Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ
Понятие обеспечения исполнения контрОбеспечение исполнения контракта (ОИК) – это страховка заказчика от недобросовестного исполнения поставщиком договора. Если поставщик не исполнит контракт или исполнит его ненадлежащим образом, то госзаказчик сможет покрыть ущерб из суммы ОИК или с банка, который выдал гарантию для ОИК. Условия об удержании штрафов из суммы обеспечения заказчик должен прописать в проекте договора.акта
Например, в договоре в аукционе на монтаж приточно-вытяжной вентиляции сказано: если поставщик нарушит обязательства, госзаказчик забирает деньги в размере неустойки из суммы ОИК.
А в договоре к конкурсу на проект изменения границ природных заказников прописано, что заказчик вправе удержать ОИК за нарушение срока исполнения договора, чем он и воспользовался. Победитель конкурса МОО «Экологический Центр Стриж» нарушил сроки сдачи результатов работы. Заказчик выставил ему требование об уплате пеней за просрочку — в противном случае он удержит сумму из ОИК. Поставщик требование не исполнил и попал в РНП. Госзаказчик расторг с ним контракт по своей инициативе и удержал неустойку из обеспечения.
Способ обеспечения исполнения контракта
Участник тендера решает сам, каким из двух способов воспользоваться:
- Перечислить деньги на счет заказчика, который он указал в документации о закупке.
- Оформить банковскую гарантию. В этом случае банк-гарант отвечает по обязательствам поставщика перед госзаказчиком.
Список банков, которые могут выдавать гарантии, опубликован на сайте Минфина. Банковская гарантия должна соответствовать требованиям документации и статьи 45 закона. Заказчик может «забраковать» гарантию даже из-за мелких формальностей.
Например, в такую ситуацию попал победитель закупки ООО «РусьЭкоПром». Он предоставил банковскую гарантию, которую заказчик признал не соответствующей требованиям закона. Гарант указал, что оплатит сумму по требованию заказчика, если получит его до окончания срока действия гарантии. А в законе сказано, что требование должно быть направлено до окончания срока действия гарантии, а не получено.
Из-за одного слова компания попала в реестр недобросовестных поставщиков.
Рекомендуем внимательно изучить закупочную документацию и проверить текст банковской гарантии, которую выдал банк, чтобы избежать таких ситуаций.
Узнать прогноз одобрения заявки на получение гарантии и получить ее без визита в банк можно с помощью сервиса Контур.Спектр.
Требования к обеспечению исполнения контракта по 44-ФЗ
Требования к ОИК установлены в ст. 96 44-ФЗ. В некоторых закупках заказчик обязан требовать обеспечение договора, в других – вправе требовать его по своему усмотрению.
Когда обеспечивать контракт обязательно?
В аукционах и конкурсах заказчик обязан требовать ОИК, а победитель обязан его предоставить до заключения договора. Если закупка проходит в электронной форме, то победитель прикладывает платежное поручение или банковскую гарантию при подписании договора на ЭТП.
Если поставщик не предоставит ОИК при подписании, то его признают уклонившимся от заключения договора и внесут в РНП на два года.
Например, победитель в тендере протянул с подачей документов в банк и не успевает вовремя оформить гарантию, свободных денег для перечисления у него нет. Итог: контракт не подписан, победитель попал в РНП.
В каких закупках может не быть обеспечения договора?
Госзаказчик может устанавливать это требование по своему усмотрению:
- в запросах котировок;
- в ряде случаев запросов предложений, например, при поставке спортинвентаря, лекарственных препаратов, закупок изделий народных художественных промыслов, закупок услуг по защите интересов России в судах;
- в ряде случаев закупок у единственного поставщика, например, в закупках на оказание услуг по водоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, на поставку культурных ценностей, произведений литературы и искусства, печатных или электронных изданий, на оказание преподавательских услуг и других закупках из п.2 ст.96 44-ФЗ.
Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ
Размер ОИК в тендерах устанавливается в процентах от начальной максимальной цены контракта (НМЦК), а в закупках для СМП и СОНКО — от итоговой цены. Рассмотрим зависимость размера ОИК от условий в таблице:
Вместо увеличения ОИК в 1,5 раза, можно предоставить справку о добросовестности – информацию о 3 контрактах из реестра контрактов, которые:
- исполнены в течение 3 лет без штрафов, пеней;
- цена одного из контрактов ≥ 25 % от НМЦК.
Есть случаи, когда обеспечение можно не платить:
- если победитель — казенное учреждение;
- если предмет закупки — предоставление кредита;
- если предмет закупки — выдача банковской гарантии;
- если закупка для СМП и СОНКО, то вместо ОИК победитель может предоставить справку о добросовестности.
Такую справку сможет предоставить только опытный участник госзакупок — справка содержит информацию о 3 контрактах, включенных в реестр контрактов, которые:
- исполнены в течение 3 лет без штрафов, пеней;
- сумма цен контрактов ≥ НМЦК.
Обратите внимание, справки о добросовестности при антидемпинге и для СМП и СОНКО различаются. Отличие в цене контрактов: при антидемпинге цена одного из трех контрактов должна быть не меньше 25 % от НМЦК, а для СМП и СОНКО сумма цен всех трех контрактов — равна или больше НМЦК.
Расчет суммы обеспечения
Правильно рассчитать ОИК помогут ответы на два вопроса:
- Есть ли в закупке ограничение для СМП и СОНКО?
- На сколько процентов было снижение цены?
Разберем расчет суммы обеспечения на примерах.
- Аукцион на поставку автозапчастей
Условия:
НМЦК 499 998,50 рублей.
Размер обеспечения исполнения контракта – 5 %.
Ограничения для СМП и СОНКО нет.
Победитель – СМП, снизился до 399 998,80 рублей (на 20 % от НМКЦ).
Расчет:
Обеспечение контракта составит 24 999,93 рублей – 5 % от НМЦК.
Победитель относится к СМП, но в закупка проводится “для всех”, поэтому обеспечение будет рассчитываться от НМЦК.
- Аукцион на поставку рентгеновского аппарата
Условия:
НМЦК 99 360 000,00 рублей.
Размер обеспечения исполнения контракта – 15 %.
Закупка для СМП и СОНКО.
Победитель – СМП, снизился до 81 475 200 рублей (на 18 % от НМКЦ).
Расчет:
Обеспечение контракта составит 12 221 280 рублей – 15 % от цены контракта.
Закупка проводится среди СМП и СОНКО, поэтому обеспечение контракта будет рассчитываться от цены, по которой заключается контракт.
- Аукцион на оказание услуг по очистке кровель зданий от снега.
Условия:
НМЦК 592 699,84 рублей.
Размер обеспечения исполнения контракта – 5 %.
Закупка для СМП и СОНКО.
Участник – СМП, снизился до 334 717,57 рублей (на 43,5 % от НМКЦ).
Расчет:
Обеспечение контракта составит 25 103,82 рублей – 5 % от цены договора и увеличено в 1,5 раза, так как снижение больше 25 %.
Будьте внимательны при расчете. Заказчик может не принять ОИК, если вы неправильно округлили сумму и заплатили на 1 копейку меньше. И не забывайте умножать ОИК на 1,5, если снизились на 25 % и больше. Предоставите обеспечение меньше чем надо – попадете в РНП.
Компания ООО «Балт Медикал-Урал» победила в аукционе №0306200011417000283 на поставку ксеноновой лампы в картридже с начальной ценой 180 966,67 рублей, снизив свою цену до 114 217,89 рублей, а это 36,88 % от начальной. Компания не учла антидемпинговые меры и предоставила банковскую гарантию на сумму 18 096, 67 рублей. Именно такой размер ОИК был установлен в тендере. Заказчик не принял гарантию, а компания попала в РНП.
Иногда госзаказчик сам рассчитывает размер обеспечения и включает информацию о нем в проект контракта перед тем, как отправить его на подписание победителю тендера, как например, в этой закупке. Но госзаказчик может и не указывать сумму обеспечения, как в этой закупке, тогда вам придется ее рассчитывать.
Возврат обеспечения по контракту
Заказчик полностью вернет ОИК:
- Если договор полностью исполнен.
- Если поставщик решил изменить способ обеспечения на банковскую гарантию. Он имеет право сделать это в любой момент исполнения договора.
- Если договор расторгнут по соглашению сторон или по инициативе заказчика, и у заказчика нет претензий к поставщику. Если претензии есть, госпредприятие может компенсировать свои убытки из суммы ОИК.
Заказчик обязан прописать в контракте условие о сроках возврата ОИК если поставщик добросовестно исполнит договор:
- Если победитель обеспечивал контракт деньгами, то заказчик должен вернуть их не позднее 30 дней с даты исполнения контракта.
- В закупках для СМП и СОНКО — не позднее 15 дней. Эти требования регламентируются п.27 ст.34 44-ФЗ.
Госпредприятие не вернет ОИК в случае расторжения договора по своей инициативе, если поставщик не исполнил его или нарушил обязательства. Но об этом должно быть написано в контракте.
Как вернуть обеспечение контракта по 44-ФЗ
Обеспечение исполнения контракта — это страховка заказчика от недобросовестного исполнения поставщиком договора. До 31 декабря 2023 г. заказчик вправе не требовать предоставление гарантийных обязательств. Исключение — случай, когда условиями закупки предусмотрена выплата аванса, который не подлежит казначейскому сопровождению. Возврат финансового обеспечения контракта по 44-ФЗ предусмотрен в случае надлежащего исполнения подрядчиком своих обязательств по договору.
Возврат банковской гарантии после исполнения контракта
Действующее законодательство не использует термин «банковская гарантия», часть 3 ст. 96 44 закона определяет, что исполнение договора обеспечивается предоставлением независимой гарантии или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет. В случае надлежащего исполнения подрядчиком договорных обязательств заказчик вернет средства, предоставленные в виде внесенных денег. Возврат независимой гарантии положениями закона не предусмотрен. Если условия договора нарушены исполнителем, заказчик оставляет за собой право на невозврат обеспечения контракта либо удержание сумм за счет предоставленной независимой гарантии.
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы получить деньги от заказчика максимально быстро.
Если договор расторгается по взаимной договоренности сторон, срок возврата обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ в 2023 году определяется исходя из его условий. Если сторонами такие условия не оговорены, рекомендуется уложиться в сроки, предусмотренные ч. 27 ст. 34 44-ФЗ.
Такого же правила стоит придерживаться и в случае возврата банковской гарантии по 44-ФЗ при расторжении контракта в одностороннем порядке с той лишь разницей, если договор расторгается по причине неисполнения либо не полного исполнения подрядчиком своих обязательств. В этом случае денежные средства перечислят с учетом удержания штрафных санкций. Если такой срок не установлен, то получите деньги в течение 7 дней от даты, когда отправили требования о их перечислении. Если не потребовали, то вернут в разумный срок. Этот вывод следует из п. 2 ст. 314 ГК.
В какие сроки
С 01.07.2019 установлен срок не больше 30 дней от даты выполнения поставщиком обязательств. Если закупка проводилась с ограничением для субъектов малого предпринимательства по ст. 30 44 закона, то не больше 15 дней. Это закреплено в ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе. Указание на срок возврата денежных средств в качестве обеспечения контракта по 44-ФЗ обязательно прописывают в проекте договора. Отсутствие этого пункта является нарушением ч. 27 ст. 34 44 закона. За это заказчику грозит административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.
Как возвращают
Деньги возвращаются двумя способами:
- в полном объеме;
- частично.
- исполнили обязательства полностью;
- заменили способ обеспечения по ч. 7 ст. 96 44-ФЗ
Возврат предусматривают в госконтракте, который заключен по итогам закупок, извещение о которых опубликовали в ЕИС после 01.07.2019.
По соглашению сторон это делают и в других соглашениях. Это закреплено в ч. 4 ст. 2 Федерального закона № 502-ФЗ от 27.12.2018.
Вернут часть денег, если размер обеспечения уменьшился по ч. 7.2 ст. 96 44-ФЗ и заявили о желании вернуть часть денег. Такое заявление оформляется в письменном виде. Размер уменьшается пропорционально стоимости выполненных обязательств, которые приняты и оплачены по условиям договора.
Такое уменьшение произойдет, только если нет непогашенной неустойки (если она начислялась) и выполнили обязательства в объеме аванса (если он есть). Это указано в ч. 7.3 ст. 96 44-ФЗ.
Как написать заявление на возврат
Закон не устанавливает типовой формы, которую обязательно используют как шаблон для письма о возврате гарантийного обеспечения по контракту. Разрабатывайте его сами в свободной форме на бланке организации. В него включайте:
- название и адрес заказчика, куда отправляете;
- дату, когда составляете;
- просьбу вернуть деньги;
- номер договора, дату его заключения и предмет;
- сумму денег, которую возвращают;
- реквизиты платежного поручения;
- подпись лица, уполномоченного представлять интересы.
Вот образец письма на возврат обеспечения исполнения контракта:
Если вы работаете по нескольким контрактам с одним заказчиком и ваши обязательства по ним обеспечены денежными средствами, в случае окончания исполнения обязательств по этим контрактам нет необходимости писать несколько писем по каждому из договоров, совместите несколько однородных требований в одном письме.
Воспользуйтесь образцом заполнения письма на возврат обеспечения по нескольким контрактам.
В какой срок возвращается обеспечение исполнения контракта по 44 фз
Статья 96. Обеспечение исполнения контракта
1. Заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
1.1. При осуществлении закупки, предусматривающей заключение контракта жизненного цикла, заказчик устанавливает в извещении об осуществлении закупки, в документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), в проекте контракта, в приглашении требование обеспечения исполнения контракта раздельно в части:
1) поставки товара или выполнения работы (в том числе при необходимости проектирования объекта капитального строительства, создания товара, который должен быть создан в результате выполнения работы);
2) последующего обслуживания, при необходимости эксплуатации в течение срока службы, ремонта и (или) утилизации поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара.
2. Заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, проекте контракта требование обеспечения исполнения контракта при осуществлении закупок путем проведения электронного запроса котировок (за исключением случая, предусмотренного подпунктом «б» пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона), а также закупок, предусмотренных пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 3 — 11, 13 — 15, 17, 20 — 23, 26, 28 — 34, 40 — 42, 44, 45, 46, 47 — 48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 — 48, не предусмотрена выплата аванса), 51 — 53, 55 — 59, 61 и 62 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
2.1. Утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 29.12.2015 N 390-ФЗ.
2.2. Заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении требование обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта, от цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
3. Исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
4. Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом в случае заключения контракта жизненного цикла контракт заключается после предоставления таким участником закупки обеспечения исполнения контракта в части, предусмотренной пунктом 1 части 1.1 настоящей статьи.
5. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
6. В случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 — 6.2-1 настоящей статьи. При этом, если:
1) контрактом предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не менее чем в размере аванса, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей части;
2) аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса;
3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 6.2 настоящей статьи при заключении контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона), уменьшенной на размер такого аванса.
6.1. Если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению, заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта. При этом в случае установления заказчиком требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в размере до десяти процентов от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 6.2 настоящей статьи при заключении контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона).
6.2. Если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с частями 6 и 6.1 настоящей статьи от цены контракта, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт.
6.2-1. В случае заключения контракта жизненного цикла при установлении заказчиком требования обеспечения исполнения контракта:
1) размер обеспечения исполнения контракта в части, предусмотренной пунктом 1 части 1.1 настоящей статьи, устанавливается в соответствии с частями 6 и 6.1 настоящей статьи в извещении об осуществлении закупки, в документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), по результатам которой заключается контракт жизненного цикла, в проекте контракта, в приглашении от стоимости товара или работы (в том числе при необходимости стоимости работ по подготовке проектной документации, стоимости работ по созданию товара);
2) размер обеспечения исполнения контракта в части, предусмотренной пунктом 2 части 1.1 настоящей статьи, устанавливается в соответствии с частями 6 и 6.1 настоящей статьи в извещении об осуществлении закупки, в документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), по результатам которой заключается контракт жизненного цикла, в проекте контракта, в приглашении в размере до десяти процентов от стоимости последующих обслуживания, при необходимости эксплуатации в течение срока службы, ремонта и (или) утилизации поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара.
6.3. В случае, если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, начальной сумме цен единиц товара, работы, услуги, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
7. В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения исполнения контракта и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта новое обеспечение исполнения контракта, размер которого может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7.2 и 7.3 настоящей статьи. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения гарантийных обязательств и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения гарантийных обязательств новое обеспечение гарантийных обязательств.
7.1. В случае, если контрактом предусмотрены отдельные этапы его исполнения и установлено требование обеспечения исполнения контракта, в ходе исполнения данного контракта размер этого обеспечения подлежит уменьшению в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7.2 и 7.3 настоящей статьи.
7.2. Размер обеспечения исполнения контракта уменьшается посредством направления заказчиком информации об исполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по поставке товара, выполнению работы (ее результатов), оказанию услуги или об исполнении им отдельного этапа исполнения контракта и стоимости исполненных обязательств для включения в соответствующий реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 настоящего Федерального закона. Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта производится пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых осуществлены в порядке и сроки, которые предусмотрены контрактом. В случае, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем предоставления независимой гарантии, требование заказчика об уплате денежных сумм по этой гарантии может быть предъявлено в размере не более размера обеспечения исполнения контракта, рассчитанного заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов. В случае, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств на счет, указанный заказчиком, по заявлению поставщика (подрядчика, исполнителя) ему возвращаются заказчиком в установленный в соответствии с частью 27 статьи 34 настоящего Федерального закона контрактом срок денежные средства в сумме, на которую уменьшен размер обеспечения исполнения контракта, рассчитанный заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов.
7.3. Предусмотренное частями 7 и 7.1 настоящей статьи уменьшение размера обеспечения исполнения контракта осуществляется при условии отсутствия неисполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также приемки заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта в объеме выплаченного аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса) либо в объеме, превышающем выплаченный аванс (если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению). Такое уменьшение не допускается в случаях, определенных Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.
8. Положения настоящего Федерального закона об обеспечении исполнения контракта, включая положения о предоставлении такого обеспечения с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, об обеспечении гарантийных обязательств не применяются в случае:
1) заключения контракта с участником закупки, который является казенным учреждением;
2) осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;
3) заключения бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями контракта, предметом которого является выдача независимой гарантии.
8.1. Участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
9. Утратил силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ.
10. Особенности предусмотренного настоящей статьей обеспечения исполнения контракта в сфере государственного оборонного заказа могут быть установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
11. Утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 29.12.2015 N 390-ФЗ.
Финансовое обеспечение контракта. Чем грозит его недостаточный размер и как долго придется ждать возврата денежных средств
В контрактной системе одной из важных мер, позволяющих, с одной стороны, дисциплинировать поставщика, а с другой – проверить серьезность его намерений и возможностей, является обеспечение исполнения контракта. Однако не стоит как преувеличивать важность данного инструмента, так и считать его малозначительным.
Порядок и размер обеспечения исполнения контракта непосредственным образом влияет на результаты конкурсных процедур. Отсеивая слабых участников, процедура в конечном итоге повышает эффективность и продуктивность закупки. Однако гарантировать качество и сроки исполнения контракта обеспечение не в состоянии. Применение данного инструмента контрактной системы вызывает некоторые вопросы и требует дополнительных разъяснений. Рассмотрим некоторые из них на примере конкретных ситуаций, возникших при проведении закупок.
Чем регламентируются сроки возврата денежных средств, зарезервированных для обеспечения исполнения контракта?
Согласно ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», способ обеспечения исполнения контракта определяется самостоятельно. Если участник закупки выбирает в качестве обеспечения банковскую гарантию, то срок ее действия должен превышать срок контракта не менее чем на один месяц. Соответственно, банк устанавливает регламентированный срок действия банковской гарантии, по истечении которого считается, что все обязательства по обеспечению выполнены.
Если участник выбирает в качестве обеспечения исполнения контракта денежные средства, которые переводит на банковский счет заказчика, то в течение какого срока заказчик должен вернуть эти денежные средства обратно на расчетный счет исполнителя контракта? Какими нормами регламентируется данный срок, если в контракте и конкурсной документации об этом не упомянуто? Можно ли направить заказчику протокол разногласий с указанием на отсутствие в проекте контракта условия о сроках возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (в некоторых случаях контракт, в котором отсутствует такое условие, заключается по результатам электронного аукциона)?
По закону заказчик должен вернуть денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, в разумный срок после исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту. Если заказчик не исполнил эту обязанность в разумный срок, он обязан вернуть своему контрагенту внесенные денежные средства в семидневный срок со дня предъявления контрагентом требования об их возврате.
В соответствии с ч. 27 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику, подрядчику, исполнителю денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, конечно, если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется контрагентом.
Закон № 44-ФЗ не устанавливает сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, равно как и порядка определения таких сроков для тех случаев, когда указанные сроки контрактом не предусмотрены. Поскольку законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается и на положениях ГК РФ (ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ), при решении этого вопроса следует руководствоваться требованиями ГК РФ с учетом особенностей, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.
Общее правило: если срок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя) по контракту, не установлен контрактом, он должен определяться в соответствии с п. 2 ст. 314 ГК РФ.
Таким образом, заказчик должен вернуть контрагенту денежные средства в течение разумного срока после прекращения обязательств, исполнение которых обеспечивалось (в частности, после приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги – п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ), а при невозврате денежных средств в разумный срок – в течение 7 дней с момента предъявления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) соответствующего требования. Но только в том случае, если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из закона, иных правовых актов, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства.
Следует заметить, что разумность срока в контексте применения п. 2 ст. 314 ГК РФ является оценочной категорией; в спорной ситуации вопрос о том, какой срок исполнения обязательства следует считать разумным, исследуется судом с учетом фактических обстоятельств (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2014 № 11АП-15429/14). Судебная практика исходит из того, что разумный срок следует определять путем сопоставления правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, условий договоров и фактических обстоятельств дела. Разумным сроком является срок, необходимый для исполнения стороной своих обязательств по договору (постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.10.2013 № Ф07-7164/13).
Стоит добавить, что невыполнение требований закона о включении в контракт условий о сроках возврата денежных средств, внесенных в обеспечение исполнения контракта, является основанием для привлечения должностных лиц заказчика к административной ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях (решение ФАС России от 07.11.2014 № К-1602/14).
Часть 4 ст. 70 Закона № 44-ФЗ предоставляет победителю электронного аукциона право направить заказчику протокол разногласий с замечаниями к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов. При отсутствии оснований для отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона заказчик размещает в Единой информационной системе доработанный проект контракта (ч. 5 той же статьи). Если срок возврата денежных средств, внесенных контрагентом в качестве обеспечения исполнения контракта, извещением о проведении электронного аукциона, документацией об аукционе установлен не был, у победителя аукциона формально нет оснований указывать на отсутствие такого условия в протоколе разногласий.
Вместе с тем он не лишен права это сделать. Хотя из закона не следует обязанность заказчика внести условие о сроках возврата обеспечивающих исполнение контракта денежных средств в проект контракта на основании полученного от победителя аукциона протокола разногласий, заказчик имеет полное право дополнить проект контракта таким условием, поскольку это отвечает требованиям закона к содержанию контракта. Заказчик вправе внести в проект контракта, являющийся приложением к документации о торгах, условие о сроках возврата таких денежных средств и до определения победителя торгов, если при этом соблюдаются установленные законом сроки внесения изменений в соответствующую документацию (ч. 2, 6 ст. 50, ч. 4 ст. 64, ч. 6 ст. 65 Закона № 44-ФЗ). Однако если заказчик не дополнит проект контракта соответствующим условием, это не создаст негативных правовых последствий для его контрагента, который в этом случае не лишается права потребовать возврата обеспечения исполнения контракта в разумный срок после исполнения им обязательств по контракту.
Не стоит забывать, что обеспечение надлежащего исполнения обязательства, о котором идет речь в вопросе, по своей правовой природе является дополнительным (акцессорным) обязательством, то есть следует судьбе основного обязательства, исполнение которого оно призвано обеспечивать. Соответственно, с прекращением основного обязательства прекращается и сопутствующее ему обязательство. Другими словами, в отсутствие основного обязательства не может существовать и дополнительное обязательство.
Таким образом, после надлежащего исполнения контрагентом своих обязательств по контракту, в обеспечение которых были внесены денежные средства, эти средства утратят свою обеспечительную функцию, следовательно, с этого момента отпадают правовые основания для удержания заказчиком суммы обеспечения. Таким образом, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту, должны быть возвращены заказчиком в разумный срок после исполнения обязательств, которые они обеспечивают независимо от наличия в контракте условия о сроках возврата таких средств.
Может ли недостаточное обеспечение исполнения контракта служить основанием для признания победителя уклонившимся от заключения контракта?
Организация проводила закупки картриджей посредством электронного аукциона в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Победитель аукциона предложил цену на 40% меньше начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 37 Закона № 44-ФЗ предусматривает, что при таком уменьшении цены контракт с победителем заключается только при обеспечении исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации об аукционе. Информацию о добросовестности участника по ч. 3 ст. 37 Закона № 44-ФЗ победитель предоставить не сможет, так как зарегистрирован менее года до даты подачи заявки на наш аукцион.
Какие действия должен предпринять заказчик, если обеспечение исполнения контракта будет предоставлено победителем меньше требуемого? Считается ли в этом случае участник уклонившимся от заключения контракта?
По закону предоставление победителем электронного аукциона обеспечения не в полном объеме является формальным основанием для признания его уклонившимся от заключения контракта.
По результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона. Согласно ч. 3 ст. 70 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в Единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в Единой информационной системе подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
Если при проведении аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 млн руб. и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25% и более ниже начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта увеличивается в полтора раза по сравнению с размером обеспечения, указанным в документации о проведении аукциона, но не менее чем в размере аванса, если контрактом предусмотрена выплата аванса (либо такой участник должен предоставить информацию, подтверждающую его добросовестность на дату подачи заявки в соответствии с ч. 3 ст. 37 Закона № 44-ФЗ) (ч. 1 и 2 ст. 37, ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).
Частью 6 ст. 37 Закона № 44-ФЗ определено, что обеспечение исполнения контракта, указанное в ч. 1 и 2 ст. 37 Закона № 44-ФЗ, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения. При этом участник закупки, не выполнивший данное требование, признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в Единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
В ч. 13 ст. 70 Закона № 44-ФЗ также предусмотрено, что победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта, в случае если в сроки, предусмотренные этой статьей, он не исполнил требования, предусмотренные ст. 37 Закона № 44-ФЗ. Контракт заключается только после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом № 44-ФЗ, на что прямо указано в ч. 4 ст. 96 Закона № 44-ФЗ.
Из приведенных норм следует, что контракт не может быть заключен с победителем электронного аукциона, если им в установленный законом срок не представлен документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, равно как и в случае непредставления к указанному сроку обеспечения в полном объеме, а победитель аукциона при этом признается уклонившимся от заключения контракта (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2015 № 18АП-13387/14).
Надо еще не забывать о том, что информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, включается в реестр недобросовестных поставщиков. Но в случае предоставления участником аукциона обеспечения не в полном размере антимонопольный орган при решении вопроса о включении такого участника в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться лишь формальной констатацией факта нарушения, а обязан выявлять иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2015 № 08АП-13108/14, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 19.11.2014 № 16-67/2014, от 29.08.2014 № 16-45/2014).
Уполномоченные органы, установив отсутствие намерения победителя аукциона уклониться от заключения контракта, могут выдать оператору электронной площадки предписание о предоставлении заказчику технической возможности заключить контракт с этим участником (решения Управления ФАС по Республике Татарстан от 14.08.2014 № 16-42/2014, от 01.10.2014 № 16-50/2014).
Вместе с тем само по себе невключение участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков не свидетельствует о неправомерности действий заказчика по признанию победителя аукциона, предоставившего обеспечение не в полном объеме, уклонившимся от заключения контракта (решение Управления ФАС по Республике Татарстан от 23.01.2015 № 2-кз/2015).