Какой штраф за мигрантов pravo migranta ru
Перейти к содержимому

Какой штраф за мигрантов pravo migranta ru

  • автор:

Какой штраф за мигрантов pravo migranta ru

КоАП РФ Статья 18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

(введена Федеральным законом от 05.11.2006 N 189-ФЗ)

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 18.15. КоАП РФ

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, —

(в ред. Федеральных законов от 19.05.2010 N 86-ФЗ, от 24.11.2014 N 357-ФЗ, от 29.06.2015 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, —

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 162-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ, от 24.11.2014 N 357-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Нарушения, предусмотренные частями 1 — 3 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

(часть 4 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

5. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления работодателем или заказчиком работ (услуг), привлекающими высококвалифицированных специалистов, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, или его уполномоченного территориального органа в соответствии с перечнем, установленным указанным федеральным органом исполнительной власти, об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам, если такое уведомление или предоставление таких сведений требуется в соответствии с федеральным законом, —

(в ред. Федеральных законов от 24.11.2014 N 357-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.

(часть 5 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

1. В целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

2. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

Штрафы за трудоустройство мигрантов-нелегалов

Во многих российских компаниях трудятся иностранные работники. Работодателю важно учесть все нюансы законодательства, несоблюдение закона влечет за собой штраф за незаконных мигрантов. Лучше всего обратиться в специализированную компанию, сотрудники которой имеют опыт оформления иностранцев.

Трудоустройство мигрантов

Мало кто знает, что штраф за незаконных мигрантов предусмотрен не только при отсутствии трудового договора с иностранным сотрудником. Работодателю также грозит административная ответственность в следующих ситуациях:

  • Отсутствие у сотрудников патентов.
  • Просроченные документы.
  • Работа иностранца не по профессии.
  • Оформление трудового договора с ошибками.
  • Несоблюдение правил охраны труда

Нарушения правил миграционного законодательства влекут за собой множество неприятностей для бизнеса. Сюда можно отнести не только штрафы, но и затраты на поиск и обучение другого работника или финансовые потери при простое в случае депортации иностранца.

От идеи нанимать нелегальных мигрантов лучше отказаться. Проверки проводят достаточно часто, поэтому риски довольно высокие. Кроме того, работодателю нужно знать правила оформления иностранцев, а также внимательно отслеживать изменения в миграционных законах. За малейшую ошибку придётся платить внушительные суммы.

Привлечение к занятости зарубежных трудовых ресурсов требует знания законов. Штраф для мигрантов для юр лиц составляет до миллиона рублей. Это довольно существенная сумма для многих отраслей бизнеса.

Ответственность для ИП и физических лиц

Административная ответственность грозит не только компаниям. Штраф за мигрантов для ИП можно составлять до 500 тысяч рублей. К наиболее частым нарушениям можно отнести трудоустройство иностранных граждан без документов, с просроченным патентом, с разрешением выданным другим субъектом.

Физические лица чаще всего нанимают иностранных граждан в качестве домашнего персонала. Няни, садовники, повара, водители и гувернантки из других стран должны быть оформлены в соответствии с требованиями закона.

Стоит ли нанимать иностранных сотрудников?

Нарушения миграционного законодательства грозит внушительным штрафом. Тем не менее, во многих случаях прием на работу иностранца выгоден для бизнеса. Чтобы избежать штрафов необходимо:

  • изучить основы миграционного законодательства,
  • следить за изменениями в законах,
  • иметь возможность проконсультироваться с миграционным юристом.

Поможем снизить расходы и сократить риски работы с мигрантами в Москве и Московской области.

Многие компании отказываются от сотрудничества с иностранными гражданами, зная какой штраф за мигрантов придется оплатить в случае случайной ошибки. Тем не менее, если работник трудоустроен официально по всем правилам, то бояться проверок не следует.

Можно обратиться в специализированную компанию, тогда не придется самостоятельно вникать в особенности трудоустройства иностранцев.

Плюсы и минусы трудоустройства мигрантов

Привлечение иностранных сотрудников позволяет снизить дефицит кадров. Кроме, того такие работники не склоны часто менять работодателя. Многие иностранные специалисты также готовы трудиться в сложных условиях.

Конечно, у трудоустройства мигрантов есть и минусы. Очень важно правильно оформить документы и соблюсти сроки подачи уведомлений в государственные органы. Можно также воспользоваться кадровым аутсорсингом. Это позволит избежать штрафов и других неприятных последствий, связанных с трудоустройством мигрантов.

Законодательная база

Законы в сфере трудоустройства мигрантов довольно строгие. Государственные структуры проводят проверки предприятий достаточно часто.

Штрафы за нелегалов составляют до одного миллиона рублей, согласно Статье КоАП РФ 18.15. Кроме того, в некоторых случаях предусмотрена даже уголовная ответственность. Например, в уголовном кодексе есть Статья 322. За организацию нелегальной миграции грозит лишение свободы сроком до пяти лет. Согласно статье 5.27 КоАП РФ административная ответственность может наступить за несоблюдение за требований охраны труда.

Аутсорсинг иностранных сотрудников значительно снижает риски штрафов и других негативных последствий для бизнеса. Опытный юрист проконсультирует по работе и оформлению мигрантов в штат, а также объяснит как правильно подготовиться к проверкам со стороны надзорных органов.

Ответственность за нарушение миграционного законодательства

Профилактика незаконной миграции и нарушений миграционного законодательства, выявление лиц причастных к организации незаконной миграции, является одним из приоритетных направлений деятельности Следственного комитета Российской Федерации.

Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Ставропольскому краю осуществляет данную деятельность на основании изданных организационно-распорядительных документов путем обеспечения межведомственного взаимодействия с правоохранительными, контролирующими и надзорным органами.

Следственное управление напоминает, что иностранным гражданам, нарушившим законодательство РФ, закрывается въезд в Россию.

Действующее законодательство предусматривает различные виды ответственности за нарушения требований в области миграционных отношений:

— по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ — административный штраф в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы России или без такового;

— по ч. 1 ст. 19.27 КоАП РФ за представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений либо подложных документов иностранным гражданином или лицом без гражданства, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния — административный штраф в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ или без такового;

За нарушения в области трудовой миграции, предусмотренные ст. 18.10 и ч. 2 ст. 18.17 КоАП РФ, установлена ответственность в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ или без такового.

Важно понимать, что несут ответственность и приглашающая или принимающая сторона. Для должностного лица и юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства за нарушение правил пребывания в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, предусмотрен крупный штраф.

Граждане РФ привлекаются к административной ответственности:

— по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ за незаконное привлечение к трудовой деятельности в России иностранного гражданина или лица без гражданства, что влечет наложение административного штрафа в размере 5-7 тыс. рублей; — по ст. 19.27 КоАП РФ за предоставление ложных сведений при осуществлении миграционного учета, что влечет наложение административного штрафа в размере 2-5 тыс. рублей.

К уголовной ответственности по ст. 322.3 УК РФ привлекаются лица за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в России, что наказывается штрафом в размере 100-500 тыс. рублей либо лишением свободы на срок до трех лет.

Организация незаконной миграции является уголовно-наказуемым деянием и иногда может носить характер организованного преступного бизнеса. За организацию незаконного въезда в Россию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в РФ или незаконного транзитного проезда через территорию страны ст. ми 322.1, 322.2, 322.3 УК РФ установлена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 7 лет.

Следственное управление по Ставропольскому краю просит граждан оставаться бдительными и оперативно сообщать в правоохранительные органы информацию о незаконно находящихся в регионе иностранных гражданах, осуществлении ими незаконной трудовой деятельности или совершении преступлений. Практика следственных органов свидетельствует о том, что нелегальная миграция является одним из основных факторов, способствующих преступности иностранных граждан. Совершаемые ими преступления вызывают недоверие к проводимой государственными органами миграционной политике.

Штрафы за иностранных работников в 2020 году

Работодатели, привлекающие к работе иностранных граждан, обязаны выполнять в отношении них не только нормы ТК РФ, но и строго исполнять обязанности, предусмотренные миграционным законодательством. Штрафы за его нарушение могут достигать миллиона рублей за каждого иностранного работника. За что и как в 2020 году наказывают должностных лиц, ИП и компании, привлекающих к работе иностранных граждан, расскажем в нашем материале.

Штрафы за незаконное привлечение иностранца к работе

Нарушения, связанные незаконным привлечение иностранцев к работе, наказываются штрафами по ч. 1 и 2 ст. 18.15 КоАП РФ:

Нарушение

Если вышеуказанные нарушения совершены в Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, применяются увеличенные размеры штрафов (ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ):

  • для граждан: от 5 000 до 7 000 руб.;
  • для должностных лиц: от 35 000 до 70 000 руб.;
  • для компаний: от 400 000 до 1 000 000 руб. или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

Штраф в указанном размере работодатель заплатит за нарушения, допущенные в отношении каждого иностранца в отдельности.

Как показывает судебная практика, по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ штраф за нелегалов подрядчика могут наложить на генподрядчика — именно он допустил их к работе, не проверив легальность привлечения иностранной рабочей силы на строительном объекте (Постановление АС СЗО от 04.09.2018 по делу № А56-65169/2017).

А вот если вас пытаются наказать за то, что вы не сообщили в орган по миграции об изменении трудовой функции иностранца (к примеру, перевели его из водителей в продавцы), то такой штраф будет незаконным. ВС РФ в Постановлении от 18.09.2020 № 31-АД20-3 напомнил, что работодателю не нужно уведомлять МВД об изменении должности, рабочего адреса и других условий труда иностранца, пока трудовой договор с ним не будет расторгнут.

Штраф за нарушение зарплатно-уведомительной процедуры

Работодатели обязаны отправлять в орган по миграции уведомление о выплате зарплаты иностранцам-высококвалифицированным специалистам (ВКС) ежеквартально не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 13 ст. 13.2 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»).

Неуведомление или нарушение установленного порядка и/или формы уведомления органа по миграции об исполнении обязательств по выплате зарплаты высококвалифицированным иностранным специалистам, если такое уведомление требуется по закону, наказывается штрафом: (ч. 5 ст. 18.15 КоАП РФ):

  • на должностных лиц: от 35 000 до 70 000 руб.;
  • на компанию: от 400 000 до 1 000 000 руб.

Штрафы за нарушения при выплате зарплаты ВКС

В ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ указаны размеры зарплат иностранцев-ВКС, ниже которых работодатель платить не вправе. Если работодатель выплачивает иностранцам-ВКС заработную плату с нарушением требований законодательства, ему могут грозить:

  • штрафы в сумме до 50 000 руб., на компанию, до 20 000 руб. на руководителя, если факт выплаты иностранцам-ВКС заниженных зарплат будет выявлен при проверке трудовой инспекцией (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ);
  • уголовная ответственность руководителя при невыплате зарплаты иностранцу-ВКС более 3 месяцев (ст. 145.1 УК РФ);
  • запрет на 2 года на привлечение новых иностранцев-ВКС, если работодатель выплачивает иностранцу-ВКС зарплату ниже законодательного предела (п. 13 и п. 26.1 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ).

Штраф за нарушение правил привлечения иностранцев для работы на торговых объектах

Работодатель, привлекающий иностранцев к трудовой деятельности на торговых объектах, обязан соблюдать определенные правила, предусмотренные федеральными законами и иными НПА (ст. 13.2-13.3 Закона № 115-ФЗ, ст. 15 Закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках…» и др.).

Штрафы за иностранных работников в 2020 году

Наказание по ч. 1 ст. 18.16 КоАП РФ может последовать, если ИП или компания, управляющие торговым объектом:

  • предоставил(а) торговое место на территории торгового объекта, производственного, складского или иного помещения иностранному гражданину, незаконно привлекаемого к работе;
  • выдал(а) иностранному гражданину, незаконно осуществляющему торговую деятельность, разрешение на ее осуществление;
  • допустил(а) иностранца, незаконно осуществляющего торговую деятельность, к ее осуществлению.

По ч. 2 ст. 18.16 КоАП РФ тех же лиц могут наказать за предоставление торговых мест на территории торгового объекта или иных помещений другим компаниям или ИП, у которых:

  • отсутствует разрешение на использование труда иностранцев, но они фактически привлекают их к работе;
  • работают иностранцы, не имеющие разрешения на работу или патент, если эти документы обязательны по закону.

Наказания за нарушения по ч. 1 и ч. 2 ст. 18.16 КоАП РФ одинаковы по размеру штрафов и длительности приостановления деятельности.

За указанные нарушения, совершенные Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, предусмотрены штрафы более значимых размеров:

  • на должностных лиц от 45 000 до 70 000 руб.,
  • на компанию — от 450 000 до 1 000 000 руб.

Штрафы за нарушение иммиграционных правил

По требованию органа миграции у работодателя, привлекающего к труду иностранцев, могут запросить документы в контрольных целях (данные учета иностранных граждан, въехавших в РФ по приглашению компании, трудовые договоры с ними и т. д.).

По ч. 2 ст. 18.11 НК РФ работодателю, не представившему или несвоевременно представившему по требованию органа по миграции документы или информацию об иностранных лицах, в отношении которых осуществляется иммиграционный контроль по законодательству РФ, грозит штраф:

  • на должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб.;
  • на компанию — от 400 000 до 500 000 руб.

Подобные наказания введены в целях предупреждения и сокращения неконтролируемой миграции, усиления контроля за иммигрантами, находящимися в России.

Штраф за нарушение ограничений и запретов при привлечении к работе иностранца

Миграционное законодательство накладывает определенные запреты и ограничения, которые работодатель обязан учитывать, привлекая к трудовой деятельности иностранных граждан. К примеру, иностранные граждане, привлекаемые к работе в РФ, не вправе находиться на муниципальной службе или быть командирами гражданских воздушных судов. Полный перечень «запрещенных» для иностранцев профессий представлен в ст. 14 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ.

Кроме запретов, в указанной статье приводятся и ограничения по определенным профессиям. Так, иностранцу не запрещено замещать должность главбуха только в том случае, если он имеет статус постоянно или временно проживающего в РФ и соответствует законодательным требованиям (ч. 5 ст. 14 Закона № 115-ФЗ).

Если данные запреты и ограничения работодатель игнорирует, может последовать наказание по ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ:

Штрафы за иностранных работников в 2020 году

Наказание за невыполнение миграционных уведомительных и иных процедур

На работодателя, привлекающего к работе иностранцев и выступающего в качестве принимающей стороны, возлагаются обязанности по постановке иностранных граждан на миграционный учет и снятие их с учета (Закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете…», Закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета…»).

За невыполнение этих обязанностей наступает административная ответственность по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ. Исходя из судебной практики по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ штрафом могут быть наказаны как должностные лица, так и юридические лица. К примеру, компании не удалось отбиться от штрафа в 400 000 руб. за неисполнение обязанности по уведомлению подразделения по вопросам миграции об убытии иностранца (Постановление ВС РФ от 13.03.2020 № 5-АД20-28).

А в другом деле штраф 40 000 руб. по ч. 4 ст. 18.9 получил гендиректор компании, не сообщивший в орган миграции о прибытии иностранного работника (Постановление ВС РФ от 18.06.2019 № 18-АД19-24).

По ст. 18.9 КоАП РФ наказание может последовать за разные нарушения:

Нарушение

Уголовная ответственность за иностранных работников

Работодателю грозит уголовная ответственность, если он при постановке иностранца на учет по месту пребывания:

  • предоставит в орган по миграционному учету заведомо недостоверные сведения или документы;
  • не предоставит иностранцу помещение для фактического проживания (пребывания) или сам иностранец не намерен проживать в помещении, по которому поставлен на учет;
  • укажет адрес компании для постановки на учет иностранца, но фактически это лицо в данной компании трудовую или иную не запрещенную законодательством РФ деятельность не осуществляет.

Все указанные случаи являются нарушением миграционного законодательства и расцениваются в качестве фиктивной постановки иностранца на учет по месту пребывания в РФ, за которое предусмотрено наказание по ст. 322.3 УК РФ.

Штрафы за иностранных работников в 2020 году

Как накажут ИП за нарушение миграционного законодательства

Если ИП привлекает к работе иностранных граждан и допускает нарушения миграционного законодательства, он тоже может быть наказан.

В примечании к ст. 18.1 КоАП РФ законодатели уточнили, как разобраться с видами наказаний ИП за административные правонарушения в области обеспечения режима пребывания иностранцев в РФ, предусмотренными гл. 18 КоАП РФ:

  • они будут указаны в тексте статьи обособленно — если меры отличаются от правил административной ответственности юридических лиц;
  • либо ответственность ИП отдельно в статье прописана не будет, но подразумевается, что она аналогична ответственности юридических лиц.

Таким образом, если в тексте статей гл. 18 КоАП РФ индивидуальный предприниматель не увидит упоминание об ответственности ИП, ему не следует забывать о данном примечании к ст. 18.1 КоАП РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *