которых полученные продавцом суммы денежных средств должны быть включены им в налоговую базу именно того налогового периода, в котором данные суммы были фактически получены [5] . И хотя удельный вес этой «статьи налоговых расходов» вряд ли может быть велик, думается, все же имеет смысл остановиться на ней подробно: уж больно много в связи с применением ст. 162 НК РФ возникает вопросов и споров.

    Прежде всего, важно помнить, что налоговая база по НДС увеличивается на полученные продавцом суммы только в том случае, если они связаны с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг), то есть фактически являются частью выручки, полученной от продаж. Рассмотрим внимательно упомянутый перечень. Согласно пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговую базу по НДС увеличивают денежные суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги): в виде финансовой помощи; на пополнение фондов специального назначения; в счет увеличения доходов; иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

    Финансовая помощь продавцу, связанная с оплатой приобретенного у него товара, – это, пожалуй, посильнее «Фауста» Гете… Пополнение фондов, специально созданных продавцом, очевидно, в целях аккумулирования средств на погашение задолженности покупателей, – из той же оперы, и в рамках данной статьи нас тоже не особо интересует. А вот денежные средства, полученные продавцом, увеличивающие его доходы по сделке, а также иначе связанные с оплатой реализованного товара, уже ближе к теме. Что можно понимать под увеличением дохода? Точнее, какие выплаты покупателя могут реально увеличить доход продавца, полученный от продажи? На ум приходят только компенсационные, санкционные, премиальные выплаты, да еще, пожалуй, связанные с увеличением цены товара. Что касается увеличения цены, то к данным отношениям положения ст. 162 НК РФ не применяются, они напрямую регулируются п. 10 ст. 154 НК РФ (но об этом позже), а вот оставшиеся виды выплат могут рассматриваться в контексте использования именно норм, установленных ст. 162 НК РФ.

    Например, по мнению финансистов, НДС облагаются денежные средства, которые организация, выполняющая работы (реализующая товары, оказывающая услуги), получает от заказчика (покупателя) в качестве компенсации своих расходов на исполнение договора, в том числе командировочных, транспортных, на страхование [6] . Но в случае, если компенсационные выплаты не связаны с реализацией (например, суммы, полученные арендодателем транспортного средства в качестве компенсации административных штрафов, уплаченных за допущенные арендатором нарушения [7] , или в качестве компенсации убытков продавца в связи с отказом покупателя от товара [8] , а также суммы возмещения за испорченное (утраченное) имущество [9] ), в налоговую базу по НДС их включать не нужно.

    Еще пример: пп. 4 п. 1 ст. 162 НК РФ предписано увеличивать базу на суммы полученных продавцом страховых выплат, но только по договорам страхования риска неисполнения покупателем договорных обязательств и при условии, что страхуемые договорные обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), реализация которых является объектом налогообложения (весьма, кстати, странная норма, если вдуматься: продавец начислил НДС при отгрузке, покупатель ему не оплатил поставленный товар, страховая компания компенсировала продавцу стоимость этого товара и продавец почему‑то должен еще раз исчислить налог – но закон есть закон [10] ), страховые же выплаты, полученные налогоплательщиком по иным основаниям, например при наступлении страхового случая в результате аварии или хищения, в налоговую базу не включаются [11] .

    С премиями, в принципе, все понятно: если продавец получает дополнительное вознаграждение за проделанную работу (оказанную услугу или, к примеру, за качество (или количество) поставленного товара), то сумма такого вознаграждения и доход продавца увеличивает, и с операцией по реализации связана напрямую, следовательно, никаких оснований не применять к указанным поступлениям положения пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ у налогоплательщика не имеется [12] .

    Теперь плавно перейдем к выплатам санкционным, то есть не­устойкам, к которым согласно ст. 330 ГК РФ относятся штрафы и пени. На первый взгляд суммы штрафных санкций, взысканные с покупателей, можно квалифицировать как суммы, связанные с оплатой товаров, работ или услуг (чего не скажешь о тех же санкциях, применяемых к продавцу). Да и доход получателя они однозначно увеличивают – чем не повод для увеличения налоговой базы по НДС? Долгое время контролеры (с подачи финансистов) руководствовались именно такой логикой, однако в настоящее время им предписано более взвешенно оценивать вопрос о включении штрафов в налоговую базу по НДС: рассматривать финансовые санкции, применяемые к покупателю, с точки зрения отношения их к элементу ценообразования [13] . К одному из подобных элементов чиновники Минфина относят штрафы, выставляемые покупателю услуг перевозки за сверхнормативный простой транспортных средств [14] . По мнению автора, данная позиция является весьма спорной, так как, с точки зрения арбитров, неустойки и иные виды ответственности, предусмотренные гражданским законодательством, в силу положений гл. 21 НК РФ не признаются объектом обложения НДС [15] , следовательно, шансы доказать в суде необоснованность включения в налоговую базу по НДС сумм санкционных выплат весьма велики.

    Существует еще один вид выплат, к которым финансисты и налоговые органы на местах упорно пытаются применять положения пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ. Речь идет о денежных средствах, получаемых продавцом от покупателя в качестве процентов за предоставление коммерческого кредита в виде рассрочки оплаты реализуемого имущества [16] . Казалось бы, уж сколько раз они слышали в ответ от арбитров, что суммы процентов, начисленные за предоставление рассрочки, являются платой за коммерческий кредит, а не за реализацию имущества, и потому не включаются в налоговую базу по НДС [17] , контролеры продолжают налог доначислять, налогоплательщики – оспаривать такие решения фискалов, а арбитражная практика – пополняться решениями, принятыми в пользу налогоплательщиков [18] .

    Кстати, о процентах. Согласно пп. 3 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговую базу по НДС увеличивают денежные суммы в виде процента (дисконта) по полученным в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги) [19] облигациям и векселям, а также в виде процента по товарному кредиту. Причем указанные суммы подлежат налогообложению только тогда, когда их размер превышает размер процента, рассчитанного в соответствии со ставками рефинансирования, действовавшими в периодах, за которые производится такой расчет, и исчисляется налог только с суммы этого превышения.

    В общем, перечень ситуаций, когда сумма полученных денежных средств увеличивает налоговую базу продавца, является открытым, но, как уже упоминалось, перечисленные суммы только тогда облагаются налогом, когда связаны с реализацией товаров (работ, услуг), причем подлежащих обложению (не освобожденных от обложения) НДС. Об этом сказано в п. 2 ст. 162 НК РФ. Облагаются такие суммы по расчетной ставке 18/118 или 10/110 (п. 4 ст. 164 НК РФ), в случае же, когда операция по реализации облагается НДС по ставке 0%, денежные суммы, связанные с оплатой данных товаров (работ, услуг), облагаются по нулевой ставке [20] .

    Организация за досрочное выполнение работ получила от заказчика премию в сумме 295 000 руб.

    В день появления на расчетном счете суммы вознаграждения организация должна исчислить НДС с этого поступления (45 000 руб. (295 000 руб. х 18/118)) и отразить данную операцию в бухгалтерском учете следующим образом:

    Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
    Получена сумма премии от заказчика 51 76 295 000
    Отражена сумма премии в составе прочих доходов 76 91 доход 295 000
    Начислен НДС с суммы премии 91 расход 68 НДС 45 000

    Изменение стоимости.

    И, естественно, влияет на размер налоговой базы по НДС изменение стоимости отгруженных товаров, выполненных работ или оказанных услуг. Причем не важно, вы изменили цену или ваш поставщик – база уменьшится или увеличится (в зависимости от вектора изменения) у вас. И такое изменение должно быть зафиксировано в том налоговом периоде, в котором оно произошло, то есть в периоде составления первичных документов, его подтверждающих (п. 10 ст. 154, п. 10 ст. 172 НК РФ). Иными словами, если по какой‑либо причине произошло повышение цены уже реализованного товара (работы, услуги), или вдруг выяснилось, что товар реализован (работы выполнены, услуги оказаны) в большем объеме, или поставщик снизил цену на уже принятый к учету организацией товар (работу, услугу), налогоплательщик обязан скорректировать налоговую базу по НДС в сторону увеличения. Возможно подобную ситуацию запланировать, спрогнозировать? Не всегда. А расходы на уплату налогов вырастут. И базой для начисления НДС в данном случае будет сумма изменения цены. Можно ли сказать, что это наценка?

    Организация отгрузила в адрес покупателя 100 единиц товара по цене 5 000 руб., без учета НДС. Затем стороны пришли к соглашению, что цена единицы товара по данной поставке составляет 5 200 руб., без учета НДС.

    Не позднее пяти дней с даты подписания соглашения продавец должен выставить в адрес покупателя корректировочный счет-фактуру, в котором будет отражена старая цена, новая цена и разница между этими показателями (п. 3 ст. 168, п. 5.2 ст. 169 НК РФ). Сумма НДС, исчисленная при проведении данной операции, составит 3 600 руб. (200 руб. х 100 шт. х 18%). В бухгалтерском учете продавца могут быть сделаны записи, аналогичные приведенным в примере 1.

    Тезис о том, что НДС уплачивается с торговой наценки, скорее всего, можно считать вольной интерпретацией положений п. 1 ст. 173 НК РФ, согласно которым сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, есть исчисляемая по итогам каждого налогового периода общая сумма налога, уменьшенная на сумму налоговых вычетов. В самом деле, начислив НДС с реализации, налогоплательщик принимает к вычету «входной» налог по продаваемому товару, и в итоге к уплате в бюджет остается разница между этими суммами, равная торговой наценке, умноженной на ставку НДС. Но использовать подобное уравнение при прогнозировании налоговых расходов имеет смысл в единственном случае: в течение налогового периода организация реализует товар, приобретенный исключительно в тот же период, никаких дополнительных закупок не производя и дополнительных денежных средств не получая, при условии неизменности договорных отношений с собственными контрагентами. Ситуация, как видим, труднопредставимая, даже несколько искусственная.

    Планирование, прогнозирование – действия, конечно, полезные, но для того, чтобы прогнозы и планы были более точными и эффективными, имеет смысл, наверное, использовать более сложные формулы, чем «НДС с наценки». А для выведения таких формул руководителю весьма полезно понять, каким образом в действительности рассчитывается НДС.

    [1] Иные объекты налогообложения, указанные в данной норме, рассматриваться

    [2] В настоящей статье не рассматриваются особенности определения налоговой базы по НДС, установленные ст. 155 – 161 НК РФ.

    [3] Дополнительно см. статьи С. Н. Зайцевой «Расчетная ставка имеет значение!», № 4, 2014 и Н. Л. Шелестовой «Реализуем автомобили, приобретенные у физических лиц», № 3, 2013.

    [4] Сумма округлена для удобства, а также для целей отражения в налоговой декларации. В счете-фактуре, выставляемом в адрес покупателя, должна быть отражена сумма НДС – 45 762,71 руб. (см., например, Письмо Минфина России от 05.03.2014 № 03 07 15/9519 (доведено до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков Письмом ФНС России от 08.04.2014 № ГД-4-3/6398@) и др.).

    [5] Это подтверждают, в частности, письма Минфина России от 07.04.2011 № 03 07 11/81, от 16.08.2010 № 03 07 11/356.

    [6] Письма Минфина России от 22.10.2013 № 03 07 09/44156, от 06.02.2013 № 03 07 11/2568, от 15.08.2012 № 03 07 11/300, от 22.06.2010 № 03 07 08/183 и др.

    [7] Письмо Минфина России от 11.10.2012 № 03 07 11/408.

    [8] Письмо Минфина России от 28.07.2010 № 03 07 11/315.

    [9] Письма Минфина России от 29.07.2013 № 03 07 11/30128, от 13.10.2010 № 03 07 11/406.

    [10] См., например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2014 № 09АП-6535/2014.

    [11] Письма Минфина России от 18.03.2011 № 03 07 11/61, от 24.12.2010 № 03 04 05/3-744.

    [12] Минфин придерживается такого же мнения: письма от 06.12.2011 № 03 07 11/336, от 10.07.2012 № 03 07 08/176.

    [13] Письмо Минфина России от 04.03.2013 № 03 07 15/6333, доведено до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков для использования в работе Письмом ФНС России от 03.04.2013 № ЕД-4-3/5875@. Подробно читайте в статье С. Н. Зайцевой «Неустойка и НДС: новый взгляд и старые проблемы», № 5, 2013.

    [14] Письмо Минфина России от 01.04.2014 № 03 08 05/14440. Ранее финансисты высказывали аналогичное мнение относительно обложения НДС сумм, полученных в связи с простоем железнодорожного (письма от 09.10.2012 № 03 07 08/280, от 23.07.2012 № 03 07 08/204) и водного (Письмо от 10.06.2011 № 03 07 11/164) транспорта.

    [15] Определение ВАС РФ от 22.11.2013 № ВАС-15963/13 (вынесено по гражданско-правовому спору). В обоснование данного вывода коллегия судей ссылается на постановления Президиума ВАС РФ от 29.12.1998 № 7505/97, от 05.02.2008 № 11144/07 и Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 81.

    [16] См. письма Минфина России от 31.10.2013 № 03 07 14/46530, от 19.08.2013 № 03 07 11/33756, от 29.12.2011 № 03 07 11/356.

    [17] Подробно об этом читайте в статье В. В. Шадрина «Развивая тему, или Опять про рассрочку платежа и НДС», № 3, 2013.

    [18] См., например, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2014 № 09АП-3648/2014, ФАС ВСО от 28.02.2013 № А33-7924/2012, от 21.02.2013 № А33-7854/2012 и др.

    [19] Если получение процентов по векселю не связано с расчетами за поставленные товары (работы, услуги), то облагаемого НДС оборота не возникает. Например, не следует исчислять НДС при получении процентов по векселю, который организация приобрела у банка и при наступлении установленного срока предъявила к оплате.

    Налоговая база ндс определяется как

    П. 1 ст. 154 (в ред. ФЗ от 14.07.2022 N 324-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим с 14.07.2022.

    1. Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения суммы налога.

    При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом суммы налога.

    При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в связи с выпуском таким налогоплательщиком цифрового права, включающего одновременно цифровой финансовый актив и утилитарное цифровое право, данные суммы в целях настоящего Кодекса приравниваются к получению налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), предстоящей передачи имущественных прав, право требования передачи (выполнения, оказания) которых удостоверено этим цифровым правом.

    В налоговую базу не включаются оплата, частичная оплата, полученные налогоплательщиком в счет предстоящей передачи цифровых финансовых активов, а также оплата, частичная оплата, полученные налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг):

    длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев, при определении налогоплательщиком налоговой базы по мере отгрузки (передачи) таких товаров (выполнения работ, оказания услуг) в соответствии с положениями пункта 13 статьи 167 настоящего Кодекса;

    которые облагаются по налоговой ставке 0 процентов в соответствии с пунктом 1 статьи 164 настоящего Кодекса;

    которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).

    Налоговая база при отгрузке (передаче) товаров (выполнении работ, оказании услуг) в счет ранее полученной оплаты, частичной оплаты, включенных ранее в налоговую базу, определяется налогоплательщиком в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта, если иное не предусмотрено пунктом 6.1 настоящей статьи.

    При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящей передачи имущественных прав, в том числе цифрового права, включающего одновременно цифровой финансовый актив и утилитарное цифровое право, в случаях, предусмотренных абзацем вторым пункта 1 и пунктами 2 — 4 и 6 статьи 155 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как разница между суммой оплаты, частичной оплаты, полученных налогоплательщиком в счет предстоящей передачи имущественных прав, в том числе цифрового права, включающего одновременно цифровой финансовый актив и утилитарное цифровое право, и суммой расходов на приобретение указанного права (размера денежного требования, в том числе будущего требования), определяемой исходя из доли оплаты, частичной оплаты в стоимости, по которой передаются имущественные права, в том числе указанное цифровое право.

    (п. 1 в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 324-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2. При реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, передаче товаров (результатов выполненных работ, оказании услуг) при оплате труда в натуральной форме налоговая база определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

    (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 07.07.2003 N 117-ФЗ, от 18.07.2011 N 227-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    При реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот (в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета налога), предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

    (абзац введен Федеральным законом от 29.12.2000 N 166-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 22.07.2005 N 119-ФЗ, от 29.11.2007 N 284-ФЗ, от 03.08.2018 N 303-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот (в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета налога), предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

    (абзац введен Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 29.11.2007 N 284-ФЗ, от 03.08.2018 N 303-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2.1. Выплата (предоставление) продавцом товаров (работ, услуг) их покупателю премии (поощрительной выплаты) за выполнение покупателем определенных условий договора поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), включая приобретение определенного объема товаров (работ, услуг), не уменьшает для целей исчисления налоговой базы продавцом товаров (работ, услуг) (и применяемых налоговых вычетов их покупателем) стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), за исключением случаев, когда уменьшение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) на сумму выплачиваемой (предоставляемой) премии (поощрительной выплаты) предусмотрено указанным договором.

    (п. 2.1 введен Федеральным законом от 05.04.2013 N 39-ФЗ)

    3. При реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений статьи 105.3 настоящего Кодекса, с учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).

    (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 07.07.2003 N 117-ФЗ, от 18.07.2011 N 227-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4. При реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, (за исключением подакцизных товаров) налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции.

    (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 07.07.2003 N 117-ФЗ, от 18.07.2011 N 227-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    5. Налоговая база при реализации услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов) определяется как стоимость их обработки, переработки или иной трансформации с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в нее налога.

    (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    С 01.10.2023 в п. 5.1 ст. 154 вносятся изменения (ФЗ от 31.07.2023 N 389-ФЗ). См. будущую редакцию.

    П. 5.1 ст. 154 (в ред. ФЗ от 30.04.2021 N 103-ФЗ) применяется в отношении операций по реализации электронной, бытовой техники, совершенных с 01.01.2022.

    5.1. При реализации приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) для перепродажи отдельных видов электронной, бытовой техники по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, автомобилей и мотоциклов налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом налога и ценой приобретения указанных техники автомобилей и мотоциклов.

    (в ред. Федеральных законов от 30.04.2021 N 103-ФЗ, от 29.11.2021 N 382-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    6. При реализации товаров (работ, услуг) по срочным сделкам (сделкам, предполагающим поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) по истечении установленного договором (контрактом) срока по указанной непосредственно в этом договоре или контракте цене), производных финансовых инструментов, не обращающихся на организованном рынке, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), стоимость базисного актива (для производных финансовых инструментов, не обращающихся на организованном рынке), указанная непосредственно в договоре (контракте), но не ниже их стоимости, исчисленной исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 настоящего Кодекса, действующих на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы, установленному статьей 167 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

    (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 242-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    При реализации базисного актива производных финансовых инструментов, обращающихся на организованном рынке и предполагающих поставку базисного актива (за исключением реализации базисного актива опционных договоров (контрактов), налоговая база определяется как стоимость, по которой должна быть осуществлена реализация базисного актива и которая определена в соответствии с условиями утвержденной биржей спецификации производного финансового инструмента. Определение налоговой базы при реализации такого базисного актива осуществляется на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы, установленному статьей 167 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

    (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 242-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    При реализации базисного актива опционных договоров (контрактов), обращающихся на организованном рынке и предполагающих поставку базисного актива, налоговая база определяется как стоимость, по которой должна быть осуществлена реализация базисного актива и которая определена в соответствии с условиями утвержденной биржей спецификации производного финансового инструмента, но не ниже стоимости, исчисленной исходя из цен, определяемых в порядке, предусмотренном статьей 105.3 настоящего Кодекса, действующих на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы, установленному статьей 167 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

    (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 242-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    В целях настоящей главы под спецификацией производного финансового инструмента понимается документ биржи, определяющий условия производного финансового инструмента.

    Как устроен НДС

    Судя по форумам предпринимателей, больше всего вопросов возникает по НДС. С помощью этой статьи вы вряд ли сможете заполнить декларацию по НДС, зато узнаете все самое важное о налоге: кто платит, как рассчитать и получить налоговый вычет.

    Аватар автора

    Аватар автора

    эксперт по налогообложению

    Что вы узнаете

    Что такое НДС

    НДС — налог на добавленную стоимость. Его платят, когда компания или предприниматель на общей системе налогообложения, ОСН, или едином сельскохозяйственном налоге, ЕСХН, реализует товары, работы, услуги и имущественные права или получает предоплату за них.

    Продает товары, работы, услуги или имущественные права. Например, компания на общем режиме продала помидоры или офисное помещение — она обязана уплатить НДС.

    Безвозмездно передает товары, работы, услуги или имущественные права. Например, одна компания безвозмездно передает другой промышленный цех или дарит по акции в магазине микроволновку при покупке холодильника — со всех сделок надо уплатить НДС по рыночной стоимости.

    Ввозит товары на территорию РФ из-за границы. Например, привозит шоколад из Японии или одежду из Китая, чтобы потом продать в России. С каждой поставки надо уплатить НДС.

    Выполняет строительно-монтажные работы для себя. Своими силами строит здание, цех или делает ремонт в помещении.

    В законе это называется реализацией, мы же для простоты будем называть продажей.

    НДС — косвенный налог. Обычно бизнес не платит его из своего кармана, а выставляет счет конечному покупателю. Покупатель уплачивает сумму налога, а компания или ИП передает эти деньги налоговой. Возможно, вы замечали, что в чеке магазина отдельно указана цена товара и отдельно НДС. Но если товар не продали, а подарили по акции, бизнесу все равно придется уплатить с него НДС — уже из своих денег.

    Налог начисляется на добавленную стоимость. Например, предприниматель купил килограмм огурцов у поставщика за 100 рублей, а продал за 150 рублей. Если поставщик огурцов тоже плательщик НДС, то предприниматель уплатит налог только с 50 рублей разницы.

    Кто платит НДС

    НДС платят компании и ИП на общей системе налогообложения, а также все, кто ввозит товары через границу, то есть занимается импортом.

    Кто такие налоговые агенты по НДС

    Мы сказали, что НДС платят компании и ИП, которые работают на общей системе. Но есть одно исключение. Платить НДС обязаны все компании и предприниматели, если становятся налоговыми агентами. Вот несколько примеров, когда придется это сделать.

    Купили товар или услугу на территории России у иностранных фирм, не состоящих на налоговом учете. Например, российская компания пользуется интернет-услугами зарубежной фирмы.

    Купили металлолом, макулатуру или сырые шкуры животных у продавцов — плательщиков НДС.

    Продали товары, имущество или услуги иностранца по договору комиссии, поручения или агентскому договору. Например, помогли продать квартиру иностранцу и взяли за это комиссию с продажи, а расчеты проходили через ваш счет.

    Арендуете государственное или муниципальное имущество. Например, сняли помещение напрямую у комитета по управлению городским имуществом.

    Занимаетесь продажей конфискованного имущества. Если государство уполномочило продавать конфискованное имущество, надо будет уплатить с цены продажи НДС.

    Купили государственное имущество. При этом имущество не должно быть закреплено за государственными или муниципальными учреждениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *